АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ С. 3-11
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ С. 12-86
§ 1. Общность социально-правовой природы преступления и административного правонарушения С. 12-34
§ 2. Влияние административных правонарушений на криминогенную обстановку С. 35-62
§ 3. Правовое и общественное противодействие преступлениям по законодательству зарубежных стран С. 62-86
Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ С. 87-126
§ 1. Понятие, содержание, принципы и формы административно¬правовой политики в сфере предупреждения отдельных видов преступлений С. 87-109
§ 2. Система административно-правового предупреждения отдельных видов преступлений С. 110-126
Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ, ПРИМЕНЯЕМОЕ МИЛИЦИЕЙ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ С. 127-174
§ 1. Административно-правовые меры милиции по предупреждению отдельных видов преступлений С. 132-153
§ 2. Административно-правовые меры милиции по пресечению отдельных видов преступлений С. 153-174
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. 175-181
ПРИЛОЖЕНИЯ С. 182-191
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ С. 192-208
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ С. 12-86
§ 1. Общность социально-правовой природы преступления и административного правонарушения С. 12-34
§ 2. Влияние административных правонарушений на криминогенную обстановку С. 35-62
§ 3. Правовое и общественное противодействие преступлениям по законодательству зарубежных стран С. 62-86
Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ С. 87-126
§ 1. Понятие, содержание, принципы и формы административно¬правовой политики в сфере предупреждения отдельных видов преступлений С. 87-109
§ 2. Система административно-правового предупреждения отдельных видов преступлений С. 110-126
Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ, ПРИМЕНЯЕМОЕ МИЛИЦИЕЙ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ С. 127-174
§ 1. Административно-правовые меры милиции по предупреждению отдельных видов преступлений С. 132-153
§ 2. Административно-правовые меры милиции по пресечению отдельных видов преступлений С. 153-174
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. 175-181
ПРИЛОЖЕНИЯ С. 182-191
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ С. 192-208
Актуальность темы исследования. Преобразования, осуществляемые в России в последнее десятилетие, настолько глубоки и масштабны, что при всей их непоследовательности и противоречивости нетрудно заметить происходящий процесс коренного обновления российской государственности. Изменяются роль государства в жизни общества и личности, взаимовлияние экономики и политики, провозглашаемые и защищаемые государством ценности. Формируется принципиально новая политико-правовая система и нравственно-культурная среда Российского государства.
Вместе с тем приходится констатировать, что цели и принципы правового государства пока не стали реальностью. Более того, в настоящее время государство не в состоянии обеспечить надежную охрану жизни, здоровья, чести и достоинства личности, организовать и повести решительную борьбу с правонарушениями и преступлениями. В связи с чем охрана и обеспечение общественного порядка, предупреждение преступлений были и остаются наиважнейшими задачами государственных органов, общественности.
В условиях нестабильности современного общества, характеризующейся, в первую очередь, ослаблением правопорядка, известным противостоянием центра и регионов, возникновением иных негативных социальных процессов, вопросы предупреждения преступлений выдвигаются в число приоритетных объектов внимания органов государственной власти. При этом следует отметить факторы, придающие проблеме предупреждения преступлений административно-правовыми методами и средствами чрезвычайную актуальность.
Во-первых, значительная часть преступлений и иных правонарушений прямо или косвенно посягают на общественный порядок и безопасность, личную безопасность граждан. Так, в 2001 г. в Российской Федерации в общественных местах было совершено 243146 тыс. преступлений, что на 3,3 % больше чем в 2000 г. В 2002 г. было зарегистрировано 279,8 тыс. преступлений (на 3,1% больше, чем в 2001 г.) .
Во-вторых, статистика свидетельствует, что в настоящее время ежегодно в Российской Федерации к административной ответственности привлекаются десятки миллионов граждан. Только по линии МВД России - свыше 20 млн. человек, в том числе в сфере охраны общественного порядка - 10 млн., с составлением более 2 млн. протоколов об административных правонарушениях .
