Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОСТЬ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №29143

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
670
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ
1.1 Сущность и содержание семенного воспитания 6
1.2 Типы семейного воспитания 17
1.3 Особенности проявления агрессии младших школьников 32
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 47
Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методики исследования 48
2.2 Результаты опытно - экспериментального исследования 51
2.3 Рекомендации для родителей и педагогов в общении с агрессивными детьми 56
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65



Актуальность исследования. Актуальность темы связана с тем, что количество детей, подверженных агрессии с отклонениями в поведении постоянно растет, растет количество подростков с девиантным поведением. Это одна из важнейших проблем общества, которая существенно зависит от семейного воспитания. Всегда и в любом обществе вопрос о семейном воспитании считается очень важным вопросом, потому что от этого зависит будущее самого общества.
Так же актуальность проблемы человеческой агрессивности связана с тем, что теория изучения человеческой агрессии не соответствует высокому уровню развития современной психологии.
Агрессивность детей зарождается именно в семье, потому что именно в семье ребенок проходит первичную социализацию. Она может не только возникнуть, но закрепиться в качествах личности. Поэтому очень важно вовремя диагностировать признаки агрессивности в поведении, чтобы предупредить дальнейшее ее развитие. Для младшего школьного возраста, это особенно актуально.
Эта тема обладает высокой теоретической и практической значимостью, однако зарубежные исследования представляют больший обзор, в отличие от отечественных исследователей.
Проблема исследования: каково влияние типа семейного воспитания на агрессивность младшего школьника.
Объект исследования: процесс семейного воспитания и его влияние на формирование личностных качеств ребенка младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние типа семейного воспитания на появление и развитие агрессивности у детей младшего школьного возраста.
Цель: выявить влияние типа семейного воспитания на агрессивность детей младшего школьного возраста.
Цель, объект предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- раскрыть сущность и содержание семейного воспитания;
- выделить типы и стили семейного воспитания;
- выделить особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте;
- провести исследование влияния семейного воспитания на агрессивность детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: выбор типа семейного воспитания влияет на появление агрессивного поведения у младших школьников.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды педагогов и психологов, которые занимались вопросами влияния типа семейного воспитания на агрессивность детей младшего школьного возраста: А. Адлер, А. Я. Варга, Л.С. Выготский, А. И. Захаров, А.С. Макаренко, А.В. Петровский, А. С. Спиваковская, Э. Эриксон.
С их помощью определялись функции агрессии, механизмы ее закрепления и усвоения, они определяли условия, при которых начинается проявление агрессии, выявляли индивидуальные и возрастные особенности агрессивного поведения и способы устранения такого поведения.
В настоящее время имеется большая эмпирическая база исследований, где определена роль семейных отношений в развитии агрессии, психологи раскрывают влияние воспитательных действий, особенно наказаний на агрессивность человека, так же ими определены особенности агрессии в младшем школьном и подростковом возрасте. Исследователи С.А. Беличева и В.В. Ковалев изучали агрессию подростков, как нарушенное поведение в целом.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- эмпирическое исследование;
- наблюдение;
- беседа;
- психологическое тестирование.
Для выявления типа семейного воспитания, определения родительского отношения у матерей, отцов, опекунов, диагностики агрессивности младших школьников при проведении опытно-экспериментальной работы были использованы следующие методики:
- Проективная графическая методика «Кактус», позволяющая исследовать эмоционально-личностную сферу ребенка;
- Опросник Басса - Дарки, предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций ребенка;
- Методика «Крокодилы», экспресс диагностика агрессивности детей;
- «Рисунок несуществующего животного», направлен на исследование психомоторной связи, состояния психики, выявляет скрытые эмоции у детей;
- Тест руки Вагнера, предназначен для диагностики агрессивности, как детей, так и взрослых;
- Методика Степанова «Стили семейного воспитания» для родителей, предназначена для выявления стиля семейного воспитания.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан. В эксперименте участвовали 27 учащихся 3 «Б» класса.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что по его результатам были выявлены рекомендации, для учителей начальных классов, которые могут использоваться в их практической деятельности, так и для родителей, для полноценного адекватного воспитания.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретического исследования была раскрыта сущность понятий «тип семейного воспитания», «агрессивность», были описаны типы семейного воспитания, и особенности агрессивного поведения младших школьников. Подобраны методики для диагностирования семейных взаимоотношений учеников класса и для распознавания уровня агрессивности среди учеников младшего школьного возраста.
Исходя из проведенного теоретического и опытно-экспериментального исследования, можно констатировать:
1. В науке нет единой классификации стилей семейного воспитания. Но так же стало ясно, что любой стиль воспитания, выбранный родителями, влияет на личность ребенка.
3. Были выявлены факторы, в той или иной степени, влияющие на формирования агрессивных качеств личности.
4. После проведения опытно - экспериментального исследования, была подтверждена гипотеза о том, что выбор типа воспитания существенно влияет на возникновение агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
5. Проведение программ по коррекции агрессивности детей способствуют снижению уровня агрессивности детей.



