ВОЗРАСТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ
|
Введение
1.1. Сущность понятия «социально-коммуникативное развитие» 8
1.2. Особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста 15
1.3. Возрастные проявления темперамента в социально-коммуникативном
развитии дошкольников 23
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Дифференцированный подход на основе учета темперамента в социально-коммуникативном развитии дошкольников 35
2.1. Изучение уровней социально-коммуникативного развития старших
дошкольников исследуемых групп 35
2.2. Организация дифференцированного подхода на основе учета
темперамента в социально-коммуникативном развитии дошкольников 50
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по повышению эффективности социально-коммуникативного развития старших дошкольников 55
Выводы по главе 2 63
Заключение 66
Список литературы 71
Приложения
1.1. Сущность понятия «социально-коммуникативное развитие» 8
1.2. Особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста 15
1.3. Возрастные проявления темперамента в социально-коммуникативном
развитии дошкольников 23
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Дифференцированный подход на основе учета темперамента в социально-коммуникативном развитии дошкольников 35
2.1. Изучение уровней социально-коммуникативного развития старших
дошкольников исследуемых групп 35
2.2. Организация дифференцированного подхода на основе учета
темперамента в социально-коммуникативном развитии дошкольников 50
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по повышению эффективности социально-коммуникативного развития старших дошкольников 55
Выводы по главе 2 63
Заключение 66
Список литературы 71
Приложения
Актуальность исследования. В условиях модернизации отечественного образования, дошкольные образовательные учреждения должны перестраивать свою работу в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Становление системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и практике ДOУ. Следовательно, педагогический процесс в ДOУ должен быть организован через выбор наиболее эффективных средств воспитания и обучения, что, в свою очередь, требует широкого внедрения инновационных форм и способов в образовательную деятельность, которая осуществляется в стенах дошкольного учреждения.
В дошкольном возрасте формируются основные качества личности: наиболее важные социальные навыки, социально-психологические особенности в порядке отношений с другими людьми, нравственные ценности и установки, направленные на познание традиций общества, культуры, окружения в котором растёт ребёнок. И именно поэтому дошкольный возраст является стартовым этапом социального развития ребёнка. А первый социально-коммуникативный опыт малыш приобретает в своём ближайшем окружении - в семье и детском саду.
Сегодняшнее дошкольное образование нацелено на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. И главным является обеспечение полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к культуре [60]. Именно поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
В связи с этим особенно актуальными становятся вопросы повышения эффективности образовательной работы по социальному развитию ребенка дошкольника, которая позволит успешно адаптироваться малышу не только к школе, но и окружающему его миру. Важную роль в этом играет деятельность, дающая ребенку возможность усваивать ценностные ориентации, социальные и нравственные установки, нормы и знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. Такой деятельностью для маленьких детей является игра - наиболее доступный для дошкольников способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Детская игра — вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей [55].
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главным средством социально-коммуникативного развития ребенка, поскольку ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы. В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются необходимые социальные и коммуникативные качества ребенка, его умения взаимодействовать с другими членами общества и лучше их понимать.
Вместе с тем в детских садах развивающий потенциал сюжетноролевой игры, как средства направленного на процесс социально-коммуникативного развития ребенка используется недостаточно, а специальная работа в этом направлении проводится эпизодически. Для этого, чтобы изменить сложившуюся ситуацию в детских садах, воспитателю необходимо подбирать содержание сюжетно-ролевых игр таким образом, чтобы они отражали содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил [65].
Таким образом, обозначенное противоречие определило проблему исследования: при каких условиях организации сюжетно-ролевой игры будет успешно проходить социально-коммуникативное развитие дошкольников?
Цель исследования: теоретически обосновать и практическим путём определить эффективные условия социально-коммуникативного развития дошкольников с учетом возрастных проявлений темперамента.
Объект исследования: социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Предмет исследования: возрастные проявления темперамента в социально-коммуникативном развитии дошкольников.