В-третьих, правовая, экономическая и социальная реформы 1990-х годов при¬вели к возникновению в стране ситуации, при которой резко возросло количество лиц без определенного места жительства и рода занятия. Лицами указанной категории совершается более половины всех уголовно наказуемых деяний. Лица без определенного места жительства не только стали элементом привычного социального ландшафта, но также усилили угрозу общественному порядку, общественной безопасности и личной безопасности граждан.
Наконец, в четвертых, глобальный и системный характер приобрела коррумпированность аппарата государственного управления, о чем, в частности, говорил Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации (2003 г.): “Нынешняя организация работы государственного аппарата, к сожалению, способствует коррупции. Коррупция - это не результат отсутствия репрессий, а прямое следствие ограничения экономических свобод. Любые административные барьеры преодолеваются взятками”.
Соглашаясь в целом с утверждением Президента Российской Федерации относительно общих причин коррупционности чиновничества, следует отметить бездействие на протяжении 90-х годов прошлого столетия принципа неотвратимости наказания в отношении “нуворишей” от политики и экономики, что способствовало масштабности и системности проявления коррупции именно в данный период времени.
Необходимо иметь в виду, что это далеко не полная картина, характеризующая положение дел в данной сфере, поскольку не учтена латентная преступность значительно большая по объему, чем зарегистрированная. Поэтому имеющиеся статистические данные в значительной степени свидетельствуют лишь об объемах выполняемой правоохранительными органами работы, а не о фактическом состоянии криминологической обстановки в стране.
Изучение преступности и особенностей борьбы с ней представляет комплексную проблему. Несмотря на то что вопросы противодействия преступности исследовались в работах криминологов разных лет (Р.М. Абызов, Г.А. Аванесов, А.И. Алексеев, Ю.М. Антонян, М.И. Арсеньева, М.М. Бабаев, Р.А. Базаров, К.М. Бейсебаев,
К.К. Горяйнов, А.И. Долгова, А.В. Иващенко, К.Е. Игошев, С.Я. Лебедев, В.П. Лозбяков, А.И. Марцев, Г.М. Миньковский, И.И. Карпец, М.П. Клейменов, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, А.Н. Харитонов и др.), следует констатировать их недостаточную изученность как с точки зрения анализа современных тенденций и полноты обсуждения дискуссионных вопросов, так и в плане более эффективного использования потенциала организационных и административно-правовых мер предупреждения преступлений.
Административно-правовая политика и ее основная стратегия - предупреждение преступлений призваны обеспечить максимально возможное их ограничение, сведение к такому состоянию, при котором преступления перестали бы быть угрозой национальной безопасности.
Цели и задачи исследования. Научная цель исследования заключается в изучении роли, значения и возможностей административно-правового предупреждения отдельных, наиболее распространенных в обществе, видов преступлений. Прикладная цель состоит в выработке предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики его применения, определении административно-правовых и организационных мер по предупреждению отдельных видов преступлений.
Данные цели конкретизируются в постановке и решении следующих основных задач:
- уточнить понятийный аппарат, выступающий в качестве интеллектуального инструментария административно-правового предупреждения преступлений;
- определить общность социально-правовой природы преступления и административного правонарушения, выявить специфику влияния административных правонарушений на однородные виды преступлений, криминогенную обстановку в целом и их взаимосвязь между собой;
- разработать понятие и систему административно-правового предупреждения отдельных видов преступлений;
- установить содержание, принципы, формы и методы административно¬правовой политики в сфере предупреждения преступлений;
- обосновать положение о стратегической направленности предупреждения преступлений в сфере реализации административно-правовой политики государства;
- изучить опыт зарубежных стран в сфере административно-правового противодействия преступности;
- разработать и сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, практики применения административно-правового принуждения милиции по предупреждению и пресечению отдельных видов преступлений.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между государством, юридическими лицами и гражданами в процессе административно-правового предупреждения отдельных видов преступлений.
