ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В КАЛМЫКИИ В СЕРЕДИНЕ ХIХ –
НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ
……………………………………………………………………..19
1.1. Становление и развитие местных органов власти калмыцкого
народа.……………………………………………………………………………19
1.2. Земское самоуправление в Калмыцкой степи .………….…………...45
1.3. Создание местных органов советской власти в Калмыкии …………65
ГЛАВА 2. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В КАЛМЫКИИ В ХХ ВЕКЕ ...…..83
2.1. Развитие местных органов государственной власти в Калмыкии в
советский период………………. ……………………………………………...83
2.2. Местное самоуправление в Калмыкии в постсоветский
период……………………………………………………………………………….
..115
2.3. Значение современного законодательства для совершенствования
местного самоуправления в Республике Калмыкия …………………………137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….160
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ……………………………………...171
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………202
Актуальность темы диссертационного исследования. В современных
условиях демократизации российского общества особое значение наряду с
реформами государства приобретают реформы местного самоуправления.
Исследованию местного самоуправления в юридической науке уделяется
все большее внимание. Интерес к вопросам местного самоуправления вызван
необходимостью демократических преобразований и признанием огромной
роли местного самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения
населения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации1 и Федеральным
законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации»2 признается и гарантируется право населения
муниципальных образований самостоятельно, через образуемые органы, под свою
ответственность решать вопросы местного значения, исходя из исторических и
иных местных особенностей и традиций. В «Основных положениях
государственной политики в области развития местного самоуправления в
Российской Федерации», утвержденных Указом Президента РФ, в качестве одной
из основных ставится задача «проведения фундаментальных научных
исследований в области местного самоуправления».3
В этой связи одним из направлений научных исследований является
изучение становления и развития местного самоуправления как в целом в
России, так и в её регионах. Россия на протяжении своего развития накопила
определенный опыт организации местной власти. Изучение этого опыта,
возрождение и использование его традиций являются непременным условием
оптимальной организации местной власти на современном этапе.
1 Конституция Российской Федерации. М., 1996.
2 Собрание Законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст.3506.
3 Указ Президента Российской Федерации № 1317 от 15.10.99 г. «Об утверждении основных положений государственной
политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» //Российская газета. № 208. 1999. 21
октября.Процесс практического введения местного самоуправления в
Российской Федерации происходит весьма неравномерно. Одни субъекты
Российской Федерации имеют реально функционирующие муниципальноправовые системы, другие находятся на начальном этапе его формирования.
В современном законодательстве субъектов Российской Федерации
представлены различные правовые подходы и решения, связанные с
осуществлением права населения на самоуправление. Это разнообразие
регионального законодательства обусловлено исторической особенностью
развития субъектов Российской Федерации. Определенная специфика
организации местного самоуправления имеется в законодательстве
Республики Калмыкия.
Эти особенности, к сожалению, пока не получили достаточно широкого
освещения в юридической литературе. Вместе с тем изучение вопросов
местного самоуправления с учетом региональных особенностей позволит поновому взглянуть на организацию местного самоуправления в Республике
Калмыкия, что будет способствовать более эффективному осуществлению в
республике реформ.
Недостаточно теоретически обосновывается происходящий в Республике
Калмыкия законотворческий процесс, порождающий возникновение новых
проблем. К их числу следует отнести проблему развития законодательства и
определения его тенденций.
На основании изложенного становится очевидным, что проблема
формирования, становления и развития местного самоуправления в
Республике Калмыкия имеет большое теоретическое и практическое
значение. Это обусловило выбор темы диссертационного исследования.
Объектом диссертационного исследования общественные
отношения, связанные со становлением и развитием местных органов
государственной власти и местного самоуправления в Калмыкии в
середине XIX – XX вв.Предметом исследования являются проблемы понимания
местных органов государственной власти и местного самоуправления
в Калмыкии в середине XIX – XX вв.
Степень научной разработанности проблемы.
Состояние научной разработанности темы, избранной в качестве
исследования, свидетельствует об отсутствии по ней специальных обобщающих
трудов. Проблематика местного самоуправления в Калмыкии не
подвергалась глубокому научному анализу. Поэтому до сих пор в комплексе
не осмыслены и не систематизированы вопросы становления, развития и
своеобразия местных органов государственной власти и местного
самоуправления в Калмыкии. Но в юридической литературе интерес к
проблематике местного самоуправления занимает одно из ведущих мест.
