Введение с. 3-10
Глава 1. Историко-теоретические аспекты закрепления основ конституционного строя с. 11-86
1.1. Становление и развитие принципов конституционного строя в дореволюционной России с. 11-31
1.2. Закрепление принципов конституционного строя в Основных законах советского периода с. 32-42
1.3. Особенности юридической природы норм, закрепляющих основы конституционного строя с. 43-70
1.4. Понятие и содержание основ конституционного строя в Российской Федерации с. 71-86
Глава 2. Проблемы обеспечения реализации норм института основ конституционного строя с. 87-155
2.1. Гарантии реализации института основ конституционного строя: понятие,
назначение, виды, реальность с. 87-100
2.2. Факторы, определяющие степень стабильности и гарантированности института основ конституционного строя с. 101-131
2.3. Степень отражения нормами института основ конституционного строя реальных общественных отношений с. 132-143
2.4. Проблемы изменения института основ конституционного строя с. 144-155
Заключение с. 156-159
Список используемой литературы с. 160-179
Актуальность темы диссертационного исследования. На современном
этапе конституционного развития государство призвано не просто декларировать конституционные принципы и цели построения общества и государства,
но и создавать условия для реализации важнейших конституционно-правовых
положений. Поэтому изучение проблемы гарантированности Конституции Российской Федерации, и в особенности такого ее важнейшего, базового института, как основы конституционного строя, является одной из актуальных задач
отечественной правовой науки.
Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации закрепила
принципиально иной, по сравнению с советскими конституциями, подход к основным началам построения общества и государства. Ныне Российское государство характеризуется как правовое, демократическое, социальное, светское,
где человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а их защита
является обязанностью государства. Однако в настоящее время далеко не все
принципы конституционного строя оказываются гарантированными и реализованными.
Это объясняется многими факторами, и прежде всего тем, что нормы института основ конституционного строя, закрепляющие общечеловеческие ценности и правовые принципы, не обусловлены современной российской действительностью.
Опережающий характер норм института основ конституционного строя, с
одной стороны, придает им особую значимость, а с другой стороны, усложняет
процесс гарантирования и реализации этих норм. Сложившаяся ситуация дает
основание называть некоторые конституционные нормы декларативными и не
позволяет говорить о них как о непосредственных и действенных регуляторах
общественных отношений. А между тем, именно эти нормы закрепляют основные принципы создания в России демократического, правового, социального,
светского государства.4
Все это обусловливает необходимость дальнейшего теоретического анализа характера, содержания, эффективности правового регулирования норм института основ конституционного строя, а также разработки и решения проблем
реальной гарантированности и фактической реализации этих норм.
Принимая во внимание вышеизложенное, в настоящей диссертации автор
предпринял попытку комплексного рассмотрения теоретических и ряда практических проблем гарантированности основ конституционного строя.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования являются основополагающие общественные отношения, составляющие суть устройства общества и государства.
Предметом исследования являются проблемы гарантированности основ
конституционного строя.
Целью диссертационной работы является комплексное исследование института основ конституционного строя и проблем гарантированности его норм.
Для реализации данной цели автором поставлены следующие задачи:
1) изучение исторического опыта (дореволюционного и советского) развития и реализации принципов конституционного строя в государственном праве
и в практике государственного строительства с тем, чтобы установить степень
их влияния на действующее конституционное законодательство;
2) определение понятия, сущности, содержания и места в системе конституционного законодательства такой правовой категории, как «основы конституционного строя»;
3) выявление и раскрытие наряду с общими чертами, присущими всем
конституционным нормам, специфических признаков, характеризующих юридическую природу норм, закрепляющих основы конституционного строя;
4) определение понятия и функционального назначения гарантий реализации конституционных предписаний, рассмотрение их классификации и условий
реальности;
5) проведение анализа норм института основ конституционного строя на
предмет определения степени их стабильности и выявление основных направ-5
лений совершенствования механизма, обеспечивающего реальность, социальную исполнимость конституционных предписаний;
6) изучение порядка внесения изменений в главу 1 Конституции Российской Федерации и установление зависимости между этой процедурой и стабильностью конституционных норм;
7) выработка предложений и рекомендаций с целью совершенствования
конституционно-правового регулирования норм, закрепляющих основы конституционного строя.
