ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В РОССИИ 10
§ 1. Историческое развитие института реорганизации
юридических лиц в России 10
§ 2. Понятие и формы реорганизации. Правовые основы института реорганизации юридических лиц в российском праве 18
Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 27
§ 1. Выделение как форма реорганизации юридического лица.. .. 27
§ 2. Разделение как форма реорганизации юридического лица 37
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФОРМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ И ВЫДЕЛЕНИЯ 45
§ 1. Практические проблемы, возникающие в процессе реорганизации юридических лиц в форме разделения и выделения 45
§ 2. Пути совершенствования правового регулирования разделения и выделения как форм реорганизации юридических лиц 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
Актуальность темы. Исследования института юридического лица приобретает особую актуальность, поскольку юридическое лицо стало способом воплощения определенных экономических, политических и социальных интересов государства, граждан и различных социальных групп. Учитывая, что в России принято значительное количество нормативных актов, определяющих правовой статус отдельных видов юридических лиц, и также законодательство о юридических лицах подвергается реформированию. В частности, изменения были введены Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" . Указанный Закон вступил в силу с 1 сентября 2014 года. Нормы института реорганизации юридических лиц претерпели также значительные изменения.
Реорганизация является важным элементом предпринимательской деятельности, поскольку представляет собой способ оптимизации организации такой деятельности в зависимости от рыночных условий. Поэтому эффективное правовое регулирование механизма реорганизации является одним из условий нормального функционирования рынка.
В настоящее время правовой институт реорганизации востребован экономикой и обширная практика применения законодательства о реорганизации, которое было принято в основном в начале этапа формирования «нового» российского гражданского законодательства, выявила много пробелов, которые ограничивают возможность использования преимуществ указанного института в полной мере.
Несмотря на то, что реорганизация юридических лиц в форме укрупнения уже давно применяется как в нормативных актах, так и в научных трудах, в теории гражданского права это вопрос только вынесен на дискуссию. Сегодня проведение исследования этого института гражданского права приобретает особую актуальность, в частности учитывая изменения гражданского законодательства. В связи с этим перед гражданской наукой стоит задача по проведению ревизии законодательных актов, определяющих правовое регулирование выделения и разделения юридических лиц, выработка теоретических критериев данных форм реорганизации и разработки концепции ее законодательного закрепления.
Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что выбранная для исследования тема является актуальной как с точки зрения теории гражданского права, так и для выработки предложений по совершенствованию гражданского законодательства и рекомендаций по его практическому применению.
Этим обусловлена актуальность и необходимость изучения положений, посвященных специфике правового регулирования разделения и выделения юридических лиц при реорганизации.
Теоретическая разработанность темы выпускной квалификационной работы. Исследованиями в данной области занималось множество отечественных ученых, в том числе: Аксенова Е.В.; Архипов Б.П.; Бакулина Е.В.; Гришаев С.П.; Кирилин А.В.; Марков Г.Н.; Тарасов И.Т.; и др.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации юридических лиц в форме выделения и разделения на основе анализа теории гражданского права, действующего российского гражданского законодательства, правоприменительной практики, а также выработка рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование института реорганизации юридических лиц в форме выделения и разделения.
Для достижения поставленной цели, в работе предстоит решить следующие задачи:
- рассмотреть историческое развитие института реорганизации
юридических лиц в России;
- определить правовое регулирование реорганизации юридических лиц в российском праве;
- выявить особенности правового регулирования выделения как форму реорганизации юридического лица;
- выявить особенности правового регулирования разделения как форму реорганизации юридического лица;
- выявить практические проблемы, возникающие в процессе реорганизации юридических лиц в форме разделения и выделения;
- выработать пути совершенствования правового регулирования.
Объектом являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реорганизации юридических лиц в форме разделения и выделения.
Предметом являются нормы гражданского законодательства Российской Федерации, регулирующие процедуру реорганизации юридических лиц, существующие в правовой науке взгляды, идеи и представления об исследуемой проблематике, а также правоприменительная практика арбитражных судов Российской Федерации.