Вместе с тем приходится констатировать, что цели и принципы правового государства пока не стали реальностью. Более того, в настоящее время государство не в состоянии обеспечить надежную охрану жизни, здоровья, чести и достоинства личности, организовать и повести решительную борьбу с правонарушениями и преступлениями. В связи с чем охрана и обеспечение общественного порядка, предупреждение преступлений были и остаются наиважнейшими задачами государственных органов, общественности.
В условиях нестабильности современного общества, характеризующейся, в первую очередь, ослаблением правопорядка, известным противостоянием центра и регионов, возникновением иных негативных социальных процессов, вопросы предупреждения преступлений выдвигаются в число приоритетных объектов внимания органов государственной власти. При этом следует отметить факторы, придающие проблеме предупреждения преступлений административно-правовыми методами и средствами чрезвычайную актуальность.
Во-первых, значительная часть преступлений и иных правонарушений прямо или косвенно посягают на общественный порядок и безопасность, личную безопасность граждан. Так, в 2001 г. в Российской Федерации в общественных местах было совершено 243146 тыс. преступлений, что на 3,3 % больше чем в 2000 г. В 2002 г. было зарегистрировано 279,8 тыс. преступлений (на 3,1% больше, чем в 2001 г.) .
Во-вторых, статистика свидетельствует, что в настоящее время ежегодно в Российской Федерации к административной ответственности привлекаются десятки миллионов граждан. Только по линии МВД России - свыше 20 млн. человек, в том числе в сфере охраны общественного порядка - 10 млн., с составлением более 2 млн. протоколов об административных правонарушениях .
В-третьих, правовая, экономическая и социальная реформы 1990-х годов при¬вели к возникновению в стране ситуации, при которой резко возросло количество лиц без определенного места жительства и рода занятия. Лицами указанной категории совершается более половины всех уголовно наказуемых деяний. Лица без определенного места жительства не только стали элементом привычного социального ландшафта, но также усилили угрозу общественному порядку, общественной безопасности и личной безопасности граждан.
Наконец, в четвертых, глобальный и системный характер приобрела коррумпированность аппарата государственного управления, о чем, в частности, говорил Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации (2003 г.): “Нынешняя организация работы государственного аппарата, к сожалению, способствует коррупции. Коррупция - это не результат отсутствия репрессий, а прямое следствие ограничения экономических свобод. Любые административные барьеры преодолеваются взятками”.
Соглашаясь в целом с утверждением Президента Российской Федерации относительно общих причин коррупционности чиновничества, следует отметить бездействие на протяжении 90-х годов прошлого столетия принципа неотвратимости наказания в отношении “нуворишей” от политики и экономики, что способствовало масштабности и системности проявления коррупции именно в данный период времени.
Необходимо иметь в виду, что это далеко не полная картина, характеризующая положение дел в данной сфере, поскольку не учтена латентная преступность значительно большая по объему, чем зарегистрированная. Поэтому имеющиеся статистические данные в значительной степени свидетельствуют лишь об объемах выполняемой правоохранительными органами работы, а не о фактическом состоянии криминологической обстановки в стране.
Изучение преступности и особенностей борьбы с ней представляет комплексную проблему. Несмотря на то что вопросы противодействия преступности исследовались в работах криминологов разных лет (Р.М. Абызов, Г.А. Аванесов, А.И. Алексеев, Ю.М. Антонян, М.И. Арсеньева, М.М. Бабаев, Р.А. Базаров, К.М. Бейсебаев,
К.К. Горяйнов, А.И. Долгова, А.В. Иващенко, К.Е. Игошев, С.Я. Лебедев, В.П. Лозбяков, А.И. Марцев, Г.М. Миньковский, И.И. Карпец, М.П. Клейменов, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, А.Н. Харитонов и др.), следует констатировать их недостаточную изученность как с точки зрения анализа современных тенденций и полноты обсуждения дискуссионных вопросов, так и в плане более эффективного использования потенциала организационных и административно-правовых мер предупреждения преступлений.
