ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ФЕДЕРАЛИЗМА И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛИЗМА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ОСОБЕННОСТИ 10
§ 1.1. Теоретические основы федерализма 10
§ 1.2. Исторические аспекты эволюции форм государственного
устройства в России 20
Глава 2. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 34
§ 2.1. Факторы, определяющие дальнейшую эволюцию
федеративных государств 34
§ 2.2. Перспективы развития российского федеративного
государства 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛИЗМА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ОСОБЕННОСТИ 10
§ 1.1. Теоретические основы федерализма 10
§ 1.2. Исторические аспекты эволюции форм государственного
устройства в России 20
Глава 2. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 34
§ 2.1. Факторы, определяющие дальнейшую эволюцию
федеративных государств 34
§ 2.2. Перспективы развития российского федеративного
государства 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы исследования. Федерализм — это государственно-правовой феномен, понятие, сущность, содержание, цели и перспективы развития которого являются предметом научного интереса на протяжении многих столетий. Однако в отечественной и зарубежной юридической литературе продолжается поиск парадигмы федерализма применительно к современным условиям изменившегося миропорядка. В то же время многообразие мнений по ключевым общетеоретическим вопросам свидетельствует об актуализации теории и практики строительства федеративных государств, а внушительная теоретическая база федерализма постоянно требует дополнения ввиду того, что практика строительства федеративных отношений динамично расширяется, так как принципы федерализма находят широкое применение не только в организации федеративных государств, но и в процессах федерализации унитарных государств. Федерализм постоянно развивается, раскрывается с новых сторон и требует тщательного осмысления.
Сложность, важность и относительно широкая распространенность федерации как формы государственного устройства вызывает живой и постоянно растущий научный интерес к ней во всем мире. Уникальная способность федерализма учитывать специфические особенности отдельно взятого государства позволяет ему в каждом конкретном случае проявлять себя по- новому. Именно поэтому важно проанализировать взаимное влияние теории и практики федеративного устройства, исследовать и учесть особенности российского федерализма. Развитие Российской Федерации сопряжено с рядом проблем, связанных с симметричностью ее субъектов, соотношением и конституционным положением территориальных и национальных субъектов, распределением предметов ведения, суверенитета федеративного государства.
Пример Российской Федерации является наиболее удачным для изучения процесса эволюции федеративного государства, выявления оптимальных путей формирования и совершенствования федеративных отношений, так как Россия имеет опыт реального строительства федеративного государства, ее федеративное устройство обусловлено историческими, политическими, экономическими и иными особенностями.
Многие современные федеративные государства сталкиваются с проблемами реализации своего суверенитета, оптимизации субъектного состава государства, равного правового статуса субъектов федерации, определения пределов их самостоятельности в рамках федерации, поиска оптимального сочетания централизации и децентрализации и т.д. Только на основе понимания данных проблем, учитывая особенности становления, развития федерализма, можно судить о возможных путях дальнейшего развития федеративных отношений, вносить рациональные предложения по регламентации и оформлению статуса федерации и ее субъектов.
Таким образом, в настоящий момент перед наукой «теория государства и права» стоят задачи постоянного анализа теории федерализма, выработки рекомендаций и направлений совершенствования федеративного государственного устройства и федеративных отношений, построения наиболее оптимальной конструктивной модели федерации для России, способной адекватно реализовать и выдержать вызовы кризисного периода. Этим вызвана необходимость тщательного анализа и детальной проработки имеющихся основных научных исследований в данной области, критической оценки действующей структурно-функциональной модели российского федерализма и выявления наиболее перспективного направления развития федеративного устройства Российской Федерации. Всем сказанным определяется актуальность поиска путей совершенствования и реализации теории федерализма в России, что настоятельно требует дополнительного исследования.
Степень разработанности темы исследования. В отечественной юридической литературе исследованию федерализма, становлению и развитию федеративных отношений в России посвящены работы Р.Г. Абдулатипова, С.А. Автономова, С.С. Алексеева, Н.Н. Арзамаскина, А.Н. Аринина, В.К. Бабаева, М.В. Баглая, A.B. Баранова, В.М.Баранова, H.A. Богдановой, Л.Ф. Болтенковой, А.Б. Венгерова, Н.М. Добрынина, Д.Л. Златопольского, И.С. Зыкина, И.П. Ильинского, JI.M. Карапетяна, Е.И. Колесникова, С.А. Комарова, Б.С. Крылова, O.E. Кутафина, В.В. Лазарева, Е.А. Лукьянова, В.Н. Лысенко, Р.Х. Макуева, М.Н. Марченко, Н.П. Медведева, H.A. Михалевой, Л.А. Морозовой, С.И. Некрасова, Ж.И. Овсепяна, М.С. Саликова, Ю.А. Тихомирова, И.А. Умновой, В.Е. Чиркина, О.И. Чистякова, Б.С. Эбзеева, Ю.В. Ярыгина и др.
