Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация интерактивных технологий обучения в процессе математической подготовки младших школьников

Работа №29160

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
704
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-5
Глава 1. Теоретические аспекты реализации интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников
1.1. Сущность и современное содержание понятия
«интерактивные технологии» 6-20
1.2. Особенности организации интерактивных игр
в начальной школе 21-36
1.3. Методика изучения темы «Величины. Время» на основе
интерактивных технологий в начальной школе 37-40
Выводы по главе 1 41-42
Глава 2. Реализация интерактивных технологий обучения в процессе изучения темы «Величины» (время) на уроках математики в начальных классах
2.1. Констатирующий этап эксперимента 43-47
2.2. Формирующий этап эксперимента 48-60
2.3. Контрольный этап эксперимента 61-63
Выводы по главе 2 64-65
Заключение 66-68
Список литературы 69-72
Приложения 


В педагогической практике давно применяется термин "активные методы и формы обучения". Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин - "интерактивное обучение". Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учащихся. Известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, но в области современных технологий. Сегодня большинство предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, поэтому очень важно при обучении школьников учитывать то, что современные информационные технологии приобретают первостепенное значение.
Разработки элементов интерактивного обучения находим в работах В. Сухомлинского, учителей-новаторов 70-80-х годов (Ш. Амонашвили, В. Шаталова, Е. Ильина, С. Лысенковой и др.). Проблема применения интерактива в учебном процессе была в центре внимания таких исследователей как А. Ельникова, А. Коберник, Г. Коберник, А. Комар, Т. Кравченко, М. Крайняя, Г. Кривчикова, Мельник, Л. Пироженко, Н. Побирченко, А. Пометун и др, обосновывающих целесообразность применения интерактивных методов для повышения эффективности процесса обучения.
Процесс интерактивного обучения младших школьников привлекает внимание многих педагогов и психологов, так как в данном обучении
происходит развитие познавательной активности ребенка, или как требует современная наука, формирования познавательных универсальных учебных действий.
Актуальность темы данной работы вызвана тем, что федеральный государственный образовательный стандарт, направленный на формирование УУД у обучаемых, основанный на деятельностном подходе, позволяет осуществлять технологии интерактивного обучения.
Цель исследования - реализовать интерактивные технологии обучения в процессе математической подготовки младших школьников.
Объектом исследования является процесс математической подготовки младших школьников.
Предметом исследования - формы интерактивных технологий,применяемые в процессе математической подготовки младших школьников.
Гипотеза исследования - качество математической подготовки будет выше, если в процессе изучения темы «Величины. Время» будут применяться интерактивные технологии обучения (интерактивная игра).
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
- Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной проблеме.
- Определение особенностей организации интерактивных игр в начальной школе
- Реализация интерактивных технологий обучения в процессе изучения темы «Величины. Время» на уроках математики в начальных классах.
Для решения поставленных задач использовались теоретические и экспериментальные методы исследования. Теоретическое исследование проблемы включало:
- изучение и анализ специальной литературы по развитию универсальных учебных действий, методике преподавания математике в начальной школе, психологии, педагогике, в свете сформулированной проблемы исследования;
- анализ школьных программ и учебных пособий по математике для начальной школы. В нашей работе были использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ методологической и психолого-педагогической литературы по проблеме;
• изучение и обобщение педагогического опыта;
• диагностические методы;
• педагогический эксперимент.
Экспериментальная часть исследования состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Методологической основой исследования явилось положение о диалектическом единстве теории и практики в процессе познания, основные положения теории деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены особенности организации интерактивных игр в начальной школе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что формы интерактивного обучения могут быть использованы учителями начальной школы в процессе изучения темы «Величины. Время» на уроках математики в начальных классах.
Базой исследования явилась МБОУ« Евлаштауская СОШ » (1-е классы) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сабинского района Республики Татарстан.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Понятие "интеракция" (от англ. Interaction - взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник - американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидание человеком своего "Я" в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми
Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной проблеме, показывает, что использование в работе технологии интерактивного обучения дает ученику: развитие личностной рефлексии; осознание включенности в общую работу; становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; развитие навыков общения; принятие нравственности норм и правил совместной деятельности; повышение познавательной активности, классу: формирование класса как групповой общности; повышение познавательного интереса; развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;учителю: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
К основным интерактивным формам организации учебного процесса относятся: игры; пары и группы; «Мозговой штурм»; дискуссия; проекты; семинары.
Интерактивные методы на уроках математики ориентированы на:
1) развитие мышления школьников, определенной самостоятельности мысли: побуждают учеников к высказыванию своих соображений, стимулируют выработку творческого отношения к любым выводам, правил и т.п.. Некоторые из них - «работа в парах», «работа в группах», «карусель» и др.. Направленные на самостоятельное осмысление материала, помогают задуматься, исследовать факты, проанализировать алгоритм решений, понимать их суть, проверить и себя и своего товарища, найти ошибку;
2) развитие сопротивления внушению мыслей, образцов поведения, требований других: побуждают учеников к отстаиванию своего мнения, создают ситуацию дискуссии, столкновение мнений. Применение методов «анализ ситуации», «решение проблем», учит детей противостоять давлению большинства, отстаивать свое мнение. Из-за столкновения взглядов учащиеся постигают суть, причины действий, поступков;
3) выработка критического отношения к себе, умение видеть свои ошибки и адекватно относиться к ним способствуют развитию таких умений, как видеть положительное и отрицательное не только в действиях товарищей, но и в собственных; сравнивать себя с другими и тщательно себя оценивать;
4) развитие стремления к нахождению лучших вариантов решения учебных задач предусматривают методы, которые ставят детей в реальную ситуацию поиска. В процессе использования интерактивных методов «мозговой штурм», «круг идей», «незаконченные предложения» принимаются все мнения детей, как реальные, так и вымышленные;
5) интерактивные методы направлены и на развитие умения находить совместные решения с одноклассниками, на повышение интереса школьников к изученному материалу.
В «Гимназии №90» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Советского района г. Казани Республики Татарстан нами была проведена опытно - экспериментальная работа по теме «Величины. Время». В эксперименте были задействованы 1 «А» и 1 «Б» классы. Прежде чем начать опытно-экспериментальную работу, было подобрано некоторое количество интерактивных игр. К этим играм был подготовлен наглядный и раздаточный материал, различные карточки, схемы, подобрали рисунки о частях суток, о временах года, изготовили модели суток, недели, года.
Анализируя данные, полученные в ходе эксперимента, можно сделать вывод о том, что качество математической подготовки будет выше, если в процессе изучения темы «Величины. Время» будут применяться интерактивные технологии обучения (интерактивная игра).



