Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Работа №29217

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
566
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Понятие и сущность школьной неуспеваемости 5
1.2 Причины школьной неуспеваемости 12
1.3 Классификация групп неуспевающих детей 29
Вывод по главе I 35
Глава II. Педагогический эксперимент по предупреждению причин
неуспеваемости учащихся младших классов 37
2.1. Диагностика по выявлению неуспеваемости учащихся 4 класса ... .38
2.2 Результаты исследования и их интерпретация 40
2.3 Рекомендации для учителей начальных классов по преодолению
неуспеваемости 45
Вывод по главе II 48
Заключение 49
Список литературы 51
Приложения

Проблема академических достижений является наиболее важной в школьной практике. Этому вопросу уделяется особое внимание, поскольку успех школьника часто приводит к ряду последствий, связанных с воспитательными вопросами. Вот почему наиболее важные отношения в образовании строятся вокруг взаимоотношения с окружающими людьми, средой.
Учитель начальной школы сталкивается с важнейшей задачей для работы над преподаванием индивидуального обучения, и необходимо четко определить причины данной проблемы.
Данной проблеме всегда уделялось особое внимание психологов и педагогов (М.Н. Данилов, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов). Были отмечены причины неуспеваемости в школе: неподготовленность к школьному образованию в его крайней форме, как социальное и педагогическое пренебрежение; соматическая слабость ребенка в результате длительных болезней в дошкольном периоде; дефекты речи, нескорректированные в дошкольном возрасте, зрительные нарушения; умственная отсталость; отрицательные отношения с одноклассниками и учителями.
В настоящее время научная теория характеризуется теорией двух факторов, то есть принятия как биологических, так и социальных теорий. Эксперты говорят, что проблема неуспеваемости - педагогическая, медицинская, психологическая и социальная. Вот почему в последнее десятилетие все чаще выступает за объединение усилий специалистов разных профилей в повышении производительности школьников. Существует мнение, что для выявления причин неуспеваемости необходимо комплексное обследование. К психологическому обследованию необходимо добавить антропометрический (тип тела) и психофизиологический (свойства нервной системы) обследования.
Несмотря на пристальное внимание учителей и психологов, ученых и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, количество школьников, испытывающих трудности в обучении, постоянно растут.
Цель работы: разработать комплекс индивидуальных занятий с неуспевающими учениками, направленных на педагогическую коррекцию психолого-педагогических причин отставания в обучении.
Объект исследования: процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования комплекс индивидуальных занятий с неуспевающими учащимися.
Гипотеза: преодоление неуспеваемости у младших школьников в процессе обучения будет эффективным, если:
- будут выявлены психолого-педагогические причины неуспеваемости младших школьников;
- будет организована индивидуальная работа с неуспевающими учениками, направленная на педагогическую коррекцию выявленных причин.
Задачи:
1) Изучить психологическую и педагогическую литературу по проблеме неуспеваемости школьников;
2) Разработать комплекс педагогических занятий с неуспевающими учащимися;
4) Разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по преодолению неуспеваемости учащихся.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате анализа теоретического материала по этой теме, были выделены причины и последствия неуспеваемости детей в школьном образовании.
С приходом ребенка в школу, социальное положение существенно меняется.
Формируется учебная деятельность, которая становится ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются психологические новообразования младшего школьника. Хочется отметить, что этот возраст разумен для:
• формирование учебных мотивов, развитие когнитивных процессов; развитие производственных методов и навыки учебной работы, «навыки», раскрытие индивидуальных характеристик и способностей;
• развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; формирование адекватной самооценки, уважения, развития критичности
• отношение к себе и другим;
• установление социальных норм, моральное развитие; развитие навыков общения со сверстниками, установление дружеских контактов.
Младший школьный возраст - это период интенсивного развития и развития когнитивной сферы, который влияет на достижение. Недостаточное образование произвольного внимания, произвольной памяти, умение регулировать умственные действия приводит к достижению академической успеваемости. Важно отметить влияние мотивации на успеваемость, образование которой начинается задолго до поступления в школу. Основное содержание мотивации при этом возраст «учится учиться».
Нас интересовали психологические последствия неуспеваемости школы и их влияние на формирование личности ученика.
Исследовательский процесс для диагностики самооценки, образовательной мотивации, беспокойства школьников в двух группах. Две группы детей были детьми на основе наблюдения за детьми на уроках и изменениях, обсуждения с учителем об особенностях школьников и их успеваемости. В первую группу вошли школьники, которые успешно учились, и школьники, которые не увенчались успехом в учебе.
В результате исследования предложенная гипотеза была частично подтверждена. Согласно исследованию, безуспешные ученики понизили самооценку и усилили беспокойство. Однако уровень образовательной мотивации у школьников, успешный и неудачный в школе, не имеет существенных различий.



1. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания. - В кн.: Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. - М.: Учпедгиз, 1960. - 254 с.
2. Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников // Советская педагогика. - №1. - 1972. - С. 15-18.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - Ростов-на-Дону, 1972. - 325 с.
4. Бабанский Ю.К. Школа, семья и общественность в предупреждении неуспеваемости школьников. - М., 1972. - 243 с.
5. Белкин А.С. Начальные формы педагогической запущенности у младших школьников. // Начальная школа, 1976, - № 4. - С. 34-37.
6. Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избр. Пед. произв. - М., 1961. - 134 с.
7. Боденко Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в учении // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. - М., 1987. - Т. 1. - С. 78-81.
8. Боденко Б.Н. Реализация психологического содержания теста Керна- Йирасека в диагностической практике // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. - М., 1988. - С. 35-47.
9. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников // Известия АПН РСФСР. - №36. - 1951. - С. 12-15.
10. Бондаренко С.М. Почему детям трудно учиться? - М., 1976. - Вып. 2 - 120 с.
11. Власова Т.В., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967. - 78 с.
12. Возрастная и педагогическая психология (Учебное пособие для студентов педагогических институтов). / Под ред проф. А.В. Петровского. М.: 1973. - 246 с.
13. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. / Под ред. Бабанского Ю.К. - Ростов-на-Дону, 1972.
14. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. - М.: АПН РСФСР, 1954. - 187 с.
15. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. - М., 1989.
16. Гохлернер Г. Время, пространство и мозг. // Наука и жизнь, 1984 - № 6. - С. 23-29.
17. Гуткина Н.И. Зона ближайшего развития и индивидуальный подход к ребенку на первых этапах обучения // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. - М., 1989. - С. 13-23.
18. Даминова М.П. Как можно помочь ученику избавиться от «прочих» ошибок // Начальная школа. - 1988. - № 5. - С. 15-18.
19. Данилов М.А. О путях повышения успеваемости в школах // Советская педагогика. - №6. - 1941. - С. 23-27.
20. Данилов М.А. Повышение качества знаний учащихся и предупреждение неуспеваемости. - М.: «Правда», 1951. - 98 с.
21. Диагностика умственного развития младших школьников / Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. - М., 1978. - 135 с.
22. Еропкина А.С. Больше внимания слабоуспевающим школьникам // Начальная школа. - №8. - 1999. - С. 22-24.
23. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников // Вопросы психологии. - 1995. - № 6. - С. 43-54.
24. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 8 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 398 с.
25. Зак А.З. Просвет и другие интеллектуальные игры для детей 6-10 лет. - М.: Новая школа,1993. - 406 с.
26. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 1961. - 113 с.
27. Зыкова В.И. О некоторых психологических особенностях неуспевающих школьников // Народное образование. - № 1. - 1969. - С. 3-5.
28. Иванесенко С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников // Дефектология. - 1984. - № 1. - С. 52-55.
29. Ишмаметьева Е.В. Организация самостоятельной работы слабоуспевающих учащихся // Начальная школа - №6 - 2003. - С. 25-28.
30. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 1989. - 109с.
31. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.
32. Коновалов В. Если ребенок - левша. // Семья и школа, 1984, - № 4. - С. 23-25.
33. Королев Ф.Ф. О путях и мерах преодоления второгодничества и отсева // Советская педагогика. - №2. - 1962. - С. 11-13.
34. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
35. Липкина А.И. , Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М., 1968.
36. Локалова Н.П. Виды анализа учебного материала и психологические трудности при их несформированности // Начальная школа. - 1994. - № 5. - С. 54-59.
37. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: «Ось-89», 2001. - 96 с.
38. Лусконова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. М., 1993. - 89 с.
39. Менчинская Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. - М., 1971. - 97 с.
40. Менчинская Н.А. Психологические проблемы преодоления неуспеваемости // Советская педагогика. - №11. - 1970. - С.34-39.
41. Мурачковский А.И. Типы неуспеваемости школьников // Советская педагогика. - №7. - 1965. - С. 44-46.
42. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. - М.: Рус. яз., - 1990. - 921 с.
43. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 640 с.
44. Педагогический словарь в 2-х томах. Том II / Под ред. Г.М. Воловниковой, Л.И. Генсиоровской. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. - 560 с.
45. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 400 с.
46. Психологические особенности слабоуспевающих школьников / Под ред. И. Ломпшера: Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1984. - 184 с.
47. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.
48. Психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 448 с.
49. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Методы изучения и психодиагностика личности: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. - 264 с.
50. Романова Е.С., Усанова О.Н., Потемкина О.Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. - М., 1990. - 117 с.
51. Ротенберг В. Мозг. Стратегия полушарий. // Наука и жизнь, 1984, - №8. - С. 12-24.
52. Сахарова О.В. Слабоуспевающий школьник: психологическое
изучение и коррекционная работа // Начальная школа. - №11-12. - 1992.- С. 31-32.
53. Симонов П.В. Что такое эмоция? М., 1966. - 112 с.
54. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1966. - 68 с.
55. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. - М., 1958. - 75 с.
56. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.
57. Сухомлинский В. А. О воспитании школьников. - М., 1974.
58. Толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся нац. школ / [В.Г. Бирюков, в.г. Ветвицкий, Л.М. Гайдарова и др.] Под ред. М.И. Махмутова, А.В. Текучева, Н.М. Шанского. - Л.: Просвещение, 1982. - 384 с.
59. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.- М., 1990. - 76 с.
60. Ушинский К.Д. Собр. соч. М.-Л., 1950, т.8.
61. Фридман Л.Н. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988. - 96 с.
62. Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. - М.: «Знание», 1989. - 80 с.
63. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. - М., 1988. - 126 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