Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУИЦИДАЛЬНЫХ ОТРАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Работа №29136

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы135
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
555
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ
СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 11
1.1. Исторические предпосылки суицидального поведения 11
1.2. Научные теории и основные теоретические аспекты
суицидального поведения 17
1.3 Структура и классификация суицидального поведения 27
1.4 Особенности суицидального поведения детей и подростков 43
Глава 2. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННОГО ЭМПИРИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ 67
2.1. Материал и методы исследования 67
2.2. Анализ и обсуждение результатов 70
Глава 3. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА СОМАТИЧЕСКОГО
ПРОФИЛЯ 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120
БИБЛИОГРАФИЯ 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 135


Актуальность проблемы. Работа посвящена теоретическому и экспериментальному исследованию социально-психологических аспектов суицидального поведения детей и подростков.
В последние десятилетия проблема суицидального поведения детей и подростков приобретает все большую актуальность. Уровень самоубийств среди населения России и других экономически развитых стран мира неуклонно растет. В возрастной группе 5 — 14' лет за последние десять лет удвоилось количество самоубийств. По данным разных авторов, каждый год от 2 до 10% учащихся школ и системы профессионального образования (колледжи, профессиональные училища) совершают суицидальную попытку. Ежегодно уходят из жизни около 60 тыс. россиян. Суицид как причина детско-подростковой смертности занимает одно из первых мест наряду с тяжелой врожденной патологией и травматизмом. Частоту завершенных суицидов оценить трудно. Имеются данные о том, что в возрастной группе 5-14 лет
завершенный суицид встречается с частотой 0,5 - 1,0 на 100 тыс. детей, а в старшем подростковом и юношеском возрасте (15 - 18 лет) этот показатель составляет 12 - 16 на 100 тыс. представителей данной возрастной группы. Это, вероятно, связано с увеличением темпа нашей жизни, подростки, впрочем, как и их родители, не справляются с кризисными ситуациями. В большинстве случаев мы встречались с недоумением взрослых по поводу суицида их детей и растерянность, так как, чаще всего пусковым моментом была, на¬пример, незначительная, по мнению взрослых, обида. А она являлась только вершиной айсберга непонимания, длительной фрустрации ребенка. В 80% случаев суицидальное поведение в детско-подростковом возрасте обусловлено внутрисемейными конфликтами.
По данным разных авторов на один завершенный суицид в возрастной группе до 11 лет приходится 14 суицидальных попыток. К подростковому возрасту этот показатель увеличивается и на один завершенный суицид приходится 100 суицидальных попыток.
Часто задают вопрос о том, что можно сделать для подростка, который решил уйти из жизни и можно ли его переубедить. Далеко не все они обращаются за медицинской или психологической помощью. Однако есть данные, по которым около 50% людей намеревающихся покончить с собой обращаются за профессиональной помощью, таким образом, давая возможность превентивного вмешательства.
Представление о том, что суицидента нельзя отвратить от принятого им решения, базируется на неверном предположении о неотвратимости суицидального намерения у самоубийцы. В работах известных американских суицидологов Н.Фарбероу и Э. Шнейдмана (N.Farberow, 1988; Е.Shneidman, 1991, 1996) сам факт суицида трактуется как своеобразный призыв к окружающим, «крик о помощи». Именно потребность суицидента в живом человеческом участии, готовность принять предлагаемую ему помощь служат основанием для возможности организовать профилактику самоубийств. В этом и состоит гуманистическая сущность суицидологической превенции.
Проблема суицидологической превенции, в т.ч. и повторных суицидов, является актуальной и требует вмешательства ряда специалистов: психологов, психиатров, педагогов.
