Введение. Монгольское общество на рубеже веков (XIX - XX). 3
Глава I. Источниковедческий и историографический очерк. 18
Основные проблемы изучения истории Монголии XX века.
Глава II. 1921-1924. Теократическая монархия и революция в 45 Монголии.
Глава 111. 1925-1928. Республика на перепутье... 71
Глава IV. 1929-1932. Старый и новый монгольский террор. 99
Глава V. 1933-1939. Между русским коммунизмом и японским 125 милитаризмом.
Глава VI. 1940-1945. Монгольское общество и Вторая мировая 150 война.
Глава VII. 1946-1952. Противоречия социалистического 172
строительства после войны.
Заключение. 194
Библиография. 211
1) Обоснование выбора темы.
а> Историко-философское вступление Общество в ЭПОХУ кризиса и смены эпох. Методологические проблемы.
b) Монгольское общество в начале XX века. Историческая ретроспектива.
c) Монгольское общество и монгольский национализм в Эпоху Пробуждения Азии.
2) Цель и задачи диссертации.
Обоснование выбора темы
Историко-философское вступление. Общество в эпоху кризиса и смены эпох. Методологические проблемы.
История Центральной Азии и Монголии на рубеже веков (XIX и XX, XX и XXI) демонстрирует колоссальное напряжение в регионе. В 20-ых годах XX века, а через семьдесят лет в 90-ых в Монголии происходит смена эпох, характеризующаяся значительными социальными переменами, в результате которых перед нашими глазами каждый раз предстаёт новое общество и государство. Так, из окраины империи Цин в 1911 молниеносно формируется государство со своеобразной формой теократической монархии, которое спустя десять лет переживает революционный взлёт и переходит к республике в 1924, а в 1940-ы.х встаёт на путь социализма, по прохождении которого преобразуется в «одно из самых демократических и открытых обществ в Азии»? При первом приближении поражает стремительность перемен. Очевидно участие Монголии в глобальных социальных потрясениях XX века (Эпохе Пробуждения Азии и революции, гражданской и мировой войнах, построении социалистического государства и его болезненном крахе, процессах демократизации и шоковой
1 Такая формулировка содержится на официальном веб-сайте ООН в Монголии. htlp://www.un-mongolia.mn Мы приводим её здесь не потому, что разделяем взгляды этой организации, а как образец подхода мировой конъюнктуры к современной Монголии
терапии перехода к рыночной экономике). Однако при пристальном анализе истории страны и вдумчивом знакомстве с ее современностью, начинает проступать некая константа всех этих изменений События, какими бы противоречивыми они не казались. нанизываются одно на другое, приводя нить к своему началу, - и в современности мы видим лики прошлого Россия готова частично простить, частично реструктурировать многомиллионный долг МНР, руководствуясь своими стратегическими интересами в регионе, как и в 20-ых годах прошлого века, Китай ищет возможное™ реставрации маньчжурской политики2, а в самой Монголии Монгольская Народно-Революционная Партия (МНРП) сейчас пытается вернуть свои былые позиции, утраченные за последние десять лег демократических реформ' Это «постоянство вечных изменений» придаёт изучению рубежей эпох особый смысл.
Мы выделяем период 20-40-ых XX века в истории Монголии как переходный этап. За эти двадцать лет монгольское общество переживает массу болезненных пертурбаций: от тактического альянса первых революционеров с ламами и князьями к ликвидации последних как социальной прослойки, от острой борьбы «левых» и «.привык» в МНРП к диктатуре Чойбалсана, от монархии к республике, от «некапитсыистического развития» к социалистическому строительству. Эго сложный и противоречивый отрезок истории, и чтобы не сбиться в анализе всех событий, мы постарались выявлять и разграничивать старые и новые элементы в монгольском обществе. Теоретической основой для избранного нами метода анализа стали работы известных структуралистов Мы исходим из того, что революционные преобразования и переход к «некапиталистическому» пути развития в Монголии не носили характера радикально нового, а проистекали от объединения традиционных и внешних, привносимых факторов в системе социума. Особый акцент мы хотели бы сделать на структурном целом
Из беседы с академиком Ш. Бирой. Сентябрь 2001. 1U. Бира полагает, что Китай поддерживает реставрацию ламаистской обрядности в современной Монголии и ратует за восстановление управления буддийской сангхой в том виде, в котором она сформировалось к началу XX века, когда маньчжуры господствовали в стране, разделяя и сталкивая светских и духовных иерархов. Академик считает, что такая политика является реакционной и может увести Монголию в «тёмное прошлое» и зависимое положение.
