Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ И ВОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №29124

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
682
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты волевой деятельности
1.1. Основные понятия психологической теории воли 7
1.2. Особенности развития волевых качеств в дошкольном возрасте 16
Глава 2. Выявление эффективности программы по формированию
элементов произвольного поведения у старших дошкольников
2.1. Исследование волевого поведения и волевых качеств детей старшего
дошкольного возраста 26
2.2. Система работы по формированию элементов произвольного поведения
у детей старшего дошкольного возраста 38
2.3. Анализ результатов исследования и их интерпретация 41
Заключение 47
Библиографический список 49
Приложение


В современной психологии детству отводится роль важнейшего периода жизни человека, в ходе которого закладываются основы дальнейшего развития его личности. Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. В дошкольном возрасте вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Именно эти качества делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности.
В педагогической психологии, психологии личности, возрастной психологии общим проблемам воли и волевой регуляции дошкольников посвящены работы Божович Л.И., Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Иванникова В.А., Ильина Е.П., Рубинштейна С.Л., Смирновой Е.О. и других.
Анализ исследований по проблеме развития воли показал, что ее совершенствование связано с общим интеллектуальным развитием детей. Волевое действие, составляющее сущность и единицу волевого поведения, требует особо пристального внимания в плане изучения степени его сформированности в период дошкольного детства. Кроме того, в контексте данной проблемы актуальным является исследование структуры волевого действия, а также изучение качественных характеристик, касающихся возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что сейчас дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству, и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры, подвижные игры. Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Уход игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестает быть школой произвольного поведения [2], но никакая другая деятельность для ребенка 3 - 6 лет выполнить эту функцию не может. А ведь произвольность - это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение остается ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых и в этом случае процесс формирования воли приобретает или неправильное направление, или же вообще затрудняется.
Родители, психологи - практики, воспитатели, учителя отмечают низкий уровень произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста на рубеже дошкольного детства, что затрудняет дальнейшую адаптацию к обучению в школе. Большинство имеющихся на сегодняшний день методических рекомендаций ограничиваются лишь советами родителям и воспитателям: воспитывать волю и целенаправленность, учить владеть собой, сдерживать непосредственные желания, формировать способность преодолевать препятствия и пр. В результате воспитательная работа, направленная на развитие воли и произвольности, сводится к таким же призывам или даже требованиям, адресованным уже детям: не бояться трудностей, доводить дело до конца, сдерживать свои желания и пр. В силу этого разработка научно обоснованных методов и методик формирования воли и произвольности, начиная с раннего детства, является чрезвычайно важной [9].
Необходимость изучения влияния образовательных технологий на волевую сферу дошкольника имеет важное значение для определения трудностей в подготовке к школе, связанных с неусидчивостью, отсутствием выдержки и настойчивости, а также для определения действенности систем воспитания и обучения в общем развитии дошкольника.
Таким образом, значимость развития произвольной сферы ребёнка ясна, нерешённым остаётся вопрос о том, как именно развивать столь важное качество.
Итак, необходимость данного исследования определяется наличием следующего противоречия:
• между ориентировкой современного общества на создание условий для формирования всесторонне и гармонически развитой личности и исключением из жизни дошкольника игры, как основного вида деятельности, в недрах которого и происходит развитие волевых действий.
Данное противоречие подтверждает актуальность темы исследования - Формирование волевых качеств и волевого поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Цель нашего исследования - расширить представления о научных достижениях в рамках представленной проблемы и обосновать способы формирования волевого поведения старших дошкольников.
Объект исследования - волевая сфера ребёнка старшего дошкольного возраста;
Предмет - руководство формированием волевых качеств и произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза - мы предположили, что формирование произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста в современных условиях будет эффективным, если будут:
- учтены индивидуальные особенности детей,
- выявлены и созданы педагогические условия, способствующие формированию произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста;
- организовано взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса в преемственной связи (воспитатель, инструктор по физической культуре, психолог, родители).
Задачи исследования;
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста.
2. Подобрать и апробировать диагностический материал для определения произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать систему игр для развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования был использован комплекс методов, включающий в себя: теоретический анализ и систематизацию данных психолого-педагогических исследований, касающихся проблемы волевой регуляции детей дошкольного возраста; методика «Не подглядывай»
(Автор И.В. Дубровина), методика изучения выполнения детьми правил в подвижной игре «Хитрая лиса» (Авторы:Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); тест на выявление волевых качеств Закрась фигуры (О.Дьяченко).
Практическая значимость - мы считаем, что теоретический материал и разработанная нами система игр и упражнений, которая направлена на развитие произвольного поведения ребёнка, будет представлять интерес для воспитателей и специалистов, работающих в старших группах детского сада.
Работа состоит из введения, глав с обзором литературы, описанием методов исследования и результатов экспериментально-психологического исследования, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В дошкольном возрасте у детей формируются произвольные действия и волевые качества, играющие важную роль в становлении личности. К концу дошкольного возраста ребенок должен управлять своим поведением, умственной деятельностью. Волевая готовность очень важна в развитии ребенка. В случае неразвитости волевого компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку.
Итак, воля ребенка развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности.
Нами обобщен и систематизирован изученный теоретический материал, касающийся темы исследования; организована экспериментальноисследовательская часть работы по изучению развития основных компонентов волевого действия детей.
В результате проведенных нами исследований было выявлено, что волевые качества детей старшего дошкольного возраста характеризуются средним и низким уровнем развития произвольного поведения, т.к. в этом возрасте еще только происходит активное формирование и развитие волевых качеств ребенка. Дети еще не владеют подчинением своего поведения определенной цели, не могут проявить силу воли для достижения цели. При необходимости проявить упорство дошкольники не способны довести до конца принятые решения, достигнуть поставленной цели, преодолевая различные препятствия на пути к ней. Конечно, в дошкольном возрасте формирование воли и произвольности ребенка только начинается. В этот период дети только начинают самостоятельно определять и осознавать свои действия. Но если с помощью педагогов и родителей они смогут делать что- то не слишком привлекательное для них в данный момент ради какой-то другой, более значимой цели, это уже явный признак того, что у них появляется волевое поведение. Это серьезный шаг в становлении воли и произвольности дошкольника.
Ребенок, выполняя разнообразные виды деятельности, преодолевая внутренние и внешние препятствия, постепенно вырабатывает в себе такие волевые качества, как решительность, целеустремленность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность.
В ходе нашего исследования мы установили, что дети, посещающие группу детского сада, имеют разный уровень волевой готовности к школе.
Развитие воли ребенка связано с выполнением требований взрослых, за которыми стоят потребности и нормы общества. Чем выше уровень требований и большая четкость и постоянство их предъявлений - в пределах возрастных и индивидуальных возможностей человека, тем значительнее и надежнее результаты воспитания.