Впервые вопросы, связанные с возникновением и устройством
муниципального управления в России, поднимались в середине 60-х гг.
XIX века. Они рассматривались в связи с подготовкой городской реформы
1870 года.Поэтому первые работы представляли собой обзоры
существующих систем европейского и отечественного самоуправления.4
Именно данный период и начало XX в. характеризуются фундаментальными
исследованиями в этой области. Неоценимый вклад в становление и развитие
теории муниципального права внесли такие видные исследователи, как А.И.
Васильчиков, Л.А. Велихов, Б.Б. Веселовский, С.Ю. Витте, В.М. Гессен, А.Д.
Градовский, Г.А. Джаншиев, Н.М. Коркунов, М.А. Курчинский, Н.И.
Лазаревский, А.Г. Михайловский, В.Н. Пешков, Б.Н. Чичерин, М.И.
Свешников.5 Были переведены на русский язык и опубликованы труды
4Безобразов В. Государство и общество. Управление, самоуправление и судебная власть. СПб., 1882; Головин К.Ф. Наше
местное управление и местное представительство. СПб., 1884; Мулов П. Историческое обозрение правительственных мер
по устройству городского общественного управления. СПб., 1864; Второв Н. Сравнительное обозрение муниципальных
учреждений Франции, Бельгии, Италии, Австрии, Пруссии с присовокуплением очерка местного самоуправления Англии.
СПб., 1864.
5Васильчиков А.И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений.
Т. 1-3. СПб., 1869-1871; Веселовский Б.Б. Земство и земская реформа. Петроград, 1918; Он же. История земств за 40 лет. В 4
т. СПб., 1909-1911; Градовский А.Д. История местного управления в России. СПб., 1868; Гессен В.М. Городское
самоуправление. Доп. к курсу «Русского государственного права». СПб., 1912; Приклонский С.А. Очерки самоуправления
земского, городского и сельского. СПб., 1886; Джаншиев Г.А. Эпоха великих реформ. СПб., 1892; Свешников М.И. Основы
и пределы самоуправления. СПб, 1892; Витте С.Ю. Самодержавие и земство. СПб., 1906; Велихов Л.А. Основы городского
хозяйства. М., 1928 и др.выдающихся государствоведов Р. Гнейста, Г. Еллинека, П. Лабанда, А. де
Токвиля, Л. Штейна и др. Многие фундаментальные проблемы, касающиеся
теоретических основ местной власти, нашли свое объяснение в работах
советских ученых. Среди научных исследований данного времени особое
место занимают труды ученых-юристов С.А. Авакьяна, И.А. Азовкина, Г.В.
Барабашева, В.И. Васильева, В.Ф. Котика, О.Е Кутафина, Б.М. Лазарева, Р.С.
Павловского, В.А. Пертцика, В.П. Фадеева, М.А. Шафира, К.Ф. Шеремета и др.
Реформирование политической системы, установление новых
социально-политических институтов в Российской Федерации вновь
актуализировали вопросы децентрализации власти. Концептуальные и текущие
аспекты российского местного самоуправления рассмотрены и разработаны
такими ведущими учеными и специалистами конституционного и
муниципального права России и зарубежных стран, как Н.С. Бондарь, И.В.
Выдрин, Ю.А. Дмитриев, А.А. Замотаев, Е.И. Колюшин, И.В. Котелевская,
М.А. Краснов, В.А. Кряжков, Д.Н. Миронов, Н.А. Михалева, Е.А. Пахомов,
А.Е. Постников, Ю.А. Скуратов, Б.А. Страшун, Н.С. Тимофеев, Ю.А.
Тихомиров, В.И. Фадеев, А. И. Черкасов, Е.С. Шугрина и др.