1. Алфимова М. В., Трубников В. И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - С. 112-121.
2. Бандура А., Р. Уолтере. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с анг. М: ЭКСМО - Пресс, 1999. - 512 с.
3. Басс A. Психология агрессии / А. Басс // Вопросы психологии. - 1967. - №3. - С. 60-67.
4. Бендер П. У. Лидерство изнутри / П. У. Бендер, Л. Хеллман. - М: Попурри, 2005. - 304с.
5. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗН АК, 2001. - 512с.
6. Бэрон Р., Ричардсон, Д. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 1997. - 336 с.
7. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности / Бреслав Г. Э. -СПб, - речь, 97с.
8. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: кн. для учителей и родителей / М. И. Буянов. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
9. Вострокнутов Н. В., Василевский В. Г. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах возрастного психического развития // Российский психиатрический журнал. 2000. - № 2. - С. 219- 303.
10. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480с.
11. Гарбузов В. И. От младенчества до отрочества / В.И. Гарбузов. - М.: Педагогика, 1989. - 276 с.
12. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?/ Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо, 2002. - 240 с.
13. Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ: Астрель; 2009. - 256 с.
14. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии. Учебное пособие / Головей Л. А., Е. Ф. Рыбалко- СПб.: Речь, 2002 -694с.
15. Горленко В. П., Педагогика семьи. Возрастные аспекты семейного воспитания: практ. рук-во / Горленко В.П., М-во образования РБ, 2014, 48с.
16. Демко Е. В. Организационно педагогическая деятельность по профилактике и коррекции агрессивности детей 6-7 лет: дис. канд. пед. наук / Е.В. Демко. - Армавир, 2005. - 172с.
17. Днепров Э.Д. / Мудрость воспитания. Книга для родителей / Днепров Э. Д., Корнетов Г. Б. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с.
18. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии / С. Н. Ениколопов // Прикладная психология. - 2001. - № 2. - С. 60-72.
19. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А. И. Захаров. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
20. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия / А.И. Захаров. - СПб.: Союз, 1996. - 323 с.
21. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А. И. Захаров. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с.
22. Заслуженюк В. С. Родители и дети: взаимопонимание или отчуждение?: кн. для родителей / В. С. Заслуженюк, В. А. Семиченко. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. - 191 с.
23. Змановская Е. В. Психология отклоняющегося поведения. Учеб. пособие.- М.: Академия, 2004.-288с.
24. Игумнов С. А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ, пособие. Минск: Белорусская наука, 1999. - 188 с.
25. Ковалев С. В. Психология современной семьи: книга для учителя / Ковалев С. В. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.
26. Кондратьев М. Ю., Ильин, В. А. Азбука социального психолога-практика / М. Ю. Кондратьев, В. А. Ильин. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
27. Крайг Г. Психология развития - СПб.: Питер Ком, 2000.-992с.
28. Креч Д. Нравственность, агрессия, справедливость. Ребенок от рождения до подросткового возраста / ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2011. - С. 598-599.
29. Кривцова С. В. Воспитание: наука хороших привычек / С. В. Кривцова, Е. А. Мухаматулина. - М.: Глобус, 1996. - 368 с.
30. Кэмпбелл Р. Как по-настоящему любить своего ребенка / Р. Кемпбелл. - СПб.: Мирт, 2001. - 159 с.
31 Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"): М.: Прогресс, 1994.-272с.
32. Макаренко А. С. Книга для родителей / Макаренко А. С. М.: Просвещение, 1969 -359с.
33. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие-М. Педагогическое общество России, 2002.-480с.
34. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. Учеб. пособие / В. М. Минияров. - Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000.- 256 с.
35. Масагутов Р. М, Детская и подростковая агрессия от нормы до патологии / Масагутов Р. М. - М.: изд-во Омега-Л.,2006.-159с.
36. Поликарпова Е. К. Влияние семьи на развитие Я-концепции дошкольника / Е. К. Поликарпова // Вопросы психологии. - 2003. - № 2. - С.28 -35.
37. Потапова А. В, Нартова - Бочавер С.К. Детская психологическая служба. Часть 2.- М.:МОСУ - 2001-122с.
38. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / под. ред. И. В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. - 528с.
39. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психологический журнал. - 1996. - №5. - С. 3-18.
40. Романов А. А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Пособие для детских психологов, педагогов, родителей. - М.: Плэйт, 2004. - 48с.
41. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детскородительских отношений / Н. Ю. Синягина - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 96 с.
42. Целуйко В. М. Вы и ваши дети: психология семьи / В. М. Целуйко. - Р-н- Д: Феникс, 2004. - 448 с.
43. Фромм Э. Искусство любви / Э. Фромм. - М.: Класс, 1990. - 182 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