Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Работа №29135

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы181
Год сдачи2005
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
666
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Экологическая культура и факторы ее формирования
в профессиональной подготовке студентов 12
1.1 Развитие научного отношения к проблеме
формирования экологической культуры в системе
профессионального образования 12
1.2 Экологические умения как структурносодержательный компонент экологической
культуры будущего учителя географии 36
1.3 Состояние профессиональной подготовки учителей
географии и уровни сформированности у них
экологической культуры 66
Глава 2 Методики и технологии формирования экологической
культуры в системе педагогических условий
профессиональной подготовки студентов
географических специальностей 78
2.1 Дидактический потенциал учебных дисциплин
профессионального цикла в формировании
экологической культуры будущих педагогов 78
2.2 Формирование экологической культуры студентов
географических специальностей в процессе
учебной и научно-исследовательской деятельности 109
2.3 Полевая практика как условие формирования
экологической культуры студентов-географов 121
2.4 Методики и результаты эксперимента 142
Заключение 154
Литература 161

Актуальность исследования. Человечество вступило в третье
тысячелетие, имея огромное количество экологических проблем. Основная
причина экологического кризиса – низкий уровень экологической культуры
общества. Государствами мира осознано и общепризнано, что экологическая
безопасность является одним из основных компонентов доктрины
национальной безопасности.
Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений к
окружающей человека среде, экологическая культура служит одним из
важнейших средств социальной ориентации личности в системе «природаобщество». Экологическая культура утверждает личность в качестве
субъекта социальных связей и отношений, вовлекает ее в многообразные
формы интенсивного взаимодействия общества и природы, которое
обусловлено определенными факторами, связанными с производством,
обменом и потреблением, с отношением к собственности, а также со
сложившимися нормами, правилами, социальными институтами, службами и
т.д. Обобщая многовековой опыт взаимодействия природы и общества,
экологическая культура заключает в себе огромный духовный потенциал,
служит одной из движущих сил социального и научно-технического
прогресса нашего общества.
Ведущую роль в формировании экологической культуры
подрастающего поколения играет учитель. Именно учителя в ходе уроков и
во внеурочное время призваны формировать у школьников систему научных
знаний, взглядов и ценностных представлений о том, что опасность
надвигающейся экологической катастрофы можно предотвратить только
немедленной и кардинально улучшенной природоохранительной
деятельностью. Выполнять природоохранную деятельность – это значит
обладать целым комплексом экологических умений и навыков, которые
личность может освоить в процессе специального обучения. Определенным
объемом экологических умений необходимо владеть уже с раннего возраста,что говорит о том, что учитель должен быть хорошо подготовлен к данной
миссии. Особенно близко это касается учителя естественно-научной
специализации (преподавателей химии, биологии, географии). Причем,
решить подобную проблему может педагог, хорошо владеющий этими
умениями и способный формировать их у учащихся.
Однако педагогическая практика показывает, что часто многие учителя
не готовы к осуществлению этой функции. Это выражается в том, что они
сами недостаточно владеют умениями оценивать состояние окружающей
среды, защищать природную среду от загрязнения и разрушения.
Сложилось противоречие между всеобщим признанием необходимости
осуществления экологического образования и недостаточной
разработанностью данной научной проблемы как целенаправленного
процесса формирования экологической культуры на междисциплинарной и
межцикловой основе.
Отечественная педагогическая наука переживает сложный период
обновления, что связано, в первую очередь, с процессом гуманизации
образовательно-воспитательного процесса в школе, профессиональных
средних учебных заведениях и вузах. Говоря об освоении школой парадигмы
гуманистической педагогики, часто принято ставить на первую позицию идею
заботы о ребенке как главной жизненной ценности. Однако надо отметить,
что не в меньшей защите нуждаются и другие ценности, к которым стоит
отнести, в частности, мир природы. Отсюда можно утверждать, что
тенденция гуманизации общеобразовательной и профессиональной школы
требует повышенного внимания к проблеме эколого-нравственного
воспитания подрастающего поколения, направленного на формирование у
молодежи моральной ответственности за состояние природной окружающей
среды и осознания необходимости постоянной действенной заботы о ней во
всех необходимых случаях. Актуализация проблемы просматривается в
социальном и даже глобальном плане, так как речь идет об угрозе, нависшей
над самим существованием человечества в связи с непрерывным истощением
природных ресурсов и загрязнением среды.Состояние исследованности проблемы. Проблема экологического
образования и воспитания привлекала внимание исследователей с давних
времен и по сей день. Первые высказывания в этой области можно
обнаружить в трудах Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, а в
отечественной педагогической литературе у К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого,
В.А. Сухомлинского.