Гипотеза исследования: уровень социально-коммуникативного развития дошкольников повысится, если учитывать возрастные проявления темперамента в социально-коммуникативном развитии дошкольников и проводить дифференцированную работу, направленную на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия детей между собой и со взрослыми; развитие социального и эмоционального интеллекта с учётом особенностей темперамента ребёнка.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
3. Выявить возрастные проявления темперамента в социально-коммуникативном развитии дошкольников.
Методологической основой нашего исследования являются концепции отечественных психологов - Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Н.Н. Поддъякова, А.Л. Венгера, А.Н. Леонтьева об особенностях психического развития, формирования личности и обучения дошкольников; концепции Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, А.В. Мудрик, B. С. Мухиной и др. о сущности социализации; положения М.И. Лисиной, C. А. Козловой, О.А. Карабановой, Я.Л. Коломинского и др. о функциях и формах социальных коммуникаций и общения дошкольников; положение Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности дошкольника, имеющей непосредственное отношение к формированию внутренней жизни ребёнка и его мотивационной сферы; идеи педагогического сопровождения ребёнка и детской деятельности в дошкольном образовательном учреждении (Л.Н. Бережнов, В.А. Деркунская,О.В. Солнцева и др.). А также научные исследования: Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко, О.В. Солнцевой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, и др. о процессе развития содержания игры в дошкольном возрасте.
В процессе работы были применены следующие методы исследования: теоретический анализ литературы; педагогический эксперимент; наблюдения; беседы; интервьюирование; методы математической обработки данных и др.
Научная новизна. Результаты исследования позволяют расширить представления об особенностях взаимосвязей между темпераментом и процессом социально-коммуникативного развития на ранних этапах онтогенеза.
Положения, выносимые на защиту: Темпераментальные свойства оказывают существенное влияние на процесс социально-коммуникативного развития способностей человека на ранних этапах его развития.
Эмоциональные характеристики могут оказывать различное влияние на успешность процесса социально-коммуникативного развития в зависимости от возраста ребёнка.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в исследовании, можно использовать как для организации образовательного процесса ДОО, так и для решения задач психологического консультирования. Разработанная система сюжетно-ролевых игр, направленная на социально-коммуникативное развитие дошкольников может быть использована в педагогической деятельности дошкольных работников.
Объём и структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Экспериментальная работа длилась с сентября месяца 2017 г. по май месяц 2018 г. и проводилась на базе МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №88». Казани.
В эксперименте принимали участие 50 детей от 6 до 7 лет и воспитатели дошкольного образовательного учреждения.
В дошкольном возрасте формируются основные качества личности: наиболее важные социальные навыки, социально-психологические особенности в порядке отношений с другими людьми, нравственные ценности и установки, направленные на познание традиций общества, культуры, окружения в котором растёт ребёнок. И именно поэтому дошкольный возраст является стартовым этапом социального развития ребёнка. А первый социально-коммуникативный опыт малыш приобретает в своём ближайшем окружении - в семье и детском саду.
Сегодняшнее дошкольное образование нацелено на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. И главным является обеспечение полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к культуре [60]. Именно поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
В связи с этим особенно актуальными становятся вопросы повышения эффективности образовательной работы по социальному развитию ребенка дошкольника, которая позволит успешно адаптироваться малышу не только к школе, но и окружающему его миру. Важную роль в этом играет деятельность, дающая ребенку возможность усваивать ценностные ориентации, социальные и нравственные установки, нормы и знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. Такой деятельностью для маленьких детей является игра - наиболее доступный для дошкольников способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Детская игра — вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей [55].
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главным средством социально-коммуникативного развития ребенка, поскольку ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы. В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются необходимые социальные и коммуникативные качества ребенка, его умения взаимодействовать с другими членами общества и лучше их понимать.
Вместе с тем в детских садах развивающий потенциал сюжетноролевой игры, как средства направленного на процесс социально-коммуникативного развития ребенка используется недостаточно, а специальная работа в этом направлении проводится эпизодически. Для этого, чтобы изменить сложившуюся ситуацию в детских садах, воспитателю необходимо подбирать содержание сюжетно-ролевых игр таким образом, чтобы они отражали содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил [65].
Таким образом, обозначенное противоречие определило проблему исследования: при каких условиях организации сюжетно-ролевой игры будет успешно проходить социально-коммуникативное развитие дошкольников?
