Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников 6
1.1. Ценностное отношение к природе как предмет педагогических исследований 6
1.2. Методы и формы работы по формированию ценностного отношения к природе 15
1.3. Вклад научных исследователей в сферу педагогики и психологии 21
Вывод по первой главе 32
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию ответственного отношения к природе младших школьников 33
2.1. Составление проблемы ценностного отношения к природе у младших
школьников 33
2.2. Методика руководства трудом и воспитанием ответственного отношения
к природе у младших школьников 41
2.3. Анализ и результаты исследования 45
Вывод ко второй главе 49
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 61
Актуальность. Обстановка которая существует в настоящее время связанна с взаимодействием с природой, которая дает толчок к полному уничтожению окружающей среды, а также угрозе всем формам жизни на Земле.
Неразумное, потребительское отношение, бездействие и безалаберность людей к природе неизбежно приводит к катастрофе, которая ведет к полному истреблению многих видов растений и животных и в конечном итоге самого человека.
Человек всегда использовал окружающую среду в основном как источник ресурсов, потребляемых самим человеком. Однако в течение многих веков деятельность людей еще не носила такого разрушительного характера. Лишь в первой половине XX столетия изменения окружающей среды под воздействием человека стали приобретать для цивилизации угрожающий характер. За несколько десятилетий XX века мир в результате бездумного, неразумного, стихийного воздействия человека на окружающую среду изменился настолько, что проблема отношений общества и природы, а также труд в природе, резко перешла в глобальную проблему. В связи с этим эта стала одной из самых актуальных проблем и XXI века.
Эту сложившуюся ситуацию необходимо начать с решения этой проблемы, а также с приобщения как взрослых так и школьников (в силу их возрастной специфики) к труду в природе, но в первую очередь младших школьников. Почему? Потому, что именно в младшем школьном возрасте закладывается бережное и ответственное отношение воспитания ценностного подхода к окружающему миру и труду в природе. Можно заметить, что это является трудной задачей. Ее решение требует кардинального изменения всей сложившейся системы работы с детьми по бережному отношению к природе. Для этих целей требуется создать оптимальные условия для воспитания у детей устойчивой потребности в общении и взаимодействии с природным окружением. Именно систематическое общение с природой с применением труда позволит решить проблему эмоционального, нравственного развития ребенка, даст возможность насладиться красотой природы, удовлетворит его естественный интерес, что в совокупности и составит ценностное отношение к окружающей среде, а труд у детей будет формировать бережное, заботливое отношение к природным объектам. Они будут учиться ответственно относиться к растениям и животным, у них будет формироваться устойчивая потребность проявлять заботу и ухаживать за своими питомцами и ко всему живому, что будет их окружать на протяжении всей жизни.
Актуальность выбранной темы трактуется необходимостью проведения исследования и подведения итогов о необходимости включения труда в природу, так как именно труд в природе поможет относиться к ней бережно и проявлять ответственность к миру природы.
Изучением проблемы формирования ответственного отношения детей к природе занимались и разрабатывали методы по интересующей нас теме многие ученые. Еще К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский говорили об эмоциональной связи детей с природой. Таких же взглядов придерживаются и современные ученые: Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др. Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина указывают на необходимость накопления практического опыта у детей для формирования у них ценностного отношения к природному окружению. По мнению В.А. Сухомлинского и С.Л. Рубинштейна ценностное отношение тесно связано с развитием эстетических чувств к природе.
Цель исследования - изучить возможности и эффективность педагогического влияния труда в природе на развитие ответственного отношения к природе у младших школьников.
Объект исследования - процесс воспитания у детей ответственного отношения к природе.
Предмет исследования - трудолюбие в природе как средство воспитания ответственного отношения к природе у младших школьников.
Гипотеза - ответственное отношение к природе повышается при использовании трудовых форм работы со школьниками.
Задачи исследования:
-раскрыть теоретические основы воспитания бережного отношения к природе;
-определить формы организации труда детей в природе с целью воспитания у них бережного отношения к природе.