Административно-правовая политика и ее основная стратегия - предупреждение преступлений призваны обеспечить максимально возможное их ограничение, сведение к такому состоянию, при котором преступления перестали бы быть угрозой национальной безопасности.
Цели и задачи исследования. Научная цель исследования заключается в изучении роли, значения и возможностей административно-правового предупреждения отдельных, наиболее распространенных в обществе, видов преступлений. Прикладная цель состоит в выработке предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики его применения, определении административно-правовых и организационных мер по предупреждению отдельных видов преступлений.
Данные цели конкретизируются в постановке и решении следующих основных задач:
- уточнить понятийный аппарат, выступающий в качестве интеллектуального инструментария административно-правового предупреждения преступлений;
- определить общность социально-правовой природы преступления и административного правонарушения, выявить специфику влияния административных правонарушений на однородные виды преступлений, криминогенную обстановку в целом и их взаимосвязь между собой;
- разработать понятие и систему административно-правового предупреждения отдельных видов преступлений;
- установить содержание, принципы, формы и методы административно¬правовой политики в сфере предупреждения преступлений;
- обосновать положение о стратегической направленности предупреждения преступлений в сфере реализации административно-правовой политики государства;
- изучить опыт зарубежных стран в сфере административно-правового противодействия преступности;
- разработать и сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, практики применения административно-правового принуждения милиции по предупреждению и пресечению отдельных видов преступлений.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между государством, юридическими лицами и гражданами в процессе административно-правового предупреждения отдельных видов преступлений.
Комплексность, междисциплинарный подход являются неотъемлемыми элементами научного познания социальных явлений и процессов, в том числе связанных с правоохранительной сферой деятельности. На его основе обеспечиваются системность анализа, выявление и объективная оценка чрезвычайно сложных взаимосвязей и взаимозависимостей многочисленных разнородных факторов, порождающих противоправное поведение либо способствующих его проявлениям.
Предупредительная функция административно-правового реагирования базируется на общности социальной природы преступлений и административных правонарушений, характеризующейся единством системы объективных и субъективных факторов, обусловливающих однородность преступления и правонарушения, сходство составов некоторых из них.
Причинная связь между совершением административных правонарушений и последующим преступным поведением виновного свидетельствует об общности их внутренней мотивации, наличии схожих детерминантов.
Отнесение деяния к преступлению или административному правонарушению зависит от установления конкретными нормами (административно¬правовыми или уголовно-правовыми) признаков содеянного. Поэтому правильное разграничение преступлений и административных правонарушений возможно проводить только на основании сопоставления общественной вредности и общественной опасности уголовного и административного законов.
Исследования криминологов свидетельствуют, что преступник как особый тип личности, т.е. носитель существенных и относительно устойчивых асоциальных свойств и черт, закономерно формируется под воздействием негативных факторов социальной среды, причем для разных стадий этого процесса характерна не равнозначная, а чаще всего нарастающая антиобщественная активность, переходящая в криминальную.Причем если правонарушитель остался безнаказанным либо административное наказание не оказало на него должного воздействия, вероятность со¬вершения преступления со стороны такого лица значительно возрастает.
Существенное изменение структуры преступности, способов совершения правонарушений свидетельствуют о том, что применяемые правоохранительными органами меры противодействия недостаточно результативны. Одна из основных причин этого - несовершенство действующего законодательства. Большинство административных правонарушений и преступлений посягают на одни и те же общественные отношения. Их существование - объективная реальность, обусловленная общим «полем» правовой защиты общественных отношений, которое на сегодняшний день пока еще не оформилось.
Административно-правовая политика в сфере предупреждения преступлений прошла сложный путь: от непонимания или недооценки значимости проблемы до осознания ее остроты и важности. Силовая стратегия, которая долгое время определяла государственно-правовую политику в рассматриваемом на¬правлении, должна смениться рациональной оценкой криминологической ситуации, разумным подходом к процессу криминализации-декриминализации деяний, в конечном итоге эффективной реализацией мер административно¬правового предупреждения преступлений.
