СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ И ВЫДЕЛЕНИЯ КАК РАЗУКРУПНЯЮЩИХ ФОРМ РЕОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В РОССИИ 10
§ 1. Историческое развитие института реорганизации
юридических лиц в России 10
§ 2. Понятие и формы реорганизации. Правовые основы института реорганизации юридических лиц в российском праве 18
Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 27
§ 1. Выделение как форма реорганизации юридического лица.. .. 27
§ 2. Разделение как форма реорганизации юридического лица 37
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФОРМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ И ВЫДЕЛЕНИЯ 45
§ 1. Практические проблемы, возникающие в процессе реорганизации юридических лиц в форме разделения и выделения 45
§ 2. Пути совершенствования правового регулирования разделения и выделения как форм реорганизации юридических лиц 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В РОССИИ 10
§ 1. Историческое развитие института реорганизации
юридических лиц в России 10
§ 2. Понятие и формы реорганизации. Правовые основы института реорганизации юридических лиц в российском праве 18
Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 27
§ 1. Выделение как форма реорганизации юридического лица.. .. 27
§ 2. Разделение как форма реорганизации юридического лица 37
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФОРМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ И ВЫДЕЛЕНИЯ 45
§ 1. Практические проблемы, возникающие в процессе реорганизации юридических лиц в форме разделения и выделения 45
§ 2. Пути совершенствования правового регулирования разделения и выделения как форм реорганизации юридических лиц 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
Актуальность темы. Исследования института юридического лица приобретает особую актуальность, поскольку юридическое лицо стало способом воплощения определенных экономических, политических и социальных интересов государства, граждан и различных социальных групп. Учитывая, что в России принято значительное количество нормативных актов, определяющих правовой статус отдельных видов юридических лиц, и также законодательство о юридических лицах подвергается реформированию. В частности, изменения были введены Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" . Указанный Закон вступил в силу с 1 сентября 2014 года. Нормы института реорганизации юридических лиц претерпели также значительные изменения.
Реорганизация является важным элементом предпринимательской деятельности, поскольку представляет собой способ оптимизации организации такой деятельности в зависимости от рыночных условий. Поэтому эффективное правовое регулирование механизма реорганизации является одним из условий нормального функционирования рынка.
В настоящее время правовой институт реорганизации востребован экономикой и обширная практика применения законодательства о реорганизации, которое было принято в основном в начале этапа формирования «нового» российского гражданского законодательства, выявила много пробелов, которые ограничивают возможность использования преимуществ указанного института в полной мере.
Несмотря на то, что реорганизация юридических лиц в форме укрупнения уже давно применяется как в нормативных актах, так и в научных трудах, в теории гражданского права это вопрос только вынесен на дискуссию. Сегодня проведение исследования этого института гражданского права приобретает особую актуальность, в частности учитывая изменения гражданского законодательства. В связи с этим перед гражданской наукой стоит задача по проведению ревизии законодательных актов, определяющих правовое регулирование выделения и разделения юридических лиц, выработка теоретических критериев данных форм реорганизации и разработки концепции ее законодательного закрепления.
Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что выбранная для исследования тема является актуальной как с точки зрения теории гражданского права, так и для выработки предложений по совершенствованию гражданского законодательства и рекомендаций по его практическому применению.
Этим обусловлена актуальность и необходимость изучения положений, посвященных специфике правового регулирования разделения и выделения юридических лиц при реорганизации.
Теоретическая разработанность темы выпускной квалификационной работы. Исследованиями в данной области занималось множество отечественных ученых, в том числе: Аксенова Е.В.; Архипов Б.П.; Бакулина Е.В.; Гришаев С.П.; Кирилин А.В.; Марков Г.Н.; Тарасов И.Т.; и др.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации юридических лиц в форме выделения и разделения на основе анализа теории гражданского права, действующего российского гражданского законодательства, правоприменительной практики, а также выработка рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование института реорганизации юридических лиц в форме выделения и разделения.
Для достижения поставленной цели, в работе предстоит решить следующие задачи:
- рассмотреть историческое развитие института реорганизации
юридических лиц в России;
- определить правовое регулирование реорганизации юридических лиц в российском праве;
- выявить особенности правового регулирования выделения как форму реорганизации юридического лица;
- выявить особенности правового регулирования разделения как форму реорганизации юридического лица;
- выявить практические проблемы, возникающие в процессе реорганизации юридических лиц в форме разделения и выделения;
- выработать пути совершенствования правового регулирования.