Цель исследования: теоретически обосновать и практическим путём определить эффективные условия социально-коммуникативного развития дошкольников с учетом возрастных проявлений темперамента.
Объект исследования: социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Предмет исследования: возрастные проявления темперамента в социально-коммуникативном развитии дошкольников.
Гипотеза исследования: уровень социально-коммуникативного развития дошкольников повысится, если учитывать возрастные проявления темперамента в социально-коммуникативном развитии дошкольников и проводить дифференцированную работу, направленную на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия детей между собой и со взрослыми; развитие социального и эмоционального интеллекта с учётом особенностей темперамента ребёнка.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
3. Выявить возрастные проявления темперамента в социально-коммуникативном развитии дошкольников.
Методологической основой нашего исследования являются концепции отечественных психологов - Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Н.Н. Поддъякова, А.Л. Венгера, А.Н. Леонтьева об особенностях психического развития, формирования личности и обучения дошкольников; концепции Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, А.В. Мудрик, B. С. Мухиной и др. о сущности социализации; положения М.И. Лисиной, C. А. Козловой, О.А. Карабановой, Я.Л. Коломинского и др. о функциях и формах социальных коммуникаций и общения дошкольников; положение Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности дошкольника, имеющей непосредственное отношение к формированию внутренней жизни ребёнка и его мотивационной сферы; идеи педагогического сопровождения ребёнка и детской деятельности в дошкольном образовательном учреждении (Л.Н. Бережнов, В.А. Деркунская,О.В. Солнцева и др.). А также научные исследования: Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко, О.В. Солнцевой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, и др. о процессе развития содержания игры в дошкольном возрасте.
В процессе работы были применены следующие методы исследования: теоретический анализ литературы; педагогический эксперимент; наблюдения; беседы; интервьюирование; методы математической обработки данных и др.
Научная новизна. Результаты исследования позволяют расширить представления об особенностях взаимосвязей между темпераментом и процессом социально-коммуникативного развития на ранних этапах онтогенеза.
Положения, выносимые на защиту: Темпераментальные свойства оказывают существенное влияние на процесс социально-коммуникативного развития способностей человека на ранних этапах его развития.
Эмоциональные характеристики могут оказывать различное влияние на успешность процесса социально-коммуникативного развития в зависимости от возраста ребёнка.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в исследовании, можно использовать как для организации образовательного процесса ДОО, так и для решения задач психологического консультирования. Разработанная система сюжетно-ролевых игр, направленная на социально-коммуникативное развитие дошкольников может быть использована в педагогической деятельности дошкольных работников.
Объём и структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Экспериментальная работа длилась с сентября месяца 2017 г. по май месяц 2018 г. и проводилась на базе МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №88». Казани.
В эксперименте принимали участие 50 детей от 6 до 7 лет и воспитатели дошкольного образовательного учреждения.
Китайская мудрость гласит: «Делай великое, пока оно ещё мало, потому что всё великое начинается с малого». В данном случае её можно понимать в таком контексте: чем раньше мы научим своего ребёнка быть в ладу с окружающими и самим собой, тем легче ему будет со временем найти своё место в жизни, среди других людей, тем лучше мы, взрослые, и наши дети будем понимать друг друга.
Свой первый социально-коммуникативный опыт ребёнок приобретает в семье и в дошкольном учреждении. Общение и совместная деятельность - важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им ребёнок познаёт мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Именно поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Важную роль в социально-коммуникативном развитии играет деятельность, дающая ребенку возможность усваивать ценностные ориентации, социальные и нравственные установки, нормы и знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. Такой деятельностью для дошкольников является игра - наиболее доступный для детей способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. И именно в процессе сюжетно-ролевой игры развиваются необходимые социальные и коммуникативные качества ребенка, его умения взаимодействовать с другими членами общества и лучше их понимать.
Констатирующее исследование, направленное на выявление уровня социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста, показало, что у большинства детей экспериментальной и контрольной групп преобладал средний уровень (88%).
