Примирительные процедуры в гражданском и арбитражном процессе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общая характеристика примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессе 8
§ 1. История становления и развития института примирительных процедур в России 8
§ 2. Примирительные процедуры как межотраслевой институт урегулирования правовых конфликтов 13
§ 3. Система альтернативного разрешения споров в судебном процессе 19
Глава 2. Медиация и примирительные процедуры 30
§ 1. Особенности медиации и примирительных процедур 30
§ 2. Виды примирительных процедур по действующему законодательству.. 36
§ 3. Методы, применяемые в примирительных процедурах 41
Глава 3. Организация и подготовка примирительных процедур 54
§ 1. Примирительные процедуры в гражданском процессе 54
§ 2. Примирительные процедуры арбитражного суда 63
§ 3. Особенности примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы
Глава 1. Общая характеристика примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессе 8
§ 1. История становления и развития института примирительных процедур в России 8
§ 2. Примирительные процедуры как межотраслевой институт урегулирования правовых конфликтов 13
§ 3. Система альтернативного разрешения споров в судебном процессе 19
Глава 2. Медиация и примирительные процедуры 30
§ 1. Особенности медиации и примирительных процедур 30
§ 2. Виды примирительных процедур по действующему законодательству.. 36
§ 3. Методы, применяемые в примирительных процедурах 41
Глава 3. Организация и подготовка примирительных процедур 54
§ 1. Примирительные процедуры в гражданском процессе 54
§ 2. Примирительные процедуры арбитражного суда 63
§ 3. Особенности примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы
Актуальность проблемы исследования. Социальное согласие - жизненная необходимость для любого общества. Чем больше усложняются политические, экономические, социальные и духовные общественные отношения, тем больше в них становится конфронтации различных противоположных интересов, приводящих к спорным или конфликтным ситуациям в обществе. В самом общем смысле конфликт означает столкновение интересов противоборствующих сторон. Основой любого конфликта является противоречие интересов, которое ведет либо к конструктивным, либо к деструктивным последствиям. В связи с динамичным развитием общественных отношений, приобретает актуальность поиск цивилизованных способов разрешения конфликтов.
В 2010 году , в России принят нормативно-правовой акт, разработанный с целью формирования правовых условий для применения альтернативных процедур разрешения конфликтов. Несмотря на это, на альтернативные методы разрешения конфликтов приходится малая доля. Практика его применения не имеет широкого распространения и соответствует целям и задачам, поставленным законодателем, а именно снизать нагрузку на судебную систему, сконструировать дополнительную платформу гражданского общества, а также гармонизировать социальные отношения.
Актуальность выбора темы исследования обусловлена прежде всего тем, что существует необходимость выявления причин, обуславливающих высокую степень конфликтности участников правового спора, отсутствия культуры и навыков переговорного процесса, неграмотности сторон в сфере альтернативных способов разрешения конфликтов, существование проблем, связанных с нежеланием субъектов правового конфликта обращаться за помощью посредника для его разрешения.
В России такой институт урегулирования конфликтов, как медиация находится у истоков становления, в отличие от зарубежных стран, поэтому анализ препятствий, лежащих на пути распространения среди населения примирительных процедур, необходимо начинать с первоисточников возникновения данного правового института в конкретно-историческом правовом континууме.
Необходимость всестороннего научного познания тенденций развития примирительных процедур в процессе их правового регулирования обуславливается низким уровнем правовой информированности в сфере альтернативных способов урегулирования правовых споров, что в свою очередь является причиной низкого уровня правового сознания и правовой культуры населения в исследуемой сфере, что негативно сказывается на экономических предпосылках, формирующих спрос на широкое применение организациями и гражданами примирительных процедур разрешения споров.
Степень научной разработанности.
Традиционно принято рассматривать примирительные процедуры в в рамках теории альтернативного разрешения споров, о чем свидетельствуют научные исследования А.А. Брыжинского, А.И.Зайцева, И.Ю. Захарьящевой, А.Н. Кузбагарова, Е.И. Носыревой и др. Примирительные процедуры являются сложным правовым явлением, которое требует системного, комплексного изучения. Значительное внимание уделяется изучению отдельных видов примирительных процедур А.М. Абдрашитова, Д.Л. Давыденко, С.В. Лазарева, М.Е.Медниковой, А.М. Нехороших, Е.В. Пилехиной, М.А. Рожковой,О.С.Черниковой и др.
