ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА I. Общая характеристика и развитие образовательных систем 4
1.1 История и развитие систем образования 4
1.2 Становления системы образования в среднеазиатских
государствах 12
ГЛАВА II. Взаимосвязь России и Центральной (Средней) Азии по
вопросам повышения качества образования 20
2.1 Социально-инновационный' потенциал к преодолению рисков
образовательных систем 20
2.2 Развитие и влияние русского языка на территориях стран Центральной
(Средней) Азии
ГЛАВА III. Образование в Центральной (средней) Азии: взгляд из за рубежа 45
3.1 Европейское видение образовательной системы 48
3.2 Сотрудничество в сфере образования со странами Центральной (Средней)
Азии и Китая 52
3.3 Российское видение развития образования 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Актуальность темы обусловлена обстоятельствами как практического, так и теоретического характера. Одной из основных особенностей развития современной общественной жизни является межгосударственная интеграция, затрагивающая не только политические и экономические отношения, но также отношения в социальных сферах, в частности, в сфере образования. Взаимодействие государств в области образования становится более динамичным, проявляют себя новые тенденции такого взаимодействия, появляются новые формы и направления сотрудничества. Эти изменения требуют соответствующего изучения, а также решения возникающих в ходе сотрудничества проблем. В частности, процесс построения единого европейского образовательного пространства (Болонский процесс) влечет за собой серьезные изменения правового, социального, экономического и культурного характера.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий влечет за собой изменения в образовательном процессе и, как следствие, в особенностях международного взаимодействия в области образования. В частности, растут масштабы международной торговли образовательными услугами. Возникают новые явления, например, транснациональное образование, что также связано с рядом проблем правового характера, требующих своего разрешения.
Продолжает развиваться сотрудничество в сфере образования государств-участников СНГ, расширяются направления сотрудничества, заключаются новые международные соглашения, развивается институционная структура сотрудничества, а так же продолжают развиваться
Нормативно-правовую и информационную основу исследования составили международные договоры, акты международных организаций, международные политические договоренности, акты международных органов и конференций, решения судебных органов, внутригосударственные нормативно-правовые акты, а также другие документы.
Объектом исследования является политика разных стран (в частности России, Европы и Китая) в Центральной (Средней) Азии, в частности ее правовая составляющая, рассматриваемая в контексте изменения геополитической ситуации в регионе, а также факторы внутреннего и внешнего характера, оказывающие воздействие на этот процесс.
Предметом исследования является взаимодействие России, а так же Европы и Китая со странами Центральной (Средней) Азии в образовательной области, содержание и формы правового сотрудничества, a также правовых аспектов. К рассматриваемой группе стран причислены входящие в СНГ: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан.
Цель настоящей работы заключается в выявлении особенностей правовых аспектов сотрудничества со странами Центральной (Средней) Азией в области образования.
Для достижения данной цели исследования были поставлены следующие задачи:
- проанализировать развитие образовательной системы в определенные периоды времени
- изучить пути развития сотрудничества для успешного развития образовательной части в Центрально (Средней) Азиатских странах
- определить социально-инновационный потенциал для преодоления рисков в развитие систем образования
- сформулировать специальные принципы, регулирующие сотрудничество государств в сфере образования
- определить влияние русского языка на развитие правовых отношений, а так же влияние международного права на субъекты образовательного процесса
Хронологические рамки дипломной работы обозначены в соответствии с целями и задачами исследования и охватывает период с 1991 по 2015 гг.
Именно с начала 1990-х гг. стала формироваться нормативноправовая база сотрудничества стран СНГ и начали реализовываться первые проекты для развития уровня образовательной части.
В целях более глубокого и детального исследования проблем допускались выходы за указанные хронологические рамки.
По странам Центральной (Средней) Азии - участникам СНГ сложилось достаточно обширная историография, т.к. наблюдается тенденция возрастания их роли в международных процессах.
Решение проблем практического характера неразрывно связано с рассмотрением теоретических вопросов, не попадавших ранее в сферу исследований. Среди таких вопросов следует назвать формулирование и анализ специальных принципов и аспектов, регулирующих отношения государств в сфере образования, определение особенностей правового положения основных участников отношений в сфере образования в соответствии с нормами международного права, определение специфики международно-правового регулирования сотрудничества в сфере образования, а также решение других вопросов.
Соответственно, представляет практический и теоретический интерес и является актуальным исследование, содержащее рекомендации по решению возникающих в ходе такого сотрудничества проблем, а также по повышению эффективности сотрудничества.
Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что огромное количество обстоятельств играет важную роль в создании и развитии правовых аспектах образовательной системы Центрально (Средней) Азиатских государств.
- проанализированы пути развития образовательной системы в определенные периоды времени
- изучены пути сотрудничества для успешного развития правовых аспектов и образовательной части в Центрально (Средней) Азиатских странах
- определены социально-инновационные потенциалы для преодоления рисков в развитие систем образования
- сформулированы специальные принципы, регулирующие сотрудничество государств в сфере образования
- определено влияние русского языка на развитие правовых отношений, а так же влияние международного права на субъекты образовательного процесса
Практическая и теоретическая значимость работы состоит в том, что рассмотрев прошлые результаты и сопоставив их с нынешними, ее результаты могут помочь усовершенствовать механизм правового регулирования сотрудничества, a также развития правовых принципов государств в данной области, усилить эффективность сотрудничества, дать импульс новым исследованиям международно-правовых проблем в данной области. Кроме того, результаты работы могут быть использованы при организации и осуществлении образовательного процесса.
В современном международном праве сложилась значительная нормативно-правовая основа и сформировался потенциально эффективный организационно-правовой механизм сотрудничества государств в сфере образования на универсальном, региональном и двустороннем уровне, что позволяет обеспечите реализацию одного из фундаментальных прав человека - права на образование.
В процессе межгосударственного сотрудничества в сфере образования сформировались такие важные для его эффективного правового регулирования специальные принципы, как принцип служения образования делу мира, принцип равного доступа к образованию, принцип свободного обмена знаниями, принцип развития образования, принцип содействия образования социальному прогрессу, принцип уважения разнообразия национальных систем образования, принцип уважения автономии образовательного учреждения, принцип уважения академических свобод.
Достигнутый на сегодня уровень сотрудничества свидетельствует о смещении акцента с процесса накопления нормативно-правового материала в сторону организационно-правового механизма обеспечения реализации содействующих нормативных предписаний при совместном участии самых разнообразных субъектов: от международных организаций (как правительственных, так и неправительственных) до сети информационных центров.
Межгосударственные отношения в сфере образования являются не маловажным объектом регулирования международно-правовыми нормами, входящими в различные отрасли и институты международного права: гуманитарное право, экономическое право, право научно-технического сотрудничества, право международного сотрудничества в области культуры. В стадии формирования находится отрасль международного образовательного права.
Международное право в последние годы существенно расширило свое воздействие на область межгосударственного сотрудничества в сфере образования. Постоянно усиливается его регулятивная функция, правовому регулированию подвергаются все новые сферы (происходит формирование единого образовательного пространства). Развивается его координационная (усиливается организация международных обменов в области образования), совершенствуется охранительная функции (международное право обеспечивает предоставление соответствующих гарантий реализации прав участников образовательного процесса).
На правовой статус основных участников образовательного процесса все большее влияние оказывают нормы международного права, а также рекомендательные акты ЮНЕСКО. Правовой статус государства в сфере образования - это статус гаранта реализации одного из фундаментальных прав человека - права на образование и основного организатора развития системы образования. Суть статуса образовательного учреждения - это единство автономии и подотчетности. Правовой статус преподавателей обусловливается единством их прав и обязанностей, направленных как на защиту их законных прав и интересов, так и на защиту права обучающихся на качественное образование.
На современном этапе развития международного образовательного сотрудничества государства отдают предпочтение региональной договорной форме, универсальное же регулирование пока не имеет всеобъемлющего характера. Интеграционная деятельность в сфере образования осуществляется только на региональном и субрегиональном уровне. Часть проблем (построение единого образовательного пространства, признание документов об образовании и др.) наиболее эффективно пока решается только на региональном уровне. Особенность реализации соглашений по вопросам образования состоит в том, что на универсальном и региональном уровнях такая реализация осуществляется с использованием механизма международных организаций, а для двустороннего уровня характерно создание совместных органов.
Особенностью нормативно-правовой базы и деятельности органов сотрудничества государств СНГ является то, что его приоритетным направлением является построение единого образовательного пространства, которое осуществляется посредством унификации государственного регулирования образовательной сферы, прежде всего, регулирования содержания образования путем согласования государственных образовательных стандартов.
В осуществлении сотрудничества в сфере образования на универсальном уровне преобладают рекомендательные акты международных организаций, в то время как международные договоры немногочисленны и посвящены, главным образом, защите права на образование и недопущению дискриминации. Это объясняется тем, что международные организации быстрее реагируют на возникающие в процессе сотрудничества проблемы и потребности образовательной сферы посредством принятия соответствующих рекомендаций, чем длительной разработкой межгосударственных соглашений.
