Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Сущность понятия «учебная мотивация» 6
1.2. Особенности формирования учебной мотивации у младших школьников 11
1.3. Использование групповых форм обучения в начальной школе. . 19
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 35
2.1. Диагностика учебной мотивации у младших школьников 35
2.2. Использование групповых форм на уроке, способствующих учебной
мотивации у младших школьников 42
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 45
Выводы по второй главе 48
Заключение 49
Список литературы
Актуальность исследования. Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности базируется на мотивах, под ними понимаются конкретные причины, побуждения, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить как отношение ученика к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают взаимосвязи потребности и интересы, желания и эмоции, установки и идеалы. По этой причине мотивы - крайне сложные образования, представляющие собой системы, в которых осуществляются исследования и анализ альтернатив, выбор и утверждение решений.
Мотивы всегда представляют собой сложные комплексы. В педагогическом процессе в большинстве случаев имеется дело с несколькими действующими мотивами. Не всегда мотивы бывают осознаны учителями и учащимися. [12, с. 14]
Подлинный источник мотивации ученика находится в нем самом. Вот именно по этой причине, главное значение уделяется не мотивам обучения - внешнему нажиму, а мотивам учения - внутренним побудительным силам.
В силу собственной динамичности, мотивационная сфера ребенка предоставляет большие способности и возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для успешного учения. Кроме этого, высокая мотивация способна исполнять роль компенсаторного фактора в условиях недостаточно высоких специальных возможностей, либо недостаточного резерва у учащихся необходимых знаний, умений и навыков.
Поэтому проблемой исследования является недостаточность использования групповых форм обучения в педагогической практике. Отталкиваясь от сказанного, была сформулирована цель исследования: выявление наиболее эффективных групповых форм обучения в процессе формирования учебной мотивации младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования учебной мотивации младших школьников.
Предмет исследования - групповые формы обучения, способствующие повышению учебной мотивации у младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников будет более успешным, если применять групповые формы обучения.
В соответствии с проблемой, объектом, целью, и гипотезой исследования были поставлены такие задачи как:
- изучить психолого-педагогическую литературу особенности мотивационной сферы ребенка в начальной школе;
- выявить теоретические основы и методики формирования мотивации школьников;
- апробировать материал, стимулирующий мотивацию учащихся при работе в группе;
- оценить эффективность использование материала.
Методологическую основу исследования составили труды многих педагогов и психологов, которые занимались вопросами изучения мотивации младших школьников. Трудностями организации учебной деятельности в начальной школе, занимались такие известные ученые, как В.В. Давыдов,В.А. Сухомлинский, А.С. Шарапова, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и другие. [61, c.18]
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, с целью задачами гипотезой работы:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. Психодиагностика мотивации учащихся (анкета Н.Г. Лускановой).
3. Педагогическое наблюдение.
Практическая значимость: использование приемов групповой и парной работы, их эффективность.
Опытно - экспериментальную базу исследования составили учащиеся 3 «а», 3 «е» класса МБОУ «Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 62» Авиастроительного района города Казани.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.
Содержание выпускной квалификационной работы изложено на - 56 страницах, список литературы включает - 61 наименование.
Как видим, проведенный эксперимент по использованию приемов групповой и парной работы в начальной школе дает отличные результаты в дальнейшем. Ученики быстро учатся критично мыслить, что помогает им стать более самостоятельными и независимыми. В будущем для них не будет неразрешимых задач. Благодаря методам, учебный процесс превращается для ученика в настоящую интеллектуальную деятельность, которая дает реальные результаты и дает возможность находить различные решения даже самых нестандартных вопросов, помогая развивать навыки общения внутри коллектива. Изучая данные, анализируя информацию, рассматривая различные точки зрения, участвуя в коллективном обсуждении, ученики учатся находить ответы на волнующие их вопросы. Они учатся убедительно аргументировать свои ответы, используя доказательства (информационный текст, личный опыт, статистические данные). Данные методы можно применять на любом уроке, учитель может приспособить стратегию, исходя из темы урока и собственных планов.
