Реализация интерактивных технологий обучения в процессе математической подготовки младших школьников
|
Введение 3-5
Глава 1. Теоретические аспекты реализации интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников
1.1. Сущность и современное содержание понятия
«интерактивные технологии» 6-20
1.2. Особенности организации интерактивных игр
в начальной школе 21-36
1.3. Методика изучения темы «Величины. Время» на основе
интерактивных технологий в начальной школе 37-40
Выводы по главе 1 41-42
Глава 2. Реализация интерактивных технологий обучения в процессе изучения темы «Величины» (время) на уроках математики в начальных классах
2.1. Констатирующий этап эксперимента 43-47
2.2. Формирующий этап эксперимента 48-60
2.3. Контрольный этап эксперимента 61-63
Выводы по главе 2 64-65
Заключение 66-68
Список литературы 69-72
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты реализации интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников
1.1. Сущность и современное содержание понятия
«интерактивные технологии» 6-20
1.2. Особенности организации интерактивных игр
в начальной школе 21-36
1.3. Методика изучения темы «Величины. Время» на основе
интерактивных технологий в начальной школе 37-40
Выводы по главе 1 41-42
Глава 2. Реализация интерактивных технологий обучения в процессе изучения темы «Величины» (время) на уроках математики в начальных классах
2.1. Констатирующий этап эксперимента 43-47
2.2. Формирующий этап эксперимента 48-60
2.3. Контрольный этап эксперимента 61-63
Выводы по главе 2 64-65
Заключение 66-68
Список литературы 69-72
Приложения
В педагогической практике давно применяется термин "активные методы и формы обучения". Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин - "интерактивное обучение". Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учащихся. Известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, но в области современных технологий. Сегодня большинство предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, поэтому очень важно при обучении школьников учитывать то, что современные информационные технологии приобретают первостепенное значение.
Разработки элементов интерактивного обучения находим в работах В. Сухомлинского, учителей-новаторов 70-80-х годов (Ш. Амонашвили, В. Шаталова, Е. Ильина, С. Лысенковой и др.). Проблема применения интерактива в учебном процессе была в центре внимания таких исследователей как А. Ельникова, А. Коберник, Г. Коберник, А. Комар, Т. Кравченко, М. Крайняя, Г. Кривчикова, Мельник, Л. Пироженко, Н. Побирченко, А. Пометун и др, обосновывающих целесообразность применения интерактивных методов для повышения эффективности процесса обучения.
Процесс интерактивного обучения младших школьников привлекает внимание многих педагогов и психологов, так как в данном обучении
происходит развитие познавательной активности ребенка, или как требует современная наука, формирования познавательных универсальных учебных действий.
Актуальность темы данной работы вызвана тем, что федеральный государственный образовательный стандарт, направленный на формирование УУД у обучаемых, основанный на деятельностном подходе, позволяет осуществлять технологии интерактивного обучения.
Цель исследования - реализовать интерактивные технологии обучения в процессе математической подготовки младших школьников.
Объектом исследования является процесс математической подготовки младших школьников.
Предметом исследования - формы интерактивных технологий,применяемые в процессе математической подготовки младших школьников.
Гипотеза исследования - качество математической подготовки будет выше, если в процессе изучения темы «Величины. Время» будут применяться интерактивные технологии обучения (интерактивная игра).
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
- Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной проблеме.
- Определение особенностей организации интерактивных игр в начальной школе
- Реализация интерактивных технологий обучения в процессе изучения темы «Величины. Время» на уроках математики в начальных классах.
Для решения поставленных задач использовались теоретические и экспериментальные методы исследования. Теоретическое исследование проблемы включало:
- изучение и анализ специальной литературы по развитию универсальных учебных действий, методике преподавания математике в начальной школе, психологии, педагогике, в свете сформулированной проблемы исследования;
- анализ школьных программ и учебных пособий по математике для начальной школы. В нашей работе были использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ методологической и психолого-педагогической литературы по проблеме;
• изучение и обобщение педагогического опыта;
• диагностические методы;
• педагогический эксперимент.
Экспериментальная часть исследования состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Методологической основой исследования явилось положение о диалектическом единстве теории и практики в процессе познания, основные положения теории деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены особенности организации интерактивных игр в начальной школе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что формы интерактивного обучения могут быть использованы учителями начальной школы в процессе изучения темы «Величины. Время» на уроках математики в начальных классах.