Компетенция международных организаций по вопросам образования напрямую зависит от уровня социального и экономического развития того или иного региона. Так, основной целью организаций государств Центральной (Средней) Азии является развитие образования как одного из важнейших средства борьбы с нищетой и повышения уровня жизни, развитие потенциала населения, a также развитие правового воспитания. Организации, созданные государствами Европы, преследуют иные цели, например, осуществление обмена опытом и знаниями, сохранение общего культурного наследия, распространение языков. Регионы, испытывающие на себе культурную экспансию и озабоченные сохранением своей культурной самобытности, ставят соответствующие охранительные цели перед организациями.
Болонская декларация, вызвавшая в странах Европы неоднозначную оценку, по мнению автора, представляет собой международную договоренность, фиксирующую намерение государств координировать свою политику в сфере образования, и является политическим, а не правовым документом. Основанный на ней Болонский процесс - одна из форм сотрудничества государств, а именно - координация политики в сфере образования. Развития международных отношений и правовых аспектов сотрудничества в сфере образования, так же ложатся на развитие культурных особенностей внутри этих стран - где русский язык играет не маловажную роль. Ассимиляция в русскую культурную среду народов Центральной (Средней) Азии - это одни из важнейших этапов развития культурных ценностей, для преодоления рисков, повышение уровня знаний, развитие правового воспитания. Возможность реализации международных отношений в первую очередь исходят от развития и потенциала этих государств. Взаимообмен культурной составляющей, умениями и духовными ценностями - для предотвращения определенных последствий, которые могут повлечь за собой значительные неприятности. Россия является одной из важных составляющих. Между тем, наблюдаемое суждение ареала использования русского языка, в том числе, и в образовательной' среде стран Центральной' (Средней) Азии, сопровождается тенденцией' иного рода - ростом интереса местной' молодежи к англоязычному учебному процессу и получению образования, особенно высшего, в странах Запада.
1. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 г. No 319-Ш ЗРК «Об образовании»;
2. Закон Кыргызской' Республики от 30 апреля 2003 г. No 92 «Об образовании»;
3. Закон Республики Таджикистан от 22 июля 2013 г. No 1004 «Об образовании»;
4. Закон Туркменистана от 4 мая 2013 г. «Об образовании»;
5. Закон Республики Узбекистан от 29 августа 1997 г. No 464-I «Об образовании».
6. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», No 273-ФЗ | СТ.97
7. Федеральный закон РФ «Об образовании Российской Федерации», No 273-ФЗ | СТ.105
8. Федеральный закон РФ «Об образовании Российской Федерации», No 273-ФЗ | СТ.96
9. Федеральный закон РФ «Об образовании Российской Федерации», No 273-ФЗ | СТ.109
10. Федеральный закон РФ «Об образовании Российской Федерации», No 273-ФЗ | СТ.107
11. Федеральный закон РФ «Об образовании Российской Федерации», No 273-ФЗ | СТ.30
12. Письмо Минобразования РФ от 1 июня 2000 г. JVs 34-60 «O ратификации Российской Федерацией Лиссабонской конвенции по признанию»
13. Приказ Минобразования РФ от 6 ноября 2001 г. JV» 3561 «О практике взаимного признания и установления эквивалентности документов об образовании в Российской Федерации и зарубежных государствах»
14. Приказ Минобразования РФ от 6 сентября 1999 г. Ш 254 «О создании сети региональных и межвузовских центров международного сотрудничества и академической мобильности» (с изменениями от 20 марта 2000 г.)
Научная литература:
17. Абдыжапаров А. 2006. Реформа высшего образования в Кыргызстане: проблемы и направления развития. Минск: ГУ «Белиса». [Электронный ресурс] - URL: http: // belisa.org.by/ru/ izd/other/Kadr2007/kadr07_1.html.
18. Акаева Б. А., Коротаев А. В., Исаев Л. М., Шишкина А. Р. 2014. (Ред.). Системный мониторинг глобальных и региональных рисков. Т. 4. Ч. 2. Центральная Азия: новые вызовы. М.: ЛЕНАНД/URSS.
19. Бедарев А. 2008. Проблемы образования в Кыргызстане и пути их решения. Время Востока 3 февраля. [Электронный ресурс] - URL: http: //www.easttime.ru/analitic/1 /4/3 91 .html.