Большой вклад в решение проблем экологического образования и
воспитания внесли в современной педагогической теории И.Д. Зверев, А.Н.
Захлебный, Б.Г. Иоганзен, И.П. Лаптев, Н.М. Мамедов, Н.Ф. Реймерс, И.Т.
Суравегина и др. Тематика диссертационных исследований последних лет
подтверждает, что интерес к эколого-педагогической проблематике не
только не убывает, но возрастает и углубляется. Проблематика исследований
довольно разнообразна и охватывает различные теоретические и
практические аспекты экологического образования: цели и задачи
экологического образования и воспитания (С.Д. Дерябо, Л.В. Моисеева, А.В.
Миронов, В.М. Назаренко, Л.В. Тарасова и др.); особенности экологического
образования при изучении биологии, географии, химии (С.В. Васильев, Г.В.
Волкова, Н.Ф. Винокурова, Т.П. Герасимова, Т.В. Кучер, Т.В. Машарова,
М.К. Хашимова, З.А. Хусаинов и др.). Исходными идеями в проблеме
формирования экологической культуры выступают идеи исторической
взаимосвязи общества с природой (Л.Н.Гумилев, В.О. Ключевский, Н.А.
Бердяев и др.). Ценные результаты, характеризующие различные аспекты
экологической культуры, содержатся в работах Э.В. Гирусова, А.М.
Зеленкова, П.А. Водопьянова, А.А. Горелова, В.И. Горовой и др.
Особенности формирования экологической культуры личности в разных
типах профессиональных учебных заведений, а также учреждениях
повышения квалификации рассматриваются в трудах Н.М. Александрова,
С.В. Алексеев, С.Н. Глазачев, Г.А. Иванов, Л.Б. Симаганова, Г.Д.Филатова,
Л.Ю. Чуйкова, И.А. Шаповаловой и др.
В педагогике проблема экологического образования и воспитания,
формирования экологического мировоззрения, сознания и самосознания,
экологического долга и ответственности, экологического поведения,экологических знаний, умений и навыков как составляющих содержание
экологической культуры изучается с различных позиций: с
общетеоретической (В.А.Сластенин, Л.В. Тарасов, А.А. Шумейко и др.); с
мировоззренческо-ценностной (З.И. Васильева, И.Я. Лернер); с
психологической (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин); с методической (А.Н.
Захлебный, И.Д. Зверев, Д.Н. Кавтарадзе, И.Т. Суравегина и др.).
С нашей точки зрения, большого внимания заслуживают
педагогические исследования, которые непосредственно обращены к
проблемам экологического образования будущих учителей, а также связаны с
решением задач подготовки учителя к экологическому воспитанию
школьников (А.В.Афонин, С.Н. Глазачев, Н.С. Дежникова, С.С. Кашлев, Н.Н.
Родзевич, Л.В. Романенко, А.Л. Сотников, Е.С. Сластенина, Э.Ю.
Шапокене и др.).
По нашему убеждению, этот аспект экологической компетентности
учителя нуждается в отдельном внимании, также как и в том, чтобы
рассматривать его в качестве самостоятельного направления в системе
профессионального обучения студентов в условиях педагогического вуза,
особенно, в подготовке будущих учителей географии, биологии, химии,
экологии. Не умаляя вклада предшествующих педагогов-исследователей в
разработку проблемы экологического образования будущих учителей,
считаем необходимым усилить акцент на его прикладной направленности,
уделив специально внимание разработке педагогической технологии
формирования экологической культуры с учетом межпредметных и
межцикловых связей. Отсюда вытекает проблема исследования: каковы
педагогические условия формирования экологической культуры студентов
географических специальностей.
Цель исследования: определить и обосновать педагогические
условия формирования экологической культуры студентов-географов.
