ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛИЗМА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ОСОБЕННОСТИ 10
§ 1.1. Теоретические основы федерализма 10
§ 1.2. Исторические аспекты эволюции форм государственного
устройства в России 20
Глава 2. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 34
§ 2.1. Факторы, определяющие дальнейшую эволюцию
федеративных государств 34
§ 2.2. Перспективы развития российского федеративного
государства 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы исследования. Федерализм — это государственно-правовой феномен, понятие, сущность, содержание, цели и перспективы развития которого являются предметом научного интереса на протяжении многих столетий. Однако в отечественной и зарубежной юридической литературе продолжается поиск парадигмы федерализма применительно к современным условиям изменившегося миропорядка. В то же время многообразие мнений по ключевым общетеоретическим вопросам свидетельствует об актуализации теории и практики строительства федеративных государств, а внушительная теоретическая база федерализма постоянно требует дополнения ввиду того, что практика строительства федеративных отношений динамично расширяется, так как принципы федерализма находят широкое применение не только в организации федеративных государств, но и в процессах федерализации унитарных государств. Федерализм постоянно развивается, раскрывается с новых сторон и требует тщательного осмысления.
Сложность, важность и относительно широкая распространенность федерации как формы государственного устройства вызывает живой и постоянно растущий научный интерес к ней во всем мире. Уникальная способность федерализма учитывать специфические особенности отдельно взятого государства позволяет ему в каждом конкретном случае проявлять себя по- новому. Именно поэтому важно проанализировать взаимное влияние теории и практики федеративного устройства, исследовать и учесть особенности российского федерализма. Развитие Российской Федерации сопряжено с рядом проблем, связанных с симметричностью ее субъектов, соотношением и конституционным положением территориальных и национальных субъектов, распределением предметов ведения, суверенитета федеративного государства.
Пример Российской Федерации является наиболее удачным для изучения процесса эволюции федеративного государства, выявления оптимальных путей формирования и совершенствования федеративных отношений, так как Россия имеет опыт реального строительства федеративного государства, ее федеративное устройство обусловлено историческими, политическими, экономическими и иными особенностями.
Многие современные федеративные государства сталкиваются с проблемами реализации своего суверенитета, оптимизации субъектного состава государства, равного правового статуса субъектов федерации, определения пределов их самостоятельности в рамках федерации, поиска оптимального сочетания централизации и децентрализации и т.д. Только на основе понимания данных проблем, учитывая особенности становления, развития федерализма, можно судить о возможных путях дальнейшего развития федеративных отношений, вносить рациональные предложения по регламентации и оформлению статуса федерации и ее субъектов.
Таким образом, в настоящий момент перед наукой «теория государства и права» стоят задачи постоянного анализа теории федерализма, выработки рекомендаций и направлений совершенствования федеративного государственного устройства и федеративных отношений, построения наиболее оптимальной конструктивной модели федерации для России, способной адекватно реализовать и выдержать вызовы кризисного периода. Этим вызвана необходимость тщательного анализа и детальной проработки имеющихся основных научных исследований в данной области, критической оценки действующей структурно-функциональной модели российского федерализма и выявления наиболее перспективного направления развития федеративного устройства Российской Федерации. Всем сказанным определяется актуальность поиска путей совершенствования и реализации теории федерализма в России, что настоятельно требует дополнительного исследования.
Степень разработанности темы исследования. В отечественной юридической литературе исследованию федерализма, становлению и развитию федеративных отношений в России посвящены работы Р.Г. Абдулатипова, С.А. Автономова, С.С. Алексеева, Н.Н. Арзамаскина, А.Н. Аринина, В.К. Бабаева, М.В. Баглая, A.B. Баранова, В.М.Баранова, H.A. Богдановой, Л.Ф. Болтенковой, А.Б. Венгерова, Н.М. Добрынина, Д.Л. Златопольского, И.С. Зыкина, И.П. Ильинского, JI.M. Карапетяна, Е.И. Колесникова, С.А. Комарова, Б.С. Крылова, O.E. Кутафина, В.В. Лазарева, Е.А. Лукьянова, В.Н. Лысенко, Р.Х. Макуева, М.Н. Марченко, Н.П. Медведева, H.A. Михалевой, Л.А. Морозовой, С.И. Некрасова, Ж.И. Овсепяна, М.С. Саликова, Ю.А. Тихомирова, И.А. Умновой, В.Е. Чиркина, О.И. Чистякова, Б.С. Эбзеева, Ю.В. Ярыгина и др.
