ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-РЕАДАПТАЦИОННОГО КОЛЛЕКТИВА ЭКСТЕРНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
|
Введение 3
Глава 1. Концепция коллектива в отечественной социальной психологии 8
1.1. Понятие, признаки и функции первичного коллектива 8
1.2. Развитие учения о группе как коллективе в социальной
психологии и педагогике 11
Глава 2. Особенности экстерной школы-интерната социально-реадаптационного типа 23
2.1. Характеристика контингента, рекрутируемого в состав
воспитанников экстерной школы-интерната 23
2.2. Эволюция в отечественной психологии научных взглядов
на отклоняющееся поведение детей и подростков 30
2.3. Особенности задач и организации экстерной
школы-интерната социально-реадаптационного типа 35
Глава 3. Формирование социально-реадаптационного коллектива экстерной школы-интерната 44
3.1. Состояние разработки научных основ решения проблемы личностной коррекции девиантных детей и подростков 44
3.2. Условия и пути становления и формирования
социально-реадаптационного коллектива экстерной школы-интерната 53
Заключение и выводы 98
Библиографический список 102
Глава 1. Концепция коллектива в отечественной социальной психологии 8
1.1. Понятие, признаки и функции первичного коллектива 8
1.2. Развитие учения о группе как коллективе в социальной
психологии и педагогике 11
Глава 2. Особенности экстерной школы-интерната социально-реадаптационного типа 23
2.1. Характеристика контингента, рекрутируемого в состав
воспитанников экстерной школы-интерната 23
2.2. Эволюция в отечественной психологии научных взглядов
на отклоняющееся поведение детей и подростков 30
2.3. Особенности задач и организации экстерной
школы-интерната социально-реадаптационного типа 35
Глава 3. Формирование социально-реадаптационного коллектива экстерной школы-интерната 44
3.1. Состояние разработки научных основ решения проблемы личностной коррекции девиантных детей и подростков 44
3.2. Условия и пути становления и формирования
социально-реадаптационного коллектива экстерной школы-интерната 53
Заключение и выводы 98
Библиографический список 102
Актуальность исследования. Реформирование в России общественных отношений и государственных структур неизбежно сопровождается негативными экономическими, социальными и социально-психологическими процессами и явлениями: девальвацией моральных ценностей, усилением разобщённости, равнодушием и безразличием к окружающим, взаимным недоверием людей, агрессивности. Ситуация для детей и под¬ростков усугубляется просчетами родителей в воспитании: мелочный контроль, лишение элементарной самостоятельности или же безнадзорность, напряженно-агрессивная, невыносимая обстановка в семьях. В ауре негативных эмоций, источаемых ближайшим окружением детей, испытывающих дефицит дружеского общения, нередко снижается уровень их обучаемости, возникает конфликтность, негативизм к окружающему, что отражается на психическом здоровье и ведет к неадекватному психическому развитию и отклоняющемуся поведению.
В последние годы отмечается явное ухудшение здоровья детей и подростков, усиление их дезадаптированности. В научных поисках путей оздоровления и реадаптации данного контингента ученые подчеркивают особую важность включения их в определенную систему межличностных отношений, чему максимально способствуют специфические коллективы экстерных школ-интернатов социально-реадаптационного типа. Возникает, следовательно, необходимость создания социально-психологических основ воспитательной, оздоровительной и психокоррекционной деятельности психолого-педагогического персонала.
Объект исследования - оздоровительная, психокоррекционная и психопедагогическая деятельность коллектива педагогов и учащихся экстерной школы-интерната.
Предмет исследования: особенности социально-реадаптационного коллектива экстерной школы-интерната с учетом динамики личностных и межличностных отношений воспитанников и уровня ценностно-ориентационного единства всех членов коллектива, условия и пути деятельности психолого-педагогического персонала по его формированию.