Базой исследования явилась МБОУ« Евлаштауская СОШ » (1-е классы) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сабинского района Республики Татарстан.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Разработки элементов интерактивного обучения находим в работах В. Сухомлинского, учителей-новаторов 70-80-х годов (Ш. Амонашвили, В. Шаталова, Е. Ильина, С. Лысенковой и др.). Проблема применения интерактива в учебном процессе была в центре внимания таких исследователей как А. Ельникова, А. Коберник, Г. Коберник, А. Комар, Т. Кравченко, М. Крайняя, Г. Кривчикова, Мельник, Л. Пироженко, Н. Побирченко, А. Пометун и др, обосновывающих целесообразность применения интерактивных методов для повышения эффективности процесса обучения.
Процесс интерактивного обучения младших школьников привлекает внимание многих педагогов и психологов, так как в данном обучении
происходит развитие познавательной активности ребенка, или как требует современная наука, формирования познавательных универсальных учебных действий.
Актуальность темы данной работы вызвана тем, что федеральный государственный образовательный стандарт, направленный на формирование УУД у обучаемых, основанный на деятельностном подходе, позволяет осуществлять технологии интерактивного обучения.
Цель исследования - реализовать интерактивные технологии обучения в процессе математической подготовки младших школьников.
Объектом исследования является процесс математической подготовки младших школьников.
Предметом исследования - формы интерактивных технологий,применяемые в процессе математической подготовки младших школьников.
Гипотеза исследования - качество математической подготовки будет выше, если в процессе изучения темы «Величины. Время» будут применяться интерактивные технологии обучения (интерактивная игра).
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
- Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной проблеме.
- Определение особенностей организации интерактивных игр в начальной школе
- Реализация интерактивных технологий обучения в процессе изучения темы «Величины. Время» на уроках математики в начальных классах.
Для решения поставленных задач использовались теоретические и экспериментальные методы исследования. Теоретическое исследование проблемы включало:
- изучение и анализ специальной литературы по развитию универсальных учебных действий, методике преподавания математике в начальной школе, психологии, педагогике, в свете сформулированной проблемы исследования;
- анализ школьных программ и учебных пособий по математике для начальной школы. В нашей работе были использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ методологической и психолого-педагогической литературы по проблеме;
• изучение и обобщение педагогического опыта;
• диагностические методы;
• педагогический эксперимент.
Экспериментальная часть исследования состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Методологической основой исследования явилось положение о диалектическом единстве теории и практики в процессе познания, основные положения теории деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены особенности организации интерактивных игр в начальной школе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что формы интерактивного обучения могут быть использованы учителями начальной школы в процессе изучения темы «Величины. Время» на уроках математики в начальных классах.
Базой исследования явилась МБОУ« Евлаштауская СОШ » (1-е классы) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сабинского района Республики Татарстан.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Понятие "интеракция" (от англ. Interaction - взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник - американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидание человеком своего "Я" в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми
Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной проблеме, показывает, что использование в работе технологии интерактивного обучения дает ученику: развитие личностной рефлексии; осознание включенности в общую работу; становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; развитие навыков общения; принятие нравственности норм и правил совместной деятельности; повышение познавательной активности, классу: формирование класса как групповой общности; повышение познавательного интереса; развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;учителю: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
К основным интерактивным формам организации учебного процесса относятся: игры; пары и группы; «Мозговой штурм»; дискуссия; проекты; семинары.
Интерактивные методы на уроках математики ориентированы на:
1) развитие мышления школьников, определенной самостоятельности мысли: побуждают учеников к высказыванию своих соображений, стимулируют выработку творческого отношения к любым выводам, правил и т.п.. Некоторые из них - «работа в парах», «работа в группах», «карусель» и др.. Направленные на самостоятельное осмысление материала, помогают задуматься, исследовать факты, проанализировать алгоритм решений, понимать их суть, проверить и себя и своего товарища, найти ошибку;
2) развитие сопротивления внушению мыслей, образцов поведения, требований других: побуждают учеников к отстаиванию своего мнения, создают ситуацию дискуссии, столкновение мнений. Применение методов «анализ ситуации», «решение проблем», учит детей противостоять давлению большинства, отстаивать свое мнение. Из-за столкновения взглядов учащиеся постигают суть, причины действий, поступков;
3) выработка критического отношения к себе, умение видеть свои ошибки и адекватно относиться к ним способствуют развитию таких умений, как видеть положительное и отрицательное не только в действиях товарищей, но и в собственных; сравнивать себя с другими и тщательно себя оценивать;
4) развитие стремления к нахождению лучших вариантов решения учебных задач предусматривают методы, которые ставят детей в реальную ситуацию поиска. В процессе использования интерактивных методов «мозговой штурм», «круг идей», «незаконченные предложения» принимаются все мнения детей, как реальные, так и вымышленные;
5) интерактивные методы направлены и на развитие умения находить совместные решения с одноклассниками, на повышение интереса школьников к изученному материалу.
