Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОМПЛЕКСНАЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ

Работа №29192

Тип работы

Диссертация

Предмет

медицина

Объем работы300
Год сдачи1996
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
497
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ ............................................ 3
Глава 1. Обзор литературы ........................... 10
Глава 2. База, программа, методика исследования ..... 30
Глава 3. Патологическая пораженность детей Северо-Запада России ................................ 55
3.1. Общая характеристика патологической пораженности детей ................................ 55
3.2. Патологическая пораженность детей, проживающих
в республике Карелия ...................... 64
3.3. Патологическая пораженность детей, проживающих
в Коми республике .......................... 72
3.4. Патологическая пораженность детей, проживающих
в г.Новгороде, республика России ........... 81
3.5. Сравнительная оценка патологической пораженности детей Северо-Запада России ........... 87
Глава 4. Физическое развитие детей северо-западного
региона России ............................. 101
4.1. Общая характеристика физического развития
детей ...................................... 101
4.2. Физическое развитие детей, проживающих в
республике Карелия ......................... 105
4.3. Физическое развитие детей, проживающих в
Коми республике ............................ 116
4.4. Физическое развитие детей, проживающих в
г.Новгороде ................................ 128- 2 -
4.5. Сравнительная оценка физического развития
детей ...................................... 140
Глава 5. Медико-социальная характеристика детей и
семей, в которых они проживают ............. 154
5.1. Период до зачатия .......................... 154
5.2. Период беременности ........................ 161
5.3. Интранатальный, ранний неонатальный периоды 167
5.4. Условия и образ жизни ...................... 173
5.5. Общая характеристика медико-социальных
факторов риска, негативно влияющих
на здоровье детей 2-7 лет .................. 179
Глава 6. Гигиеническая оценка влияния экологической
ситуации на здоровье детского населения .... 186
6.1. Санитарно-гигиеническая характеристика
населенных пунктов республики Карелия ...... 186
6.2. Санитарно-гигиеническая характеристика
населенных пунктов Коми республики ......... 195
6.3. Санитарно-гигиеническая характеристика
г.Новгорода ................................ 211
6.4. Сравнительная санитарно-гигеническая
характеристика ............................. 221
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................... 230
ВЫВОДЫ .............................................. 243
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ........................... 246
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................... 248
ПРИЛОЖЕНИЯ .......................................... 28