МетоДы исследования. Согласно цели и задач исследования в процессе работы над выпускной квалификационной работой использованы общенаучные и специальные методы познания правовых явлений. Использование историко-правового метода исследования позволило определить основные этапы становления и развития юридической мысли по реорганизации юридических лиц. С помощью догматического метода проанализировано содержание норм действующего отечественного и зарубежного законодательства, выявлено коллизии и пробелы. Теоретико¬прогностический - предложить перспективную модель эффективной системы реорганизации юридических лиц в законодательстве России. При выявлении проблем практического характера при процедуре реорганизации юридических лиц в форме выделения и разделения применялись такие методы как метод системного анализа и функциональный метод. Формально-логический использовался как универсальный способ аргументации научных выводов и предложений по совершенствованию законодательства.
Научная новизна исследования заключается в том, что работа является комплексным исследованием теоретических и практических основ реорганизации в форме выделения и разделения.
Практическое и теоретическое значение полученных результатов. Теоретическое значение работы заключается в определении ряда теоретических и практических проблем реорганизации в форме выделения и разделения, затрудняющих их эффективное осуществление, разработке предложений по совершенствованию правового регулирования действующим гражданским законодательством; в создании относительно завершенной системы знаний о данном институте.
Практическое значение полученных результатов исследования определяется тем, что сформулированные в работе выводы и предложения могут быть использованы в нормотворческой деятельности и учтены при совершенствовании действующего гражданского законодательства, а также применены в судебной практике, в дальнейших научных разработках по этой и смежных с ней тем и в учебном процессе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Предложено авторское определение реорганизации, как сложного юридического состава, совокупности фактов, реализация которых влечет установленные законом последствия. Данный состав может включать управленческие решения, сделки, юридически значимые сообщения и другие виды юридических фактов.
2. После детального анализа судебной практики выведены основные критерии законности разделения или выделения бизнеса, а именно:
- улучшение бизнес-процессов;
- повышение эффективности работы компании, усиление внутреннего контроля;
- налаживание контактов с контрагентами, разделение клиентов между компаниями в зависимости от того, физическими или юридическими лицами они являются;
- сокращение затрат или предотвращение банкротства организации;
- создание нового бренда или расширение использования товарного знака;
- организация или расширение сети сбыта, открытие новых магазинов;
- освоение новых видов деятельности;
- минимизация бизнес-рисков.
3. По мнению автора, наиболее целесообразным способом совершенствования правового регулирования реорганизации в форме выделения и разделения, является разработка и принятие специального закона о реорганизации, который восполнит пробелы и противоречия законодательства, в том числе налогового и гражданского. По нашему мнению, это приведет к возможности осуществления абсолютно законной реорганизации, сбалансировано учитывающей интересы реорганизуемой коммерческой организации, ее участников и кредиторов, а также налоговых органов. Помимо указанного, законодательство, посвященное этому вопросу будет полностью унифицировано. Необходимость сопоставления норм гражданского, специальных законов о юридических лицах, налоговых норм, в том числе различных разъяснений Министерства Финансов, отпадет.
Структура диплома. Диплом состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Таким образом на основе проведенного исследования правового регулирования разделения и выделения как разукрупняющих форм реорганизации можно сделать ряд выводов.
В целом до начала 90-х годов XX в. изучению проблем реорганизации уделялось внимание недостаточное, что легко объясняется: отсутствовала сама потребность в серьезной юридико-технической проработке правоположений о реорганизации; если в части реорганизации и имелась актуальная проблематика, то она касалась вопросов судьбы трудовых правоотношений по результатам реорганизации.
Реорганизация - достаточно сложная процедура во всех отношениях. Реорганизация юридического лица - это всегда юридический состав, совокупность фактов, реализация которых влечет установленные законом последствия. Данный состав может включать управленческие решения, сделки, юридически значимые сообщения и другие виды юридических фактов. Реорганизация имеет сложное правовое регулирование, основы которого регламентированы нормами ст. 57 - 60 ГК РФ. Процедуры реорганизации представляют собой специфический способ образования новых и прекращения деятельности старых (действующих) юридических лиц, осложненных различными видами правоотношений, такими как гарантии кредиторам, налоговые правоотношения и иные.