А.И. Зайцев рассматривает сферу и специфику существующих в Российской Федерации альтернативных методов урегулирования и разрешения правовых конфликтов.
Е.А. Иванова предлагает правовую характеристику соглашения о проведении процедуры медиации через анализ субъектов, объекта, формы заключения соглашения, определяет процессуальные последствия такого соглашения.
А.Д. Карпенко в работе «Термины медиации как элемент развития практики в России» уточняет такие понятия, как «конфликт» и «спор», «посредничество», «медиация», «примирительные процедуры».
Е.И. Носырева рассматривает урегулирование правовых конфликтов, до обращения в суд или в суде, но до начала судебного разбирательства.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования и реализации примирительных форм разрешения юридических конфликтов в Российской Федерации.
Предмет исследования - нормы российского права, регулирующие систему правовых средств примирительного регулирования и разрешения правовых конфликтов в правовой системе Российской Федерации.
Цель магистерской диссертации: исследовать особенности примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать историю становления и развития института примирительных процедур в России;
- Изучить особенности примирительных процедур как межотраслевого института урегулирования правовых конфликтов;
- Изучить систему альтернативного разрешения споров в судебном процессе;
- Исследовать особенности медиации и примирительных процедур;
- Рассмотреть виды примирительных процедур по действующему законодательству;
- Проанализировать методы, применяемые в примирительных процедурах;
- Исследовать особенности подготовки примирительных процедур;
- Дать характеристику соглашениям принимаемым в процедуре медиации по урегулированию судебного спора;
- Исследовать особенности примирительных процедур арбитражного суда.
Методологической основой исследования являются общенаучные и частно-научные методы исследования, такие как диалектический метод, правовой и теоретический анализ, обобщение, сравнительный анализ.
Теоретическую основу исследования составили работы ученых в сфере гражданского права, гражданского и арбитражного процесса, конфликтологии таких как: А.М. Алиева, М.В. Баранова, О.А. Бекиш, А.К. Большова, М.О. Владимирова, Э.Р. Галиуллина, В.Г. Голубцова, Д.Л. Давыденко, О.С. Дмитриева, А.И. Зайцева, Е.А. Иванова, А.Д. Карпенко, С.В., Лазарев, Е.В. Михайлова, Г.В. Севастьянов, А.С. Хищенко и др.
Нормативной основой исследования послужили: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, федеральные законы и иные законодательные акты.
Научная новизна исследования. В работе проведено систематичное исследование примирительных процедур как межотраслевого института и самостоятельной формы защиты материальных прав субъектов наряду с альтернативными способами разрешения споров.
Новизну диссертационного исследования подтверждают следующие выводы и положения, которые выносятся на защиту:
1. Проанализирована история становления и развития института примирительных процедур в России;
2. Изучены особенности примирительных процедур как межотраслевого института урегулирования правовых конфликтов;
3. Изучена система альтернативного разрешения споров в судебном процессе;
4. Исследована особенности медиации и примирительных процедур;
5. Рассмотрены виды примирительных процедур по действующему законодательству;
6. Проанализированы методы, применяемые в примирительных процедурах;
7. Исследованы особенности примирительных процедур в гражданском процессе;
8. Исследованы особенности примирительных процедур арбитражного суда.
9. Дать характеристику соглашениям принимаемым в процедуре медиации по урегулированию судебного спора;
Структура работы. Данная работа соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения, списка использованных при написании работы нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы, а также приложения.
В 2010 году , в России принят нормативно-правовой акт, разработанный с целью формирования правовых условий для применения альтернативных процедур разрешения конфликтов. Несмотря на это, на альтернативные методы разрешения конфликтов приходится малая доля. Практика его применения не имеет широкого распространения и соответствует целям и задачам, поставленным законодателем, а именно снизать нагрузку на судебную систему, сконструировать дополнительную платформу гражданского общества, а также гармонизировать социальные отношения.
