Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ИНТЕГРАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Работа №29196

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы405
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
441
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
ЧАСТЬ I. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ
ИНТЕГРАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА
Глава 1. Специальные способности учителя как предмет
психологического исследования 17
1.1. Основные направления исследования способностей в психологии 17
1.1.1. Исследование проблемы способностей в зарубежной
психологии 17
1.1.2. Исследование проблемы способностей в отечественной
психологии 28
1.2. Исследование специальных способностей учителя в психологии 50
1.2.1. Понятие и структура специальных способностей учителя 51
1.2.2. Специальные способности и индивидуальность учителя 75
1.2.3. Профессиональное становление учителя как предмет
психологического исследования 90
Глава 2. Специальные способности с позиции учения об интегральной
индивидуальности человека 110
2.1. Теория интегральной индивидуальности – теоретическая основа
изучения специальных способностей учителя 110
2.2. Концептуальное решение проблемы специальных способностей в
русле теории интегральной индивидуальности 114
ЧАСТЬ II. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ УЧИТЕЛЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ3
Глава 3. Педагогические способности учителя, их структура и
диагностика 123
3.1. Организация исследования и диагностика педагогических
способностей 123
3.2. Результаты исследования педагогических способностей
учителей различных предметов 128
Глава 4. Предметно-педагогические способности учителя, их
структура и диагностика 146
4.1. Филолого-педагогические способности 146
4.2. Математико-педагогические способности 168
4.3. Биолого-педагогические способности 188
4.4. Химико-педагогические способности 208
4.5. Рисовально-педагогические способности 215
Глава 5. Сравнительная характеристика структуры специальных
способностей учителей различных предметов 234
ЧАСТЬ III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Глава 6. Особенности интегральной индивидуальности учителей
различных предметов 242
6.1. Организация исследования и диагностика индивидуальных
свойств 242
6.2. Результаты исследования структур интегральной
индивидуальности учителей-предметников 2494
Глава 7. Разноуровневые свойства интегральной индивидуальности
как детерминанты специальных способностей и профессиональной
успешности учителя 269
7.1. Результаты исследования разноуровневых детерминант
специальных способностей учителя 269
7.2. Результаты исследования разноуровневых детерминант
профессиональной успешности учителя 281
ЧАСТЬ IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Глава 8. Развитие специальных способностей и индивидуальности в
процессе профессиональной деятельности учителя по результатам
лонгитюдного исследования 294
8.1. Взаимосвязь профессионального, возрастного и
индивидуального развития 294
8.2. Развитие специальных способностей в процессе
профессиональной деятельности учителя 300
8.3. Изучение характера взаимосвязи специальных способностей
и индивидуальности учителя 313
8.4. Развитие индивидуальности в процессе профессиональной
деятельности учителя 324
Глава 9. Взаимосвязь развития специальных способностей, стиля
педагогической деятельности и индивидуальности учителя 333
9.1. Взаимосвязь специальных способностей и индивидуального стиля
как предмет психологического исследования 3335
9.2. Изучение индивидуального стиля педагогической деятельности
учителей-предметников в процессе их профессионального становления 336
9.2.1. Методика диагностики стиля педагогической
деятельности учителя 336
9.2.2. Результаты исследования развития стиля
педагогической деятельности 337
9.3. Исследование взаимосвязи специальных способностей,
педагогического стиля и индивидуальности учителей-предметников 342
Заключение 352
Выводы 356
Библиографический список 361
Приложение 399

Позитивное развитие общества, реформирование системы образования
ведут к усилению гуманистического начала, что обусловливает повышенный
интерес к индивидуальности человека и определяет приоритетные направления
современной психологической науки. Особенно остро в этих условиях встает
проблема способностей человека, их природы и условий развития.
Актуальность темы исследования. Педагогическая деятельность традиционно является предметом психологического исследования. Изучен широкий
круг проблем, связанный с психологической структурой педагогической деятельности, педагогическим мастерством, тактом, педагогической культурой,
процессом формирования личности учителя и т.д. (Ф.Н. Гоноболин, 1965; И.В.