Объектом являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реорганизации юридических лиц в форме разделения и выделения.
Предметом являются нормы гражданского законодательства Российской Федерации, регулирующие процедуру реорганизации юридических лиц, существующие в правовой науке взгляды, идеи и представления об исследуемой проблематике, а также правоприменительная практика арбитражных судов Российской Федерации.
МетоДы исследования. Согласно цели и задач исследования в процессе работы над выпускной квалификационной работой использованы общенаучные и специальные методы познания правовых явлений. Использование историко-правового метода исследования позволило определить основные этапы становления и развития юридической мысли по реорганизации юридических лиц. С помощью догматического метода проанализировано содержание норм действующего отечественного и зарубежного законодательства, выявлено коллизии и пробелы. Теоретико¬прогностический - предложить перспективную модель эффективной системы реорганизации юридических лиц в законодательстве России. При выявлении проблем практического характера при процедуре реорганизации юридических лиц в форме выделения и разделения применялись такие методы как метод системного анализа и функциональный метод. Формально-логический использовался как универсальный способ аргументации научных выводов и предложений по совершенствованию законодательства.
Научная новизна исследования заключается в том, что работа является комплексным исследованием теоретических и практических основ реорганизации в форме выделения и разделения.
Практическое и теоретическое значение полученных результатов. Теоретическое значение работы заключается в определении ряда теоретических и практических проблем реорганизации в форме выделения и разделения, затрудняющих их эффективное осуществление, разработке предложений по совершенствованию правового регулирования действующим гражданским законодательством; в создании относительно завершенной системы знаний о данном институте.
Практическое значение полученных результатов исследования определяется тем, что сформулированные в работе выводы и предложения могут быть использованы в нормотворческой деятельности и учтены при совершенствовании действующего гражданского законодательства, а также применены в судебной практике, в дальнейших научных разработках по этой и смежных с ней тем и в учебном процессе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Предложено авторское определение реорганизации, как сложного юридического состава, совокупности фактов, реализация которых влечет установленные законом последствия. Данный состав может включать управленческие решения, сделки, юридически значимые сообщения и другие виды юридических фактов.
2. После детального анализа судебной практики выведены основные критерии законности разделения или выделения бизнеса, а именно:
- улучшение бизнес-процессов;
- повышение эффективности работы компании, усиление внутреннего контроля;
- налаживание контактов с контрагентами, разделение клиентов между компаниями в зависимости от того, физическими или юридическими лицами они являются;
- сокращение затрат или предотвращение банкротства организации;
- создание нового бренда или расширение использования товарного знака;
- организация или расширение сети сбыта, открытие новых магазинов;
- освоение новых видов деятельности;
- минимизация бизнес-рисков.
3. По мнению автора, наиболее целесообразным способом совершенствования правового регулирования реорганизации в форме выделения и разделения, является разработка и принятие специального закона о реорганизации, который восполнит пробелы и противоречия законодательства, в том числе налогового и гражданского. По нашему мнению, это приведет к возможности осуществления абсолютно законной реорганизации, сбалансировано учитывающей интересы реорганизуемой коммерческой организации, ее участников и кредиторов, а также налоговых органов. Помимо указанного, законодательство, посвященное этому вопросу будет полностью унифицировано. Необходимость сопоставления норм гражданского, специальных законов о юридических лицах, налоговых норм, в том числе различных разъяснений Министерства Финансов, отпадет.
Структура диплома. Диплом состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Реорганизация является важным элементом предпринимательской деятельности, поскольку представляет собой способ оптимизации организации такой деятельности в зависимости от рыночных условий. Поэтому эффективное правовое регулирование механизма реорганизации является одним из условий нормального функционирования рынка.
В настоящее время правовой институт реорганизации востребован экономикой и обширная практика применения законодательства о реорганизации, которое было принято в основном в начале этапа формирования «нового» российского гражданского законодательства, выявила много пробелов, которые ограничивают возможность использования преимуществ указанного института в полной мере.