Исследованиям вопросов теории федерализма посвящены труды таких зарубежных ученых, как Д.Адамс, И.Альтузия, А.Гамильтон, Т.Джеферсон, Д.Джей, Р.Дэниелс, Г. Еллинек, Д.К. Калхун, П.Кинг, Д.Кол, Х.Линц, Д. Локк, Дж. Мэдисон, Ж.Ж.Руссо, Р.Уотс, Т.Флейнер, Д.Элейзер, Э. Ян и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере федеративного государственного строительства.
Предметом исследования теоретико-правовая сущность современного федерализма и особенности его реализации в Российской Федерации.
Целью исследования является исследование современного федерализма и определении наиболее приемлемой для Российской Федерации модели развития федеративных отношений.
В ходе исследования предполагается разрешить следующие задачи:
- исследовать различные теоретические подходы федерализма;
- изучить, исторические условия зарождения и формирования российского федерализма, определив основные исторически сложившиеся особенности федерализма в России;
- выявить факторы, определяющие эволюцию федеративных государств;
- предложить наиболее приемлемую для Российской Федерации модель федерализма.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод и системный подход, анализ и синтез федерализма, а также связанных с ним правовых и управленческих проблем. Кроме того, были применены такие методы, как историко-правовой, формально-юридический, системно¬функциональный, сравнительно-правовой.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Федерализм — это объективно существующее государственно¬правовое явление, нашедшее воплощение в практике федеративного устройства государства и процессах федерализации. Его основой является организация процесса взаимоотношений разноуровневых властных государственных структур, которая, в свою очередь, проецируется на другие составляющие государства (политическую, правовую, гражданскую, социально-экономическую и др.).
2. Определено, что сущность федерализма может быть раскрыта с большей научной достоверностью, если три подхода исследования сущности федерализма (теоретический, материальный и организационный) с учетом его основных черт применить в универсальном единстве, используя при этом классификацию федераций на виды. Такая методологическая основа позволяет с достаточной научной обоснованностью разработать наиболее достоверную концепцию федерализма для конкретного государства и предложить наиболее востребованную модель федеративного устройства для России.
3. Определено, что для научной достоверности видения перспектив дальнейшего развития Российской Федерации и достижения динамичного развития ее системы управления при реформировании необходимо наряду с общими закономерностями развития федерации учитывать исторические корни генезиса российского федерализма. Без такого подхода любая привлекательная по содержанию модель обречена на практическую неконструктивность и восприятие в качестве инородного явления.
4. Определено, что постоянно меняющиеся причины и условия, детерминирующие федерализм, определяют динамику федеративных отношений, ведут к перераспределению властных полномочий между уровнями государственной власти, определяют инструментальный подход и модель федерализма в каждом конкретном случае.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
Сложность, важность и относительно широкая распространенность федерации как формы государственного устройства вызывает живой и постоянно растущий научный интерес к ней во всем мире. Уникальная способность федерализма учитывать специфические особенности отдельно взятого государства позволяет ему в каждом конкретном случае проявлять себя по- новому. Именно поэтому важно проанализировать взаимное влияние теории и практики федеративного устройства, исследовать и учесть особенности российского федерализма. Развитие Российской Федерации сопряжено с рядом проблем, связанных с симметричностью ее субъектов, соотношением и конституционным положением территориальных и национальных субъектов, распределением предметов ведения, суверенитета федеративного государства.
Пример Российской Федерации является наиболее удачным для изучения процесса эволюции федеративного государства, выявления оптимальных путей формирования и совершенствования федеративных отношений, так как Россия имеет опыт реального строительства федеративного государства, ее федеративное устройство обусловлено историческими, политическими, экономическими и иными особенностями.
Многие современные федеративные государства сталкиваются с проблемами реализации своего суверенитета, оптимизации субъектного состава государства, равного правового статуса субъектов федерации, определения пределов их самостоятельности в рамках федерации, поиска оптимального сочетания централизации и децентрализации и т.д. Только на основе понимания данных проблем, учитывая особенности становления, развития федерализма, можно судить о возможных путях дальнейшего развития федеративных отношений, вносить рациональные предложения по регламентации и оформлению статуса федерации и ее субъектов.