В большинстве своём, дети не проявляли инициативы в общении со взрослыми, а некоторые неохотно принимали участие в общих видах деятельности не только со взрослым, но и со сверстниками. Часто детьми нарушались общепринятые правила поведения, и некоторые дети при этом демонстрировали отрицательное отношение к соответствующим требованиям взрослого. Так же у большего количества детей оказались недостаточно сформированными элементарные трудовые умения и навыки, в связи с чем они не могли действовать самостоятельно и часто нуждались в указаниях и помощи воспитателя.
Наблюдения за играми детей показали, что игры детей обеих групп были бедны по содержанию и тематике. Игровые правила часто нарушались и между детьми вспыхивали ссоры. Также недостаточно сформированы навыки сотрудничества и ролевого взаимодействия.
Использование в ходе формирующей работы специально организованных сюжетно-ролевых игр направленных на усвоение норм, и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия детей между собой и со взрослыми; развитие социального и эмоционального интеллекта. А также обогащение игровой развивающей среды, привели, по нашему мнению, к развитию у большинства детей экспериментальной группы устойчивых социально-коммуникативных умений и навыков.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали повышение уровня социально-коммуникативного развития у детей данной группы в сравнении с показателями детей из контрольной группы. Так, если со среднего уровня на высокий уровень в экспериментальной группе перешли 11 детей (44%), то в контрольной группе это всего 5 детей (20%). С низкого уровня на средний поднялось одинаковое количество детей в обеих группах - 1 ребёнок (4%). Таким образом, в целом на высоком уровне в экспериментальной группе в конце эксперимента оказалось 13 детей (52%), в контрольной группе 8 детей (32%); на среднем уровне в экспериментальной группе 12 детей (48%), в контрольной группе 16 детей (64%); низкий уровень
Приведённые данные указывают на очевидную положительную тенденцию в развитии у детей экспериментальной группы социально-коммуникативных умений и навыков. А это, в свою очередь, подтверждает правильность выдвинутой гипотезы: развития дошкольников повыситься, если систематически применять специально организованные сюжетно-ролевые игры, направленные на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
развитие общения и взаимодействия детей между собой и со взрослыми; развитие социального и эмоционального интеллекта.
Положительные результаты проведённого исследования могут послужить основанием для использования практических материалов данной работы в практике педагогов детских садов.
В заключении обобщены результаты диссертационного исследования взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений в дошкольном возрасте. Проведенное исследование позволяет сделать следующие общие выводы.
Основные теоретические и практические позиции исследования базировались на проблеме становления индивидуальности ребенка, на концептуальной схеме структуры индивидуальности и личности, предложенной Э.А. Голубевой [13], в которых природное и социальное, организм и личность составляют единство. Такие компоненты, как мотивация, темперамент, способности и характер, объединены системообразующими признаками: эмоциональностью, активностью, саморегуляцией и побуждениями. Индивидуальность рассматривается как неповторимое своеобразие каждого человека, сочетающее индивидуальные особенности его организма и уникальные черты личности. В данной концепции темперамент выступает эволюционно необходимой составляющей индивидуальности, имеет природную основу и характеризует
индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности. Индивидуальные различия по темпераментным свойствам проявляются на ранних этапах развития личности, традиционно признаются взаимосвязанными с социально-психологическими компонентами в структуре индивидуальности. Поскольку именно в старшем дошкольном возрасте устанавливаются важные социально-психологические явления, социально-коммуникативного развития, и они влияют на такие личностные новообразования как самооценка, образ себя, уровень притязаний, очевидна необходимость изучения взаимосвязи свойств темперамента и социально-коммуникативного развития в старшем дошкольном возрасте. Анализ существующих в литературе подходов к исследованию проблемы взаимосвязи темперамента и социально-коммуникативного развития позволил уточнить, что на ранних этапах становления индивидуальности темперамент, имеющий природную основу, отчетливо проявляется в характере межличностных отношений со сверстниками на фоне недостаточно сформированных социальных норм, мотивации, индивидуального стиля деятельности и характера.
Темперамент ребенка старшего дошкольного возраста, рассматриваемый как типичный стиль поведения, в качестве наиболее значимой основы индивидуальности проявляется в его социально-коммуникативном развитии.