Несмотря на то, что реорганизация юридических лиц в форме укрупнения уже давно применяется как в нормативных актах, так и в научных трудах, в теории гражданского права это вопрос только вынесен на дискуссию. Сегодня проведение исследования этого института гражданского права приобретает особую актуальность, в частности учитывая изменения гражданского законодательства. В связи с этим перед гражданской наукой стоит задача по проведению ревизии законодательных актов, определяющих правовое регулирование выделения и разделения юридических лиц, выработка теоретических критериев данных форм реорганизации и разработки концепции ее законодательного закрепления.
Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что выбранная для исследования тема является актуальной как с точки зрения теории гражданского права, так и для выработки предложений по совершенствованию гражданского законодательства и рекомендаций по его практическому применению.
Этим обусловлена актуальность и необходимость изучения положений, посвященных специфике правового регулирования разделения и выделения юридических лиц при реорганизации.
Теоретическая разработанность темы выпускной квалификационной работы. Исследованиями в данной области занималось множество отечественных ученых, в том числе: Аксенова Е.В.; Архипов Б.П.; Бакулина Е.В.; Гришаев С.П.; Кирилин А.В.; Марков Г.Н.; Тарасов И.Т.; и др.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации юридических лиц в форме выделения и разделения на основе анализа теории гражданского права, действующего российского гражданского законодательства, правоприменительной практики, а также выработка рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование института реорганизации юридических лиц в форме выделения и разделения.
Для достижения поставленной цели, в работе предстоит решить следующие задачи:
- рассмотреть историческое развитие института реорганизации
юридических лиц в России;
- определить правовое регулирование реорганизации юридических лиц в российском праве;
- выявить особенности правового регулирования выделения как форму реорганизации юридического лица;
- выявить особенности правового регулирования разделения как форму реорганизации юридического лица;
- выявить практические проблемы, возникающие в процессе реорганизации юридических лиц в форме разделения и выделения;
- выработать пути совершенствования правового регулирования.
Объектом являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реорганизации юридических лиц в форме разделения и выделения.
Предметом являются нормы гражданского законодательства Российской Федерации, регулирующие процедуру реорганизации юридических лиц, существующие в правовой науке взгляды, идеи и представления об исследуемой проблематике, а также правоприменительная практика арбитражных судов Российской Федерации.
МетоДы исследования. Согласно цели и задач исследования в процессе работы над выпускной квалификационной работой использованы общенаучные и специальные методы познания правовых явлений. Использование историко-правового метода исследования позволило определить основные этапы становления и развития юридической мысли по реорганизации юридических лиц. С помощью догматического метода проанализировано содержание норм действующего отечественного и зарубежного законодательства, выявлено коллизии и пробелы. Теоретико¬прогностический - предложить перспективную модель эффективной системы реорганизации юридических лиц в законодательстве России. При выявлении проблем практического характера при процедуре реорганизации юридических лиц в форме выделения и разделения применялись такие методы как метод системного анализа и функциональный метод. Формально-логический использовался как универсальный способ аргументации научных выводов и предложений по совершенствованию законодательства.
Научная новизна исследования заключается в том, что работа является комплексным исследованием теоретических и практических основ реорганизации в форме выделения и разделения.
Практическое и теоретическое значение полученных результатов. Теоретическое значение работы заключается в определении ряда теоретических и практических проблем реорганизации в форме выделения и разделения, затрудняющих их эффективное осуществление, разработке предложений по совершенствованию правового регулирования действующим гражданским законодательством; в создании относительно завершенной системы знаний о данном институте.
Практическое значение полученных результатов исследования определяется тем, что сформулированные в работе выводы и предложения могут быть использованы в нормотворческой деятельности и учтены при совершенствовании действующего гражданского законодательства, а также применены в судебной практике, в дальнейших научных разработках по этой и смежных с ней тем и в учебном процессе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Предложено авторское определение реорганизации, как сложного юридического состава, совокупности фактов, реализация которых влечет установленные законом последствия. Данный состав может включать управленческие решения, сделки, юридически значимые сообщения и другие виды юридических фактов.
2. После детального анализа судебной практики выведены основные критерии законности разделения или выделения бизнеса, а именно:
- улучшение бизнес-процессов;
- повышение эффективности работы компании, усиление внутреннего контроля;
- налаживание контактов с контрагентами, разделение клиентов между компаниями в зависимости от того, физическими или юридическими лицами они являются;
- сокращение затрат или предотвращение банкротства организации;
- создание нового бренда или расширение использования товарного знака;
- организация или расширение сети сбыта, открытие новых магазинов;
- освоение новых видов деятельности;
- минимизация бизнес-рисков.