Теоретическую основу данного научного исследования составляют научные труды авторов, изучавших указанный круг проблем с позиций различных
отраслевых наук: философии права, теории права и государства, истории права
и государства, конституционного (государственного) права.
Для полноты исследования теоретических аспектов рассматриваемой проблематики привлекались труды выдающихся российских и зарубежных ученых
прошлых веков: Лазаревского Н.И., Градовского А.Д., Котляревского С.А., Ковалевского М.М., Монтескье Ш.
В качестве общетеоретической базы использовались труды Алексеева С.С.,
Бабаева К.В., Байтина М.И., Завадской Л.Н., Матузова Н.И., Недбайло П.Е.,
Пиголкина А.С., Тиуновой Л.Б., Шмайловой Л.П.
Весомый методологический вклад в изучение проблем конституционноправового регулирования внесли такие ученые, как: Авакьян С.А., Баглай М.В.,
Варламова Н.В., Еременко Ю.П., Кабышев В.Т., Кутафин О.Е., Лукашева Е.А.,
Основин В.С., Мамут Л.С., Морозова Л.А., Невинский В.В., Нерсесянц В.С.,
Пархоменко А.Г., Радько Т.Н., Страшун Б.А., Топорнин Б.Н., Четвернин В.А.,
Чиркин В.Е. и другие.
Вопросы, касающиеся непосредственно конституционного строя, исследовались в работах Бутько Л.В., Дзидзоева Р.М., Кравца И.А., Румянцева О.Г.
Проблема гарантированности конституционно-правовых норм затрагивалась в работах Бобровой Н.А., Зражевской Т.Д., Лучина В.О., Мухачева И.В.,
Худойкиной Т.В.6
Из числа современных иностранных авторов изучались работы таких мыслителей, как: Штерн К., Шмитдт-Асман Е., Пайпс Р.
Все перечисленные ученые внесли весьма существенный вклад в разработку данной темы, однако указанная проблема никогда не была исследована комплексно.
Нормативную базу диссертационного исследования составляют: Конституция Российской Федерации; международные договоры и конвенции, участницей которых является Россия, имеющие отношение к теме исследования; законы Российской Федерации; конституции некоторых зарубежных стран и
субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа; Уголовный кодекс Российской Федерации; Уголовноисполнительный кодекс Российской Федерации; Таможенный кодекс Российской Федерации.
Особое значение в правоприменительной деятельности имеют постановления Конституционного Суда Российской Федерации; постановления Пленумов
Верховного Суда Российской Федерации, которые способствуют правильному
толкованию и применению конституционных норм.
Помимо действующего российского законодательства, в работе широко
использованы нормативно-правовые акты дореволюционной России и все советские конституции.
Методологическая основа диссертационной работы включает в себя систему различных методов и приемов научного познания: диалектический, формально-логические методы (анализа, синтеза, индукции, дедукции, абстрагирования), исторический, метод толкования норм права, сравнительно-правовой,
формально-юридический, статистический, синергетический.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что
разработанные автором положения могут рассматриваться в качестве подходов
к решению проблем гарантированности конституционно-правовых норм, в том
числе норм института основ конституционного строя, а также учитываться при
анализе актуальных проблем теории права, правовой культуры, правового го-7
сударства. Предложенная автором концепция раскрывает новые возможности
познания гарантирующих правоотношений, имеет немаловажное значение для
развития теории конституционной нормы, теории социального гомеостазиса,
теоретических аспектов реализации права.
