Взаимодействие педагогов и старшеклассников в процессе предупреждения отклоняющегося поведения подростков
|
Введение. 3.
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия педагогов и старшеклассников.
29. § 1.1 Психолого-педагогические особенности взаимодействия и факторы, влияющие на его протекание.
29. §1-2 Личностные особенности подростков с отклоняющимся поведением и возможности педагогического воздействия на них. 47.
§1-3. Причины отклонений в поведении подростков и условия их устранения. 65.
Глава 2. Пути и средства взаимодействия педагогов и старшеклассников в процессе предупреждения отклоняющегося поведения подростков. 93.
§2-1. Модель организации и управления контактным взаимодействием педагогов и старшеклассников по предупреждению отклоняющегося поведения подростков.
93.
§2-2. Приемы и способы последовательных воздействий на подростков с si- отклонениями в поведении. 129.
§2-3. Педагогическое руководство деятельностью старшеклассников по устранению отклонений в поведении подростков. 153.
Заключение - выводы.
Библиография.
Приложение.
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия педагогов и старшеклассников.
29. § 1.1 Психолого-педагогические особенности взаимодействия и факторы, влияющие на его протекание.
29. §1-2 Личностные особенности подростков с отклоняющимся поведением и возможности педагогического воздействия на них. 47.
§1-3. Причины отклонений в поведении подростков и условия их устранения. 65.
Глава 2. Пути и средства взаимодействия педагогов и старшеклассников в процессе предупреждения отклоняющегося поведения подростков. 93.
§2-1. Модель организации и управления контактным взаимодействием педагогов и старшеклассников по предупреждению отклоняющегося поведения подростков.
93.
§2-2. Приемы и способы последовательных воздействий на подростков с si- отклонениями в поведении. 129.
§2-3. Педагогическое руководство деятельностью старшеклассников по устранению отклонений в поведении подростков. 153.
Заключение - выводы.
Библиография.
Приложение.
Актуальность исследования. В условиях нестабильности общества и ситуациях неопределенности, растет число криминогенных факторов, которые опасны не столько непосредственным порождением противоправных поступков, сколько тем, что могут способствовать формированию личности с отклоняющимся поведением. Возникает большое количество неформальных групп подростков, которые истолковывают конструктивные перемены, как появление новых свобод и расширение полей своей деятельности, в том числе ранее запрещенной.
Изменения, происходящие сегодня в подростковой среде, вызваны в основном разрушением коммуникаций, устоявшейся ранее системы отношений. В тоже время новые структуры связей не программируются и не функционируют. Педагоги, психологи, социологи, юристы, представители средств массовой информации, муниципальных и правоохранительных органов и т.д., констатируют сейчас о резком возрастании криминогенных факторов в среде подростков. Появление большого количества беспризорных детей и подростков, ужесточение преступлений. Демонстрируется правовой нигилизм. Пренебрежение к нормам морали и права. Нарушается представление о сущности, справедливости и необходимости законов. Все это осложняется тем, что под активным влиянием всех этих факторов детерминируется психика подростков: искажается их правосознание и порождается в свою очередь искаженное представление об отношениях в обществе: о справедливости, о гражданских обязанностях, социальных нормах и патриотических ценностях. На этом фоне ослабевает воспитательная роль школы и других учебных заведений. В сознании подростков падает авторитет родителей и педагогов. В месте с этим возрастает авторитет личностей противоборствующих общественному порядку. Появление большого количества
групп подростков асоциальной направленности, свидетельствует о своеобразном понимании ими принципов жизни при демократии. Совершение большого количества правонарушений и в ряде случаев безнаказанность за это, провоцирует подростков на испытание строгости и бдительности законов. В связи с этим у многих, даже законопослушных граждан и молодых
людей с высоким патриотическим чувством, складывается мнение, что общество закрыло глаза на поглощение «криминалитетом» подрастающего поколения. В среде несовершеннолетних и даже детей, в сфере их коммуникативного общения утверждаются принципы макиавеллизма. Устойчивость этих и других негативных факторов, неопровержимо ставит перед обществом задачу о коренном исправлении воспитательной политики с подростка- ми и в частности по профилактике отклоняющегося поведения.