Страхов, 1966; Н.В. Кузьмина, 1967, 1985; В.А. Сластенин, 1976; И.Е. Синица,
1983; А.В. Мудрик, 1986; Е.Ф. Гармаш, 1990 и др.). В последние десятилетия
пристальное внимание исследователей привлекают вопросы профессиональной
компетентности (А.К. Маркова, 1993), культуры (Е.И. Богданов, 1995; А.А.
Криулина, 1996), успешности (С.Л. Белых, 1995; Л.М. Митина, 1996), педагогического мастерства (П.В. Симонов, 1995), модельных характеристик одаренности учителя (Н.А. Аминов, 1997), природных детерминант педагогических способностей (Н.А. Аминов, 1997, 1998; М.К. Кабардов, 1999); создания целостной
модели труда учителя (А.К. Маркова, 1994, 1996), изучения его профессионального становления (Л.М. Митина, 1994; Э.Ф. Зеер, 1998; Н.С. Глуханюк,
2000; Ю.П. Поваренков, 2002) и т. д. Одним из приоритетных направлений исследования личности и профессиональной деятельности учителя является изучение его способностей (Н.Д. Левитов, 1935,1960; А.И. Щербаков, 1967; Ф.Н.
Гоноболин, 1962, 1965, 1975; В.А. Крутецкий, 1971,1976, 1990, 1991; С.В. Кондратьева, 1980, 1984; Н.В. Кузьмина, 1961, 1967, 1976, 1985, 1990, 1993; М.И.
Станкин, 1998; М.К. Кабардов, 2001; Н.А. Аминов, 1995, 1997, 2002 и др.).7
Для современного этапа исследования способностей характерен системный подход, осуществляемый с позиции теории системогенеза (В.Д. Шадриков, 1983, 1991), комплексного (Э.А. Голубева, 1993) и индивидуально-типологического (М.К. Кабардов, 2001) подходов, системно-целевой концепции
(Б.Б. Косов, 1998), теории интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин, 1986;
Б.А. Вяткин, 2000).
Анализ исследований по проблеме специальных способностей учителя
показывает, что их изучение шло в нескольких направлениях: определение
сущности, компонентного состава и структуры педагогических способностей;
изучение отдельных видов педагогических способностей учителя; изучение
влияния предметной специфики и направленности на специальные способности
учителя; выявление взаимосвязи способностей с индивидуальными свойствами
учителей; исследование профессионального становления учителя.
Несмотря на достаточно большое количество работ по данной проблеме,
в подавляющем их большинстве специальные способности понимаются как педагогические способности, одинаковые для всех учителей, независимо от предметной направленности их деятельности. Лишь в некоторых работах рассматриваются способности к преподаванию конкретного предмета, однако обобщающая теория специальных способностей учителя-предметника на сегодняшний день не создана. Практически не рассматривались вопросы о динамике
структуры специальных способностей и типах функциональных взаимоотношений педагогических и предметных способностей в процессе профессионального становления учителя. Взаимосвязь специальных способностей и индивидуального стиля педагогической деятельности обсуждается исследователями
преимущественно на теоретическом уровне, эмпирические данные представлены недостаточно. Разнообразны и противоречивы сведения о природных и социальных детерминантах специальных способностей, их специфике у учителей
разных предметов.8
Таким образом, существует необходимость научно-теоретической и эмпирической разработки концепции специальных способностей учителя, их
структуры, динамики развития и специфики у учителей различных предметов,
роли и места специальных способностей в структуре интегральной индивидуальности.
Методологическим основанием исследования являются общеметодологические принципы, получившие широкое распространение в психологии:
принцип системной организации психики человека (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов);
принцип интегрального подхода к исследованию индивидуальности (В.С. Мерлин, Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин); принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн);
принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев,
Б.М. Теплов и др.); принцип развития (Б.Ф. Ломов, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн). Общетеоретическим основанием служит теория
интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин) и теория способностей (Б.М.
Теплов, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, Т.А. Артемьева, Н.С. Лейтес, Э.А. Голубева, М.К. Кабардов, В.Д. Шадриков и др.).
