ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. История становления высшего образования в России 8
1.1. Истоки высшего образования в России 8
1.2. Развитие высшего образования в XIX веке 25
1.2.1. Становление системы юридического образования 30
1.3. Высшее образование в советский период 35
1.4. Тенденции правового регулирования высшей школы в Российской
Федерации в 1990-е годы 40
ГЛАВА II. Эволюция правовых норм в советском законодательстве в сфере высшего образования 44
ГЛАВА III. Современное правовое закрепление образовательных отношений и сопутствующие ему новшества в учебном процессе 75
3.1. Сравнение правовых норм Законов об образовании 1992 и 2012 годов 75
3.2. Эволюция законодательного закрепления ФГОС 82
3.3. Сопоставление федерального государственного образовательного стандарта по юриспруденции и федерального государственного образовательного стандарта по педагогическому образованию (с двумя профилями подготовки) 86
3.4. Причины и факторы перехода к компетентностному подходу как ведущему
инструменту модернизации российского высшего образования 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. В современном мире увеличивается значение высшего образования как важнейшего фактора формирования общества нового качества. Повышенное внимание к сфере образования обосновано не только тем, что в течение своей жизни каждый человек проходит через эту социальную структуру, но и тем, что именно образование даёт потенциальную возможность для дальнейшего успешного социального позиционирования. Высшее образование, обеспечивая учащегося необходимым комплексом знаний, навыков и умений, даёт ему возможность интегрироваться в социальное пространство.
Образование находится в сфере первоочередных государственных интересов. Прежде чем обратиться к рассмотрению понятия правового регулирования отношений в сфере высшего образования, необходимо уяснить сущность самого феномена «образование», проследить эволюцию его развития с учётом особенностей становления высшего образования в России. Полагаем, что исторический экскурс об истоках становления российского высшего образования расширит наше представление о природе данного феномена. Показательно, что высшее образование является относительно новым социальным институтом. По сравнению с религией, правом и искусством оно окончательно сформировалось лишь в период зрелой цивилизации. Нормативная организация российского университетского образования относится к началу XIX века.
Для того, чтобы сформировать собственную позицию по данной проблеме, мы опирались на взгляды исследователей по истории высшего образования, труды российских правоведов, раскрывающих проблемы правового регулирования (Кинелев В.Г, Кванина В.В., Ибрагимова Е.М, Шкатулла В.И., Бутов А. Ю., Жуков В. И. , Титков Е.П., Петригина В.А., Фельдман Д.И., Лазарев В.В. , Скрипилев Е.А. , Леонова Т.Ю., Мещангина Е.И., Ящук Т.Ф, Земляная Т.Б., Котенев В.А, Хисматуллина З.Н.) и др.
Подчеркнём, что в последние годы в связи с принятием нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» особенный интерес исследователей вызывает проблема правового регулирования сферы образования. В системе образования возникают и функционируют общественные отношения, представляющие собой формы социального взаимодействия, регулируемые нормами разных отраслей права.
В настоящее время в системе образования имеют место радикальные изменения, связанные с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов, многоуровневой системы высшего образования, формированием сети федеральных и национальных исследовательских университетов, созданием условий для выбора обучающимися индивидуальных образовательных траекторий, совершенствованием механизмов развития непрерывного образования.
Как известно, предметом правового регулирования отношений в сфере образования является совокупность устойчивых образовательных отношений, а также связанных с ними иных отношений, возникающих в процессе государственного регулирования, управления, контроля и надзора исполнения законодательства об образовании, контроля качества образования, а также осуществления финансового, научно-методического, ресурсного, производственного и информационно-технологического обеспечения образовательной деятельности, функционирования и развития системы образования.
Тема дипломной работы определила цель, объект и предмет исследования и позволила выдвинуть гипотезу, соответствующую рассмотренной теме.
Целью исследования является комплексный историко-сравнительный анализ отношений в сфере образования в составе предмета правового регулирования.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
- охарактеризовать основные этапы становления высшего образования в России, в том числе, развитие системы российского юридического образования;
- раскрыть эволюцию правовых норм в советском законодательстве в сфере высшего образования;
- выявить содержание, сущность и характерные черты образовательных отношений, тенденции правового регулирования высшей школы в Российской Федерации в 1990-е годы;
- сравнить принятые в рамках процесса модернизации высшего российского образования правовые нормы Законов об образовании 1992 и 2012 годов;
- проанализировать эволюцию законодательного закрепления ФГОС;
- сопоставить федеральный государственный образовательный стандарт по юриспруденции и федеральный государственный образовательный стандарт по педагогическому образованию (с двумя профилями подготовки);
- раскрыть причины и факторы перехода к компетентностному подходу как ведущему инструменту модернизации российского высшего образования.
