Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы исследования
1.1. Необходимость и возможность развития у детей старшего дошкольного возраста логических способов
познания 9
1.2. Характеристика логических способов познания 16
1.3. Значение информационных технологий для развития детей старшего
дошкольного возраста 22
1.4. Требования к использованию информационных технологий в
дошкольном возрасте 28
Выводы по главе 36
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование
2.1 Диагностика уровня развития логических способов познания у детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Система работы по использованию информационных технологий у детей
старшего дошкольного возраста 46
2.3. Результаты проведенной работы 52
Выводы по главе 59
Заключение 60
Список литературы 62
Приложение 67
Значение математики в жизни человечества возрастает с каждым днем. Этим и обусловлен интерес к проблеме математического образования. Для того, чтобы эффективно развивались важнейшие области науки важен высокий уровень знания математики.
Что такое «математические способности»? Это понятие довольно сложное и многогранное. Оно содержит комплекс взаимосвязанных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях. На основе этих представлений у ребёнка формируются «житейские» и некоторые «научные» понятия.
Современная программа по математике для начальной школы довольно сложная, и у детей возникают разного рода затруднения при её освоении. Возможно, трудности возникают по причине отсутствия интереса к математике как предмету.
Поэтому, ещё в дошкольном возрасте следует начинать развитие у ребёнка интереса к математике. Это одна из наиболее важных задач для воспитателей и родителей. Приобщение к этому предмету проводится в игровой и занимательной форме, через использование логических игр, появление различных сказочных персонажей. Это развивает математические способности и в дальнейшем поможет ребёнку легче усваивать школьную программу.
Математические способности - это своеобразный синтез свойств, развившийся в процессе математической деятельности.
Математические способности не являются врожденными, их можно развивать и формировать в течение жизни, под влиянием обучения и воспитания, если правильно организовать соответствующую деятельность.
Для развития математических способностей нужно создать условия, которые будут благоприятно влиять на развитие детей.
Вся история педагогики свидетельствует о том, что постоянно передовыми её представителями вёлся поиск, направленный на определение принципов, условий, факторов, методов, организационных форм обучения, обеспечивающих успешное развитие человека в соответствии с социально - историческими условиями общества. Это в полной мере относится и к поиску путей математического образования детей дошкольного возраста. Математическое развитие дошкольников выступает в качестве особого «ключа» к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности. Оно значимо для формирования «картины мира» ребёнка и предполагает не только усвоение им математических представлений, но и развития у дошкольников мыслительных способностей. «Под математическим развитием дошкольников следует понимать изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций» [35]. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения его математике в начальной школе.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Это приводит к тому, что при обучении в школе запас заученных знаний кончается очень быстро и вот тогда неумение продуктивно мыслить, то есть самостоятельно выполнять мыслительные действия на математическом содержании очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой».
Больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.), будет иметь ребенок с развитым логическим мышлением. Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
З.А. Михайлова среди задач математического развития детей дошкольного возраста выделила задачи, связанные с познанием математических свойств и отношений: сенсорные способы познания, экспериментально-исследовательские и логические способы познания [21]. Овладение этими способами познания обеспечивают ребенку развитие интеллектуально-творческих способностей в процессе математического развития.
Логические способы познания -это сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, аналогия, систематизация. Даже если уровень развития ребёнка не высок, но организована работа по формированию и развитию логических приёмов мышления, то результат процесса выработки определённых математических навыков и умений будет значительно повышен.
В школе ребёнку понадобится умение сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям, делать определенные выводы. Все эти умения понадобятся ребёнку в школе, поэтому его необходимо научить сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Также ребёнок должен самостоятельно решать проблемные ситуации, приходить к логическому заключению [21].
Дети дошкольного возраста обучаются и познают окружающий мир посредством игры. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра - это ещё и средство воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Организовывая детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Взрослый, организующий игру, ставит перед собой следующие задачи: развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности, игра есть средство целенаправленного формирования личности [20]. Ну а для ребёнка целью является сама игра.
В эпоху информационных технологий, увеличиваются возможности родителей, педагогов, специалистов в сфере образовательного процесса, нового обучения, более качественного, интересного и занимательного. Вероятности применения современного компьютера разрешают более полно и эффективно осуществлять развитие способностей ребенка. В противовес обыкновенных технических способов обучения компьютер дает возможность ребенку не только довольствоваться огромным разнообразием подготовленных, строго отобранных организованных знаний, а также совершенствовать интеллектуальные и творческие умения, и что более важно, способность самостоятельно добывать новые знания.