-выявить результаты использования труда в природе для формирования ценностного отношения к природному окружению;
Методы исследования:
Теоретические методы: беседа, рассказ, объяснение.
Практические методы: анкетирование, анализ данных, трудолюбие (труд).
На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. При написании дипломной работы была поставлена цель - изучить возможности и эффективность педагогического влияния труда в природе на развитие ценностного отношения к природе у младших школьников.
В связи с поставленной целью в первой главе исследования было раскрыто понятие ответственного отношения к природе с точки зрения психолого-педагогической литературы. Также были рассмотрены методы и формы работы по формированию ценностного отношения к природе и был подробно проанализирован труд как один из методов, а также формы его организации и применения на практике. Из теоретической части работы можно сделать вывод о том, что проблема ответственного отношения к природе достаточно освещена в работах известных ученных. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание по воспитанию ответственного отношения к природе.
Практическая часть работы показала, что систематическая работа по формированию ответственного отношения к природе у младших школьников ведётся слабо (не достаточно отведено в школе времени на решение это проблемы), не в полной мере используются трудовые формы работы с младшими школьниками. Проведение эксперимента в МБОУ «Кильдуразовская ООШ» школы позволило предоставить результаты работы, проведённой по воспитанию осознанно-правильного отношения к природе младших школьников при помощи трудовых форм и ценностного отношения к природе. Была прослежена динамика изменения уровня сформированности воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников. Анализ результатов класса до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной мной методики совершенствования работы. Наблюдаемый класс улучшил свои результаты. Высокий уровень развития возрос с 20% до 33%, также возросли показатели среднего уровня - с 53% до 67%, а низкого уровня не стало вообще. В процессе работы были замечены такие изменения: дети заметно расширили свое представление об окружающей среде, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» их использования. Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное решение данной проблемы, так как вопрос все еще остается актуальным, на сегодняшний день - это считается наиболее актуальной проблемой нашего времени и тем более нашего образования. В плане развития методики по воспитанию осознанно-правильного отношения к природе детей 6-11 лет при помощи трудовых форм, переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей младшего школьного возраста в конкретных условиях школьного учреждения. Знания о природе в воспитательно-образовательной работе дети получали как на занятиях, так и в процессе комплексного использования разных форм труда (трудовые поручения, дежурств, коллективный труд).
Данная работа опиралась на следующие основные принципы: -во-первых, на тщательном присмотре данной работы, а также с применением материала, которое подчеркивает и подстраивается к возрастным особенностям младших школьников и их возможностям;
-во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами трудовой деятельности детей (ознакомление с природой, введение игровых форм обучения);
-в-третьих, активного включения детей в работу;
-в-четвёртых, использование личного примера, который являлся очень ценным в воспитании.
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что воспитание осознанно-правильного отношения детей к природе будет осуществляться успешно при определенных правильно созданных педагогических условиях; применении трудовых форм работы; формированию и воспитанию ценностного отношения к природе.
1. Агафонова, О. П. Метод проектов как средство формирования субъектной позиции младших школьников / О. П. Агафонова // Человек и образование. - 2010. - № 3 (24). - С. 136-139.
2. Аквилева, Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной
школе : учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования педагогического профиля / Г. Н. Аквилева,
3. А. Клепинина. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 240 с.
3. Александрова, Е. А., Иванцова И. Е. Образовательное пространство и образовательная среда: сравнительный анализ понятий / Е. А. Александрова, И. Е. Иванцова // Альманах «Продуктивное образование»: Педагогическая деятельность в продуктивном образовании. - М.: Экшэн, 2005. - Вып. 3. - С. 58-66.
4. Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Александрова Екатерина Александровна. - Тюмень, 2006. - 375 с.
5. Александрова, Е. А. Создаем систему воспитательной работы в школе // Народное образование. - 2008. - № 9. - С. 227-235.
