Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТИПОВ РЕЧИ

Работа №29164

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
528
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические основы формирования у младших школьников
первичных навыков работы с информацией в процессе изучения типов речи.
1.1. Функционально-смысловые типы речи в современной лингвистике 6
1.2. Изучение типов речи в начальной школе 11
1.3. Первичные навыки работы с информацией как метапредметный результат
обучения в начальной школе 18
Выводы по I главе 22
Глава П. Практика формирования у младших школьников первичных навыков работы с информацией в процессе изучения типов речи.
2.1. Определение уровня сформированности навыков работы с информацией у учащихся 4- х классов 23
2.2. Формирование навыков работы с информацией в процессе изучения типов речи 35
2.3. Анализ экспериментальной работы 52
Выводы по II главе 65
Заключение 66
Список литературы


Актуальность исследования. Модернизация системы современного образования требует особого внимания к овладению учащимися метапредметными универсальными учебными действиями. Одним из метапредметных умений является умение работать с информацией. В современном мире школьник ежедневно сталкивается с огромным потоком различной информации. Задача учителя - научить ребёнка выделять из этого потока достоверную, нужную, нравственно обусловленную информацию и уметь ею пользоваться.
Как учебный предмет русский язык обладает значительным потенциалом в формировании навыков работы с информацией. Однако учителя сталкиваются с проблемой недостаточной методической и дидактической поддержки данного направления в обучении русскому языку. Разработка комплекса упражнений, направленного на формирование навыков работы с информацией в процессе изучения типов речи, является актуальной и востребованной педагогической практикой.
На основании выявленного противоречия и исследовательской установкой на поиск путей и способов ее разрешения определена тема исследования: «Формирование у младших школьников первичных навыков работы с информацией в процессе изучения типов речи».
Объект исследования: изучение типов речи в начальной школе.
Предмет исследования: процесс формирования у младших школьников первичных навыков работы с информацией в процессе изучения типов речи.
Цель исследования: теоретически разработать, научно обосновать и экспериментально проверить методы, приёмы и комплекс упражнений, направленный на формирование у младших школьников первичных навыков работы с информацией в процессе изучения типов речи.
Гипотеза исследования: использование в процессе изучения типов речи специального комплекса упражнений способствует формированию у младших школьников первичных навыков работы с информацией.
Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили определить следующие задачи:
1. Изучить лингвистическую, психолого- педагогическую и методическую литературу по исследуемому вопросу;
2. Провести диагностику уровня сформированности первичных навыков работы с информацией у учащихся 4- х классов;
3. Разработать комплекс упражнений, направленный на формирование у младших школьников первичных навыков работы с информацией в процессе изучения типов речи;
4. Апробировать и экспериментально доказать эффективность комплекса упражнений, направленного на формирование у младших школьников первичных навыков работы с информацией в процессе изучения типов речи.
Методологическую основу исследования составили труды педагогов, психологов и лингводидактов по проблеме формирования навыков работы с информацией: Алексеевой Л.Л., Анащенковой С.В., Биболетовой М.З.,Архиповой Е.В., Бобровской Г.В., Сальниковой Т.П. и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретико-методологические анализ педагогической,
психологической, лингвистической и методической литературы, анализ учебных планов, учебников и учебных программ; изучение и обобщение педагогического опыта; методы статистической обработки; педагогический эксперимент, метод наблюдения.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №?????? города Казани.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс упражнений, направленный на формирование у младших школьников первичных навыков работы с информацией в процессе изучения типов речи, может быть использован в практике обучения младших школьников русскому языку.
Содержание и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения, включающих материалы опытно-экспериментальной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты проведенного исследования показали, что проблема формирования навыков работы с информацией является актуальной для современной школы.
Анализ научной литературы позволил выявить противоречие в исследуемой нами проблеме, суть которого состояла в значимости умений работать с информацией и недостаточной методической и дидактической поддержкой данного направления в обучении русскому языку.
