Введение 2
Глава 1 Теоретические аспекты исследования мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста 5
1.1 Понятие учебной мотивации в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Особенности учебной мотивации в младшем школьном возрасте 8
1.3 Методы диагностического исследования 12
Глава 2. Эмпирическое изучение формирования мотивации младших школьников к учебной деятельности 18
2.1 Общая характеристика методов выборки 19
2.2 Анализ результатов исследования по формированию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста 21
Заключение 28
Список литературы 31
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что требование повышения качества образования, вызванное глобальными преобразованиями в России, касается всех уровней образования, в том числе начального общего образования.
Проблемы мотивации относятся к важным психолого-педагогическим проблемам, так как их исследование позволяет приблизиться к пониманию движущих сил, причин, внутренних механизмов поведения человека. Проблемы мотивации в обучении, существующие теории и модели мотива остаются в современной науке хотя и изученными, однако не удовлетворяют запросам реальной практики
К проблеме формирования у младших школьников устойчивой мотивации учебной деятельности обращались многие признанные ученые, такие как М.А. Данилов, А.С. Макаренко, М.М. Пистрак, В.А. Сухомлинский.
Теоретические вопросы строения и развития мотивационной сферы личности широко представлены также в работах психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.В. Карпова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Д Шадрикова, П.М. Якобсона. Большой вклад в теорию мотивации внесли зарубежные ученые Б. Вайнер, Д. Брунер, Т. Новацкий, К. Томашевский, Х. Хекхаузен.
Изучение научной литературы, наблюдение за образовательным процессом, позволили нам сформулировать гипотезу исследования, согласно которой уровень мотивации и уровень успеваемости связаны, чем выше уровень мотивации, тем лучше уровень успеваемости.
Цель исследования – провести диагностику мотивационной сферы в учебной деятельности.
Объект исследования – процесс формирования устойчивой мотивации
Подведем общий итог по теме исследования. В процессе рассмотрения актуальных задач были сделаны соответствующие выводы. Проблема развития положительной учебной мотивации к учебной деятельности в настоящее время является актуальной. Мотивация является более широким понятием, чем мотив и определяется как: система факторов, которые детерминируют поведение (мотивы, цели, интересы и др.); как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне.
Мотивация учения – частный вид мотивации, который включен в деятельность учения, учебную деятельность. Мотив учения – это все факторы, обусловливающие и направляющие учебную активность, т.е. побудительная причина учебной деятельности.
Учебная деятельность всегда полимотивирована: ее побуждают, направляют и придают ей смысл различные мотивы. Она определяется в зависимости от содержательных и динамических характеристик.
Мотивы, действующие в системе обучения, можно классифицировать по видам (социальны и познавательные; внешние и внутренние; осознанные и неосознанные; реальные и мнимые; реально-действующие и «знаемые»), по уровням (социальные мотивы: широкие социальные, узкие социальные, мотивы социального сотрудничества; познавательные мотивы: широкие познавательные мотивы, учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования).
На начальном этапе школьного обучения у младшего школьника
1. Актуальные проблемы психологии и педагогики [Текст]: сборник статей Международной научно-практической конференции, 10 сентября 2014 г. - Уфа: Аэтерна, 2016. - 109 с.
2. Александрова, Э.И. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова / Э.И Александрова. - М.: Вита-Пресс, 2017. – 150 с.
3. Ахмедова А.М. Психология развития. М., 2016. - 344с.
4. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. - Просвещение, 2016. — 256 с.
5. Бажук, О.В. Повышение мотивации к учебно-профессиональной деятельности школьников и студентов [Текст]: учебно-методическое пособие. - Тара: Полиграфический центр КАН, 2015. - 62 с/
6. Баньковская, Н. И. Взаимосвязь мотивации к учебной деятельности со смысловыми образованиями личности школьника // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2017.- №1. - С.26-29
7. Бахир, В. К. Развивающее обучение / В. К. Бахир // Начальная школа - 2015. - №5. - С. 26 - 31.
8. Виндекер, О.С. Психология мотивационных различий [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 37.03.01 "Психология" / О.