Упрощенно модель выделения, которую закрепляют эти определения, можно сформулировать следующим образом: выделение - это создание юридического лица, сопровождающееся правопреемством в части прав и обязанностей. Исходя из этого выделение можно описать следующим образом: выделение - это форма реорганизации, в результате которой создается одно или несколько новых юридических лиц на основе имущественного комплекса (комплексов) юридического лица, продолжающего существовать после завершения такого выделения с переходом в результате выделения к вновь созданному лицу (лицам) указанного комплекса (комплексов) как к правопреемнику.
Виде определение разделения может быть сформулировано следующим образом: это форма реорганизации юридического лица, в результате которой реорганизуемое в форме такого разделения лицо прекращает существование, создаются несколько новых юридических лиц, все права и обязанности прекратившего существование юридического лица переходят к вновь созданным юридическим лицам в долях и на условиях, определенных решением о реорганизации.
После детального анализа судебной практики, можно сделать вывод, что главное - доказать наличие деловой цели в разукрупнении бизнеса. Также, немаловажна самостоятельность вновь возникших компаний. Анализ арбитражной практики по данной проблеме позволяет дать налогоплательщикам следующие рекомендации:
1) избегать нахождения создаваемых в результате дробления организаций по одному адресу, стараться исключить взаимозависимость;
2) избегать открытия счетов в одном банке;
3) иметь письменное заключение о целесообразности дробления бизнеса (с указанием способа дробления), подписанное экспертами компании и/или сторонней организации, оказывающей услуги финансового консультирования. Желательно, чтобы в таком заключении был рассчитан примерный экономический эффект от дробления бизнеса, причем акцент на налоговой оптимизации делать не стоит;
4) исключить взаимную подчиненность работников разных организаций. Помнить, что в ходе выездных налоговых проверок представители налоговых органов вправе проводить опросы сотрудников, результаты которых могут быть использованы против налогоплательщика;
5) обеспечить каждую из вновь созданных организаций отдельной материальной (производственной, торговой или технической) базой;
6) обеспечить финансовую самостоятельность вновь созданных компаний (они должны самостоятельно оплачивать свои текущие расходы, арендные и/или коммунальные платежи и т.п.).
Наиболее целесообразным способом совершенствования правового регулирования реорганизации является разработка и принятие специального закона о реорганизации, который восполнит пробелы и противоречия законодательства, в том числе налогового и гражданского. По нашему мнению, это приведет к возможности осуществления абсолютно законной реорганизации, сбалансировано учитывающей интересы реорганизуемой коммерческой организации, ее участников и кредиторов, а также налоговых органов. Помимо указанного, законодательство, посвященное этому вопросу будет полностью унифицировано. Необходимость сопоставления норм гражданского, специальных законов о юридических лицах, налоговых норм, в том числе различных разъяснений Министерства Финансов, отпадет.
Конституция Российской Федерации» (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) // "Собрание законодательства РФ",
04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
3. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. от 29.12.2015) "Об акционерных обществах" // "Российская газета", N 248, 29.12.1995.
4. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об обществах с ограниченной ответственностью" // "Российская газета", N 30, 17.02.1998.
5. Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 31.01.2016) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" // "Российская газета", N 79, 23.04.1998.
6. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // "Российская газета", N 148¬149, 06.08.1998.
7. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.01.2016) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"// "Парламентская газета", N 152-153, 14.08.2001.
8. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.11.2015) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // "Российская газета", N 229, 03.12.2002.
9. Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об архивном деле в Российской Федерации" // "Российская газета", N 237, 27.10.2004.
10. Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственной службе российского казачества" // "Российская газета", N 276, 08.12.2005.
11. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О защите конкуренции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // "Парламентская газета", N 126-127, 03.08.2006.
12. Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // "Российская газета", N 101, 07.05.2014.
13. Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений" // "Российская газета", N 171, 04.08.2010.
14. Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)") (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 N 12522) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 44, 03.11.2008.
15. Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2012 N 24139) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 44, 29.10.2012 (прил. 1 - 19 не приводятся).
Судебная практика
16. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10 февраля 2009 г. по делу N А32-2975/2008-4/119.
17. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.05.2015 N N Ф09-2862/15 и Ф09-2951/15, ФАС Уральского округа от 18.03.2013 N Ф09-510/13.
18. Постановление Арбитражного суда Уральского от 28.05.2015 N N Ф09- 2862/15.
19. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.03.2015 N Ф08-989/2015.
20. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 N 13АП-4559/2015.
2 1 .Постановление Арбитражного суда Уральского от 27.05.2015 N N Ф09- 2613/15.
22.Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.09.2013 N А19-22759/2012.
23 . Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.01.2015 N Ф03-5980/2014.
24. Постановления ФАС Поволжского округа от 18.06.2014 N А55- 17026/2013.
25. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.05.2015 N Ф09-2951/15.
26. Постановление ФАС Уральского округа от 16.12.2010 N Ф09-9996/10- С2.
27. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2014 г. по делу N А70-5216/2013
Монографии, авторефераты диссертаций
28. Аксенова Е.В. Реорганизация юридических лиц по законодательству Российской Федерации: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 8.
29. Архипов Б.П. Гражданско-правовой механизм слияний и
присоединений акционерных обществ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 8, 9.
30. Бакулина Е.В. Совершенствование правового регулирования реорганизации хозяйственных обществ: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 94.
31. Гришаев С.П. Эволюция законодательства о юридических лицах: Монография // СПС КонсультантПлюс. 2015.
32. Кирилин А.В. Гражданско-правовое регулирование создания и деятельности акционерных обществ в СССР: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990. С. 21.
Учебная и научная литература
33. Алексеев А.И. Судьба Русской Америки. Магадан, 1975. С. 100 - 136.
34. Габов А.В. Теория и практика реорганизации (правовой аспект). М.: Статут, 2014. 880 с.
35. Герценберг В.Э., Перетерский И.С. Обязательственное право. Кн. V Гражданского уложения. Проект, внесенный 14 октября 1913 г. в Государственную Думу. С предисл. и предмет. указ. СПб.: Право, 1914.
36. Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный
комментарий к главам 1 - 5 / А.В. Барков, А.В. Габов, В.Г. Голубцов и др.; под ред. Л.В. Санниковой. М.: Статут, 2015. 662 с.
37. Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1 / С.С. Алексеев, И.З. Аюшеева, А.С. Васильев и др.; Под общ. ред. С.А. Степанова. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2010. С. 93.
38. Гражданское уложение: проект высочайше учрежденной Редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения (с объяснениями, извлеченными из трудов Редакционной комиссии и с приложением законопроекта об авторском праве, одобренного Государственной Думой) / Под ред. И.М. Тютрюмова; Сост. А.Л. Саатчиан. СПб.: Законоведение, 1910. Т. 2.
39. Корпоративное право: Актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А. Белова. М.: Юрайт, 2009. С. 484.
40. Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву.
2-е изд., испр. М.: Статут, 2004. С. 144.
41. Кулагин М.И. Избранные труды. М.: Статут, 1997. С. 131.
42. Марков Г.Н. Создание, реорганизация, ликвидация юридического лица.
2-е изд. СПб.: Альфа, 2000. С. 32
43. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право: Курс лекций. М.: БЕК, 1994. Т. 1: Общие положения. С. 67.
44. Миславская Н.А., Поленова С.Н. Бухгалтерский учет: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2014.
45. Налоги и сборы: законодательные новеллы / Ю.В. Гинзбург, А.А. Гусейнова, А.С. Емельянов и др.; под ред. А.А. Ялбулганова. М.: Редакция "Российской газеты", 2015. Вып. 15. 160 с.
46.Окунь С.Б. Российско-американская компания / Под ред. и с предисл. В.Д. Грекова. М.-Л.: Соцэкгиз, 1939. С. 22 - 48.
47. Петражицкий Л. Акционерная компания. Акционерные
злоупотребления и роль акционерных компаний в народном хозяйстве. По поводу предстоящей реформы акционерного права. СПб.: Тип. Министерства финансов (В. Киршбаума), 1898. С. 2, 3.
48. Писемский П. Акционерные компании с точки зрения гражданского права. М.: Тип. Грачева И.К., 1876. С. 197 - 200.
49. Победоносцев К. Курс гражданского права. 2-е изд., с переменами и доп. СПб., 1890. Ч. 3. Договоры и обязательства. С. 531.
50. Рубеко Г.Л. Акционерное право: Учеб. пособие. М.: Статут, 2012. С. 47.
