Содержание и организация деятельности социального педагога в дошкольном образовательном учреждении по
преодолению последствий семейного насилия над детьми
Введение 3
Глава 1. Насилие над детьми дошкольного возраста как психологопедагогическая проблема
1.1 Анализ состояния изученности проблемы насилия над детьми
дошкольного возраста. 11
1.2 Насилие над детьми как психолого-педагогическая проблема. 45
1.3 Педагогический подход к содержанию и организации деятельности
социального педагога в дошкольном учреждении по преодолению
последствий семейного насилия над детьми 67
Глава 2 Совершенствование деятельности социального педагога в
дошкольном образовательном учреждении по преодолению последствий
семейного насилия над детьми
2.1 Организация деятельности социального педагога в дошкольном
образовательном учреждении по преодолению семейного насилия над
дошкольниками 92
2.2 Совершенствование содержания деятельности социального педагога в
дошкольном образовательном учреждении по преодолению последствий
семейного насилия над детьми 120
2.3 Анализ результатов опытно – экспериментальной работы по изучению
эффективной деятельности социального педагога по преодолению
последствий семейного насилия над детьми. 139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154
БИБЛИОГРАФИЯ 158
ПРИЛОЖЕНИЕ 179
Актуальность исследования. Проблема насилия над личностью,
особенно над детьми, представляет малоисследованную сферу в
педагогической науке. Зарубежные ученые начали её изучение в 70-е годы
прошлого столетия.
В России проблемы жестокого обращения с детьми впервые
обсуждались на 1 Московской международной конференции ”Службы
психического здоровья в раннем развитии ребенка” в 1995 году. В апреле
1996 г. в Москве состоялась Всероссийская конференция “Насилие как
проблема общественного здоровья”, которая проводилась Ассоциацией
общественного здоровья и Фондом “Здоровье и окружающая среда”.
В тоже время по данным Центра социальной и судебной психиатрии
им. Сербского жестокое обращение в семье испытывают в свыше 30% детей
5-7лет, 60-70% из них затем отстают в развитии, страдают физическими и
психо–эмоциональными расстройствами.
Ежегодно в России около миллиона детей 4-14 лет избиваются
родителями, более 50 тысяч из них в течение года сбегают из дома, спасаясь
от побоев родителей и старших родственников. Создавшаяся критическая
ситуация вывела в число важнейших направлений государственной политики
проблему профилактики и преодоления последствий семейного насилия над
детьми, поиск и создание различных систем эффективного решения ее.
Вместе с тем, анализ практики по преодолению последствий семейного
насилия над детьми и результатов научных исследований в этой области
показывают, что в настоящее время эффективных мер еще не найдено.
Имеют лишь отдельные предпосылки к решению этой проблемы.
Одним из эффективных инструментов решения проблемы жестокого
обращения с детьми и преодоления последствий семейного насилия над
детьми является социально – педагогическая деятельность дошкольного
учреждения, поскольку социально-педагогическая деятельность как вид
профессиональной деятельности направлен в первую очередь на4
гармонизацию взаимоотношений личности (в том числе и ребенка) с
окружающей её средой во всех сферах её жизнедеятельности ( в том числе и
в семье).
Существенный вклад в решение проблемы социально-педагогической
работы образовательного учреждения с семьей внесли А.И. Акулова,
Б.П.Битинас, В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, С.И.Григорьев, В.Н.Гуров,
М.П.Гурьянова, В.И.Загвязинский, Т.В.Лодкина, А.В.Мудрик, М.М.Плоткин,
В.Д.Семенов, В.А.Сластенин, Г.Н.Филонов, В.А.Фокин, Т.Ф.Яркина и др.
Многие вопросы семейного воспитания, в частности взаимосвязи семьи
и школы, вслед за Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, С.Т.Шацким,
В.А.Сухомлинским рассматривали Ю.П.Азаров, И.В.Гребенщиков,
В.М.Коротков, Б.Т.Лихачева, И.А.Малашихина, Г.А.Медынский,
Н.Н.Монахов, А.М.Низова, А.О.Пинт, А.Г.Хрипкова и др. Психологические
аспекты взаимодействия исследовали Б.Г.Ананьев, О.А.Ахвердова,
А.А.Бодалев, С.А.Беличева, В.А.Крутецкий, А.В.Петровский, В.С.Торохтий
и др. проблемы неблагополучных семей изучали Л.С.Алексеева,
М.А.Алемаскин, Э.В.Дунаева, Э.Г.Костяшкин, А. И.Кочетов, И.В.Кудовская,
И.А.Литвинов, И.А.Невский, Ю.И.Юричка и др.