Степень научной разработанности проблемы. В России XX в. суицидальное поведение долго рассматривалось только лишь в рамках душевных болезней. В 80-х годах прошлого столетия группой ученых во главе с А.Г. Амбрумовой был создан Всесоюзный научно-методический суицидологический центр, а также разработана концепция суицидального поведения как следствия социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта. Среди публикаций по детской суицидологии основное место занимают исследования суицидальных проявлений у детей и подростков с депрессивными расстройствами и шизофренией (В.В. Ковалев, 1973; А.Е. Личко, 1977; А.Г. Амбрумова, Е.М. Вроно, 1983; Н.В. Конончук, 1991; Я.М. Славгородский, 2000). Подроб¬но изучены суицидальные и противосуицидальные мотивационные комплексы, связь суицидального поведения подростков с другими видами девиаций (Ю.Р. Вагин, 1999). Семья, как малая социальная группа и условия воспитания в семье как фактор социально-психологической адаптации изучены подробно без связи с суицидальным поведением (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкий, 2000). В работах, посвященных суицидологическим исследованиям (А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко, 1980; Ю.Р. Вагин, 1999), указывается, что среди способов покушений на самоубийство ведущее место занимают самоотравления. Нам не встретилось ни одной работы, в которой рассматривались бы социально - психологические аспекты суицидальных отравлений в детско-подростковом возрасте.
Актуальность проведения исследования на однородной по способу совершения суицидальной попытке группе, обусловлена появлением данных о зависимости течения пресуицидального периода, в том числе выбора способа суицида и характере постсуицидального состояния, а также эффективности коррекционно-реабилитационной работы.
Среди публикаций по детской суицидологии нам не встретилось ни од¬ной работы, в которой рассматривались бы социально-психологические аспекты суицидальных отравлений в детско-подростковом возрасте.
Этот факт объясняется, с одной стороны, тем, что суициденты, совершившие самоотравление, направляются в соматический стационар для детоксикации и не всегда попадают в поле зрения психологов и психиатров.
С другой стороны, проблема малой изученности данной проблемы связана с тем, что семьи детей и подростков, совершивших суицидальную попытку, не хотят идти на контакт со специалистами, считая данную проблему сугубо семейной. Это также обусловило наш интерес к исследованию именно данного контингента суицидентов, а также исследование семейно обусловленных состояний, приводящих к дезадаптации и психологическому кризису, и его крайнему проявлению - суициду (В.В. Козлов, 1999).
Нельзя не отметить также, что составление психокоррекционных программ, адаптированных для данного контингента, определяется несомненной важностью с точки зрения предупреждения повторных суицидальных попыток.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, нами были изучены социально-психологические аспекты суицидального поведения: состав семьи, характер межличностных отношений, тип семейного воспитания и характер его нарушений.
Для повышения эффективности психокоррекционной работы в пост-суицидальном периоде нами была проведена психодиагностика характера и эмоционального состояния суицидентов, уровень тревожности, обусловленный нарушением семейного взаимодействия.
При психодиагностическом исследовании после проведенной коррекционной работы получены следующие результаты:
— снижение уровня семейной тревоги;
— гармонизация стиля семейного воспитания;
— отсутствие суицидальных тенденций и повторных суицидальных попыток в как в раннем, так и в позднем постсуицидальном периоде.
Была подтверждена гипотеза, выдвинутая нами в начале работы.
В процессе работы разработаны следующие практические рекомендации, касающиеся диагностической и коррекционной работы с изученным контингентом.
1. Коррекционную работу необходимо проводить только после тщательной и полной психодиагностики.
2. В коррекционной работе необходимо учитывать индивидуально-личностные и возрастные психологические особенности юных суицидентов.
3. Психокоррекционный процесс должен основываться на принципах интегративного подхода.
4. Для достижения позитивного коррекционного эффекта необходимо сочетать индивидуальную и групповую форму занятий, семейную психотерапию, тренинг родительской компетенции.
Теоретическое и экспериментальное исследование социально-психологических аспектов суицидального поведения в детском и подростковом возрасте позволило сделать следующие выводы:
1. Социально-психологические факторы и личностные особенности играют основную роль в суицидальном поведении в виде преднамеренных отравлений в детско-подростковой возрастной категории.
2. Мотивы, влияющие на цель самоотравлений различны и коррелируют с личностными особенностями и эмоциональным состоянием.
