Введение. Задачи, метод, материал
Глава I. О мифологических традициях в русской народной лирике
Глава II. Обрядовые связи необрядовых песен с противопоставлением молодости и старости
Глава III. Способы и направления действий героев
Глава IV. Состав и связи элементов текстов
Глава V. Соотношения текстов
Заключение
Библиография
Список и условные сокращения собраний - источников текстов для тематической группы
Приложение
Настоящая диссертация - это исследование некоторой части русских народных лирических необрядовых песен. Все изучаемые песни близкородственны. Главные герои их - молодушка (т.е. невестка) и свекор. Отношения героев враждебны. Тем не менее тон песен мажорный, с раскрываемой в песнях точки зрения молодушки конфликт разрешается благополучно. Сказанное дает представление о характере родства песен: они близки друг другу тематически. Поэтому выделенные песни определены как тематическая группа. Каковы задачи исследования ее?
Известно, что к настоящему времени зафиксировано очень большое количество разнообразных песенных текстов. Изучать их единым массивом нельзя. Исследователи давно объединяют тексты в группы разного масштаба, так же, как это делали не преследовавшие научных целей составители песенных сборников, как это делает хранящий песни народ. Общепринятого объединения текстов сейчас нет. Тем не менее последние два с половиной десятилетия интенсивно изучались самые разные песенные группы. Достаточно сказать, что за это время русская неисторическая поэзия анализировалась более, чем в тридцати кандидатских и трех докторских диссертациях. Изучались песни обрядовые и необрядовые, зафиксированные на разных территориях и в разные периоды.
Как бы ни отличались одна от другой упомянутые работы, они имеют общую черту: предмет их преимущественного внимания - крупные группы, причем величина определяется не количеством, а качеством объединяемых текстов. Крупная группа может быть представлена немногими текстами, но разнородными, а потому нуждается в новом и новом делении.
Практически же анализируются, как правило, два-три уровня общности текстов. Набор показателей, используемых на самом высоком из них, сейчас уже довольно определен. Это показатели: этнический, географический, временной, функциональный, тематический, аксиологический, музыкальный, кинетический. Один из показателей или чаще сочетание двух-трех определяет главный предмет исследований (крупные группы). На втором и третьем уровнях при выделении подгрупп обычно используются показатели, не привлеченные прежде, и повторяются уже употребленные. Кроме того, часто подключаются некоторые сюжетные и/или композиционные характеристики подгрупп.
Примечательная особенность работ, устремленных на познание крупных групп, заключается в том, что в их рамках оказывается трудно дотянуться до того уровня общности текстов, который является важнейшим и одинаковым для всех исследователей - до уровня произведений, песен.
Та или иная песня выступает лишь в роли примера, подтверждающего наличие какой-то подгруппы. Сколько таких «примеров» еще существует в традиции, нередко неясно. Определенно неясно - в каких отношениях находятся близкие «примеры», рождается ли и в чем заключается на уровне произведений новое качество. Песни оказываются явлением, будто бы понятным всем, т.к. все им пользуются, но знание о котором, имея интуитивный характер, остается при исследователях.
При них же остаются и трудности, с которыми пришлось столкнуться, проходя этот первый снизу уровень общности, в свете которого тексты преобразуются в более и менее близкие варианты произведений. В том, что трудности есть всегда, сомнений нет. Они иногда проступают в виде замечаний исследователей. Например. «... происходили тематические и жанровые изменения, когда нетюремные песни превращались в тюремные и, напротив, тюремные превращались в солдатские и любовные нетюремные» (206, с, 4). «Но ямщицкая поэзия знает и свои «коронные» темы. Такой темой, единственной в своем роде (если не считать песен о смерти солдата в чистом поле), является тема труда ямщика,..» (69, с. 15).