Если к середине 20-ых неравновесное состояние монгольского общества достигло кульминационной точки, приведя старые и новые элементы системы в состояние крайнего напряжения, а к началу 30-ых определился основной вектор развития, то к 40-ым годам уже произошла частичная переструктурализация константных элементов социума. Нашла своё воплощение латентно присутствующая тенденция объединения кочевников под предводительством сильного и жестокого правителя, «хана-отца», - сложился культ личности X. Чойбалсана. Была взломана и корпоративная монастырская система, а образовавшийся вакуум начал заполняться новыми партийными структурами. Военные действия на Халхин-Голе отчасти направили в единое русло традиционное стремление монгол к независимости.
Создаваемые в 20-40-ых годах в Монголии государственные, партийные и общественные структуры, с одной стороны, были калькой с советских, с другой, сохраняли черты традиционных отношений среди монголов: почтение- поклонение старшим и начальству, возрастную иерархию, национальную стратификацию и др. Корпоративная система на местах не претерпевала существенных изменений вплоть до конца 30-ых.
Конфискация и коллективизация 1929-1932 и административно- территориальная реформа были призваны стимулировать центростремительные тенденции и создавать предпосылки для развития партийной бюрократии. Дальнейшее дробление территориально-административной системы, разветвление партийных организаций на местах приведёт к их адаптации к «естественным полевым условиям» - созданию своеобразного «симбиоза» иерархий номенклатуры и традиционных социально-возрастных отношений. Экспроприация и новое администрирование являлись началом переструктурирования этих традиционных элементов монгольского общества.
Надежды на социалистические преобразования власть возлагала на партийные организации, которые начали бюрократизироваться в 40-ых. Однако вопреки всем съездам и пленумам так называемый «некапиталистический путь развития» не затронул глубоко кочевого скотоводства как доминирующего способа ведения хозяйства, этой матрицы социальной системы монголов. Более того, заполняя системный вакуум, образовавшийся после ликвидации старых привилегированных слоёв (князей и лам), новая администрация усваивала при этом традиционную иерархичность властно-патронажных отношений. Поскольку продукты в пользу государства часто изымали репрессивными способами, можно сказать, что государственные заказы и планы занимали место бывших повинностей в пользу князей и монастырей.
Принципы социалистического управления, подробно рассматриваемые нами в этой работе, прижились на монгольской почве. Конечно, этот процесс был довольно болезненным, сопровождался изменением многих стереотипов общества, но в результате, введение новой системы администрации не уничтожило традиционные элементы общества, а привело их к переструктурализации. Здесь мы подходим к формулировке центральной идеи работы В XX веке в Монголии состоялся своеобразный «симбиоз» традиционных и социалистических общественных структур, которые и поныне себя не изжили и являются камнем преткновения в проведении реформ в регионе. Монголия стала образчиком «социалистического пути развития на Востоке», не изжив, а модифицировав корпоративные структуры местной власти, которые продолжают функционировать и по сей день.
Российский Государственный Архив Социально-Политической Истории (РГАСПИ) Ф. 495 (Оп. 2, 3, 4, 152, 154), 17 (On. 128), 372, 532, 493.
Государственный Архив Российской Федерации (1 АРФ). Ф. 200.
Российский Государственный Военный Архив (РГВА). Ф 16.
Национальный Архив Республики Бурятия. Ф. Р-477, Р-248, 475.
Монголын Улсын ТУУХИЙН Тов Архив (Государственный Центральный Исторический Архив Монголии). Ф. 72, 132, 168, 169, 170.
Сборники документов:
Па русском языке.
Коминтерн и идея мировой революции Документы. - Москва: «Наука», 1998. - 947 с.
Народное хозяйство Монгольской Народной Республики. - Улаанбаатар, 1960. Революционные мероприятия Народного правительства Монголии в 1921-1924 годах, документы. - Москва, 1960.
Советы Сталина И.В. монгольскому премьеру: (Публикация стенограмм бесед И.В. Сталина с премьер-министром МНР 11. Генденом в 1934-1935 гг. Пер. с монг. ) // Азия и Африка сегодня. - 1991. - №6, С. 53-56.
Цэдэнбал Ю. Избранные статьи и речи (1962-1973). - Москва, 1974.
Чойбалсан X. Избранные статьи и речи. - Москва, 1961.
Элбек-Доржи Ринчино о Монголии. Избранные труды. - Улан-Удэ, 1998, - 255 с
На монгольском языке:
Коминтерн ба Монгол. (Баримтын эмхэтгэл). - Улаанбаатар, 1996 - 503 х.