Специально-теоретическим основанием – работы в области психологии специальных (педагогических) способностей: Н.Д. Левитова, А.И. Щербакова,
Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, В.А. Крутецкого, А.И. Щербакова, С.Л.
Кондратьевой, В.А. Сластенина, М.И. Станкина, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.А. Аминова, Б.Б. Косова и многих других авторов.
Цель исследования состояла в теоретическом обосновании и экспериментальном решении концепции специальных способностей учителя в русле
теории интегрального исследования индивидуальности; изучении структуры,
особенностей развития, характера детерминации и их специфики у учителей
различных предметов.
Объект исследования – специальные способности учителейпредметников высокой квалификации с различным стажем педагогической деятельности.9
Предмет исследования – компонентный состав и структура специальных
способностей учителя, их природа и взаимодействие в структуре интегральной
индивидуальности; динамика развития; взаимосвязи с индивидуальным стилем
педагогической деятельности и успешностью профессиональной деятельности.
Гипотезы исследования:
1. Специальные способности учителя представляют собой сложноорганизованную, целостную, многокомпонентную, двухуровневую систему, включающую педагогические и предметные способности.
2. Специальные способности учителя детерминированы специфическим
симптомокомплексом разноуровневых индивидуальных свойств.
3. Структура специальных способностей, степень их выраженности и
характер детерминации разноуровневыми индивидуальными свойствами специфичны в зависимости от предметной направленности деятельности и этапа
профессионального становления учителя.
4. Специальные способности учителя - это динамическая, развивающаяся система. Развитие проявляется в усложнении симптомокомплекса специальных способностей, развертывании отдельных свойств и изменении характера
взаимосвязей между компонентами специальных способностей.
5. Между специальными способностями, индивидуальным стилем педагогической деятельности и индивидуально-психологическими характеристиками учителей существуют функциональные взаимоотношения различных типов.
6. Профессиональная успешность учителя детерминирована симптомокомплексом его профессиональных и индивидуально-психологических характеристик.
Задачи исследования:
1. Провести теоретико-экспериментальный психологический анализ
специальных способностей учителя-предметника, разработать гипотетическую
теоретическую модель специальных способностей, сформулировать концепцию
специальных способностей в русле теории интегральной индивидуальности.10
2. Экспериментально выявить компонентный состав и психологическую
структуру специальных способностей учителей различных предметов в связи с
этапами их профессионального становления.
3. Изучить функциональные взаимоотношения педагогических и предметных способностей.
4. Раскрыть особенности развития специальных способностей в процессе профессиональной деятельности учителя.
5. Выявить симптомокомплексы разноуровневых свойств интегральной
индивидуальности, детерминирующих специальные способности.
6. Исследовать особенности интегральной индивидуальности учителей
различных предметов.
7. Изучить специфику индивидуального стиля педагогической деятельности учителей-предметников в процессе их профессионального становления.
8. Экспериментально выделить различные типы функциональных взаимоотношений специальных способностей, стиля педагогической деятельности и
индивидуально-психологических характеристик учителя.
9. Выявить профессиональные и индивидуально-психологические детерминанты профессиональной успешности учителя.
10. Разработать методы комплексной диагностики специальных способностей и стиля педагогической деятельности учителя.
Методы исследования. В работе использовались разнообразные методы
исследования. Организационные методы: сравнительный и лонгитюдный. Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент и психодиагностические методы
с использованием аппаратурных (ЭЭГ, двигательные методики с использованием рефлексометра), инструментальных (фиксированная установка в гаптической сфере – Д.Н. Узнадзе; ассоциативный эксперимент; неструктурированные
рисунки - Р. Кеттелл и т.д.) методик и разнообразных тестов и опросников (опросник формально-динамических свойств индивидуальности - ОФДСИ В.М.
Русалова, личностный опросник - 16 PF Р. Кеттелла, ориентировочная анкета В.11
Смекала и М. Кучера, опросник потребности достижения Ю.М. Орлова, методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей – КОС В.В.