Трудности, возникшие при осмыслении произведений, как бы снимаются фактом формирования крупных групп текстов. Но, относясь к основе построений, они способны всерьез колебать уверенность в достоверности выделенных крупных групп. Что будет, если анализируя ямщицкие песни, «посчитать» явно близкие им тексты о смерти солдата (а также казака, молодца) в чистом поле? Или, говоря словами А.Н. Веселовского, ратовавшего за необходимость «внести органический порядок в разнообразный и сложный материал»: «... если представить себе, что в гайдамацкой песне вместо гайдамака подставился бурлак или казак, - станет ли такая песнь в разряд бурлацких или казацких? Как быть, если одна и та же песнь с небольшими изменениями говорит о счастливой или несчастной любви парня - или девушки, о горькой доле сироты - или несчастной жены?» (30, с. 9, 34). Вопросы относятся к необрядовым песням. Но непросто и осмысление песен обрядовых.
Таким образом, представляется, что в настоящее время наряду с имеющимися достижениями в изучении крупных групп песенных текстов недостаточно исследуются самые нижние уровни общности, в частности, важнейший - уровень произведений.
Этому выводу, казалось бы, противоречит существование работ, посвященных анализу отдельных песен4. Таких исследований мало. Они небольшие и реализуются в статьях, очерках. Однако не количественная, а качественная сторона их возвращает к вышеизложенному выводу.
Результаты работ об отдельных песнях довольно четко делятся на более и менее бесспорные.
Сильную сторону работ в первую очередь составляют замечания о внешней истории произведений: библиографии, территории и времени записи вариантов, об отражениях песен в профессиональном искусстве. Для раскрытия внутренней истории произведений важны комментарии к отдельным социально-историческим деталям содержания. Указанная сильная сторона, судя по составу изучаемых песен, ощущается исследователями. Обычно анализируются песни, известные в особо большом числе вариантов, яркие, дающие простор социально-историческим пояснениям в связи с событиями ХVII - XX вв.
Сильная сторона работ в конце концов оборачивается слабостью. Круг песен, пригодных для анализа, как-то автоматически чрезвычайно сужается, появляются многочисленные повторения. За последние двадцать лет монографически исследовалось около тридцати произведений: капля в песенном море. Но при том, к песням "Степь Моздокская", "Лучинушка", "Нам которого сына в солдаты отдать» исследователи обращались трижды; к песням "Ходила младашенька по борочку», «Калину с малиной вода поняла», о завещании раненого, муже-солдате в гостях у жены - дважды. Эти же песни (и ряд других из тридцати) не раз исследовались и раньше.
К менее бесспорным выводам относятся те, которые раскрывают внутреннюю историю произведений, но не объясняются напрямую, хотя это нередко пытаются делать, социально-историческими сдвигами нового времени. Они касаются очень важных вопросов определения границ произведений, установления иерархии отличий, наблюдаемых в вариантах. Вопросы эти решаются - и сходным образом: отталкиваясь от идеала произведения, сложившегося у исследователя. Основания идеалов обычно не обсуждаются и могут быть весьма отличными (логические; художественные; хронологические, например, выделяются ранние записи; социальные, например, предпочтение отдается крестьянским вариантам). Следовательно, разными, даже при наличии общего материала, оказываются и итоги.
обстоятельных. Во всех случаях обращение к произведениям оказывается выделением отдельных ярких примеров. Причем осуществляется оно при пропуске ряда уровней общности, находящихся между крупными группами, большими подгруппами и отдельными песнями.
При указанном подходе не получают удовлетворительного решения многие вопросы. Существенно, что выглядит весьма механистической так или иначе намечаемая картина движений, происходящих на нижних уровнях. Связи между песнями оказываются сугубо «миграционистскими». Выясняется: из каких фрагментов каких песен сложилось произведение; какая песня первична, а какая вторична (все - при малом круге родственных произведений); куда двинулся тот или иной мотив, закрепленный исследователем за определенной песней (что нередко неубедительно). Произведения, т.к. внимание не привлечено к их природе, выглядят как очень пассивные организмы. Это либо то, на что давит время (оно их развивает или разрушает), либо то, что проходит сквозь время, сохраняя неизменной свою основу. Обособление произведений не позволяет выявить их активную сущность, описать их отношения друг с другом, со временем как всегда диалогические, что кажется более верным.
Итак, представляется назревшей проблема обращения к нижним уровням общности песенных текстов.