6. Алексеев, С. В. Некоторые подходы к диагностике развития экологического мышления учащихся / С. В. Алексеев // Содержание регионального компонента экологического образования при апробации учебных пособий в образовательной области «экология» / сост. С. В. Алексеев. - Санкт-Петербург : [Б. и.], 2000. - С. 49-53.
7. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. - Москва : Институт практической психологии, 2001.768с.
8. Асмолов, А. Г. XXI век: психология в век психологии / А. Г. Асмолов //Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С. 3-13. 137
9. Басов, М. Я. Кризис психологии : (к итогам II Всесоюзного съезда по
психоневрологии) / М. Я. Басов // Просвещение. - 2000. - № 4. - С. 231-242.
10. Бехтерев, В. М. Общие основы рефлексологии человека : руководство к объективному изучению личности / В. М. Бехтерев ; под ред. и со вступ. ст. проф. А. В. Гервера. - 4-е посмерт. изд. - Москва ; Ленинград : Г осударственное издательство, 2000. - 544 с.
11. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения / В. И. Байденко. - Москва : ИЦПКПС, 2006. - 72 с.
12. Безрукова, Л. В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Безрукова Людмила Владимировна. - Екатеринбург, 2010. - 208 с.
13. Бодалев, А. А. Психология о личности / А. А. Бодалев. - Москва : Издательство Московского университета, 2002. - 188 с.
14. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте : психологическое исследование / Л. И. Божович. - Москва : Просвещение, 2002. - 464 с.
15. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности : избранные психологические труды / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. - Москва : 138,Институт практической психологии ; Воронеж : Модэк, 2000. - 349 с. -(Психологи Отечества).
16. Божович, Л. И. Избранные психологические труды : проблемы формирования личности / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. - Москва : Международная педагогическая академия, 2002. - 209 с.
17. Волошина, Т. С. Психологические аспекты развития ценностного отношения школьников к объектам природы : дис. ... канд. психол. наук :
19.0. 07 / Волошина Татьяна Семеновна. - Самара, 2002. - 182 с.
18. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой: Учебник для учащихся пед. училищ по спец. № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2002. - 272с.
19. Волжина, О. Б. Метод проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Волжина Оксана Борисовна. - Москва, 2004. - 214 с.
20. Гагарин, А. В. Экологическая психология и педагогика : учебное пособие для студентов психологических и педагогических специальностей высших учебных заведений / А. В Г агарин, А. В Иващенко, С. А. Степанов. - Москва : Издательство МНЭПУ, 2008. - 296 с.
21. Дерябо, С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / С. Д. Дерябо. - Москва : Московский психолого-социальный институт, 2010. - 306 с. - (Библиотека психолога).
21. Ермаков, Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся : монография / Д. С. Ермаков. - Москва : Издательство РУДН, 2008. - 162 с.
22. Ермаков, Д. С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Ермаков Дмитрий Сергеевич. - Москва, 2009. - 39 с.
23. Ермолаев, С. А. Проектная деятельность социально-экологической направлен-ности как средство обеспечения условий для самореализации старшеклассников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Ермолаев Сергей Александрович. - Арзамас, 2007. - 186 с.
24. Иванова, М. М. Формирование ценностного отношения к природе средствами искусства у младших школьников : дис. . канд. пед. наук :
13.0. 01 / Иванова Маргарита Михайловна. - Череповец, 2003. - 229 с.
25. Иванова, Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н. В. Иванова // Начальная школа. - 2004. - № 2. - С. 96101.
26. Иванова, Н. В. Анализ основных проблем организации проектной деятельности младших школьников / Н. В. Иванова // Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 101-105. 144.
27. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 512 с.
28. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
29. Колонькова, Е. А. Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к природе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Колонькова Елена Алексеевна. - Киев, 2003. - 187с.
30. Кондратьева, Н. Н. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук :
13.0. 01 / Кондратьева Наталья Николаевна. - Ленинград, 2000. - 17 с.
31. Кирьякова, А. В. Механизмы ориентации личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2002. - № 7. - С. 4-11.