Синявского и Б.А. Федоришина, опросник для выявления соотношения двух
сигнальных систем Б.Р. Кадырова и т.д.). Применялся теоретикометодологический анализ литературных источников, генетический и структурный интерпретационный методы. Для обработки данных использовались разнообразные методы математической статистики (вычисление процентных соотношений, Т-критерий Стьюдента, кластерный, корреляционный, факторный,
множественный линейный регрессионный анализ) с использованием пакета
прикладных программ Statistika 5,0 for Windows.
Испытуемые. В работе обобщаются данные эмпирических исследований,
выполненных непосредственно автором или под его руководством в течение
1990-2003 годов. Общее число испытуемых составило 1503 человека, из них
учителей – 1178, студентов выпускных курсов – 325. В исследовании приняли
участие учителя старших и средних классов основных образовательных областей: филология – учителя русского языка и литературы; математика – учителя
математики; естествознание – учителя биологии и химии; искусство – учителя
изобразительного искусства. Все учителя имеют высшую или первую квалификационную категорию, высоко оцениваются экспертами. Специальные способности изучались в процессе профессионального становления учителя. В работе
представлены данные по трем этапам этого становления: этап получения профессии (студенты выпускных курсов предметных факультетов педагогических
учебных заведений), этап профессионального совершенствования (5-10 лет
стажа), этап профессиональной зрелости (15-20 лет стажа). Экспериментальная
часть исследования проводилась в образовательных учреждениях г. Перми,
Пермской области и Удмуртии.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые
представлена концепция специальных способностей учителя в русле теории интегрального исследования индивидуальности. С этих позиций специальные12
способности учителя-предметника представляют собой сложноорганизованную, целостную, иерархическую, многокомпонентную двухуровневую систему,
детерминированную разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности.
Впервые установлено, что психологическая структура специальных способностей включает в себя компоненты двух качественно своеобразных уровней: педагогические и предметные способности.
Впервые показано, что структура этих способностей и характер взаимосвязей с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности специфичны в зависимости от предметной направленности деятельности учителя и
этапа его профессионального становления.
Установлено, что педагогические способности теснее связаны с показателями личностных и социально-психологических особенностей, предметные
способности - с показателями нейродинамических и психодинамических особенностей. В процессе профессионального становления учителя усиливается
роль личностного опосредования специальных способностей.
Впервые выявлены основные типы функциональных взаимоотношений
педагогических и предметных способностей внутри симптомокомплекса специальных способностей учителя: синергия, автономия, антагонизм.
Впервые экспериментально обнаружены специфические особенности интегральной индивидуальности учителей различных предметов. Для филологов
это чувствительность, для математиков – эмоциональная устойчивость, для
биологов – общительность, для химиков – активность, для учителей изобразительного искусства - адаптивность.
Впервые в рамках лонгитюдного исследования показаны динамика развития симптомокомплекса специальных способностей учителя, а также изменения
их места и роли в структуре интегральной индивидуальности.13
Впервые эмпирически подтверждена опосредующая функция предметной
направленности деятельности и педагогического опыта (стажа) в структуре интегральной индивидуальности учителя.
Разработаны комплексные методики диагностики специальных способностей и индивидуального стиля педагогической деятельности учителей.
Показана связь профессиональной успешности учителя с симптомокомплексом профессиональных и индивидуально-психологических характеристик.
Обнаружена специфика этой связи в зависимости от этапа профессионального
становления учителя.
Выявлена специфика стиля педагогической деятельности учителей различных предметов.
Впервые описаны типы функциональных взаимоотношений специальных
способностей, стиля педагогической деятельности и индивидуально-психологических характеристик: синергия и компенсация.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно
развивает представление о месте и роли специальных способностей в структуре
интегральной индивидуальности, продолжая линию системных исследований,
выполненных в Пермской психологической школе.
Полученные в работе данные об опосредующей функции предметной направленности деятельности и педагогического опыта, о разноуровневых детерминантах специальных способностей, о динамике способностей и индивидуальности учителя позволяют расширить и обогатить представления об опосредующих звеньях, структуре и развитии интегральной индивидуальности.
Все это обогащает и способствует дальнейшему совершенствованию теории
интегрального исследования индивидуальности.
