ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Сущность понятия «учебная мотивация» 6
1.2. Особенности формирования учебной мотивации у младших школьников 11
1.3. Использование групповых форм обучения в начальной школе. . 19
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 35
2.1. Диагностика учебной мотивации у младших школьников 35
2.2. Использование групповых форм на уроке, способствующих учебной
мотивации у младших школьников 42
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 45
Выводы по второй главе 48
Заключение 49
Список литературы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Сущность понятия «учебная мотивация» 6
1.2. Особенности формирования учебной мотивации у младших школьников 11
1.3. Использование групповых форм обучения в начальной школе. . 19
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 35
2.1. Диагностика учебной мотивации у младших школьников 35
2.2. Использование групповых форм на уроке, способствующих учебной
мотивации у младших школьников 42
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 45
Выводы по второй главе 48
Заключение 49
Список литературы
Актуальность исследования. Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности базируется на мотивах, под ними понимаются конкретные причины, побуждения, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить как отношение ученика к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают взаимосвязи потребности и интересы, желания и эмоции, установки и идеалы. По этой причине мотивы - крайне сложные образования, представляющие собой системы, в которых осуществляются исследования и анализ альтернатив, выбор и утверждение решений.
Мотивы всегда представляют собой сложные комплексы. В педагогическом процессе в большинстве случаев имеется дело с несколькими действующими мотивами. Не всегда мотивы бывают осознаны учителями и учащимися. [12, с. 14]
Подлинный источник мотивации ученика находится в нем самом. Вот именно по этой причине, главное значение уделяется не мотивам обучения - внешнему нажиму, а мотивам учения - внутренним побудительным силам.
В силу собственной динамичности, мотивационная сфера ребенка предоставляет большие способности и возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для успешного учения. Кроме этого, высокая мотивация способна исполнять роль компенсаторного фактора в условиях недостаточно высоких специальных возможностей, либо недостаточного резерва у учащихся необходимых знаний, умений и навыков.
Поэтому проблемой исследования является недостаточность использования групповых форм обучения в педагогической практике. Отталкиваясь от сказанного, была сформулирована цель исследования: выявление наиболее эффективных групповых форм обучения в процессе формирования учебной мотивации младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования учебной мотивации младших школьников.
Предмет исследования - групповые формы обучения, способствующие повышению учебной мотивации у младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников будет более успешным, если применять групповые формы обучения.
В соответствии с проблемой, объектом, целью, и гипотезой исследования были поставлены такие задачи как:
- изучить психолого-педагогическую литературу особенности мотивационной сферы ребенка в начальной школе;
- выявить теоретические основы и методики формирования мотивации школьников;
- апробировать материал, стимулирующий мотивацию учащихся при работе в группе;
- оценить эффективность использование материала.
Методологическую основу исследования составили труды многих педагогов и психологов, которые занимались вопросами изучения мотивации младших школьников. Трудностями организации учебной деятельности в начальной школе, занимались такие известные ученые, как В.В. Давыдов,В.А. Сухомлинский, А.С. Шарапова, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и другие. [61, c.18]
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, с целью задачами гипотезой работы:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. Психодиагностика мотивации учащихся (анкета Н.Г. Лускановой).
3. Педагогическое наблюдение.
Практическая значимость: использование приемов групповой и парной работы, их эффективность.
Опытно - экспериментальную базу исследования составили учащиеся 3 «а», 3 «е» класса МБОУ «Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 62» Авиастроительного района города Казани.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.
Содержание выпускной квалификационной работы изложено на - 56 страницах, список литературы включает - 61 наименование.
Мотивы всегда представляют собой сложные комплексы. В педагогическом процессе в большинстве случаев имеется дело с несколькими действующими мотивами. Не всегда мотивы бывают осознаны учителями и учащимися. [12, с. 14]
Подлинный источник мотивации ученика находится в нем самом. Вот именно по этой причине, главное значение уделяется не мотивам обучения - внешнему нажиму, а мотивам учения - внутренним побудительным силам.
В силу собственной динамичности, мотивационная сфера ребенка предоставляет большие способности и возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для успешного учения. Кроме этого, высокая мотивация способна исполнять роль компенсаторного фактора в условиях недостаточно высоких специальных возможностей, либо недостаточного резерва у учащихся необходимых знаний, умений и навыков.
Поэтому проблемой исследования является недостаточность использования групповых форм обучения в педагогической практике. Отталкиваясь от сказанного, была сформулирована цель исследования: выявление наиболее эффективных групповых форм обучения в процессе формирования учебной мотивации младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования учебной мотивации младших школьников.
Предмет исследования - групповые формы обучения, способствующие повышению учебной мотивации у младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников будет более успешным, если применять групповые формы обучения.
В соответствии с проблемой, объектом, целью, и гипотезой исследования были поставлены такие задачи как:
- изучить психолого-педагогическую литературу особенности мотивационной сферы ребенка в начальной школе;
- выявить теоретические основы и методики формирования мотивации школьников;
- апробировать материал, стимулирующий мотивацию учащихся при работе в группе;
- оценить эффективность использование материала.