Среди работ по истории местного самоуправления следует отметить
труды М.Н. Покровского, Б.Г. Литвака, Н.Я. Эйдельмана, Л.Г. Захаровой,
В.Г.Чернухи, Н.П. Ерошкина, П.А.Зайончковского. 6
В монографии Судавцова Н.Д., посвященной земскому и
городскому самоуправлению России в годы первой мировой войны,
было уделено внимание работе Временного правительства по созданию
правовой базы для реформирования местного самоуправления, в том числе
касающегося и Калмыцкой степи. 7
6Покровский М.Н. Избранные произведения. В 4-х томах. М., 1965.; Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не
реализовалась реформаторская альтернатива? М.: Политиздат,1991; Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России/
[Вступит. ст. Н.Н. Покровского].- М.: Книга, 1989; Захарова Л.Г. Россия на переломе (самодержавие и реформы 1861 – 1874
гг.)// История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XXвв./ Сост.: С.В. Мироненко.-М.:
Политиздат, 1991; Чернуха В.Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х до начала 80-х гг. XIX века / Под ред. Р.Ш.
Ганелина. – Л.: Наука, 1978; Ерошин Н.П. История государственных учреждений России до Великой Октябрьской
социалистической революции. М., 1965; Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия.
(Политическая реакция 80-х – начала 90-х гг.). М., «Мысль», 1970.
7 Судавцов Н.Д. Земское и городское самоуправление России в годы первой мировой войны. Москва-Ставрополь. 2001.В монографии Е.М.Трусовой8 комплексно рассматривается местное
самоуправление на Дону, Кубани и Ставрополье в ходе Февральской
революции 1917 года.
В последние несколько лет появилось несколько фундаментальных
исследований по истории и теории местного самоуправления.9
Исторические аспекты возникновения и функционирования органов
самоуправления поднимаются в исследованиях Калинина В.Д., Лаптевой Л.Е.,
Шутова А.Ю., Рыженко В.Г., Герасименко Г.А., Емельянова Н.А.10
Данное направление представляется весьма перспективным для
дальнейшей разработки.
Были изданы две обстоятельные монографии Е.Е. Некрасова об
историко-правовом исследовании государственной власти и местного
самоуправления в России.
Комплексный анализ местного управления и самоуправления в
Калмыкии середины ХIХ – ХХ вв. позволил сделать следующие выводы.
Вопросы, связанные с изучением местного управления и
самоуправления, получили неравномерное освещение исследователями
данной проблемы. Наибольшее внимание к различным аспектам
рассматриваемой проблематики уделялось в дореволюционных
исследованиях и работах последних лет. Между тем, исследуя
состояние научной разработанности, необходимо признать, что до
сих пор проблематика правового регулирования местного
самоуправления в Калмыкии не подвергалась глубокому научному
анализу. В комплексе не осмыслены и не систематизированы вопросы
формирования, становления, своеобразия органов местного самоуправления в
Калмыкии.
344 Собрание Законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.В середине ХIХ века, согласно «Положению об управлении калмыцким
народом» от 23 апреля 1847 г., впервые была законодательно закреплена
система местных органов самоуправления калмыцкого народа. На основе
анализа законодательства было установлено, улусные и аймачные сходы
являлись органами самоуправления калмыцкого народа, которые
формировались на основе цензового представительства и в силу этого носили
сословно-представительный характер.
Установленная система местного управления калмыцкого народа и его
отношения с центральными и губернскими органами власти оставались
длительное время почти без изменений. Однако, в связи с изменениями
в социальной и экономической основе общества, царским
правительством неоднократно предпринимались меры по исправлению
дел местного управления калмыцким народом.
Первые народные выступления в Калмыцкой степи в условиях
революции оказались направленными против попечительской
администрации, против задуманной царским правительством реформы
местного управления и тех методов, которыми проводилась ее подготовка.
В условиях охватившей страну революции царскому правительству,
занятому борьбой с массовым рабочим и крестьянским движением, ростом
влияния большевистской партии, пришлось отложить реформу в Калмыкии
на неопределенное время. И только в 1909 г. царизму удалось наконец
провести аймачную реформу, сорванную сопротивлением народа в годы
первой революции. В результате реформы на 1 января 1910 г. количество
аймаков сократилось со 198 до 34, а хотонов с 772 до 172. Учитывая уроки
революции, расходы на аймачную реформу администрация не возлагала
теперь целиком на налогоплательщиков. Большая часть расходов
возмещалась из улусных капиталов и аймачных выпасных сумм и лишь при
их недостатке частично восполнялась путем дополнительного обложения
населения.