20. Болджурова И. 2006. История развития системы образования Кыргызской' Республики в переходный'период (1990-2005 гг.) ... пед. наук. М.: РГБ ОД.
21. Брунер X., Тилет Э. 2007. Высшее образование в Центральной Азии: задачи модернизации. The World Bank. [Электронный ресурс] - URL: http://mt.educarchile.cl/MT/jjbrunner/archives/libros/TANES/definit_1007R us.pdf%20.
22. Власов А. 2012. Ро^ия и Центральная Азия: упущенные возможности и новые перспективы. РСМД. [Электронный ресурс] - URL: http://enw- fond.ru/ekspertnoe-mnenie/286-rossiya-i- centralnaya-aziya-upuschennye- vozmozhnosti-i-novye-perspektivy.html.
23. Высшее образование в Кыргызстане. 2010. European Commission
Tempus. Brussels: EU. [Электронный ресурс] - URL:
www.tempus. kg/ru/kg_review_he.doc.
24. Гонзалес А.Б. Перспективы развития высшего образования в странах
Цен- тральной Азии и Европейского союза. Ташкентская Региональная конферен- ция Темпус. [Электронный ресурс] - URL:
http: //www.nepfoiskola.hu/eaea/EAEA_ru/downloads/programmmi_pazvitij a/tashkent_ru. pdf.
25. Государственная программа развития образования Республики Таджикистан. 2009. Министерство образования Республики Таджикистан. Душанбе. [Электронный ресурс] - URL: http://cis.rudn.ru/document/show.action?document.id=1044.
26. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. 2011. Статистический ежегодник регионов Узбекистана. Ташкент: Государственный' комитет по статистике Республики Узбекистан. [Электронный ресурс] - URL: http://www.stat.uz/uz/index.php.
27. Диксон А. 2007. Высшее образование в Центральной' Азии: задачи
модернизации. [Электронный ресурс] - URL:
http://mt.educarchile.cl/MT/jjbrunner/archives/libros/TANES/definit_1007R us.pdf%20.
28. Европейская комиссия. 2013. Сотрудничество в сфере образования между ЕС и странами Центральной Азии. Европейский Союз и
Центральная Азия. [Электронный ресурс] - http://eeas.europa.eu/central_asia/docs/factsheet_education_ru.pdf.
29. Европейскии сообщество. 2009. Европейский союз и Центральная
Азия: новое партнерство в действий. Европейское сообщество. [Электронный ресурс] - URL:
http ://ec.europa.eu/external_relations/central_asia/docs/2010_strategy_eu_ce ntralasia_ru.pdf.
30. Исаев Л. М., Шишкина А. Р. 2013. Анализ социально-экономического развития государств Центральной' Азии. Системный' мониторинг глобальных и региональных рисков. Т. 4. Ч. 2. М.: ЛЕНАНД.
31. Каспийский фактор. 2012. Какая стратегия нужна России в Центральной Азии. Каспийский фактор. 29 мая. [Электронный ресурс] - URL: http: //casfactor.com/rus/news/2976.html.
32. Король Д. 2004. Смена приоритетов в образовательной политике Республики Казахстан. Аналитический обзор состояния и международных тенденций развития высшего образования. [Электронный ресурс] - URL: http: //charko.narod.ru/tekst/an9/2_3.html.
33. Кудайбергенова Р. 2007. Южнокорейский опыт модернизации в реформировании образовательной системы Казахстана. Известия корееведения в Центральной Азии. [Электронный ресурс] - URL: http: //world.lib.ru/k/kim_o_i/s3 s3s. shtml.
34. Мерилл М. 2013. Центральная (Средняя) Азия: растущее разнообразие. Международное высшее образование. [Электронный ресурс] URL :http: //ihe.nkaoko.kz/archive/32/332/.
35. Министерство образования и науки Кыргызской Республики. 2012. Система образования Кыргызстана. Министерство образования и науки Кыргызской Республики. Бишкек. URL: [Электронный ресурс] - http: //edu.gov.kg/ru/obrazovanie/sistema-obrazovanij a.html.
36. Нозиров С. 2009. Реформа ради реформы? В развитии образования в
Таджикистане существуют сегодня серьезные проблемы. Центр. Азия 6 мая. [Электронный ресурс] - URL: http://
www.centrasia.ru/newsA.php?st= 1242454140.
37. Нуртазина Р. 2004. Глобальные тенденции и модернизация послевузовского про- фессионального образования Казахстана. М.: Тезаурус.
38. Перфильева О. В. 2011. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции. Вестник международных организаций 1(32): 133— 144.