Сформулированные рекомендации по дальнейшему совершенствованию
действующего конституционного законодательства могут способствовать повышению эффективности конституционно-правового регулирования, укреплению законности и правопорядка, усилению гарантий реализации демократических принципов построения общества и государства, прав и свобод человека и
гражданина, демократизации всей правовой сферы российского общества.
Имеющиеся в диссертации выводы и предложения могут быть использованы в нормотворческой и правоприменительной деятельности не только органов
государственной власти и управления, но и в деятельности всех субъектов права, а также в учебном процессе.
Основы конституционного строя – важнейший институт современного
конституционного права России, отражающий новые качественные характеристики построения российского общества и государства и функционирующий на
принципиально иных, чем прежде идейно-теоретических основах: демократическом, правовом, социальном государстве, политическом и идеологическом
плюрализме, принципах рыночной экономики и т.д.
Каким бы высоким авторитетом ни обладали нормы института основ конституционного строя, они должны быстро и безболезненно реализовываться в
социальной действительности, в фактических общественных отношениях. В
противном случае они рискуют остаться записанными только на бумаге, что
значительно снижает социальную эффективность Конституции, негативно
влияет на весь процесс нормоосуществления, в целом. Для этого необходим
слаженный механизм гарантирования. Гарантированы могут быть нормы, соответствующие уровню развития общественных отношений, специфическим обстоятельствам времени и места, согласующиеся с системой права. Институт основ конституционного строя, содержит немало правовых принципов, нормцелей, норм-задач, которые имеют перспективный характер и направлены в будущее. Но если Конституция претендует на роль эффективно действующего
правового акта, то ее нормы должны улавливать предстоящее развитие общественных отношений и отражать его закономерности, иначе никакие гарантии не
смогут обеспечить ее эффективность, так как общество и государство не в состоянии гарантировать нормы, искажающие их природу. С другой стороны, сами гарантии должны быть адекватными, то есть сориентированы не на некую
идеальную модель, а на реальность. Именно такой баланс в механизме гарантирования должен привести к социальной исполнимости предписаний конституционных норм.
На реализацию норм института основ конституционного строя накладывает существенный отпечаток специфика их юридической природы. Являясь важ-157
нейшей составной частью Конституции, они, наряду с общими чертами, присущими всем нормам, закрепленным в Основном законе страны (повышенная
степень стабильности, своеобразие видов норм, учредительная и гарантирующая функции, специфическая структура), обладают специфическими чертами.
Как известно, общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, образуют три уровня правового регулирования: главный, основополагающий и производный. Главный уровень регулируется нормами, закрепленными в главе 1 Конституции Российской Федерации и имеющими приоритет над всеми остальными нормами Основного закона. Впервые это нашло отражение на практике: статья 16 Конституции Российской Федерации закрепляет, что никакие другие положения Конституции не должны противоречить основам конституционного строя, тем самым закрепляя их высшую юридическую
силу.
Нормы института основ конституционного строя имеют особое содержание. Обладая высоким уровнем нормативных обобщений, они в концентрированном виде закрепляют основные принципы организации общества и государства. При этом они порождают правоотношения, где государство как правообязанный субъект создает в обществе условия для реализации потребностей, интересов, социальных возможностей, выраженных в конституционных принципах, а управомоченный субъект осуществляет принадлежащее ему право или
свободу в условиях их социальной исполнимости.
В настоящее время далеко не все нормы института основ конституционного строя реализованы, получили воплощение в фактических общественных отношениях.
Отчасти ситуацию можно объяснить некоторыми факторами исторического порядка. Результатом развития конституционного строя в дореволюционной
России стало то, что принцип разделения властей, народное представительство,
политические и гражданские права и свободы в той или иной мере нашли свое
отражение в государственном праве досоветской России и были вполне адекватны той исторической ситуации, в которой существовали. Советский период158
конституционного развития характеризуется практически полным отказом от
принципов конституционного строя. В условиях господства административнокомандной системы в обществе не было создано условий, обеспечивающих реальность, социальную исполнимость провозглашенных принципов организации
общества и государства, прав и свобод человека и гражданина. Не мог сыграть
положительной роли сам фон принятия Конституции 1993 года, что очень негативно повлияло на социальную эффективность ее норм.