Актуальность работы
Научные исследования в медицине можно условно разделить на два направления: исследование заболеваний и лечение этих заболеваний, то есть изучение болезней и исследования в области предупреждения болезней, то есть
изучение здоровья. На сегодняшний день очевидно, что лечебная медицина не в
состоянии разрешить всех проблем, связанных со здоровьем, так как несмотря
на большие достижения в научных исследованиях и совершенствовании технологической медицинской базы, благополучные исходы заболеваний непропорциональны этим достижениям, а с точки зрения экономики возрастание
затрат в лечебной медицине не приводит к увеличению положительных результатов. В связи с этим в последние десятилетия снова возрос интерес к профилактической медицине. В то же время проявилась и несогласованность этих исследований по терминологическим, методологическим и другим аспектам.
Одним из ключевых понятий профилактической медицины является определение здоровья как такового. Этому вопросу посвящено достаточно большое число исследований (Громбах С.М,1981; Лисицин Ю.П.,Полунина Н.В.,1984;
Альбицкий В.Ю.,Баранов А.А.,1985; Аршавский И.А.,1985; Кардашенко
В.Н.,1988; Баевский Р.М.,1989; Воронцов И.М.,1989; Бржезовский М.М.,1990;
Юрьев В.К.,1993; Bloomberg L.,1994 и др.). В них даны основные характеристики
и детерминанты здоровья. Однако практически все исследователи приходят к
определению здоровья, принятому Всемирной Организацией Здравоохранения:- 4 -
"Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".
Детский организм является особенным. Морфологические и функциональные перестройки, происходящие в нем, реализуют определенную генетическую программу, направленную на формирование здорового индивидуума.
Условия окружающей среды могут значительно изменить реализацию генетической программы как в сторону обеспечения оптимальных условий развития, так
и в сторону формирования патологического процесса.
В ряде работ здоровье трактуется не только как статическое состояние,
но и как процесс приспособляемости к окружающей среде при становлении и
выполнении биологических и социальных функций (Воронцов И.М.,1985; Казначеев С.П.,1988; Жук Е.Г.,1990; Eiben O.G.,1986; Harris P.,1994). На каждом
возрастном этапе онтогенеза прослеживается как определенная закономерность
во влиянии наследственных и средовых факторов (Гавалов С.М. и соавт.,1985;
Бережков Л.Ф. и соавт.,1986; Алексеев С.В.,1994; Карелин А.О.,1994), так и различия в степени этого влияния (Веселов Н.Г. и соавт.,1986; Югай Г.А., 1989;
Horwitz F.D.,1989).
Наиболее интересным в изучении следует признать ранний и дошкольный периоды развития ребенка. Биологическая и социальная задача этих периодов заключается не только в обеспечении дальнейших процессов роста и развития, но и в обучении и подготовке тех форм и навыков трудовой, общественной деятельности, которые понадобятся организму в последующие возрастные- 5 -
периоды (Аршавский И.А.,1985). В это время еще значимо влияние целого ряда
антенатальных и интранатальных внешнесредовых факторов. Наряду с этим все
большее и большее значение в формировании здоровья начинают играть факторы условий и образа жизни ребенка (Веселов Н.Г.,1987).
На сегодняшний день разработаны и обоснованы достаточное количество методических подходов в изучение состояния здоровья различных возрастных групп (Веселов Н.Г. и соавт.,1986; Курлеутов Э.М.,1988; Воронцов
И.М.,1989; Каткова И.П.,Хуснутдинова З.А.,1989). Ряд работ посвящен изучению влияния отдельных групп внешнесредовых факторов или их сочетания в
формировании здоровья (Донская Р.Д.,1985; Безруков Л.А. и соавт.,1988; Каткова И.П.,Сафарова С.И.,1988; Вайтруб Е.М, 1989; Молчанова Л.Ф.,1990; Максименко Л.Л.,1991; Максимова Т.М., 1991). Проведены исследования, определяющие критерии состояния целостного организма, на основании которых возможно количественное определение уровней здоровья (Буштуева К.А.,Случанко
И.И.,1979; Димитриев А.Ф.,Щербин Ю.Д.,1985; Кокорин Е.П.,1985). Изучена заболеваемость детей, ее причины и распространенность в различных регионах и
возрастных группах (Альбицкий В.Ю.,1985; Таточенко В.К.,1987; Гуров