51. Семенихин В.В. Все о некоммерческих юридических лицах. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2014. 394 с.
52. Советское гражданское право / Отв. ред. О.С. Иоффе, Ю.К. Толстой, Б.Б. Черепахин. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. Т. 1. С. 107, 108.
53. Советское гражданское право / Отв. ред. О.С. Иоффе, Ю.К. Толстой, Б.Б. Черепахин. Т. 1. С. 107, 108
54. Советское гражданское право / Под ред. Ю.Х. Калмыкова, В.А. Тархова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. Т. 1. С. 92.
55. Советское гражданское право: Краткий учебник. М.: НКЮ СССР, 1940. С. 39.
56. Стучка П.И. Курс советского гражданского права. М.: Изд-во Комакадемии, 1929. Т. II. Общая часть гражданского права.
57. Тарасов И.Т. Учение об акционерных компаниях. М.: Статут, 2000. С. 583 - 585.
58. Тихменев П.А. Историческое обозрение образования Российско- американской компании и действий ее до настоящего времени. СПб., 1861. Ч. 1. С. 50 - 78.
59. Шестакова Е.В. Налоговая оптимизация. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013. 536 с.
Статьи
60. "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения" (вместе с "Кодексом корпоративного поведения" от 05.04.2002) // Вестник ФКЦБ России", N 4, 30.04.2002 (распоряжение) Распоряжение ФКЦБ РФ от 04.04.2002 N 421/р.
61. Аиткулов Т.Д. Некоторые аспекты правового регулирования слияния и присоединения акционерных обществ в праве Российской Федерации и ФРГ // Актуальные проблемы гражданского права: Сб. ст. / Под ред. М.И. Брагинского. М.: Норма, 2002. Вып. 4. С. 10.
62. Андрианова М.А. О трудовых отношениях при реорганизации юридического лица // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 8. С. 70.
63. Аюшеева И.З. Защита прав кредиторов при реорганизации юридического лица: новеллы правового регулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 6. С. 46 - 50.
64. Беспалов М.В. Налоговое планирование и оптимизация
налогообложения: основные цели, задачи и принципы осуществления (Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. N 23, 24) // СПС "КонсультантПлюс".
65. Болдинова С. Дробление бизнеса с точки зрения налогообложения и практики ВАС РФ // Административное право. 2013. N 4. С. 5 - 10.
66. Вайтман Е. По каким признакам суды решают, реальным было дробление бизнеса или искусственным // Российский налоговый курьер. 2015. N 15. С. 86 - 89.
67. Веденин Н.Н. Приватизация и реорганизация предприятий АПК (правовые аспекты) // Государство и право. 1993. N 4. С. 60.
68. Долинская В.В. Реорганизация юридических лиц // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 8. С. 4.
69. Дубовик И.И. Реорганизация и НДС // НДС: проблемы и решения. 2015. N 7. С. 44 - 53.
70. Егорова Е. Дробление бизнеса как способ уйти от налогов // Практическая бухгалтерия. 2015. N 5. С. 48 - 51.
71.Змирлов К.П. О недостатках наших гражданских законов // Журнал гражданского и уголовного права. 1886. Кн. 8. С. 100, 113
72.Квачевский А. О товариществах вообще и акционерных обществах в особенности по началам права, русским законам и судебной практике // Журнал гражданского и уголовного права. СПб.: Тип. Правительствующего сената, 1880. Кн. 6. С. 160.
73 . Назаренко Б.А. К проблеме определения юридических критериев налоговой оптимизации // Налоги. 2015. N 1. С. 22 - 27.
74. Сейтбекова Е. Законные методы оптимизации налоговых отчислений. "Подводные камни" налоговой отчетности // Финансовая газета. 2014. N 13. С. 12.
75. Тишин А.П. Новые правила реорганизации юридического лица // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 11. С. 15 - 24.
Интернет источники
76. Проект Федерального закона N 424549-4 "О реорганизации коммерческих организаций" (внесен в Госдуму 27 апреля 2007 г. рядом депутатов ГД, снят с рассмотрения в связи с отзывом субъектами законодательной инициативы 6 ноября 2007 г.). См.:
http://www.duma.gov.ru/faces/lawsearch/gointra.jsp?c=424549-4.