Разработанная автором концепция специальных способностей учителя
вносит вклад в развитие теории способностей.
Выявленные в работе психологические характеристики индивидуальности учителей различных предметов и сведения о динамике развития специаль-14
ных способностей и индивидуальности обогащают психологию личности, психологию профессиональной деятельности и психологию развития.
Практическая значимость исследования. Полученные в результате эмпирического исследования сведения о компонентном составе, структуре, характере детерминации, развитии, психологических предпосылках, связи специальных способностей с успешностью и стилем педагогической деятельности позволяют психологически грамотно подойти к вопросам повышения эффективности деятельности педагогов в учебно-воспитательном процессе, формирования и развития способностей и мастерства учителей, начиная с этапа овладения
профессией до этапа профессиональной зрелости; могут быть использованы в
практике профориентации на учительские профессии, коррекции обучения в
педагогических учебных заведениях.
Разработанные комплексные методики диагностики специальных способностей, индивидуального стиля деятельности могут быть использованы в практике профориентации, профотбора и аттестации учителей, при подготовке будущих психологов и в практической работе психологов сферы образования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Специальные способности учителя-предметника представляют собой сложноорганизованную, целостную, двухуровневую и многокомпонентную систему, детерминированную симптомокомплексом разноуровневых индивидуальных свойств.
2. Психологическую структуру специальных способностей образуют
компоненты двух качественно своеобразных уровней организации: педагогические и предметные способности.
• Структура специальных способностей содержит стабильную для каждой
предметной группы, независимую от стажа педагогической деятельности, подструктуру и специфические в зависимости этапа профессионального становления учителя подструктуры.
• Структура педагогических способностей включает как общую, одинаковую для всех учителей-предметников подструктуру (педагогическая эффективность), обусловленную общими требованиями педагогической деятельности,
так и специфические для каждой предметной группы составляющие.
• Структура педагогических способностей учителей гуманитарного и естественно-научного циклов включает в себя эмоциональную подструктуру (педа-357
гогическая чувствительность), учителей точных дисциплин - рациональную
подструктуру (педагогическая направленность).
• Структура предметных способностей учителя включает общую для данной предметной группы и специфическую в зависимости от стажа педагогической деятельности составляющие. Общей для учителей математики подструктурой предметных способностей является математическое мышление, для учителей химии – химическая наблюдательность, для учителей изобразительного
искусства - художественная впечатлительность и т.д.
3. Между компонентами педагогических и предметных способностей
внутри симптомокомплекса специальных способностей учителя обнаружены
три типа функциональных взаимоотношений: антагонизм, автономия, синергия.
Преобладание определенного типа отношений опосредовано этапом профессионального становления учителя и спецификой преподаваемого предмета.
• Отношения антагонизма и автономии преобладают на этапе овладения
профессией (студенты) и этапе профессионального совершенствования (5-10
лет педагогического стажа). Отношения синергии – на этапе профессиональной
зрелости (15-20 лет педагогического стажа), обуславливая профессиональное
мастерство учителя.
• Совпадение векторов педагогической и предметной (например, филологической, художественно-изобразительной) направленности обусловливает
преобладание или наиболее раннее развитие синергических отношений. Несовпадание векторов (например, при математической или химической направленности) – преобладание антагонизма или автономии и более длительный и сложный путь гармонизации отношений педагогических и предметных способностей.
4. Предметная направленность деятельности и опыт выступают в качестве опосредующих звеньев в изменении характера взаимосвязей в структуре
интегральной индивидуальности учителя.358
• Структуры интегральной индивидуальности учителей внутри одной
предметной группы отличаются большим сходством по сравнению с аналогичными структурами учителей разных предметов.
• Структуры интегральной индивидуальности работающих учителей отличаются большим сходством по сравнению со структурами индивидуальности
студентов.
• Интегральная индивидуальность учителей различных предметов обладает
специфическими характеристиками. Для филологов – это чувствительность, для
математиков – эмоциональная устойчивость, для биологов - общительность,
для химиков – активность, для учителей изобразительного искусства – адаптивность.