А.Н.,1987; Ананьин С.А., Усанова Е.П.,1988; Баранов А.А.,1988; Журков Е.Г.,
Власова Е.К.,1988; Баранов А.А.,1990; Абсава Т.А.,1995; Егорова А.Г.,1995;
Юрьев В.К. и соавт., 1995). Предложены разнообразные математико-статистические методы многофакторной оценки различных влияний (Жилинская- 6 -
М.Л. и соавт.,1980; Кобринский Б.А. и соавт., 1981; Таперова Л.Н.,1981; Гублер
Е.В.,1990; Гланц С.,1994).
Часто оценка заболеваемости проводится на основании выкопировки
данных из первичной медицинской документации, что не дает истинной картины распространенности патологии. Отсутствие методологических стандартов
при проведении исследования не позволяет сравнить полученные результаты
между собой. В связи с этим представляет интерес проведение многофакторной
оценки здоровья в различных регионах по единой методике с последующим их
сравнением, что позволит выявить как истинную картину разграничения здорового и больного населения, так и региональные особенности формирования
здоровья.
Цель и задачи исследования
Целью настоящего исследования явилось определение степени, доли и
значимости влияния различных внешнесредовых факторов на здоровье детей
раннего и дошкольного возрастов с учетом региональных особенностей его формирования.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
♦ обосновать методический подход в оценке здоровья детей на основе применения автоматизированной системы скрининг-диагностики "Sanus";
♦ определить уровни патологической пораженности детей в указанных регионах, провести сравнительную характеристику полученных данных между собой;- 7 -
♦ оценить физическое развитие детей в исследуемых регионах, провести
сравнительную характеристику полученных данных;
♦ провести комплексную оценку здоровья детей раннего и дошкольного возрастов по отдельным регионам Северо-Запада России;
♦ выявить региональные особенности комплекса факторов медико-социального и экологического характера, негативно влияющего на здоровье
детей;
♦ разработать рекомендации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей исследованных регионов.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые, по единой методике и единым способам математической обработки материла проведена объективная оценка патологической пораженности и физического развития
детей в различных регионах Северо-Запада России, установлены региональные
особенности условий, образа жизни, экологической ситуации. Выявлен комплекс факторов, определяющих уровень здоровья детей дошкольного возраста.
Научно-практическая значимость работы определяется результатами
исследования, позволившими представить в органы власти, в практическое здравоохранение объективную информацию о состоянии здоровья детей и факторах,
его определяющих, которые легли в основу разработки рекомендаций организационного и медико-социального характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья детского населения.
Результаты работы внедрены в практическую деятельность:- 8 -
♦ Управления здравоохранением г.Ухты, Коми республики (акт от 15 декабря
95г.);
♦ Сегежской центральной районной больницы, республики Карелия (акт от
16 декабря 1995г.);
♦ кафедры социальной медицины, экономики и управления здравоохранением; кафедры пропедевтики детских болезней Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии (акт от 15 ноября
1995г.).
Основные положения, выносимые на защиту
На защиту выносятся следующие положения:
1. При определении уровня здоровья целесообразно пользоваться
только комплексными методами оценки, учитывающими разнообразие влияния
внешнесредовых факторов в каждом регионе проживания.
2. Уровень патологической пораженности детей дошкольного возраста имеет особенности в зависимости от региона проживания.
3. Физическое развитие детей раннего и дошкольного возрастов, коррелируя с заболеваемостью, отражает региональные особенности морфофункционального созревания организма.
4. Периоды до зачатия ребенка, антенатальный, родов, условия и образ жизни семей в исследуемых регионах имеют свои особенности.
5. Уровень здоровья детского населения определяется комплексом медико-социальных и экологических факторов, характерных для каждого региона.- 9 -