3. По мнению автора, наиболее целесообразным способом совершенствования правового регулирования реорганизации в форме выделения и разделения, является разработка и принятие специального закона о реорганизации, который восполнит пробелы и противоречия законодательства, в том числе налогового и гражданского. По нашему мнению, это приведет к возможности осуществления абсолютно законной реорганизации, сбалансировано учитывающей интересы реорганизуемой коммерческой организации, ее участников и кредиторов, а также налоговых органов. Помимо указанного, законодательство, посвященное этому вопросу будет полностью унифицировано. Необходимость сопоставления норм гражданского, специальных законов о юридических лицах, налоговых норм, в том числе различных разъяснений Министерства Финансов, отпадет.
Структура диплома. Диплом состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Таким образом на основе проведенного исследования правового регулирования разделения и выделения как разукрупняющих форм реорганизации можно сделать ряд выводов.
В целом до начала 90-х годов XX в. изучению проблем реорганизации уделялось внимание недостаточное, что легко объясняется: отсутствовала сама потребность в серьезной юридико-технической проработке правоположений о реорганизации; если в части реорганизации и имелась актуальная проблематика, то она касалась вопросов судьбы трудовых правоотношений по результатам реорганизации.
Реорганизация - достаточно сложная процедура во всех отношениях. Реорганизация юридического лица - это всегда юридический состав, совокупность фактов, реализация которых влечет установленные законом последствия. Данный состав может включать управленческие решения, сделки, юридически значимые сообщения и другие виды юридических фактов. Реорганизация имеет сложное правовое регулирование, основы которого регламентированы нормами ст. 57 - 60 ГК РФ. Процедуры реорганизации представляют собой специфический способ образования новых и прекращения деятельности старых (действующих) юридических лиц, осложненных различными видами правоотношений, такими как гарантии кредиторам, налоговые правоотношения и иные.
Упрощенно модель выделения, которую закрепляют эти определения, можно сформулировать следующим образом: выделение - это создание юридического лица, сопровождающееся правопреемством в части прав и обязанностей. Исходя из этого выделение можно описать следующим образом: выделение - это форма реорганизации, в результате которой создается одно или несколько новых юридических лиц на основе имущественного комплекса (комплексов) юридического лица, продолжающего существовать после завершения такого выделения с переходом в результате выделения к вновь созданному лицу (лицам) указанного комплекса (комплексов) как к правопреемнику.
Виде определение разделения может быть сформулировано следующим образом: это форма реорганизации юридического лица, в результате которой реорганизуемое в форме такого разделения лицо прекращает существование, создаются несколько новых юридических лиц, все права и обязанности прекратившего существование юридического лица переходят к вновь созданным юридическим лицам в долях и на условиях, определенных решением о реорганизации.
После детального анализа судебной практики, можно сделать вывод, что главное - доказать наличие деловой цели в разукрупнении бизнеса. Также, немаловажна самостоятельность вновь возникших компаний. Анализ арбитражной практики по данной проблеме позволяет дать налогоплательщикам следующие рекомендации:
1) избегать нахождения создаваемых в результате дробления организаций по одному адресу, стараться исключить взаимозависимость;
2) избегать открытия счетов в одном банке;
3) иметь письменное заключение о целесообразности дробления бизнеса (с указанием способа дробления), подписанное экспертами компании и/или сторонней организации, оказывающей услуги финансового консультирования. Желательно, чтобы в таком заключении был рассчитан примерный экономический эффект от дробления бизнеса, причем акцент на налоговой оптимизации делать не стоит;
4) исключить взаимную подчиненность работников разных организаций. Помнить, что в ходе выездных налоговых проверок представители налоговых органов вправе проводить опросы сотрудников, результаты которых могут быть использованы против налогоплательщика;
5) обеспечить каждую из вновь созданных организаций отдельной материальной (производственной, торговой или технической) базой;
6) обеспечить финансовую самостоятельность вновь созданных компаний (они должны самостоятельно оплачивать свои текущие расходы, арендные и/или коммунальные платежи и т.п.).