Методологическую основу исследования составили труды многих педагогов и психологов, которые занимались вопросами изучения мотивации младших школьников. Трудностями организации учебной деятельности в начальной школе, занимались такие известные ученые, как В.В. Давыдов,В.А. Сухомлинский, А.С. Шарапова, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и другие. [61, c.18]
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, с целью задачами гипотезой работы:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. Психодиагностика мотивации учащихся (анкета Н.Г. Лускановой).
3. Педагогическое наблюдение.
Практическая значимость: использование приемов групповой и парной работы, их эффективность.
Опытно - экспериментальную базу исследования составили учащиеся 3 «а», 3 «е» класса МБОУ «Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 62» Авиастроительного района города Казани.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.
Содержание выпускной квалификационной работы изложено на - 56 страницах, список литературы включает - 61 наименование.
Как видим, проведенный эксперимент по использованию приемов групповой и парной работы в начальной школе дает отличные результаты в дальнейшем. Ученики быстро учатся критично мыслить, что помогает им стать более самостоятельными и независимыми. В будущем для них не будет неразрешимых задач. Благодаря методам, учебный процесс превращается для ученика в настоящую интеллектуальную деятельность, которая дает реальные результаты и дает возможность находить различные решения даже самых нестандартных вопросов, помогая развивать навыки общения внутри коллектива. Изучая данные, анализируя информацию, рассматривая различные точки зрения, участвуя в коллективном обсуждении, ученики учатся находить ответы на волнующие их вопросы. Они учатся убедительно аргументировать свои ответы, используя доказательства (информационный текст, личный опыт, статистические данные). Данные методы можно применять на любом уроке, учитель может приспособить стратегию, исходя из темы урока и собственных планов.
Этап развития ребенка, характеризующийся тем, что он впервые включается в новую социально значимую деятельность, важную не только для него, но и для окружающих. Общеизвестно, что к окончанию дошкольного детства у ребенка формируется довольно мощная мотивация к обучению в школе. Психологи определяют это новое личностное образование как «внутреннюю позицию школьника». Заключается она в потребности ребенка посещать школу (носить школьную форму, ранец), включаться в новую для него деятельность учения, завоевать новое положение среди окружающих. Также психологи отмечают, что на границе дошкольного и школьного детства совершается впервые осознаваемое самим ребенком несоответствие между его объективным положением и его внутренним убеждением. Данная обширная потребность формирует так называемую субъективную готовность к школе. Наравне с этим имеется и объективная готовность к школе - уровень знаний и умений, с которым ребенок приходит в школу.
В данной работе была выдвинута гипотеза: развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников будет более успешным, если применять групповые формы обучения.
В ходе исследования был сделан анализ теоретических основ формирования мотивации учащихся при помощи анкетирования учащихся. На уроках были применены методы групповой и парной работы учащихся.
Проведенная исследовательская работа позволяет сделать следующий основной вывод: использованные методы имеют положительное влияние на мотивацию учения учащихся.
Работа над выпускной квалификационной работой позволила сделать следующие выводы:
1. Необходимо на уроках включать новые приемы для работы в группах.
2. Учитель должен грамотно формировать группы в классе для работы на уроках.
3. Ученик должен обладать способностью объяснять грамотно, с аргументами, отстаивать свою точку зрения, должен научится слушать своих товарищей.
Этап развития ребенка, характеризующийся тем, что он впервые включается в новую социально значимую деятельность, важную не только для него, но и для окружающих. Общеизвестно, что к окончанию дошкольного детства у ребенка формируется довольно мощная мотивация к обучению в школе. Психологи определяют это новое личностное образование как «внутреннюю позицию школьника». Заключается она в потребности ребенка посещать школу (носить школьную форму, ранец), включаться в новую для него деятельность учения, завоевать новое положение среди окружающих. Также психологи отмечают, что на границе дошкольного и школьного детства совершается впервые осознаваемое самим ребенком несоответствие между его объективным положением и его внутренним убеждением. Данная обширная потребность формирует так называемую субъективную готовность к школе. Наравне с этим имеется и объективная готовность к школе - уровень знаний и умений, с которым ребенок приходит в школу.
В данной работе была выдвинута гипотеза: развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников будет более успешным, если применять групповые формы обучения.
В ходе исследования был сделан анализ теоретических основ формирования мотивации учащихся при помощи анкетирования учащихся. На уроках были применены методы групповой и парной работы учащихся.
Проведенная исследовательская работа позволяет сделать следующий основной вывод: использованные методы имеют положительное влияние на мотивацию учения учащихся.
Работа над выпускной квалификационной работой позволила сделать следующие выводы:
1. Необходимо на уроках включать новые приемы для работы в группах.
2. Учитель должен грамотно формировать группы в классе для работы на уроках.
3. Ученик должен обладать способностью объяснять грамотно, с аргументами, отстаивать свою точку зрения, должен научится слушать своих товарищей.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Особенности учебной мотивации младшего школьника
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Использование групповой работы на уроках математики как способ
формирования учебного сотрудничества младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