5. Специальные способности учителя – динамическая, развивающаяся
система. Развитие проявляется в усложнении симптомокомплекса специальных
способностей, развертывании отдельных свойств и изменении характера взаимосвязей между компонентами специальных способностей.
• Развитие специальных способностей происходит как под влиянием общих, одинаковых для всех предметников требований деятельности, так и под
влиянием специфических требований, связанных с особенностями преподавания конкретного предмета.
• Существует разная логика развития специальных способностей учителей
разных предметов: а) интенсивное развитие предметных способностей и преобладание предметной направленности к этапу профессионального совершенствования (5-10 лет стажа); интенсивное развитие педагогических способностей и
преобладание педагогической направленности к этапу профессиональной зрелости (15-20 лет стажа) - учителя математики, изобразительного искусства; б)
интенсивное развитие педагогических способностей и преобладание педагогической направленности к этапу профессионального совершенствования (5-10
лет стажа); интенсивное развитие предметных способностей и преобладание359
предметно-педагогической направленности к этапу профессиональной зрелости
(15-20 лет стажа) – учителя русского языка и литературы.
6. Компоненты специальных способностей учителя детерминированы
свойствами различных иерархических уровней интегральной индивидуальности, специфическими в зависимости от направленности предметной деятельности и опыта учителя. Эти связи носят многозначный характер.
• Предметные способности преимущественно связаны со свойствами низших уровней интегральной индивидуальности – нейродинамическими и психодинамическими. Педагогические способности – со свойствами высших уровней
– личностными и социально-психологическими.
• По мере профессионального становления увеличивается роль личностного опосредования специальных способностей учителя.
• Обнаружены как общие, так и специфические для различных предметных
групп детерминанты специальных способностей учителя. Общей является сопряженность педагогических способностей на уровне нейродинамики – с уравновешенностью и подвижностью нервной системы; на уровне психодинамики –
с экстраверсией и низким нейротизмом; на уровне личности – с общительностью, смелостью, экспрессивностью, эмоциональной устойчивостью.
7. Поскольку в основе различных компонентов специальных способностей учителей- предметников лежат различные, порой противоположные
проявления индивидуальных свойств или их сочетаний, правомерно говорить о
существовании различных путей достижения успеха в профессиональной деятельности. Эти пути, по всей вероятности, являются стилевыми характеристиками данного учителя.
8. Профессиональная успешность учителя детерминирована симптомокомплексом его профессиональных (специальные способности) и индивидуально-психологических характеристик.
• В основе профессиональной успешности учителя изобразительного искусства лежит развитость коммуникативных способностей, образная творче-360
скость, высокий уровень художественно-графических способностей, темпераментальная активность и адаптивность. Специфическими факторами успешности молодых учителей оказались развитая способность к воспроизведению натуры по памяти, первосигнальность, сильный процесс возбуждения; зрелых
учителей – педагогическая компетентность, организаторские способности и
уровень развития педагогических способностей и такие личностные характеристики как конкретность мышления, чувствительность, некоторая подозрительность и самомнение, радикализм, направленность на взаимодействие.
• Профессиональная успешность молодого учителя изобразительного искусства в большей степени обусловлена развитием его предметных способностей, зрелого – педагогических способностей и индивидуальнопсихологических характеристик.
9. Индивидуальный стиль педагогической деятельности характеризует
качественную сторону способностей и является одним из критериев способностей учителя. Между специальными способностями, стилем педагогической
деятельности и индивидуально-психологическими характеристиками учителей
существуют два типа функциональных взаимоотношений: взаимная компенсация и синергия. Эти функциональные взаимоотношения детерминированы определенным набором индивидуальных свойств, характеризующих психодинамическую и личностную активность, адаптивность и эмоциональную стабильность.


Абульханова К.А. Психология и сознание личности: проблемы методологии,
теории и исследования реальной личности: Избр. психолог. тр. - М.: Моск.
соц.-психолог. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1999. – 218 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 339 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. – 335 с.
4. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. - М.: Сов. Радио, 1970. – 152 с.
5. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. - М.: Изд-во Ин-т
практ. психол., 1997. - 80 с.