Объект исследования: процесс формирования экологической культуры
студентов географического факультета.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
экологической культуры будущих учителей географии.Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования
экологической культуры студентов географического факультета может
повыситься при:
• мотивационного обеспечения процесса формирования
экологической культуры на основе показа глобальной социальной значимости
личного участия каждого человека в природоохранительной деятельности;
• учета индивидуальных потребностей, интересов, склонностей
студентов в процессе формирования у них экологических умений и
составления на этой основе дифференцированных заданий;
• регламентации объема изучаемых экологических умений по
критерию их профессиональной значимости;
• реализации междисциплинарного и межциклового подходов к
процессу формирования экологической культуры студентов, постановкой
комплексных интегративных задач;
• технологичности процесса формирования экологической культуры:
его непрерывности, алгоритмизируемости, последовательного
диагностирования и усложнения задач формирования экологических умений от
курса к курсу;
• обеспечение целостности и системности в организации процесса
формирования у студентов экологической культуры в единстве трех
направлений: преподавания предметов профессионального цикла,
вовлечение в учебную и научно-исследовательскую деятельность и
проведение полевых практик.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза предусматривают решение
следующих взаимосвязанных задач:
1. Определить содержание, структуру, сущностные характеристики
профессиональных экологических умений как структурно-содержательного
компонента при формировании экологической культуры и
профессионально-педагогической деятельности учителя.
2. Выявить и обосновать педагогические условия эффективного
формирования экологической культуры будущих учителей естественнонаучной специализации в образовательном процессе.3. Разработать и экспериментально проверить педагогическую
технологию формирования экологической культуры будущих учителей в
образовательном процессе вуза (через дисциплины профессионального
цикла, учебную и научно-исследовательскую деятельность, полевую практику).
Методологической основой исследования явились философские идеи о
противоречивом единстве человека и природы, о всеобщей связи и
взаимообусловленности явлений в природе и обществе, программные
документы по вопросам экологического образования и воспитания учащейся
молодежи в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
В диссертации использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ научной литературы по проблемам экологического
образования учащейся молодежи; метод моделирования; изучение и
обобщение массового и передового педагогического опыта; педагогическое
наблюдение; анкетирование; интервьюирование; тестирование; изучение
учебно-программной документации; педагогический эксперимент; методы
математического подсчета данных.
База исследования: эксперимент проводился на географических
факультетах Ставропольского государственного университета и Карачаевского
государственного университета. Всего экспериментом было охвачено 325
студентов.
Исследование проводилось в три этапа с 2002 по 2005 годы.
Первый этап (2002-2003) включал проведение теоретического анализа
философской, социологической, психолого-педагогической литературы по
рассматриваемой проблеме; организацию эмпирического исследования по
изучению массовой вузовской практики в области формирования
экологической культуры будущих учителей. На данном этапе удалось
обосновать теоретические основы исследования.
Второй этап (2003-2004) состоял в первичной апробации технологии
формирования экологической культуры будущих учителей географии во время
учебных занятий, организации студенческой научно-исследовательской
деятельности и во время полевой практики. В результате удалосьсформулировать гипотезу и окончательно разработать условия, методы и
средства формирования экологической культуры будущих учителей географии.
Третий этап (2004-2005) был предназначен для проведения
формирующего эксперимента в его завершенном виде, что позволяло
выявить степень эффективности разработанной программы. На этом этапе
также происходило оформление диссертационной работы и подготовка
рекомендаций практике.
Научная новизна исследования. Впервые определены и обоснованы
педагогические условия, повышающие эффективность формирования
экологической культуры у студентов-географов; раскрыт научноэкологический, воспитательный потенциал дисциплин и курсов
теоретического и практического обучения по направлениям естественнонаучной специализации; выявлены возможности научно-исследовательской
деятельности в формировании экологической культуры будущих учителей.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней
определены и обоснованы содержание, структура, сущностные
характеристики профессиональных экологических умений, как структурносодержательного компонента экологической культуры, необходимых
будущему учителю географии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на
его основе разработаны и успешно внедряются в образовательный процесс
лабораторно-практические задания, комплексные интегративные задания
полевых практик. Полученные в ходе исследования результаты и
разработанные учебно-методические материалы включены в содержание
учебных программ и курсов лекций по географическим дисциплинам в вузе.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечены целостным подходом к решению проблемы, методологической и
теоретической обоснованностью исходных позиций; разнообразием
использованных источников; адекватностью методов исследования его целям и
задачам; апробацией на практике важнейших идей, гипотетическихутверждений и выводов; многолетней продолжительностью опытноэкспериментальной работы; проведением научных исследований в единстве с
практической деятельностью в вузе; охватом большого количества
студентов; взаимопроверкой результатов, репрезентативностью выборки
исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как подтверждает проведенное исследование, результативный подход
к осуществлению экологического образования и воспитания на практике
требует экологизации педагогического процесса на основе системного
подхода: через преобразование содержательного компонента, на основе
применения необходимых технологий формирования у обучаемых
достаточного уровня экологической компетентности.