Осуществив аймачную реформу, царское правительство вернулось к идее
преобразования Калмыцкой степи в уезд во главе с уездным начальником. За
основу был взят проект земского отдела МВД 1903-1904 гг. с той лишь раз-ницей, что теперь уезд предполагалось назвать Павловским в память об
императоре Павле I и центром его сделать село Элисту.
Благодаря победе буржуазно-демократической революции, в условиях
революционного подъема масс в целом по стране в Калмыкии произошла
замена попечительской колониальной системы выборными коллегиальными
органами. Проведение данной замены стало для Калмыкии глубоко
прогрессивной реформой. Право избрания в исполнительные комитеты лиц
«без различия сословий и национальностей» означало значительное
ослабление национального гнета. Об этом же свидетельствовал и сам факт
созыва калмыцкого съезда, немыслимый при царизме. Демократизация
системы управления Калмыцкой степью была налицо. Однако это была
прежде всего демократизация формы управления, а не ее существа. В ЦК
УКН оказались избранными преимущественно представители
эксплуататорских слоев, в том числе наиболее влиятельные нойоны.
После свержения царского самодержавия на калмыцких землях не
только в хотонах и аймаках, но и в улусах, а также в центральном управлении Калмыцкой степью пришли выборные представители. Сами выборы,
особенно на нижних ступенях, явочным путем превращались в прямые и
всеобщие. Однако слабое влияние большевистской партии тормозило
организацию народных масс, не позволяло им повсеместно и в полную силу
воспользоваться буржуазными свободами. Из рук царских чиновников власть
перешла к национальной феодально-буржуазной верхушке. Рядом с
руководимыми ею комитетами пока еще не возникли Советы, не сложилось
двоевластие. Но массы были разбужены. Воодушевляемые примером русских
крестьян и рабочих, постепенно приобретая собственный опыт борьбы, калмыцкие трудящиеся сначала робко и непоследовательно, потом все
решительнее и увереннее стали выступать за свои права.
Согласно разработанным правилам, летом и осенью 1917 г. в России в ходе
реформ Временного правительства создавался новый тип земского и городского
самоуправления.Сентябрь и октябрь 1917 года оказались решающими в историческом развитии
Калмыкии и местного самоуправления. В эти месяцы прямо был поставлен
вопрос: займет ли местное самоуправление свое достойное место в системе
управления?
Трудящиеся Калмыцкой степи получили впервые в земских выборах не
только право голоса, но и право быть избранными. Поэтому сами выборы
сыграли определенную роль в пробуждении революционного самосознания
калмыцкого народа. Введение всеобщего избирательного права в сферу
местного самоуправления, исчезновение сословных перегородок позволяли вовлекать для участия в выборах широкие массы населения. Однако неожиданно
для многих выборы выявили кризис земства, который состоял в том, что
значительная часть населения либо не хотела принимать волостное земство,
либо относилась к нему равнодушно. Это наиболее ярко проявилось в ходе
избирательной кампании на выборах в земство.
По результатам проведенного исследования следует отметить, что, несмотря на
стремление калмыцкого центра провести выборную кампанию как
можно в более сжатые сроки, выборы в улусные земские управы носили
не только замедленный характер, но происходили с грубыми ошибками.
Центральному Комитету не раз приходилось делать замечания местным
избирательным комиссиям.
Последующее событие – переход калмыков в казачество в октябре 1917
года – привело к тому, что в Калмыцкой степи не была создана областная
управа. Октябрьская социалистическая революция и переход руководителей
калмыцкого буржуазного правительства в лагерь контрреволюции положили
конец введению земства в Калмыкии.
Земские выборы явились предварительной подготовкой трудящихся Калмыкии
к принятию активного участия в формировании Советов.