Актуальность выбора темы исследования обусловлена прежде всего тем, что существует необходимость выявления причин, обуславливающих высокую степень конфликтности участников правового спора, отсутствия культуры и навыков переговорного процесса, неграмотности сторон в сфере альтернативных способов разрешения конфликтов, существование проблем, связанных с нежеланием субъектов правового конфликта обращаться за помощью посредника для его разрешения.
В России такой институт урегулирования конфликтов, как медиация находится у истоков становления, в отличие от зарубежных стран, поэтому анализ препятствий, лежащих на пути распространения среди населения примирительных процедур, необходимо начинать с первоисточников возникновения данного правового института в конкретно-историческом правовом континууме.
Необходимость всестороннего научного познания тенденций развития примирительных процедур в процессе их правового регулирования обуславливается низким уровнем правовой информированности в сфере альтернативных способов урегулирования правовых споров, что в свою очередь является причиной низкого уровня правового сознания и правовой культуры населения в исследуемой сфере, что негативно сказывается на экономических предпосылках, формирующих спрос на широкое применение организациями и гражданами примирительных процедур разрешения споров.
Степень научной разработанности.
Традиционно принято рассматривать примирительные процедуры в в рамках теории альтернативного разрешения споров, о чем свидетельствуют научные исследования А.А. Брыжинского, А.И.Зайцева, И.Ю. Захарьящевой, А.Н. Кузбагарова, Е.И. Носыревой и др. Примирительные процедуры являются сложным правовым явлением, которое требует системного, комплексного изучения. Значительное внимание уделяется изучению отдельных видов примирительных процедур А.М. Абдрашитова, Д.Л. Давыденко, С.В. Лазарева, М.Е.Медниковой, А.М. Нехороших, Е.В. Пилехиной, М.А. Рожковой,О.С.Черниковой и др.
А.И. Зайцев рассматривает сферу и специфику существующих в Российской Федерации альтернативных методов урегулирования и разрешения правовых конфликтов.
Е.А. Иванова предлагает правовую характеристику соглашения о проведении процедуры медиации через анализ субъектов, объекта, формы заключения соглашения, определяет процессуальные последствия такого соглашения.
А.Д. Карпенко в работе «Термины медиации как элемент развития практики в России» уточняет такие понятия, как «конфликт» и «спор», «посредничество», «медиация», «примирительные процедуры».
Е.И. Носырева рассматривает урегулирование правовых конфликтов, до обращения в суд или в суде, но до начала судебного разбирательства.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования и реализации примирительных форм разрешения юридических конфликтов в Российской Федерации.
Предмет исследования - нормы российского права, регулирующие систему правовых средств примирительного регулирования и разрешения правовых конфликтов в правовой системе Российской Федерации.
Цель магистерской диссертации: исследовать особенности примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать историю становления и развития института примирительных процедур в России;
- Изучить особенности примирительных процедур как межотраслевого института урегулирования правовых конфликтов;
- Изучить систему альтернативного разрешения споров в судебном процессе;
- Исследовать особенности медиации и примирительных процедур;
- Рассмотреть виды примирительных процедур по действующему законодательству;
- Проанализировать методы, применяемые в примирительных процедурах;
- Исследовать особенности подготовки примирительных процедур;
- Дать характеристику соглашениям принимаемым в процедуре медиации по урегулированию судебного спора;
- Исследовать особенности примирительных процедур арбитражного суда.
Методологической основой исследования являются общенаучные и частно-научные методы исследования, такие как диалектический метод, правовой и теоретический анализ, обобщение, сравнительный анализ.
Теоретическую основу исследования составили работы ученых в сфере гражданского права, гражданского и арбитражного процесса, конфликтологии таких как: А.М. Алиева, М.В. Баранова, О.А. Бекиш, А.К. Большова, М.О. Владимирова, Э.Р. Галиуллина, В.Г. Голубцова, Д.Л. Давыденко, О.С. Дмитриева, А.И. Зайцева, Е.А. Иванова, А.Д. Карпенко, С.В., Лазарев, Е.В. Михайлова, Г.В. Севастьянов, А.С. Хищенко и др.
