ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТОРСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ ДЕТЕЙ 6 -7 ЛЕТ
|
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования конструкторского мышления старших дошкольников
1.1. Психологическая характеристика мышления 6
1.2. Развитие мышления в старшем дошкольном возрасте 15
1.3. Сущность понятия конструкторское мышление дошкольников 20
1.4. Методы, формы организации и средства формирования конструкторского мышления старших дошкольников средствами робототехники 25
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию конструктивного мышления посредством робототехники у детей 6-7 лет
2.1. Особенности развития конструкторского мышления у детей старшего
дошкольного возраста 30
2.2. Педагогические условия организации занятий по робототехнике с детьми
5- 6 лет в Ресурсном центре КПК «Мой счастливый малыш» 32
2.3. Мониторинг уровня развития конструктивного мышления у детей
старшего дошкольного возраста 34
2.4. Реализация проекта по развитию конструктивного мышления
посредством робототехники у детей 6-7 лет 39
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Библиографический список 54
Приложение
Глава 1. Теоретические основы формирования конструкторского мышления старших дошкольников
1.1. Психологическая характеристика мышления 6
1.2. Развитие мышления в старшем дошкольном возрасте 15
1.3. Сущность понятия конструкторское мышление дошкольников 20
1.4. Методы, формы организации и средства формирования конструкторского мышления старших дошкольников средствами робототехники 25
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию конструктивного мышления посредством робототехники у детей 6-7 лет
2.1. Особенности развития конструкторского мышления у детей старшего
дошкольного возраста 30
2.2. Педагогические условия организации занятий по робототехнике с детьми
5- 6 лет в Ресурсном центре КПК «Мой счастливый малыш» 32
2.3. Мониторинг уровня развития конструктивного мышления у детей
старшего дошкольного возраста 34
2.4. Реализация проекта по развитию конструктивного мышления
посредством робототехники у детей 6-7 лет 39
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Библиографический список 54
Приложение
Мы живем в мире, совсем не похожем на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. Сегодняшним дошкольникам и школьникам предстоит:
- работать по профессиям, которых пока нет,
- использовать технологии, которые еще не созданы,
- решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.
На данном этапе развития страны наиболее востребованной является профессия инженера. На заседании Совета по науке и образованию президент РФ В.В. Путин призвал рассчитать потребности России, отдельных регионов и крупных предприятий в инженерных кадрах на пять- десять лет вперед и «заглянуть за горизонт». По его словам президента страны, качество инженерных кадров влияет на конкурентоспособность государства и является основой для технологической и экономической независимости.
В связи с тем, что использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления робототехники, становится необходимым вести популяризацию профессии инженера. В связи с вышеизложенным, хочется заметить, что робототехника в дошкольном образовательном учреждении представляет технологию 21 века, так - как дошкольное образование должно соответствовать целям опережающего развития, должно быть обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем.
Робототехника - это прекрасная возможность для внедрения информационных технологий в образовательный процесс дошкольника. Это поможет ему овладеть навыками и умениями работы с современными техническими средствами. Дети развиваются всесторонне в непринужденной обстановке, у них возникает познавательный интерес, наблюдательность, креативность, что способствует развитию технических инженерных задатков.
Цель исследования: выявление особенностей развития конструкторского мышления у детей 6-7 лет в процессе овладения ими основами робототехники.
Объект исследования: конструкторское мышление детей 6-7 лет на этапе изучения основ образовательной робототехники.
Предмет исследования: робототехника как средство развития конструкторского мышления при использовании LEGO Wedo.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия конструкторское мышление детей дошкольного возраста.
2. Определить развивающий потенциал робототехники как средства развития конструкторского мышления детей 6-7 лет.
3. Выявить показатели развития конструкторского мышления детей 6-7
лет.
4. Разработать и экспериментально проверить эффективность серий занятий, направленных на формирование конструкторского мышления в процессе конструирования и программирования у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие
конструкторского мышления у детей 6-7 лет будет эффективным, при следующих педагогических условиях:
- ознакомление дошкольников с различными техниками конструирования и программирования LEGO Wedo;
- выбор интересных и доступных объектов для конструирования;
- разработана серия занятий по конструирования и программирования LEGO Wedo, направленная на развитие конструкторского мышления у детей 6-7 лет.
Методы исследования: анализ научной и учебно-методической литературы; целенаправленное педагогическое наблюдение за игровым и обучающим процессом, беседы, тестирование, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), количественный и качественный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования:
Практическая значимость: материалы исследования будут интересны педагогами и специалистами ДОО, а так же студентам специальности Дошкольное образование
- работать по профессиям, которых пока нет,
- использовать технологии, которые еще не созданы,
- решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.
