Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические особенности самоконтроля у детей младшего школьного возраста

Работа №2904

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75стр.
Год сдачи2014
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1151
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Научно методологические особенности самоконтроля в младшем школьном возрасте…………………………………………………..9
1.1. Самоконтроль как психолого-педагогическое явление в младшем школьном возрасте………………………………………………………………..9
1.2. Психологическая характеристика младшего школьного возраста……………………………………………………………………….…..20
1.3. Психолого-педагогические особенности самоконтроля в младшем школьном возрасте…………………………………………………………..…..35
Выводы по первой главе………………………………………………………46
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование психолого- педагогических особенностей у младших школьников………………………………………48
2.1. Цель, задачи и методы исследования…………………………….……..…48
2.2. Рекомендации родителям и педагогам по формированию самоконтроля детей младшего школьного возраста…………………………………………...53
2.3. Анализ результатов исследования…………………………………..…..…63
Выводы по второй главе………………………………………………..….….66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...75



Введение

Актуальность исследования. Современная педагогическая концепция носит гуманистический характер и определяет главной целью образования актуализацию и самоактуализацию заложенного в человеке личностного потенциала. В новой парадигме образования личность учащегося кроме социальных качеств наделяется субъективными свойствами, характеризующими ее автономию, самобытность, способность к выбору, рефлексии, саморазвитию. Главными ценностями являются личностные смыслы учения в жизни ребенка, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт учащегося.
В достижении учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет умение контролировать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Младший школьник, становясь субъектом учебной деятельности, занимает в ней активную творческую позицию, обнаруживает свои потенциально новые возможности. Результатом данного вида деятельности становится изменение самого ученика, уровня его развития. Поэтому формирование учебной деятельности становится приоритетной целью начального образования.
Важным компонентом учебной деятельности ученика является действие самоконтроля, когда получаемые им образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются им самим по отношению к индивидуально формулируемым целям. В отличие от контроля, осуществляемого учителем с целью проверки знаний и получения представления о возможности дальнейшего изучения материала, действие самоконтроля должно осуществляться на протяжении развития, формирования и становления учебной деятельности.
Особое значение развитие самоконтроля у младших школьников приобретает в контексте личностно-ориентированного образования. Отсутствие у младших школьников умений контролировать учебную деятельность и находить способы предупреждения ошибок может привести к издержкам в их развитии.
В работах педагогов Ю.К. Бабанского, Е.Д. Божович, Б.П. Есипова, А.В.Запорожца, Э.А.Красновского, В.С.Леднева, И.П.Подласого, М.Н.Скаткина, В.В. Фирсова, E.H. Шиянова и др. исследовано значение контроля в учебной деятельности. В.А.Вергелес, Г.В. Дорофеев, О.Б.Епишева, JI.B. Занков, С.Г. Манвелов, A.M. Пышкало, JI.M. Фридман рассматривали вопросы формирования действий самоконтроля при исследовании общих положений учебной деятельности.
В отечественной педагогике недостаточно полно исследованы проблемы развития самоконтроля у школьников как целостного явления, как сложной системы со всеми входящими в нее компонентами; вопросы осуществления самоконтроля на всех этапах учебной деятельности; представления системы педагогических условий эффективного развития самоконтроля и методики их реализации.
Более глубоко вопросы развития самоконтроля рассмотрены в психологии (В.В. Давыдов, Л.Б. Ительсон, A.C. Лында, А.К.Маркова, М.И. Панжина, Г.А. Собиева, Д.Б. Эльконин и др.).
Вместе с тем проблему исследования нельзя назвать достаточно разработанной.
Практика показывает крайне низкий уровень развития самоконтроля у подавляющего большинства школьников. Среди учеников, оканчивающих начальную школу, выявлено только десять процентов детей, обладающих самоконтролем в учебной деятельности. Причину данного явления мы видим в том, что контроль как компонент учебной деятельности осуществляется учителем, а ученик освобождается от необходимости самостоятельно контролировать и оценивать ее в силу недостаточности мотивации.
Анализ научно-педагогической литературы и состояния учебной деятельности школьников позволил нам обнаружить следующие противоречия:
- между осознанием необходимости самоконтроля в обучении младших школьников и отсутствием научно-обоснованного взаимодействия всех субъектов образования по его развитию;
- между потребностью в формировании положительной мотивации младших школьников к самоконтролю и отсутствием соответствующей современной педагогической технологии.
Указанные противоречия, недостаточная научно-методическая разработанность проблемы развития самоконтроля у младших школьников и возрастание его роли в условиях личностно-ориентированного образования обусловили актуальность данного исследования и позволили сформулировать его проблему: каковы педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников, влияющие на успешность их учебной деятельности.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить и экспериментально апробировать педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности.
