СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ 8
1.1. Правовой статус детей с ОВЗ и детей инвалидов в современном обществе 8
1.2. Социальная защита детей с ОВЗ и детей инвалидов как одно из
направлений современной социальной политики РФ 17
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ 27
2.1. Компетенция федеральных органов государственной власти в области
защиты детей с ОВЗ и детей инвалидов 27
2.2. Конституционно-правовые гарантии на образование детей с ОВЗ и детей инвалидов 35
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ НА ДОМУ ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 46
3.1. Организационная и правовая основа деятельности по оказанию услуги по
социальному обслуживанию на дому инвалидов 46
3.2. Приоритетные формы социальной помощи на дому инвалидам 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность данной работы состоит в том, что стремление к обеспечению социальной стабильности в обществе является в настоящее время характерной особенностью развития цивилизации.
Во многих странах мира усилия правительств направлены не только на достижение экономического роста, но и на более справедливое распределение дохода, на усиление эффективности системы социальной защиты населения.
Социальная защита, как часть социальной политики и государства, является неотъемлемой функцией любого государства. Организованная усилиями всего общества, она призвана заботиться о социально уязвимых членах социума, гражданах, неспособных к самообеспечению, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Государство устанавливает инвалидам гарантии для реализации их прав и законных интересов, проявляет особую заботу о детях-инвалидах.
К наиболее актуальным задачам государственной политики в отношении инвалидов относится обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, а также выполнять свои гражданские обязанности.
Создание условий для успешной социализации детей-инвалидов в современном обществе — это задача не только государственных и социальных учреждений, но и общественных организаций.
В жизни инвалидов важную роль играет деятельность организаций инвалидов, так как являясь для государства партнером и первым помощником по решению социальных проблем, общественные организации инвалидов такие как Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество слепых активно участвуют: в информировании населения о жизненно важных проблемах инвалидов; в подготовке и проведении всех социально значимых мероприятий. Важно, что своей работой общественные организации инвалидов формируют в обществе установки положительного отношения к инвалидам.
Дети-инвалиды являются одной из самых незащищенных категорий населения. Именно поэтому решение проблем детей-инвалидов на сегодняшний день является одним из важнейших необходимых действий социальной политики государства, социальных учреждений, специалистов по социальной работе и общественных организаций.
На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности. В то же время социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему государственных гарантий.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Каким бы ни было государство по своей политической, экономической, идеологической сущности, оно должно нести ответственность за социальное благополучие своих граждан, оказывать помощь и защиту тем, кто в силу различных причин не может обеспечить себя самостоятельно.
Соответственно, государство должно принимать, гарантировать, реализовывать правовые нормы в сфере социальной защиты, социальной поддержки граждан, в том числе и инвалидов.
Общая численность инвалидов в Российской Федерации уже несколько лет остается стабильной и составляет около 13 млн чел., из них около 650 тыс. составляют дети-инвалиды. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан. Поэтому государственная политика по отношению к одной из важных социальных групп общества говорит об эффективности социальной политики страны.
Статистика последних лет показывает, что увеличилось количество благотворительных и иных общественных организаций для оказания помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ.
По данным Федеральной службы государственной статистики количество некоммерческих организаций, включая благотворительные фонды, на конец 2017 год - 10 453. Это является одним из доказательств того, что гарантий, предоставляемых государством, недостаточно.
В широком спектре гарантий, которыми государство должно обеспечивать детей-инвалидов и детей с ОВЗ, является право на получение образования, ведь именно со школьного периода, как правило, начинается социализация любого ребёнка.
Для воплощения в жизнь прав детей с особым социальным статусом в получении образования, необходимо усовершенствовать механизм их обеспечения, в том числе конституционно-правовые гарантии их реализации.
Право инвалидов на доступное и качественное образование гарантируется государством независимо от характера их заболевания, вида ограничений жизнедеятельности.
Именно поэтому требования отечественного Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также требования Конвенции ООН о правах инвалидов обязаны выполняться Министерством образования и науки, в том числе входить в закон «Об образовании в Российской Федерации».
В настоящее время в России разработана новая концепция государственной политики в сфере обеспечения прав ребенка на период до 2025 г., в которой определен комплекс законодательных предложений, направленных на реализацию основных задач по дифференцированной поддержке семей, включая семьи с детьми-инвалидами, в том числе, на обеспечение государственных гарантий прав таких детей на получение образования.
Президент РФ, выступая гарантом прав и свобод граждан, определил вектор развития сферы образования в изданных им Указах (от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»6, от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»7 и др.).
Российская Федерация взяла на себя обязательства обеспечения полного участия детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества, ликвидации дискриминации по признаку инвалидности, защиты инвалидов и осуществления ими всех прав и основных свобод человека, а также создания эффективных правовых механизмов обеспечения этих прав.