Гипотезы исследования:
- восстановление здоровья и обучаемости “трудных” детей и подростков, их реадаптация наиболее эффективно осуществляются в едином педагогическом и детско-подростковом учебно-трудовом коллективе экстерной школы-интерната, сформированном на основе деятельностных нравственно-зрелых межличностных отношений;
- такой тип коллектива обеспечивает также возможность обучения значительной части педагогически запущенных детей и подростков в ус-коренном темпе;
В соответствии с целью исследования и гипотезами в диссертации решались следующие задачи:
1) на основе анализа социально-психологической литературы уточнить понятие и раскрыть функции первичного коллектива;
2) выявить специфику социально-реадаптационного коллектива экстерной школы-интерната;
Методологическую основу исследования составили принципиальные положения о социокультурной исторической обусловленности личности (Л.С. Выготский), о единстве социального, биологического и психологического в человеке как личности (А.Н. Леонтьев), о единстве деятельности, общения, сознания, личности (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, Б.Ф. Ломов и др.); о воспитании и перевоспитании личности в системе межличностных отношений, в совместном труде, в коллективе и через коллектив (В.Н. Мясищев, А.С. Макаренко); о важности учёта особенностей социально-психологического климата конкретных групп, в которых личность усваивает социальные влияния и реализует свою социальную сущность (В.В. Новиков); о многообразии функций коллектива, обеспечивающих возможность каждой личности самоутверждаться в социально-полезной эмоционально благоприятной для нее позиции (А.Д. Глоточкин).
Методы исследования: наблюдение, анализ и оценка результатов деятельности; обобщение практико-психологического и педагогического опыта; опросник САН, тест школьной тревожности Филлипса, ориентационная анкета Б. Басса, тест “ценностных ориентаций” М. Рокича, социометрический тест Дж. Морено.
Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в обосновании результативности оздоровительно-коррекционной и образовательной деятельности экстерной школы-интерната; в раскрытии системы условий и путей создания коллектива социально- реадаптационного типа, состоящего в основном из дезадаптированных (девиантных) детей и подростков.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Экстерная школа-интернат социально-реадаптационного типа обладает уникальными возможностями оздоровления и психологической коррекции дезадаптированных детей и подростков, которые базируются на повышении их интеллектуального потенциала.
2. Особая роль психопедагогического фактора в оздоровительной и психокоррекционной системе: совместной (учебной, трудовой, спортивной, художественной и игровой) деятельности с последовательно возрастающей нагрузкой, а также взаимодействия и общения, пронизанных взаимоуважением, взаимной поддержкой и помощью, взаимоответственной зависимостью, мажорностью групповых настроений, наличием внутриколлективных позитивных традиций.
3. На защиту выносится также система условий и путей формирования такого социально-реадаптационного коллектива экстерной школы- интерната.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии основных принципов и системы путей поэтапного создания детско- подросткового социально-реадаптационного коллектива, в раскрытии потенциала разнообразных возможностей экстерной школы-интерната в целях оздоровления и коррекции личности дезадаптированных детей и под¬ростков.
Практическая значимость состоит в том, что его результаты позволяют субъектам образовательной и оздоровительной деятельности выбирать пути профилактики и личностной коррекции дезадаптированных детей и подростков, определять посильную, постепенно возрастающую нагрузку в деятельности, развивающей или коррегирующей личность.
Достоверность научных результатов и выводов определяется методологической обоснованностью теоретических позиций, использованием методов исследования, адекватных его задачам.
Апробация работы осуществлена в докладах автора на съездах психологов, конференциях, симпозиумах и научно-методических семинарах в городах Владимир, Новгород, Тверь, Торжок, Ярославль. Диссертационные материалы использовались в лекциях и на практических занятиях по социальной и педагогической психологии в Тверском и Ярославском государственных университетах, в практико-психологической работе с дезадаптированными детьми и подростками в Ступинской экстерной школе- интернате “Феникс”.
Основное содержание диссертации отражено в 26 публикациях.
Структура диссертации: работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка.
В последние годы отмечается явное ухудшение здоровья детей и подростков, усиление их дезадаптированности. В научных поисках путей оздоровления и реадаптации данного контингента ученые подчеркивают особую важность включения их в определенную систему межличностных отношений, чему максимально способствуют специфические коллективы экстерных школ-интернатов социально-реадаптационного типа. Возникает, следовательно, необходимость создания социально-психологических основ воспитательной, оздоровительной и психокоррекционной деятельности психолого-педагогического персонала.