Однако в условиях дошкольной образовательной организации компьютерные технологии ещё не нашли своего широкого применения, особенно в развитии логических способов познания математики. Возникает противоречие между необходимостью более эффективного развития логических способов познания математики детьми старшего дошкольного возраста и недостаточной ролью в этом процессе информационных технологий. Выявляется проблема: возможно ли с помощью информационных технологий повысить уровень развития логических способов познания математики у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования: эксперименты проходили в МБДОУ «Дубъязский детский сад «Гульчачак» Высокогорского района Республики Татарстан, в старшей группе, а также в МБОУ «Дубъязская средняя общеобразовательная школа» Высокогорского района Республики Татарстан.
Практическая значимость исследования: данные исследования будут полезны в работе педагогам дошкольных учреждений, родителям детей дошкольного возраста.
Структура работы: данная
Гипотезой нашего исследования служило возможность повысить уровень развития логических способов познания математики у детей старшего дошкольного возраста по средствам применения системы работы педагогом по этому направлению.
В работе были реализованы следующие методы: Анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, методы качественной и количественной обработки данных.
Опиралась на труды таких психологов и педагогов как, Выготского Л.С.; Эльконина Д.Б.; Лобановой Е.А.; Поддъякова А.Н.; Селевко Г.К.;
Методологическая база исследования:
Объект исследования: развитие логических способов познания математики у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: система работы по использованию информационных технологий у детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования: разработка системы работы по применению информационных технологий в развитии логических способов познания у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью нами были определены задачи исследования:
1. Рассмотреть в психолого-педагогической литературе теоретические аспекты проблемы.
2. Провести диагностики уровня развития логических способов познания у детей старшего дошкольного возраста.
3. Предложить систему работы по использованию информационных технологий в развитии логических способов познания у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проверить в опытно-экспериментальной работе её эффективность.
Дети, при поступлении в первый класс, умеют читать, считать и взрослым думается, что их чада полностью подготовлены к школьному обучению. Тем не менее некая часть первоклассников уже в первые месяцы учебы испытывают трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно - следственных связей.
Прежде чем познать окружающую действительность и войти в мир математики, ребенку необходимо освоить логико-математические средства и способы познания, представления, от этого напрямую зависит развитие познавательных процессов таких как, способность анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выяснять закономерности, упорядочивать, конкретизировать. От содержания математического развития, осваиваемого малышом, позволяет на чувственном, а в дальнейшем и логическом уровне развить определенные структуры мышления, которые впоследствии будут формировать основные математические понятия. Сериация, классификация, сравнение являются основными способами познания следующих свойств, как форма, размер и количество. Информатизация общего образования в Российской Федерации уже имеет свои истоки и традиции. Компьютер стремительно входит в нашу жизнь, становится нужным и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Реализовывание современных компьютеров в деятельности с детьми дошкольного возраста только набирает обороты. В данное время информационного общества нельзя представить себе мир без информационных ресурсов. На сегодняшний момент информационное пространство призывает владеть компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.
Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает расширить возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, при освоении логических способов познания на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ИКТ незаменимый помощник, мультимедиа, мультфильм, презентации, интерактивные игры-презентации, компьютерная графика и многое другое, дает возможность ребенку посмотреть по новому на образовательный процесс, заинтересовывает, вызывает восторг, учит самостоятельности, усидчивости. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
Проведенная нами и вышеизложенная работа показывает эффективность применения информационных технологий в образовательном процессе, занятия, проходящие в традиционной форме, дают результат, но нами было установлено, что эффективней привлекать ИКТ в образование, обучение становится интереснее, знания добываются легче.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приложение к приказу от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении ФГОС ДО» МОиН РФ), 2013г.
2. Альтхауз, Д., Дум, Э. Цвет. Форма. Количество. Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста/Рус.пер.под ред. В.В.Юртайкина. - М.: Просвещение, 1984. - 64 с.
3. Аменицкий, Н.Н., Сахаров, И.П. Забавная арифметика.-М.: Просвещение. Серия «Твой кругозор», 2008г.-144с.
4. Бабкина, Н.В., Бабкин, С.В. Занимательные задачи. Для детей и их родителей. - М.: Айрис, 2006.-322с.
5. Беженова, М. Математическая азбука. Формирование элементарных
математических представлений. - М.: Эксмо, СКИФ, 2005.-154с.
6. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры / Ф.Н. Блехер. - М.: Просвещение, 1964г. - 325 с.
7. Большунова, Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании: Вопросы психологии, 1993г.,№5,с.39-43.
8. Вербенец, А.М. Организация процесса математического развития детей дошкольного возраста. - Издательство «Детство -Пресс»,2008г. - 259 с.
9. Волина, В.В. Веселая математика. - М: АСТ-ПРЕСС,1999г.-238с.
10. Волина, В.В. Праздник Числа.- М: АСТ-ПРЕСС,1996г.-304с.
11. Волчкова, В. Занимательный счёт. // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 1. - с. 45.
12. Выготский, Л.С. Избранные психологические произведения. - М.: Наука, 1987г. - 528 с.