Объектом исследования является развитие самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности.
Предметом исследования являются педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников как фактора успешности их учебной деятельности.
Гипотеза исследования: для развития самоконтроля как фактора успешности учебной деятельности младших школьников необходимо выполнение следующих педагогических условий:
1) Развитие самоконтроля у младших школьников является важным аспектом современной парадигмы образования, смысл которой – в саморазвитии личности. Самоконтроль является одним из основных качеств личности младшего школьника, развитие которого происходит в рамках учебной деятельности, с учетом психологических особенностей детей и под руководством педагога и родителей. Одной из главных задач педагога является интеллектуальное и личностное развитие детей путем формирования у них способности самостоятельно организовывать и регулировать свою деятельность, прежде всего учебную.
2) Важными педагогическими условиями развития самоконтроля у младших школьников, обеспечивающими успешность их учебной деятельности, являются: формирование положительной мотивации к самоконтролю; осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика, родителей), обеспечивающего активизацию самостоятельной деятельности учащегося и повышение эффективности развития самоконтроля в учебной деятельности; осуществление системы диагностики уровня развития самоконтроля в учебной деятельности; оптимизация отбора учебного материала, необходимого для развития самоконтроля.
3) Развитие самоконтроля у младших школьников как динамический процесс, детерминированный внутренней активностью личности, может осуществляться более эффективно в рамках специально разработанной модели, включающей целевой, мотивационный и оценочно-результативный компоненты.
Задачи исследования:
- изучить состояние теории и практики развития самоконтроля у младших школьников и психологические особенности данного развития;
- выявить и обосновать педагогические условия, необходимые для эффективного развития самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности;
- разработать и экспериментально проверить модель развития самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности;
- разработать и внедрить специальную программу диагностики развития самоконтроля у младших школьников, ориентированную на успешность их учебной деятельности.
Методологической основой исследования явились: теория личностно-ориентированного образования (Ш.А.Амонашвили, В.А.Беликов, П.И.Пидкасистый, М.Н. Скаткин, В.А.Сухомлинский, И.С.Якиманская и др.); теория деятельности (К.А. Абульханова-Славская, JI.C. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.К. Маркова, C.JI. Рубинштейн, Н.Ф.Талызина и др.), теория развития личности (Ю.К. Бабанский, К.В.Бардин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, В.А. Кулько, С.Н. Лысенкова, И.П.Подласый, Л.Ю. Сироткин, A.M. Фридман, Д.Б.Эльконин, и др.), философские и психолого-педагогические аспекты развития самоконтроля в учебной работе и воспитании (Б.Г. Ананьев, Е.П. Бочарова, Т.И.Гавакова, Л.Б. Ительсон, В.В. Краевский, A.C. Лында, М.П.Маланюк, Г.С. Никифоров, Ю.О. Овакимян, Ю.В. Сурков и др.); теория педагогических технологий (В.Г. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, Г.И. Саранцев и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование;
2) эмпирические: изучение школьных программ и средств учебно-методического обеспечения, школьной документации, программ и учебных пособий для подготовки и повышения квалификации учителей; наблюдения за деятельностью учащихся и учителей; беседы с учителями, учащимися, родителями младших школьников; опрос, анкетирование; тестирование; опытно-экспериментальная работа;
3) методы математической и статистической обработки экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования: школа № 63 г. Рязани.
Научная новизна исследования состоит в том, что обоснованы педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников, обеспечивающие успешность их учебной деятельности.
Теоретическая значимость исследования:
- расширено представление о самоконтроле младших школьников как о личностной структуре, сферой проявления которой выступает учебная деятельность;
- разработана структурно-содержательная модель самоконтроля, компонентами которой являются функции, свойства, виды и механизмы самоконтроля;
- разработана модель развития самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности;
- выявлены условия формирования положительной мотивации к самоконтролю у младших школьников.
Практическая значимость исследования:
- реализована и экспериментально подтверждена модель развития самоконтроля у младших школьников;
- определены критерии уровня развития самоконтроля у младших школьников;
- составлен и апробирован спецкурс для учителей, направленный на развитие самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности.
Материалы исследования могут быть использованы в образовательной работе школ, гимназий, центров дополнительного образования, системе повышения квалификации педагогических кадров, процессе подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретическим анализом и обеспечены использованием комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; объемом выборки объектов эксперимента и временем его проведения; результатами опытно-экспериментальной работы.




