ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСКУССИОННЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы дискуссионных форм деятельности 6
1.1 Проблемное обучение как основа дискуссионных форм работы 6
1.2 Типология дискуссионных форм общения школьников 15
Выводы по главе 1 30
Глава II. Практика проведения дискуссии в начальной школе 32
2.1 Анализ дискуссионной деятельности младших школьников 32
2.2 Практика организации дискуссионных форм деятельности в начальной
школе 39
2.3. Методические рекомендации и правила по проведению урока-дискуссии
в начальной школе 49
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Список литературы Приложение
Глава I. Теоретические основы дискуссионных форм деятельности 6
1.1 Проблемное обучение как основа дискуссионных форм работы 6
1.2 Типология дискуссионных форм общения школьников 15
Выводы по главе 1 30
Глава II. Практика проведения дискуссии в начальной школе 32
2.1 Анализ дискуссионной деятельности младших школьников 32
2.2 Практика организации дискуссионных форм деятельности в начальной
школе 39
2.3. Методические рекомендации и правила по проведению урока-дискуссии
в начальной школе 49
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Список литературы Приложение
Дискуссия - это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. В настоящее время она является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. В отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссией называют обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций и т.д. Но ошибочно считать, что дискуссия - это целеустремленное, эмоциональное, заведомо пристрастное отстаивание уже имеющейся, сформированной и неизменной позиции. Дискуссия - равноправное обсуждение учителями и учениками дел, планируемых в школе и классе и проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет единого ответа. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.
Важность регулярного использования дискуссии на учебных занятиях в настоящее время не оспаривается никем. Для прочного усвоения знаний и понимания возможности их использования в практический деятельности необходимо не просто прочитать и выучить материал, но и обязательно обсудить его с другим человеком. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и многие другие исследователи доказывали, что интеллектуальный рост является продуктом как внутренних, так и внешних, т.е. социальных процессов. Они говорили о том, что более высокий уровень мышления возникает из взаимоотношений или, проще сказать, диалога между людьми.
Коста, анализируя их исследования, добавляет: «При совместном генерировании и обсуждении идей люди выходят на уровень мышления, значительно превосходящий возможности отдельных индивидуумов.
Коллективно и в личных беседах они рассматривают проблемы под различным углом зрения, соглашаются или спорят, отслеживают разногласия, разрешают их и взвешивают альтернативы» [12].
Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников, т.е. обращении учеников друг к другу и к учителю для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы. Общение в ходе дискуссии побуждает учеников искать различные способы для выражения своей мысли, повышает восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения; эти личностно развивающие результаты дискуссии впрямую реализуются на обсуждаемом в группах учебном материале. Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.
Объектом нашего исследования является урочная и внеурочная деятельность младших школьников.
Предметом - организационная сторона дискуссионных форм деятельности в начальной школе.
Целью работы является определение условий систематического использования дискуссий в начальной школе.
Гипотеза: применение дискуссии может регулярно использоваться в младшей школе а) на уроке - для постановки проблемы, б) во внеклассной работе - для обсуждения интересных для учащихся проблем.
Чтобы проверить данную гипотезу, мы поставили перед собой следующие задачи:
1) на основе психолого-педагогических исследований выявить педагогические условия проведения дискуссионных форм работы в начальной школе;
2) проанализировать имеющийся опыт проведения дискуссий в младших классах;
3) опытным путем проверить организационные условия проведения дискуссии в начальной школе.
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- изучение и обобщение опыта работы передовых учителей;
- организация и проведение дискуссионных форм в собственной практике.
Важность регулярного использования дискуссии на учебных занятиях в настоящее время не оспаривается никем. Для прочного усвоения знаний и понимания возможности их использования в практический деятельности необходимо не просто прочитать и выучить материал, но и обязательно обсудить его с другим человеком. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и многие другие исследователи доказывали, что интеллектуальный рост является продуктом как внутренних, так и внешних, т.е. социальных процессов. Они говорили о том, что более высокий уровень мышления возникает из взаимоотношений или, проще сказать, диалога между людьми.
Коста, анализируя их исследования, добавляет: «При совместном генерировании и обсуждении идей люди выходят на уровень мышления, значительно превосходящий возможности отдельных индивидуумов.
Коллективно и в личных беседах они рассматривают проблемы под различным углом зрения, соглашаются или спорят, отслеживают разногласия, разрешают их и взвешивают альтернативы» [12].
Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников, т.е. обращении учеников друг к другу и к учителю для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы. Общение в ходе дискуссии побуждает учеников искать различные способы для выражения своей мысли, повышает восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения; эти личностно развивающие результаты дискуссии впрямую реализуются на обсуждаемом в группах учебном материале. Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.
Объектом нашего исследования является урочная и внеурочная деятельность младших школьников.
Предметом - организационная сторона дискуссионных форм деятельности в начальной школе.
Целью работы является определение условий систематического использования дискуссий в начальной школе.
Гипотеза: применение дискуссии может регулярно использоваться в младшей школе а) на уроке - для постановки проблемы, б) во внеклассной работе - для обсуждения интересных для учащихся проблем.
Чтобы проверить данную гипотезу, мы поставили перед собой следующие задачи:
1) на основе психолого-педагогических исследований выявить педагогические условия проведения дискуссионных форм работы в начальной школе;
2) проанализировать имеющийся опыт проведения дискуссий в младших классах;
3) опытным путем проверить организационные условия проведения дискуссии в начальной школе.
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- изучение и обобщение опыта работы передовых учителей;
- организация и проведение дискуссионных форм в собственной практике.
Интерес к поиску учебной задачи на уроке при анализе литературного произведения обеспечивается не только удачно подобранным материалом. Важным является и создание благоприятного эмоционального фона. Учитель должен показать детям свою искреннюю заинтересованность темой дискуссии.
Младшие школьники испытывают затруднения в нахождении различий при сравнении, поэтому вопросы должны быть сформулированы просто и конкретно. Беседа начинается с вопроса, содержащего проблему и направляющего внимание ученика на конфликт в произведении. Ответ на такой вопрос может быть получен только в ходе всего урока, то есть ученик в начале беседы не знает не только ответа, но и путей решения данной проблемы.
В ходе учебного исследования возможны разные варианты решения проблемы. К общему мнению собеседники (учитель и ученики) могут и не прийти. Это зависит от ряда причин: насколько известна, близка и понятна школьникам тема исследования.
Сама формулировка темы может заключать в себе проблему. Тема учебного исследования формулируется всегда шире, чем учебная задача.
Вопрос-тема должен побуждать учащихся к самостоятельному поиску новых знаний, содержать в себе затруднение или противоречие, которые необходимо решить на уроке.
Известно, что до 70 % личностных качеств закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности, умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным. И задача педагога так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Поэтому нам, как учителям, необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. И этому способствуют методы исследовательского обучения, используемые как на уроках литературного обучения, так и на других учебных предметах.
Таким образом, описанные в данной работе организационно - педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и способствуют включению учащихся в собственную исследовательскую практику во внеурочное время. Такую технологию проведения учебных исследований с младшими школьниками можно рассматривать как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с учебным процессом. Оно ориентировано на развитие исследовательской, творческой активности детей, на углубление у них знаний, умений и навыков.
Младшие школьники испытывают затруднения в нахождении различий при сравнении, поэтому вопросы должны быть сформулированы просто и конкретно. Беседа начинается с вопроса, содержащего проблему и направляющего внимание ученика на конфликт в произведении. Ответ на такой вопрос может быть получен только в ходе всего урока, то есть ученик в начале беседы не знает не только ответа, но и путей решения данной проблемы.
В ходе учебного исследования возможны разные варианты решения проблемы. К общему мнению собеседники (учитель и ученики) могут и не прийти. Это зависит от ряда причин: насколько известна, близка и понятна школьникам тема исследования.
Сама формулировка темы может заключать в себе проблему. Тема учебного исследования формулируется всегда шире, чем учебная задача.
Вопрос-тема должен побуждать учащихся к самостоятельному поиску новых знаний, содержать в себе затруднение или противоречие, которые необходимо решить на уроке.
Известно, что до 70 % личностных качеств закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности, умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным. И задача педагога так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Поэтому нам, как учителям, необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. И этому способствуют методы исследовательского обучения, используемые как на уроках литературного обучения, так и на других учебных предметах.
Таким образом, описанные в данной работе организационно - педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и способствуют включению учащихся в собственную исследовательскую практику во внеурочное время. Такую технологию проведения учебных исследований с младшими школьниками можно рассматривать как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с учебным процессом. Оно ориентировано на развитие исследовательской, творческой активности детей, на углубление у них знаний, умений и навыков.