Нормативной основой исследования послужили: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, федеральные законы и иные законодательные акты.
Научная новизна исследования. В работе проведено систематичное исследование примирительных процедур как межотраслевого института и самостоятельной формы защиты материальных прав субъектов наряду с альтернативными способами разрешения споров.
Новизну диссертационного исследования подтверждают следующие выводы и положения, которые выносятся на защиту:
1. Проанализирована история становления и развития института примирительных процедур в России;
2. Изучены особенности примирительных процедур как межотраслевого института урегулирования правовых конфликтов;
3. Изучена система альтернативного разрешения споров в судебном процессе;
4. Исследована особенности медиации и примирительных процедур;
5. Рассмотрены виды примирительных процедур по действующему законодательству;
6. Проанализированы методы, применяемые в примирительных процедурах;
7. Исследованы особенности примирительных процедур в гражданском процессе;
8. Исследованы особенности примирительных процедур арбитражного суда.
9. Дать характеристику соглашениям принимаемым в процедуре медиации по урегулированию судебного спора;
Структура работы. Данная работа соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения, списка использованных при написании работы нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы, а также приложения.
Одним из важных шагов к совершенствованию правовой системы Российской Федерации, созданию гражданского общества стало внедрение института примирительных процедур. Примирительные процедуры совершенно справедливо можно рассматривать как один из аспектов формирования гражданского общества и его институтов, в рамках которого реализуются такие ценности, как свобода граждан, утверждение начал справедливости и безопасности. Наличие гражданского общества есть основное условие существования правового государства. Правовое государство всегда основано на сотрудничестве. Сегодня функции управления, основанные на формулировании указаний, уступили место в большей степени процедурам, которые базируются на консенсусе, то есть происходит разрушение иерархии, когда конфликты разрешаются распоряжениями сверху. Возникает новая форма комплексности, не позволяющая регулировать отношения по схеме «или то, или это». Ведь, по сути, такая схема предоставляет только две возможности, а там, где решение зависит от целого ряда взаимосвязанных факторов, необходимы такие формы решения конфликтов, которые учитывают различия.
Формирование законодательства в сфере примирительных процедурподчиняется общим принципам, отступление от которых в значительной степени снижает эффективность и «работоспособность» принимаемых в этой сфере нормативных правовых актов.
Для комплексного представления об отношениях, складывающихся в результате применения способов альтернативного разрешения споров (третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража, посредничества (медиации), переговоров и др.), нормы, регулирующие правоотношения в сфере АРС, могут быть условно сведены в пять основных групп:
1) внесудебное (внеюрисдикционное) применение способов АРС;
2) досудебное применение (доюрисдикционное) применение способов АРС;
3) судебное (юрисдикционное) применение способов АРС;
4) содействие применению способов АРС со стороны компетентных органов государства;
5) контроль за применением способов АРС, который может быть как государственным (например, судебным), так и общественным (уровень саморегулируемых сообществ АРС-специалистов).
Таким образом, первые три группы норм показывают, как способы АРС соотносятся с юрисдикционными (государственными) способами разрешения споров (например, с судопроизводством в государственных судах), четвертая предопределяет меры государственной поддержки их развития, а пятая выполняет своеобразную контрольно-защитную функцию от злоупотреблений в сфере АРС.
Для создания нормативных правовых актов (законодательства) в сфере АРС знания этого общего деления (классификации) норм в области АРС явно недостаточно - это всего лишь общий ориентир для нормотворческой деятельности в данной сфере.
С принятием Федерального закона № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» была создана правовая основа для дальнейшего применения и развития примирительных процедур в российском правовом поле.
Несмотря на данное обстоятельство, по утверждению самих инициаторов принятия данного закона, количество споров, урегулированных с помощью медиации, остается на стабильно низком уровне.
Обобщая судебную практику применения Закона о медиации, Верховный Суд РФ указывает на следующие проблемы внедрения примирительных процедур в процесс правореализации: отсутствие навыков и традиций ведения переговоров, высокая степень конфликтности отношений участников спора, новизна процедуры, значительные усилия судейского корпуса в разъяснении условий и порядка применения примирительной процедуры.