Объект исследования - оздоровительная, психокоррекционная и психопедагогическая деятельность коллектива педагогов и учащихся экстерной школы-интерната.
Предмет исследования: особенности социально-реадаптационного коллектива экстерной школы-интерната с учетом динамики личностных и межличностных отношений воспитанников и уровня ценностно-ориентационного единства всех членов коллектива, условия и пути деятельности психолого-педагогического персонала по его формированию.
Гипотезы исследования:
- восстановление здоровья и обучаемости “трудных” детей и подростков, их реадаптация наиболее эффективно осуществляются в едином педагогическом и детско-подростковом учебно-трудовом коллективе экстерной школы-интерната, сформированном на основе деятельностных нравственно-зрелых межличностных отношений;
- такой тип коллектива обеспечивает также возможность обучения значительной части педагогически запущенных детей и подростков в ус-коренном темпе;
В соответствии с целью исследования и гипотезами в диссертации решались следующие задачи:
1) на основе анализа социально-психологической литературы уточнить понятие и раскрыть функции первичного коллектива;
2) выявить специфику социально-реадаптационного коллектива экстерной школы-интерната;
Методологическую основу исследования составили принципиальные положения о социокультурной исторической обусловленности личности (Л.С. Выготский), о единстве социального, биологического и психологического в человеке как личности (А.Н. Леонтьев), о единстве деятельности, общения, сознания, личности (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, Б.Ф. Ломов и др.); о воспитании и перевоспитании личности в системе межличностных отношений, в совместном труде, в коллективе и через коллектив (В.Н. Мясищев, А.С. Макаренко); о важности учёта особенностей социально-психологического климата конкретных групп, в которых личность усваивает социальные влияния и реализует свою социальную сущность (В.В. Новиков); о многообразии функций коллектива, обеспечивающих возможность каждой личности самоутверждаться в социально-полезной эмоционально благоприятной для нее позиции (А.Д. Глоточкин).
Методы исследования: наблюдение, анализ и оценка результатов деятельности; обобщение практико-психологического и педагогического опыта; опросник САН, тест школьной тревожности Филлипса, ориентационная анкета Б. Басса, тест “ценностных ориентаций” М. Рокича, социометрический тест Дж. Морено.
Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в обосновании результативности оздоровительно-коррекционной и образовательной деятельности экстерной школы-интерната; в раскрытии системы условий и путей создания коллектива социально- реадаптационного типа, состоящего в основном из дезадаптированных (девиантных) детей и подростков.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Экстерная школа-интернат социально-реадаптационного типа обладает уникальными возможностями оздоровления и психологической коррекции дезадаптированных детей и подростков, которые базируются на повышении их интеллектуального потенциала.
2. Особая роль психопедагогического фактора в оздоровительной и психокоррекционной системе: совместной (учебной, трудовой, спортивной, художественной и игровой) деятельности с последовательно возрастающей нагрузкой, а также взаимодействия и общения, пронизанных взаимоуважением, взаимной поддержкой и помощью, взаимоответственной зависимостью, мажорностью групповых настроений, наличием внутриколлективных позитивных традиций.
3. На защиту выносится также система условий и путей формирования такого социально-реадаптационного коллектива экстерной школы- интерната.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии основных принципов и системы путей поэтапного создания детско- подросткового социально-реадаптационного коллектива, в раскрытии потенциала разнообразных возможностей экстерной школы-интерната в целях оздоровления и коррекции личности дезадаптированных детей и под¬ростков.
Практическая значимость состоит в том, что его результаты позволяют субъектам образовательной и оздоровительной деятельности выбирать пути профилактики и личностной коррекции дезадаптированных детей и подростков, определять посильную, постепенно возрастающую нагрузку в деятельности, развивающей или коррегирующей личность.
Достоверность научных результатов и выводов определяется методологической обоснованностью теоретических позиций, использованием методов исследования, адекватных его задачам.