Отличительной чертой борьбы за установление Советской власти в
Калмыкии являлись специфические трудности, связанные с последствиями
колониальной политики царизма: отсутствие промышленного пролетариата,
слабое влияние большевистских организаций и сильное влияние феодальнокулацких элементов на народные массы, а также наличие Калмыцкого
войскового правительства, связавшего себя с контрреволюционной по-литикой Астраханского казачьего войска. К этому следует добавить, что
Февральская буржуазно-демократическая революция не привела в Калмыкии
к двоевластию. Вплоть до января 1918 г., т. е. до победы Советской власти
в Астраханской губернии, куда входила основная территория, населенная
калмыками, в калмыцких улусах не было Советов или других политических
организаций, которые находились бы под их влиянием.
Переход власти в руки Советов и создание самих Советов в Калмыкии
произошли одновременно. В ходе проведенного исследования удалось
установить, что улусные и аймачные исполкомы и земские органы в тех
улусах, где они были созданы, явились организациями, которые послужили
основой нарождавшихся Советов.
Огромное значение для дальнейшего развития органов управления в
Калмыкии имел Первый съезд депутатов трудового калмыцкого народа. Он
подвел итог начальному этапу национально-государственного строительства
в Калмыкии, содержанием которого являлось: возникновение Советов и
начало организации их системы, борьба с тенденциями,
противодействовавшими самоопределению калмыцкого народа и, как
результат этой борьбы, провозглашение целостности Калмыцкой степи и
закрепление за ней прав уезда. Опираясь на эти первые достижения в
национально-государственном строительстве, калмыцкий народ в дальнейшем смог постепенно перейти к созданию своей национальной автономии.
Гражданская война на территории Калмыкии в феврале 1920 г.
завершилась восстановлением советской власти. В феврале - мае 1920 г.
повсеместно прошли собрания граждан аймаков, были переизбраны аймачные
Советы, состоялись съезды улусных Советов, на которых были избраны
делегаты на Общекалмыцкий съезд Советов.
Правовое положение калмыцкого народа в период национальногосударственного строительства 1918 - 1920 гг. было зафиксировано в
«Декларации прав трудового калмыцкого народа», имевшей значение
конституционного акта.В соответствии с Конституцией РСФСР 1918 года «Декларация прав
трудового калмыцкого народа» определила систему местных органов власти в
составе 10 улусных и 70 аймачных Советов. В этом проявилось своеобразие
территориального распределение жителей в системе органов государственной
власти Калмыцкой автономной области. Была создана трехступенчатая
система органов власти: областной, улусные и аймачные Советы. Вторая
особенность заключалась в том, что низовые органы власти преимущественно
строились по национальному признаку. Поэтому в районах, где проживали
представители других национальностей и народностей, создавались сельские
Советы (русские, немецкие, смешанные)
Декларация прав трудового калмыцкого народа, принятая на I
Общекалмыцком съезде Советов, от 5 июля 1920 г. /К истории
образования автономной области калмыцкого народа (октябрь 1917–
ноябрь 1920гг.). Элиста, 1960.С.69-72.
2. Закон о поселковом, сельском Совете народных депутатов Калмыцкой
АССР от 20 декабря 1979 года. Собрание действующего законодательства
Калмыцкой АССР. Элиста, 1981. С.165.
3. Закон о городском Совете народных депутатов КАССР от 20 декабря 1979
года. Собрание действующего законодательства Калмыцкой АССР.
Элиста, 1981. С. 168.
4. Закон о районном Совете народных депутатов КАССР от 20 декабря 1979
года. Собрание действующего законодательства Калмыцкой АССР.
Элиста, 1981. С. 203.
5. Закон о порядке отзыва депутата местного Совета народных депутатов
КАССР от 12 марта 1980 года. Собрание действующего законодательства
Калмыцкой АССР. Элиста, 1981. С.240.
6. Закон о краевом, областном Совете народных депутатов от 20 ноября 1980
г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1979. № 32; 1980. №48.
7. Закон о выборах в местные Советы народных депутатов КАССР от 16
августа 1979 года. Собрание действующего законодательства Калмыцкой
АССР. Элиста, 1981. С.21, 137-138.
8. Закон КАССР-ХТ № 286-IX от 13.02.92 г. «О местном самоуправлении в
КАССР-ХТ». НА РК, ф.р-1, оп. 4, д.3086, л.78.9. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О краевом, областном
Совете народных депутатов и краевой, областной администрации»
//Российская газета. 1992. 20 марта.
