Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование мотивов нравственного поведения старшего дошкольника

Работа №29258

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
434
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования мотивов нравственного поведения старших дошкольников 7
1.1. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста 7
1.2. Формирование мотивов нравственного поведения у детей дошкольного
возраста 15
1.3. Общение дошкольников со взрослыми, как средство формирования
нравственного поведения 24
Вывод по первой главе 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивов нравственного поведения подготовительного дошкольника 35
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственного поведения
старших дошкольников 35
2.2. Особенности реализации программы формирования нравственного
поведений 39
2.3. Результаты контрольного этапа исследования сформированности
нравственного поведения детей подготовительной к школе группы 43
Вывод второй главы 45
Заключение 46
Библиографический список 48
Приложение № 1 51
Приложение № 2 54
Приложение № 3 56
Приложение № 4


Современное личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности.
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальность: связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, без духовность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Именно нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие в СМИ, на экранах телевизора.
Проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую преследуют педагоги дошкольных образовательных учреждений. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. По мнению многих педагогов (Л.С. Выготский; Д.Б. Эльконин; Л.И. Божович, А.В. Запорожец; Я.З. Неверович и др.) периодом зарождения и формирования этических инстанций, норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. В процессе нравственного воспитания старшего дошкольника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения воспитанников детского сада, формирование у них норм нравственности и морали. Очевидна и необходимость организации специальной работы воспитателя над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Поэтому в воспитании любого нравственного качества применяются различные средства и методы воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся и общение, а в частности - этические беседы.
Таким образом, возникает явное противоречие между богатым накопленным теоретическим и эмпирическим материалом нравственного воспитания и сложившейся ситуацией недостаточного развития и усвоения детьми дошкольного возраста нравственных норм и представлений.
Это определило выбор темы данной работы: Формирование мотивов нравственного поведения старшего дошкольника.
Цель исследования: Исследовать эффективность целенаправленного общения, дошкольника со взрослыми в ДОУ, как средства формирования мотивов нравственного поведения.
Объект исследования: мотивы нравственного поведения детей дошкольного возраста в ДОУ.
Предмет исследования: целенаправленное общение дошкольников со взрослыми, как средство формирование мотивов нравственного поведения.
В соответствии с целью исследования были определенны основные задачи:
1. проанализировать понятия мотива, мотивации, нравственного поведения;
2. изучить особенности мотивации нравственного поведения старшего дошкольника
3. проанализировать методы изучения мотивов нравственного поведения и пути их формирования;
4. подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы.
Гипотеза исследования: для эффективности формирования мотивов нравственного поведения, возможно применить целенаправленное общение детей и воспитателей в условиях ДОУ.
Практическая значимость: результаты исследовательской работы будут интересны для воспитателей и специалистов ДОУ, а так же для студентов специальности «воспитатель детей дошкольного возраста»
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов как: Л.И. Божович, Р.С. Буре, A.M. Виноградова, Т.П. Гаврилова, Г.Н. Година, В.А. Горбачева, СА. Козлова, Т.С. Комарова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, ТА. Куликова, А.И. Липкина, B.C. Мухина, В.Г. Нечаева, СВ. Петерина, Е.В. Субботский, Е.О. Счастная, Т.Н. Титаренко, В.Г Цуканова, О.А. Шаграева, Е.К. Ягловская, С.Г. Якобсон и др.
В качестве методологических подходов в работе использовались фундаментальные принципы отечественной психологии: принцип развития, принципы единства сознания и деятельности; и следующие подходы: аксиологический, в рамках которого человек рассматривается в совокупности ценностей общества и самоцелей общественного развития; личностно- деятельности, требующий перевода ребенка в позицию субъекта познания, деятельности и общения; системный подход, ориентированный на целостное изучение и формирование личности.
Исследование состояло из трёх этапов: Базой опытно экспериментальной работы являлась МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 106" Приволжского района г. Казани. В эксперименте принимали воспитанники подготовительной группы
Структура выпускной работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности. Усвоение общечеловеческой культуры будет эффективно осуществляться, как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому образовательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах содержательно и эмоционально насыщенно для формирования мотивов нравственного поведении.
Этические знания необходимы ребенку, чтобы он мог ориентироваться в общественных явлениях, осознавать свое поведение, предвидеть нравственные результаты своих поступков. Моральные понятия и представления хотя и не определяют полностью соответствующего поведения дошкольников, но являются важной его предпосылкой. Возникающие в процессе деятельности нравственные отношения влияют на усвоение нравственных норм. Моральные качества не могут возникать вне деятельности. Поэтому очень важно, чтобы дети имели достаточный объем самостоятельного общественно полезного труда и других видов деятельности, в которых могли бы реализоваться их знания о нормах и правилах морали.
На нравственное становление личности ребенка большое влияние оказывают ситуации выбора, т. е. такие ситуации, в которых дошкольник должен совершить анализ поступка, руководствуясь известной ему моральной нормой. Ситуация должна быть достаточно сложной для ребенка, требовать от него мыслительных процессов, анализа имеющегося опыта.
Эффективность этического просвещения зависит от того, насколько оно направлено на нравственное развитие детей. Определяя содержание этических бесед, разрабатывая методику их проведения, воспитатель должен ориентироваться на изменения в личности дошкольника, на перспективу его нравственного, интеллектуального и эмоционально-волевого развития. Результативность этических бесед зависит и от того, насколько воспитатель умело воздействовал на чувства детей.
Контрольный этап исследования позволил прийти к выводу, что проведенная работа над формированием мотивов нравственного поведения детей подготовительной группы, с помощью этических бесед, повысила её уровень до высоких показателей, что позволяет говорить об эффективности данного подхода.
На протяжении эксперимента за детьми велось наблюдение. В поступках и действиях ребят, прошедших цикл занятий по развитию нравственных качеств, произошли изменения. Дети стали проявлять сопереживание, сочувствие и сострадание. Так же изменение в поведении заметили родители. По их словам, дети стали более дружелюбными, заботливыми и ласковыми, переживают, если кого-то обидели, искренне, самостоятельно просят прощение.
Таким образом, результаты анализа научной литературы по теме исследования, итоги эмпирической части исследовательской работы позволил нам доказать выдвинутую гипотезу: для эффективности формирования мотивов нравственного поведения, в условиях ДОУ целесообразно применить целенаправленные и систематические этические беседы воспитателей с детьми дошкольного возраста.
Гипотеза полностью подтвердилась.