Диагностика первичных навыков работы с информацией у учащихся 4 - х классов показала недостаточность сформированности навыков работы с информацией, особенно относящихся к разделам «Применение и представление информации», «Понимание и преобразование информации».
В работе доказано, что формирование навыков работы с информацией у младших школьников требует от учителей самого пристального внимания. Формированием навыков работы с информацией у школьников необходимо заниматься для того, чтобы младшие школьники могли ориентироваться в потоке информации, который они получают ежедневно, выделять из этого потока достоверную, нужную, нравственно обусловленную информацию и уметь ею пользоваться. В процессе изучения всех без исключения предметов, в том числе и русского языка, необходимо использовать различные упражнения и задания, направленные на формирование навыков работы с информацией. Обучение функционально- смысловым типам речи в начальной школе проводится с первого по четвёртый класс. Этот раздел является одним из ключевых в процессе обучения русскому языку.
Изучение уровня сформированности навыков работы с информацией у младших школьников выявило необходимость совершенствовать систему формирования навыков работы с информацией средствами уроков русского языка.
Для этой цели был разработан комплекс упражнений, направленный на формирование навыков работы с информацией в процессе изучения типов речи, который позволил повысить уровень сформированности навыков работы с информацией у младших школьников, расширить набор применяемых дидактических приемов.
Итогом исследования явился разработанный и в последствии апробированный в экспериментальной группе комплекс упражнений, направленный на формирование у младших школьников первичных навыков работы с информацией в процессе изучения типов речи.
Комплекс включает задания, распределенные по блокам: 1) получение, поиск и фиксация информации; 2) понимание и преобразование информации; 3)применение и представление информации; 4) оценка достоверности получаемой информации.
Анализ полученных результатов убеждает в эффективности предложенного комплекса упражнений.
Таким образом, исследование дало возможность углубить и расширить знания о методах и приёмах формирования навыков работы с информацией в процессе изучения типов речи.
Формирующий эксперимент позволил существенно расширить методические рекомендации по формированию навыков работы с информацией в процессе изучения типов речи. Описаны новые подходы и методические приемы, необходимые для формирования навыков работы с информацией в процессе изучения типов речи.
Результаты контрольного эксперимента позволили заключить, что разработанный комплекс упражнений, направленный на формирование навыков работы с информацией в процессе изучения типов речи способствует повышению уровня сформированности навыков работы с информацией.
Таким образом, нам удалось доказать, что формирование навыков работы с информацией будет более эффективным, если на уроках русского языка при изучении типов речи использовать представленный в исследовании комплекс упражнений.



1. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. Планируемые результаты начального общего образования. - М. : Просвещение, 2009.
2. Архипова Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников: Автореферат докторской диссертации. - М.,1998.
3. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1993.
4. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская// Начальная школа - 2002-№ 3.
5. Бобровская Г.В.Активизация словаря младших школьников/
Г.В.Бобровская // Начальная школа - 2003- № 4.
6. Ванцян А.Г., Нечаева Н.В., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
7. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). - М,1972
8. Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка. - М., 1978.
9. Волков С.В. Энциклопедия для детей «Я познаю мир: Книга знаний». - М.,2009.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.,1956.
11. Гонтарук Т.И.Энциклопедия для детей «Я познаю мир. Космос». - М.,2011.
12. Горбунова Н.Д. Работа с фразеологизмами./ Н.Д.Горбунова// Начальная школа плюс до и после. - 2003. -№3.
13. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н.. Культура русской речи. Учебник для вузов. - М., 1999.
14. Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч.
Ч. 1. - М.: Просвещение, 2009.
15. Дюбуа Ж. и др. Общая риторика. - М., 1986
16. Желтовская Л.Я. Слово: Учеб. по рус. яз. для 2 кл. четырёхлет. нач. шк.: - М.: Просвещение, 1996.
17. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М ., 1993.
18. Крысин Л. П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. - М., 1989.
19. Культура русской речи. Энциклопедический словарь- справочник. Проспект. Красноярск, 1990.