6. Для разработки программ реабилитации состояния здоровья детского населения требуется реализация комплекса мер медико-социального и организационного характера со стороны органов власти, управления, практического здравоохранения, с учетом региональных оcобенностей состояния здоровья.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Патологическая пораженность детей, посещающих дошкольные учреждения Северо-Запада России, составляет 2577,2‰ и зависит от региона проживания. Максимальный уровень - 3336,2‰ зафиксирован у детей, проживающих в
республике Коми, минимальный - 1736,8‰ - у детей г.Новгорода. В республике
Карелия показатель общей патологической пораженности равен 2677,6‰.
2. В структуре патологической пораженности детей преобладают: заболевания эндокринной системы,расстройства питания,нарушения обмена веществ
и иммунитета (14,6%), болезни органов дыхания (13,6%), психические расстройства (12,7%), болезни кожи и подкожной клетчатки (11,9%), заболевания костномышечной системы и соединительной ткани (9,8%).
3. Патологическая пораженность детей отдельными классами заболеваний зависит от региона проживания. В Коми республике больший уровень патологической пораженности имеют классы: заболевания кожи и подкожной клетчатки, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани. В республике Карелия - заболевания эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ и иммунитета; а также заболевания органов дыхания. В
г.Новгороде - заболевания органов дыхания и психические расстройства.
4. Нарушения физического развития выявлены у 28,4% обследованных
детей. В республике Карелия нарушения физического развития составили 33,4%,
в Коми республике - 27,1%, в г.Новгороде, - 26,9%. У детей, проживающих в
Коми республике, больший удельный вес имеют дети с макросоматическим ти-- 244 -
пом физического развития, более выраженными темповыми прибавками роста и
веса. У детей, проживающих в республике Карелия, - дети с мезосоматотипом,
средними темповыми прибавками длины и массы тела. У детей, проживающих в
г.Новгороде, больший удельный вес имеют дети с микросоматотипом, дисгармоничностью физического развития за счет несоответствия темповых прибавок
длины и массы тела возрастным нормативам.
5. Состояние здоровья детей зависит от региона проживания. Самое
большое число детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, отмечено в
г.Новгороде - 18,4%. В Республике Карелия таких детей 6,8%, в Коми республике - 3,9%. Третья и выше группа здоровья установлена у 34,5% детей республики
Карелия. В Коми республике таких детей 23,06%, в г.Новгороде - 23,3%.
6. Каждый регион имеет свои особенности условий и образа жизни. Для
республики Карелия характерен высокий уровень хронической патологии у матерей, у них чаще отмечается осложненное течение родов. В Коми республике
чаще рождаются маловесные дети, установлены низкие показатели состояния
здоровья отцов. В г.Новгороде больше семей с низким материальным уровнем
жизни, плохими жилищными условиями. В семьях этого региона более распространено злоупотребление алкоголем и курение.
7. Неблагоприятные факторы развития патологии имеют свои региональные особенности. Факторы, действующие преимущественно в период до зачатия ребенка, имеют большее влияние в республике Карелия (24,0%); в период
беременности - в республике Коми (34,4%); в период родов и ранний пос-- 245 -
леродовый период - в республике Карелия (44,1%); а факторы, определяющие
образ жизни - в г.Новгороде (37,2%).
8. Наибольший удельный вес социально "оптимальных" семей отмечен в
г.Новгороде (61,8%), наименьший - в республике Карелия (17,2%). В Коми республике таких семей - 27,4%. Семьи высокого социального риска развития патологии в республике Коми и республике Карелия составляют 10,0%, а в г.Новгороде - 3,0%.
9. Экологическая обстановка в регионах различна и играет существенную роль в формировании региональных особенностей состояния здоровья детей. Так, в республике Карелия, в связи с загрязнением атмосферного воздуха,
чаще встречаются заболевания органов дыхания. В республике Коми, в связи с
загрязнением водного бассейна, чаще отмечаются заболевания органов пищеварения и проявления пищевой аллергии