Наиболее целесообразным способом совершенствования правового регулирования реорганизации является разработка и принятие специального закона о реорганизации, который восполнит пробелы и противоречия законодательства, в том числе налогового и гражданского. По нашему мнению, это приведет к возможности осуществления абсолютно законной реорганизации, сбалансировано учитывающей интересы реорганизуемой коммерческой организации, ее участников и кредиторов, а также налоговых органов. Помимо указанного, законодательство, посвященное этому вопросу будет полностью унифицировано. Необходимость сопоставления норм гражданского, специальных законов о юридических лицах, налоговых норм, в том числе различных разъяснений Министерства Финансов, отпадет.
В целом до начала 90-х годов XX в. изучению проблем реорганизации уделялось внимание недостаточное, что легко объясняется: отсутствовала сама потребность в серьезной юридико-технической проработке правоположений о реорганизации; если в части реорганизации и имелась актуальная проблематика, то она касалась вопросов судьбы трудовых правоотношений по результатам реорганизации.
Реорганизация - достаточно сложная процедура во всех отношениях. Реорганизация юридического лица - это всегда юридический состав, совокупность фактов, реализация которых влечет установленные законом последствия. Данный состав может включать управленческие решения, сделки, юридически значимые сообщения и другие виды юридических фактов. Реорганизация имеет сложное правовое регулирование, основы которого регламентированы нормами ст. 57 - 60 ГК РФ. Процедуры реорганизации представляют собой специфический способ образования новых и прекращения деятельности старых (действующих) юридических лиц, осложненных различными видами правоотношений, такими как гарантии кредиторам, налоговые правоотношения и иные.
Упрощенно модель выделения, которую закрепляют эти определения, можно сформулировать следующим образом: выделение - это создание юридического лица, сопровождающееся правопреемством в части прав и обязанностей. Исходя из этого выделение можно описать следующим образом: выделение - это форма реорганизации, в результате которой создается одно или несколько новых юридических лиц на основе имущественного комплекса (комплексов) юридического лица, продолжающего существовать после завершения такого выделения с переходом в результате выделения к вновь созданному лицу (лицам) указанного комплекса (комплексов) как к правопреемнику.
Виде определение разделения может быть сформулировано следующим образом: это форма реорганизации юридического лица, в результате которой реорганизуемое в форме такого разделения лицо прекращает существование, создаются несколько новых юридических лиц, все права и обязанности прекратившего существование юридического лица переходят к вновь созданным юридическим лицам в долях и на условиях, определенных решением о реорганизации.
После детального анализа судебной практики, можно сделать вывод, что главное - доказать наличие деловой цели в разукрупнении бизнеса. Также, немаловажна самостоятельность вновь возникших компаний. Анализ арбитражной практики по данной проблеме позволяет дать налогоплательщикам следующие рекомендации:
1) избегать нахождения создаваемых в результате дробления организаций по одному адресу, стараться исключить взаимозависимость;
2) избегать открытия счетов в одном банке;
3) иметь письменное заключение о целесообразности дробления бизнеса (с указанием способа дробления), подписанное экспертами компании и/или сторонней организации, оказывающей услуги финансового консультирования. Желательно, чтобы в таком заключении был рассчитан примерный экономический эффект от дробления бизнеса, причем акцент на налоговой оптимизации делать не стоит;
4) исключить взаимную подчиненность работников разных организаций. Помнить, что в ходе выездных налоговых проверок представители налоговых органов вправе проводить опросы сотрудников, результаты которых могут быть использованы против налогоплательщика;
5) обеспечить каждую из вновь созданных организаций отдельной материальной (производственной, торговой или технической) базой;
6) обеспечить финансовую самостоятельность вновь созданных компаний (они должны самостоятельно оплачивать свои текущие расходы, арендные и/или коммунальные платежи и т.п.).
Наиболее целесообразным способом совершенствования правового регулирования реорганизации является разработка и принятие специального закона о реорганизации, который восполнит пробелы и противоречия законодательства, в том числе налогового и гражданского. По нашему мнению, это приведет к возможности осуществления абсолютно законной реорганизации, сбалансировано учитывающей интересы реорганизуемой коммерческой организации, ее участников и кредиторов, а также налоговых органов. Помимо указанного, законодательство, посвященное этому вопросу будет полностью унифицировано. Необходимость сопоставления норм гражданского, специальных законов о юридических лицах, налоговых норм, в том числе различных разъяснений Министерства Финансов, отпадет.



