ВВЕДЕНИЕ 4
Глава ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТА 8
1.1. Ретроспектива транспортного налогообложения в России ... 8
1.2. Сущность и значение транспортного налога в России 15
1.3. Особенности транспортного налога зарубежом 22
Глава ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
2. ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В РОССИИ
2.1. Судебные дела налогоплательщиков и налоговых органов в
отношении объекта налогообложения транспортного налога
2.2. Судебные дела в отношении правомерности применения 35
ставок и льгот по налогу
2.3. Особенности исчисления и уплаты транспортного налога.. 43
2.4. Предложения по совершенствованию налогового
законодательства в части транспортного налога 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Актуальность темы исследования предопределена следующими аспектами.
Во-первых, значимостью вопросов правового регулирования налогообложения, так как в качестве главного источника формирования доходной части бюджетной системы Российской Федерации выступают именно налоги и сборы, в частности и транспортный налог.
Во-вторых, постоянными изменениями в налоговом законодательстве, которые зачастую носят бессистемный и спонтанный характер. Налоговое право в целом относят к наиболее изменяющемся подотраслям российского финансового права. Что касается транспортного налога, то в последние годы произошли некоторые изменения при исчислении его суммы.
В-третьих, нечеткостью и неясностью положений налогового законодательства, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика, связанная с разрешением споров между налоговыми органами и налогоплательщиками относительно налогообложения транспорта. Эксперты отмечают, что самое большое число споров по транспортному налогу связанно с исчислением его суммы, с применением льгот по уплате налога и с применением различных ставок налога.
Кроме того, транспортный налог, как и каждый налог, индивидуален, так как предполагает собственную правовую конструкцию. Сложившаяся судебная практика свидетельствует о применении сложной и несовершенной существующей модели транспортного налога. Отсутствуют четкие критерии определения объектов налогообложения, возникают сложности с применением налоговых льгот.
Для совершенствования правовой модели транспортного налога, которая сочетала бы интересы Федерации, субъектов РФ и налогоплательщиков, необходимо проведение исследования в области налогообложения транспортных средств в целях совершенствования правового регулирования транспортного налога.
Вопросы налогообложения транспорта в своих трудах исследовали такие ученые как Агузарова Ф, Батарин А.А,, Берестовой А.А. Сибиряткина И.В., Травникова В.В. и др. Тем не менее, вопрос развития транспортного налогообложения является недостаточно изученным, и требует дальнейшего исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при исчислении и уплате транспортного налога. В качестве предмета исследования выступают нормы федерального и регионального налогового законодательства в части регулирования транспортного налога.
Цель исследования - комплексный анализ развития законодательства о транспортном налоге, а также разработка предложений по совершенствованию правовой модели транспортного налога.
В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования:
- рассмотреть ретроспективу транспортного налогообложения в России;
- выделить сущность и значение транспортного налога в России;
- определить особенности транспортного налога зарубежом;
- рассмотреть судебные дела налогоплательщиков и налоговых органов в отношении объекта налогообложения транспортного налога;
- изучить дела в отношении правомерности применения ставок и льгот по налогу;
- определить особенности исчисления и уплаты транспортного налога;
- разработать предложения по совершенствованию налогового законодательства в части транспортного налога.
В качестве основных методов исследования были использованы такие общенаучные методы как анализ и синтез, индукция.
Нормативной основой исследования стали положения Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса Российской Федерации, законы субъектов РФ о транспортном налогообложении.
Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной и иной правоприменительной практики, включая Постановления и Определения Конституционного Суда Российской Федерации, акты Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения главы 28 НК РФ, судебные решения иных судебных органов, относящиеся к теме исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Предлагаю в качестве объекта налогообложения установить юридический факт владения транспортным средством.
2. Выделение двух категорий налогоплательщиков в зависимости от использования транспортных средств на дорогах общего пользования:
- налогоплательщики, использующие транспортные средства на дорогах общего пользования;
- налогоплательщики, не использующие транспортные средства на дорогах общего пользования.
3. Установление льгот для определенных категорий лиц на федеральном уровне. Среди них:
- граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы;
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации;
- инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и автомобили;
- многодетные семьи.
4. Установление единой ставки налога на 1 лошадиную силу для объектов налогообложения, налоговая база которых определяется как мощность двигателя.
Апробация работы. Отдельные положения ВКР обсуждались на Научно-практической конференции студентов и аспирантов ВлГУ 08 апреля 2016 г. «Дни науки студентов и аспирантов-2016» в докладе «Транспортный налог (исторический аспект)».