Следует отметить вклад в решение этой проблемы и зарубежных
ученых Д.Барнза, Г.Бернлера, Б.Генри, Р.Рамзея, Д.Сноу, Л.Юнссона и др.
По мнению обозначенных выше, а также ряда других ученых,
взаимодействие образовательного учреждения с семьей и включение в это
взаимодействие окружающую микросреду повышает воспитательный
потенциал семьи, который становится мощным средством социализации,
социальной поддержки и защиты ребенка, средством преодоления
последствий семейного насилия.
Однако, несмотря на то, что отдельные аспекты рассматриваемой
проблемы достаточно широко представлены в работах российских и
зарубежных ученых, в целом нельзя заявить, что проблема преодоления
последствий семейного насилия в теоретическом и технологическом плане5
разработана достаточно. Определяется это и рядом выявленных в ходе
исследования противоречий:
- между потребностями общества, государства в формировании в
семьях полноценных развитых личностей и реальном наличии семейного
насилия, препятствующего решению обозначенной задачи;
- между потенциальными возможностями дошкольных
образовательных учреждений в преодолении последствий семейного насилия
над детьми и недостаточной теоретической и практической
разработанностью технологии преодоления семейного насилия над детьми;
- между темпами совершенствования, внедрения новых
востребованных технологий и готовностью социальных педагогов к
внедрению их в свою деятельность по преодолению последствий семейного
насилия.
С учетом актуальности и недостаточной разработанности этой
проблемы нами была выбрана тема исследования «Содержание и
организация деятельности социального педагога в дошкольном
образовательном учреждении по преодолению последствий семейного
насилия над детьми».
Объект исследования: социально-педагогическая работа дошкольного
образовательного учреждения с детьми, пережившими насилие в семье.
Предмет исследования: содержательные и организационные аспекты
деятельности социального педагога по преодолению последствий семейного
насилия над детьми дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать содержательный и организационный
компоненты деятельности социального педагога по преодолению
последствий семейного насилия над детьми дошкольного возраста.
Гипотеза исследования построена на том, что деятельность
социального педагога дошкольного образовательного учреждения по
преодолению последствий семейного насилия над детьми будет
эффективной, если:6
- будут выявлены дети, страдающие от семейного насилия и
относящиеся к группе риска;
- будет разработана программа системного просвещения родителей,
направленная на профилактику семейного насилия над дошкольниками в
семье;
- содержание деятельности социального педагога будет
сориентировано на использование активных форм взаимодействия детей,
родителей, социального педагога и общественных институтов;
- в дошкольном образовательном учреждении работа всех служб будет
скоординирована и направлена на личностный рост ребенка, родителей,
семьи в целом.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой
исследования его задачами явились следующие:
1. Провести анализ состояния изученности проблемы насилия над
детьми, в том числе и семейного насилия.
2. Разработать программу изучения дошкольников, подвергнутых
семейному насилию.
3. Выявить условия совершенствования системы организации и
содержания деятельности социального педагога в дошкольном учреждении
по преодолению последствий семейного насилия над детьми.
4. Разработать и апробировать организационно-содержательный
компонент деятельности социального педагога в дошкольном учреждении по
преодолению последствий семейного насилия над детьми.
Методологическую основу исследования составили философские и
историко–педагогические концепции о социальной обусловленности
процессов воспитания и развития личности, положения системного подхода к
изучению семьи, как социума, программно–методические материалы;
современные идеи и концепции личностно–ориентированной
направленности и личностно–деятельного содержания образовательного
процесса.7
Теоретической базой исследования являются фундаментальные труды
в области философии, психологии, общей и социальной педагогики.
Настоящее исследование осуществлялось, опираясь на труды ученых,
внесших значительный вклад в разработку социально–педагогической теории
воспитания (Л.П.Балуева, С.А.Беличева, В.З. Бочарова, П.Н.Блонский,
Б.З.Вульфов, В.Н.Гуров, М.П.Гурьянова, А.С.Макаренко, А.В.Мудрик,
С.Т.Шацкий, Г.Н.Филонов, Т.Ф.Яркина и др.).
Особую значимость для нашего исследования имели теоретические
идеи и положения, отраженные в трудах ученых, занимающихся проблемами
детей дошкольного возраста (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, Г.П. Казакова,
С.А.Козлова, И.Г.Ларионова, А.В.Тихонова и др.).
