Система работы по использованию информационных технологий у детей старшего дошкольного возраста
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы исследования
1.1. Необходимость и возможность развития у детей старшего дошкольного возраста логических способов
познания 9
1.2. Характеристика логических способов познания 16
1.3. Значение информационных технологий для развития детей старшего
дошкольного возраста 22
1.4. Требования к использованию информационных технологий в
дошкольном возрасте 28
Выводы по главе 36
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование
2.1 Диагностика уровня развития логических способов познания у детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Система работы по использованию информационных технологий у детей
старшего дошкольного возраста 46
2.3. Результаты проведенной работы 52
Выводы по главе 59
Заключение 60
Список литературы 62
Приложение 67
Глава I. Теоретические основы проблемы исследования
1.1. Необходимость и возможность развития у детей старшего дошкольного возраста логических способов
познания 9
1.2. Характеристика логических способов познания 16
1.3. Значение информационных технологий для развития детей старшего
дошкольного возраста 22
1.4. Требования к использованию информационных технологий в
дошкольном возрасте 28
Выводы по главе 36
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование
2.1 Диагностика уровня развития логических способов познания у детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Система работы по использованию информационных технологий у детей
старшего дошкольного возраста 46
2.3. Результаты проведенной работы 52
Выводы по главе 59
Заключение 60
Список литературы 62
Приложение 67
Значение математики в жизни человечества возрастает с каждым днем. Этим и обусловлен интерес к проблеме математического образования. Для того, чтобы эффективно развивались важнейшие области науки важен высокий уровень знания математики.
Что такое «математические способности»? Это понятие довольно сложное и многогранное. Оно содержит комплекс взаимосвязанных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях. На основе этих представлений у ребёнка формируются «житейские» и некоторые «научные» понятия.
Современная программа по математике для начальной школы довольно сложная, и у детей возникают разного рода затруднения при её освоении. Возможно, трудности возникают по причине отсутствия интереса к математике как предмету.
Поэтому, ещё в дошкольном возрасте следует начинать развитие у ребёнка интереса к математике. Это одна из наиболее важных задач для воспитателей и родителей. Приобщение к этому предмету проводится в игровой и занимательной форме, через использование логических игр, появление различных сказочных персонажей. Это развивает математические способности и в дальнейшем поможет ребёнку легче усваивать школьную программу.
Математические способности - это своеобразный синтез свойств, развившийся в процессе математической деятельности.
Математические способности не являются врожденными, их можно развивать и формировать в течение жизни, под влиянием обучения и воспитания, если правильно организовать соответствующую деятельность.
Для развития математических способностей нужно создать условия, которые будут благоприятно влиять на развитие детей.
Вся история педагогики свидетельствует о том, что постоянно передовыми её представителями вёлся поиск, направленный на определение принципов, условий, факторов, методов, организационных форм обучения, обеспечивающих успешное развитие человека в соответствии с социально - историческими условиями общества. Это в полной мере относится и к поиску путей математического образования детей дошкольного возраста. Математическое развитие дошкольников выступает в качестве особого «ключа» к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности. Оно значимо для формирования «картины мира» ребёнка и предполагает не только усвоение им математических представлений, но и развития у дошкольников мыслительных способностей. «Под математическим развитием дошкольников следует понимать изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций» [35]. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения его математике в начальной школе.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Это приводит к тому, что при обучении в школе запас заученных знаний кончается очень быстро и вот тогда неумение продуктивно мыслить, то есть самостоятельно выполнять мыслительные действия на математическом содержании очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой».
Больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.), будет иметь ребенок с развитым логическим мышлением. Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
З.А. Михайлова среди задач математического развития детей дошкольного возраста выделила задачи, связанные с познанием математических свойств и отношений: сенсорные способы познания, экспериментально-исследовательские и логические способы познания [21]. Овладение этими способами познания обеспечивают ребенку развитие интеллектуально-творческих способностей в процессе математического развития.