Этап развития ребенка, характеризующийся тем, что он впервые включается в новую социально значимую деятельность, важную не только для него, но и для окружающих. Общеизвестно, что к окончанию дошкольного детства у ребенка формируется довольно мощная мотивация к обучению в школе. Психологи определяют это новое личностное образование как «внутреннюю позицию школьника». Заключается она в потребности ребенка посещать школу (носить школьную форму, ранец), включаться в новую для него деятельность учения, завоевать новое положение среди окружающих. Также психологи отмечают, что на границе дошкольного и школьного детства совершается впервые осознаваемое самим ребенком несоответствие между его объективным положением и его внутренним убеждением. Данная обширная потребность формирует так называемую субъективную готовность к школе. Наравне с этим имеется и объективная готовность к школе - уровень знаний и умений, с которым ребенок приходит в школу.
В данной работе была выдвинута гипотеза: развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников будет более успешным, если применять групповые формы обучения.
В ходе исследования был сделан анализ теоретических основ формирования мотивации учащихся при помощи анкетирования учащихся. На уроках были применены методы групповой и парной работы учащихся.
Проведенная исследовательская работа позволяет сделать следующий основной вывод: использованные методы имеют положительное влияние на мотивацию учения учащихся.
Работа над выпускной квалификационной работой позволила сделать следующие выводы:
1. Необходимо на уроках включать новые приемы для работы в группах.
2. Учитель должен грамотно формировать группы в классе для работы на уроках.
3. Ученик должен обладать способностью объяснять грамотно, с аргументами, отстаивать свою точку зрения, должен научится слушать своих товарищей.
1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. - 296 с.
2. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. — Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. - 280 с
3. Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. Анатолия, 2003, 57 с.
4. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников: учебно-методическое пособие / Э. А. Баранова. - Санкт-Петербург: Речь, 2005. - 121 с.
5. Белоусова Т.Н., Мазниченко М.А. Исследования и проекты: что снижает мотивацию школьников к познанию //Народное образование. - 2010. - № 8. - С. 169-175.
6. Блинова Е.Р. Мотивация учебно-познавательной деятельности школьников с помощью контекстной задачи. Пять процентов мотивированных детей - не мало ли? //Народное образование. - 2010. - № 6. - С. 210-220.
7. Бухалко, Н.И. Групповая работа на уроках русского языка во 2-м классе / Н.И. Бухалко// Начальная школа плюс и До и После. - 2008. - № 4.
8. Вахрушев А.А., Кузнецова И.В. Как мы предлагаем использовать технологию работы в малых группах - 2004. - №2. - С. 18 - 25.
9. Витковская И. М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников.// Начальная школа. - 1997-№12
10. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением Вып.2. /Под ред. Л. С. Выготского - М.: Просвещение, 1997. - С. 315.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4 - М.: Просвещение, 1983.- 199 с.
12. Гальперин В.Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования // Теория учения: Хрестоматия. М., 1998. С.46-53.
13. Гиниятуллина Опыт организации групповой работы на уроках.// Начальная школа. - 2004 - № 1
14. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения./ А.В. Дворецкая. // народное образование. - 2006. - №2. - С.157 - 159
15. Доржиева И. А. Организации групповой работы в начальной школе//ПрофиСтарт. URL: http: //www.profistart.ru.
16. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении.-М.: Педагогика,1991
17. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. - Красноярск.: АСТ «Астрель»,1984. 81с.
18. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении - М.: Просвещение, 1994. - 114 с.
19. Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников//Начальная школа. -2009. - №2 - с 19-22
20.Задунова Е.В., Омельченко А.А. Формирование ученой мотивации младших школьников// Начальная школа. - 2007. - № 2 - с.20-21
21. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2008. - 508 с.
22. Карпова Е.В., Кулешова О.Н. Развивающие системы обучения и формирование мотивации. Яр., 2004
23. Карпова Е.В., Шевко О.Н. Возможности применения проблемного обучения в начальной школе.// Психология педагогического мышления: теория и эксперимент. М., 1998
24. Климонова Г.Н. Опыт организации групповой работы на уроках// Эйдос. 2008. №2. С.22-34.
25. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.:Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
26. Костенко О.П. Развитие мотивации школьников в учебнопознавательной деятельности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 37. - С. 135-136.