Следовательно, реализация прав на образование, помимо других конституционных прав, для детей-инвалидов и детей с ОВЗ является одной из приоритетных задач государства.
Проблема детской инвалидности рассматривалась в работах Л.В. Блинова, Н.А. Голикова, Ю.А. Александрова, В.В. Насонкина, Д.И. Зелинской и Л.С. Выготского.
Кроме того, актуальность настоящего исследования определяется не только научной, но и практической значимостью: необходимостью обеспечить права инвалидов во всех сферах жизнедеятельности с учетом особенностей положения данной группы лиц.
Таким образом, существующая практическая потребность темы исследования обусловливает ее значимость и актуальность для современной науки.
Объект исследования — комплекс общественных отношений в сфере деятельности государства по формированию, развитию гарантий, предоставляемых детям-инвалидам и детям с ОВЗ.
Предмет исследования — нормативно-правовые акты, направленные на формирование и реализацию государственных гарантий России в отношении детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Цель исследования — определение теоретических и практических гарантий государства в отношении детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Задачи исследования:
- определить понятие и виды государственных гарантий в отношении инвалидов;
- выделить критерий определения правового статуса детей-инвалидов и детей с ОВЗ в современной России;
- изучить систему гарантий прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ как одно из условий существования социального правового государства;
- изучить государственную политику и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов;
- рассмотреть компетенции органов государственной власти и гарантии в сфере образования;
- изучить систему комплексной реабилитации инвалидов;
- проаназализировать оказание услуг по социальному обслуживанию инвалидов на дому в республике Татарстан.
Методологическую основу исследования составляет общенаучный диалектический метод, наряду с которыми использовались частнонаучные методы познания: системный, логический, исторический, формально - юридический, лингвистический, сравнительно-правовой.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трёх глав по два параграфа, заключения, списка использованной литературы.
Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции "неполноценных" членов общества до концепций привлечения, их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости интеграции лиц с физическими недостатками и психическими нарушениями.
Инвалиды - это неотъемлемая часть общества и отмахнуться от неё нельзя. Создавая нормальную жизнь для инвалидов и пожилых людей, общество как бы подстраховывает всех и каждого. Помогая инвалидам сегодня, общество в будущем помогает само себе.
У инвалидов разные потребности, но всех их объединяет одно. Они нуждаются в поддержке государства в разных формах и разных объемах.
Инвалиды имеют огромный потенциал, который востребован обществом крайне мало. Мы сами своими действиями, отношением общества к инвалиду часто делаем его человеком с действительно ограниченными возможностями. И самим инвалидам приходится постоянно доказывать, что их возможности неограниченны.
Отсутствие системности и комплексного подхода в вопросах определения лиц с ОВЗ, рассматриваемые в первой главе, как характерной черты в формировании единого понятийного аппарата российского законодательства, не должно помешать лицам данной группы реализовывать свои права, гарантированные в правовом государстве.
Итак, исходя из анализа нормативно-правовых актов гарантии государства для детей-инвалидов и детей с ОВЗ разделяются на: трудовые; жилищные; социальные; налоговые; медицинские.
Система социальной защиты инвалидов должна быть переориентирована на их конкретные нужды и потребности.
Люди должны получать социальную помощь и поддержку независимо от того, в чьей компетенции находится оказание этой помощи. Нет федеральных или региональных льготников. Инвалиду все равно, из какого источника финансируется его социальная поддержка. Важно, чтобы он ее получил в полном объеме и необходимого качества.
В третьей главе мы анализировали социальное обслуживание инвалидов на дому в Республике Татарстан.
Чтобы социальное обслуживание инвалидов осуществлялось в цивилизованных условиях, вопрос среды обитания требует своего немедленного решения. Необходимо всячески привлекать к нему внимание общественности и власть.
Социальное обслуживание на дому — это один из основных видов социальной работы. Его основная цель — максимально продлить нахождение граждан в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы.
Основными направлениями деятельности отделения социальной помощи на дому являются: выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании; оказание социально-бытовой и другой необходимой помощи на дому; содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством.
Проблемы детей-инвалидов не ограничиваются только вопросами социальной помощи и реабилитации. Интеграция их в общество требует создания специальных условий обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях вне зависимости от их психических и физических отклонений.
Поэтому во второй главе данной работы реализация прав детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
Получение такими детьми качественного не только общего, но и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Также правовая политика в отношении инвалидов не стоит на месте. Ее позитивные тенденции находят отражение в обновляемой нормативно - правовой базе, затрагивающей права и интересы этой категории населения.