6. Аминов Н.А. Задатки, способности и одаренность учителя. Некоторые вопросы теории способностей Б.М. Теплова // Гуманизация образования. - 1998.
- № 1. - С. 59-72.
7. Аминов Н.А. Исследование педагогических способностей // Вопр. психол. -
1996.- № 1. - С. 5-17.
8. Аминов Н.А. Модельные характеристики способностей и одаренности учителя // Способности. К 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова. - Дубна, 1997.
- С. 289-307.
9. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки
педагогических способностей // Вопр. психол. - 1988.- № 5. - С.71-77.
10. Аминов Н.А., Аверина И.С., Аршавина Л.И. Экспресс-диагностика профессиональной пригодности к педагогической деятельности // Психологические
проблемы профориентации учащихся. - Челябинск, 1990. - С. 68-83.
11. Аминов Н.А., Гусева Е.П., Левочкина И.А. Природные предпосылки общительности у школьников педагогических классов // Новые исследования в
психологии. – 1986. - № 2. - С. 46-49.362
12. Аминов Н.А., Молоканов М.В. Социально-психологические предпосылки
специальных способностей школьных психологов // Вопр. психол. - 1992. -
№ 1-2. - С. 74-83.
13. Ананьев Б.Г. Избранные труды. В 2-х т. - М.: Педагогика, 1980.
14. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей / Под ред. В.Н. Мясищева. - М., 1962. - С.15-32.
15. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Склонности и способности. - Л.,
1962. - С. 15-36.
16. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 170 с.
17. Андриенко А.В. Структура специальных педагогических способностей учителя математики и психологические условия их формирования: Автореф. дис.
…канд. психол. наук. - М., 1990. - 18 с.
18. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. -
1994. - Т. 15. - № 1. - С. 3-18.
19. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. - М.:
Наука, 1977. - 184 с.
20. Артемьева Т.И. Проблемы способностей: личностный аспект // Психол. журнал. - 1984. - Т. 5. - № 3. - С. 46-55.
21. Архипова И.В. Мотивационные механизмы формирования и развития специальных (педагогических) способностей: Автореф. дис. … канд. психол. наук.
- Новосибирск, 1995. - 20 с.
22. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
23. Ахмедзянова Л.М. Психолого-педагогические основы формирования призвания к профессии учителя. - Одесса, 1995. - 219 с.
24. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности: Дис. … канд. психол. наук.
- М., 1994. - 140 с.363
25. Ахтариева Л.Г. Особенности психологической подготовленности студентов к
профессионально-педагогической деятельности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Л., 1978. - 16 с.
26. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные концепции
творчества и одаренности. – М., 1997. - С. 275-294.
27. Бабаева Ю.Д. Особенности эмоционального развития одаренных детей //
Одаренность: рабочая концепция: Ежегодник РПО. – М., 2000. - Т. 8. Вып. 1.
- С. 57-68.
28. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / Под
ред. В.И.Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 201 с.
29. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 3. – С. 152-162.
30. Базилевская Л.С. Формирование социально-перцептивных умений у студентов педагогических вузов: Автореф. дис. …канд. психол. наук. - Минск, 1984.
- 19 с.
31. Бакулин И.И. Психологические подходы в понимании сущности способностей // Журн. прикл. психол. - 2002. - № 3. - С. 2-11.
32. Балбасова Е.Г. Анализ дидактических способностей учителей нечальных
классов и студентов педагогического института: Автореф. дис. …канд. психол. наук. - М., 1982. - 16 с.
33. Баранов А.А. Профессиональное выгорание и типы низко стрессоустойчивых
педагогов // Ежегодник РПО: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов в 8 т. – СПб., 2003. - Т. 1. - С. 287-289.
34. Баранов А.А. Стрессоустойчивость в структуре личности и деятельности
учителей высокого и низкого профессионального мастерства: Дис. …канд.
психол. наук. - СПб., 1995. - 160 с.364
35. Безделина Р.П. Развитие дидактических способностей студентов педвуза в
процессе их психологической подготовки к обучению детей 6-летнего возраста: Автореф. дис. …канд. психол. наук. - М., 1985. - 17 с.