МАХИ ардын хувьсгалын ялалтын толоо тэмцэлд. Баримт бичгууд, 1921 оны гурваас долдугаар cap. (МНР в борьбе за победу народной революции. Документы, март 1921 - июль 1921). Улаанбаатар: Улсын Хэвлэл, 1971. - 415 х.
МАХН-ын ТУУХЭНД холбогдох баримт бичгууд. 1920-1940 он. Нэгдугээр дэвтэр. (Документы по истории МНРП. 1920-1940. Вып. I). Улаанбаатар. Улсын Хэвлэл, 1966. 419 х.
1921 оны ардын хувьсгалын ТУУХЭНД холбогдох баримт бичгууд. 1917-1921. (Документы по истории народной революции 1921 г. 1917-1921).-Улаанбаатар: Улсын Хэвлэл, 1957. - 31 I х.
Халхын голый дайн: нэгэн жарын тэргээд (Баримт бичгийн эмхтгэл). (Война на Халхин-Голе: шестьдесят лет спустя. Сборник документов.) Редакторлаж, оршил бичсэн академич, хошууч генерал В.А. Золотарёв. - Улаанбаатар, 1999.
Литература
Литература на русском языке:
1. Адибеков Г.М., Э.Н. Шахназарова, К.К. Шириня. Организационная структура Коминтерна. 1919-1943. - Москва, 1997. -287 с.
2. Алаев Л.Б. Обмен мнениями. Но последним данным разведки мы воевали сами с собой. (К вопросу об основном противоречии нашей эпохи.) /7 Восток. 2002. -№4, С. 51-63.
3. Андрюсов В.П. Буддизм и тибетская цивилизация ,7 Азия. Диалог цивилизаций. - С-П , 1996. - С. 99-152.
4 Базаров Б.В. Общественно-политическая жизнь 1920-1950-х годов и развитие литературы и искусства Бурятии. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ. СО РАН, 1995. - 193 с.
5. Бартольд В.В. История турецко-монгольских народов. - Ташкент, 1928
6. Белов Е.А. Загадка Джала.мы 7 Азия и Африка сегодня - 1995 - №6. - С 68-
71.
7. Белов Е.А Панмонгольское движение в 1919 г. /7 Анналы. - 1995. - Вып.2. -- С. 55-73.
8 Белов Е А. Последний «Живой Бог» монголов /; Азия и Африка сегодня. -
1996. -№ 3. - С. 73-77.
9. Белов Е.А. Россия и Монголия в начале XX века (1911-1919 гг). - Москва: ИВ РАН, 1998. -235 с.
10. Бира Ш. Путь монгольского народа к социализму. - У-Б., 1974.
11. Бурдуков А.В. В старой и новой Монголии. Воспоминания, письма.
Москва. Наука, 1969. 419 с.
12. Вебер М Избранное. Образ общества. - Москва, 1994. - 702 с.
13. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. - Л.: Востлитиздат, 1934. - 223 с.
14. Герасимова К.М. Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства (1917-1930). - Улан-Удэ: Бургиз, 1964. - 179 с.
15. Головачёв А.И. Тревожные вопросы /7 Сибирские вопросы. - 1907. - № I.
16. Гольман М.И. К вопросу о теории некапиталистического развития /7 VI Межд. Конгресс монголоведов. - Москва: Наука, 1992 - С. 37-46.
17. Гольман М.И. К периодизации развития монголоведения на Западе (50-90-е годы) ,7 Владимирцовские чтения - 3. - Москва, 1995. - С. 51-56
18. Гольман М.И. К 70-легию установления республиканского строя в Монголии. Круглый стол ,7 Проблемы Дальнего Востока. - 1994. - № 5. - С. 75- 79.
19. Гольман М.И. О процессах демократии в Монголии /7 70 лет Монгольской народной революции. - Москва, 1992. - С. 104-1 Ю.
20 Гольман М.И. Проблемы новейшей истории МНР в буржуазной историографии США. - Москва, 1970.
21. Грайворонский В.В. Некоторые вопросы сотрудничества между СССР и МНР в годы второй мировой войны /7 Пятидесятилетие Великой Победы и Восток. - Москва: ВИМИ, 1996. - Гл. 1 I - С. 87-95
22. Грайворонский В.В. О новой революции в худоне /7 Владимирцовские чтения - 3. - Москва, 1995 - С. 56-61.
23. Грайворонский В.В. От кочевого образа жизни к оседлости. - Москва: Наука. 1979. - 175 с.
