Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСКУССИОННЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №29257

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
441
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы дискуссионных форм деятельности 6
1.1 Проблемное обучение как основа дискуссионных форм работы 6
1.2 Типология дискуссионных форм общения школьников 15
Выводы по главе 1 30
Глава II. Практика проведения дискуссии в начальной школе 32
2.1 Анализ дискуссионной деятельности младших школьников 32
2.2 Практика организации дискуссионных форм деятельности в начальной
школе 39
2.3. Методические рекомендации и правила по проведению урока-дискуссии
в начальной школе 49
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Список литературы Приложение


Дискуссия - это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. В настоящее время она является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. В отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссией называют обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций и т.д. Но ошибочно считать, что дискуссия - это целеустремленное, эмоциональное, заведомо пристрастное отстаивание уже имеющейся, сформированной и неизменной позиции. Дискуссия - равноправное обсуждение учителями и учениками дел, планируемых в школе и классе и проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет единого ответа. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.
Важность регулярного использования дискуссии на учебных занятиях в настоящее время не оспаривается никем. Для прочного усвоения знаний и понимания возможности их использования в практический деятельности необходимо не просто прочитать и выучить материал, но и обязательно обсудить его с другим человеком. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и многие другие исследователи доказывали, что интеллектуальный рост является продуктом как внутренних, так и внешних, т.е. социальных процессов. Они говорили о том, что более высокий уровень мышления возникает из взаимоотношений или, проще сказать, диалога между людьми.
Коста, анализируя их исследования, добавляет: «При совместном генерировании и обсуждении идей люди выходят на уровень мышления, значительно превосходящий возможности отдельных индивидуумов.
Коллективно и в личных беседах они рассматривают проблемы под различным углом зрения, соглашаются или спорят, отслеживают разногласия, разрешают их и взвешивают альтернативы» [12].
Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников, т.е. обращении учеников друг к другу и к учителю для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы. Общение в ходе дискуссии побуждает учеников искать различные способы для выражения своей мысли, повышает восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения; эти личностно развивающие результаты дискуссии впрямую реализуются на обсуждаемом в группах учебном материале. Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.
Объектом нашего исследования является урочная и внеурочная деятельность младших школьников.
Предметом - организационная сторона дискуссионных форм деятельности в начальной школе.
Целью работы является определение условий систематического использования дискуссий в начальной школе.
Гипотеза: применение дискуссии может регулярно использоваться в младшей школе а) на уроке - для постановки проблемы, б) во внеклассной работе - для обсуждения интересных для учащихся проблем.
Чтобы проверить данную гипотезу, мы поставили перед собой следующие задачи:
1) на основе психолого-педагогических исследований выявить педагогические условия проведения дискуссионных форм работы в начальной школе;
2) проанализировать имеющийся опыт проведения дискуссий в младших классах;
3) опытным путем проверить организационные условия проведения дискуссии в начальной школе.
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- изучение и обобщение опыта работы передовых учителей;
- организация и проведение дискуссионных форм в собственной практике.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Интерес к поиску учебной задачи на уроке при анализе литературного произведения обеспечивается не только удачно подобранным материалом. Важным является и создание благоприятного эмоционального фона. Учитель должен показать детям свою искреннюю заинтересованность темой дискуссии.
Младшие школьники испытывают затруднения в нахождении различий при сравнении, поэтому вопросы должны быть сформулированы просто и конкретно. Беседа начинается с вопроса, содержащего проблему и направляющего внимание ученика на конфликт в произведении. Ответ на такой вопрос может быть получен только в ходе всего урока, то есть ученик в начале беседы не знает не только ответа, но и путей решения данной проблемы.
В ходе учебного исследования возможны разные варианты решения проблемы. К общему мнению собеседники (учитель и ученики) могут и не прийти. Это зависит от ряда причин: насколько известна, близка и понятна школьникам тема исследования.
Сама формулировка темы может заключать в себе проблему. Тема учебного исследования формулируется всегда шире, чем учебная задача.
Вопрос-тема должен побуждать учащихся к самостоятельному поиску новых знаний, содержать в себе затруднение или противоречие, которые необходимо решить на уроке.
Известно, что до 70 % личностных качеств закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности, умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным. И задача педагога так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Поэтому нам, как учителям, необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. И этому способствуют методы исследовательского обучения, используемые как на уроках литературного обучения, так и на других учебных предметах.
Таким образом, описанные в данной работе организационно - педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и способствуют включению учащихся в собственную исследовательскую практику во внеурочное время. Такую технологию проведения учебных исследований с младшими школьниками можно рассматривать как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с учебным процессом. Оно ориентировано на развитие исследовательской, творческой активности детей, на углубление у них знаний, умений и навыков.



1. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников / Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 1970. 103 с.
2. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский. Изд-е 3-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 2007. 96 с.
3. Вилькеев, Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. - [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=467599
4. Вилькеев, Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном обучении / Д.В Вилькеев. М.: Педагогика 1967. 221с.
5. Виноградова, Н.Ф. Проблемы реализации нового стандарта начального общего образования / Н.Ф.Виноградова // Управление начальной школой. 2010. №8. 131 с.
6. Дерябина, Н.П. Дискуссия как метод обучения, способствующий
развитию критического мышления, сознательности и ответственности.
Статья. 2011. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fb.ru/article/4355/diskussiya-kak-metod-obucheniya-sposobstvuyuschiy- razvitiyu-kriticheskogo-myishleniya-soznatelnosti-i-otvetstvennosti
7. Дорно, И.В. Проблемное обучение в школе / И. В. Дорно. М. : Просвещение, 2011. 31 с.
8. Дыняк, Н.Н. Внеклассное мероприятие «Курить или жить»: Презентация и конспект диспута для учащихся 4 класса по предупреждению курения [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //nsportal .ru/nachalnaya- shkola/vospitatelnaya-rabota/vneklassnoe-meropriyatie-kurit-ili-zhit. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 25.03.2013).
9. Зейгарник, Б.В. Патопсихология. 2012 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://libconfs.narod.ru/2001/9s/s9 p55.html
10. Игнатьева, Т.А. Дискуссия как форма учебной
деятельности//Банк педагогической информации ИПКиППРО ОГПУ [Электронный ресурс] // Режим доступа:
(http: //bank.orenipk.ru/Text/t27 79.htm).
11. Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке / И.А. Ильницкая. М.: Просвещение,1985. 55с.
12. Кларина, М.В. Инновации в мировой педагогике. [Электронный
ресурс] // Режим доступа: http://cito-
web.yspu.org/link1/metod/met49/node20.html
13. Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»: 1-4 класс. - М.: Просвещение, 2005. 77 с.
14. Короткова, М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках : [Пособие] / М.В.Короткова. М.: Владос-Пресс, 2001. 100 с.
15. Корнелаева, С.В. План-конспект урока истории (4 класс) по
теме: Диспут: «Патриотизм: знак вопроса» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //nsportal .ru/nachalnaya- shkola/istoriya/disput-patriotizm-znak-voprosa
16. Кудрявцев, Т.В. проблемное обучение: истоки, сущность,
перспективы. 1991. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=5837
17. Ксензова, Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников / Г.Ю. Ксензова М: Педагогическое общество России, 2008. 45 с.
18. Лернер, И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях // Советская педагогика. 1968. №7. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=5837
19. Лернер, И.Я. Развитие мышления школьников в процессе обучения истории / И.Я. Лернер. М.: Пособие для учителей. 1992. 72 с.
20. Лернер, И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных
педагогических чтениях //Советская педагогика. 1968 г.№ 7 [Электронный ресурс]// Режим доступа:
http://coolreferat.com/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5 %D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B5 %D0%BE%D0%B1 %D 1 %83%D 1 %87 %D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
21. Лысова, О.Н Внеклассное мероприятие «Петр 1: тиран или реформатор. Конспект диспута для учащихся 4 класса. [ Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www.uchmet.ru/library/material/136863/
22. Маранцман, В. Г. Проблемное изучение литературного произведения в школе: пособие для учителей / В. Г. Маранцман, Т.В. Чирковская. Изд-е 4-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 2007. 206 с.
23. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. 221 с.
24. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. 99 с.
25. Менчинская, М.А. Проблемы учения и умственного развития человека: Избранные психологические труды / М.А. Менчинская. М.: Педагогика, 1989. 224 с.
26. Мухина, С.А., Соловьёва, А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в системе обучения / С.А. Мухина, А.А. Соловьёва. Изд-е 3-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 2004. 172 с.
27. Никитина, Н.Н., Железнякова, О.М., Петухов, М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. : Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство, 2002. 288с.
28. Новые подходы к литературному образованию младших школьников как путь реализации стандартов второго поколения // Начальное образование. 2010. №4. 76-79 с.
29. Оконь, В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение,
1968 [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=5837
30. Примерные программы начального общего образования: в 2 ч.
Ч.2. М.: Просвещение, 2009. 55-56 с.
31. Рубинштейн,С.Л. Психологическая наука и дело воспитания / С.Л. Рубинштейн// Хрестоматия по психологии : учебное пособие / сост. В.В. Мироненко ; ред. А.В. Петровский. - Издание 2-е, переработанное и дополненное. - Москва : Просвещение, 1987. 76 с.
32. Соколов, А.Н. Виды аргументирования. [Электронный ресурс] //
Режим доступа:
http://coolreferat.com/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D1%8B %D0%B0%D1%8 0%D0%B3%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D0%B8%D 1 %80 %D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D 1 %8F
33. Соколова, Т.Е. Подготовка учителя начальных классов к работе в условиях введения новых образовательных стандартов / Т.Е.Соколова // Методист. 2010. №4. 101-104 с.
34. Скаткин, М.Н. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. / М.Н Скаткина. М.: Просвещение, 1982. 23 с.
35. Сластенин, И.Ф. Искаев, Е.Н. Шиянов, Е.Н Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин И. Ф. Исаев Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
36. Тапилин, А.И. О проблемно-развивающем обучении / А.И. Тапилин. Изд-е 3-е, доп. и перераб. М.: Просвещение. 2002. 122-125 с.
37. Тютина И.П. Темы исследовательских проектов в начальной школе. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //nsportal .ru/nachalnava- shkola/materialv-mo/temv-issledovatelskih-proektov-v-nachalnov-shkole


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