Объект исследования: отношения в сфере образования в составе предмета правового регулирования, их специфика и взаимосвязь с иными общественными отношениями, возникающими в процессе деятельности по обеспечению реализации права на образование.
Предмет исследования: основные направления и эволюция правового регулирования образовательных отношений, нормы законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере образования.
Гипотезой исследования является положение о том, что высшее образование только тогда способно решать поставленные перед ним задачи, когда законодательно упорядочены образовательные отношения.
Для достижения поставленной цели были решены задачи:
- дан анализ юридической и педагогической литературы по теме исследования;
- прослежена эволюция законодательного закрепления правовых отношений в сфере высшего образования;
- рассмотрены особенности компетентностного подхода, выступающего инструментом совершенствования законодательной политики в сфере высшего образования;
- намечены перспективы развития высшего образования в России.
Методологическую основу исследования составляют системноструктурный подход в совокупности с такими общенаучными методами, как сравнение, анализ и синтез. Важнейшим методом для нас также явился исторический метод, позволивший изучить объект в его исторических изменениях, от истоков до современного состояния. Сравнительно-правовой метод исследования применялся при рассмотрении эволюции законодательного закрепления правовых отношений в сфере высшего образования и сопоставления исторически накопленного опыта правовой политики государства в сфере образования с современным состоянием в данной сфере. Специфика предмета исследования обусловила необходимость достаточно широкого использования междисциплинарного подхода, основанного на синтезе истории правовых норм, истории педагогики и теории обучения.
Научная новизна выпускной квалификационной работы определяется, прежде всего, авторским подходом к выявлению состава и содержания отношений в сфере образования в составе предмета правового регулирования в контексте современной образовательной политики, определении особенностей взаимодействия образовательных отношений с основными сферами жизни общества. В отличие от существующих работ по указанной проблеме, наше исследование правовых отношений в сфере образования включено в широкий контекст истории правовых норм и истории педагогики, что позволило определить перспективы дальнейшей эволюции законодательных актов об образовании в российской правовой системе, направленных на наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей личности.
Поставленные задачи определили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы по теме исследования. В первой главе рассмотрена история становления высшего образования в России и тенденции правового регулирования высшей школы в Российской Федерации в 1990-е годы. Во второй главе анализируется эволюция правовых норм в советском законодательстве в сфере высшего образования, в третьей главе раскрывается современное правовое закрепление образовательных отношений и сопутствующие ему новации в учебном процессе.
Основные положения работы были апробированы на Итоговых студенческих конференциях «День науки», а также на II Международном научно-практическом конвенте студентов и аспирантов «Революция в праве: прорывные идеи в современном российском праве (к 100-летию Октябрьской революции)» (Казань, КФУ, 23-25 ноября 2017 года) и опубликованы в сборнике материалов конференции (Революция в праве: прорывные идеи в современном российском праве (к 100-летию Октябрьской революции): Материалы II Международного научно-практического конвента студентов и аспирантов (Казань, КФУ, 23-25 ноября 2017 года). Т.3 /Сост. Н.Н. Маколкин, Ю.М. Лукин, Р.Э. Сабитов, М.Р. Камаров. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. С. 276-278).
Можно сказать, что система образования, являясь необходимым условием развития общества и государства, должна быть приоритетным объектом государственных интересов и поддержки, включая её надлежащее нормативное регулирование. Осуществление правового регулирования отношений в сфере образования должно способствовать развитию законодательства об образовании в целом, обеспечению его эффективного применения и созданию надёжных правовых гарантий реализации и защиты права на образование.
В процессе исследования мы пришли к выводу, что состояние, тенденции и перспективы развития высшего образования определяются образовательным законодательством.
Историко-правовой анализ становления и развития нормативного правового регулирования образования открывает путь к его модернизации в духе современных тенденций развития общества и государства и позволяет сохранить положительный опыт, накопленный в данной сфере.
