Противодействие подростковым правонарушениям экстремистского характера
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения экстремизма
1.1. Экстремизм как психологически феномен
1.2. Эмпирическое описание проявлений подросткового экстремизма 21
1.3. Уголовно-правовая характеристика подросткового экстремизма 33
ГЛАВА II. Оценка состояния и социально-психологические факторы правонарушений несовершеннолетних детей, склонных к девиациям экстремистской направленности 43
2.1. Характеристика личности несовершеннолетнего экстремиста 43
2.2. Анализ основавшихся факторов, способствующих возникновению
преступного поведения подростков 55
ГЛАВА III. Социальный контроль над проявлениями подросткового
экстремизма и преступности в этой сфере 61
3.1. Общесоциальная (первичная) профилактика подросткового экстремизма 61
3.2. Совершенствование законодательства и правоприменительной практики, специальной (вторичной ) и индивидуальной профилактики экстремистских
проявлений среди молодежи 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения экстремизма
1.1. Экстремизм как психологически феномен
1.2. Эмпирическое описание проявлений подросткового экстремизма 21
1.3. Уголовно-правовая характеристика подросткового экстремизма 33
ГЛАВА II. Оценка состояния и социально-психологические факторы правонарушений несовершеннолетних детей, склонных к девиациям экстремистской направленности 43
2.1. Характеристика личности несовершеннолетнего экстремиста 43
2.2. Анализ основавшихся факторов, способствующих возникновению
преступного поведения подростков 55
ГЛАВА III. Социальный контроль над проявлениями подросткового
экстремизма и преступности в этой сфере 61
3.1. Общесоциальная (первичная) профилактика подросткового экстремизма 61
3.2. Совершенствование законодательства и правоприменительной практики, специальной (вторичной ) и индивидуальной профилактики экстремистских
проявлений среди молодежи 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. В последнее время экстремизм перестал быть эпизодическим и экстраординарным явлением. В современном мире и России в частности, он превратился в широко практикуемый различного рода религиозными, политическими, националистическими движениями способ силового разрешения целого ряда острых проблем. Проявляющийся время от времени в открытой форме, он представляет угрозу для стабильности всего мирового сообщества, так как глобализация превратила региональные угрозы во всеобщие.
Данная тема актуальна, потому что чаще всего жертвой сектантов и террористов становится дети, подростки, молодые люди и девушки, чьи неокрепшие души легко попадают в сети идеологического обмана.
Зло всегда стараются сделать из самого светлого. Все религии учат добру, иначе они не имели бы сил организовывать общество. И именно потому, что такие светлые вещи так сильно воздействуют на неокрепшую психику молодых людей, вокруг них появляются те, кто делают из них, верующих людей, оружие, «пушечное мясо», солдат на чужой войне.
Запрещенная в РФ террористическая группировка "Исламское государство" (ИГИЛ), активно занимающаяся экстремистской и террористической деятельностью, все чаще оказывается в поле нашего зрения. С помощью психологических, физически и даже финансовых влияний, «ИГИЛовцы» вербуют молодых парней и девушек в свои ряды. Неоднократные случаи вербовки возникают и на территории Российской Федерации. К последним случаям можно отнести дело экс-студентки философского факультета МГУ Варвары Карауловой. Ее и еще 13 россиян задержали на турецко-сирийской границе за попытку присоединиться к террористической организации "Исламское государство". Девушка была арестована 28 октября, а 10 ноября 2015 года ей предъявили официальное обвинение. Девушка осуждена на 4,5 года. Как следует из обвинительного заключения, Караулова приняла решение вступить в ИГИЛ, присоединившись к группировке "Бадр", для осуществления диверсионной деятельности на территории Сирии или Европы путем самоподрыва.
Мишенью для вербовщиков нередко оказываются подростки. К ним втираются в доверие, обещают золотые горы и решение всех проблем, а затем превращают в послушных рабов. В Нижегородской области 16-летняя школьница согласилась не только на свидание, но и на побег в Дагестан спустя пять месяцев СМС-переписки с одним из вербовщиков. Ради него молодая девушка решилась на побег из родного дома. Позже сотрудники УФСБ РФ обнаружили ее в одном из районов Дагестана, девушка находилась в плену у радикальных исламистов.
