ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 8
§ 1.1 Толерантность как принцип воспитания в современном обществе 8
§ 1.2 Правовые основы формирования толерантности в российском обществе 12
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
§ 2.1 Проблемы межэтнических и межконфессиональных конфликтов как угроза национальной безопасности РФ 27
§ 2.2 Перспективы развития законодательства, касающегося обеспечения толерантности межэтнических и межконфессиональных отношений в Российской Федерации .. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
Актуальность темы исследования. Сохранение и развитие межэтнической толерантности в перспективный период во многом зависят от эффективности национальной политики, опирающейся на самые передовые идеи мирного сосуществования многонационального населения страны и на исследования региональных особенностей. Без учета специфики развития каждого региона, без чуткой и немедленной реакции правящих кругов на все происходящее в сфере межэтнических отношений немыслима устойчивость любой страны. Неслучайно поэтому за последние годы под влиянием как международных, так и внутрироссийских коллизий стала пересматриваться практика некоторого игнорирования этнополитических проблем России.
Следует заметить, что в течение всей новейшей истории России, начавшейся с 1990 - х гг., как в федеративных, так и в региональных нормативно-правовых документах фрагментарно освещались проблемы национальной политики, в том числе вопросы межэтнической толерантности. Первые годы трансформации российского общества фундаментом новой федеративной и этнонациональной политики, направленной на формирование межнационального и межконфессионального согласия многонационального народа России, послужил федеративный договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации». Он сыграл большую роль в стабилизации политической ситуации в стране, и отдельные его положения были включены в Конституцию страны, принятую 12 декабря 1993 г.
Степень разработанности темы исследования. На сегодняшний день, в отечественной науке по данному вопросу не проведено единого комплексного исследования. Тем не менее имеются отдельные исследования, представляющие ценность для понимания данного вопроса в целостности.
Отдельные исследования в вопросах становления и формирования национальной политики отражены в трудах: Р.Г. Абдулатипов, В.А. Михайлов, В. А. Тишков, В. Ю. Зорин и др.
Достижение поставленных в диссертации целей потребовало также изучения работ специалистов в области конституционного, административного и международного права: А.Х. Абашидзе, С.А. Авакьяна, Ф.Р. Ананидзе, JI.B. Андриченко, И.П. Блищенко, JI.H. Васильевой, J1.M. Карапетяна, В.А.Кряжкова, В.П. Колесника, И.Ю. Пешперовой, С.М. Пунжина, М.В. Пучковой, М.Д. Смыслова, Т.Я. Хабриевой, Е.А. Черячукиной и др.
Объектом исследования совокупность общественных отношений, связанных с правовым обеспечением толерантности межэтнических и межконфессиональных отношений в Российской Федерации.
Предметом исследования правовое обеспечение толерантности межэтнических и межконфессиональных отношений в Российской Федерации.
Цель исследования — выявить и исследовать правовые средства, обеспечивающие толерантность в межэтнических и межконфессиональных отношениях в Российской Федерации, и на их основе определить перспективы развития действующего законодательства в данной сфере.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- исследовать толерантность как принцип воспитания в современном обществе;
- выявить правовые основы формирования толерантности в российском обществе;
- проанализировать межэтнические и межконфессиональные конфликты в Российской Федерации
- определить перспективы развития законодательства, касающегося обеспечения толерантности межэтнических и межконфессиональных отношений в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод научного познания, позволявший отразить взаимосвязь теории и практики, а также выявить содержания предмета исследования. Были использованы общенаучные методы: как логический метод, анализ, синтез, системный подход. Также применялись частнонаучные методы: историко¬правовой, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.
Применение данных методов в совокупности позволило исследовать рассматриваемые вопросы в их целостной взаимосвязи.
Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных специалистов о области общей теории права: С.С. Алексеева, О.В. Белянской, Н.В. Витрука, Г.Е. Жвания, JI.H. Завадской, Е.Р. Зайцевой, Д.А. Кошарского, В.В. Лазарева, Е.А. Лукашевой, М.Н. Марченко, Ю.С. Решетова, В.М. Сырых, С.С. Юрьева и др.
Нормативно-правовую основу составили Конституция РФ, действующее федеральное законодательство, указы Президента РФ.
Положения, выносимые на защиту:
1) Исследовано действующее законодательство, определяющее обеспечение толерантности в межэтнических и межконфессиональных отношениях Российской Федерации.
2) Установлено, что государственное понимание того, что национальная политика, отвечающая за состояние народов Российской Федерации, за обеспечение прав и свобод человека и гражданина единой страны в деятельности органов федеральной и региональной власти, затрагивает основы состояния и перспектив развития межэтнических и межконфессиональных отношений. А значит и всей системы отношений государственного строительства и государственной безопасности многонациональной России.
3) Определены перспективы и тенденции развития законодательства, по вопросам касающихся обеспечения толерантности межэтнических и межконфессиональных отношений в Российской Федераций.