1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1995.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М: Просвещение, 1985.
3. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970.
4. Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000.
5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991.
6. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к занятиям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985.
7. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемного обучения. М., 1983.
8. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. Казань: Изд-во КГУ, 1967.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
10. Гин А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. М.: Вита-Пресс, 1999.
11. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.
12. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: ВЛАДОС, 1998.
13. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб.пособие. М.: Просвещение, 1987.
14. Дорно И.В. Проблемное обучение в школе: метод.пособие для студентов- заочников.
15. Дусавицкий А.К. Формула интереса. М.: Просвещение, 1989.
16. Дьяченко И.М., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. М.: Хэлтон, 1998. 17.Занков Л.В. О начальном обучении. М.: АПН РСФСР, 1963.
18.Занков Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения. М.: АПН РСФСР, 1963.
19. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. СПб.: Речь, 2006.
20. Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. М.: Омега, 1994.
21. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1985.
22. Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе // Начальная школа. 1993. № 12.
23. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
24. Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации. СПб.: Речь, 2005.
25. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000.
26. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности. М., 2003.
27. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения. Екатеринбург: УрГПУ, 2005.
28. Краткий психологический словарь./сост. КарпенкоЛ.А. под общ.ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М.: Политиздат, 1985.
29. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пособие. М.: Педагогич. общ-во России, 2001.
30. Кумекер Л., Шейн Дж. С. Свобода учить, свобода учиться. М.: Народное образование, 1994.
31. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). М.: Гардарики, 2003.
32. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.
33. Леонтьев А.Г. Педагогические ситуация. Как учить?// Знание - сила. № 2. 1990.
34. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.
35. Маралов В.Г., Сятаров В.А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте. М., 1990.
36. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. М.: Школа - Пресс, 1994.
37. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.
38. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
39. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983.
40. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
41. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика,1975.
42. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань.: Таткнигоиздат, 1972.
43. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 2008.
44. Методические рекомендации по освоению активных методов обучения. М.: ЦМКПК, 1991.
45. Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань: Изд-во Казанскогоунив-та, 1979.
46. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 1999.
47. Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь / УрГПУ. Екатеринбург, 1995.
48.Оконь В.В. Основы проблемного обучения. М., 1986.
49. Психологический словарь / под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. М.: Астрель, 2004.
50. Ротенберг В.С. Поисковая активность и адаптация. М., 1984.
51. Рябцева С.А. Диалог за партой. М.: Просвещение, 1989.
52. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации,
интенсификации и эффективного управления. М.: НИИ «Школа технологий»,2005.
53. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
54. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика
воспитания / Под ред. В.А. Сластенина. М.: «Академия», 2000.
55. Тихомирова Л.Ф. Упражнение на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль: Академия развития, 1998.
56. Талызина Н.Ф. формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988.
57. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Юрист, 1997.
58.Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге. СПб.: Речь, 2006.
59. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979.
60. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.
61.Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международнаяпедагогическаяакадемия, 1995.
62. Якиманская И.С Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.
63. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