Практика показывает, что чаще жертвами становятся молодые девушки, которые хотят выйти замуж, устроить свою судьбу. Террористы используют женщин в качестве смертниц, прислуги, секс-рабынь.
Религиозный экстремизм неразрывно связан с терроризмом - это тактика войны слабого против значительно превосходящей силы. Ситуация в настоящее время усугубляется тем, что мировое сообщество ныне оказались неспособным не только решить, но и адекватно отреагировать на всплеск проявлений религиозного экстремизма, полагаясь на догматическую установку, что по мере социального развития религия будет постепенно уступать место науке и естественно уходить в прошлое.
Экспансия религиозного экстремизма в России и мире - одна из самых обсуждаемых в последние годы социально-правовая проблема. Это связано с тем, что экстремистские и террористические группировки периодически и систематически дают о себе знать, совершая различного рода общественно опасные акты, вызывающие и шокирующие деликты, влекущие за собой множество ни в чем не повинных жертв.
Противодействие религиозному экстремизму - проблема, безусловно, сложная и неоднозначная, с ходу не решаемая. Сложная, потому что нет до сих пор исчерпывающего определения, что же такое «экстремизм», а, следовательно, нет эффективных методов борьбы с ним на законодательном уровне. Сложная еще и потому, что вопросы веры, религии - одни из самых «интимных» вопросов как для отдельного человека, так и болезненны для той или иной этнической, конфессиональной общности или даже общества в целом. Религиозные экстремисты и террористы манипулируют людьми с помощью искажения религиозных текстов в свою пользу. Трудность же заключается еще и в том, что религиозный экстремизм, как правило, напрямую связан с политическим экстремизмом, а религиозная идеология часто становится политической идеологией в тех случаях, когда институт религии вмешивается в политические процессы и становится, по Р.Мертону, дисфункциональным. В наши дни эти два негативных явления тесно срослись. Они имеют социально опасные и юридически значимые последствия для российского социума и государства.
Отсюда возникла проблема исследования, которая состоит в недостаточной изученности феноменологии религиозного экстремизма в России с междисциплинарных позиций девиантологии и уголовно-правовой науки и не разработанности комплексных мер противодействия подростковым правонарушениям экстремистского характера.
Объект исследования: подростковые правонарушения экстремистского характера.
Предмет исследования: девиантологический и уголовно-правовой аспект в анализе подростковых правонарушений экстремистского характера.
Научная гипотеза исследования: в социокультурном облике значительной части современной молодежи России существуют объективные и субъективные факторы для проявлений агрессии и экстремизма в сложных и противоречивых условиях социальной модернизации. Вместе с тем, существует возможность и необходимость противодействия указанным проявлениям посредством формирования новой социокультурной среды и ценностной переориентации сознания и поведения современной молодежи.
Степень научной разработанности темы исследования. Девиантность, преступность и проблемы социального контроля над ними исследовались в классических работах И. Бентама, Ч. Беккариа, Ч. Ломброзо, А. Кетле, О. Конта, К. Маркса, Г. Тарда, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Э. Росса, Р. Парка, Э. Берджеса, У. Самнера, Т. Парсонса, Р. Мертона, А. Рейса, Ф. И. Ная, Ф. Трэшера, У. Реклесса, Т. Хирши, М. Готфредсона, М. Фуко, И. Гоффмана, Д. Гарланда, Т. Дамма. Экстремизм в мире постмодерна отрефлексирован на политологическом уровне в работах конфликтолога С. Хантингтона.
В российской и зарубежной литературе экстремизм является предметом систематического научного исследования.
Общетеоретические вопросы криминологогического и уголовноправового анализа экстремизма и терроризма отражены в работах В. В. Лунеева, Ю. М. Антоняна, А. И. Долговой, Я. И. Гилинского, В. В. Лапаевой, В. А. Бурковской, В. С. Овчинского, С. У. Дикаева, Э. С. Абдуллаева, Р. А. Адельханяна.