Общественный спрос на альтернативные способы разрешения правовых конфликтов формируется под влиянием нескольких причин.
С одной стороны - это развитие институтов гражданского общества, когда граждане стараются самостоятельно, без вмешательства государства, разрешать возникающие в повседневной деятельности разногласия и споры. С другой - проблема, с которой сталкиваются в любой юрисдикции, когда из-за растущего правосознания как граждане, так и организации передают все больше своих конфликтов на рассмотрение суда. При этом формируется целая отрасль оказания юридических услуг, специализирующаяся на сопровождении сторон в суде. В какой-то момент в каждой стране, в связи с перегруженностью судебной системы, становится актуальным вопрос: каким же образом возможно урегулировать спор без суда? Так начинается формирование спроса на различные альтернативные способы разрешения споров. И до тех пор, пока влияние этих факторов не достигнет определенного предела, а информированность и готовность общества к изменениям не поднимется на определенный уровень, не произойдет быстрого развития АРС.
Обращаясь к опыту стран англосаксонского права, мы видим, что развитие АРС, в том числе медиации, происходило там достаточно быстрыми темпами начиная с середины XX века. В странах романо-германской правовой группы распространение медиации шло гораздо медленнее и активизировалось в 80-90-х годах. В России уровень правосознания граждан, степень развития институтов гражданского общества все-таки ниже по сравнению с европейскими странами и США. В то же время для российских граждан доступность судебного разбирательства гораздо выше. Судебные издержки при ведении дел в наших судах, в том числе размер госпошлины и услуги представителей ниже, чем в западных странах, а скорость рассмотрения дел несколько выше. Конечно, это усредненные показатели, но факт остается фактом - в России пока в целом нет объективных экономических условий, которые активизировали бы спрос на процедуру медиации.
Есть также субъективные факторы, препятствующие развитию института примирительных процедур в нашей стране. Незнание о медиации связано с низким уровнем правовой культуры в целом. Значительную роль здесь играет отношение к медиации представителей юридических профессий - адвокатов, юристов, судей - и уровень их просвещенности. Если среди юристов хотя бы большая часть была способна компетентно рекомендовать медиацию, то, конечно, среди широких слоев населения информированность о таком альтернативном подходе к урегулированию споров была бы выше.
В большинстве стран ведущую роль в распространении медиации играют судьи - ведь у них есть возможность рассказать о способах разрешения споров, так как они взаимодействуют со сторонами спора. У нас в стране часто встречается настороженное отношение к медиации, которое строится на обрывочных знаниях. Как правило, опасения высказываются достаточно стереотипные, и многие вопросы решаются сами собой после того, как появляется понимание сути медиации как метода и процедуры. Стандартные вопросы, вызванные сомнениями, - это вероятность затягивания процесса, отсутствие механизма принудительного исполнения медиативного решения, гарантии конфиденциальности, ответственность медиатора.
Но есть и обнадеживающие признаки, свидетельствующие о растущем интересе к медиации. Так, например, спрос на обучение медиации в России сегодня формируется представителями, так называемых помогающих профессий - людьми, задействованными в социально ориентированных профессиях, а также адвокатов и частнопрактикующих юристов. Большинство успешных адвокатов и юристов в настоящее время говорят о том, что они заинтересованы в возможности содействовать разрешению споров своих клиентов с минимальными потерями и временными затратами, что является частью их профессионального долга и ответственности. Представители юридических профессий, стремящиеся качественно делать свою работу, понимают, что судебное разбирательство далеко не всегда позволяет их клиентам получить оптимальный результат. Ведь страдают взаимоотношения сторон спора. Судебное разбирательство может быть очень затратным и длительным, а принудительное исполнение решений суда в некоторых случаях затруднительно или просто безрезультатно. При этом урегулировать спор с «противной» стороной напрямую затруднительно, тем более после обращения в суд. В то же время согласно нашему собственному и международному опыту более 60% процедур медиации завершаются заключением медиативного соглашения и более 80% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно.
