Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Работа №29231

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
606
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр 6
1.1. Развитие интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте 6
1.2. Возможности дидактических игр для развития интеллекта детей 16
старшего дошкольного возраста 16
1.3. Классификация дидактических игр 21
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр 27
2.1. Особенности развития интеллектуальных способностей детей старшего
дошкольного возраста 27
2.2. Педагогические условия развития интеллектуальных способностей детей
старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр 37
2.3. Динамика развития интеллектуальных способностей детей старшего
дошкольного возраста посредством дидактических игр 43
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложение


Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Н.К. Крупская писала: «Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения изучает растения, животных» [1].
В игре формируются или перестраиваются и частные психические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности, острота зрения (исследование Т.В. Ендовицкой) [2]. В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и, например, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.
В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их.
Почему игра столь благоприятно воздействует на развитие психических процессов ребёнка, усвоения им знаний, умений? В психологии установлено, что внутренние, умственные действия формируются на основе внешних, материальных действий путём их поэтапного изменения и «вращения» в психику. Эти закономерности проявляются не только в школьном обучении, но и в игровой деятельности. Но в игре поэтапная отработка умственных действий происходит стихийно и не организованно: одни этапы опускаются, другие совмещаются между собой, так что эффективность формирования умственных действий оказывается различной. Однако при соответствующих методах педагогического руководства игрой эта эффективность может быть повышена.
Итак, важная роль игры в развитии психических процессов ребёнка объясняется тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного воздействия, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.
Цель исследования: развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством дидактических игр.
Объект исследования: развитие интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактических игр, как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «интеллектуальное развитие дошкольников».
2. Раскрыть возможности дидактических игр в развитии психических процессов дошкольников.
3. Выявить особенности развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
4. Создать и апробировать педагогические условия развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если целенаправленно и систематически использовать дидактические игры, то можно повысить уровень интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: Для решения поставленных в исследовании задач использовалась совокупность методов. Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении представлено обоснование актуальности темы «Особенности развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр». Выделены предмет, объект, цель и задачи исследования, сформулирована гипотеза исследования, определены методы исследования.
В главе 1 «Теоретические основы развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» рассматриваются особенности развития интеллектуальных способностей дошкольников, использования дидактических игр для развития интеллекта дошкольников, классификация игр и их влияние на развитие психических процессов дошкольников.
В главе 2 «Опытно-экспериментальная работа по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» проводится оценка интеллектуальных способностей дошкольников, эффективности приёмов и методов по развитию интеллекта дошкольников, рекомендации для воспитателей.
В заключении изложены выводы и рекомендации по итогам исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дидактические игры представляют большую ценность в развитии интеллектуальных способностей дошкольников. Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка.
В результате нашего исследования нам удалось показать эффективность целенаправленного применения дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников, т.е. цель нашего исследования была достигнута.
В ходе работы была проанализирована психолого-педагогическая литература поданной проблеме, было раскрыто значение дидактических игр в развитии психических процессов детей, была проведена диагностика интеллекта дошкольников и оценена эффективность использования дидактических игр в развитии интеллекта детей, т.е. все задачи, которые были поставлены перед нами, были решены.
В результате проведённого исследования гипотеза о том, что, если целенаправленно и систематически использовать дидактические игры, то можно повысить уровень интеллектуальных способностей дошкольников, нашла своё подтверждение.
Также следует отметить, что развитие интеллекта в дошкольном возрасте начинается вне зависимости от применения образовательных ли развивающих программ. Использование игрового материала в процессе обучения ведёт к интенсивному развитию интеллектуальных способностей дошкольников; построение образовательного процесса на основе игрового материала, позволяет развивать его интеллект.



1. Абромян Л.А., Антонова Т.В. и др. Игра дошкольника. М., 1999.
2. Аванесова В.Н. Дидактические игры. /Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. / под редакцией Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. М., 1999.
3. Агофонова И.Н. Рисую и размышляю, играю и учусь. С-Пб., 1993.
4. Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте. М., 2000.
5. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд. /Вопросы психологии, 1995,№1.
6. Акимова Н.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков. С-Пб., 1998.
7. Алексеева Е.О. Использование дидактических игр в процессе усвоения пространственных отношений. М., 2002.
8. Альманах психологических тестов. М., 1998.
9. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М., 1999.
10. Базард Э.А. Дидактическая игра в развитии произвольной образной памяти старших дошкольников. Минск, 1999.
11. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М., 1996.
12. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1998.
13. Бохорский Е.М. Развитие самостоятельности мышления детей подготовительной к школе группы с помощью словесных дидактических игр. М., 1997.
14. Бурков Ф.М. О психическом развитии ребёнка. М., 1998.
15. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. М., 1986.
16. Веклерова Х.М. Формирование логических структур у старших дошкольников. Обнинск, 1998.
17. Вилькеев Д.В. Развитие у дошкольников общего умственного действия и классификация в процессе организованной самостоятельной работы. С-Пб., 2000.
18. Выготский Л.С. Воображение и развитие в детском возрасте. М.,1991.
19. Вяхирева Е.А. Виды игр и их особенности. М., 1994.
20. Гаудис В.Я. Память в процессе развития. М., 2000.
21. Давидчук А.Н. Восприятие и модели памяти. С-Пб., 1998.
22. Джапаридзе М.А. О психологическом механизме дидактической игры. Тбилиси, 1999.
23. Дружинин В.М. Психология общих способностей. С-Пб., 1999.
24. Дружинин В.М. Экспериментальная психология. С-Пб., 2000.
25. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает?
Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. М., 1991.
26. Ендовицкая Т.В. Развитие памяти. М., 1998.
27. Журавлёв А.П. Механизмы игры. М., 1997.
28. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления. /Вопросы психологии, 1999,№ 6.
29. Зак А.Г. Различия в мышлении детей. М., 1992.
30. Зак З.А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей. М., 2001.
31. Зак З.А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей. М., 2001.
32. Инельдер Б.О. Развитие мыслительных действий ребёнка. М. 1997.
33. Коленцева Н.Г. Методика работы с дидактическими материалами в детском саду. Тбилиси, 2000.
34. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.
35. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1996.
36. Крупская Н.К. Дети - наше будущее. - М., 1986. - С.85.
37. Левина М.З. Логика и математика для дошкольников: методическое пособие. С-Пб., 1997.
38. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1998.
39. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1994.
40. Поддьяков Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М., 1988.
41. Поливанов А.Н. Психология интеллекта. М., 1997.
42. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. / под редакцией А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М., 1998.
43. Психология и педагогика игры дошкольника. / под редакцией А.П. Усовой, А.В. Запорожца. М., 1996.
44. Редько А.З. Способы активизации познавательной деятельности дошкольников. /Вестник науки, 1998.
45. Рубинштейн С.Л. Краткий словарь психологических понятий. М.,
1996.
46. Седж Н.В. Игры и упражнения в обучении шестилеток. Минск,
47. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М, 1996.
48. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1992.
49. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М., 2004.
50. Столяр А.А. Давайте поиграем. М., 1991.
51. Субботин О.Ю. Дидактические игры и интеллект. М., 2000.
52. Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребёнка. С-Пб., 1998.
53. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей. Ярославль, 1996.
54. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль, Академия развития, 1996.
55. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1998.
56. Умственное развитие. / под редакцией В.М. Ольшанского. М., 2000.
57. Холодная М.А. Психология интеллекта. С-Пб., 2002.
58. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи и ума. М., 1998.
59. Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. Донецк, 2004.
60. Щедровицкая Г.В. Игра и её особенности в дошкольном возрасте.
М., 1997.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