Специальным вопросам борьбы с экстремизмом и его отдельными разновидностями посвящены кандидатские работы российских криминологов: Б.К. Мартыненко, В.В. Устинова, Н.В. Степанова, Т.В. Мартыновой, В.И. Власова, Ю.Н. Демидова, А.Г. Залужного, Ю.А. Кондратьева, А.А. Козлова, В.В. Д.А. Соколова, Р. Р. Абдулганеева и других.
Специальные философско-социологические исследования проблем религиозного экстремизма отражены в диссертациях А. И. Муминова, Д. Назирова, Е. Н. Плужников и других.
Имеется значительное количество новых публикаций, посвященных не только проявлением религиозного экстремизма, но и другим аспектам проблемы. Это работы: А. А. Хоровинникова Экстремизм как социальное явление: философский анализ; Я.И. Гилинского Девиантология; И.В. Вехова Экстремизм в современной России: механизм воспроизводства и меры социального контроля; М. И. Халикова Экстремизм (уголовно-правовой аспект); Н.А. Старкова, Е.В Чернова Киберэкстремизм в молодежной среде как социальная проблема; и др.
Проблематика молодежного, религиозного экстремизма широко представлена в публикациях татарстанских ученых: А. Л. Салагаева, Ю. Ю. Комлева, Р. Р. Абдулганеева, Е. В.Демидовой. При этом работ, выполненных на междисциплинарном стыке, уголовного права и девиантологии практически нет за исключением трудов криминологов социологической ориентации из волжско-невской криминологической школы (Я.И.Гилинский и др.).
Цель исследования: изучение состояния, причин распространения подростковых правонарушений экстремистского характера и мер противодействия им в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. Изучить экстремизм как психологический феномен.
2. Провести эмпирическое описание проявлений подросткового экстремизма.
3. Дать уголовно-правовую характеристику подросткового экстремизма.
4. Провести систематизацию причин и факторов девиантизации
подростков в форме экстремизма.
5. Рассмотреть общесоциальную (первичную) профилактику подросткового экстремизма.
6. Раскрыть вопросы совершенствования законодательства и правоприменительной практики, специальной (вторичной) и индивидуальной экстремистских проявлений среди молодежи.
Теоретико-методологическая база исследования: Теоретическую основу работы составляют положения теории права, девиантологии, криминологии, науки уголовного права, религиоведения. Это положения классиков криминологической теории Э.Сатерленда, Р.Мертона, К.Лоренса и других. В работе использованы обобщения и выводы современных авторов: П.Кулемана, А Бартоли, Я.И.Гилинского, С.У.Дикаева, А.В. Ростокинского, Ю.Ю.Комлева и др.
Эмпирическую основу исследования составили нормативно-правовые источники: Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" , Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее - УК РФ).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Данная тема актуальна, потому что чаще всего жертвой сектантов и террористов становится дети, подростки, молодые люди и девушки, чьи неокрепшие души легко попадают в сети идеологического обмана.
Зло всегда стараются сделать из самого светлого. Все религии учат добру, иначе они не имели бы сил организовывать общество. И именно потому, что такие светлые вещи так сильно воздействуют на неокрепшую психику молодых людей, вокруг них появляются те, кто делают из них, верующих людей, оружие, «пушечное мясо», солдат на чужой войне.
Запрещенная в РФ террористическая группировка "Исламское государство" (ИГИЛ), активно занимающаяся экстремистской и террористической деятельностью, все чаще оказывается в поле нашего зрения. С помощью психологических, физически и даже финансовых влияний, «ИГИЛовцы» вербуют молодых парней и девушек в свои ряды. Неоднократные случаи вербовки возникают и на территории Российской Федерации. К последним случаям можно отнести дело экс-студентки философского факультета МГУ Варвары Карауловой. Ее и еще 13 россиян задержали на турецко-сирийской границе за попытку присоединиться к террористической организации "Исламское государство". Девушка была арестована 28 октября, а 10 ноября 2015 года ей предъявили официальное обвинение. Девушка осуждена на 4,5 года. Как следует из обвинительного заключения, Караулова приняла решение вступить в ИГИЛ, присоединившись к группировке "Бадр", для осуществления диверсионной деятельности на территории Сирии или Европы путем самоподрыва.