Таким образом, в настоящий момент перед наукой «теория государства и права» стоят задачи постоянного анализа теории федерализма, выработки рекомендаций и направлений совершенствования федеративного государственного устройства и федеративных отношений, построения наиболее оптимальной конструктивной модели федерации для России, способной адекватно реализовать и выдержать вызовы кризисного периода. Этим вызвана необходимость тщательного анализа и детальной проработки имеющихся основных научных исследований в данной области, критической оценки действующей структурно-функциональной модели российского федерализма и выявления наиболее перспективного направления развития федеративного устройства Российской Федерации. Всем сказанным определяется актуальность поиска путей совершенствования и реализации теории федерализма в России, что настоятельно требует дополнительного исследования.
Степень разработанности темы исследования. В отечественной юридической литературе исследованию федерализма, становлению и развитию федеративных отношений в России посвящены работы Р.Г. Абдулатипова, С.А. Автономова, С.С. Алексеева, Н.Н. Арзамаскина, А.Н. Аринина, В.К. Бабаева, М.В. Баглая, A.B. Баранова, В.М.Баранова, H.A. Богдановой, Л.Ф. Болтенковой, А.Б. Венгерова, Н.М. Добрынина, Д.Л. Златопольского, И.С. Зыкина, И.П. Ильинского, JI.M. Карапетяна, Е.И. Колесникова, С.А. Комарова, Б.С. Крылова, O.E. Кутафина, В.В. Лазарева, Е.А. Лукьянова, В.Н. Лысенко, Р.Х. Макуева, М.Н. Марченко, Н.П. Медведева, H.A. Михалевой, Л.А. Морозовой, С.И. Некрасова, Ж.И. Овсепяна, М.С. Саликова, Ю.А. Тихомирова, И.А. Умновой, В.Е. Чиркина, О.И. Чистякова, Б.С. Эбзеева, Ю.В. Ярыгина и др.
Исследованиям вопросов теории федерализма посвящены труды таких зарубежных ученых, как Д.Адамс, И.Альтузия, А.Гамильтон, Т.Джеферсон, Д.Джей, Р.Дэниелс, Г. Еллинек, Д.К. Калхун, П.Кинг, Д.Кол, Х.Линц, Д. Локк, Дж. Мэдисон, Ж.Ж.Руссо, Р.Уотс, Т.Флейнер, Д.Элейзер, Э. Ян и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере федеративного государственного строительства.
Предметом исследования теоретико-правовая сущность современного федерализма и особенности его реализации в Российской Федерации.
Целью исследования является исследование современного федерализма и определении наиболее приемлемой для Российской Федерации модели развития федеративных отношений.
В ходе исследования предполагается разрешить следующие задачи:
- исследовать различные теоретические подходы федерализма;
- изучить, исторические условия зарождения и формирования российского федерализма, определив основные исторически сложившиеся особенности федерализма в России;
- выявить факторы, определяющие эволюцию федеративных государств;
- предложить наиболее приемлемую для Российской Федерации модель федерализма.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод и системный подход, анализ и синтез федерализма, а также связанных с ним правовых и управленческих проблем. Кроме того, были применены такие методы, как историко-правовой, формально-юридический, системно¬функциональный, сравнительно-правовой.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Федерализм — это объективно существующее государственно¬правовое явление, нашедшее воплощение в практике федеративного устройства государства и процессах федерализации. Его основой является организация процесса взаимоотношений разноуровневых властных государственных структур, которая, в свою очередь, проецируется на другие составляющие государства (политическую, правовую, гражданскую, социально-экономическую и др.).
2. Определено, что сущность федерализма может быть раскрыта с большей научной достоверностью, если три подхода исследования сущности федерализма (теоретический, материальный и организационный) с учетом его основных черт применить в универсальном единстве, используя при этом классификацию федераций на виды. Такая методологическая основа позволяет с достаточной научной обоснованностью разработать наиболее достоверную концепцию федерализма для конкретного государства и предложить наиболее востребованную модель федеративного устройства для России.
3. Определено, что для научной достоверности видения перспектив дальнейшего развития Российской Федерации и достижения динамичного развития ее системы управления при реформировании необходимо наряду с общими закономерностями развития федерации учитывать исторические корни генезиса российского федерализма. Без такого подхода любая привлекательная по содержанию модель обречена на практическую неконструктивность и восприятие в качестве инородного явления.
4. Определено, что постоянно меняющиеся причины и условия, детерминирующие федерализм, определяют динамику федеративных отношений, ведут к перераспределению властных полномочий между уровнями государственной власти, определяют инструментальный подход и модель федерализма в каждом конкретном случае.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
Подведя итог вышесказанному необходимо отметить следующие моменты.