Апробация работы осуществлена в докладах автора на съездах психологов, конференциях, симпозиумах и научно-методических семинарах в городах Владимир, Новгород, Тверь, Торжок, Ярославль. Диссертационные материалы использовались в лекциях и на практических занятиях по социальной и педагогической психологии в Тверском и Ярославском государственных университетах, в практико-психологической работе с дезадаптированными детьми и подростками в Ступинской экстерной школе- интернате “Феникс”.
Основное содержание диссертации отражено в 26 публикациях.
Структура диссертации: работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка.
Итоги формирующего эксперимента убедительно подтвердили гипотезу: систематическое комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое квалифицированным психолого¬педагогическим коллективом на дезадаптированных детей и подростков, позволяет успешно реализовать поставленные цели:
- обеспечение восстановления психического здоровья воспитанников и психологическая коррекция их личности и межличностных отношений;
- формирование нравственно-зрелой, гуманной, самостоятельно мыслящей, деятельностно-направленной личности, способной устоять пе¬ред соблазном деструктивных ценностей и перед жизненными трудностями, сохраняя своё достоинство, уважая и ценя достоинство других;
- обеспечение на этой основе личностного развития детей и подростков, успешности их учебной деятельности, ускоренного освоения учебной программы со сдачей экзаменов по мере их подготовленности;
- отрыв дезадаптированных детей и подростков от негативно-стереотипных, патогенных отношений с ближайшим окружением (неблагополучная семья, компания, стимулирующие бессмысленное, а порой деструктивное времяпрепровождение и т.д.), погружение их в нравственно здоровую деятельностную (учебную, трудовую, игровую, художественно-творческую) атмосферу.
2. В оздоровительной и психокоррекционной системе деятельности большая роль принадлежит психопедагогическому фактору: специально организованной совместной деятельности воспитанников (учебной, трудовой, спортивной, художественной, игровой) с посильной, последовательно возрастающей нагрузкой, а также взаимодействию и общению, пронизанных взаимоуважением, взаимной поддержкой и помощью, взаимоответственной зависимостью, мажорностью групповых настроений, наличием внутриколлективных позитивных традиций.
3. Всем этим условиям, как показало исследование, отвечает экстерная школа-интернат социально-реадаптационного типа, обладающая уникальными возможностями оздоровления и психологической коррекции дезадаптированных детей и подростков. Многоплановая совместная деятельность воспитанников в коллективе ЭШИ СРТ способствует реализации их разнообразных интересов и потребностей, создает условия для творческого и глубоко ответственного отношения к учебному и физическому труду, развивает духовную сферу и социально активную их ориентацию, создает разнообразие ситуаций, способствующих решению воспитательных и коррекционных задач, нормализации межличностных отношений.
4. Постановка перед коллективом ЭШИ СРТ так называемых “сверх-задач” создает в нем деятельностный социально-психологический климат, захватывающий детей и подростков, стимулирует возникновение глубоко осмысленных мотиваций деятельности, поведения и общения, усиливают чувство ответственности, целеустремленность, желание справиться с “не-выполнимым”, преодолеть “невозможное”.
5. Результаты формирующего эксперимента, проведенного психолого-педагогическим коллективом ЭШИ СРТ, позволяют утверждать, что образовательные заведения такого типа являются сегодня жизненно необходимым вариантом общеобразовательных учреждений, соответствующим требованиям современной социально-педагогической реальности, и
6. Создание таких школ весьма полезно для государства и общества как в экономическом, так и в социокультурном плане; их широкое распространение диктуется тем, что в стране резко возросло и продолжает расти число психологически “недозревших” до своего возраста учащихся; не имеющие задач личностно значимой для них серьезной учебной и трудовой деятельности, потерявшие интерес к учебе, безнадежно отставшие в ней и бросившие школу или же продолжающие обучение, изнывая от скуки, - такие дети и подростки неадекватно реализуют свои возможности и удовлетворяют потребности, нередко пополняя девиантный и делинквентный контингент.