Проблема эта особенно актуальна в связи с тем, что сейчас перед фольклористами страны стоит задача практического упорядочения собранного материала, издания его в виде национальных сводов. В этой большой работе один из самых сложных участков (во всяком случае, когда дело касается русского фольклора), по общему признанию, именно песенный.
Возможны три точки зрения на задачу практической систематизации песенных текстов на нижних уровнях. Можно предполагать, что все решится как бы само собой, в рабочем порядке, и дело заключается главным образом в том, чтобы верно определить крупные группы текстов (15, с. 24; 48, с. 114). Можно также вполне осознать сложность систематизации имеющихся текстов и сосредоточиться на том, чтобы найти удачные практические приемы, позволяющие каталогизировать материал (37; 101; 177). И можно, наконец, полагать, что практическая систематизация текстов на нижних уровнях неотделима от углубленных теоретических поисков, способных привести к значительным для понимания специфики, истории и принципов научной систематизации материала результатам (200, c. 318 - 319, 323 - 324, 335; 149, c.I43 - I45). Справедливой кажется последняя точка зрения.
Все сказанное выше объясняет направленность настоящей диссертации на изучение нижних, ближайших к отдельным песенным текстам уровней общности. В качестве систематической единицы предлагается тематическая группа (сокращенно - ТГ). Думается, что ТГ в песенной традиции много. Однако в диссертации в центре внимания - одна ТГ. Она отчасти уже представлена введением. Необходимо расширить характеристику, подчеркнуть особенности, формирующие ТГ, выделяющие ее в песенном массиве. Эти особенности просты, но существенны.
Следует заострить внимание на том, что содержание - основополагающий признак ТГ, критерий отбора текстов в нее. При этом не учитываются особенности организации слова как обладающего относительной самостоятельностью материала, оформляющего содержание. Тем более не принимаются в расчет зафиксированные собирателями различия в формах исполнения и бытования (хотя там, где это было возможно, они фиксировались, картина форм получилась пестрой). И если все входящие в ТГ песни определяются как необрядовые, то и это их качество выявлено через изучение содержания.
слагаемых варьируется. Изменяется и соотношение слагаемых. Понять песни как единство слагаемых, как целое - задача сложная, к ее решению надо подходить постепенно. При анализе песен представляется важным сохранять до поры какой-то определенный ракурс, стараться последовательно видеть, изучить до возможной глубины, систематизировать произведения и варианты именно с этой точки зрения, не стремясь к преждевременному синтезу слагаемых. Бессистемные обращения к слагаемым ведут к произвольным объяснениям. Речь в содержательной стороне - важнейший песенный элемент, определить ею изначальную точку зрения на песни целесообразно.
Следующая важная особенность - само содержание, характеризующее ТТ. В нем три составные части: основные персонажи, их отношения и оценка ситуации, в значительной степени связываемая с точкой зрения одного из персонажей. Только так описанное содержание (нельзя, например: песни семейные, песни о взаимоотношениях молодушки с семьей мужа и т.п.) позволяет отделить ТГ от других ТГ, исследовать ее саму по себе. Песни изучаемой ТГ противостоят песням, в которых выясняют взаимоотношения, например, жена и муж, девушка и батюшка; в которых отношения молодушки и свекра доброжелательны; в которых, наконец, конфликт молодушки с кем- либо трактован трагически.
Выделяемая ТГ - величина предельная, других ТГ с указанными особенностями содержания в русской фольклорной традиции больше нет. ТГ принадлежит классическому русскому фольклору, имеет в нем прочные традиции. В ней много песен: есть очень популярные, зафиксированные во многих вариантах, есть и редкие, представленные единичными записями. Произведения, входящие в ТГ, выявлены с известной полнотой - 110 песен. При привлечении новых источников число произведений еще будет расти, но уже крайне медленно (утверждение основано на опыте). Напротив, число выявленных вариантов - 561 текст - увеличить несложно. Оно вырастет при обращении ко многим из неиспользованных источников. Учет всех доступных вариантов не был целью. Думается, что привлечение ограниченного числа текстов при условии совокупного изучения близкородственных песен, при условии межпесенного изучения не препятствует пониманию существенных особенностей песен. И, наоборот, привлечение любого, сколь угодно большого числа текстов замкнутой в себе песни не дает надежных оснований для ее осмысления.