Мишенью для вербовщиков нередко оказываются подростки. К ним втираются в доверие, обещают золотые горы и решение всех проблем, а затем превращают в послушных рабов. В Нижегородской области 16-летняя школьница согласилась не только на свидание, но и на побег в Дагестан спустя пять месяцев СМС-переписки с одним из вербовщиков. Ради него молодая девушка решилась на побег из родного дома. Позже сотрудники УФСБ РФ обнаружили ее в одном из районов Дагестана, девушка находилась в плену у радикальных исламистов.
Практика показывает, что чаще жертвами становятся молодые девушки, которые хотят выйти замуж, устроить свою судьбу. Террористы используют женщин в качестве смертниц, прислуги, секс-рабынь.
Религиозный экстремизм неразрывно связан с терроризмом - это тактика войны слабого против значительно превосходящей силы. Ситуация в настоящее время усугубляется тем, что мировое сообщество ныне оказались неспособным не только решить, но и адекватно отреагировать на всплеск проявлений религиозного экстремизма, полагаясь на догматическую установку, что по мере социального развития религия будет постепенно уступать место науке и естественно уходить в прошлое.
Экспансия религиозного экстремизма в России и мире - одна из самых обсуждаемых в последние годы социально-правовая проблема. Это связано с тем, что экстремистские и террористические группировки периодически и систематически дают о себе знать, совершая различного рода общественно опасные акты, вызывающие и шокирующие деликты, влекущие за собой множество ни в чем не повинных жертв.
Противодействие религиозному экстремизму - проблема, безусловно, сложная и неоднозначная, с ходу не решаемая. Сложная, потому что нет до сих пор исчерпывающего определения, что же такое «экстремизм», а, следовательно, нет эффективных методов борьбы с ним на законодательном уровне. Сложная еще и потому, что вопросы веры, религии - одни из самых «интимных» вопросов как для отдельного человека, так и болезненны для той или иной этнической, конфессиональной общности или даже общества в целом. Религиозные экстремисты и террористы манипулируют людьми с помощью искажения религиозных текстов в свою пользу. Трудность же заключается еще и в том, что религиозный экстремизм, как правило, напрямую связан с политическим экстремизмом, а религиозная идеология часто становится политической идеологией в тех случаях, когда институт религии вмешивается в политические процессы и становится, по Р.Мертону, дисфункциональным. В наши дни эти два негативных явления тесно срослись. Они имеют социально опасные и юридически значимые последствия для российского социума и государства.
Отсюда возникла проблема исследования, которая состоит в недостаточной изученности феноменологии религиозного экстремизма в России с междисциплинарных позиций девиантологии и уголовно-правовой науки и не разработанности комплексных мер противодействия подростковым правонарушениям экстремистского характера.
Объект исследования: подростковые правонарушения экстремистского характера.
Предмет исследования: девиантологический и уголовно-правовой аспект в анализе подростковых правонарушений экстремистского характера.
Научная гипотеза исследования: в социокультурном облике значительной части современной молодежи России существуют объективные и субъективные факторы для проявлений агрессии и экстремизма в сложных и противоречивых условиях социальной модернизации. Вместе с тем, существует возможность и необходимость противодействия указанным проявлениям посредством формирования новой социокультурной среды и ценностной переориентации сознания и поведения современной молодежи.
Степень научной разработанности темы исследования. Девиантность, преступность и проблемы социального контроля над ними исследовались в классических работах И. Бентама, Ч. Беккариа, Ч. Ломброзо, А. Кетле, О. Конта, К. Маркса, Г. Тарда, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Э. Росса, Р. Парка, Э. Берджеса, У. Самнера, Т. Парсонса, Р. Мертона, А. Рейса, Ф. И. Ная, Ф. Трэшера, У. Реклесса, Т. Хирши, М. Готфредсона, М. Фуко, И. Гоффмана, Д. Гарланда, Т. Дамма. Экстремизм в мире постмодерна отрефлексирован на политологическом уровне в работах конфликтолога С. Хантингтона.
В российской и зарубежной литературе экстремизм является предметом систематического научного исследования.