Решающим фактором осуществления широкомасштабного
экологического образования и воспитания является подготовленностьучителей общеобразовательной школы – носителей экологической культуры,
передающих эту культуру своим подопечным. Поэтому одной из важнейших
проблем является проблема формирования экологической культуры
будущих педагогов как их общей эколого-нравственной культуры и условия
наличия высокой педагогической квалификации.
В этой связи, в исследовании и была поставлена цель определить и
обосновать педагогические условия формирования экологической культуры
студентов географических специальностей.
Объектом внимания в данной диссертации выступал процесс
формирования экологической культуры студентов географического
факультета.
В интересах осуществления углубленной эколого-практической
подготовки будущего учителя очень важно было разобраться в структуре
формируемых у них экологических умений в силу их большого
разнообразия. Как уже было отмечено, экологические умения неоднозначны
по своему характеру, потому что имеют как интеллектуальную основу
(связаны с проведением исследовательских операций и процедур,
выполняемых с природными объектами), так и требуют практических
умений в случае необходимости практического содействия в их охране и
содержании (изготовление устройств, кормление, разведение видов,
оказание ветеринарной помощи и т.п.).
Отсюда следовало, что структуризация экологических умений должна
быть проведена по их функциональному назначению и в зависимости от
характера экологической ситуации, в которой они оказываются
востребованными. В связи с этим, нами были выделены четыре группы
профессиональных экологических умений: эколого-эвристические умения;
эколого-просветительские умения; эколого-деятельностные умения и
эколого-педагогические умения.
В нашем исследовании была поставлена задача разработки технологии
формирования экологической культуры будущих педагогов. На путирешения этой задачи были определены теоретические предпосылки, а
именно: особенности, возможности и педагогические условия эффективного
формирования экологической культуры студентов.
Обоснованию теоретической платформы исследования
предшествовало изучение состояния эколого-практической
подготовленности (экологической умелости) студентов. Оперируя данными
по значительному массиву опрошенных, а также анализа бесед, наблюдений
за студентами во время полевых практик и др., мы сделали следующие
выводы.
Студенты в целом оказались хорошо знакомыми с сутью
экологических проблем, могли назвать причины ухудшения среды обитания
человека, наметить в общем виде пути защиты природного мира от
губительного вмешательства человека, но затруднялись в объяснении
обнаруженных изменений природных систем, оказывались неспособными
выявить взаимосвязи, взаимозависимости различных компонентов
природных систем, а также были неточны в определении или оценке
экологического состояния природной среды в целом или отдельных ее
компонентов. Все это указывало на то, что, очевидно, в системе
профессиональной подготовки будущих педагогов формированию
экологической культуры уделяется недостаточное внимание. По нашему
мнению, их две.
Первая особенность отражает общий профессиографический аспект
педагогической квалификации, это объясняет особую «миссионерскую» роль
учителя как воспитателя будущих поколений, внушающего и передающего
им ценности ответственного отношения к окружающей среде. В связи с
этим, в подготовке будущего учителя особое место должно занимать
формирование нравственно-экологического сознания и гражданского
чувства служения идее охраны природы, понимания ее международного
значения и необходимости увлечь соответствующими ценностями своих
учеников.Вторую особенность значимости экологической культуры учителя мы
обнаруживаем на уровне его профессиональной специализации. Это
означает, что во внимание необходимо принимать предмет его
преподавания, откуда следует, что особое место в распространении
экологической культуры в среде учащихся и в формировании у них опыта
экологической деятельности играют учителя-предметники биогеографического цикла, и, в особенности, учитель географии, что вытекает
из того, что компонент «экологическое умение» занимает очень важную
позицию в структуре профессиональных требований в данной
преподавательской специализации.
Учитывая столь высокую значимость сформированности
экологических умений как показателя высокой экологической культуры
учителя-географа, важно было максимально полно выявить и реализовать
потенциал, заложенный в системе его профессиональной подготовки в вузе.