Результаты проведенного диссертационного исследования позволяют сформулировать следующие основные теоретические положения, выводы, предложения и рекомендации.
1. Составы определенной группы административных правонарушений являются детерминантами преступного поведения и способствуют развитию преступности. Так, неправомерное владение оружием, а также правомерное владение оружия лицами, заведомо нарушающими нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, создает потенциальную угрозу для жизни и здоровья окружающих. Наиболее рельефно общие признаки генезиса возникновения административных правонарушений и преступлений, проявляются на бытовом уровне.
Предупредительная функция административно-правового реагирования базируется на общности социальной природы преступлений и административных правонарушений, характеризующейся единством системы объективных и субъективных факторов, обусловливающих однородность преступления и правонарушения, сходство составов некоторых из них.
Причинная связь между совершением административных правонарушений и последующим преступным поведением виновного свидетельствует об общности их внутренней мотивации, наличии схожих детерминантов.
Отнесение деяния к преступлению или административному правонарушению зависит от установления конкретными нормами (административно¬правовыми или уголовно-правовыми) признаков содеянного. Поэтому правильное разграничение преступлений и административных правонарушений возможно проводить только на основании сопоставления общественной вредности и общественной опасности уголовного и административного законов.
Исследования криминологов свидетельствуют, что преступник как особый тип личности, т.е. носитель существенных и относительно устойчивых асоциальных свойств и черт, закономерно формируется под воздействием негативных факторов социальной среды, причем для разных стадий этого процесса характерна не равнозначная, а чаще всего нарастающая антиобщественная активность, переходящая в криминальную.Причем если правонарушитель остался безнаказанным либо административное наказание не оказало на него должного воздействия, вероятность со¬вершения преступления со стороны такого лица значительно возрастает.
Существенное изменение структуры преступности, способов совершения правонарушений свидетельствуют о том, что применяемые правоохранительными органами меры противодействия недостаточно результативны. Одна из основных причин этого - несовершенство действующего законодательства. Большинство административных правонарушений и преступлений посягают на одни и те же общественные отношения. Их существование - объективная реальность, обусловленная общим «полем» правовой защиты общественных отношений, которое на сегодняшний день пока еще не оформилось.
Административно-правовая политика в сфере предупреждения преступлений прошла сложный путь: от непонимания или недооценки значимости проблемы до осознания ее остроты и важности. Силовая стратегия, которая долгое время определяла государственно-правовую политику в рассматриваемом на¬правлении, должна смениться рациональной оценкой криминологической ситуации, разумным подходом к процессу криминализации-декриминализации деяний, в конечном итоге эффективной реализацией мер административно¬правового предупреждения преступлений.
Результаты проведенного диссертационного исследования позволяют сформулировать следующие основные теоретические положения, выводы, предложения и рекомендации.
1. Составы определенной группы административных правонарушений являются детерминантами преступного поведения и способствуют развитию преступности. Так, неправомерное владение оружием, а также правомерное владение оружия лицами, заведомо нарушающими нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, создает потенциальную угрозу для жизни и здоровья окружающих. Наиболее рельефно общие признаки генезиса возникновения административных правонарушений и преступлений, проявляются на бытовом уровне.
Подобные работы
- Административно-правовое предупреждение отдельный видов преступлений(12.00.08)
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Административно-правовое предупреждение отдельный видов преступлений
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - ПРОБЛЕМЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С КОНТРАФАКЦИЕЙ (12.00.09)
Диссертации (РГБ), уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Проблемы расследования преступлений,
связанным с контрафакцией
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Административно-правовое регулирование вопросов вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Понятие и виды преступлений против личности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-
РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - Административная ответственность за нарушения в области капитального строительства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020