Общетеоретические вопросы криминологогического и уголовноправового анализа экстремизма и терроризма отражены в работах В. В. Лунеева, Ю. М. Антоняна, А. И. Долговой, Я. И. Гилинского, В. В. Лапаевой, В. А. Бурковской, В. С. Овчинского, С. У. Дикаева, Э. С. Абдуллаева, Р. А. Адельханяна.
Специальным вопросам борьбы с экстремизмом и его отдельными разновидностями посвящены кандидатские работы российских криминологов: Б.К. Мартыненко, В.В. Устинова, Н.В. Степанова, Т.В. Мартыновой, В.И. Власова, Ю.Н. Демидова, А.Г. Залужного, Ю.А. Кондратьева, А.А. Козлова, В.В. Д.А. Соколова, Р. Р. Абдулганеева и других.
Специальные философско-социологические исследования проблем религиозного экстремизма отражены в диссертациях А. И. Муминова, Д. Назирова, Е. Н. Плужников и других.
Имеется значительное количество новых публикаций, посвященных не только проявлением религиозного экстремизма, но и другим аспектам проблемы. Это работы: А. А. Хоровинникова Экстремизм как социальное явление: философский анализ; Я.И. Гилинского Девиантология; И.В. Вехова Экстремизм в современной России: механизм воспроизводства и меры социального контроля; М. И. Халикова Экстремизм (уголовно-правовой аспект); Н.А. Старкова, Е.В Чернова Киберэкстремизм в молодежной среде как социальная проблема; и др.
Проблематика молодежного, религиозного экстремизма широко представлена в публикациях татарстанских ученых: А. Л. Салагаева, Ю. Ю. Комлева, Р. Р. Абдулганеева, Е. В.Демидовой. При этом работ, выполненных на междисциплинарном стыке, уголовного права и девиантологии практически нет за исключением трудов криминологов социологической ориентации из волжско-невской криминологической школы (Я.И.Гилинский и др.).
Цель исследования: изучение состояния, причин распространения подростковых правонарушений экстремистского характера и мер противодействия им в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. Изучить экстремизм как психологический феномен.
2. Провести эмпирическое описание проявлений подросткового экстремизма.
3. Дать уголовно-правовую характеристику подросткового экстремизма.
4. Провести систематизацию причин и факторов девиантизации
подростков в форме экстремизма.
5. Рассмотреть общесоциальную (первичную) профилактику подросткового экстремизма.
6. Раскрыть вопросы совершенствования законодательства и правоприменительной практики, специальной (вторичной) и индивидуальной экстремистских проявлений среди молодежи.
Теоретико-методологическая база исследования: Теоретическую основу работы составляют положения теории права, девиантологии, криминологии, науки уголовного права, религиоведения. Это положения классиков криминологической теории Э.Сатерленда, Р.Мертона, К.Лоренса и других. В работе использованы обобщения и выводы современных авторов: П.Кулемана, А Бартоли, Я.И.Гилинского, С.У.Дикаева, А.В. Ростокинского, Ю.Ю.Комлева и др.
Эмпирическую основу исследования составили нормативно-правовые источники: Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" , Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее - УК РФ).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Сбор и анализ материала по заявленной теме в рамках проведенного исследования подводит нас к следующим выводам и обобщениям:
В отечественном законодательстве отсутствует общепринятое определение религиозного экстремизма. Это препятствует формированию программ и механизмов, направленных на борьбу с этим негативным социальным явлением. Девиантологическое понимание экстремизма состоит в том, что это совокупность девиантных практик, которые заключаются в выборе и отстаивании крайних взглядов, позиций с применением нелегитимных, нередко насильственных действий и средств, противоречащих общепринятым социальным нормам современного общества. Отсюда, опираясь на поликонцептуальность, достижения девиантологии и уголовно-правовой науки, интегративный подход, религиозный экстремизм следует понимать как «совокупность девиантных практик, которые состоят в выборе и отстаивании крайних религиозных взглядов, позиций, трактовок священных книг с применением нелегитимных, в том числе насильственных действий и средств, противоречащих общепринятым социальным нормам современного общества».