Изучение учебного плана и программ географического факультета,
передового опыта педвузов страны, личный педагогический опыт
диссертанта в подготовке студентов-географов позволили увидеть эти
возможности в преподавании учебных курсов профессионального цикла, в
организации полевой практики и во внеаудиторной работе со студентами в
рамках учебной и научно-исследовательской деятельности. Реализация этих
возможностей связывалась с определением педагогических условий,
которые необходимо сконструировать и обеспечить для эффективного
формирования экологической культуры будущих учителей.
Как основной результат диссертационного исследования нами были
выявлены следующие педагогические условия повышающие эффективность
формирования экологической культуры будущих учителей географии:
• использование методики и разработка технологии;
• изучение возможностей учебных дисциплин профессионального
цикла;
• организация учебной и научно-исследовательской деятельности;• проведение полевой практики.
На основе выявленных педагогических условий и разрабатывалась
технология формирования экологической культуры будущих учителей
географии, куда вошли три направления:
I. Дидактический потенциал учебных дисциплин профессионального
цикла в формировании экологической культуры будущих педагогов.
Данное направление располагает большим потенциалом в
формировании экологической культуры студентов и отличается
разнообразным спектром предметов.
Основная задача в связи с поставленной целью состояла в
переструктурировании содержания различных курсов с целью усиления в их
содержании экологической парадигмы, имеющей непосредственный выход
на формирование профессиональных экологических умений.
Это коснулось всех специальных дисциплин, но, в особенности,
«Общего землеведения», «Физической географии материков и океанов»,
«Краеведения». Курсы были подвергнуты не только содержательной
разработке, но и преобразованию с точки зрения технологического аспекта.
Очень важное значение в создании технологии придавалось учету
индивидуальных мотивов, учебных возможностей и интересов студентов.
Помимо экологизации содержания, использования определенных форм
организации занятий, системы дифференцированных заданий,
целенаправленно решалась и задача реализации межпредметных и
межцикловых связей в формировании экологической культуры будущих
педагогов, что нашло отражение в содержании диссертации.
II. Формирование экологической культуры студентов географических
специальностей в процессе учебной и научно-исследовательской
деятельности.
Для привлечения студентов к углубленной эколого-практической
исследовательской деятельности были задействованы учебная и научноисследовательская деятельность студентов. Особо продуктивной, на нашвзгляд, является вторая из них. В экспериментальной работе нами был
использован весь комплекс форм и методов научно-исследовательской
работы, куда были включены: кружки и проблемные группы.
Экспериментальная работа показала, что целенаправленное и
систематическое участие студентов в учебной деятельности и научноисследовательской работе с выраженной эколого-практической
направленностью весьма положительно сказывается на развитии
экологической культуры будущих педагогов, что было подтверждено
соответствующими диагностическими методиками.
III. Полевая практика как условие формирования экологической
культуры студентов-географов
Учебные полевые практики по географическим дисциплинам являются
наиболее эффективным средством формирования экологической культуры,
т.к. именно в этих условиях студенты непосредственно занимаются экологопрактической деятельностью: проводят наблюдения, оценку и другие
действия исследовательского характера в природной среде, приобретают
умения изучения природных комплексов и отдельных его компонентов.
Для выполнения намеченной задачи была продумана специальная
программа экологизации полевой практики. На начальном этапе с целью
усиления экологической направленности полевых практик проводилось
предварительное ознакомление студентов в учебном процессе с
экологическими особенностями и проблемами района проведения практик.
Программа практик была составлена из вопросов экологического
содержания. Заранее были подобраны объекты для проведения практик, на
которых длительное время велись наблюдения с целью оценки состояния
природной среды. Проводилось также и отслеживание динамики развития
природных процессов и был организован экологический мониторинг.
Предусматривалось и использование городской среды для проведения
экологических экскурсий и выполнения различных видов работ по
предлагаемой методике. Практиковалась комплексное обследование районапрактики с выполнением заданий по составлению специальных учебных
пособий и тематических карт. В процессе проведения полевых практик мы
стремились к сочетанию различных организационных форм ее проведения
(экскурсии на природу, организация кратковременных стационаров в
полевых условиях для более длительного изучения объектов природы,
производственные экскурсии, самостоятельная работа студентов, связанная с
взаимодействием с природными объектами).