Полагаем, что периодизацию законодательства об образовании можно провести в контексте развития российской государственности, и с этих позиций выделить следующие этапы:
- досоветский период развития российского законодательства, длящийся с конца XVIII века по 1917 год, когда была создана национальная система образования; положено начало созданию системы нормативных актов, в которой отражались правовые основы просвещения населения;
- советский период, охватывающий временной промежуток с 1917 года по 1991 год, характеризующийся построением новой системы управления образованием и её законодательным закреплением на самом высшем - конституционном уровне;
- постсоветский (современный) период с 1992 года по настоящее время, для которого характерно формирование комплексной отрасли образовательного законодательства в условиях модернизации образования.
Для первого - досоветского - периода характерна тенденция формирования образовательной национальной системы и её нормативного регулирования в условиях отсутствия законодательного закрепления основ образования, развитие так называемого «циркулярного права». Кроме того, тенденциями развития законодательства об образовании в данный период являлись: законодательное закрепление основ образовательной политики; увеличение числа правовых норм, посвящённых непосредственно педагогической деятельности; включение в нормативные правовые акты норм декларативного характера, регламентирующих государственные требования к высшему образованию, законодательное признание и закрепление автономии учебных заведений; увеличение объёма образовательного законодательства за счёт утверждения университетских уставов.
По причине полного обновления правовых норм после 1917 года, для досоветского законодательства об образовании характерна тенденция отсутствия преемственности.
Основной тенденцией развития законодательства об образовании в советский период является, с одной стороны, гуманизация: законодательными нормами регламентированы отделение школы от государства, отмена платы за обучение, реформа правописания, конституционно-правовое закрепление права на образование, дополнительные гарантии его реализации для отдельных слоёв и групп населения. С другой стороны, усиливалось законодательное закрепление централизованного управления высшим образованием, увеличивался объём образовательного законодательства за счёт подзаконного правотворчества.
После распада СССР и формирования на его основе Российской Федерации, актуальной тенденцией развития законодательства об образовании стала тенденция гармонизации - приведения нормативных актов бывшего СССР в соответствие с издаваемыми законодательными актами Российской Федерации.
Кардинальное изменение общественных отношений в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века обусловило третий - постсоветский - период развития отечественного законодательства об образовании, для которого характерно активное правотворчество с целью упорядочения правового регулирования в условиях динамичной модернизации.
Обобщающим документом, регулирующим образовательные отношения, стал принятый 10 июля 1992 года Закон Российской Федерации «Об образовании», регламентирующий вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации, и аспекты, затрагивающие высшее образование. Указанный закон дал определение образования, установил систему образования в Российской Федерации, провозгласил принципы образовательной политики, гарантии реализации права граждан на образование. Многие положения указанного законопроекта являются новеллами российского законодательства об образовании.
Правовое регулирование образования в Российской Федерации в настоящее время носит комплексный характер и осуществляется нормами финансового права.
Анализ основных тенденций развития российского высшего образования даёт основания для благоприятного прогноза относительно перспектив его существования и плодотворного функционирования. Российское высшее образование как отдельный социальный институт сформировалось в период средневековья. При этом была востребована немецкая модель управления - высшее образование регулировалось государством при наличии незначительной университетской автономии. Роль основных актов, регулирующих образовательные отношения в университетах, выполняли общие уставы.
Нормативно-правовое регулирование высшего образования советского периода проходило в три этапа - 1917 - первая половина 1930-х, вторая половина 1930-х - первая половина 1950-х, вторая половина 1950-х - 1980-е годы.
Нормативно-правовое регулирование того времени ставило задачу в соответствии с целями социалистического строительства. В русле данной концепции усиливалось государственное воздействие на высшее образование. В нормотворческой деятельности начинают принимать участие партийные органы. Появляется новый вид правовых документов - положение о высшем учебном заведении и типовой устав высшего учебного заведения.
В постсоветский период началось нормативное закрепление самостоятельности вузов, наметилась демократизация внутривузовских отношений. Возросли требования к результатам обучения, стала допустимой самостоятельность в организации и содержании учебной деятельности.
В заключительной главе выпускной работы сравнили правовые нормы двух последних законов об образовании, проследили эволюцию законодательного закрепления федеральных образовательных стандартов и сопоставили в данном контексте федеральный государственный образовательный стандарт по юриспруденции и федеральный государственный образовательный стандарт по педагогическому образованию (с двумя профилями подготовки). Сопоставив ФГОС по юриспруденции и ФГОС по педагогическому образованию, мы пришли к выводу, что оба они обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность базовых образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме этого, их объединяет общность требований к структуре образовательных программ, условиям их реализации и требования к результатам освоения этих программ.