Для успешной борьбы с экстремизмом во всех его проявлениях в первую очередь необходимо осуществление общесоциальной, специальной и индивидуальной профилактики, создание качественной правовой базы, которая будет основана на собственном российском и лучшем мировом опыте борьбы с экстремизмом, на международно-правовых документах. Важно обеспечить неотвратимость ответственности и адекватность наказания лиц, виновных или причастных к совершению террористических и экстремистских актов. Немаловажно выявлять и устранять причины, порождающие «преступления ненависти». Стоит кардинально изменить федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», с целью корректировки и недопущения произвольного толкования норм данного закона. Необходимо ужесточить наказание по статьям уголовного кодекса Российской Федерации, касающимся экстремистской деятельности. Что касается религиозного экстремизма, то в уголовный кодекс стоит внести поправки, которые касаются наказания лидеров духовенства, допускающих пропаганду экстремизма. Стоит также жестоко наказывать священнослужителей, так или иначе занимающихся вербовкой своих адептов, играя на чувствах верующих.
Особое внимание необходимо уделять профилактике экстремизма, прежде всего в молодежной среде. Профилактику следует проводить путем вовлечения молодежи в различные кружки, спортивные секции и т.д. Необходимо снизить социальное неравенство в обществе, сделав упор на молодежную среду, так как неравенство негативно влияет на их жизненный уклад и может способствовать негативным проявлениям. Со стороны государства молодежи необходима социальная помощь в части получения образования, занятости, приобретения жилья нуждающимся. В целях профилактики экстремизма также необходимо активно мониторить просторы Интернета, поскольку именно он является рассадником экстремистской вербовки и призывов к данной деятельности.
Особое внимание нужно уделять системе религиозного образования. Контроль над ним необходимо усилить. Этим должно заняться как духовенство, так по мере своей возможности и государство. Стоит запретить исламским имамам получать образование в других странах, кроме России, а Российские религиозные образовательные учреждения должны проходить лицензирование и аккредитацию.
Следует незамедлительно в регионах с «исламским фактором» разработать и создать программы превенции экстремизма в школе, в вузе, в рабочей и сельской молодежной среде. Целью таких программ в первую очередь должна стать профилактика религиозного экстремизма. Данная профилактика должна осведомлять молодежь о негативном воздействии экстремизма, проводить мероприятия с обучающимися образовательных учреждений, осуществлять мониторинг на выявление и предотвращения экстремизма, проводить профилактические работы по предотвращению экстремизма в сети Интернет.
Экстремизм, несмотря на обширную деятельность правоохранительных органов и государства в целом, требует к себе повышенного внимания в части профилактики, предотвращения и устранения последствий. Для того чтобы произошел спад экстремизма, уже сейчас необходимо каждому из нас сделать свой вклад в его профилактику. Все мы можем начать с простого - поговорить с младшим поколением о том, что такое религия, что такое толерантность, что такое экстремизм. От каждого из нас зависит наша дальнейшая судьба, поскольку именно мы можем помочь государству в борьбе с таким опасным явлением как экстремизм.
Итоги проделанного междисциплинарного исследования лишь в первом приближении позволяют наметить меры, противодействующие одной из самых опасных угроз для российского государства, межэтническому и религиозному сотрудничеству российских этносов. Интегративный подход позволил бы выработать основные линии в комплексной стратегии социального контроля над религиозным экстремизмом и преступлениями ненависти. Дальнейшая разработка данной темы позволит обосновать новые идеи и предложения по совершенствованию его социально-правового механизма.
В отечественном законодательстве отсутствует общепринятое определение религиозного экстремизма. Это препятствует формированию программ и механизмов, направленных на борьбу с этим негативным социальным явлением. Девиантологическое понимание экстремизма состоит в том, что это совокупность девиантных практик, которые заключаются в выборе и отстаивании крайних взглядов, позиций с применением нелегитимных, нередко насильственных действий и средств, противоречащих общепринятым социальным нормам современного общества. Отсюда, опираясь на поликонцептуальность, достижения девиантологии и уголовно-правовой науки, интегративный подход, религиозный экстремизм следует понимать как «совокупность девиантных практик, которые состоят в выборе и отстаивании крайних религиозных взглядов, позиций, трактовок священных книг с применением нелегитимных, в том числе насильственных действий и средств, противоречащих общепринятым социальным нормам современного общества».