Логические способы познания -это сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, аналогия, систематизация. Даже если уровень развития ребёнка не высок, но организована работа по формированию и развитию логических приёмов мышления, то результат процесса выработки определённых математических навыков и умений будет значительно повышен.
В школе ребёнку понадобится умение сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям, делать определенные выводы. Все эти умения понадобятся ребёнку в школе, поэтому его необходимо научить сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Также ребёнок должен самостоятельно решать проблемные ситуации, приходить к логическому заключению [21].
Дети дошкольного возраста обучаются и познают окружающий мир посредством игры. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра - это ещё и средство воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Организовывая детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Взрослый, организующий игру, ставит перед собой следующие задачи: развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности, игра есть средство целенаправленного формирования личности [20]. Ну а для ребёнка целью является сама игра.
В эпоху информационных технологий, увеличиваются возможности родителей, педагогов, специалистов в сфере образовательного процесса, нового обучения, более качественного, интересного и занимательного. Вероятности применения современного компьютера разрешают более полно и эффективно осуществлять развитие способностей ребенка. В противовес обыкновенных технических способов обучения компьютер дает возможность ребенку не только довольствоваться огромным разнообразием подготовленных, строго отобранных организованных знаний, а также совершенствовать интеллектуальные и творческие умения, и что более важно, способность самостоятельно добывать новые знания.
Однако в условиях дошкольной образовательной организации компьютерные технологии ещё не нашли своего широкого применения, особенно в развитии логических способов познания математики. Возникает противоречие между необходимостью более эффективного развития логических способов познания математики детьми старшего дошкольного возраста и недостаточной ролью в этом процессе информационных технологий. Выявляется проблема: возможно ли с помощью информационных технологий повысить уровень развития логических способов познания математики у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования: эксперименты проходили в МБДОУ «Дубъязский детский сад «Гульчачак» Высокогорского района Республики Татарстан, в старшей группе, а также в МБОУ «Дубъязская средняя общеобразовательная школа» Высокогорского района Республики Татарстан.
Практическая значимость исследования: данные исследования будут полезны в работе педагогам дошкольных учреждений, родителям детей дошкольного возраста.
Структура работы: данная
Гипотезой нашего исследования служило возможность повысить уровень развития логических способов познания математики у детей старшего дошкольного возраста по средствам применения системы работы педагогом по этому направлению.
В работе были реализованы следующие методы: Анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, методы качественной и количественной обработки данных.
Опиралась на труды таких психологов и педагогов как, Выготского Л.С.; Эльконина Д.Б.; Лобановой Е.А.; Поддъякова А.Н.; Селевко Г.К.;
Методологическая база исследования:
Объект исследования: развитие логических способов познания математики у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: система работы по использованию информационных технологий у детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования: разработка системы работы по применению информационных технологий в развитии логических способов познания у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью нами были определены задачи исследования:
1. Рассмотреть в психолого-педагогической литературе теоретические аспекты проблемы.
2. Провести диагностики уровня развития логических способов познания у детей старшего дошкольного возраста.
3. Предложить систему работы по использованию информационных технологий в развитии логических способов познания у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проверить в опытно-экспериментальной работе её эффективность.
Что такое «математические способности»? Это понятие довольно сложное и многогранное. Оно содержит комплекс взаимосвязанных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях. На основе этих представлений у ребёнка формируются «житейские» и некоторые «научные» понятия.
Современная программа по математике для начальной школы довольно сложная, и у детей возникают разного рода затруднения при её освоении. Возможно, трудности возникают по причине отсутствия интереса к математике как предмету.
Поэтому, ещё в дошкольном возрасте следует начинать развитие у ребёнка интереса к математике. Это одна из наиболее важных задач для воспитателей и родителей. Приобщение к этому предмету проводится в игровой и занимательной форме, через использование логических игр, появление различных сказочных персонажей. Это развивает математические способности и в дальнейшем поможет ребёнку легче усваивать школьную программу.
Математические способности - это своеобразный синтез свойств, развившийся в процессе математической деятельности.
Математические способности не являются врожденными, их можно развивать и формировать в течение жизни, под влиянием обучения и воспитания, если правильно организовать соответствующую деятельность.