Одним из аспектов обновления воспитательной политики с детьми и подростками отклоняющегося поведения по убеждению автора является создание взаимодействующих педагогических структур, субъектами которых в неизменной последовательности должны быть старшеклассники, под¬ростки и младшие школьники. В своей опытно - экспериментальной работе мы принципиально придерживались такой схемы в развитии модели взаимодействия между педагогами и старшеклассниками. Такой подход в организации профилактической работы с подростками отклоняющегося поведения являлся стабилизирующим фактором в установлении деловых и доверительных отношений с подростками, ранее конфликтующими с учителями. В большинстве случаев нашей практики старшеклассники служили не только примером для ориентира в поведении «трудных» подростков, но и выполняли функции трансляторов педагогических знаний, способов и приемов в по¬гашении конфликтных ситуаций.
Общие принципы этой работы были заложены в трудах А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского, и не потеряли своего значения в на-
Направленному изучению причин детской преступности посвящены # работы М.А. Алемаскина, А.С. Белкина, Ю.В. Гербеева, В.Е. Гмурмана, А.И.
Кочетова, Э.Ш. Натанзон, ИА. Невского, В.М. Обухова, А.А. Остапца- Свешникова, В. Г. Степанова, С.Е. Хозе и др.
Правовой аспект профилактики правонарушений среди несовершеннолетних раскрывается в исследованиях Г.П. Давыдова, К.Е. Игошева, И.М. Карпеца, В.Н. Кудрявцева, Г.М. Миньковского, А.Ф. Никитина, А.Б. Саха¬рова, Я.В. Соколова.
Роль организаторской деятельности учащихся как фактор предупреждения правонарушений анализируется в работах Ю.К. Бабанского, Б.З. Вульфова, Л.М. Зюбина, И.П. Иванова, В.Д. Иванова, А.В. Караковского, В.М. Коротова, Ю.А. Лунева, Т.Н. Мальковской, Л.Н. Новиковой, М.М. Поташника, А.И. Прихожан а, В.Б. Пятунина, С.В. Сарычева А.С. Чернышева и др.
Ряд исследований направлены на изучение, анализ и применение на практике психолого-педагогических, социальных и юридических факторов и явлений, оптимизирующих построение и управление взаимодействием между педагогами и старшеклассниками в процессе предупреждения отклоняющегося поведения подростков. В нашей многолетней экспериментальной работе учитывались и осваивались ведущие воспитательные теории, анализировалась опытно- экспериментальная работа в воздействии на несовершеннолетних правонарушителей (А.С. Блкина, И.П. Иванов, А.А. Остапец - Свешникова, В.А. Караковского, Э.Г. Костяшкина, Д.И. Фельдштейна, С.Е. ц Хозе).
Изменения, происходящие сегодня в подростковой среде, вызваны в основном разрушением коммуникаций, устоявшейся ранее системы отношений. В тоже время новые структуры связей не программируются и не функционируют. Педагоги, психологи, социологи, юристы, представители средств массовой информации, муниципальных и правоохранительных органов и т.д., констатируют сейчас о резком возрастании криминогенных факторов в среде подростков. Появление большого количества беспризорных детей и подростков, ужесточение преступлений. Демонстрируется правовой нигилизм. Пренебрежение к нормам морали и права. Нарушается представление о сущности, справедливости и необходимости законов. Все это осложняется тем, что под активным влиянием всех этих факторов детерминируется психика подростков: искажается их правосознание и порождается в свою очередь искаженное представление об отношениях в обществе: о справедливости, о гражданских обязанностях, социальных нормах и патриотических ценностях. На этом фоне ослабевает воспитательная роль школы и других учебных заведений. В сознании подростков падает авторитет родителей и педагогов. В месте с этим возрастает авторитет личностей противоборствующих общественному порядку. Появление большого количества
групп подростков асоциальной направленности, свидетельствует о своеобразном понимании ими принципов жизни при демократии. Совершение большого количества правонарушений и в ряде случаев безнаказанность за это, провоцирует подростков на испытание строгости и бдительности законов. В связи с этим у многих, даже законопослушных граждан и молодых
людей с высоким патриотическим чувством, складывается мнение, что общество закрыло глаза на поглощение «криминалитетом» подрастающего поколения. В среде несовершеннолетних и даже детей, в сфере их коммуникативного общения утверждаются принципы макиавеллизма. Устойчивость этих и других негативных факторов, неопровержимо ставит перед обществом задачу о коренном исправлении воспитательной политики с подростка- ми и в частности по профилактике отклоняющегося поведения.