Абсава Т.А. Комплексная медико-социальная оценка здоровья детей республики Коми (по материалам г.Ухты):Автореф. дис...канд. мед. наук.-СанктПетербург.-1995.-15с.
2. Авцын А.П.,Жаворонков А.А.,Марачев А.Г.,Милованов А.П. Патология человека на Севере. -М.:Медицина,1985.-415с.
3. Агаджанян Н.А. Проблема адаптации и экология человека //Экология человека.-Сб. научн. трудов.-М.:Наука, 1988.-С.93-103.
4. Алексеев С.В. Экология детства: проблема сохранения здоровья детей как условие устойчивого развития общества /Экология детства: социальные и медицинские проблемы.-СПб.,1994.-С.6-9.
5. Альбицкий В.Ю. Образ жизни и состояние здоровья детей дошкольного возраста //Здравоохранение Российской Федерации.-1985.-N12.-С.12-16.
6. Альбицкий В.Ю., Ананьин С.А. Особенности образа жизни воспитанников общеобразовательных школ-интернатов и детских домов //Социальногигиенические и организационные проблемы педиатрии.-Сб. нучн. трудов.-
Л.,1989.-С.96-99.
7. Альбицкий В.Ю.,Баранов А.А. Об образе жизни детей дошкольного возраста
//Гигиена и санитария.-1985.-N6.-С.41-43.
8. Альбицкий В.Ю.,Баранов А.А. Часто болеющие дети /Клинико-социальные аспекты.Пути оздоровления. -Саратов: Изд-во Саратовского ун-та,1986.-182 с.
9. Альбицкий В.Ю.,Баранов А.А.,Пуртов И.И. Результаты изучения заболеваемости детей //Здрав.Рос.Федерации.-1986.-N5.-С.21-23.- 249 -
10. Ананьин С.А., Усанова Е.П. Состояние здоровья учащихся общеобРазовательных школ-интернатов и воспитаников детских домов //Советское Здравоохранение.-1988.-N5.-39-43.
11. Андрюлис Э.К.,Шимкунене Д. Динамика физического развития дошкольников
г.Вильнюса с 1961 по 1977 гг. //Новые исследования по возрастной физиологии.-1981.-N1.-С.92-96.
12. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков. -
Киев:Здоров'я,1985.-80С.
13. Аршавский И.А. Физиология развития детей. -Пущино: НЦБИ АН СССР,1985.-
36С.
14. Асатурова Е.В.,Кожанов В.В.,Абдурахманова С.Р. Состояние физического развития детей дошкольного возраста г.Алма-Аты //Здравоохр. Казахстана.-1986.-
N12.-С.16-18.
15. Асхабова Л.М. Медико-социальные аспекты невынашивания беременности:
Автореф.дис...докт.мед.наук.-Москва.-1994. -25с.
16. Бабаджанов А.С. Системное исследование состояния здоровья детского населения, проживающего в условиях промышленного города //Гигиена и санитария.-1989.-N11.-С.32-33.
17. Баевский Р.М. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации //Вестн. АМН СССР.-1989.-N8.-С. 73-78.
18. Баландина В.А. Состояние здоровья и динамика физического развития детей
дошкольного возраста г.Омска //Гигиенические вопросы воспитания, обучения
и охраны здоровья детей и подростков в условиях промышленного города.-
Сб. научн. трудов.-Омск, 1985.-С.59-64.- 250 -
19. Балеева Л.С. Основы системного и оперативного анализа взаимодействия биологических, медико-организационных и социально-гигиенических факторов
детской смертности: Автореф. дис ...докт. мед.наук.-Москва.-1987.-21с.
20. Балыгин М.М. Некоторые методические подходы в изучении здоровья детей
раннего возраста //Реф.журнал физиологии.-1990.-N11.-С.26-28.
21. Балыгин М.М. Факторы риска в формировании здоровья детей раннего возраста (обзор литературы) //Здравоохр. Рос.Федерации.-1990.-N12.-С.23-27.
22. Балыгин М.М., Дмитриев В.И. Социально-гигиенический аспект заболеваемости детей раннего возраста //Медицина труда и проблемы экологии на ж.-
дорожном транспорте.-ВНИИ ж.-д. гигиены, 1990.-Вып.4.-С.150-157.
23. Баранов А.А. Задачи органов и учреждений здравоохранения по дальнейшему
улучшению медицинской помощи женщинам, матерям и детям //Педиатрия.-
1988.-N1.-С.6-8.
24. Баранов А.А. Основные направления перестройки службы охраны материнства
и детства //Медицина.-1988.-N9.-С. 5-10.
25. Баранов А.А. Охраны материнства и детства в условиях нового хозяйственного
механизма //Педиатрия.-1990.-N1.-С.5-7.
26. Баранов А.А. Региональный подход в совершенствовании охраны материнства
и детства (лекция). -М.:ЦОЛИУВ, 1990.-15с.
27. Баранов А.А., Варначева Л.Н., Строгинская Г.А. и др. Факторы риска в профилактике и раннем выявлении болезней органов пищеварения у детей. Методические рекомендации.-Горький, 1980.-128с.
28. Баранова И.П.,Струков В.И.,Ерошин Г.Л. и др. Состояние здоровья детей детских дошкольных учреждений г.Пензы по результатам комплексных профи-- 251 -
лактических осмотров /Пенз.ин-т усовершенствования врачей.-Пенза,1989.-6с.-
Деп. в НПО "Союзмединформ" 18.09.89.,N18510.
29. Безруков Л.А., Долженко О.Г., Каланча Р.И. и др. Влияние пьянства и курения
отцов на развитие детей //Педиатрия.-1988.-N11.-C.67-70.
30. Беляева Г.Г. Социально-гигиеническая оценка здоровья детей сельской местности //Сов.Здравоохр.-1978.-N10.-С. 33-36.
31. Беляева Г.Г. Социально-гигиеническая характеристика здоровья детей, проживающих в сельской местности: Автореф.дис... канд.мед.наук.-Москва.-1978.-
19с.
32. Белякова Е.В. Сравнительный анализ заболеваемости среди организованных
дошкольников в условиях Дальнего Востока //Тезисы регион. научно-практ.
конф. "Проблемы сохранения и восстановления здоровья детей".-
Владивосток,1990.-С.71-72.
33. Бережков Л.Ф.,Зублер А.С.,Усольцев А.Н. и др. Влияние некоторых биологических и социальных факторов на заболеваемость детей дошкольного возраста
//Гигиена и санитария.-1986.-N3.-С.35-37.
34. Беренштейн Г.Ф.,Полевой Д.А., Нурбаева М.Н. Физическое развитие дошкольников г.Витебска //Здравоохр.Белоруссии. -1990.-N9.-С.36-40.
35. Бова А.А. Заболеваемость и физическое развитие детей первого года жизни у
мигрирующего населения (медико-демографическое исследование по материалам г.Волгодонска): Автореф.дис ...канд.мед.наук.-Москва.-1987.-24с.
36. Борисенко Н.Ф.,Бевз Р.Г. Состояние здоровья учащихся подготовительных отделений музыкальной школы в зависимости от возраста и срока начала обучения //Гигиена и санитария.-1985.-N10.-С.25-28.- 252 -

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