По нашему мнению, федерализм - это объективно существующее, государственно-правовое явление, нашедшее выражение в федеративной форме государственного устройства и в процессах федерализации. Понятие «федерализм» вбирает в себя четыре основных значения:
- во-первых, это теоретический массив знаний, накопленных на протяжении многих лет развития данной теории.
- во-вторых, это практика строительства федеративных государств.
- в-третьих, это федерализация - комплекс процессов, протекающих в сложных союзных государствах.
- в-четвертых, это система принципов и методов, используемых при организации взаимодействия разноуровневых властных структур вне зависимости от формы государственного устройства.
Федеративная форма государственного устройства выступает способом организации власти, представляющим единство обладающих широким кругом полномочий территориальных или национально-территориальных единиц или систему тех и других, - субъектов федерации, скрепленное по¬средством функционирования федерального уровня власти, главной основой которого являются гибкие взаимоотношения центра и регионов. В ходе проведенного научного анализа выделены следующие общие черты федеративного государства: особая территориальная организация государства (субъектный состав); два уровня публичной власти; наличие представительного органа, представляющего интересы регионов; верховенство федерального законодательства во главе с федеральной конституцией; федеральный центр представляет все государство в международных отношениях.
Единственным возможным вариантом развития российской государственности, способным сохранить целостность государства, явилось по¬строение федеративного государства, обладающего рядом исторически обусловленных специфических особенностей, а именно: использование смешанного принципа создания федерации, предполагающего как национально¬территориальное, так и административно-территориальное деление; наличие сложного состава и большого количества субъектов Российской Федерации; экономическая, политическая и иная неравномерность развития регионов государства и др.
Постоянное перераспределение властных полномочий между уровнями государственной власти в федерации, обусловлено динамично меняющимися объективными и субъективными факторами, которые в конечном итоге определяют дуалистический характер развития федеративных отношений, выражающийся в сочетании центробежных и центростремительных тенденций. Факторами, детерминирующими формирование и развитие федеративных отношений, являются: экономические, национальные (этнические), политические, организационно-управленческие, естественно¬географические, исторические и иные причины и условия.
Анализ факторов влияющих на развитие российского федерализма позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в России преобладает направленность на построение сильного государства, выраженная в централизации государственной власти. Укрепление государственности в России - необходимый этап развития государства, который должен явиться основополагающей платформой реформирования федеративных отношений. Гармоничное экономическое и политическое развитие России не возможно без оптимизации субъектного состава федерации, с вытекающими качественными и количественными изменениями.
На основании сделанных можно выдвинуть следующие предложения:
1. При совершенствовании федеративного государственного устройства предлагаем использовать следующий алгоритм действий: 1) разработать широкую классификацию факторов, воздействующих на федеративные отношения, определяя наиболее значимые из них и выстраивая на основе определения роли того или иного фактора систему факторов обуславливающих те или иные тенденции в сфере федеративных отношений; 2) построить оптимальную модель федерализма, адаптируя ее к конкретному государству, учитывая самобытность и историю страны; 3) определить цель, задачи, направления реформирования и построить четкую программу преобразований; 4) организовать проведение реформ федеративного устройства, постоянно совершенствуя механизм преобразований.
2. В целях укрепления государственной власти предлагаем провести следующие преобразования: укрепить институт ответственности должностных лиц за принятое решение, выработать механизм его реализации; в целях сближения народов России построить национальную идеологию; разработать программы укрепления межрегиональной интеграции субъектов Федерации; пересмотреть использование договорной практики перераспределения полномочий между федеральным центром и регионами, четко регламентировать данный процесс.
3. Для консолидации субъектов Российской Федерации предлагаем разработать обоснованную систему практических мер по организации и поддержанию единого культурного и информационного пространства государства. Субъекты федерации должны иметь равные возможности для решения проблем развития культуры и языка не зависимо от того является данный субъект национальным или административным.
Для решения данной проблемы необходимо: четко сформулировать долгосрочные задачи национальной политики, разработать концепцию национального развития Российской Федерации в духе терпимости к национальным особенностям и различиям, стремления к единению; укрепить значение национально-политической общности и патриотизма, этнонациональной и религиозной общностей страны во благо единства и процветания и эффективного развития общества и государства.
По нашему мнению, федерализм - это объективно существующее, государственно-правовое явление, нашедшее выражение в федеративной форме государственного устройства и в процессах федерализации. Понятие «федерализм» вбирает в себя четыре основных значения:
- во-первых, это теоретический массив знаний, накопленных на протяжении многих лет развития данной теории.