На данном этапе развития страны наиболее востребованной является профессия инженера. На заседании Совета по науке и образованию президент РФ В.В. Путин призвал рассчитать потребности России, отдельных регионов и крупных предприятий в инженерных кадрах на пять- десять лет вперед и «заглянуть за горизонт». По его словам президента страны, качество инженерных кадров влияет на конкурентоспособность государства и является основой для технологической и экономической независимости.
В связи с тем, что использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления робототехники, становится необходимым вести популяризацию профессии инженера. В связи с вышеизложенным, хочется заметить, что робототехника в дошкольном образовательном учреждении представляет технологию 21 века, так - как дошкольное образование должно соответствовать целям опережающего развития, должно быть обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем.
Робототехника - это прекрасная возможность для внедрения информационных технологий в образовательный процесс дошкольника. Это поможет ему овладеть навыками и умениями работы с современными техническими средствами. Дети развиваются всесторонне в непринужденной обстановке, у них возникает познавательный интерес, наблюдательность, креативность, что способствует развитию технических инженерных задатков.
Цель исследования: выявление особенностей развития конструкторского мышления у детей 6-7 лет в процессе овладения ими основами робототехники.
Объект исследования: конструкторское мышление детей 6-7 лет на этапе изучения основ образовательной робототехники.
Предмет исследования: робототехника как средство развития конструкторского мышления при использовании LEGO Wedo.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия конструкторское мышление детей дошкольного возраста.
2. Определить развивающий потенциал робототехники как средства развития конструкторского мышления детей 6-7 лет.
3. Выявить показатели развития конструкторского мышления детей 6-7
лет.
4. Разработать и экспериментально проверить эффективность серий занятий, направленных на формирование конструкторского мышления в процессе конструирования и программирования у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие
конструкторского мышления у детей 6-7 лет будет эффективным, при следующих педагогических условиях:
- ознакомление дошкольников с различными техниками конструирования и программирования LEGO Wedo;
- выбор интересных и доступных объектов для конструирования;
- разработана серия занятий по конструирования и программирования LEGO Wedo, направленная на развитие конструкторского мышления у детей 6-7 лет.
Методы исследования: анализ научной и учебно-методической литературы; целенаправленное педагогическое наблюдение за игровым и обучающим процессом, беседы, тестирование, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), количественный и качественный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования:
Практическая значимость: материалы исследования будут интересны педагогами и специалистами ДОО, а так же студентам специальности Дошкольное образование
Проведенное исследование посвящено определению и анализу развития конструкторского мышления у детей 6-7 и его динамике в организации педагогического процесса.
В представленной работе исследовательский материал, посвященной проблеме особенности развития конструкторского мышления у детей 6-7 лет, посредством робототехники, теоретически обоснован и отражает общие закономерности построения процесса технического конструирования, раскрывает основные принципы применения робототехники с детьми 6-7 лет.
В результате сравнительного анализа и обсуждения полученных данных, анализа динамики уровня показателей развития конструкторского мышления, получены результаты, которые представляют несомненный практический интерес, позволяющий усовершенствовать образовательный процесс дошкольников, посредством внедрения робототехники. Следовательно, выдвинутая гипотеза, что необходимым условием формирование конструктивного мышления детей старшего дошкольного возраста будет являться организованная работа разработанного комплекса игровых занятий по робототехники, в которых используются сочетание передачи новой информации с ее закреплением в практической деятельности детей, подтверждена.
В ходе проведенной работы доказана актуальность и эффективность введения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО. Это обусловлено требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий.
Проведенная работа оказалась достаточно эффективна.
В представленной работе исследовательский материал, посвященной проблеме особенности развития конструкторского мышления у детей 6-7 лет, посредством робототехники, теоретически обоснован и отражает общие закономерности построения процесса технического конструирования, раскрывает основные принципы применения робототехники с детьми 6-7 лет.
В результате сравнительного анализа и обсуждения полученных данных, анализа динамики уровня показателей развития конструкторского мышления, получены результаты, которые представляют несомненный практический интерес, позволяющий усовершенствовать образовательный процесс дошкольников, посредством внедрения робототехники. Следовательно, выдвинутая гипотеза, что необходимым условием формирование конструктивного мышления детей старшего дошкольного возраста будет являться организованная работа разработанного комплекса игровых занятий по робототехники, в которых используются сочетание передачи новой информации с ее закреплением в практической деятельности детей, подтверждена.
В ходе проведенной работы доказана актуальность и эффективность введения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО. Это обусловлено требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий.
Проведенная работа оказалась достаточно эффективна.
Подобные работы
- МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