Для достижения цели и решения поставленных задач использовался
комплекс методов: изучение и анализ отечественных и зарубежных
литературных источников; анализ и обобщение передовой практики
социально-педагогической работы дошкольного учреждения с семьей;
педагогическое наблюдение, письменные и устные опросы, анализ
документов, тестирование. Ведущим методом исследования явилась опытно–
экспериментальная работа, в ходе которой разрабатывались содержательный
и организационный компоненты социально–педагогической работы по
преодолению последствий семейного насилий над детьми.
Исследование проводилось в течение пяти лет и включало три этапа:
На первом этапе (1999-2001 годы) изучалась и анализировалась
философская, психологическая и педагогическая литература по данной
проблеме. Полученный материал позволил выделить проблему исследования,
сформулировать рабочую гипотезу, наметить программу эксперимента,
определить цель, задачи, объект и предмет исследования.
На втором этапе (2001-2003 годы ) проводилась опытноэкспериментальная работа на базе МДОУ ЦРР “Русь” д/с№ 42 г. Ставрополя
Ставропольского края. Проводилась диагностическое исследование,
разрабатывалась программа эксперимента. В ходе опытно–8
экспериментальной работы определились организационные и
содержательные компоненты работы социального педагога.
На третьем этапе (2003-2004 годы) систематизировались, обобщались,
анализировались и оформлялись данные, полученные в ходе опытно–
экспериментальной работы, в виде диссертации.
Научная новизна: в процессе изучения новой эмпирической
реальности выявлены организационные и содержательные аспекты
деятельности педагога по преодолению последствий семейного насилия над
детьми дошкольного возраста; доказана необходимость комплексного
психолого-педагогического сопровождения детей, пострадавших от
семейного насилия. В исследовании определены пути и средства повышения
педагогического просвещения родителей, способствующие профилактике
применения насилия в семье.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его
результаты дополняют и обогащают существующие теории преодоления
различных видов насилия над детьми в семье и развивают на базе социальнопедагогической работы образовательного учреждения представление об ее
воспитательных возможностях и способах реализации в объекте этой
деятельности – семье.
Разработаны и обоснованы концептуальные подходы к преодолению
последствий семейного насилия над детьми в деятельности социального
педагога, дошкольного образовательного учреждения, что позволило
расширить научные представления о содержании и организации этой
деятельности.
Кризисные явления в различных сферах жизни общества обостряют
проблемы социализации подрастающего поколения. В настоящее время
особенно актуально изучение как процесса социализации ребенка, так и
факторов, влияющих на нее.
Одним мощных факторов социализации ребенка является семья. Все
самое лучшее ребенок может получить в гармоничной семье. Но и самые
большие проблемы в жизни дошкольника начинаются в семье, если в ней
происходит насилие.
Проблема насилия над детьми представляет малоизученную сферу в
педагогической науке. Изучением этой проблемы начали заниматься
относительно недавно.
В настоящее время в педагогике сложились и продолжают
накапливаться позитивные предпосылки для решения проблемы в отношении
насилия над детьми. В целом, в стране ведется активная опытноэкспериментальная работа, накоплен теоретический материал. Но остается
актуальной и требует исследования и разработок проблема выявления и
преодоления последствий различного вида насилия над детьми в семье.
Современная педагогика социальной работы с семьей пока
недостаточно обеспечена фундаментальными исследованиями в области
семейного насилия, в которых были бы раскрыты методология, теория, пути
и средства решения данной проблемы.
Решение задач выявления и преодоления последствий различного вида
насилия наталкивается на ряд противоречий:
-между возможностями дошкольного образовательного учреждения
решения вопросов насилия и недостаточной разработанностью системы
выявления и преодоления последствий различного вида насилия над детьми;
-между необходимостью раннего выявления и преодоления
последствий различного вида насилия и недостаточной разработанностью155
организационных и содержательных аспектов решения данной задачи в
дошкольном образовательном учреждении.
На поиск путей и способов решения названных проблем было
направлено наше исследование.
По нашему мнению, раннее выявление и преодоление последствий
насилия поможет успешной социализации личности. Результатом решения
поставленных в исследовании задач является теоретическое и
экспериментальное подтверждение нашей рабочей гипотезы.