32. Лазаренко, Е. Н. Формирование у младших школьников ценностного отношения к природе в процессе обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук :
13.0. 01 / Лазаренко Екатерина Николаевна. - Волгоград, 2009. - 23 с.
33. Лазарева, О. Н. Воспитание ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников / О. Н. Лазарева // Начальная школа. - 2007. - № 10. - С. 102-105.
34. Лазарева, О. Н. Воспитание ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников / О. Н. Лазарева // Начальная школа. - 2007. - № 10. - С. 102-105.
35. Лазурский, А. Ф. Программа исследования личности в ее отношениях к среде А. Ф. Лазурский, С. Л. Франк // Русская школа. - 1912. - Кн. 1. - С. 124.
36. Ломов, Б. В. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. В. Ломов. - Москва : Наука, 2000. - 446 с.
37. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2001. - 240 с.
38. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания
дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: АКЦИДЕНТ, 2001. - 319 с.: ил. - Изд. 2-е, переработанное и дополненное.
39. Морозова, Е. Е. Психолого-педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе / Е. Е. Морозова // Начальная школа. - 2002. - № 7. - С. 35-38.
40. Морозова, Е. Е. Изучение вопросов охраны воздуха и вод в курсе природоведения / Е. Е. Морозова // Начальная школа. - 2010. - № 4. - С.
41. Мясищев, В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии / В. Н. Мясищев // Вопросы психологии. - 2002. - № 5. - С. 142-155.
42. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. - Ленинград : Издательство Ленинградского университета, 2000. - 428 с. 149
43. Мясищев, В. Н. Личность и отношения человека / В. Н. Мясищев // Проблемы личности : материалы симпозиума / под ред. В. М. Банщикова, Л.Л. Рохлина, Е. В. Шороховой. - Москва : 2002. - Т. 1. - С. 63-79.
44. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев ; под. ред. А. А. Бодалева ; вступ. ст. А. А. Бодалева. - Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 356 с.
45. Мясищев, В. Н. Структура личности и отношения человека к действительности / В. Н. Мясищев // Психология личности тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - Москва : Издательство Московского университета, 2001. - С. 35-38.
46. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.
47. Новикова Ж.Л. Воспитание ребенка-дошкольника. Разумного, ответственного, самостоятельного, инициативного, наблюдательного, коммуникативного, активного: в мире природы: программ. - метод. пособие для педагогов дошк. учреждений / Ж.Л. Новикова, В.Н.Сахарова. - М: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 208с.
48. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 2010.
49. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- 2-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 184с.
50. Нравственно-трудовое воспитание детей / А.М.Виноградова, Г.Н. Г одина, С.А.Козлова и др.; Под. Ред. Р.С.Буре.- М.: Просвещение, 2002
51. Надирашвили, Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии / Ш. А. Надирашвили. - Тбилиси : Мецниереба, 2002. - 170 с.
52. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / С. Н. Николаева. - 5-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. - 224 с.
53. Пономарева, О. Н. Экология в школе: методические подходы к обучению / О. Н. Пономарева. - Пенза : [Б. и.], 2010. - 185 с.
54. Пономарева, О. Н. Методическая система обучения экологии в средней школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Пономарева Ольга Николаевна. - Москва, 2000. - 47 с.
55. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников : пособие для учителя / К. Н. Поливанова. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2011. - 192 с.
56. Позигун, Ю. А. Развитие ценностного отношения учащихся к природе в условиях взаимодействия основного и дополнительного образования : дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 / Позигун Юлия Анатольевна. - Екатеринбург, 2009. - 175 с.
57. Римашевская Л.С., Никонова Н.О., Ивченко Т.А. Теории и технологии
экологического развития детей дошкольного возраста. М.: Центр
педагогического образования, 2008.
58. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников : пособие для учителя / К. Н. Поливанова. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2011. - 192 с.
59. Пономарева, О. Н. Экология в школе: методические подходы к обучению / О. Н. Пономарева. - Пенза : [Б. и.], 2010. - 185 с.