Исследованиям вопросов теории федерализма посвящены труды таких зарубежных ученых, как Д.Адамс, И.Альтузия, А.Гамильтон, Т.Джеферсон, Д.Джей, Р.Дэниелс, Г. Еллинек, Д.К. Калхун, П.Кинг, Д.Кол, Х.Линц, Д. Локк, Дж. Мэдисон, Ж.Ж.Руссо, Р.Уотс, Т.Флейнер, Д.Элейзер, Э. Ян и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере федеративного государственного строительства.
Предметом исследования теоретико-правовая сущность современного федерализма и особенности его реализации в Российской Федерации.
Целью исследования является исследование современного федерализма и определении наиболее приемлемой для Российской Федерации модели развития федеративных отношений.
В ходе исследования предполагается разрешить следующие задачи:
- исследовать различные теоретические подходы федерализма;
- изучить, исторические условия зарождения и формирования российского федерализма, определив основные исторически сложившиеся особенности федерализма в России;
- выявить факторы, определяющие эволюцию федеративных государств;
- предложить наиболее приемлемую для Российской Федерации модель федерализма.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод и системный подход, анализ и синтез федерализма, а также связанных с ним правовых и управленческих проблем. Кроме того, были применены такие методы, как историко-правовой, формально-юридический, системно¬функциональный, сравнительно-правовой.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Федерализм — это объективно существующее государственно¬правовое явление, нашедшее воплощение в практике федеративного устройства государства и процессах федерализации. Его основой является организация процесса взаимоотношений разноуровневых властных государственных структур, которая, в свою очередь, проецируется на другие составляющие государства (политическую, правовую, гражданскую, социально-экономическую и др.).
2. Определено, что сущность федерализма может быть раскрыта с большей научной достоверностью, если три подхода исследования сущности федерализма (теоретический, материальный и организационный) с учетом его основных черт применить в универсальном единстве, используя при этом классификацию федераций на виды. Такая методологическая основа позволяет с достаточной научной обоснованностью разработать наиболее достоверную концепцию федерализма для конкретного государства и предложить наиболее востребованную модель федеративного устройства для России.
3. Определено, что для научной достоверности видения перспектив дальнейшего развития Российской Федерации и достижения динамичного развития ее системы управления при реформировании необходимо наряду с общими закономерностями развития федерации учитывать исторические корни генезиса российского федерализма. Без такого подхода любая привлекательная по содержанию модель обречена на практическую неконструктивность и восприятие в качестве инородного явления.
4. Определено, что постоянно меняющиеся причины и условия, детерминирующие федерализм, определяют динамику федеративных отношений, ведут к перераспределению властных полномочий между уровнями государственной власти, определяют инструментальный подход и модель федерализма в каждом конкретном случае.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
Подведя итог вышесказанному необходимо отметить следующие моменты.
По нашему мнению, федерализм - это объективно существующее, государственно-правовое явление, нашедшее выражение в федеративной форме государственного устройства и в процессах федерализации. Понятие «федерализм» вбирает в себя четыре основных значения:
- во-первых, это теоретический массив знаний, накопленных на протяжении многих лет развития данной теории.
- во-вторых, это практика строительства федеративных государств.
- в-третьих, это федерализация - комплекс процессов, протекающих в сложных союзных государствах.