На наш взгляд, для дальнейшего продвижения АРС в повседневную правореализационную практику, на данном этапе необходимо сконцентрировать усилия на информационно-просветительской деятельности. Причем необходимо просвещение, как широких слоев населения, так и юридического сообщества как провайдера юридических услуг. Нужно, чтобы юристы предлагали максимально широкий спектр способов урегулирования возникающих конфликтов, помогая на основе информированности сделать выбор, отвечающий интересам клиента.
Сегодня медиация в России - доступный способ разрешения споров, и любой человек, желающий разрешить спор не в суде, а с помощью процедуры медиации, может воспользоваться услугами медиатора. Для этого ему нужно обратиться в организацию, обеспечивающую организацию и проведение процедур медиации, где ему будет предоставлена возможность выбрать медиатора.
За рубежом крупные компании уже давно практикуют создание так называемой внутренней службы медиации, формируя свой штат медиаторов для разрешения как внутрикорпоративных, так и «внешних» споров. Подобная практика сейчас начинает применяться и в отечественном бизнесе. Однако, помимо этого, в тех сферах деятельности, где вероятность конфликтов достаточно высока (а это практически все области деятельности, где происходит взаимодействие с клиентами, заказчиками, покупателями и т.п.), в подготовку персонала внедряется обучение медиативному подходу. Этот метод позволяет разрешать и предотвращать споры и конфликты, что называется, «в реальном времени», не доводя их до эскалации. Это, безусловно, экономит не только время и нервы, но и финансовые ресурсы. И все-таки услуги внутрикорпоративного медиатора можно применять далеко не во всех случаях - ведь важнейшая характеристика профессиональной деятельности медиатора - это его беспристрастность, незаинтересованность, нейтральность. Эти качества не могут быть поставлены под сомнение его корпоративной принадлежностью. Вот почему в ряде случаев для разрешения спора неизбежно приходится обращаться к «внешнему» медиатору, и здесь механизм его поиска такой же, как и в случае обращения к медиатору частного лица. И точно так же компании или организации, не имеющие своей службы медиации, могут обращаться к провайдерам медиативных услуг.
Все эти механизмы сегодня уже существуют в России, и их востребованность напрямую зависит от популярности института медиации, от успешности преодоления стереотипов, мешающих использовать этот метод разрешения спора. Опыт показывает, что развитие медиации по мере ее все большей востребованности происходит в геометрической прогрессии. Стороны, хотя бы раз участвовавшие в процедуре медиации, в будущем при возникновении конфликтов, споров обращаются в первую очередь именно к этому способу урегулирования. И хочется надеяться, что мы уже близки к моменту, когда развитие медиации в России начнет происходить более и более интенсивно.
Формирование законодательства в сфере примирительных процедурподчиняется общим принципам, отступление от которых в значительной степени снижает эффективность и «работоспособность» принимаемых в этой сфере нормативных правовых актов.
Для комплексного представления об отношениях, складывающихся в результате применения способов альтернативного разрешения споров (третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража, посредничества (медиации), переговоров и др.), нормы, регулирующие правоотношения в сфере АРС, могут быть условно сведены в пять основных групп:
1) внесудебное (внеюрисдикционное) применение способов АРС;
2) досудебное применение (доюрисдикционное) применение способов АРС;
3) судебное (юрисдикционное) применение способов АРС;
4) содействие применению способов АРС со стороны компетентных органов государства;
5) контроль за применением способов АРС, который может быть как государственным (например, судебным), так и общественным (уровень саморегулируемых сообществ АРС-специалистов).
Таким образом, первые три группы норм показывают, как способы АРС соотносятся с юрисдикционными (государственными) способами разрешения споров (например, с судопроизводством в государственных судах), четвертая предопределяет меры государственной поддержки их развития, а пятая выполняет своеобразную контрольно-защитную функцию от злоупотреблений в сфере АРС.
Для создания нормативных правовых актов (законодательства) в сфере АРС знания этого общего деления (классификации) норм в области АРС явно недостаточно - это всего лишь общий ориентир для нормотворческой деятельности в данной сфере.