3. Отклонения в воспитании, семейные и межличностные отношения обычно выступают как факторы, определяющие формирование личности и способствующие возникновению суицидального поведения.
4. Установление личностных и социально-психологических факторов способствует оптимизации диагностики, выбору адекватных методов психокоррекции и профилактике повторных суицидальных отравлений у детей и подростков.
5. В соответствии с выбранными нами стратегиями работы и задачами коррекции определены наиболее эффективные коррекционные приемы и методы. К ним относятся техники арт-терапии, кататимно-имагинативной психотерапии, психосинтеза, когнитивно-поведенческой психотерапии.
6. Групповая работа с подростками в условиях стационара достаточно специфична и имеет следующие особенности: не всегда соблюдаются традиционные правила подбора участников группы; численность группы определяется количеством подростков, находящихся на лечении в отделении, возрастной диапазон участников группы достаточно широк - 8-15 лет, не всегда удается сохранить закрытый характер группы. Общая продолжительность групповой психокоррекции определяется временем пребывания подростка в стационаре.



1. Агазаде Н.В. Аутоагрессивные явления в клинике психических болезней: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 1989. - 43 с.
2. Амбрумова А.Г Индивидуально-психологические аспекты суицидального поведения И Актуальные проблемы суицидологии. - М., 1978. -
С. 40-52.
3. Амбрумова А.Г. Личность. Психология одиночества и суицид // Актуальные вопросы суицидологии. - М., 1988. - С. 69 - 81.
4. Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. - 1985. - Т. 6. - № 6. - С. 107-115.
5. Амбрумова А.Г., Бородин С.В. Суицидологические исследования в СССР: состояние и проблемы // Актуальные проблемы суицидологи: Труды Московского НИИ психиатрии. - М., 1981. - С. 6 - 25.
6. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М., Комарова Л.Э. Суицидальное пове¬дение в ряду других девиаций подростков (клинико-психологическое иссле-
•Ф
дование) И Комплексные исследования в суицидологии: Сб. науч. тр. - М.: Изд-во МНИИ психиатрии М3 РСФСР, 1986. - С. 52 - 64.
7. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. О некоторых особенностях суици¬дального поведения детей и подростков И Журнал невропатологии и психи¬атрии им. С.С. Корсакова. - Год???. - Т. 83. - № 10. - С. 1544 - 1547.
8. Амбрумова А.Г., Старшенбаум Г.В. О состоянии суицидологиче¬ской службы в России // Материалы XII съезда психиатров России. - М.,
1995. - С. 28-29.
9. Амбрумова А.Г., Тройнина Е.Г. К вопросу о саморазрушающем поведении у подростков // Саморазрушающее поведение у подростков. - Л.,
1991. -С.32 -35.
10. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 366 с.
*
11. Бачериков Н.Е., Згонников П.Т. Клинические аспекты суицидо¬логии И Клиническая психиатрия. - К.: Здоровья, 1989. - С.456 - 465.
12. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Социаль¬ное здоровье России, 1993. - 198 с.
13. Бердяев Н.А. О самоубийстве // Психологический журнал. - 1992. -Т. 13,-№2.-С. 95 - 106.
14. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Фельдштейна Д.И. - М.: Ин-т практической психологии, Воронеж, МОДЭК, 1995.-352 с.
15. Бородин С.В., Михлин А.С. Мотивы и причины самоубийств // Актуальные проблемы суицидологии: Труды Московского НИИ психиатрии М3 РСФСР. - М., 1982. - Т. 82. - С. 28-43.
16. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Как предотвратить самоубийство. - М.: Изд-во «Гало», 1994. - 15 с.
17. Вагин Ю.Р. Авитальная активность (злоупотребление психоак-тивными веществами и суицидальное поведение у подростков). - Пермь: Изд-во ПРИЛИТ, 2001. - 292 с.
18. Вагин Ю.Р. Профилактика суицидального и аддиктивного пове¬дения у подростков. - Пермь, 1999. - 103 с.