Для развития математических способностей нужно создать условия, которые будут благоприятно влиять на развитие детей.
Вся история педагогики свидетельствует о том, что постоянно передовыми её представителями вёлся поиск, направленный на определение принципов, условий, факторов, методов, организационных форм обучения, обеспечивающих успешное развитие человека в соответствии с социально - историческими условиями общества. Это в полной мере относится и к поиску путей математического образования детей дошкольного возраста. Математическое развитие дошкольников выступает в качестве особого «ключа» к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности. Оно значимо для формирования «картины мира» ребёнка и предполагает не только усвоение им математических представлений, но и развития у дошкольников мыслительных способностей. «Под математическим развитием дошкольников следует понимать изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций» [35]. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения его математике в начальной школе.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Это приводит к тому, что при обучении в школе запас заученных знаний кончается очень быстро и вот тогда неумение продуктивно мыслить, то есть самостоятельно выполнять мыслительные действия на математическом содержании очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой».
Больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.), будет иметь ребенок с развитым логическим мышлением. Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
З.А. Михайлова среди задач математического развития детей дошкольного возраста выделила задачи, связанные с познанием математических свойств и отношений: сенсорные способы познания, экспериментально-исследовательские и логические способы познания [21]. Овладение этими способами познания обеспечивают ребенку развитие интеллектуально-творческих способностей в процессе математического развития.
Логические способы познания -это сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, аналогия, систематизация. Даже если уровень развития ребёнка не высок, но организована работа по формированию и развитию логических приёмов мышления, то результат процесса выработки определённых математических навыков и умений будет значительно повышен.
В школе ребёнку понадобится умение сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям, делать определенные выводы. Все эти умения понадобятся ребёнку в школе, поэтому его необходимо научить сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Также ребёнок должен самостоятельно решать проблемные ситуации, приходить к логическому заключению [21].
Дети дошкольного возраста обучаются и познают окружающий мир посредством игры. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра - это ещё и средство воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Организовывая детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Взрослый, организующий игру, ставит перед собой следующие задачи: развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности, игра есть средство целенаправленного формирования личности [20]. Ну а для ребёнка целью является сама игра.
В эпоху информационных технологий, увеличиваются возможности родителей, педагогов, специалистов в сфере образовательного процесса, нового обучения, более качественного, интересного и занимательного. Вероятности применения современного компьютера разрешают более полно и эффективно осуществлять развитие способностей ребенка. В противовес обыкновенных технических способов обучения компьютер дает возможность ребенку не только довольствоваться огромным разнообразием подготовленных, строго отобранных организованных знаний, а также совершенствовать интеллектуальные и творческие умения, и что более важно, способность самостоятельно добывать новые знания.
Однако в условиях дошкольной образовательной организации компьютерные технологии ещё не нашли своего широкого применения, особенно в развитии логических способов познания математики. Возникает противоречие между необходимостью более эффективного развития логических способов познания математики детьми старшего дошкольного возраста и недостаточной ролью в этом процессе информационных технологий. Выявляется проблема: возможно ли с помощью информационных технологий повысить уровень развития логических способов познания математики у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования: эксперименты проходили в МБДОУ «Дубъязский детский сад «Гульчачак» Высокогорского района Республики Татарстан, в старшей группе, а также в МБОУ «Дубъязская средняя общеобразовательная школа» Высокогорского района Республики Татарстан.
Практическая значимость исследования: данные исследования будут полезны в работе педагогам дошкольных учреждений, родителям детей дошкольного возраста.
Структура работы: данная
Гипотезой нашего исследования служило возможность повысить уровень развития логических способов познания математики у детей старшего дошкольного возраста по средствам применения системы работы педагогом по этому направлению.
В работе были реализованы следующие методы: Анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, методы качественной и количественной обработки данных.