20. Лаврова Н.М.Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями./ Н.М.Лаврова.// Начальная школа плюс до и после . - 2005. - № 5.
21. Лазуткина Е. М. Культура речи среди других лингвистических дисциплин // Культура русской речи и эффективность общения. - М., 1996.
22. Лахтина М.В. Энциклопедия для детей «Я познаю мир. Русская литература». - М.,2009.
23. Лёвушкина О.Н. Закрепление лексики./О.Н. Левушкина // Начальная школа. - 2001 - №5.
24. Лёвушкина О.Н. Развитие лингвистического мышления младших школьников с помощью элементов этимологического анализа // Преподаватель. -1999. -№ 2-3.
25. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 2005.
26. Липунова Н.В. Энциклопедия для детей «Я познаю мир. 30 загадок нашего мира». - М.,2009.
27. Ломакович С.В., Тилитенко Л.И. Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). В 2-х ч. - Ч. 2 - М.: Вита, 2004.
28. Лосева Л.М. Как строится текст. - М ., 1980.
29. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В.Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия ISBN: 5-7695-3638
- 1, 2007.
30. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов.
- М.: Вентана- Граф, 1997.
31. Ляхов П.Р. Энциклопедия для детей «Я познаю мир. Животные». - М.,2011.
32. Маркин В.А. Энциклопедия для детей «Я познаю мир. География». - М.,2008.
33. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). - Улан-Удэ, 1974.
34.Ожегов С. И. Словарь русского языка. 23-е изд., испр. М., 1991.
35.Оконь В.Б. Основы проблемного обучения. - М.,1997.
36. Орфографический словарь русского языка (около 1000 000 слов). М., 2011.
37.Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. М., 2003.
38.Осеева В.А. Волшебное слово. - М.: Детская литература ,2013.
39.Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу / Н.Ф. Виноградова и др. - М.: Дрофа, 2000.
40.Павленков Ф.В. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. - М., 2011.
41. Потураева Л.Н. Функциональные типы текста в изучении русского языка на коммуникативной основе.- М.; Таганрогский государственный педагогический институт, 2002 .
42. Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка. - М.: Просвещение, 1979.
43. Применение знаний в учебной практике школьников./ Под ред.Н.А. Менчинской - М., 1967.
44. Психология. Учебное пособие для пединститутов. / Под ред. Ковалева
A. Г., Степанова А. А., Шабалина С. Н. - М., 1966.
45. Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах./Под ред. Д.Н.Богоявленского, Н.А.Менчинской. - М., 1962.
46. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. Учебник русского языка для 4 классов четырёхлет. нач. шк. - М., 2012.
47. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения./ М.С.Соловейчик, П.С.Жедек, Н.Н.Светловская. - М.: Просвещение, 1993.
48. Саломатина Л.С. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение): - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
49. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи./Т.П. Сальникова. - Воронеж: НПО «МОДЭК»,1996.
50. Ситников В.П., Ситникова Е.В., Шалаева Г.П. Энциклопедия для детей «Я познаю мир. Кто есть кто в мире звезд и планет». - М.,2009.
51. Ситников В.П., Ситникова Е.В., Шалаева Г.П. Энциклопедия для детей «Я познаю мир. Кто есть кто в мире природы». - М.,2011.
52. Стрекозин В.П.Актуальные проблемы начального обучения/
B. П.Стрекозин. - М.: Просвещение, 1976.
53. Трошева Т.Б. Формирование рассуждения в процессе развития научного стиля русского литературного языка XVIII - XX вв., - Пермь, 1999.
54. Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов: Учеб. пос. для учащихся начальной школы. - М.: Дрофа, 2003.
55. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка. - М.: Просвещение, 1972.
56. Ширяев Е. Н. Основные синтаксические характеристики функциональных разновидностей современного русского языка // Русский язык в его функционировании. Уровни языка. М., 1995.
57. Штрекер Н.Ю.. Русский язык и культура речи. - М., -2003.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