Гипотеза нашего исследования была построена на том, что
деятельность социального педагога по выявлению и преодолению
последствий различного вида насилия в семье над детьми будет
эффективной, если:
-педагогическое просвещение родителей будет иметь системный, а не
эпизодический характер;
-в деятельности дошкольного образовательного учреждения будут
использованы активные формы взаимодействия детей; родителей,
социального педагога и общественных институтов;
-дошкольном образовательном учреждении работа всех служб будет
координирована и направлена на личностный рост ребенка, родителей и
семьи в целом.
Эффективность преодоления последствий и профилактики насилия над
детьми дошкольного возраста зависит в значительной степени от
организации работы с семьей в целом, а не только с ребенком.
Организовывая работу с семьей мы решаем проблему возникновения условий
для насилия в семье; работая с ребенком, мы решаем проблемы уже
последствий этого насилия.
Так, наша работа была нацелена на повышение педагогической
грамотности родителей, вовлечение большего количества социальных
институтов в решение данной проблемы.156
Особое внимание в ходе нашей экспериментальной работы было
уделено улучшению микроклимата семьи. С этой целью удачно была
организована совместная деятельность родителей, педагогов, детей. Именно
совместная деятельность детей и родителей увеличивает взаимное доверие,
обогащает атмосферу семьи, позволяет расти авторитету родителей у детей и
авторитету детей у родителей. Индивидуальная работа помогла детям
повысить свою значимость, позитивно относиться к собственному ”Я”.
Анализ научной литературы, наше диссертационное исследование
позволило сделать ряд выводов:
Абрамян Л.А. Эмоциональное самочувствие ребенка в процессе
взаимодействия с матерью Проблемы гуманизации воспитательно–
образовательного процесса в детском саду. – Пермь. 1993.
2. Алиев Г.А., Бельцов Н.И. Особенности преступлений, совершаемых в
сфере быта и досуга. М., 1997.- С.14.
3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и
социальной действительностью. -, ООО: “ЭЛИЗЕТРЭЙДИНГ”, 2002. –
128с.
4. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего
дошкольного возраста: Метод. пособие в помощь воспитателям и
психологам дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2002. – 96с.
5. Алябьева Е.А. Нравственно-Этические беседы и игры с
дошкольниками.-М.: ТЦ Сфера, 2003.-128с.
6. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их
компенсация. М., Наука, 1976.
7. Алексютина А.Т. Семья и воспитание - близнецы – братья
//Учительская газета, №32.
8. Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального
насилия. М., 2000.- С.66.
9. Азаров Ю.П. Педагогика любви свободы.- М.: “Топикал”, 1994.- 607с.
10.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы.- М.:
Аргументы и факты, 1993.- 608с.
11.Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления.- М.,
1990.
12.Андреенко Е.В. Социальная психология. Уч. пособие для студентов
педагог. ВУЗов. 2-е изд. Доп. М: Изд. центр Академия, 2002,- 264с.159
13.Антонов А. И. Микросоциология семьи: методология исследования
структур и процессов: Учебное пособие для вузов.- М.: Изд-во “NOTA
BENE”, 1998. - 359с.
14.Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: изд. центр “Академия”,
2000.- 78с.
15.Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная
социальная психология ХХ столетия. Уч. пособие для ВУЗов - М:
Аспект Пресс, 2002.- 286с.
16.Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М., 1992. с.111.
17.Антоян Ю.М. Преступная жестокость. М., 1994. - С. 54-55.
18.Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии.
М., Наука, 1987.- С.69.
19.Ауербах Ш. Генетика. М, 1966. с. 306.
20.Байков Ф.Я. Ответственность родителей: заметки о воспитании детей в
семье. – Л.: Лениздат, 1983.- 135с.
21.Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А. и др. Диагностика в
детском саду. Содержание и организация диагностической работы в
дошкольном образовательном учреждении. Метод. пособие. – Ростовна-Дону: “Феникс”, 2003. - 288с.
22.Белкин А.С. Знаете ли вы своего ребенка? – М.: Знание. 1986.- 76с.
23.Берковиц Леонард Агрессия: причины, последствия и контроль. –
СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.- 512с.
24.Бернс Р. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных.-
СПб., 1992г.
25.Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. – М., 1986г.
26.Бестужев-Лада И.В. Иван не встретит Марью, если мы не поможем
российской семье Труд-7 № 90, 1996
27.Бестужев – Лада И.В.Педагогический потенциал Культурологи:
контуры будущего // Народное образование, № 9, 1998.160
28.Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: Конфликт! – Новосибиск, 1983.
- 85с.
29.Бочарова В.Г. О некоторых методических подходах к пониманию
целостного процесса социализации, воспитания и развития личности
Теория и практика социальной работы: Общественный и зарубежный
опыт: В 2-х т., Москва – Тула, 1993. –Т.1- 460с., т.2.- 390с.