В «Гимназии №90» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Советского района г. Казани Республики Татарстан нами была проведена опытно - экспериментальная работа по теме «Величины. Время». В эксперименте были задействованы 1 «А» и 1 «Б» классы. Прежде чем начать опытно-экспериментальную работу, было подобрано некоторое количество интерактивных игр. К этим играм был подготовлен наглядный и раздаточный материал, различные карточки, схемы, подобрали рисунки о частях суток, о временах года, изготовили модели суток, недели, года.
Анализируя данные, полученные в ходе эксперимента, можно сделать вывод о том, что качество математической подготовки будет выше, если в процессе изучения темы «Величины. Время» будут применяться интерактивные технологии обучения (интерактивная игра).
Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной проблеме, показывает, что использование в работе технологии интерактивного обучения дает ученику: развитие личностной рефлексии; осознание включенности в общую работу; становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; развитие навыков общения; принятие нравственности норм и правил совместной деятельности; повышение познавательной активности, классу: формирование класса как групповой общности; повышение познавательного интереса; развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;учителю: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
К основным интерактивным формам организации учебного процесса относятся: игры; пары и группы; «Мозговой штурм»; дискуссия; проекты; семинары.
Интерактивные методы на уроках математики ориентированы на:
1) развитие мышления школьников, определенной самостоятельности мысли: побуждают учеников к высказыванию своих соображений, стимулируют выработку творческого отношения к любым выводам, правил и т.п.. Некоторые из них - «работа в парах», «работа в группах», «карусель» и др.. Направленные на самостоятельное осмысление материала, помогают задуматься, исследовать факты, проанализировать алгоритм решений, понимать их суть, проверить и себя и своего товарища, найти ошибку;
2) развитие сопротивления внушению мыслей, образцов поведения, требований других: побуждают учеников к отстаиванию своего мнения, создают ситуацию дискуссии, столкновение мнений. Применение методов «анализ ситуации», «решение проблем», учит детей противостоять давлению большинства, отстаивать свое мнение. Из-за столкновения взглядов учащиеся постигают суть, причины действий, поступков;
3) выработка критического отношения к себе, умение видеть свои ошибки и адекватно относиться к ним способствуют развитию таких умений, как видеть положительное и отрицательное не только в действиях товарищей, но и в собственных; сравнивать себя с другими и тщательно себя оценивать;
4) развитие стремления к нахождению лучших вариантов решения учебных задач предусматривают методы, которые ставят детей в реальную ситуацию поиска. В процессе использования интерактивных методов «мозговой штурм», «круг идей», «незаконченные предложения» принимаются все мнения детей, как реальные, так и вымышленные;
5) интерактивные методы направлены и на развитие умения находить совместные решения с одноклассниками, на повышение интереса школьников к изученному материалу.
В «Гимназии №90» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Советского района г. Казани Республики Татарстан нами была проведена опытно - экспериментальная работа по теме «Величины. Время». В эксперименте были задействованы 1 «А» и 1 «Б» классы. Прежде чем начать опытно-экспериментальную работу, было подобрано некоторое количество интерактивных игр. К этим играм был подготовлен наглядный и раздаточный материал, различные карточки, схемы, подобрали рисунки о частях суток, о временах года, изготовили модели суток, недели, года.
Анализируя данные, полученные в ходе эксперимента, можно сделать вывод о том, что качество математической подготовки будет выше, если в процессе изучения темы «Величины. Время» будут применяться интерактивные технологии обучения (интерактивная игра).
Подобные работы
- Применение технологий микрообучения дли подготовки младших школьников в области робототехники
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2022 - СТУДЕНЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА ОСВОЕНИЯ БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся средних классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ УРОКИ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - Условия формирования у младших школьников геометрических понятий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - Использование интерактивных средств в учебном процессе детей младшего школьного возраста
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023