Для проверки гипотезы исследования проведено эмпирическое исследование, позволившее сделать следующие выводы: на ранних этапах становления индивидуальности темперамент, рассматриваемый как типичный стиль поведения, имеющий природную основу, отчетливо проявляется в социально-коммуникативном развитии в старшем дошкольном возрасте, развитие которых обусловлено темпераментными свойствами, являются результатом общения и проявляются в социальном статусе, который определяет, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет;
определенные характеристики межличностных отношений со сверстниками в дошкольном возрасте (социальный статус, интенсивность общения, содержание контактов, направленность контактов, эмоциональный фон контактов) обнаруживают зависимость от проявлений таких свойств темперамента, как активность, интенсивность, настроение; внешние взаимосвязи свойств темперамента и социально-коммуникативного развития дошкольников на ранних этапах становления индивидуальности являются многовариантными и обнаруживаются в различных вариациях. Первый вариант, «активный ребенок», характеризуется выраженностью двух темпераментных параметров (активность, интенсивность) с высоким факторным весом интенсивности общения. Второй вариант, «статусный ребенок», объединяет три показателя межличностных отношений (социальный статус, направленность контактов, эмоциональный фон контактов) с выраженностью интенсивности как свойства темперамента. Третий вариант, «эмоционально положительный ребенок», обнаруживает сочетание настроения как индивидуальной характеристики темперамента и содержание контактов как показателя социально-коммуникативного развития дошкольников.
В целом задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена. Выпускная квалификационная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Её результаты могут найти применение в психологическом консультировании, педагогической деятельности и пр.
Свой первый социально-коммуникативный опыт ребёнок приобретает в семье и в дошкольном учреждении. Общение и совместная деятельность - важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им ребёнок познаёт мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Именно поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Важную роль в социально-коммуникативном развитии играет деятельность, дающая ребенку возможность усваивать ценностные ориентации, социальные и нравственные установки, нормы и знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. Такой деятельностью для дошкольников является игра - наиболее доступный для детей способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. И именно в процессе сюжетно-ролевой игры развиваются необходимые социальные и коммуникативные качества ребенка, его умения взаимодействовать с другими членами общества и лучше их понимать.
Констатирующее исследование, направленное на выявление уровня социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста, показало, что у большинства детей экспериментальной и контрольной групп преобладал средний уровень (88%).
В большинстве своём, дети не проявляли инициативы в общении со взрослыми, а некоторые неохотно принимали участие в общих видах деятельности не только со взрослым, но и со сверстниками. Часто детьми нарушались общепринятые правила поведения, и некоторые дети при этом демонстрировали отрицательное отношение к соответствующим требованиям взрослого. Так же у большего количества детей оказались недостаточно сформированными элементарные трудовые умения и навыки, в связи с чем они не могли действовать самостоятельно и часто нуждались в указаниях и помощи воспитателя.
Наблюдения за играми детей показали, что игры детей обеих групп были бедны по содержанию и тематике. Игровые правила часто нарушались и между детьми вспыхивали ссоры. Также недостаточно сформированы навыки сотрудничества и ролевого взаимодействия.
Использование в ходе формирующей работы специально организованных сюжетно-ролевых игр направленных на усвоение норм, и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия детей между собой и со взрослыми; развитие социального и эмоционального интеллекта. А также обогащение игровой развивающей среды, привели, по нашему мнению, к развитию у большинства детей экспериментальной группы устойчивых социально-коммуникативных умений и навыков.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали повышение уровня социально-коммуникативного развития у детей данной группы в сравнении с показателями детей из контрольной группы. Так, если со среднего уровня на высокий уровень в экспериментальной группе перешли 11 детей (44%), то в контрольной группе это всего 5 детей (20%). С низкого уровня на средний поднялось одинаковое количество детей в обеих группах - 1 ребёнок (4%). Таким образом, в целом на высоком уровне в экспериментальной группе в конце эксперимента оказалось 13 детей (52%), в контрольной группе 8 детей (32%); на среднем уровне в экспериментальной группе 12 детей (48%), в контрольной группе 16 детей (64%); низкий уровень
Приведённые данные указывают на очевидную положительную тенденцию в развитии у детей экспериментальной группы социально-коммуникативных умений и навыков. А это, в свою очередь, подтверждает правильность выдвинутой гипотезы: развития дошкольников повыситься, если систематически применять специально организованные сюжетно-ролевые игры, направленные на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
развитие общения и взаимодействия детей между собой и со взрослыми; развитие социального и эмоционального интеллекта.