36. Безносов С.П. Профессиональные деформации личности (подходы, концепции, метод): Автореф. дис. … докт. психол. наук. - СПб., 1997. - 36 с.
37. Белинский В.Г. Избр. пед. соч. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. – 279 с.
38. Белова Е.С. Проявление одаренности в дошкольном возрасте // Детский
практический психолог. - 1995. - С. 29-32.
39. Белых С.Л. Семантическая структура индивидуальной концепции педагогической деятельности и профессиональная успешность: Автореф. дис. … канд.
психол. наук. - СПб, 1995. - 22 с.
40. Берн Ш. Гендерная психология. Секреты психологии мужчин и женщин. -
СПб.: Еврознак, 2003. - 320 с.
41. Бине А. Современные идеи о детях. - М.: Космосъ, 1910. – 218 с.
42. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.:
Наука, 1973. - 270 с.
43. Богданов Е.Н. Формирование и развитие профессионально-нравственной
культуры будущего учителя: Автореф. дис. … докт. психол. наук. - М., 1995.
- 40 с.
44. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -
Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. - 308 с.
45. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Изд. Центр
Академия, 2002. - 320 с.
46. Богоявленская Д.Б. Творческая одаренность: аргументы против // Антология
современной психологии конца 20 века. - Казань: КГТУ им. А.Н. Туполева,
РПО, 2001. - С. 261- 267.365
47. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д. Цели и задачи «Рабочей концепции одаренности» // Одаренность: рабочая концепция: Ежегодник РПО. - Самара; М.,
2000. - Т. 8. Вып. 1. - С. 5-13.
48. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. - М.: Педагогика, 1983. -
272с.
49. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопр. психол. - 1984. - № 1. - С. 119-124.
50. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М.: Наука, 1998. - 168 с.
51. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2000. -
440с.
52. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации
личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. - М., 1991. - С. 13- 21.
53. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
54. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание,
1991. - 78 с.
55. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: Ин-т психологии
РАН, 1994. – 108 с.
56. Бурлакова Н.Ю. Профессиональные способности в структуре интегральной
индивидуальности учителя физической культуры: Автореф. дис. … канд.
психол. наук. - Пермь, 2000. - 20 с.
57. Быстрова Г.В. Зависимость восприятия и осмысления художественной литературы старшими школьниками от индивидуальных особенностей во взаимодействии сигнальных систем: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 1964.
- 20 с.
58. Бэкон Ф. Новая Атлантида. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953. – 243 с.366
59. Вавилов В.А., Галактионов А.И. Профессиогенез: понятие и подход // Проблемы инженерной психологии. - Л., 1990. 92-115.
60. Венгер Л.А. О путях изучения сенсорных способностей // Генезис сенсорных
способностей. – М., 1976. - 265 с.
61. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973. - 96 с.
62. Вершловский С.Г. Психолого-педагогические проблемы молодого учителя. -
Л.: Знание, 1983. - 32 с.
63. Виноградова А.Д. Развитие способностей и педагогической деятельности
учителя математики // ХХV Герценовские чтения. – Л., 1972. - С. 75-79.
64. Волков И.П. Много в школе талантов. - М.: Знание, 1989. - 78 с.
65. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: Автореф. дис. …
канд. психол. наук. - М., 1996. - 18 с.
66. Волочков А.А. Активность субъекта и развитие учащегося: теория, диагностика и проблемы развивающих технологий. - Пермь: Изд-во ПОИПКРО,
2003. - 100 с.
67. Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А. Крутецкого. - М.: Педагогика, 1973. - 216 с.
68. Вопросы психологии способностей школьников / Под ред. В.А. Крутецкого. -
М.: Просвещение, 1964. - 260 с.
69. Воробьева Т.А. Возможности использования некоторых тестов для профотбора учителей // Экспериментальная и прикладная психология. - М., 1981. -
С. 86-89.
70. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.3. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
71. Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. - Пермь.: Изд-во Перм. гос. пед. ун-та, 2000. - 179 с

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