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, объединивших семь параграфов, заключения, библиографического списка и приложений
В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Транспортный налог представляет собой форму имущественного налога, который существует относительно долгое время и пережил достаточное количество преобразований. В своем развитии он от этапа советского периода прошел через период с 1991 года, когда был введен в действие ФЗ «О дорожных фондах в РСФСР (затем РФ)» до современного периода, который начался с 2003 года с введением в действие главы 28 НК РФ «Транспортный налог» и продолжается по настоящее время.
Транспортный налог как и любой другой налог выполняет три функции. Во-первых, это фискальная функция, которая проявляется в том, что он наряду с другими налогами является источником пополнения бюджета государства. Во-вторых, регулирующая функция, заключающаяся в предоставлении льгот по налогу определенным категориям граждан, а также в повышающих коэффициентов для владельцев дорогих автотранспортных средств. В-третьих, благодаря контрольной функции возможно сопоставление поступлений по транспортному налогу с потребностями в финансовых ресурсах на мероприятия.
Основными преимуществами транспортного налогообложения зарубежом является включение налога в стоимость топлива, что позволяет снизить расходы на администрирование налога, а также зависимость налога от экологического класса автотранспортного средства, что позволяет стимулировать приобретение транспорта с более высоким классом экологичности.
В качестве налогоплательщиков транспортного налога установлены лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. И соответственно объектами налогообложения признаются зарегистрированные транспортные средства. Иными словами, возникновение обязанности по уплате налога находится в зависимости от регистрации транспортного средства. Анализ арбитражной практики показал, что одни суды на стороне налогоплательщиков (основанием для возникновения обязанности по уплате транспортного налога является само наличие у лица транспортного средства); другие - на стороне налоговых органов с позицией, что обязанность по уплате транспортного налога не может ставиться в зависимость от желания лица в регистрации транспортного средства. Позиция Верховного Суда РФ в отношении объекта налогообложения: неисполнение обязанности по государственной регистрации транспортных средств не влечет исключения данных транспортных средств из числа объектов налогообложения по транспортному налогу
Компетенция регионального законодательства по транспортному налогу - ставки налога, порядок и сроки уплаты, а также возможность установления льгот для определенных налогоплательщиков. Анализ регионального законодательства (Владимирской) области показывал, что практически все ставки транспортного налога превышают в 8-10 раз базовые. Особого внимания заслуживает, наличие диспропорций ставок налога у смежных категорий транспортных средств.
Заслуживает внимания норма (ст. 356НК РФ), которая закрепляет возможность установления льгот и их оснований по транспортному налогу представительными (законодательными) органами субъекта РФ и ставит в неравные условия одних и тех же категорий лиц, которые территориально находятся в разных регионах России.
Сумма налога с физических лиц, исчисляется налоговыми органами и отражается в налоговом уведомлении. Физические лица, уплачивают транспортный налог на основании уведомления, которое направляется налоговым органом. При недоимке и неисполнении требования об уплате налога, налоговые инспекции не подают исковые заявления в суды общей юрисдикции, а действуют по упрощенной процедуре издания судебного приказа мировым судьей. Налогоплательщики, являющиеся юридическими лицами, исчисляют сумму налога самостоятельно налога с учетом повышающего коэффициента для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей.
Основными недостатками существующей модели транспортного налога в России являются:
- для налоговых органов - зависимость возникновения обязанности от регистрации транспортного средства. Когда возможно уклонение от уплаты налога для незарегистрированных транспортных средств;
- для налогоплательщика - установление льгот на региональном уровне. Одни и те же категории лиц ставятся в неравные условия;
- для налогоплательщика - наличие диспропорций ставок налога у смежных категорий транспортных средств в некоторых субъектах РФ.
В качестве основных направлений совершенствования правовой модели транспортного налога предлагается: изменение объекта налогообложения и признание в качестве него юридического факта в виде права сосбственности; разработка перечня льготных категорий граждан, освобожденных от уплаты налога (в качестве обязательных предлагается указание героев Советского Союза, Героев Российской Федерации; инвалидов всех категорий, имеющие мотоколяски и автомобили многодетных семей); введение единой ставки налога для объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется как мощность двигателя, из расчета на 1 л.с.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок и изменений) // Российская газета от 21 января 2009 г. N 7.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145- ФЗ (ред. от 15.02.2016). Российская газета от 12 августа 1998 г. N 153-154.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 26.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2016). Российская газета от 6 августа 1998 г. N 148-149.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 15.02.2016). Российская газета от 10 августа 2000 г. N 153-154.
5. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Российская газета от 19 октября 1999 г. N 206.
6. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016). Российская газета от 26 декабря 1995 г.
7. Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 (ред. от 06.02.2016) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации от 22 августа 1994 г., N 17.
8. Закон Владимирской области от 27 ноября 2002 г. N 119-ОЗ «О транспортном налоге» (с изменениями и дополнениями). Владимирские ведомости от 30 ноября 2002 г. N 233 (1458).
9. Закон Кемеровской области от 28 ноября 2002 г. N 95-ОЗ «О транспортном налоге» (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 27 ноября 2002 г. N 1730) (с изменениями и дополнениями). Кузбасс N 218 от 29 ноября 2002 г.
Учебная и научная литература
10. Андреева Н.В. Совершенствование транспортного налога и повышение его собираемости. Молодой ученый. СПб.: Реноме, 2013. - 144 с.
11. Ашмарина Е.М. Налоговое право: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Е.М. Ашмариной. - М.: Кнорус, 2011. - 240 с.
12. Батарин А.А. Правовое регулирование исчисления налога: Монография/ под ред. И.И. Кучерова. М: Юриспруденция, 2014. - 121 с.
13. Борисов А.Б. Комментарий к Налоговому Кодексу РФ части 1,2 (постатейный). 4-е издание. М: Гарант, 2011. - 928 с.
14. Винницкий Д. В. Налоговое право: учебник для академического бакалавриата / Д. В. Винницкий. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 360 с.
15. Воробьев Ю.Ф., Данильчук О.В. Налоги: история, теория, практика / Ю.Ф. Воробьев, О.В. Данильчук, А.Ю. и др.; под общ. ред. М.В. Конотопова. - М.: Издательство «Палеотип», 2011. - 176 с.
16. Ильин А.Ю.Финансовое право: учебник для академического бакалавриата / А. Ю. Ильин, М. Н. Кобзарь-Фролова, И. Г. Ленева, В. А. Яговкина; под ред. А. Ю. Ильина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 623 с.
17. Касьянов А.В., Чистякова Л.В., Дворецкий В.Р., Межуева Т.Н., Либерман К.А., Долгополов О.И., Феоктистов И.А., Филина Ф.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть вторая). Научно-практическое пособие. - М.: ГроссМедиа, 2015. - 853 с.
18. Качур О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О.В. Качур. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2011. - 384 с.
19. Килинкарова Е.В. Налоговое право зарубежных стран: учебник для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Килинкарова. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 354 с.
20. Клейменова М.О. Налоговое право. Учебное пособие. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. - 368 с.
21. Крохина Ю.А. Налоговое право: Учебник. - М.: Юнити - Дана, 2012. - 464 с.
22. Маршавина Л.Я., Чайковская Л.А. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 503 с.
23. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение. Ред. Майбуров И.А. 4-е изд. - М.: 2011. - 558 с.
24. Пепеляев С.Г. Налоговое право: Учебник для вузов / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 796 с.
25. Погорелова М.Я. Налоги и налогообложение: Теория и практика: Учебное пособие - М.: Инфра-М, 2013. - 425 c.
26. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. - М.: РИОР: ИНФРА М, 2015. - 559 с.
27. Сибиряткина И.В., Травникова В.В. Транспортный Налог - перспективы развития регионального законодательства. Воронеж: ВРЛА, 2014. - 30 с.
28. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение: учебник для бакалавров / под ред. Д. Г. Черника. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 393 с.
Правоприменительная практика
29. Определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 N 541-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Смелова Андрея Эрнестовича на нарушение его конституционных прав статьями 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации».
30. Определение Верховного Суда РФ от 28.10.2015 № 81-АПГ15-63.
31. Определение Верховного суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. по делу N 306-КГ14-5609.
32. Определение Верховного суда Российской Федерации от 29 октября 2014 г. N 301-КГ14-2926.
33. Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 N 12223/10 по делу N А40-62640/09-151-457.
34. Постановление ФАС Уральского округа от 04.05.2012 N Ф09- 2951/12 по делу N А47-5175/11.
35. Постановление ФАС Уральского округа от 12.10.2010 N Ф09- 7480/10-С2 по делу N А07-26100/2009.
36. Постановление ФАС Центрального округа от 25.04.2006 по делу N А48-1284/05-19.
37. Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 09.09.2014 по делу N 33-7305/2014.