60. Пономарева, О. Н. Методическая система обучения экологии в средней школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Пономарева Ольга Николаевна. - Москва, 2000. - 47 с.
61. Позигун, Ю. А. Развитие ценностного отношения учащихся к природе в условиях взаимодействия основного и дополнительного образования : дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 / Позигун Юлия Анатольевна. - Екатеринбург, 2009. - 175 с.
62. Прангишвили, А. С. Психологические очерки / А. С. Прангишвили. - Тбилиси : Мецниереба, 2001. - 111 с.
63. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. - М.: Академия, 2008.
64. Симонова, Л. Б. Воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников на основе календарно-обрядовых праздников : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Симонова Любовь Борисовна. - Волгоград, 2006. - 26 с.
65. Сарджвеладзе, Н. И. Динамическая структура личности и социогенные потребности / Н. И. Сарджвеладзе // Проблемы формирования социогенных потребностей / под ред. Ш. Н. Чхартишвили, В. Л. Какабадзе, Н. И. Сарджвеладзе. - Тбилиси : Мецниереба, 2002. - С. 191-201.
66. Самкова, В. А. Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников / В. А. Самкова // Биология в школе. - 2002. - № 7. - С. 9-11.
67. Самкова, В. А. Метод проектов в экологическом образовании младших школьников: вопросы теории и практики / В. А. Самкова // Учитель. - 2005. - № 2. - С. 25-31.
68. Смирнов, С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения / С. Д. Смирнов. - Москва : Издательство МГУ, 2002. - 232 с.
69. Серебрякова, Т. А. Теоретико-методологические основы формирования ценностного отношения личности к миру : монография / Т. А. Серебрякова. - Нижний Новгород : ВГИПУ, 2006. - 115 с.
70. Терентьева, Л. И. Формирование у студентов ценностного отношения к природе в процессе экологического образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Терентьева Любовь Ивановна. - Архангельск, 2004. - 18 с.
71. Трушников, Д. Ю. Воспитание гуманистического отношения к природе у учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Трушников Денис Юрьевич. - Тюмень, 2004. - 158с.
72. Цветкова, И. В. Личный опыт по взаимодействию с окружающей средой в процессе формирования экологической культуры младшего школьника / И. В. Цветкова // Учителю об экологии детства : коллективная монография : [пособие для учителя] / под ред. В. И. Панова, В. П. Лебедевой. - Москва : Издательский отдел ЦКФЛ РАО, 2001. - С. 47-56.
73. Цветкова, И. В. Экологическое воспитание младших школьников : теория и методика внеурочной работы / И. В. Цветкова. - Москва : Педагогическое общество России, 2000. - 172 с. - (Экология и культура).
74. Щуркова, Н. Е. Ценностные отношения / Н. Е. Щуркова // Воспитание школьников. - 2010. - № 3. - С. 18-24.
75. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. - 2-е изд., доп. - Москва : Педагогическое общество России, 2005. - 256 с. - (Образование XXI века).
76.Экология: Учебник/ Т.А. Акимова. - М.: Академия, 2007. - 453с.
77. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - Москва : Международная Педагогическая академия, 2010.
78. Ясвин, В. А. Личностное отношение к природе у школьников : автореф. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Ясвин Витольд Альбертович. - Даугавпилс, 2001. - 92 с.
79. Ясвин, В. А. Образовательная среда : от моделирования к
проектированию / В. А. Ясвин. - Москва : ЦКФЛ РАО, 2001. - 248 с.
80. Ясвин, В.А. Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природе : дис. ... д-ра псих. наук : 19.00.07 Ясвин Витольд Альбертович. - Москва, 2010. - 276 с.
81. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе : монография / В. А. Ясвин. - Москва : Смысл, 2000. - 456 с.
82. Ясвин, В. А. Психологическое моделирование образовательных сред / В. А. Ясвин // Психологический журнал. 2000. - Т. 21. - №4. - с.79.
83. Ясвин, В. А. Образовательная среда : от моделирования к
проектированию / В. А. Ясвин. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Смысл, 2001. - 365 с.