- в-четвертых, это система принципов и методов, используемых при организации взаимодействия разноуровневых властных структур вне зависимости от формы государственного устройства.
Федеративная форма государственного устройства выступает способом организации власти, представляющим единство обладающих широким кругом полномочий территориальных или национально-территориальных единиц или систему тех и других, - субъектов федерации, скрепленное по¬средством функционирования федерального уровня власти, главной основой которого являются гибкие взаимоотношения центра и регионов. В ходе проведенного научного анализа выделены следующие общие черты федеративного государства: особая территориальная организация государства (субъектный состав); два уровня публичной власти; наличие представительного органа, представляющего интересы регионов; верховенство федерального законодательства во главе с федеральной конституцией; федеральный центр представляет все государство в международных отношениях.
Единственным возможным вариантом развития российской государственности, способным сохранить целостность государства, явилось по¬строение федеративного государства, обладающего рядом исторически обусловленных специфических особенностей, а именно: использование смешанного принципа создания федерации, предполагающего как национально¬территориальное, так и административно-территориальное деление; наличие сложного состава и большого количества субъектов Российской Федерации; экономическая, политическая и иная неравномерность развития регионов государства и др.
Постоянное перераспределение властных полномочий между уровнями государственной власти в федерации, обусловлено динамично меняющимися объективными и субъективными факторами, которые в конечном итоге определяют дуалистический характер развития федеративных отношений, выражающийся в сочетании центробежных и центростремительных тенденций. Факторами, детерминирующими формирование и развитие федеративных отношений, являются: экономические, национальные (этнические), политические, организационно-управленческие, естественно¬географические, исторические и иные причины и условия.
Анализ факторов влияющих на развитие российского федерализма позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в России преобладает направленность на построение сильного государства, выраженная в централизации государственной власти. Укрепление государственности в России - необходимый этап развития государства, который должен явиться основополагающей платформой реформирования федеративных отношений. Гармоничное экономическое и политическое развитие России не возможно без оптимизации субъектного состава федерации, с вытекающими качественными и количественными изменениями.
На основании сделанных можно выдвинуть следующие предложения:
1. При совершенствовании федеративного государственного устройства предлагаем использовать следующий алгоритм действий: 1) разработать широкую классификацию факторов, воздействующих на федеративные отношения, определяя наиболее значимые из них и выстраивая на основе определения роли того или иного фактора систему факторов обуславливающих те или иные тенденции в сфере федеративных отношений; 2) построить оптимальную модель федерализма, адаптируя ее к конкретному государству, учитывая самобытность и историю страны; 3) определить цель, задачи, направления реформирования и построить четкую программу преобразований; 4) организовать проведение реформ федеративного устройства, постоянно совершенствуя механизм преобразований.
2. В целях укрепления государственной власти предлагаем провести следующие преобразования: укрепить институт ответственности должностных лиц за принятое решение, выработать механизм его реализации; в целях сближения народов России построить национальную идеологию; разработать программы укрепления межрегиональной интеграции субъектов Федерации; пересмотреть использование договорной практики перераспределения полномочий между федеральным центром и регионами, четко регламентировать данный процесс.
3. Для консолидации субъектов Российской Федерации предлагаем разработать обоснованную систему практических мер по организации и поддержанию единого культурного и информационного пространства государства. Субъекты федерации должны иметь равные возможности для решения проблем развития культуры и языка не зависимо от того является данный субъект национальным или административным.
Для решения данной проблемы необходимо: четко сформулировать долгосрочные задачи национальной политики, разработать концепцию национального развития Российской Федерации в духе терпимости к национальным особенностям и различиям, стремления к единению; укрепить значение национально-политической общности и патриотизма, этнонациональной и религиозной общностей страны во благо единства и процветания и эффективного развития общества и государства.
1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации: от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237.
2. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - № 2.
3. Российская Федерация. Законы. Федеральный конституционный закон о порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: от 17 декабря 2001 г. № 6- ФКЗ // СЗ РФ. - 2001. - № 52. - Ст. 4916.
4. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: от 4 января 1999 г. № 4- ФЗ // СЗ РФ. - 1999. - № 2. - Ст. 231.
5. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: 6 октября 1999 г. № 184- ФЗ // СЗ РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.
6. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: 6 октября 2003 г. № 131- Ф3 // СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
7. Российская Федерация. Указы (Президент РФ). О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: от 19 декабря 2012 г. № 1666 // СЗ РФ. - 2012. - № 52. - Ст. 7477.
8. Российская Федерация. Указы (Президент РФ). Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации: от 3 июня 1996 г. № 803 // СЗ РФ. - 1996. - № 23. - Ст. 2756.
9. Государство Россия. Путь к эффективному государству (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства: Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации). - М., 2000.
10. Конституция Союза Советских Социалистических Республик. - М.: Изд-во полит, лит., 1977. - 367 с. (утратил силу)
11. О федеративных учреждениях Российской Федерации: Резолюция III Всероссийского Съезда Советов 10-18 января 1918 г. // Газета временного Рабочего и Крестьянского Правительства. - 1918. - № 31. (утратил силу)
12. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 3 (16) января 1918 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Док. и материалы. - М., 1989. (утратил силу)
13. Договор об образовании Союза - Советских Социалистических Республик: Учрежден I съездом Советов Союза ССР 30 декабря 1922 г. // Сб. нормат. актов по сов. гос. праву. - М., 1984. (утратил силу)
II. Правоприменительная практика
14. Российская Федерация. Конституционный суд. О проверке конституционности ряда положений Конституции Республики Хакасия: от 24 июня 1997 г. № 9-П // Вестник Конституционного Суда РФ. - 1997. - № 5.
15. Российская Федерация. Конституционный суд. О проверке конституционности ряда положений Конституции Республики Башкортостан: от 27 апреля 1998 г. № 12-П // Вестник Конституционного Суда РФ. - 1998. - № 4.
16. Российская Федерация. Конституционный суд. О проверке конституционности ряда положений Конституции Республики Татарстан: от
9 апреля 1998 г. № 53-П // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2007. - № 1.
III. Монографии и книги
17. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. - М.: Славянский диалог, 2001. - 656 с.
18. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. В 3 кн. - М.: Республика, 1992. - Кн.1. - 384 с
19. Баквис Г., Чендлер У. Федерализм и роль государства. - М.: Политиздат, 1997. - 592 с.
20. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: ACT, Астрель, 2008. - 1940 с.
21. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. - М.: НОРМА, 2001. - 352 с.
22. Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. - М.: Проспект, 2009. - 400 с.
23. Макуев Р.Х. Современная глобализация: вызовы и трансформации: Моногр. исслед. - Орел: ОРАГС, 2006. - 215 с.
24. Федерализм: российское и международное измерения, (опыт сравнительного анализа): Монография / Под ред. Р. Хакимова. - Казань: Казан, ин-т федерализма, 2004. - 688 с.
25. Федерализм: теория и история развития / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Юристъ, 2000. - 344 с.
26. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. - М.: Изд-во МНИМП, 1997.- 128 с.
IV. Статьи
27. Андриченко Л.В. Конституционные основы российского федерализма / Л.В. Андриченко, Е.А. Юртаева // Журнал российского права. - 2013. - № 6.
28. Ахунова Л.Р. Проблемы совершенствования системы регионального управления / Л.Р. Ахунова // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 10.
29. Бойко Ю.П. Концептуальные основы федерализма в юридической науке / Ю.П. Бойко // Юридическая наука. - 2011. - № 3.
30. Брезгудевская Н.В. Виды федерации и модели федерализма / Н.В. - Брезгудевская // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 2005.- № 3.
31. Бессонова В.В. Эволюция института федерализма в России / В.В. Бессонова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - №4.
32. Бредихин А.Л. Суверенитет в системе российского федерализма / А.Л. Бредихин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012.- № 7.