38. Обзор судебных актов, принятых Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации по вопросам налогообложения во втором полугодии 2015 года. Официальный сайт ФНС России. URL:http://nalog.ru(дата обращения 08.03.2016).
39. Обзор судебных актов, вынесенных Конституционным Судом Российской Федерации по вопросам налогообложения за период 2014 года и первое полугодие 2015 года. Официальный сайт ФНС России. URL:http://nalog.ru(дата обращения 08.03.2016).
40. Обзор судебных актов, вынесенных Верховным Судом Российской Федерации по вопросам налогообложения за период 2014 года и первое полугодие 2015 года. Официальный сайт ФНС России. URL:http://nalog.ru(дата обращения 08.03.2016).
41. Обзор практики рассмотрения налоговых споров Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях Конституционного Суда Российской Федерации за 2013 год. Официальный сайт ФНС России. URL:http://nalog.ru(дата обращения 08.03.2016).
Иные ресурсы
42. Агузарова Ф. Транспортный налог: современное состояние, проблемы и повышение его роли в Российской Федерации // Экономическая политика. 2015. - №1. с. 149-158.
43. Алексеев А. Незарегистрированный автомобиль. Платить ли транспортный налог? Суд и арбитраж // Юрист предприятия в вопросах и ответах, 2015. - № 7. с. 53-60.
44. Берестовой А.А. Пробелы в российском законодательстве // Юридический журнал. - 2012. - № 2. С.7-14.
45. Берестовой А. А. Правовое регулирование транспортного налога: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.14 / Берестовой Алексей Александрович; [Место защиты: Рост. юрид. ин-т МВД РФ].- Ростов-на- Дону, 2012.- 182 с.
46. Мамонова И.В. Налоговая политика России как отражение функциональных взаимосвязей налогообложения // Молодой ученый. - 2016. - №02. С. 357-365.
47. Некрасова Т.Н. Транспорт не зарегистрирован, но используется: доначислят ли транспортный налог // Главная книга, 2012. - № 11. с. 10-15.
48. Восток - дело тонкое. URL: http://www.rnk.ru/article/100722-vostok-delo-tonkoe-ili-o-nalogooblojenii-v-kitae (дата обращения 13.03.2015).
49. Гасюк А. Помериться лошадиными силами. Российская газета. URL:http://rg.ru(дата обращения 20.03.2016).
50. Давыдова А.А. Особенности налоговой системы Японии. URL:http://www.scienceforum.ru/2015/1299/15840(дата обращения 15.02.2016).
51. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. СПС «Гарант». URL: http://garant.ru (дата обращения 11.04.2016).
52. Налоги в Великобритании. URL:http://britainrus.co.ukПеревод автора (дата обращения 15.02.2016).
53. Нерода Т.А. Изменения транспортного налога c 2015 года // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/34018(дата обращения: 19.10.2015).
54. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за2013-2015 гг.) URL: // http://www.nalog33.ru(дата обращения 21.02.2016).
55. Официальный сайт Налогового Управления США URL:https://www.irs.gov/for-Tax-Pros(дата обращения 20.03.2016).
56. Официальный сайт Федерального арбитражного суда Центрального округа. URL:http://kad.arbitr.ru(дата обращения 15.03.2016).
57. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12 февраля 2016 г. N 03-07-06/7643.
58. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 05.07.2011 N 03-05-05-01/51. Официальный сайт Минфина РФ. URL:http://minfin.ru(дата обращения 14.03.2016).
59. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 24.03.2010 N 03-05-05-04/06. Официальный сайт Минфина РФ. URL:http://minfin.ru(дата обращения 12.03.2016).
60. Письмо Минфина России от 10.02.2016 N 03-05-06-04/6979 «По вопросу снижения налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц и освобождения от уплаты транспортного налога многодетных семей».
Официальный сайт Минфина РФ. URL:http://minfin.ru(дата обращения 11.03.2016).
61. Письмо Минфина РФ от 12 февраля 2016 г. N 03-07-06/7643. Официальный сайт Минфина РФ. URL:http://minfin.ru(дата обращения 11.03.2016).
62. Данные о поступлениях транспортного налога в доходы Консолидированного бюджета РФ за период 2013-2014 гг., 10 месяцев 2015 г. URL:http://minfin.ru(дата обращения 11.03.2016).
63. Данные о поступлении транспортного налога в доходы Консолидированного бюджета Владимирской области за 2013-2015 гг. URL:http://nalog.ru(дата обращения 14.03.2016).