19. Воронков Б.В. Особенности психических отклонений у подрост¬ков: Лекции. СПб.: ППМИ, 1993. - 56 с.
20. Вроно Е.М. Несчастливые дети — трудные родители: Наблюде¬ния детского психиатра. - М.: Семья и школа, 1997. - 108 с.
21. Вроно Е.М. Об особенностях суицидального поведения при де¬прессивных состояниях у детей и подростков // Журнал неврологии и психи¬атрии им. С.С. Корсакова. - 1978. - Т. 78. -№ 1. - С. 128 - 131.
22. Вроно Е.М. Об особенностях суицидального поведения подрост¬ков с различными типами депрессий: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 1984. - 17 с.
23. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка: Хре- стоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - С. 211-215.
24. Гаврилова Т.П., Фетисова Е.В. Экспериментальное исследование отношения младших подростков к взрослым и сверстникам как объектам общения // Психолого-педагогические проблемы общения. -М., 1979.
25. Герасимова В.В. Неблагополучная семья - фактор риска аутоаг¬рессивного поведения у несовершеннолетних // Сб. материалов международ¬ной конференции. - Казань, 2004. - С. 93 - 95.
26. Гроллман Э. (Grollman Earl А.) Суицид: превенция, интервенция, поственция // Суицидология: прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных тек¬стах. - М.: «Когито-Центр», 2001. - С. 270 - 353.
27. Дюркгейм Э. (Durkheim Е.) Самоубийство (Социологический этюд). - М.: Мысль, 1994. - 286 с.
28. Жариков Н.М., Иванова А.Е., Анискин Д.Б., Чуркин А.А. Само- убийства в Российской Федерации как социопсихиатрическая проблема // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1997. - Т. 97. - №6.-С. 9-15.
29. Жезлова Л.Я. Об особенностях формирования суицидальных тенденций у больных шизофренией в детском и подростковом возрасте. // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1978. - Т. 78. - №10.-С. 1563- 1566.
30. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. - Л.: Медицина, 1988.-248 с.
31. Зиновьев С.В. Суицид. Попытка системного анализа. - СПб.,
2002. - 176 с.
32. Игумнов С.А., Королев К.Ю. Суицидальные попытки в подрост¬ковом возрасте: клинико-психологический анализ // Вопросы терапии и co¬ft
циальной реабилитации при психических заболеваниях у детей и подростков: А Сб. науч. тр. - М., 1994. - С. 42 - 46.

33. Исаев Д.Н. Формирование понятия смерти в детском возрасте и реакции детей на процесс умирания. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 1992, - №2. - С. 17-28.
34. Исаев Д.Д. Психосексуальное развитие и его отклонения // Пси¬хосоматическая медицина детского возраста. - СПб: Специальная литерату¬ра, 1996.-С. 215 -239.
35. Исаев Д.П., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей. - Л.: Медици¬на, 1986. - 336 с.
36. Исаев Д.С., Шерстнев К.В. Психология суицидального поведе-ния: Метод, рекомендации. - Самара, 2000.
37. Кензин Д.В. Суицидальное поведение при депрессии в рамках расстройств настроения и личностных расстройств // Российский психиатри¬ческий журнал. - 2001. - № 2. - С. 41 - 46.
38. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. — М.: Медицина, 1979. - 608 с.
39. Ковалев В.В. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суи¬цидального поведения. - М., 1980. - С. 112 - 113.
40. Ковалев В.В., Полякова Н.Е. Патологические формы девиантного поведения у подростков. Лекция. - М.: ЦОЛИУВ, 1983. - 17 с.
41. Ковалев В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы де¬виантного поведения у детей и подростков. - М., 1981. - С. 11-23.
42. Козлов В.В. Интенсивные интегративные психотехнологии в со¬циальной работе. // Психотехнологии в социальной работе: Материалы Кост¬ромской конференции / Под ред. В.В. Козлова. - Кострома, 1996. - С. 20 - 29.
43. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982.
44. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МО ДЕК, 1997. - 336 с.