Для успешной борьбы с экстремизмом во всех его проявлениях в первую очередь необходимо осуществление общесоциальной, специальной и индивидуальной профилактики, создание качественной правовой базы, которая будет основана на собственном российском и лучшем мировом опыте борьбы с экстремизмом, на международно-правовых документах. Важно обеспечить неотвратимость ответственности и адекватность наказания лиц, виновных или причастных к совершению террористических и экстремистских актов. Немаловажно выявлять и устранять причины, порождающие «преступления ненависти». Стоит кардинально изменить федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», с целью корректировки и недопущения произвольного толкования норм данного закона. Необходимо ужесточить наказание по статьям уголовного кодекса Российской Федерации, касающимся экстремистской деятельности. Что касается религиозного экстремизма, то в уголовный кодекс стоит внести поправки, которые касаются наказания лидеров духовенства, допускающих пропаганду экстремизма. Стоит также жестоко наказывать священнослужителей, так или иначе занимающихся вербовкой своих адептов, играя на чувствах верующих.
Особое внимание необходимо уделять профилактике экстремизма, прежде всего в молодежной среде. Профилактику следует проводить путем вовлечения молодежи в различные кружки, спортивные секции и т.д. Необходимо снизить социальное неравенство в обществе, сделав упор на молодежную среду, так как неравенство негативно влияет на их жизненный уклад и может способствовать негативным проявлениям. Со стороны государства молодежи необходима социальная помощь в части получения образования, занятости, приобретения жилья нуждающимся. В целях профилактики экстремизма также необходимо активно мониторить просторы Интернета, поскольку именно он является рассадником экстремистской вербовки и призывов к данной деятельности.
Особое внимание нужно уделять системе религиозного образования. Контроль над ним необходимо усилить. Этим должно заняться как духовенство, так по мере своей возможности и государство. Стоит запретить исламским имамам получать образование в других странах, кроме России, а Российские религиозные образовательные учреждения должны проходить лицензирование и аккредитацию.
Следует незамедлительно в регионах с «исламским фактором» разработать и создать программы превенции экстремизма в школе, в вузе, в рабочей и сельской молодежной среде. Целью таких программ в первую очередь должна стать профилактика религиозного экстремизма. Данная профилактика должна осведомлять молодежь о негативном воздействии экстремизма, проводить мероприятия с обучающимися образовательных учреждений, осуществлять мониторинг на выявление и предотвращения экстремизма, проводить профилактические работы по предотвращению экстремизма в сети Интернет.
Экстремизм, несмотря на обширную деятельность правоохранительных органов и государства в целом, требует к себе повышенного внимания в части профилактики, предотвращения и устранения последствий. Для того чтобы произошел спад экстремизма, уже сейчас необходимо каждому из нас сделать свой вклад в его профилактику. Все мы можем начать с простого - поговорить с младшим поколением о том, что такое религия, что такое толерантность, что такое экстремизм. От каждого из нас зависит наша дальнейшая судьба, поскольку именно мы можем помочь государству в борьбе с таким опасным явлением как экстремизм.
Итоги проделанного междисциплинарного исследования лишь в первом приближении позволяют наметить меры, противодействующие одной из самых опасных угроз для российского государства, межэтническому и религиозному сотрудничеству российских этносов. Интегративный подход позволил бы выработать основные линии в комплексной стратегии социального контроля над религиозным экстремизмом и преступлениями ненависти. Дальнейшая разработка данной темы позволит обосновать новые идеи и предложения по совершенствованию его социально-правового механизма.
Подобные работы
- РЕЛИГИОЗНО-НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ КАК ИДЕОЛОГИЯ ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2022 - ВЛИЯНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ НА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ГОРОДА КАЗАНИ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - Организационно-педагогическое сопровождение темы «Государственная политика в сфере противодействия экстремизму в Российской Федерации» в школьном курс (Башкирский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2021 - Профилактика асоциального поведения подростков в процессе гражданского воспитания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2013 - ВОВЛЕЧЁННОСТЬ СОВЕРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ СООБЩЕСТВА СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2025 - Социальные сети и развитие правовой культуры личности
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Немецкий. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Проектирование и реализация программы по профилактике терроризма и экстремизма среди старшеклассников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