27. Кувалдина М.М. Педагогические условия формирования познавательной мотивации у младших школьников в учреждениях дополнительного образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Вятский государственный гуманитарный университет. Киров, 2007. - 134 с
28. Кувалдина М.М. Условия формирования познавательной мотивации младших школьников // Вестник новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2007. - № 40, с. - 32-34
29. Кудряшова, Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г.Кудряшова, О.В.Чиханова // Начальная школа плюс До и После. - 2007. №3.
30. Кузнецова А.Я. Гуманизация образования и интеллект - Новосибирск, Броксо, 2003. - 130 с.
31. Кузнецова, И.В., Почему нужно работать в группах? / И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. - 2002. - № 11.
32. Курмаева О. И. Реализация системно-деятельностного подхода через организацию совместно-распределенной работы на уроках в начальной школе//Учусь и учу. URL: http://kolga.iimdo.com.
33. Леонтьев А.А. Психология коллективной деятельности в учении// Начальная школа плюс. 2002., № 11. С. 4-6.
34. Лукьяненко М.А. Психологические механизмы формирования учебно - познавательной мотивации младших школьников // Сборник научных трудов Swоrld. - 2011. - Т. 20. - № 2. - С. 13-15.
35. Лусканова Н. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов // Школьны психолог. - 2001 . - № 9 - с. 8-11
36. Лысиченкова С.А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию //Молодой ученый. - 2012. - № 4. - С. 428-431.
37. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя / А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 168 с.
38. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
39. Маслоу А. Г. Мотивация и личность/ Абрахам Маслоу ; [пер. с англ.: Т. Гутман, Н. Мухина]. - 3-е изд. - Москва[и др.] : Питер, 2009. - 351 с.
40. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М. В. Матюхина. - Москва : Педагогика, 1984. - 144 с.
41. Мктчян М. А. Общие методики учебных занятий. - Красноярск, 1992
42. Мотивация познавательной деятельности [Текст] : сборник научных трудов / Академия педагогических наук. Научно-исследовательский институт общего образования взрослых; ред. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобской. - Ленинград:[б. и.], 1972. - 117 с.
43. Нестерова Е. А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников// Я иду на урок. URL: http: //www.uchportal .ru/publ/15-1-0-1251.
44. Носова И. В. Особенности работы в малых группах// Начальная школа плюс до и после.2004. №6. С. 69-72.
45. Пальчевский С. С. Формы работы на уроке// Помощник для студентов. URL:
http://uchebnikionline.ru/pedagogika/pedagogika palchevskiy ss/formi robot i urotsi.htm.
46. Рамазанов И.Р. Анализ процесса формирования внешней и внутренней учебной мотивации школьников//Аспирантский вестник Поолжья. -2005 - № 1 - с. 17-19
47. Савушкина Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т.П. Савушкина Завуч начальной школы. - 2008.-№ 4.
48. Сапронов И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника // Знание. Понимание. Умение. - 2008 - № 3 - с. 185-188
49. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
50. Степанов С. Мотивация внешняя и внутренняя// Школьный психолог. - 2005 - № 24 - с. 12-13
51. Степанова М. Замкнутый круг мотивации //Школьный психолог. - 2000. - № 9. - с. 36-39
52. Стирбинскене С.А. Формирование познавательной мотивации у младших школьников //Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования - 2012 - № 16 - С. 100-102.
53. Сухомлинский В.А.. Сердце отдаю детям: издание четвертое.
Издательство «Радянська школа», Киев, 1973.- 145 с.
54. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании. Рига, 1997
55. Тарасова С.И., Зайцева О.Г., Таранова Е.В., Таран О.А., Волобуева Е.В. Основные направления формирования мотивов учения у младших школьников // Социально-гуманитарные знания. 2012 - № 9 - С. 103-108.
56. Торасова М.А. Групповая форма работы - как способ организации
обучения//Фестиваль педагогических идей. URL: http://
festival.1september.ru.
57. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? Москва-Рига, 2000
58. Цукерман ГА. Виды общения в обучении. Томск: «Эксмо».1993. 287 с.
59. Цукерман, Г.А., Зачем детям учиться вместе?/ Г.А. Цукерман. - М.: Просвещение,1985.
60.Чиханова О. В. Групповая форма организации урока введения нового знания // Начальная школа плюс до и после. 2003. №2.С. 36-47.
61.Эльконин Д.Б. Психология обучения школьников/Д.Б.Эльконин. - М.: Знание, 1974. - 64 с.