Положительные результаты проведённого исследования могут послужить основанием для использования практических материалов данной работы в практике педагогов детских садов.
В заключении обобщены результаты диссертационного исследования взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений в дошкольном возрасте. Проведенное исследование позволяет сделать следующие общие выводы.
Основные теоретические и практические позиции исследования базировались на проблеме становления индивидуальности ребенка, на концептуальной схеме структуры индивидуальности и личности, предложенной Э.А. Голубевой [13], в которых природное и социальное, организм и личность составляют единство. Такие компоненты, как мотивация, темперамент, способности и характер, объединены системообразующими признаками: эмоциональностью, активностью, саморегуляцией и побуждениями. Индивидуальность рассматривается как неповторимое своеобразие каждого человека, сочетающее индивидуальные особенности его организма и уникальные черты личности. В данной концепции темперамент выступает эволюционно необходимой составляющей индивидуальности, имеет природную основу и характеризует
индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности. Индивидуальные различия по темпераментным свойствам проявляются на ранних этапах развития личности, традиционно признаются взаимосвязанными с социально-психологическими компонентами в структуре индивидуальности. Поскольку именно в старшем дошкольном возрасте устанавливаются важные социально-психологические явления, социально-коммуникативного развития, и они влияют на такие личностные новообразования как самооценка, образ себя, уровень притязаний, очевидна необходимость изучения взаимосвязи свойств темперамента и социально-коммуникативного развития в старшем дошкольном возрасте. Анализ существующих в литературе подходов к исследованию проблемы взаимосвязи темперамента и социально-коммуникативного развития позволил уточнить, что на ранних этапах становления индивидуальности темперамент, имеющий природную основу, отчетливо проявляется в характере межличностных отношений со сверстниками на фоне недостаточно сформированных социальных норм, мотивации, индивидуального стиля деятельности и характера.
Темперамент ребенка старшего дошкольного возраста, рассматриваемый как типичный стиль поведения, в качестве наиболее значимой основы индивидуальности проявляется в его социально-коммуникативном развитии.
Для проверки гипотезы исследования проведено эмпирическое исследование, позволившее сделать следующие выводы: на ранних этапах становления индивидуальности темперамент, рассматриваемый как типичный стиль поведения, имеющий природную основу, отчетливо проявляется в социально-коммуникативном развитии в старшем дошкольном возрасте, развитие которых обусловлено темпераментными свойствами, являются результатом общения и проявляются в социальном статусе, который определяет, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет;
определенные характеристики межличностных отношений со сверстниками в дошкольном возрасте (социальный статус, интенсивность общения, содержание контактов, направленность контактов, эмоциональный фон контактов) обнаруживают зависимость от проявлений таких свойств темперамента, как активность, интенсивность, настроение; внешние взаимосвязи свойств темперамента и социально-коммуникативного развития дошкольников на ранних этапах становления индивидуальности являются многовариантными и обнаруживаются в различных вариациях. Первый вариант, «активный ребенок», характеризуется выраженностью двух темпераментных параметров (активность, интенсивность) с высоким факторным весом интенсивности общения. Второй вариант, «статусный ребенок», объединяет три показателя межличностных отношений (социальный статус, направленность контактов, эмоциональный фон контактов) с выраженностью интенсивности как свойства темперамента. Третий вариант, «эмоционально положительный ребенок», обнаруживает сочетание настроения как индивидуальной характеристики темперамента и содержание контактов как показателя социально-коммуникативного развития дошкольников.
В целом задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена. Выпускная квалификационная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Её результаты могут найти применение в психологическом консультировании, педагогической деятельности и пр.
Подобные работы
- ВОЗРАСТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА ДОШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2000 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000 - Соотношение свойств темперамента с различными переменными настойчивости (19.00.01.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2007 - РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Роль привязанности в особенностях проявления страхов у дошкольников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