24 Грайворонский В.В. Россия и Монголия: современные отношения и перспективы экономического сотрудничества л Россия и Азия: состояние и перспективы сотрудничества. - Москва: ИВ РАН, 1995. - С. 127-130.
25. Грумм-Гржимайло Г.Г. Западная Монголия и Урянхайский край Исторический очерк этих стран в связи с историей Средней Азии Л.: Гос рус геогр. об-во, 1926.
26. Дашжамц Д. Распространение и упрочение идей ленинизма в Монголии. -
Москва. Наука, 1978. 125 с.
27. Дорофеев А. Отчёт по поездке в Северо-Западную Монголию. - Омск: Штаб воен.окр., 1912.-81 с.
28. Дылыков С.Д , Чимитдоржиев Ш.Б. Южная (Внутренняя) Монголия под гнётом китайских эксплуататоров ,7 Историко-культурные связи народов Центральной Азии. - Улан-Удэ: БИОН, 1983. - С. 119-137.
29. Жабаева Л.Б. Элбек-Доржи Ринчино и национально-демократическое движение монгольских народов. - Улан-Удэ, 2001.
30. Жамцарано Ц. Бурятское народническое движение и его критик // Сибирские Вопросы. - 1907. - №25.
31 Жуковская Н.Л. Буддизм в истории монголов и бурят: политический и культурный аспекты /7 Буддийский мир. - Москва, 1994.
32. Заятуев Г.Н. Краткая биография цанит-хамбо Агвана Доржиева. - Улан-Удэ,
1991. 47 с.
33. Заятуев Г.Н. Первые газеты революционной Монголии. - Улан-Удэ, 1962.
34. Зиновьев А. Коммунизм как реальность. - Москва, 1994. - 495 с.
35 Златкин И.Я. Очерки новой и новейшей истории Монголии. - Москва: Восточная литература, 1957. - 300 с.
36 Гидон Д. Антифашистская коалиция и МНР /7 Международная жизнь. 1995. - №7. - С. 31-35.
37. Из хроники общественной жизни Сибири /7 Сибирские Вопросы. - 1907. - № 2.
38. Ильин К. Краткая справка о периодической печати Монголии // Современная Монголия. - 1933. - № 3. - С. 47-53.
39. История Монгольской Народной Республики. Издание третье - Москва, 1983.- 661 с.
40. История социалистической экономики МНР. - Москва: Наука, 1987.
41. Каллиников А. Национально-революционное движение в Монголии - Москва, 1926.
42 Козин С.А. Сокровенное сказание монголов. Хроника 1240 г. - М.-Л., 1941.
43. Козлов il.K. Трёхлетнее путешествие по Монголии и Тибету (1899-1901 гг.). -C-1L 1913.
44. Когвич 13. Краткий обзор истории и современного политического положения Монголии -С-116., 1914.
45. Кошкин А.А. Как готовился Халхин-Гол // Новая и новейшая история. - 1988.-№ 6. С. 42-55.
46. Крадин Н.Н. Империя Хунну. - Владивосток, 1996.
47. Кузьмин Ю.В. Позиция демократической интеллигенции России в «монгольском вопросе» после Синьхайской революции в Китае ,7 XIII науч, конф. «Общество и государство в Китае». - Москва, 1991. - 4.2. - С. 89-91.
48. Курас Л. О переходе бурят в Монголию /7 Байкал. - Улан-Удэ, 1991. - Т5. - С. 128-130.
49. Лигдэн Б. Участие МНР в войне против милитаристской Японии /7 Победа СССР в войне с милитаристской Японией и послевоенное развитие Восточной и Юго-Восточной Азии. - М.. Наука, 1977. - С. 139-146.
50. Ломакина М.И. Голова Джа-ламы. - У.-У.-СПб, 1993.
51. Лузянин С.Г. Автономная Монголия в системе международных отношений 1915-1919 /7 Владимирцовские чтения - 3. - Москва, 1995. - С. 71-85.
52. Лузянин С.Г. Коминтерн, Монголия и китайская революция 1925-1927 гг. /7 Восток. - 1996. -№1. - С. 65-76.
53. Лузянин С.Г. Монголия в русско-китайских отношениях 1911-1917 гг. ,7 Китайская традиционная культура и проблемы модернизации. - Москва, 1994. -
Ч. I.-C. 181-184.
54. Лузянин С.Г. Монголия: между Китаем и Советской Россией. 1920-1924 /7 Проблемы Дальнего Востока. - 1995. -№2. - С. 71-85.
55. Лузянин С.Г. Монголия между Россией и КНР: исторический опыт и современные реалии /7 Восток. - 1996. - № 6. - С. 110-113.