30.Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.- М., 1994.- 280с.
31.Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно
ориентированный подход. Монография. – М.: 1999.- 184с.
32.Богданова Т.Г., Братанова О.А. и др. Социальная дошкольная
педагогика и психология: Сборник программ нормативных курсов для
высших учебных заведений. - М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС,
2001.- 336с.
33.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей
младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского
сада.- М.; 1991.
34.Бодалева А.А. Популярная психология для родителей. -М.: Педагогика,
1989. - 256с.
35.Боулби Дж. Детям – любовь и заботу. - Л., 1989г.
36.Боулби Дж. Детям – любовь и заботу// Лишенные родительского
попечительства. - М., 1991 г.
37.Бочарова В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию
целостного процесса социализации, воспитания и развития личности//
Теория и практика социальной работы: общественный и зарубежный
опыт: В 2-х томах, Москва – Тула, 1993.- Т.1.-460с., Т.2.- 390с.
38.Бочарова В.Г. Социальная педагогика: вопросы теории и практики.- М.,
РАО, 1994 - 104с.
39.Блонский П.П. возрастные особенности детей, Избр. пед. соч. – М.:
Изд-во АПН РСФСР, 1969. - 380с.161
40.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в
детстве. – М., 1990г.
41.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,
1968г.
42.Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у
старших дошкольников: Методические рекомендации для
воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений.
– М.: АРКТИ, 2002. – 96с.
43.Бютнер Криннан: Жизнь с агрессивными детьми. М.: Педагогика. 1991.
44.Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.:
Изд. центр “Академия”, 2001.- 160с.
45.Варга А. насильники поневоле Семья и школа №№ 11,12, 1999 с.20-
22
46.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся
педучилищ. – М.: Просвещение, 1988. - 336с.
47.Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для
практических работников дошкольных образовательных учреждений/
авт-сост.: Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. -2-е изд., испр. и
доп. - М.:АРКТИ, 2004.- 80с.
48.Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? – М.: Прфиздат,
1992.- 94с.
49.Волкова Е.М. Понятие «жестокое обращение с детьми” и его формы.
Профессионал. 2000 № 4.- С.25.
50.Воспитательный потенциал семьи и социализация детей. Педагогика.-
1999.-№ 4 - С.27-39
51.Воспитателю о работе с семьей. Пособие для воспитателя детского
сада под ред .Н.Ф.Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989.- 192с.
52.Волкова – Гаспарова Е. Особенности работы педагогов с трудными
детьми Дошкольное воспитание № 3 1999. - С.44-49162
53.Вульф Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию.-М.:
Педагогическое общество России, 2001.- 192с.
54.Вроно Е. Невидимые миру слезы: Отрывок из книги “Трудные
родители, несчастливые дети» Семья и школа № 8 с.14-16
55.Викторов О.С. Телесные повреждения и психическая травма/
Парвоведение . № 4. 1958.- С.66.
56. Владинска Н, Петрова Н. Социально – педагогическая модель
коррекционно-воспитательной деятельности; теория и практика
социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М.: Изд-во
АСОПиР, 1993. - 230с.
57.Вульфов Б.З., Гуров В.Н., Хохлова Е.В., Шабалдас А.Е., Вишнякова
В.Ф. Концептуальные подходы к формированию современной
личности ребенка в поликультурной среде /под ред. Гурова В.Н. -
Ставрополь: СКИПКРО, 2002. - 19с.
58. Выготский Л.С. Педагогическая психология М., 1991.
59. Выготский Л.С. История развития высших психических
функций.собр .соч.: в 6 т. – Т.3. - М., 1983 г.
60.Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника
трудного детства.- М.: учпедгиз, 1936. - 25с.
61.Гайлен Х. Тихие упражнения. Из пед. практики. - 1978
62.Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1976г.
63.Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии:
Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и факультетов.-
М.: Педагогическое общество России, 2002.- 256
64.Гуров В.Н., Галяпина В.Н., Селюкова Л.Я., Черевко В.М., Переверзева
Т.А. Содержание и организация социальной адаптации личности
ребёнка в дошкольном учреждении.- Ставрополь:
Ставропольсервисшкола, 1999. - 312с.
65.Гуров В.Н., Галяпина В.Н., Поштарёва Т.В., Черевко В.М.. Ставрополь:
Изд-во СГЦУ, 2002.- 267с.163