С принятием Федерального закона № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» была создана правовая основа для дальнейшего применения и развития примирительных процедур в российском правовом поле.
Несмотря на данное обстоятельство, по утверждению самих инициаторов принятия данного закона, количество споров, урегулированных с помощью медиации, остается на стабильно низком уровне.
Обобщая судебную практику применения Закона о медиации, Верховный Суд РФ указывает на следующие проблемы внедрения примирительных процедур в процесс правореализации: отсутствие навыков и традиций ведения переговоров, высокая степень конфликтности отношений участников спора, новизна процедуры, значительные усилия судейского корпуса в разъяснении условий и порядка применения примирительной процедуры.
Общественный спрос на альтернативные способы разрешения правовых конфликтов формируется под влиянием нескольких причин.
С одной стороны - это развитие институтов гражданского общества, когда граждане стараются самостоятельно, без вмешательства государства, разрешать возникающие в повседневной деятельности разногласия и споры. С другой - проблема, с которой сталкиваются в любой юрисдикции, когда из-за растущего правосознания как граждане, так и организации передают все больше своих конфликтов на рассмотрение суда. При этом формируется целая отрасль оказания юридических услуг, специализирующаяся на сопровождении сторон в суде. В какой-то момент в каждой стране, в связи с перегруженностью судебной системы, становится актуальным вопрос: каким же образом возможно урегулировать спор без суда? Так начинается формирование спроса на различные альтернативные способы разрешения споров. И до тех пор, пока влияние этих факторов не достигнет определенного предела, а информированность и готовность общества к изменениям не поднимется на определенный уровень, не произойдет быстрого развития АРС.
Обращаясь к опыту стран англосаксонского права, мы видим, что развитие АРС, в том числе медиации, происходило там достаточно быстрыми темпами начиная с середины XX века. В странах романо-германской правовой группы распространение медиации шло гораздо медленнее и активизировалось в 80-90-х годах. В России уровень правосознания граждан, степень развития институтов гражданского общества все-таки ниже по сравнению с европейскими странами и США. В то же время для российских граждан доступность судебного разбирательства гораздо выше. Судебные издержки при ведении дел в наших судах, в том числе размер госпошлины и услуги представителей ниже, чем в западных странах, а скорость рассмотрения дел несколько выше. Конечно, это усредненные показатели, но факт остается фактом - в России пока в целом нет объективных экономических условий, которые активизировали бы спрос на процедуру медиации.
Есть также субъективные факторы, препятствующие развитию института примирительных процедур в нашей стране. Незнание о медиации связано с низким уровнем правовой культуры в целом. Значительную роль здесь играет отношение к медиации представителей юридических профессий - адвокатов, юристов, судей - и уровень их просвещенности. Если среди юристов хотя бы большая часть была способна компетентно рекомендовать медиацию, то, конечно, среди широких слоев населения информированность о таком альтернативном подходе к урегулированию споров была бы выше.
В большинстве стран ведущую роль в распространении медиации играют судьи - ведь у них есть возможность рассказать о способах разрешения споров, так как они взаимодействуют со сторонами спора. У нас в стране часто встречается настороженное отношение к медиации, которое строится на обрывочных знаниях. Как правило, опасения высказываются достаточно стереотипные, и многие вопросы решаются сами собой после того, как появляется понимание сути медиации как метода и процедуры. Стандартные вопросы, вызванные сомнениями, - это вероятность затягивания процесса, отсутствие механизма принудительного исполнения медиативного решения, гарантии конфиденциальности, ответственность медиатора.