В заключительной части главы сделана попытка установить причины и факторы перехода к компетентностному подходу, поскольку он является ведущим инструментом модернизации российского высшего образования. Необходима, на наш взгляд, серьёзная методическая работа, нацеленная на совершенствование качества реализации компетентностного подхода с целью устранения недостатков и увеличения преимуществ, обнаруженных в процессе его практической реализации.
1. Конституция Российской Федерации // офиц. текст. - М.: АЙРИС-пресс, 2017. - 64 с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от
28.12.2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: [официальный текст принят Гос. Думой 19 июля 1996 года: по состоянию на 3 декабря 2011 года] // М.: ИНФРА-М, 2003. - 44 с.
5. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»: [официальный текст принят Гос. Думой 12 июля 1996 года: по состоянию на 23 мая 2016 года] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
6. Федеральный закон от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год»: [официальный текст принят Гос. Думой 7 декабря 2005 года: по состоянию на 1 декабря 2006 года] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: [официальный текст принят Гос. Думой 21 декабря 2012 года: по состоянию на 7 мая 2018 года] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
8. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»: [официальный текст принят 10 июля 1992 года: по состоянию на 12 ноября 2012 года] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
9. Временное положение от 14.06.1990 № 411 «О государственной аттестации высших учебных заведений»: [утверждено приказом ГКНО СССР от 14 июня 1990 года] // Бюллетень, 1990, №11 - с.2., гос. комитет по народному образованию.
10. Типовое положение от 26.06.1993 № 597 «Об образовательном учреждении
высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)
Российской Федерации»: [утверждено постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 26 июня 1993 года: по состоянию на 27 декабря 1994 года] // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993, № 28. - Ст. 2594.
11. Типовое положение от 26.06.1993 № 597 «Об образовательном учреждении
высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)
Российской Федерации»: [утверждено постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 26 июня 1993 года: по состоянию на 27 декабря 1994 года] // Бюллетень, 1993, № 8, с. 1.
12. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1971). Изд. 8., Т. 4. - М., 1971. С. 111-117.
13. Постановление от 13.03.1992 № 13 «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации»: [утверждено Комитетом по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 13 марта 1992 года] // Бюллетень Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, 1992. № 4-6. - С. 12-13.
14. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране. М.: Высшая школа, 1987. - 76 с.
15. Постановление от 23.06.1936 «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» [официальный текст принят СНК СССР и ЦК ВКП (б) 23 июня 1936 года] // Высшая школа. - М., 1978.
16. Постановление от 23.06.1936 «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» [официальный текст принят СНК СССР и ЦК
17. Постановление от 19.09.1932 «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах»: [официальный текст принят ЦИК СССР 19 сентября 1932 года] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
18. Положение от 21.03.1961 «О высших учебных заведениях СССР»: [утверждено постановлением Совета Министров СССР от 21 марта 1961 года] // Собрание постановлений правительства СССР, 1961. № 6.
19. Указ «О Председателе Государственного комитета СССР по народному образованию»: [официальный текст принят Президиумом Верховного Совета СССР] // Бюллетень, 1988, № 5, с. 1.
20. Постановление от 12.08.1994 № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» [официальный текст принят Правительством РФ от 12 августа 1994 года] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
21. Постановление от 28.04.1994 № 407 «О первоочередных мерах по поддержке системы образования в России» [официальный текст принят Правительством РФ от 28 апреля 1994 года] // Бюллетень, 1994, № 7. С. 1.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата): [утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 1511: по состоянию на 13 июля 2017 года] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
23. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата): [утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 года № 91 ] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
24. Алексеев, С.С. Философия права. - М.: Норма, 1997. - 336 с.
25. Алексеев, С.С. Право. Законы. Правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. Для уч-ся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений и средних профессиональных учебных заведений. - М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. - 192 с.
26. Аралов, А.В. Управление негосударственных вузов в условиях рынка образовательных услуг. - Ессентуки: Институт управления бизнеса и права, 2000. - 345 с.
27. Барабанова, С.В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2004. - 340 с.