1. Богданова О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей. — М.: Просвещение, 2013. — 213 с.
2. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. — М.: Айрис-Пресс, 2011. — 204 с
3. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 9. — С. 25-27.
4. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. — М.: Академия, 2011. — 144 с.
5. Кадырова Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 762-766.
6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада./ Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова [и др.]; под ред. А.М. Виноградовой - 2-е изд., испр и доп.- М.: Просвещение, 1989. - 191 с
7. Смирнова Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников. Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - 103с.
8. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: Просвещение, 2003. - 202 с.
9. Петрова В.Н. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 75 с.
10. Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. М.: Деловая книга, 1984. - 243 с.
11. Рапацевич Е.С. Психолого-педагогический словарь [Текст] /
Сост. Е.С. Рапацевич - Минск: Соврем. Слово, 2006. - 928 с
12. Программа воспитание и обучение в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой: 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 232 с.
13. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Под ред. Марковой Т.М. М.: Просвещение, 2005. - 279 с.
14. Кутовая М.С. Сказки от слез: бережем нервы родителей - СПб. Речь, 2007. - 116 с.
15. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1994. - 486 с.
16. Эйсмонт-Швыдкая Г.Н. Нравственное воспитание дошкольников М.: Просвещение, 1993. - 243 с
17. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании. Педагогика. - 2-е изд. М.: Академия, 2005 - 130с
18. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ЕГУ, 2006. -с. 32. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга.
19. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание, 2007г № 8.
20. Комарова, О. А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО / О. А. Комарова, В. Ю. Комарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. № 3. - С. 18-26.
21. Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. М.: Деловая книга, 1984. - 243 с.
22. Петрова В.И. Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 2-изд., - М.: Мозаика- Синтез, 2008. - 80 с
23. .Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности 2003. - № 4 - с.24-29.
24. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1954.- 316с.
25. Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. - Майкоп, 2004. - 340с.
26. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-Мозаика-синтез,2010. - 304с.
27. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с
28. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000
29. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001 №6.
30. .Виноградова Н.Д. Привычка - основа нравственного воспитания // Педагогика, 1997, №5
31. Божович Л. И. “О нравственном развитии и воспитании детей// вопросы психологии”, Москва, 1975 г. 412с
32. Е. А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». М.: просвещение, 2003. - С. 34
33. Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. - М. , 1984.
34. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Академия, 1986. - С. 23
35. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед. М.: Просвещение, 1985. 275 с.
36. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений 3-е изд. испр. и доп. М.: Академия, 2001. - 268 с.
37. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Академия, 1999. -284 с.
38. Логинова В.И., Саморукова М.А. Дошкольная педагогика. - М.-1988
39. Эйсмонт-Швыдкая Г.Н. Нравственное воспитание дошкольников М.: Просвещение, 1993. - 243 с Сластенин В., Исаев И. Педагогика: Учебное пособие// [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Pedagog/slast/14.php.
40. Сущность воспитания // [Электронный ресурс] // (http://spb- tei.ru/2005/09/16/sushhnost-vospitanija.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