Опиралась на труды таких психологов и педагогов как, Выготского Л.С.; Эльконина Д.Б.; Лобановой Е.А.; Поддъякова А.Н.; Селевко Г.К.;
Методологическая база исследования:
Объект исследования: развитие логических способов познания математики у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: система работы по использованию информационных технологий у детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования: разработка системы работы по применению информационных технологий в развитии логических способов познания у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью нами были определены задачи исследования:
1. Рассмотреть в психолого-педагогической литературе теоретические аспекты проблемы.
2. Провести диагностики уровня развития логических способов познания у детей старшего дошкольного возраста.
3. Предложить систему работы по использованию информационных технологий в развитии логических способов познания у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проверить в опытно-экспериментальной работе её эффективность.
Дети, при поступлении в первый класс, умеют читать, считать и взрослым думается, что их чада полностью подготовлены к школьному обучению. Тем не менее некая часть первоклассников уже в первые месяцы учебы испытывают трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно - следственных связей.
Прежде чем познать окружающую действительность и войти в мир математики, ребенку необходимо освоить логико-математические средства и способы познания, представления, от этого напрямую зависит развитие познавательных процессов таких как, способность анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выяснять закономерности, упорядочивать, конкретизировать. От содержания математического развития, осваиваемого малышом, позволяет на чувственном, а в дальнейшем и логическом уровне развить определенные структуры мышления, которые впоследствии будут формировать основные математические понятия. Сериация, классификация, сравнение являются основными способами познания следующих свойств, как форма, размер и количество. Информатизация общего образования в Российской Федерации уже имеет свои истоки и традиции. Компьютер стремительно входит в нашу жизнь, становится нужным и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Реализовывание современных компьютеров в деятельности с детьми дошкольного возраста только набирает обороты. В данное время информационного общества нельзя представить себе мир без информационных ресурсов. На сегодняшний момент информационное пространство призывает владеть компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.
Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает расширить возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, при освоении логических способов познания на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ИКТ незаменимый помощник, мультимедиа, мультфильм, презентации, интерактивные игры-презентации, компьютерная графика и многое другое, дает возможность ребенку посмотреть по новому на образовательный процесс, заинтересовывает, вызывает восторг, учит самостоятельности, усидчивости. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
Проведенная нами и вышеизложенная работа показывает эффективность применения информационных технологий в образовательном процессе, занятия, проходящие в традиционной форме, дают результат, но нами было установлено, что эффективней привлекать ИКТ в образование, обучение становится интереснее, знания добываются легче.
Прежде чем познать окружающую действительность и войти в мир математики, ребенку необходимо освоить логико-математические средства и способы познания, представления, от этого напрямую зависит развитие познавательных процессов таких как, способность анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выяснять закономерности, упорядочивать, конкретизировать. От содержания математического развития, осваиваемого малышом, позволяет на чувственном, а в дальнейшем и логическом уровне развить определенные структуры мышления, которые впоследствии будут формировать основные математические понятия. Сериация, классификация, сравнение являются основными способами познания следующих свойств, как форма, размер и количество. Информатизация общего образования в Российской Федерации уже имеет свои истоки и традиции. Компьютер стремительно входит в нашу жизнь, становится нужным и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Реализовывание современных компьютеров в деятельности с детьми дошкольного возраста только набирает обороты. В данное время информационного общества нельзя представить себе мир без информационных ресурсов. На сегодняшний момент информационное пространство призывает владеть компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.
Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает расширить возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, при освоении логических способов познания на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ИКТ незаменимый помощник, мультимедиа, мультфильм, презентации, интерактивные игры-презентации, компьютерная графика и многое другое, дает возможность ребенку посмотреть по новому на образовательный процесс, заинтересовывает, вызывает восторг, учит самостоятельности, усидчивости. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
Проведенная нами и вышеизложенная работа показывает эффективность применения информационных технологий в образовательном процессе, занятия, проходящие в традиционной форме, дают результат, но нами было установлено, что эффективней привлекать ИКТ в образование, обучение становится интереснее, знания добываются легче.
Подобные работы
- Организация деятельности педагога по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе иллюстрирования сказок
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений средствами проектно-исследовательской деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017