28. Барабашева, Н.С. Проблемы правового статуса университетов в СССР // Вестник Московского университета. Сер. 12. Право. - 1976. - № 4. - С. 18-25.
29. Бачило, И.Л. Организация советского государственного управления. - М.: Наука, 1984. - 240 с.
30. Белканов, Е.А. Базовые стереотипы правосознания // Российский юридический журнал. - 1998. - № 2. - С. 51-58.
31. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 г. / [Савельев А.Я., Момот А.И., Хотеенков В.Ф. и др.]; Под ред. В. Г. Кинелева; НИИ высш. образования. - М.: НИИВО, 1995. - 342 с.
32. Голованов, В.Ф. Становление высшего образования в Российской империи в начале XIX века: правовой аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - № 3. - С. 53-58.
33. Государственное управление народным образованием в СССР. - М.: Наука, 1980. - 191 с.
34. Джуринский, А.Н. Актуальные проблемы развития и качества высшего образования в России // Преподаватель. XXI век. Наука Образование. Культура. - 2016. - № 1. - С. 9-19.
35. Жуков, В.И. Высшая школа России: исторические и современные сюжеты. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. - 625 с.
36. Ибрагимова, Е.М., Идиятов, И.Э. Исследовательская компетенция: основные характеристики понятия // Образование и саморазвитие. - 2015. - № 4 (46). - С. 24-26.
37. История университетского образования в дореволюционной России. Под редакцией Савельева А.Я. - М., НИИ ВШ 1999. - 55 с.
38. Кванина, В.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования. Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2007. - № 4. - С. 110-114.
39. Кинелев, В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы. - М.: Республика, 1995. - 294 с.
40. Крапивина, Н.С., Макеев, Н.А. Советская система просвещения: принципы формирования, особенности функционирования, региональная специфика (1917-1936). Исторические и правовые аспекты - СПБ: Изд-во юридического университета, 2006. - 365 с.
41. Кириленко, В.П., Пиджаков, А.Ю. Перспективы развития системы юридического образования в свете присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу // Юридическое образование и наука. - 2005. - № 3. - С. 2-7.
42. Лазарев, Б.М. Административно-правовые нормы и отношения // Советское административное право. - М., 1990. - С. 59-66.
43. Леонова, Т.Ю. Федеральные государственные образовательные стандарты в сфере юриспруденции как гарантия права на высшее юридическое образование / Т.Ю. Леонова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - Т. 2, № 2 (62). - С. 176-180.
44. Малько, А.В., Шундиков, К.В. Правовая политика современной России: цели и средства // Г осударство и право. - 2001. - № 7. - С. 15-22.
45. Мещангина, Е.И. Реформирование содержания высшего образования в России (90-е гг. XX в.) / Е.И. Мещангина // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 4. - С. 166-168.
46. Покровский, И.А. Основные проблемы гражданского права. - М.: Статут, 1998. - 353 с.
47. Правовые проблемы модернизации образования / Отв. ред. И.А. Рожков. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 192 с.
48. Сафаров, Р.Л. Общественное мнение и правовое воспитание / Личность и уважение к закону. - М.: Наука, 1978. - С. 247-254.
49. Скрипилев, Е.А. О юридическом образовании в дореволюционной России (XVIII - начало XX вв.) // Г осударство и право. - 2000. - № 9 - С. 81-89.
50. Спасская, В.В. Проблемы правового регулирования отношений в сфере образования // Становление и тенденции развития российского образовательного права в контексте отечественных традиций, европейских и мировых тенденций. Мат-лы науч.-практ. семинара (20 февраля 2007 г.). - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. - С. 55-62.
51. Спасская, В.В. Объект и субъекты образовательного правоотношения // Правоведение. - 2006. - № 6. - С. 182-197.
52. Теория обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / Г.И. Ибрагимов, Е.М. Ибрагимова, Т.М. Андрианова. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 383 с.
53. Тенденции развития высшего образования в современном мире. (Социально-экономический аспект). - М., 1992. - 144 с.
54. Фельдман, Д.И., Лазарев, В.В. Из истории правовой мысли на юридическом факультете в XIX- начале XX вв. // Юридический факультет Казанского университета. Два века образования и науки. - Казань: Изд-во Казан. ун-та,
2004. - С. 52-72.