7. Последовательность в этапах и длительность формирования специфического коллектива ЭШИ СРТ могут быть иными в сравнении с изложенными в зависимости от конкретных условий работы конкретного учреждения и особенностей контингент воспитанников, однако при этом важно соблюдение следующих принципов:
- принцип необходимости - не осложнять с самого начала пребывания в этой школе жизнь многих детей и подростков резким включением их в учебный процесс и сложную, также в однообразную трудовую деятельность, ибо у основной массы учащихся, набранных в ЭШИ СРТ ко всему этому уже сложилось стойкое негативное отношение.
- принцип периодической смены разнообразных форм деятельности и создания перспективы, общего стремления к завтрашнему дню, наполненному коллективным усилием и “коллективным стремлением” (по А.С. Макаренко).
- принцип создания системы посильно преодолимых детьми и подростками трудностей;
- принцип активного вовлечения всех воспитанников в осознанное систематическое участие в управлении ЭШИ СРТ;
- принцип создания нормального тона коллектива, который, по A. С. Макаренко, должен быть мажорным, спокойным и крепким, энергичным и экономным, основанным на вере в силу коллектива и в свое будущее; важным качеством тона великий педагог считал единство, дружеское единение членов коллектива, особенно в общих трудных работах;
- принцип дисциплинирования воспитанников и педагогов. Без дисциплины А.С. Макаренко не представлял себе коллектива, считая ее не только средством, но и результатом воспитания, усилий всего коллектива во всех направлениях. Дисциплина должна быть сознательной и вместе с тем необходимо формировать навыки и привычки дисциплинированного поведения. Дисциплинирование немыслимо без разумной, психологически обоснованной требовательности педагогов;
- принцип коллективно-деятельностного подхода к формированию и психологической коррекции личности, в значительной мере разработанный известными русскими учеными-психологами, педагогами и медиками П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким, Л.С. Выготским, А.С. Макаренко,B.Н. Сорокой-Росинским, А.Н. Леонтьевым, В.Н. Мясищевым, К.К. Пла-тоновым, И.П. Ивановым и др.;
- принцип создания психолого-педагогического коллектива ЭШИ СРТ как союза единомышленников с единым научно обоснованным, выработанным и проверенным делом и временем стилем работы взрослых (всего персонала), глубоко нравственных и преданных делу и детству.
- принцип тесного взаимодействия школы и семьи, основанного на взаимопонимании и озабоченности педагогов и родителей судьбами детей и подростков.
- обеспечение восстановления психического здоровья воспитанников и психологическая коррекция их личности и межличностных отношений;
- формирование нравственно-зрелой, гуманной, самостоятельно мыслящей, деятельностно-направленной личности, способной устоять пе¬ред соблазном деструктивных ценностей и перед жизненными трудностями, сохраняя своё достоинство, уважая и ценя достоинство других;
- обеспечение на этой основе личностного развития детей и подростков, успешности их учебной деятельности, ускоренного освоения учебной программы со сдачей экзаменов по мере их подготовленности;
- отрыв дезадаптированных детей и подростков от негативно-стереотипных, патогенных отношений с ближайшим окружением (неблагополучная семья, компания, стимулирующие бессмысленное, а порой деструктивное времяпрепровождение и т.д.), погружение их в нравственно здоровую деятельностную (учебную, трудовую, игровую, художественно-творческую) атмосферу.
2. В оздоровительной и психокоррекционной системе деятельности большая роль принадлежит психопедагогическому фактору: специально организованной совместной деятельности воспитанников (учебной, трудовой, спортивной, художественной, игровой) с посильной, последовательно возрастающей нагрузкой, а также взаимодействию и общению, пронизанных взаимоуважением, взаимной поддержкой и помощью, взаимоответственной зависимостью, мажорностью групповых настроений, наличием внутриколлективных позитивных традиций.
3. Всем этим условиям, как показало исследование, отвечает экстерная школа-интернат социально-реадаптационного типа, обладающая уникальными возможностями оздоровления и психологической коррекции дезадаптированных детей и подростков. Многоплановая совместная деятельность воспитанников в коллективе ЭШИ СРТ способствует реализации их разнообразных интересов и потребностей, создает условия для творческого и глубоко ответственного отношения к учебному и физическому труду, развивает духовную сферу и социально активную их ориентацию, создает разнообразие ситуаций, способствующих решению воспитательных и коррекционных задач, нормализации межличностных отношений.