33. Бутенко А.В. К вопросу о современной модели российского федерализма / А.В. Бутенко // Конституционное и муниципальное право.- 2012. - N 10.
34. Венков А.А. История исследования эволюции современной модели федерализма в России / А.А. Венков // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2010. - № 5.
35. Веретенникова О.Б. Анализ научных концепций становления и развития федерализма в России / О.Б. Веретенникова, И.О. Воликовская // Финансы и кредиты. - 2008. - № 13.
36. Виноградов Т.П. Некоторые проблемы российского федерализма и возможные способы их решения // Т.П. Виноградов // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 10.
37. Газизова Л.М. О природе федеративного государства / Л.М. Газизова // Инновационные процессы и технологии в современном мире.- 2013. - № 5.
38. Горбачева С.В. Федерализм как принцип конституционно¬правового регулирования взаимоотношений центра и регионов: содержание, специфика, проблемы / С.В. Горбачева // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. - 2013. - № 4.
39. Демидов В.Н. Конституция Республики Татарстан и российский федерализм (опыт деятельности Конституционного суда Татарстана) / В.Н. Демидов // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - № 12.
40. Загоровская Т.В. Федерализм в России: проблемы и перспективы развития / Т.В. Загоровская // Конституционное и муниципальное право.- 2008. - № 14.
41. Ирхин И.В. Концепция федерализма и практика ее воплощения в современном мире / И.В. Ирхин // Конституционное и муниципальное право.- 2013. - № 3.
42. Ившина И.Н. Федерализация как способ изменения формы государства / И.Н. Ившина // История государства и права. - 2014. - № 12.
43. Иванов И.В. Право народов на самоопределение и становление советского федерализма / И.В. Иванов // История государства и права. - 2013.- N 5.
44. Клисторин В.И. Новый этап дискуссии о федерализме в России / В.И. Клисторин // Экономика и социология. - 2008. - № 3.
45. Кулиев П.Р. Опыт развития федерализма в России / П.Р. Кулиев // Среднерусский вестник общественных наук. - 2008. - № 2.
46. Коньков А.Е. Проблемы и тенденции моделирования федерализма в России / А.Е. Коньков // Проблемный анализ и государственно¬управленческое проектирование. - 2009. - № 4.
47. Кириенко Г.С. Некоторые проблемы реализации принципов российского федерализма: теория и практика / Г.С. Кириенко // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - № 8.
48. Кочетков Е.Е. Проблемы адаптации асимметричного федерализма в современной России / Е.Е. Кочетков // Политика. - 2014. - № 4.
49. Литвяков В.В. Особенности становления федерализма в России историко правовой аспект / Право и образование. - 2007. - № 8.
50. Муллагалеева Р.Р. Влияние федерализма на развитие института взаимодействия представительных органов власти в России / Р.Р. Муллагалеева // Российский юридический журнал. - 2014. - № 4.
51. Медушевский А.Н. Конституционная модернизация России: стратегия, направления, методы / А.Н. Медушевский // Закон. - 2013. - № 12.
52. Медведев В.Г. Неудавшийся опыт федерализма на Юге России после февраля 1917 г. / В.Г. Медведев // История государства и права. - 2011. - № 20.
53. Макаров А.В. Объединение субъектов Федерации: этнонациональный и территориальный факторы в зеркале права / А.В. Макаров // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. - № 2.
54. Пайгина Д.Р. Динамика субъектного состава Российской Федерации. Проблемы познания правовой системы: обзор научных трудов / Д.Р. Пайгин // Журнал российского права. - 2014. - № 10.
55. Пчелинцева И.В. Федерализм и формы его осмысления / И.В. Пчелинцева // Юридическая наука: история и современность. - 2013. - № 9.
56. Пчелинцева И.В. «Федерация» и «федерализм»: понятия, их определение и понимание / И.В. Пчелинцева // Мир политики и социологии.- 2013. - № 10.