55. Хотенков, В.Ф. Система управления вузами: 30е годы // Вестник высшей школы. - 1987. - №11. - С. 19-21.
56. Чупрунов, Д.И., Жильцов Е.Н. Экономика, организация и планирование высшего образования. - М.: Высшая школа, 1988. - 150 с.
57. Шаповалов, И.А. Некоторые теоретические аспекты формирования российского правосознания // Государство и право. - 2005. - № 4. - С. 84-90.
58. Шкатулла, В.И. Образовательное законодательство: состояние и перспективы // Высшее образование в России. - 1995. - № 4. - С. 3-7.
59. Штамм, С.И. Пути перестройки управления народным образованием: социально-экономический аспект: Сб. науч. тр. - М.: АПН СССР, 1990. - С. 37 53.
60. Штамм, С.И. Управление народным образованием в СССР. (1917-1936). - М: Наука, 1985. - 284 с.
61. Ящук, Т.Ф. Правовое регулирование в сфере высшего образования в России (историко-правовой аспект) / Т.Ф. Ящук // Правоприменение. - 2017. - Т. 1, № 4. - С. 14-27.
3. Авторефераты, диссертации
62. Бутов, А.Ю. Становление традиций российского образования и воспитания в XVIII - XIX вв.: автореф. дис. на соиск. ученой степени д-ра пед. наук. - М.,2005. - 55 с.
63. Горбачев, В.К. Дидактические условия подготовки будущих юристов к реализации социальных и культурных прав человека: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2000. - 228 с.
64. Дарагулия, К.И. Пути подготовки будущего учителя к психолого - педагогической диагностике в условиях развития инновационных процессов в образовании: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 194 с.
65. Ермаков, Д.С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: автореф. ... д-ра пед. наук. - М., 2009. - 30 с.
66. Ильин, В.А. Педагогическая культура будущего юриста и ее становление в процессе профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. - Владимир, 2000. - 217 с.
67. Кожевников, И.Д. Формирование профессиональных интересов у учащихся классов юридического профиля: дис. ... канд. пед. наук. - Брянск, 1997. - 199 с.
68. Митяева, А.М. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования (на материале формирования учебно-исследователь-ской компетентности бакалавров и магистров): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Волгоград, 2007. - 49 с.
69. Петригина, В.А. Национальное и европейское в отечественной педагогике и образовании в XVIII - первой половине XIX веков: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Пятигорск, 2011. - 26 с.
70. Спасская, В.В. Правовое регулирование образовательных отношений: теоретико-правовое исследование): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2007. - 58 с.
71. Титков, Е.П. Государственная политика Российской империи в сфере образования во второй половине XVIII века: автореферат дис. . д-ра исторических наук. - Арзамас, 1999. - 52 с.
72. Хоменко, Е.В. Политико-правовое регулирование высшего образования в советском государстве: Октябрь 1917 - конец 1920-х годов: автореф. дис. ... канд. юр. наук. - Нижний Новгород, 2006. - 26 с.
4. Интернет-ресурсы
73. Временное положение «О государственном высшем учебном заведении в РСФСР» [официальный текст принят Постановлением Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 года № 119] [Электронный ресурс]. -URL: http: //russia.bestpravo .ru/ussr/dataQ 1 /tex 10418.htm (Дата обращения 20 февраля 2018).
74. Земляная, Т.Б. Становление системы высшего образования в Советский
период [Электронный ресурс]. -URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-
198399.html (Дата обращения 1 марта 2018).
75. Коваль, С.А. Становление и развитие двухуровневых образовательных программ в российской высшей школе [Электронный ресурс]. -URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1708.htm (Дата обращения 18 апреля 2018).
76. Луков, В.А. Реформы образования: перспективы в XXI веке.
Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2009. - № 11 [Электронный ресурс]. -URL: http://www.zpu-journal.ru/e-
zpu/2009/11/Lukov/ (Дата обращения 10 апреля 2018).
77. Постановление «О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР» [официальный текст принят Президиумом Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1990 года] [Электронный ресурс]. -URL: http://www.libussr.ru/ (Дата обращения 20 февраля 2018).
78. Садовникова, Н.Е. Значение Братских школ в истории российского государства // Мир науки и образования. - 2016. - №1 (5). [Электронный ресурс]. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-bratskih-shkol-v-istorii- rossiyskogo-gosudarstva (Дата обращения 17 апреля 2018