4
45. Кондратенко В.Т, Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психоте- рапия. - М.: Ин-т Психотерапии, 2003. - 458 с.
w
46. Конончук Н.В. Личные и семейные мотивы суицидов: Труды Ле¬нинградского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. - 1978. -Т. 86.-С. 122- 125.
47. Конончук Н.В. О психологическом смысле суицидов // Психоло¬гический журнал. - 1989. - Т. 10. - № 5. - С. 95 -102.
48. Конончук Н.В. Социально - психологические аспекты исследо-вания лиц с повторными суицидальными попытками И Сб. науч. тр. «Соци¬ально-психологические проблемы реабилитации нервно-психических боль¬ных» / Под общ. ред. М.М. Кабанова. - Л.: Изд-во Ленинградского научно- исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, 1984.-С. 71-76.
49. Кулаков С.А. На приеме у психолога подросток. - СПб.: Союз,
2001. -350 с.
50. Кэррел С. (Carrell S.) Групповая психотерапия подростков. -
4
СПб.: Питер, 2002.-224 с.
51. Лазарашвили И.С. Диагностика пограничных аффективных рас¬стройств при повышенном суицидальном риске // Вопросы ранней диагно¬стики психических заболеваний: Сб. науч. тр. - М.: Изд-во Московского НИИ психиатрии, 1982. - С. 29 - 32.
52. Лазарашвили И.С. Повторные суицидальные действия лиц, стра¬дающих некоторыми формами психопатий. Комплексные исследования в суицидологии: Сб. науч. тр. - М.: Изд-во МНИИ психиатрии М3 РСФСР, 1986.-С. 105-113.
53. Лейнер X. Кататимное переживание образов: Основная ступень; Введение в психотерапию с использованием техники сновидения наяву. Се¬минар: Пер. с нем. - М.: Эйдос, 1996.
4
54. Личко А.Е. особенности саморазрушающего поведения при раз- личных типах акцентуаций характера у подростков // Саморазрушающее по¬ведение у подростков. - Л., 1991. - С. 9 - 15.
55. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. - Л.: Медицина, 1985. - 416 с.
56. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - СПб.: Изд-во ЭКСМО-пресс, 1999. -416 с.
57. Лукас К., Сейден Г. (Lucas С. Seiden Н.) Молчаливое горе. Жизнь в тени самоубийства: Пер. с англ. - М.: Смысл, 2000. - 255 с.
58. Мозговая Т.П. Формирование девиантного поведения у подрост¬ков (психопатологический и психологический аспекты) // Журнал невроло¬гии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2000. - № 3. - С. 24 - 27.
59. Монтень М. (Montaigne, М.) Опыты. - В 3 т. - М.: Тера, 1996. - Т. 1.-С. 313 -324.
60. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. - М.: Смысл,
1999. -410 с.

61. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. - М., 1998.-487 с.
62. Новикова Т.О. Запретная тема (представления детей о смерти) // «Человек». - 2002. - № 5. - С. 5-11.
63. Остроглазое В.Г., Лисина М.А. Клинико-психопатологическая характеристика состояний у лиц, совершивших суицидальные попытки // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2000. -№ 6. - С. 18 -20.
64. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 20 - 33.
65. Полякова И.В. Варианты суицидоопасных психогенных депрес¬сий. Комплексные исследования в суицидологии: Сб. науч. тр. - М.: Изд-во МНИИ психиатрии М3 РСФСР, 1986. - С. 98 - 104.
4
66. Полякова И.В. Особенности системных реакций и психогенных
ф депрессий в суицидологической практике: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. -
М„ 1987.-20 с.
67. Помро К., Делорм М., Дрюо Ж. — М., Тедо Ф. — П. Суицидаль¬ное поведение в юношеском возрасте // Социальная и клиническая психиат¬рия. - 1997. - № 3. - С. 63-68.
68. Попов Ю.В. Границы и типы саморазрушающего поведения у подростков // Саморазрушающее поведение у подростков. - Л., 1991. - С. 5 -
9.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