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Заключение

Современная педагогическая концепция носит гуманистический характер и определяет главной целью образования актуализацию и самоактуализацию заложенного в человеке личностного потенциала. В новой парадигме образования личность учащегося кроме социальных качеств наделяется субъективными свойствами, характеризующими ее автономию, самобытность, способность к выбору, рефлексии, саморазвитию. Главными ценностями являются личностные смыслы учения в жизни ребенка, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт учащегося.
В достижении учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет умение контролировать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Младший школьник, становясь субъектом учебной деятельности, занимает в ней активную творческую позицию, обнаруживает свои потенциально новые возможности. Результатом данного вида деятельности становится изменение самого ученика, уровня его развития. Поэтому формирование учебной деятельности становится приоритетной целью начального образования.
Важным компонентом учебной деятельности ученика является действие самоконтроля, когда получаемые им образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются им самим по отношению к индивидуально формулируемым целям. В отличие от контроля, осуществляемого учителем с целью проверки знаний и получения представления о возможности дальнейшего изучения материала, действие самоконтроля должно осуществляться на протяжении формирования, развития и становления учебной деятельности.
С целью выявления особенностей и уровней сформированности навыков самоконтроля автором было проведено исследование, в задачи которого входили:
-дать качественную и количественную оценку действиям самоконтроля учащихся 2А класса школы № 63 города Рязани в возрасте 8 – 9 лет,
-выявить умений учащихся ориентироваться в задании, выполнять инструкцию, работать по плану.
Полученные данные уровня развития самоконтроля свидетельствуют о значительном росте в экспериментальных группах, чем в контрольных и, вследствие этого, роста уровня успешности учебной деятельности. Чем выше оказался уровень развития самоконтроля у учащегося, тем выше уровень успешности его учебной деятельности. Данный факт доказывает состоятельность и эффективность сформулированных и реализованных педагогических условий развития самоконтроля у младших школьников в условиях личностно-ориентированного образования.
Проведенное исследование подтвердило первоначально выдвинутую гипотезу и дало основание сформулировать следующие выводы:
1) Развитие самоконтроля у младших школьников является важным аспектом современной парадигмы образования, смысл которой – в саморазвитии личности. Самоконтроль является одним из основных качеств личности младшего школьника, развитие которого происходит в рамках учебной деятельности, с учетом психологических особенностей детей и под руководством педагога и родителей. Одной из главных задач педагога является интеллектуальное и личностное развитие детей путем формирования у них способности самостоятельно организовывать и регулировать свою деятельность, прежде всего учебную.
2) Важными педагогическими условиями развития самоконтроля у младших школьников, обеспечивающими успешность их учебной деятельности, являются: формирование положительной мотивации к самоконтролю; осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика, родителей), обеспечивающего активизацию самостоятельной деятельности учащегося и повышение эффективности развития самоконтроля в учебной деятельности; осуществление системы диагностики уровня развития самоконтроля в учебной деятельности; оптимизация отбора учебного материала, необходимого для развития самоконтроля.
3) Развитие самоконтроля у младших школьников как динамический процесс, детерминированный внутренней активностью личности, может осуществляться более эффективно в рамках специально разработанной модели, включающей целевой, мотивационный и оценочно-результативный компоненты.
4) Сравнительный анализ результатов обучающего эксперимента показал, что у учащихся экспериментальных классов по сравнению с контрольными классами каждой экспериментальной базы значительно повысился уровень самоконтроля, что свидетельствует о том, что экспериментальное обучение повлияло на успешность учебной деятельности младших школьников.
Апробирование разработанной нами модели, реализация выделенных педагогических условий развития самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности подтвердили правильность выдвинутых положений гипотезы.
Проведенное исследование показало общедидактическую значимость внедрения результатов в практическую деятельность. Вместе с тем, оно не исчерпывает всей полноты изучаемой проблемы. К проблемам, требующим дальнейшего исследования относятся также вопросы содержания и организации развития самоконтроля в учебной деятельности.