57. Прохоров А.В. К вопросу об образовании федеративных государств / А.В. Прохоров // История государства и права. - 2007. - № 3.
58. Родионов А.Б. Современный федерализм: теоретические основы и тенденции эволюции / Р.Б. Родионов // Ленинградский юридический журнал.- 2007. - № 1.
59. Саликов М.С. О регулировании процедур изменения состава Российской Федерации / М.С. Саликов // Российский юридический журнал.- 2014. - № 5.
60. Селиверстов В.Е. Федерализм и региональная политика в современной России / В.Е. Селиверстов // Экономика и социология. - 2009.-№ 1.
61. Семитко А.П. Идея федерализма в России: прошлое и настоящее / А.П. Семитко // Российский юридический журнал. - 2013. - № 1.
62. Степанова А.А. Национальный принцип и федеративное устройство России / А.А. Степанова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 8.
63. Смирнова В.В. К вопросу о развитии правовых основ российского федерализма и проблемы управления / В.В. Смирнова // Административное и муниципальное право. - 2014. - № 11.
64. Сулейманов А.Р. Современная Россия между федерализмом и унитаризмом / А.Р. Сулейманов // Система ценностей современного общества. - 2010. - № 14.
65. Тадевосян Э.В. О моделировании теории федерализма и проблеме асимметричных федераций / Э.В. Тадевосян // Государство и право. - 1997. - № 8.
66. Толкачев К.Б. Федерализм России: история, современность и перспективы / К.Б. Толкачев // Педагогический журнал Башкортостана.- 2007. - № 3.
67. Тихомиров Ю.А. Государственно-правовые аспекты федерализма / Ю.А. Тихомиров // Федерализм. -1999. - № 2.
68. Тхабисимова Л.А. О некоторых аспектах развития судебного федерализма и региональной политики в Российской Федерации / Л.А. Тхабисимова // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 6.
69. Тхабисимова Л.А. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации как конституционный принцип российского федерализма / Л.А. Тхабисимова // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 4.
70. Цветкова О.В. Компаративный анализ моделей территориально-государственного строительства / О.В. Цветкова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - № 2.
71. Чихладзе Л.Т. Региональное управление Российской империи в политико- правовой мысли России конца XVIII - середины XIX веков // Право и политика. - 2008. - № 2.
72. Шило В.Е. США, Канада и Россия в системе общих тенденций эволюции современного федерализма / В.Е. Шило // Россия и Америка в XXI веке. - 2013. - № 2.
73. Шугрина Е.С. Общая характеристика ответственности органов публичной власти и их должностных лиц / Е.С. Шугрина // Евразийский юридический журнал. - 2013. - № 4.
V. Диссертации, авторефераты диссертаций
74. Арзамаскин Н.Н. Теоретико-методологические основания возникновения, становления, развития формы российского государства: Автореф. дис. ... д-ра. юр. наук. - М., 2008. - 46 с.
75. Арзамаскин Н.Н. Эволюция формы государства (на современном опыте Российской Федерации): Автореф. дис. ... канд. юр. наук. - М., 1996. - 25с.
76. Барышников Е.Н. Причины и условия развития федерализма в странах мира: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Тюмень, 2002. - 19 с.
77. Гаранжа А.П. Российский федерализм: зарождение, становление, развитие: Автореф. дис. ... д-ра. юр. наук. - Омск., 2009. - 26 с.
78. Родионов А.Б. Элементы теории федерализма: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Тамбов, 2006. - 23 с.
79. Симонян Г.Р. Особенности развития федеративных отношений на современном этапе централизации государственной власти в России (регионально-правовой аспект: Автореф. дис. ... д-ра. юр. наук. - М., 2008. - 57 с.
80. Шендригин E.H. Местное самоуправление и государственная власть
России: историко-правовой анализ: Автореф. дис д-ра. юр. наук. - С-Пб.,1998. - 88 с.