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
В результате проведенной работы мы пришли к следующим выводам:
На современном этапе развития общественных отношений в России важнейшим направлением деятельности всех государственных органов и общественных структур в области межнациональных отношений является обеспечение благоприятной общественно-политической ситуации в регионах Российской Федерации в сфере этноконфессиональных отношений, гармонизации межнациональных отношений, профилактики национального экстремизма и ксенофобии.
Пропаганда мирного сотрудничества различных народов, развитие диалога культур, воспитание в детях и молодежи уважения к общечеловеческим и этнокультурным ценностям могут внести существенный вклад в решение межнациональных проблем и современного российского общества.
Необходимо учитывать, что международную правовую основу толерантности составляют нормы ст. 18, 19, 26 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а также Декларация принципов терпимости (1995 г.), в основу которой положены многие пакты, конвенции и декларации (например, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам, и другие).
В России на государственном уровне отмечается особая актуальность целенаправленной работы по формированию толерантности среди граждан, а также по предупреждению, выявлению и пресечению межнациональных конфликтов и экстремистской деятельности. Так, в 2001 г. принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 годы»; с 2002 г. действует Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности». В настоящее время приняты: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (2009 г.), Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (2012 г.), Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (2013 г.), федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» (2013 г.).
Несовершенство федерального и регионального законодательств выражается в том, что региональные власти не могут зачастую оперативно и в полном объеме решать проблемы коренных народов, следствием чего может явиться не способность адекватно реагировать на процессы, связанные с открытыми выступлениями в защиту прав и интересов национальных сообществ, поскольку основные сферы деятельности в регионах находятся в ведении федерального подчинения. Помимо прочего, причиной расхождений правовых актов разных уровней может явиться и запаздывание федерального законодательства относительно регионального. Поэтому, на наш взгляд, правильнее было бы вести речь о постепенном сближении законов всех уровней, а не о нынешнем «приведении их в соответствие».
В условиях становления и дальнейшего совершенствования федеративных отношений, построения правового государства и гражданского общества необходимо отметить, что федерация для России - это не просто форма государственного устройства, а суверенитет республик в составе России, не только форма распределения сфер политических интересов центра и субъектов, а и способ реализации прав народов на самоопределение.
Представляется, что тенденции развития законодательства в сфере регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений заключаются в следующем:
- усиление правовой защиты в отношении национального языка и национальной культуры в части сохранения их самобытных качеств, с ориентацией на вовлеченность в процесс как формирования общероссийской культуры, так и сохранения исторической преемственности сложившихся взглядов и подходов;
- усиление мер уголовной ответственности за противоправные деяния в национальной сфере, направленные на разжигание межнациональной розни и дискриминацию по национальному признаку;
- формирование четко отлаженного правового механизма взаимодействия государства и институтов гражданского общества (общественных организаций, церкви) по развитию в обществе толерантности и общих представлений о традициях народов, проживающих совместно в одном регионе;
- введение одновременного запрета на деятельность псевдорелигиозной организации деструктивного толка в судебном порядке и ее возможной деятельности под другим наименованием, с установлением уголовной ответственности для ее руководителей в случае повторной регистрации такой организации под другим наименованием, но с прежним существом пропагандируемых ценностей;
- экономическая поддержка и социальное развитие как всей Российской Федерации, так и наиболее уязвимых регионов - Арктической зоны, Калининградской области, Северного Кавказа с целью недопущения деструктивных и националистических проявлений, обусловленных низким уровнем жизни и экономической нестабильностью;
- принятие комплексной адресной программы экономической и социально-культурной направленности по возрождению деревни в регионах Средней полосы России в новых экономических условиях.
Вместе с тем следует еще раз подчеркнуть, что гармонизация сферы межэтнического общения во многом определена возможностью принятия иного способа познания мира и устойчивым ощущением каждого гражданина Российской Федерации своей востребованности страной.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.
2. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74 - ФЗ «О национально-культурной автономии» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2965.
3. Закон РФ от 25 октября 1991 г. № 1807 - 1 «О языках народов Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50. От. 1740.
4. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390 - ФЗ «О безопасности» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
5. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82 - ФЗ «Об общественных организациях» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. От. 1930.
6. Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53 - ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 23. Ст. 2199.
7. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125 - ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
8. Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3621 - I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Российской газета. 1992. № 248.
9. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114 - ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
10. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» // Собрание законодательства РФ. 2012 № 19. Ст. 2339.
11. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 52. Ст. 7477.
12. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «Об утверждении стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
13. Указ Президента от 5 июня 2012 г. № 776 «О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 24. Ст. 3135.
14. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года // Ваше право. Миграция. 2012. № 13.
II. Учебная литература и монографии:
15. Абдулатипов Р. Г. Российская нация. - М., 2006. - 192 с.
16. Алфимцев В.Н. Организационно-правовые основы противодействия межэтническим и межнациональным противоречиям в России: монография. - Калуга: Полиграф - Информ, 2011. - 68 с.
17. Файзуллин Ф.С. Социальная справедливость как принцип регулирования межнациональных отношений / Ф.С. Файзуллин, С.С. Бикташев. - Уфа: Гилем, 2002. - 145 с.
18. Журавлева Е.А., Шалина В.В. Толерантность и культура межнационального общения. - Краснодар, 2009. - 307 с.