Для повышения эффективности проведения полевых практик были
составлены специальные учебные задания, направленные на комплексное
изучение природных объектов. Студенты обучались также использованию
методов биоиндикации для оценки состояния природных комплексов и
приобщались к решению реальных учебных проблем. Довольно эффективной
формой следует считать применение групповых студенческих проектов.
Выявленные условия и предложенная технология формирования
экологической культуры студентов географических специальностей в ее
окончательном варианте прошли экспериментальную проверку на базе
Ставропольского государственного университета (2002 - 2005 гг.).
Экспериментальная работа оценивалась с помощью специально
обоснованных показателей и была рассчитана на достижение достаточно
точных прогнозируемых результатов в изменении уровней – от
воспроизводящего до уровня близкого к совершенному
(профессиональному), что свидетельствует о высокой экологической
культуре.
Результаты формирующего эксперимента показали, что у значительной
части студентов экспериментальных групп на заключительном этапе был
отмечен достаточно развитый уровень сформированности экологической
культуры. Студенты контрольных групп по интересующим нас параметрам
имели более скромные достижения.


Александрова Н.М. Научные основы подготовки учащихся в
профессиональных учебных заведениях по профессиям экологического
профиля. – СПб: Инст. ПТО РАО, 1997. – 174с.
2. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. – М.: Высшая школа, 1981. – 240с.
3. Артамонова Е.И. Развитие духовной культуры учителя: теория и
методика. – М.: Прометей, 2003. – 43с.
4. Артамонова Е.И. Экологическая культура учителя // Педагогическое
образование и наука. – М., 2005, №2. – С.22-28.
5. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его
закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа, 1980. - 368с.
6. Ахо А. Экологические знания учащихся // Экологическое образование
в деятельности школьного коллектива. - М., 1983. - С. 94-98.
7. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических
исследований. - М.: Педагогика, 1982.- 193с.
8. Баева И.В. Диалог культур. Методологический аспект проблемы: Дисс.
... к.ф.н. - Л., 1986. - 213с.
9. Байкова Л.А. Некоторые проблемы реализации идей глобального
образования // Глобальное образование как средство гуманитаризации
школы: Тез. докл. междунар. семинара, 24-30 апр. 1994. Рязань, 1994. -
С.14-15.
10. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. –
2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 303с.
11. Безопасность России: правовые, социально-экономические и научнотехнические аспекты / Под ред. К.В. Фролова. – М.: Знание, 1999. 102с.
12. Белоусов П.А., Константинов В.Н., Плеханов В.А. Гуманистическаянаправленность экологического воспитания. // Гуманизм и развитие
личности. / Под ред. Б.Ф. Киктеева. - Владимир - 1980. - 118с. - с. 92-106.
13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
14. Библер В.С. Культура. Диалог культур (опыт определения). // Вопросы
философии. - 1989. - №6. - с.31-42.
15. Биддл Дональд С. Новые взгляды на географическое образование:
Пособие ЮНЕСКО: Пер с англ., Под ред. В.П.Максаковского и
Л.МЛанченковой. - М.: Прогресс, 1986. - с.327-372.
16. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте
социализации. // Педагогика. - 1996. - №1. - с.3-8.
17. Богданов И.В. Локальная образовательная система: опыт
проектирования, становления и развития. - Тольятти: Пеленг, 1996.- 85 с.
18. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в
школе. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. – 347с.
19. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды.
- М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328с.
20. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного
образования. – Р-н/Д., 2000. – 352с.
21. Бромлей Ю.В., Полольный Р.Г. Создано человечеством. – М.:
Политиздат, 1984. – 272с.
22. Буровский A.M. Экологическое образование: восхождение к
ноосферному // Между школой и университетом: Тез. докл. 2-й
Междунар. конф. по экол. образованию, Тула, 1996. - Тула, 1996. - С.47-
49.
23. Валеев Г.Х. Экологическая культура личности // Экологическое
образование. Проблемы и решения. Материалы региональной научнопрактической конференции 24-25 сентября 1998 года, Бирск, 1998. – С. 98-
101.24. Вербицкий А.А. Основные концепции развития непрерывного
экологического образования. // Педагогика. - 1997. - №6. - с.31-36.
25. Вербицкий А.А. Формирование экологической культуры в контекстном
обучении // Окружающая среда для нас и будущих поколений: экология,
бизнес и права человека в новых условиях: Тез. докл. II Межд. конгр.
Самара, 1997. - С. 184-185.
26. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988.-
519с.