Проблемы в механизме гарантирования конституционных норм обусловлены также кризисом переходных процессов, происходящих не только в правовой сфере, но и в сферах экономики, политики, культуры, социальной жизни.
Переходный период в правовой сфере – относительно долгий процесс, не предполагающий стабильности, завершенности, сбалансированности, ему всегда
присуща неустойчивость альтернатив и вариантов развития. Это означает, что
принципы конституционного строя, являясь самыми возможными из многочисленных вариантов развития, далеко не гарантированы, что на практике может
предполагать возможность возврата к недемократической форме правления.
Нормы института основ конституционного строя, обладая высоким уровнем нормативных обобщений, помимо традиционных средств обеспечения
(система судов, международные средства защиты, Уполномоченный по правам
человека, органы прокуратуры и т.д.), должны в большей степени гарантировать сами себя. Право не представляло бы социальной ценности, если бы не
имело обратного влияния на общественные отношения, не обладало внутренней
гарантирующей энергией, средствами обеспечения. Определенную научную
ценность в связи с этим имеет теория социального гомеостазиса, предполагающая поддержание такого внутреннего равновесия правовой системы, которое
бы обеспечивало соответствие предписаний норм конституционного права
уровню развития общественных отношений.
Недостатки в форме и содержании, присущие институту основ конституционного строя, не могут положительно влиять на реальность, социальную исполнимость конституционных предписаний, которая зависит от следующих159
факторов: 1) соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права. Действующая Конституция Российской Федерации, в целом, отвечает признанным в цивилизованном обществе конституционным стандартам,
однако по ряду вопросов она не отражает тенденции мирового конституционного развития. Так, отказ во многих странах от либеральных принципов сопровождался закреплением в конституциях положений о социально ориентированной экономике, о социальной роли частной собственности, социальной солидарности и социальной справедливости. Все это не нашло отражение в Конституции Российской Федерации; 2) непосредственное действие. Реализация этого
принципа еще не стала нормой в деятельности судов и других органов государственной власти; 3) эффективность действия, реализованность положений норм
института основ конституционного строя. Конституционный механизм призван
стабилизировать главные связи общества и в то же время обеспечивать его развитие. На самом же деле Конституция не может обеспечить стабильность в обществе и выступить мощным регулятором общественных отношений; 4) согласованность с системой права. При регулировании однородных вопросов между
Конституцией и другими нормативными актами нет согласованности, встречается большое число противоречий, что снижает эффективность и авторитет
Конституции, права, в целом, порождает нестабильность в обществе; 5) уровень
качества текста закона предполагает совершенство рассматриваемого института
в техническом плане. Наличие же противоречий, пробелов, «каучуковых» формулировок и т.д. не может положительно сказываться на реализованности конституционных предписаний; 6) соответствие сложившемуся уровню общественных отношений и связей. По всем этим показателям нормы института основ
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. Официальный
текст. М. 2001.
2. Всеобщая декларация прав человека. // Российская газета. 1995. 5 апреля.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах. // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 1994.
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах. // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 1994.
5. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от
04.07.2003) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.
6. Федеральный конституционный закон от 10.10.1995 № 2-ФКЗ (ред. от
27.09.2002) «О референдуме» // Собрание законодательства РФ, 16.10.1995, №
42, ст. 3921.
7. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от
15.12.2001) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, № 13, ст. 1447.
8. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от
30.06.2003) «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ,
04.06.2001, № 23, ст. 2277.
9. Федеральный закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и
вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 09.03.1998, № 10, ст. 1146.
10. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 04.07.2003, с изм.
23.12.2003) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в161
референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства
РФ, 17.06.2002, № 24, ст. 2253.