39. Программа «Реформа систем образования в странах Центральной' Азии». 2013. Реформа систем образования в странах Центральной' Азии: акцент на качество и инновации. Бишкек. [Электронный ресурс]
- URL: http://www.giz.de/Themen/en/dokumente/ giz2012-reform-
bildungssysteme-in-za-ru.pdf.
40. Республика Узбекистан: результаты реформ и дальнейшая стратегия развития высшего образования. Астана: ЮНЕСКО. [Электронный ресурс] - URL: www.unesco.kz/education/he/ uzbek/uzbnat_ru.doc.
41. Реформа образования в Туркменистане при Ниязове. 2012. Naviny.By.
31 июля. [Электронный ресурс] - URL:
http://naviny.by/rubrics/society/2011/09/10/ic_articles_116_175071/.
42. Румер Е., Менон Р., Тренин Д. В., Чжао Х. 2008. Центральная Азия:
взгляд из Вашингтона, Москвы и Пекина. М.: Новое издательство. [Электронный ресурс] - URL: http://uchebnik-
online.com/soderzhanie/textbook_307. html.
43. Старчак М. В. 2009. Российское образование на русском языке как фактор влияния России в Центральной' Азии: что происходит и что делать. Фонд Русский' мир. [Электронный ресурс] - URL: http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/analytics/article/news0003.html.
44. Таджикистан в цифрах. 2010. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Душанбе. [Электронный ресурс] - URL: http://www.stat.tj/ru/img/9f5268b 192177 e16d1066c1e16aea04a_1287832044.pdf.
45. Трац Э. 2004. Система образования в Туркменистане: спираль деградации. Центр. Азия. 7 мая. [Электронный ресурс] - URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1083877440.
46. Туркменистан: изменившиеся правила не дают учащимся выехать на
обучение за рубеж. 2009. Eurasia Net 28 июля. [Электронный ресурс] - URL: http: //russian.eurasianet. org/departments/
insight/articles/eav072809aru.shtml.
47. Шарипов А. 2000. История высшего образования Таджикистана: опыт и проблемы, вторая половина 40-х - первая половина 90-х гг.: дис. ... д- ра ист. наук. Душанбе.
48.Чтобы не остаться в стороне. 2004. Экспресс-К 30 (15437). 14 февраля.
49.Энергия единства. 2013. Культурно-гуманитарное сотрудничество Китая и стран Центральной' Азии. Информационный' портал Казахстана «Энергия единства». [Электронный ресурс] - URL: http: //www.kazenergy.com/.
50. Юйсинь Ч. Интересы России, Китая и США в Центральной' Азии. Евразия
51.8 июля. [Электронный ресурс] - URL: http://evrazia.org/article/2321.
52. Heyneman S., De Young A. (Ed.). 2004. One Step Back, Two Steps Forward. The First Stage of the Transition for Education in Central Asia. International Perspectives on Educational Policy, Research, and Practice. Washington: Information Age Publish- ing Inc.
53. Laredo Ph. 2007. Toward a Third Mission for Universities. UNESCO
Research Semi- nar for the Regional Scientific Committee for Europe and North. Paris, 05- 06.03.2007. [Электронный ресурс] - URL:
http: //portal. unesco .org/education/es/files/53913/11858787305T owards_a_t hird_Mission_universities.pdf/Towards_a_third_Mission_universities.pdf.
54. Mertaugh M. 2004. Education in Central Asia, With Particular Reference to the Kyrgyz Republic. The Challenge of Education in Central Asia. Greenwich, Information Age Publishing.
55. Tempus by Country. 2013. European Commission. [Электронный ресурс] -
URL: http://eacea.ec.europa.eu/
tempus/participating_countries/index_en.php.
56. Turkmenistan. Freedom House: Freedom in the World. 2003. [Электронный ресурс] - URL: http://www.
freedomhouse.org/report/freedom-world/2003/turkmenistan.
57. World Bank. 2012. World Development Indicators Online. Washington DC:
World Bank. [Электронный ресурс] -
URL: http: //data.worldbank.org/indicator.
58. World Bank. 2013. World Development Indicators Online. Washington DC:
World Bank. [Электронный ресурс] - URL:
http: //data.worldbank.org/country/taj ikistan.
59. World Bank. 2014. World Development Indicators Online. Washington DC:
World Bank. [Электронный ресурс] - URL:
http: //data.worldbank.org/indicator.
60. UNDP. 2012. United Nations Development Programme. [Электронный ресурс] - URL: http://www.undp.org/ content/undp/en/home.html.