13. Гик, Е.Я. Занимательные игры и развлечения. - М.: изд. «Детская литература», 2001г.- 240 с.
14. Глаголева, Л.В. Математика в нулевых группах. Издание «Книга по Требованию», 2012г.- 70с.(Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1930 года (издательство "Санкт-Петербург").
15. Гордиенко, Н., Гордиенко, С. Большая книга логических игр и головоломок / Редактор Е. Рудакова - Изд.: АСТ, Астрель, Харвест, 2005 г.- 320 с.
16. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет/ Книга для воспитателей детского сада и родителей - Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1991г.-80с.
17. Дементьева, Л.С. В мире занимательной математики. Волгоград: издательство «Учитель»,2010г. - 82 с.
18. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
19. Дьяченко, О.М., Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает? - М.: Просвещение, 1991.-65с.
20. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992г.- 191с.
21. Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник
заданий / авт.-сост. В.В. Трошин. - М.: Глобус, 2008г. - 298 с.
22. Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник
заданий. Выпуск 2 / Авт.-сост. В.В. Трошин - М.: Глобус, 2008г. - 282 с.
23. Иванова, Е.Ю. 100 игр, сценариев и праздников. - ФГУИППВ, 2004г.- 101с.
24. Игнатьев, Е. И. В царстве смекалки. - М.: Просвещение, 1984г.-132с.
25. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004г. - 192 с.
26. Костикова, Д.А. Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников/Д/с: Теория и практика, 2012г., №1, с.96-100.
27. Костюк, Г.С. Избранные психологические труды .- М.: Педагогика, 1988г.- 304с.
28. Кузнецова, В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. - СПб.: Оникс, Оникс-СПб, 2006г.-286с.
29. Лебединцев, К.Ф. Развитие числовых представлений в дошкольном возрасте.- Киев, 1923г.
30. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение,1994г.- 208с.
31. Методические советы к программе «Детство». — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2011г.-245с.
32. Михайлова, З.А. Игровые задачи для дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2009г.-134с.
33. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга
по ТРЕБОВАНИЮ,2012г.-237с.(дополненное издание к 1990г. -М.:
Просвещение)
34. Михайлова, 3.А. Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 8. - С.26-29.
35. Михайлова, З. А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике. - СПб.: Детство-Пресс, 2001г.-175с.
36. Михайлова, 3. А., Иоффе, Э. И. Математика от трех до семи: Учебное пособие для воспитателей детских садов. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.-176с.
37. Михайлова, З.А., Носова, Е.А., Столяр, А.А., Полякова, М.Н., Вербенец, А.М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.-384с.
38. Михайлова, З.А., Чеплашкина, И. Н. Математика — это интересно: Игровые ситуации, диагностика освоенности математических представлений. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.-112с.
39. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - 3-е изд., доп.- М.: Просвещение, 1991г.-160с.
40. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Просвещение, 2010г.- 314с.
41. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Подготовительная группа: методическое пособие / Под ред. А. Г. Гогоберидзе. — М.: Центр педагогического образования, 2008г.-34с.
42. Петрова, В.Ф.Методика математического образования детей дошкольного возраста / Каз.федер.ун-т. - Казань, 2013г. - 203с.
43. Петрова, В.Ф. Дошкольник в мире логики и математики. Учебнометодическое пособие/ТГПУ.-Казань: РИЦ «Школа», 2010г.-173с.
44. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн.для воспитателей детского сада.-2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991г.-47с.
45. Соболевский, Р. Ф. Логические и математические игры. - Минск, 1977г.- 102с.
46. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн.для воспитателей детского сада.-2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1993г.-95с.
47. Тихеева, Е.И. Современный детский сад, его значение и оборудование. - Пг.: Энергия, 1920г.
48. Тихеева Е.И., Морозова, М.Я. Счет в жизни маленьких детей. Пг., 1920., М. - JL: Госиздат, 1931г.
49. Тихомирова, Л.Ф. Логика для дошкольников. Ярославль.: «Академия развития»,2006г.-65с.
50. Трошин, В.В. Магия чисел и фигур. Занимательные материалы по математике / авт.-сост. В. В. Трошин. - М.: Глобус, 2007г. - 382 с.
51. Шарыгин, И. Ф. Математический винегрет. 2-е изд., исправ.- М., Мир, 2002г. -221с.
52. Шярыгин, И. Ф. Математический винегрет. - М.: Издание агентства «ОРИОН», 1991г. -64 с.
53. Шарыгин, И.Ф. Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы/И. Ф. Шарыгин. - 2-е изд., стереотип.: - М.: Дрофа, 2009г. - 156 с.
54. Шевелев, К. В. Дошкольная математика в играх: Формирование
элементарных математических представлений у детей 5-7 лет. - М.: Мозаика- Синтез, 2004г.-126с.