10. Закон Республики Калмыкия -ХТ № 36-IX от 6 июля 1993 г. «О внесении
изменений и дополнений в Закон РК-ХТ «Об органах исполнительной
власти в районах и городе Элисте» //Известия Калмыкии. №129. 14 июля
1993 года.
11. Закон Республики Калмыкия № 46-I-З от 23.09.96 г. «О местном
самоуправлении в Республике Калмыкия» //Известия Калмыкии. № 190. 2
октября 1996 года.
12. Закон Республики Калмыкия «О выборах представительных органов и
должностных лиц местного самоуправления в Республике Калмыкия» от
23.09.96 г. № 47-1-3 //Известия Калмыкии.-№190.-2 октября 1996 г.
13. Закон Республики Калмыкия «О порядке государственной регистрации
Устава муниципального образования в Республике Калмыкия» от
23.09.96 г. № 48-1-3 //Ведомости Народного Хурала (Парламента) РК №
2. Элиста, 1997. С.228-233.
14. Закон Республики Калмыкия «О местном референдуме в Республике
Калмыкия» от 26.11.96 г. № 51-1-3 //Ведомости Народного Хурала
(Парламента) РК № 3. Элиста, 1998. С. 13-35.
15. Закон Республики Калмыкия «О статусе депутата представительного
органа местного самоуправления в Республике Калмыкия» от 7.04.97 г.
№ 69-1-3 //Известия Калмыкии.- №94.-13 мая 1997 г.
16. Закон Республики Калмыкия «О порядке осуществления права народной
правотворческой инициативы органами местного самоуправления в Республике Калмыкия» от 26.02.97 г. № 64-1-3 // Ведомости Народного
Хурала (Парламента) РК № 3. Элиста, 1998. С. 168-172.
17. Закон Республики Калмыкия «Об административно-территориальном
устройстве Республики Калмыкия» от 26.02.97 г. № 65-1-3 // Известия
Калмыкии.- № 62.- 26 марта 1997 г.18. Закон Республики Калмыкия «О бюджетном устройстве и бюджетном
процессе в Республике Калмыкия»//Известия Калмыкии.- №56.- 23 марта
1995г.
19. Закон Республики Калмыкия «О местном самоуправлении в Республике
Калмыкия». Ведомости Народного Хурала (Парламента) Республики
Калмыкия №2. Элиста, 1997. С. 138-139.
20. Закон РК № 57-I-З от 21.01.97 г. «О внесении изменений и дополнений в
Закон РК «Об органах исполнительной власти в районах и городе Элисте».
21. Конституция (Основной Закон) Калмыцкой Автономной Советской
Социалистической Республики. Элиста, 1938. С.13-16.
22. Конституция КАССР от 30 мая 1978 года. Собрание действующего
законодательства Калмыцкой АССР. Элиста, 1981.С. 20
23. Конституция (Основной Закон) КАССР. Законодательные акты по
вопросам депутатской деятельности. Элиста, 1986. С.6.
24. Конституция (Основной Закон) РК-ХТ. Элиста, 1993.
25. Конституция Российской Федерации.- М.: Теис, 1996.
26. Положение об управлении калмыцким народом от 27 апреля 1847 года.
ПЗС Российской империи. 1 Отд. Т. 22. №21144.С. 349-372.
27. Положение о собраниях (сходах) граждан в Республике Калмыкия.
Ведомости Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия №3.
Элиста, 1998. С. 7.
28. Постановление Парламента РК-ХТ от 7 мая 1993 г. № 6 - IX «О признании
утратившим силу Закона Калмыцкой ССР – Хальмг Тангч «О местном
самоуправлении в Калмыцкой ССР – Хальмг Тангч». Протокол второй
сессии Парламента РК-ХТ от 7 мая 1993 года. Элиста, 1993. С.4.
29. Постановление Парламента РК-ХТ от 7 мая 1993 года № 7-IX «Об
упразднении местных администраций». Протокол второй сессии
Парламента РК-ХТ от 7 мая 1993 года. Элиста, 1993. С.4-5.
30. Постановление Парламента РК-ХТ от 6 июля 1993 года № 37-IX «О
проекте Положения об органах общественного самоуправления в РК-ХТ».