- во-вторых, это практика строительства федеративных государств.
- в-третьих, это федерализация - комплекс процессов, протекающих в сложных союзных государствах.
- в-четвертых, это система принципов и методов, используемых при организации взаимодействия разноуровневых властных структур вне зависимости от формы государственного устройства.
Федеративная форма государственного устройства выступает способом организации власти, представляющим единство обладающих широким кругом полномочий территориальных или национально-территориальных единиц или систему тех и других, - субъектов федерации, скрепленное по¬средством функционирования федерального уровня власти, главной основой которого являются гибкие взаимоотношения центра и регионов. В ходе проведенного научного анализа выделены следующие общие черты федеративного государства: особая территориальная организация государства (субъектный состав); два уровня публичной власти; наличие представительного органа, представляющего интересы регионов; верховенство федерального законодательства во главе с федеральной конституцией; федеральный центр представляет все государство в международных отношениях.
Единственным возможным вариантом развития российской государственности, способным сохранить целостность государства, явилось по¬строение федеративного государства, обладающего рядом исторически обусловленных специфических особенностей, а именно: использование смешанного принципа создания федерации, предполагающего как национально¬территориальное, так и административно-территориальное деление; наличие сложного состава и большого количества субъектов Российской Федерации; экономическая, политическая и иная неравномерность развития регионов государства и др.
Постоянное перераспределение властных полномочий между уровнями государственной власти в федерации, обусловлено динамично меняющимися объективными и субъективными факторами, которые в конечном итоге определяют дуалистический характер развития федеративных отношений, выражающийся в сочетании центробежных и центростремительных тенденций. Факторами, детерминирующими формирование и развитие федеративных отношений, являются: экономические, национальные (этнические), политические, организационно-управленческие, естественно¬географические, исторические и иные причины и условия.
Анализ факторов влияющих на развитие российского федерализма позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в России преобладает направленность на построение сильного государства, выраженная в централизации государственной власти. Укрепление государственности в России - необходимый этап развития государства, который должен явиться основополагающей платформой реформирования федеративных отношений. Гармоничное экономическое и политическое развитие России не возможно без оптимизации субъектного состава федерации, с вытекающими качественными и количественными изменениями.
На основании сделанных можно выдвинуть следующие предложения:
1. При совершенствовании федеративного государственного устройства предлагаем использовать следующий алгоритм действий: 1) разработать широкую классификацию факторов, воздействующих на федеративные отношения, определяя наиболее значимые из них и выстраивая на основе определения роли того или иного фактора систему факторов обуславливающих те или иные тенденции в сфере федеративных отношений; 2) построить оптимальную модель федерализма, адаптируя ее к конкретному государству, учитывая самобытность и историю страны; 3) определить цель, задачи, направления реформирования и построить четкую программу преобразований; 4) организовать проведение реформ федеративного устройства, постоянно совершенствуя механизм преобразований.
2. В целях укрепления государственной власти предлагаем провести следующие преобразования: укрепить институт ответственности должностных лиц за принятое решение, выработать механизм его реализации; в целях сближения народов России построить национальную идеологию; разработать программы укрепления межрегиональной интеграции субъектов Федерации; пересмотреть использование договорной практики перераспределения полномочий между федеральным центром и регионами, четко регламентировать данный процесс.
3. Для консолидации субъектов Российской Федерации предлагаем разработать обоснованную систему практических мер по организации и поддержанию единого культурного и информационного пространства государства. Субъекты федерации должны иметь равные возможности для решения проблем развития культуры и языка не зависимо от того является данный субъект национальным или административным.
Для решения данной проблемы необходимо: четко сформулировать долгосрочные задачи национальной политики, разработать концепцию национального развития Российской Федерации в духе терпимости к национальным особенностям и различиям, стремления к единению; укрепить значение национально-политической общности и патриотизма, этнонациональной и религиозной общностей страны во благо единства и процветания и эффективного развития общества и государства.
Подобные работы
- Конституционно-правовые основы деятельности казачьих объединений в субъектах Российской Федерации на территории Южного федерального округа
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Конституционно-правовые проблемы
разграничения предметов ведения и полномочий в условиям российского федерализма
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Конституционно-правовые основы принципа равноправия человека и гражданина в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (12.00.14)
Диссертации (РГБ), налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЙ СТАТУС ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - СУДЕБНОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Правовое положение Правительства Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Институт президентства в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты формирования и функционирования в политической системе
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