27. Винокурова Н.Ф. Взаимосвязь географических и биологических знаний
в экологическом образовании школьников // География в школе. 1991.-
№3.-С. 45-50.
28. Войтко В.И. Социальные и психологические проблемы экологического
образования и воспитания // Человек и биосфера: ученые УССР в
реализации программы ЮНЕСКО. - Киев, 1983. - С. 132-141.
29. Воробьев В.В., Корытный Л.М., КрауклисА.А. и др. Модели и методы
оценки антропогенных геосистем. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние,
1986. - 146с.
30. Воспитание экологической культуры школьников. Пособие для
учителя. / Под редакцией Лихачева Б.Т., Дежниковой Н.С. – М.:
Просвещение, 1997. – 248с.
31. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.:
Изд-во Московского университета, 1975. - 45с.
32. Гвишиани Д.М. Задачи образования в области окружающей среды //
Охрана окружающей среды: проблемы просвещения. - М., 1983. - С.30-35.
33. География. Программа для средних общеобразовательных учебных
заведений. - М.: Просвещение, 1993.-30с.
34. Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической,
культуры учителя: Дисс.док. пед. наук в форме научного доклада. - М.:1998. - 68с.
35. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: исследования и
разработки экогуманитарной парадигмы: монография. – М.: Современный
писатель. 1998. – 432с.
36. Глазачев С.Н., Петров С.Е. Дидактический проект межпредметных
знаний в эколого-педагогической подготовке учителя // Формирование
готовности студента педвуза к экологическому образованию и
воспитанию школьников. - Волгоград, 1987. - С.27-40.
37. Глазачев С.Н., Редковец И.А. Принципы воспитания молодежи.
Экологическое самообразование студентов педагогического института //
Педагогические принципы и условия экологического образования. - М.:
Изд. АПН СССР, 1983. - С.73-77.
38. Глазачев С.Н., Сериков В.В. К методологии построение экологического
образования будущего учителя. // Система подготовки учителя к
экологическому образованию школьников. Сб.н.тр./ Под ред. Е.С.
Сластениной. –М.: АПН СССР, 1985. - 160с. -с.4-17.-
39. Глазачев С.Н., Сериков В.В., Петров С.Е. Научно-исследовательская
работа в системе воспитания у студентов педвуза готовности к охране
труда и природоохранительное просвещение школьников: Метод,
рекомендации. - М., 1982. - 36 с.
40. Глобальное образование как средство гуманитаризации школы: Тез.
докл. Междунар. семинара, 24-30 апр.1994 - Рязань: Изд-во Рязанского
гос. пед. ун-та, 1994. - 172с.
41. Говард А.Д., Ремсон И. Геология и охрана окружающей среды: Пер. с
англ. / Под ред. Ю.К.Буркова. - Л.: Недра, 1982. - 583 с.
42. Годзевич Б.Л., Охонько Н.А., Савельева В.В., Кудрявцев А.А. Встречи
с прошлым и настоящим. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. –
80с.
43. Горовая В.И., Тарасова С.И. Подготовка учителя к исследовательскойпедагогической деятельности. – М.: Инекса; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002. – 128с.
44. Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования специальность 032500.00 География с
дополнительной специальностью. - М., 2000. - 24 с.
45. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды
Ставропольского края в 1998 год. - Ставрополь: Изд-во Ставропольского
университета, 1999. - 272с.
46. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической
статистики в педагогических исследованиях. - М.: Педагогика, 1977. - 136
с.
47. Григорьев А.А. Экологические уроки исторического прошлого и
современности. – Л.: Наука, 1991. – 248с.
48. Гуров В.Н., Савинова Л.Ф., Лобейко Ю.А. Нормативно-правовая база,
регламентирующая дея-ть педагога-психолога: Учеб.-метод. пос. –
Ставрополь: СКИПКРО, 2001. – 108с.
49. ГурскийБ.Н., КудлоК.К. Об экологическом воспитании и обучении
выпускников педвузов в процессе полевых практик по географическим
дисциплинам // Экологическая подготовка студента-географа в педвузе. -
Волгоград, 1992. - с.64-70.
50. Данилина Н.Р., Степаницкий В.Б., Ясвин В.А. Концепция работы
государственных природных заповедников и национальных парков
Российской Федерации по эклогическому просвещению населения. -М.:
Б.и. 1998.-21с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