Но есть и обнадеживающие признаки, свидетельствующие о растущем интересе к медиации. Так, например, спрос на обучение медиации в России сегодня формируется представителями, так называемых помогающих профессий - людьми, задействованными в социально ориентированных профессиях, а также адвокатов и частнопрактикующих юристов. Большинство успешных адвокатов и юристов в настоящее время говорят о том, что они заинтересованы в возможности содействовать разрешению споров своих клиентов с минимальными потерями и временными затратами, что является частью их профессионального долга и ответственности. Представители юридических профессий, стремящиеся качественно делать свою работу, понимают, что судебное разбирательство далеко не всегда позволяет их клиентам получить оптимальный результат. Ведь страдают взаимоотношения сторон спора. Судебное разбирательство может быть очень затратным и длительным, а принудительное исполнение решений суда в некоторых случаях затруднительно или просто безрезультатно. При этом урегулировать спор с «противной» стороной напрямую затруднительно, тем более после обращения в суд. В то же время согласно нашему собственному и международному опыту более 60% процедур медиации завершаются заключением медиативного соглашения и более 80% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно.
На наш взгляд, для дальнейшего продвижения АРС в повседневную правореализационную практику, на данном этапе необходимо сконцентрировать усилия на информационно-просветительской деятельности. Причем необходимо просвещение, как широких слоев населения, так и юридического сообщества как провайдера юридических услуг. Нужно, чтобы юристы предлагали максимально широкий спектр способов урегулирования возникающих конфликтов, помогая на основе информированности сделать выбор, отвечающий интересам клиента.
Сегодня медиация в России - доступный способ разрешения споров, и любой человек, желающий разрешить спор не в суде, а с помощью процедуры медиации, может воспользоваться услугами медиатора. Для этого ему нужно обратиться в организацию, обеспечивающую организацию и проведение процедур медиации, где ему будет предоставлена возможность выбрать медиатора.
За рубежом крупные компании уже давно практикуют создание так называемой внутренней службы медиации, формируя свой штат медиаторов для разрешения как внутрикорпоративных, так и «внешних» споров. Подобная практика сейчас начинает применяться и в отечественном бизнесе. Однако, помимо этого, в тех сферах деятельности, где вероятность конфликтов достаточно высока (а это практически все области деятельности, где происходит взаимодействие с клиентами, заказчиками, покупателями и т.п.), в подготовку персонала внедряется обучение медиативному подходу. Этот метод позволяет разрешать и предотвращать споры и конфликты, что называется, «в реальном времени», не доводя их до эскалации. Это, безусловно, экономит не только время и нервы, но и финансовые ресурсы. И все-таки услуги внутрикорпоративного медиатора можно применять далеко не во всех случаях - ведь важнейшая характеристика профессиональной деятельности медиатора - это его беспристрастность, незаинтересованность, нейтральность. Эти качества не могут быть поставлены под сомнение его корпоративной принадлежностью. Вот почему в ряде случаев для разрешения спора неизбежно приходится обращаться к «внешнему» медиатору, и здесь механизм его поиска такой же, как и в случае обращения к медиатору частного лица. И точно так же компании или организации, не имеющие своей службы медиации, могут обращаться к провайдерам медиативных услуг.
Все эти механизмы сегодня уже существуют в России, и их востребованность напрямую зависит от популярности института медиации, от успешности преодоления стереотипов, мешающих использовать этот метод разрешения спора. Опыт показывает, что развитие медиации по мере ее все большей востребованности происходит в геометрической прогрессии. Стороны, хотя бы раз участвовавшие в процедуре медиации, в будущем при возникновении конфликтов, споров обращаются в первую очередь именно к этому способу урегулирования. И хочется надеяться, что мы уже близки к моменту, когда развитие медиации в России начнет происходить более и более интенсивно.
Подобные работы
- Примирительные процедуры в гражданском и
арбитражном процессе
Дипломные работы, ВКР, гражданский процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Примирительные процедуры в гражданском процессе (Камчатский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, гражданский процесс. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2022 - Примирительные процедуры как современный способ альтернативного урегулирования конфликтов в Российской Федерации
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Примирительные процедуры в гражданском процессе
Магистерская диссертация, гражданский процесс. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Упрощенное производство в гражданском процессе
Дипломные работы, ВКР, гражданский процесс. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Механизм доказывания по гражданским делам (Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет)
Дипломные работы, ВКР, гражданский процесс. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2021 - Мировое соглашение в арбитражном процессе
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - МЕДИАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В КОНТЕКСТЕ ЦИВИЛИСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Примирительные процедуры при разрешении коллективного трудового спора
Курсовые работы, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018



