Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыков выразительного чтения при работе с поэтическим текстом на уроках чтения в начальной школе

Работа №2915

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы31
Год сдачи2014
Стоимость2300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1430
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие чтения…………………………………………………………5
1.1 Процесс выразительного чтения…………………………………………7
1.2 Условия овладения основами выразительного чтения…………………10
Глава 2. Изучение и совершенствование выразительного чтения младших школьников при работе с поэтическим текстом………………………………13
2.1 Констатирующий этап эксперимента…………………………………..13
2.2 Формирующий этап эксперимента……………………………………..16
2.3 Контрольный этап эксперимента………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………21
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2






Введение
Актуальность. Основой исследования путей формирования навыков выразительного чтения у детей в начальных классах стала теория методики работы над выразительным чтением, разработанная в трудах
К. Д. Ушинского, Р. Р. Маймана, М. Р. Львова, Т. Ф. Завадской,
О. В. Кубасовой, Н. М. Соловьевой, Т. И. Кондратиной. Данная тема разрабатывается и в наше время, но какова сущность самого процесса выразительного чтения и что в это понятие включено разными источниками, трактуется по-разному.
В связи с этим данная проблема является актуальной. Она обусловлена, с одной стороны, тем, что необходимость обучения детей правильному, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач школьного обучения, а с другой стороны, выразительное чтение предполагает выработку у учащихся определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. К тому же, являясь эффективным и доступным средством развития воображения и речи, нравственных и социальных чувств учащихся, воспитания у них художественного вкуса, формирования умений творческой работы, выразительное чтение позволяет решать задачу наиболее полного усвоения идейного, нравственного и эстетического содержания художественного произведения.
Научно-методическая актуальность исследования обусловлена также тем, что в обширной научно-педагогической и методической литературе встречаются разнообразные методики работы над выразительным чтением.
Объект исследования — уроки чтения в начальных классах.
Предмет исследования — навыки выразительного чтения
при работе с поэтическим текстом.
Цель данной работы — рассмотреть основные приемы для формирования навыков выразительного чтения при работе с поэтическим текстом на уроках чтения в начальной школе.
Задачи:
• рассмотреть понятие чтения, в частности, проанализировать процесс выразительного чтения;
• обозначить условия овладения основами выразительного чтения;
• провести экспериментальную работу по формированию навыков выразительного чтения.
Гипотеза исследования: развитие навыков техники выразительного чтения будет эффективным, если соблюдать условия овладения основами выразительного чтения, использовать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное.
Экспериментальная работа проводилась на базе школы № 7 города Серпухова, Московской области, в 3 «А» и 3 «Б» классах. В эксперименте было задействовано 44 человека.







Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Заключение
Вопрос об обучении выразительному чтению лирических произведений младших школьников является актуальным, так как выразительность чтения — это неотъемлемая часть навыка чтения и устной речи учащихся.
Выразительное чтение — это искусство художественного слова. Нужно научиться правильно говорить, правильно произносить слова. Для этого необходимо освоить технику речи, то есть поставить верное дыхание, голос и выправить свою дикцию.
Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно. Чтение — это источник приобретения знаний, духовного и умственного развития личности. Сам процесс чтения предполагает труд и творчество читателя, поскольку в прочесе чтения включается творческая, интеллектуальная и трудовая деятельность — эмоциональное сопереживание, сотворчество, привлечение воссоздающего воображения, умственных операций (умозаключений, оценок, отношений).
Выразительное чтение — искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение. Это одно из могущественных средств, благодаря которому учитель в процессе работы над художественным произведением вызывает у детей сопереживание, помогая им не только верно понять, но и ощутить автора, обогатиться его высокими помыслами и благородными чувствами.
Необходимо развивать у младших школьников основные умения, способствующие отработке интонации, соответствующей читаемому произведению: определение слов с логическим дарением, расстановку пауз, обозначение мелодики тона, определение темпа чтения, тембра, выражение собственного отношения к читаемому тексту.
Сделан вывод о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию и совершенствованию речи учащихся в процессе чтения лирических стихотворений. Рассмотрев сущностную характеристику процесса обучения выразительному чтению, раскрыто понятие техники чтения, подобраны упражнения для развития выразительности устной речи. Также представлена методика организации этого процесса.
Положительные результаты контрольного этапа дали возможность сделать вывод о том, что формулируемая гипотеза в основном подтвердилась. Использование приемов обучения чтению, нацеленных на выразительное чтение текстов лирических произведений способствует глубокому пониманию художественных текстов и, как следствие, выразительному чтению учащихся.
Поставленная цель достигнута: определены условия и приемы обучения выразительному чтению.



Список литературы
1. Астафьева О., Денисова А. Детская литература. Выразительное чтение. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
2. Брызгунова Е.А. Система интонационных средств. Современный русский язык. – М.: Просвещение, 2007. – 145 с.
3. Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 245 с.
4. Калашникова С. Г. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе. – Омск: ОмГУ, 2004. – 22 с.
5. Коренюк Л. Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению. – М.: Дело, 2007. – 140 с.
6. Корст Н. О. Выразительное чтение как активный метод анализа художественного произведения в единстве формы и содержания. – М.: Академия, 2001. – 78 с.
7. Кубасова О.В. Выразительное чтение: пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Дело, 2001. – 144 с.
8. Маерова К.В. Выразительное чтение. – М: РУДН, 2003. – 145 с.
9. Методика выразительного чтения / Под ред. Т. Ф. Завадской. – М.: Просвещение, 1977.
10. Найденов Б., Коренюк Л. Методика выразительного чтения. – М.: Просвещение, 2007. – 176 с.
11. Соловьева Н. М. Практикум по выразительному чтению. – М.: Дело, 2006. – 190 с.
12. Соловьева Н. М., Майман Р. Р. Выразительное чтение на уроках литературы. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.
13. Федина В. В. Самоучитель по специальной методике объяснительного и литературного чтения. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