Список используемой литературы

1. Багдасарова, С. К. Психология и педагогика: учеб. пособие для ср. спец. учеб. заведений / С. К. Багдасарова, С. Н. Самыгин, Л. Д. Столяренко. – М.: Ростов н/Д: МарТ, 2006. – 315 с.
2. Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя. В 2-х кн. / Б. Ц. Бадмаев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. – 232 с.
3. Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя. В 2-х кн. / Б. Ц. Бадмаев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2: Практический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание. – 156 с.
4. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 250 с.
5. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология: учеб. пособие / Н. В. Басова. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 412 с.
6. Бетина, О. Б. Психология и педагогика: учеб. пособие / О. Б. Бетина. – СПб.: Вектор, 2006. – 252 с.
7. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. / П. П. Блонский; сост. и авт. вступ. статьи М. Г.Данильченко. – М.: Педагогика, 1979. – Т.1. – 304 с.
8. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. / П. П. Блонский; сост. и авт. вступ. статьи М. Г.Данильченко. – М.: Педагогика, 1979. – Т.2. – 399 с.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика-пресс, 1999. – 533 с.
10. Габай, Т. В. Педагогическая психология: [учеб. пособие для вузов по спец. психологии] / Т. В. Габай. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
11. Григорович, Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2009. – 408 с.
12. Крысько, В.Г. Психология и педагогика /В.Г.Крысько. – М.: Омега –Л, 2008. – 336 с.
13. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. –М., 2008. – 640 с.
14. Педагогика/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко,Ю Е.Н.Шиянов. –М.: Школа-пресс, 2008. – 512 с.
15. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.А.Радугина. – М., 2006.- 336 с.
16. Психология и педагогика: Учебное пособие/Под ред. А.А.Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. –М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2007. – 585 с.
17. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. - М.: Владос, 2004. - 208 с.
18. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 416 с.
19. Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005. - 108 с.
20. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 368 с.
21. Волкова А.А. Психология и педагогика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 256 с.
22. Волкова А.А., Димитрова Л.В. Психология и педагогика для студентов вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 249 с.
23. Волкова А.И. и др. Психология и педагогика для технических вузов / Волкова А.И., Дмитриева И.А., Кукушин В.С. - Ростов н/Д.: Март, 2005. - 620 с.
24. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 512 с.
25. Григорович Л.А. Педагогическая психология. - М.: Гардарики, 2003. - 314 с.
26. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 415 с.
27. Гуревич П.С. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 320 с.
28. Данилова Е.Е Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студентов средних педагогических учебных заведений. - М: Академия, 2000. - 160 с.
29. Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты. - Самара: Бахрах, 2004. - 143 с.
30. Ждан А.Н. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России (Рецензия на книгу А.А. Никольской "Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России") // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С.141.
31. Зимняя И.А. Новое учебное пособие по педагогической психологии (Рецензия на книгу Н.Ф. Талызиной "Педагогическая психология") // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С.115.
32. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.
33. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М.: Академический проект, 2004.
34. Кроль В.М. Психология и педагогика: Для студентов технических вузов. - М.: Высшая школа, 2004. - 325 с.
35. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.
36. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. СПб.: Омега, 2006. - 367 с.
37. Психология и педагогика: Экзаменационные ответы студенту вуза / Сост. Е.Л. Ларионова. - М., 2006. - 48 с.
38. Логвинов И., Сарычев С., Силаков А. Педагогическая психология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2005. - 220 с.
39. Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А.Г. Маклакова. - СПб.: Питер, 2005. - 463 с.
40. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. - М.: Юристъ, 2005. - 334 с.
41. Минаева В.М. Психолого-педагогический практикум. - М.: Академический проект, 2004. - 122 с.
42. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. - Дубна: Феникс, 1995. - 336 с.
43. Оганесян Н.Т. Педагогическая психология: Вопросы образования и обучения: Система разноуровневых контрольных заданий. - М.: КноРус, 2006. - 324 с.
44. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. - М., 2006. - 380 с.
45. Петерс В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005. - 298 с.
46. Поляков С.Д. Сужение реальности, или О границах педагогической психологии (Рецензия на книгу И.А. Зимней "Педагогическая психология") // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С.149.
47. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 2003. - 256 с.
48. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Академия, 2005. - 318 с.
49. Реан А.А. Педагогическая психология: научно-психологические основы практики образования (Рецензия на книгу И.А. Зимней "Педагогическая психология") // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С.146.
50. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2006. - 432 с.
51. Салов Ю.И., Тюнников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология. - М.: Владос, 2003. - 254 с.
52. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 477 с.
53. Столяренко А.М. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 526 с.
54. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 250 с.
55. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 544 с.
56. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 512 с.
57. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 511 с.
58. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2006. - 288 с.
59. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
60. Титов В.А. Психология и педагогика: Конспект лекций. - М.: ПРИОР, 2003. - 240 с.
61. Хон Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения. - М.: Академический проект, 2005. - 735 с.
62. Якунин В.А. Педагогическая психология. - М.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 349 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