Одним из аспектов обновления воспитательной политики с детьми и подростками отклоняющегося поведения по убеждению автора является создание взаимодействующих педагогических структур, субъектами которых в неизменной последовательности должны быть старшеклассники, под¬ростки и младшие школьники. В своей опытно - экспериментальной работе мы принципиально придерживались такой схемы в развитии модели взаимодействия между педагогами и старшеклассниками. Такой подход в организации профилактической работы с подростками отклоняющегося поведения являлся стабилизирующим фактором в установлении деловых и доверительных отношений с подростками, ранее конфликтующими с учителями. В большинстве случаев нашей практики старшеклассники служили не только примером для ориентира в поведении «трудных» подростков, но и выполняли функции трансляторов педагогических знаний, способов и приемов в по¬гашении конфликтных ситуаций.
Общие принципы этой работы были заложены в трудах А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского, и не потеряли своего значения в на-
Направленному изучению причин детской преступности посвящены # работы М.А. Алемаскина, А.С. Белкина, Ю.В. Гербеева, В.Е. Гмурмана, А.И.
Кочетова, Э.Ш. Натанзон, ИА. Невского, В.М. Обухова, А.А. Остапца- Свешникова, В. Г. Степанова, С.Е. Хозе и др.
Правовой аспект профилактики правонарушений среди несовершеннолетних раскрывается в исследованиях Г.П. Давыдова, К.Е. Игошева, И.М. Карпеца, В.Н. Кудрявцева, Г.М. Миньковского, А.Ф. Никитина, А.Б. Саха¬рова, Я.В. Соколова.
Роль организаторской деятельности учащихся как фактор предупреждения правонарушений анализируется в работах Ю.К. Бабанского, Б.З. Вульфова, Л.М. Зюбина, И.П. Иванова, В.Д. Иванова, А.В. Караковского, В.М. Коротова, Ю.А. Лунева, Т.Н. Мальковской, Л.Н. Новиковой, М.М. Поташника, А.И. Прихожан а, В.Б. Пятунина, С.В. Сарычева А.С. Чернышева и др.
Ряд исследований направлены на изучение, анализ и применение на практике психолого-педагогических, социальных и юридических факторов и явлений, оптимизирующих построение и управление взаимодействием между педагогами и старшеклассниками в процессе предупреждения отклоняющегося поведения подростков. В нашей многолетней экспериментальной работе учитывались и осваивались ведущие воспитательные теории, анализировалась опытно- экспериментальная работа в воздействии на несовершеннолетних правонарушителей (А.С. Блкина, И.П. Иванов, А.А. Остапец - Свешникова, В.А. Караковского, Э.Г. Костяшкина, Д.И. Фельдштейна, С.Е. ц Хозе).
1. Обстоятельства и условия, оказывающие влияние на деятельность педагогических структур и ученических объединений: являются позиции в отношениях между всеми участниками педагогического процесса. Составляющим этих позиций является понимание и умение использовать: фактор обоюдного взаимного понимания проблемы отклоняющегося поведения учащихся, фактор психологических барьеров между субъектами и объектами взаимодействия, фактор приемлемости, доверия и фактор соответствующего социально - правового востребования.
2. Определена эффективность четкого разграничения функций меж¬ду педагогами и старшеклассниками в процессе предупреждения отклоняющегося поведения подростков. Это позволяет старшеклассникам устанавливать необходимые отношения с «трудными» подростками и лидерами: неформальных групп, спортивных секций, групп занятий познавательной и общественно - значимой направленности. Такой психолого - педагогический микроклимат в пространстве взаимодействия способствует внедрению педагогического влияния в особо скрытую сферу коммуникативных взаимоотношений подростков - правонарушителей.