В 2008 г. Российская Федерация подписала важный в рассматриваемой области международный документ - Конвенцию ООН о правах инвалидов.
В 2009 г. был создан Совет при Президенте РФ по делам инвалидов.
В настоящее время действует Комиссия при Президенте РФ по делам инвалидов, которая призвана анализировать федеральное законодательство, касающееся инвалидов, и вносить Президенту РФ предложения по его совершенствованию. Аналогичные органы созданы при главах субъектов РФ.
В 2010 г. Министерство здравоохранения и социального развития РФ совместно с другими министерствами при участии общероссийских общественных объединений инвалидов разработало целевую программу "Доступная среда", рассчитанную на 2011 - 2015 гг., которая продлена до 2020 г.
Как и целевая программа, так и закон "О социальной защите инвалидов в РФ" обязывает власти создавать инвалидам условия для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В настоящее время положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, содержатся в действующих строительных нормах и правилах, откорректированных с целью учета в них требований доступности зданий и сооружений для инвалидов.
В регионах России местными экспертными органами должен быть установлен контроль над качеством проектной документации на строительство и реконструкцию зданий и сооружений в части обеспечения доступа инвалидов к зданиям, сооружениям и входящим в их состав
В целом можно говорить, что необходимость развития социальной политики Российской Федерации, осуществляемой в отношении инвалидов, будет существовать всегда. Социальная политика, какую бы сферу она ни регулировала, подвержена влияниям со стороны политики, экономики, духовно-нравственных устоев общества.
Изменения политического, экономического курса страны, достижение ранее поставленных целей влекут за собой изменения в правовой политике государства, которые связаны с определением новых целей, приоритетов, средств реализации, принципов и даже субъектов.
Если учесть, что в исследуемой нами сфере субъектом, в отношении которого осуществляется данная политика, является одна из самых незащищенных категорий населения, то можно сделать следующий вывод: процесс развития государственных гарантий в Российской Федерации, осуществляемой в отношении инвалидов, должен иметь постоянный характер и являться одним из приоритетных направлений политики российского государства на каждом этапе его исторического развития.
1. Нормативно-правовые акты
1. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
2. "Декларация о правах инвалидов" (Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)
3. Конвенция о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. N 61/106)
4. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
5. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ
6. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ
7. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ
8. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
10. Распоряжение Президента Российской Федерации от 5 августа 2008г. № 450-рп "О подписании Конвенции о правах инвалидов"
11. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» от 1 июля 1996 г. № 1011 (с изменениями от 27 апреля 2000 г.)
12. Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1992. - № 14. - Ст.1097.
13. Указ Президента РФ от 26 февраля 2013 года №175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми- инвалидами и инвалидами с детства 1 группы»
14. Указ Президента РФ от 17.12.2008 N 1792 (ред. от 24.01.2012) "О Совете при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов" (вместе с "Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов")
15. Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 № 247 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом»
16. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 (ред. от 30.03.2018) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы.
17. Закон Республики Татарстан от 13 ноября 2006 г. N 69-ЗРТ "О социальном обслуживании населения в Республике Татарстан"
2. Специальная литература
18. Абкович А. Я. Изучение уровня готовности образовательных учреждений разного типа к обучению детей с церебральным параличом / А. Я. Абкович // Коррекционная педагогика. - 2014. - № 4. - С. 65-84
19. Александров Ю. А. - Инвалидность - не приговор / Юрий Александров // Социальная защита. - 2015. - №16 (276) . - С. 30-33
20. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: правовое регулирование: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. - 224 с.
21. Альбеева А.Ю. Правовая политика в отношении инвалидов в
советской и постсоветской России: историко-правовое исследование: диссертация ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Альбеева Анастасия Юрьевна - Самара, 2017. - 248 с.
22. Аникеева Т.А. Социально-экономические проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов с психическими заболеваниями // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2011. - № 4. - С. 8
23. Ахметова Д. З. Инклюзивное образование - путь к инклюзивному обществу [Текст] / Д. З. Ахметова // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 1. - С. 65-70
24. Буланова Н.А. Родной дом детства: реабилитация детей-инвалидов в условиях стационарного проживания // Социальная работа. - 2015. - № 6. - С. 32-35
25. Викторова Л.В. Модернизация и совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в Российской Федерации (региональный аспект) // Инвалидность населения в регионе: причины, состояние, меры профилактики и реабилитации. - Чебоксары, 2012. - 914 с.
26. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1995 г. - 527 с.
27. Галич Л.Г. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в реабилитационном центре // Социальное обслуживание. - 2014. - №.1. - С. 113-133
28. Голиков Н. А. Ребенок-инвалид: обучение, развитие, оздоровление. Дети с особой миссией / Н. А. Голиков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 428 с.