11. Федеральный закон от 20.12.2002 № 175-ФЗ (ред. от 23.06.2003) «О
выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации» // Собрание законодательства РФ, 23.12.2002, № 51, ст. 4982.
12. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента
Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 13.01.2003, № 2, ст.
171.
13. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 30.06.2003) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, № 14, ст. 1650.
14. Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 30.06.2003, с изм. от
23.12.2003) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, № 28, ст. 3466.
15. Федеральный закон от 13.12.1996 № 156-ФЗ (ред. от 08.12.2003) «Об
оружии» // Собрание законодательства РФ, 16.12.1996, № 51, ст. 5681.
16. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
17. Федеральный закон от 25.09.1997 № 126-ФЗ (ред. от 09.07.1999, с изм.
от 06.10.2003) «О финансовых основах местного самоуправления в Российской
Федерации» // Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, № 39, ст. 4464.
18. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 25.07.2002) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, № 21, ст. 1929.
19. Федеральный закон от 07.11.2000 № 136-ФЗ (ред. от 25.07.2002) «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» // Собрание законодательства РФ, 13.11.2000, № 46, ст. 4538.162
20. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3699.
21. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «Об
основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 11.12.1995, № 50, ст. 4872.
22. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 23.10.2003) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4563.
23. Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Собрание
законодательства РФ, 07.08.1995, № 32, ст. 3198.
24. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.03 № 61-ФЗ (с
изм. от 23.12.2003) // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2066.
25. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред.
от 18.12.2003) //Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
26. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.97
№ 1-ФЗ (ред. от 08.12.2003) // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, № 2,
ст. 198.
27. Конституция Республики Адыгея от 10.03.1995 (в ред. от 22.11.03)
28. Устав Астраханской области от 28.03.1997 (в ред. от 19.11.01)
29. Устав (Основной Закон) Волгоградской области от 17.07.1996 (в ред. от
12.07.02)
30. Конституция Республики Дагестан от 10.07.2003.
31. Конституция Республики Ингушетия от 27.02.1994 (в ред. от 01.08.01)
32. Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия от 05.04.1994
( в ред. 28.02.03)
33. Конституция Кабардино-Балкарской Республики от 01.09.1997 (в ред.
от 19.07.01 и 28.07.01)
34. Устав Краснодарского края в ред. от 01.03.2002.
35. Конституция Карачаево-Черкесской Республики от 05.03.1996.163
36. Устав Ростовской области от 29.05.1996 (в ред. 29.12.03)
37. Конституция Северная Осетия-Алания от 12.11.1994 (в ред. 25.04.02)
38. Устав Ставропольского края от 12.10.1994 (в ред. от 15.06.01)
39. Конституция Чеченской Республики от 23.03.2003.
40. Конституция РСФСР 1918 г.
41. Конституция СССР 1924 г.
42. Конституция СССР 1936 г.
43. Конституция СССР 1977 г.
44. Конституция Японии 1947 г. // Конституции зарубежных государств.
М. 1997.
45. Конституция Республики Греция от 9.06.1975 // Конституции зарубежных государств. М. 1997.
46. Конституция королевства Испания от 27.12.1978 // Конституции зарубежных стран. М. 1997.
47. Государственная Уставная грамота Российской империи. Варшава.
1831.
48. «Русская Правда» Муравьева опубликована в серии «Восстание декабристов». М. 1959. Т. 7.
49. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1904. № 189.
50. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1905. № 141.
51. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1905. № 190.
52. Собрание узаконений и распоряжений правительства РСФСР.1917. №1.
53. Собрание узаконений и распоряжений правительства РСФСР.1917. №1.
54. Собрание узаконений и распоряжений правительства РСФСР.1917. №1.
55. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1905. № 226.
56. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1906. № 48.
57. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1906. № 237.
58. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1905. № 63.
59. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1917. № 66.
60. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1917. № 70.164