3. Педагоги в процессе взаимодействия со старшеклассниками по преодолению отклоняющегося поведения среди учащихся, выступая источниками, носителями информации и хранителями традиций о специфике приобщения к взаимодействию «трудных» подростков, осуществляют ретроспективный анализ судеб «бывших трудных подростков» и умело применяют их жизненный опыт в перевоспитании трудновоспитуемых школьников. Развитие подобных педагогических взаимосвязей дают положительный эффект начинающим педагогам в признании важности фигуры подростка с отклоняющимся поведением во взаимоотношениях с учащимися и особенно вне педагогического воздействия.
4. Результативный опыт взаимодействия педагогов и старшеклассников с четким разграничением функций способствует формированию традиций преемственности правоохранительной деятельности от старшеклассников к подросткам 7- 9 классов.
5. Сохранение и развитие правоохранительных традиций учащихся способствует привлечению различных категорий школьников базовых учебных заведений; в том числе и «бывших трудных - правонарушителей», также демобилизованных из армии к совместной работе с педагогическими коллективами и социальными службами по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Свидетельством сохранения тенденций к поддержанию принятого порядка является продолжение функционирования подростковых правоохранительных групп даже тогда, когда непосредственный ее руководитель уходит из базисного заведения (г. Коломна при ГК ВЛКСМ и Тепловозостроительном заводе, Поваровский опытный завод и Поваровская школа - Солнечногорского района, школа № 789 - г. Москва, школа № 604 и ВГТУ № 313 г. Зеленограда).
2. Определена эффективность четкого разграничения функций меж¬ду педагогами и старшеклассниками в процессе предупреждения отклоняющегося поведения подростков. Это позволяет старшеклассникам устанавливать необходимые отношения с «трудными» подростками и лидерами: неформальных групп, спортивных секций, групп занятий познавательной и общественно - значимой направленности. Такой психолого - педагогический микроклимат в пространстве взаимодействия способствует внедрению педагогического влияния в особо скрытую сферу коммуникативных взаимоотношений подростков - правонарушителей.
3. Педагоги в процессе взаимодействия со старшеклассниками по преодолению отклоняющегося поведения среди учащихся, выступая источниками, носителями информации и хранителями традиций о специфике приобщения к взаимодействию «трудных» подростков, осуществляют ретроспективный анализ судеб «бывших трудных подростков» и умело применяют их жизненный опыт в перевоспитании трудновоспитуемых школьников. Развитие подобных педагогических взаимосвязей дают положительный эффект начинающим педагогам в признании важности фигуры подростка с отклоняющимся поведением во взаимоотношениях с учащимися и особенно вне педагогического воздействия.
4. Результативный опыт взаимодействия педагогов и старшеклассников с четким разграничением функций способствует формированию традиций преемственности правоохранительной деятельности от старшеклассников к подросткам 7- 9 классов.
5. Сохранение и развитие правоохранительных традиций учащихся способствует привлечению различных категорий школьников базовых учебных заведений; в том числе и «бывших трудных - правонарушителей», также демобилизованных из армии к совместной работе с педагогическими коллективами и социальными службами по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Свидетельством сохранения тенденций к поддержанию принятого порядка является продолжение функционирования подростковых правоохранительных групп даже тогда, когда непосредственный ее руководитель уходит из базисного заведения (г. Коломна при ГК ВЛКСМ и Тепловозостроительном заводе, Поваровский опытный завод и Поваровская школа - Солнечногорского района, школа № 789 - г. Москва, школа № 604 и ВГТУ № 313 г. Зеленограда).
Подобные работы
- Взаимодействие педагогов и старшеклассников в процессе предупреждения отклоняющегося поведения подростков
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Профилактика девиантного поведения подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ НА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ГОРОДА КАЗАНИ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФИЛАКТИКА ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ,СКЛОННЫМ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ (НА МАТЕРИАЛАХ МБУ «СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ
(НА МАТЕРИАЛАХ МБУ «СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ
ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Повышение уровня научно - меходического обеспечения системы профилактики девиантного поведения молодежи г. Екатеринбург,
состоящей в браке
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017