29. Грицук В.А. Внедрение инновационных технологий социальнореабилитационной работы с детьми с нарушением интеллекта //Работник социальной службы. - 2014. - №.1. - С.30-37
30. Ермолавева С.Д. Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. Сборник материалов из опыта раб. Выпуск 1. ФГОС / под ред. С. Д. Ермолаева. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 240 с.
31. Жигарева Н.П. Комплексная реабилитация инвалидов в учреждениях социальной защиты: Учебно-практическое пособие/ Н.П. Жигарева. - М.: Дашков и Ко 2012. - 208 с.
32. Зелинская Д.И. Состояние детской инвалидности в Российской Федерации // Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей. - 2011. - №1-2. - С.5-10
33. Зозуля Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов: Учебное
пособие для студ. высш. учеб.заведений / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешихина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с.
34. Куликова Н.А. Направления активизации социальной работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида // Перспективы развития и актуальные проблемы социальной работы в условиях модернизации российского общества. - Киров. - 2012. - С.26-38
35. Леонтьева В.В. Итоги конференции "Социальная поддержка детей- инвалидов и их семей" // Дефектология. - 2012. - № 2. - С. 90-93
36. Нелепенко Т. И. Современный урок в коррекционном классе / Авт.- сост. Т. И. Нелепенко; под ред. Л. Е. Гринина, А. В. Перепелкиной. - Волгоград: Учитель, 2014. - 130 с.
37. Немкова С. А. Детский церебральный паралич: современные технологии в комплексной диагностике и реабилитации когнитивных расстройств / С. А. Немкова. - М.: Медпрактика-М, 2013. - 442 с.
38. Петрова А. В. Инклюзивное образование детей с ограниченными
возможностями, как фактор обеспечения равных возможностей // Проблемы инвалидности населения в регионе: Проблемы,
состояние, меры профилактики и реабилитации. - Чебоксары. - 2011. - С.66 - 77
39. Поддубная Т. Н. Социальная защита семьи и детства в Российской Федерации. Справочник социального педагога и социального работника / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. - М.: Феникс, 2015. - 512 с.
40. Приступа Е. Н. Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / Е. Н. Приступа. - М.: Инфра-М: Форум, 2015. - 160 с.
41. Приступа Е.Н. Социальная работа: теория и практика: учебник / Под ред. Е. Н. Приступа. - М.: Юрайт, 2016. - 306 с.
42. Родионова О.В. Практика реализации комплексной программы по сопровождению семей, воспитывающей детей с ограниченными возможностями в развитии // Социальное обслуживание. - 2013. - №9. - С.94-187
43. Семенович А. В. Программа коррекционной работы в школе / А. В. Семенович. - М.: Дрофа, 2015. - 295 с.
44. Спирина Н. П. Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению: учеб. пособие / Н. П. Спирина, Л. Ю. Александрова. - М.: Владос, 2014. - 96 с.
45. Татаринцева С.Е. Организация комплексной реабилитации детей- инвалидов в реабилитационном центре // Социальное обслуживание. - 2014. - №9. - С. 113-129
46. Телина И. А. Социально-педагогическая реабилитация детей- инвалидов: учебно-метод. пособие / И. А. Телина. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2013. - 156 с.
47. Тенкачева Т.Р. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста в России// Педагогическое образование в России. 2014. № 1. - С. 205-208
48. Ушанков И.В. Конституционно-правовые гарантии права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях социального, правового государства: автореф. дисс... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Ушанков Илья Владимирович - М, 2015. - 27 с.
49. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 240 с.
50. Хохлова Н. А. Организация работы по социальной адаптации дошкольников в процессе интегрированного обучения дошкольников и младших школьников / А. Н. Хохлова // Дошкольное воспитание, 2011. - №8. - С. 115-122
51. Черкасова Е.Л. Программа коррекционной работы. Работаем по ФГОС основного общего образования: метод. пособие / Е. Л. Черкасова, А. В. Лагутина, А. С. Павлова, Ж. И. Журавлева, Е. Н. Моргачева. - М.: Перспектива, 2015 . - 88 с.
52. Шорина Л. С. Расширение социальных контактов как методов реабилитации семьи, воспитывающей ребенка инвалида // Социальное обслуживание. - 2013. - №2. - С.70-76
53. Ямбург Е. А., Забрамная С.Д. «Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации (Практико-ориентированная монография). - М.: Бослен, 2013.- 138 с.
54. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина. - СПб.:Питер, 2004. - 316 с.
3. Электронные ресурсы
55. Федеральная служба государственной статистики. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/popul ation/disabilities/#
56. Информационный портал Республики Татарстан. — URL:
http: //tatar7 .info/2006/11/13/t48961 .htm