19. Ирхин Ю.В. Социология культуры. - М., 2006.- 260 с.
20. Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика (теоретико-методологический анализ). - М., 2000. - 280 с.
21. Ланцов С. Политическая конфликтология / под ред. С. Ланцова. - М., 2008. - 319 с.
22. Чиркин В.Е. Сравнительное государствоведение. - М., 2011. - 448 с.
23. Алексеев С.С. Теория права. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: БЕК, 1995. - 320 c.
24. Султанов А.Р. убеждений через призму человека. М., 2013. 544 с. Защита свободы совести, постановлений Европейского распространения суда по правам
III. Статьи:
25. Никитин А.Г. Вопросы противодействия экстремизму в законодательстве стран СНГ // Журнал российского права. 2013. № 12. С. 94 - 99.
26. Поярков С.Ю. Ценностные основания идеологии российского конституционализма // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 6. С. 18 - 20.
27. Старостина Ю.В. Некоторые вопросы реформирования понятия «религиозная группа» // Юридический мир. 2012. № 9. С. 46 - 50.
28. Тарасевич И.А. Конституционно-правовые проблемы признания религиозного сообщества традиционным в контексте обеспечения религиозной безопасности РФ // Российский юридический журнал. 2012. №
2. С. 28 - 34.
29. Гибадуллин Р.М. Постсоветский дискурс нации как проблема межэтнического единства России // Власть. 2010. № 1. С. 79 - 86.
30. Шапорева Д.С. Конституционные основы национальнойкультурной идентификации в России // Российская юстиция. 2013. № 6. С. 13 - 21.
31. Карапетян Л.С. Форма устройства многонационального Российского государства как теоретико-методологическая проблема. // Научная жизнь. 2007. № 5. С. 56 - 62.
32. Петухова Т.Н. Мультикультурализм как одна из концепций межэтнического взаимодействия // Российский юридический журнал. 2012. № 2. С. 63 - 71.
33. Тимошев Р.М. Противодействие процессам межэтнической и межконфессиональной конфликтности // Вестник Военного университета. 2009. № 4. С. 5-14.
34. Блещик А.В. Национальная политика и регулирование национальных отношений в зарубежных федерациях // Российский юридический журнал. 2014. № 3. С. 24 - 30.
35. Васильева Л.Н. Гармонизация сферы межэтнических отношений: концептуальные подходы // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 2. С. 85 - 91.
36. Агафонова А.А. Общие подходы к правовому регулированию института религиозных объединений России в свете опыта зарубежных стран // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 8. С. 15 - 22.
37. Диденко Н.Л. Проблемные аспекты правового регулирования межнациональных отношений // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 2. С. 50 - 59.
38. Лысенко В.В. Межэтнические конфликты как угроза региональной и национальной безопасности // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 3. С. 56 - 61.
39. Валеев А.М., Занкина Е.В. Проблема толерантности в межэтнических отношениях в России // Потенциал современной науки. 2014. № 2. С. 70-72.
40. Алфимцев В.Н. Анализ деятельности главы государства по противодействию межнациональным противоречиям в России // Вестник Волжского университета. 2014. № 2 (78). С. 29 - 34.
41. Даниелян П.С. Сравнительный анализ развития толерантности и факторов риска в современном российском обществе // Социология и жизнь. 2013. № 5. С. 13 - 19.
42. Дубровин Ю.Д. О государственном регулировании межнациональных отношений в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 2. С. 3 - 7.
43. Торшин А.П. Укрепление межнациональных отношений - важнейшая задача современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 10. С. 4 - 10.
44. Бугай Н.Ф. Проблема безопасности в межэтнических отношениях: составляющие, эволюция, решения // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 5-1. С. 90-107.
45. Моисеев А.К. Межконфессиональные отношения в регионе: состояние, перспективы развития и пути решения проблем // Регионология. 2011. № 1 (74). С. 130 - 137.
46. Вартаньян Э.Г. Межэтнические отношения и пути урегулирования межнациональных конфликтов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 3 (25). С. 155 - 158.
Диссертации:
47. Карапетян Л.С. Правовое положение этнических общностей и статус национально-этнических образований в составе многонационального Российского государства: теоретическое и историко-правовое исследование: дисс. ... канд. юрид. наук. - Краснодар., - 249 с.
48. Немечкин В.Н. Реализация прав национальных меньшинств в Российской Федерации: теоретико-правовой анализ: дисс. . канд. юрид. наук. - Саранск., - 162 с.
Интернет-ресурсы:
49. Путин В.В. Россия: национальный вопрос [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html(дата обращения: 14.05.2016).
50. Тишков В.А. Российская нация и российские национальности
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.valerytishkov.ru/engine/documents/document1257.pdf (дата
обращения: 14.05.2016).
51. О деятельности некоммерческих организаций // Информационный портал Министерства юстиции РФ [Электронный ресурс]. URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx(дата обращения: 14.05.2016).
52. Амелин В. Этнополитические конфликты: типы и формы
проявления, региональные особенности [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ History/Article/Amelin_Konflikt.php.
(дата обращения: 11.05.2016)