1. Боязитова И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту. - М., 1998. - 21 с.
2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.:Эксмо, 2003.
3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 1996. -160.
4. Иванников В.А. Произвольные процессы и проблема воли // Вестник МГУ. - 1986. - №2. - С.18-28.
5. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. - Киев: Рад.школа, 1971. - 199с.
6. Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность. - М.: Знание, 1987. - 80с.
7. Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 299с.
8. Левина Н.А. Система работы по эмоционально-волевому развитию: ст. и подг, группы. - Волгоград: Корифей, 2009. - 96 с.
9. Леонтьев Д.А. Личность: Человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. - 1988. - №3. - С.175-190.
10. Лисина М.И. О механизме смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни // Вопросы психологии. - 1978. - №5. - С.73.
11. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е. Обучение жизненно важным факторам. - СПб.: Образование - культура, 2002.
12. Мельникова Л.В. О значении развития воли у ребенка // Научноисследовательские материалы по истории российской психологии. - Ярославль; Тверь; Красногорск, 2001. - Т. 3. - С. 352-357.
13. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр Академия, 1999. - 456 с.
14. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1985.
15. Немов Р.С. Психология. - М.: Владос. - 2003.
16. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психологическая готовность ребенка к школе. - М.: Владос, 2001.
17. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. - М.: Высшее образование, 2005. - 484с.
18. Психологический словарь: термины и понятия общей психологии, социальной, возрастной и педагогической психологии / В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский. - М.: Педагогика, 1993. - 448с.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб. Питер, 1999. - 712с.
20. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. -- 366 с.
21. Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире. - М.: Дрофа, 2006.- 270 с.
22. Смирнова Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. - 2004. - №1. - С.90-101.
23. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Дону: Феникс, 2006. - 542с.
24. Тыхтылова Е. А. Влияние уровня волевой активности на формирование индивидуальности старших дошкольников // Психология обучения. - 2009. - № 9. - С. 34-43.
25. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии
- М.: Владос, 2005. - 420 с.
26.Эльконин, Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
27. Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