4. Постановка перед коллективом ЭШИ СРТ так называемых “сверх-задач” создает в нем деятельностный социально-психологический климат, захватывающий детей и подростков, стимулирует возникновение глубоко осмысленных мотиваций деятельности, поведения и общения, усиливают чувство ответственности, целеустремленность, желание справиться с “не-выполнимым”, преодолеть “невозможное”.
5. Результаты формирующего эксперимента, проведенного психолого-педагогическим коллективом ЭШИ СРТ, позволяют утверждать, что образовательные заведения такого типа являются сегодня жизненно необходимым вариантом общеобразовательных учреждений, соответствующим требованиям современной социально-педагогической реальности, и
6. Создание таких школ весьма полезно для государства и общества как в экономическом, так и в социокультурном плане; их широкое распространение диктуется тем, что в стране резко возросло и продолжает расти число психологически “недозревших” до своего возраста учащихся; не имеющие задач личностно значимой для них серьезной учебной и трудовой деятельности, потерявшие интерес к учебе, безнадежно отставшие в ней и бросившие школу или же продолжающие обучение, изнывая от скуки, - такие дети и подростки неадекватно реализуют свои возможности и удовлетворяют потребности, нередко пополняя девиантный и делинквентный контингент.
7. Последовательность в этапах и длительность формирования специфического коллектива ЭШИ СРТ могут быть иными в сравнении с изложенными в зависимости от конкретных условий работы конкретного учреждения и особенностей контингент воспитанников, однако при этом важно соблюдение следующих принципов:
- принцип необходимости - не осложнять с самого начала пребывания в этой школе жизнь многих детей и подростков резким включением их в учебный процесс и сложную, также в однообразную трудовую деятельность, ибо у основной массы учащихся, набранных в ЭШИ СРТ ко всему этому уже сложилось стойкое негативное отношение.
- принцип периодической смены разнообразных форм деятельности и создания перспективы, общего стремления к завтрашнему дню, наполненному коллективным усилием и “коллективным стремлением” (по А.С. Макаренко).
- принцип создания системы посильно преодолимых детьми и подростками трудностей;
- принцип активного вовлечения всех воспитанников в осознанное систематическое участие в управлении ЭШИ СРТ;
- принцип создания нормального тона коллектива, который, по A. С. Макаренко, должен быть мажорным, спокойным и крепким, энергичным и экономным, основанным на вере в силу коллектива и в свое будущее; важным качеством тона великий педагог считал единство, дружеское единение членов коллектива, особенно в общих трудных работах;
- принцип дисциплинирования воспитанников и педагогов. Без дисциплины А.С. Макаренко не представлял себе коллектива, считая ее не только средством, но и результатом воспитания, усилий всего коллектива во всех направлениях. Дисциплина должна быть сознательной и вместе с тем необходимо формировать навыки и привычки дисциплинированного поведения. Дисциплинирование немыслимо без разумной, психологически обоснованной требовательности педагогов;
- принцип коллективно-деятельностного подхода к формированию и психологической коррекции личности, в значительной мере разработанный известными русскими учеными-психологами, педагогами и медиками П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким, Л.С. Выготским, А.С. Макаренко,B.Н. Сорокой-Росинским, А.Н. Леонтьевым, В.Н. Мясищевым, К.К. Пла-тоновым, И.П. Ивановым и др.;
- принцип создания психолого-педагогического коллектива ЭШИ СРТ как союза единомышленников с единым научно обоснованным, выработанным и проверенным делом и временем стилем работы взрослых (всего персонала), глубоко нравственных и преданных делу и детству.
- принцип тесного взаимодействия школы и семьи, основанного на взаимопонимании и озабоченности педагогов и родителей судьбами детей и подростков.
Подобные работы
- Формирование социально-редакционного коллектива экстерной школы-интерната
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРА
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1999