Для настоящего исследования тексты отбирались из источников, обладающих наибольшей общекультурной значимостью и так, чтобы представить разные территории. Входящие в ТГ тексты выбраны из шестнадцати собраний, включающих свыше шестнадцати тысяч песенных текстов. Не все выявленные тексты можно с уверенностью отнести к русским. Сказанное относится к тем из них, которые записывались в районах со смешанным населением (Смоленская губерния, Сибирь). Однако это близкородственное восточнославянское население, в его фольклоре много общих черт, переходных явлений, затрудняющих строгую дифференциацию.
ТГ представляет один из уровней общности песенных текстов. В диссертации предполагается также выявить в пределах ТГ нижеследующие уровни (т.е. ступени деления ТГ), проследить логику связей между уровнями. Эти задачи решаются подобно задаче выделения ТГ - через изучение содержания.
Сразу шагнем к следующему после уровня ТГ уровню общности. Единая TT здесь делится на две сюжетно-тематические группы (СТГ). В обеих молодушка и свекор связаны отношением враждебности, но в первой сюжетно-тематической группе (I СТГ) нападает свекор, защищается молодушка, во второй сюжетно-тематичежой группе (II СТГ) - позиции героев меняются на противоположные. На втором уровне общности текстов появляется различение субъекта и объекта; связь-отношение сменяется связью- действием; обнаруживается логическая противоположность СТГ.
содержания в главах предыдущих.
Из сказанного выше не следует делать вывод о второстепенной роли изучения содержания песен. Оно - не подсобное средство для систематизации, а самостоятельная и даже наиболее важная цель диссертации. Содержание изучается с разных сторон. Исследуется его организация. Этому посвящены третья и четвертая главы диссертации. Выясняются его исторические связи.
Как оказалось, в содержании анализируемой ТГ есть две стороны. Одна соотносима с повседневной действительностью нового времени, другая ею не объяснима. Для ее понимания требуется обращение к иным, архаическим по своим истокам, явлениям. Причем вторая сторона как бы «спрятана» в первой и выявляется только при целенаправленном анализе. В этом исследуемая группа песен близка, например, бытовым сказкам (207).
Первая сторона содержания в диссертации не интерпретируется. Это много раз делалось за последние два столетия: по песням судили о положении русской женщины в семье, социальными сдвигами объясняли те или иные стороны содержания песен (например, 124; 151). Кроме того, выяснилось, что в целом ряде случаев эта сторона сама из себя просто необъяснима, прямое соотнесение песен и действительности нового времени оказывается ложным, хотя выглядит правдоподобно.
Большая часть диссертации отдана изучению второй стороны содержания. Это обусловлено тем, что она в очень значительной степени питает и держит исследуемый песенный организм. Анализируются связи песен с мифологическими (первая глава) и обрядовыми (вторая глава) традициями, архаическими представлениями (первая, вторая, третья главы). Особенная роль изучения исторических связей заключается в том, что на его результаты опираются решения многих из поставленных в диссертации задач.
Исследование второй стороны содержания потребовало выхода за пределы ТГ, привлечения к анализу разнообразного песенного и другого фольклорного материала. Таким образом, с точки зрения исторических связей песни ТГ получают в диссертации значительный фольклорный контекст.
У диссертации есть приложение. В нем реализуется та задача практической систематизации песенных текстов, на важность которой в настоящее время указывалось. Кроме того оно должно способствовать восприятию диссертации.
При написании ее не было возможности сослаться на какой-либо уже имеющийся, общедоступный образец объединения текстов, как это сделал, например, В.Я. Пропп, указав в «Морфологии сказки» (144) на сборник сказочных текстов, составленный А.Н. Афанасьевым (11). Изучаемые песенные тексты разбросаны по многим собраниям. Даже огромный свод А.И. Соболевского (Соб.) оказался недостаточным для того, чтобы понять выделяемую ТТ. Но дело не сводится только к количественной стороне. Изучаемые песни своей фактурой («художественная разработка повествования», см. 141, с.24) не выделяются среди прочих песен так явно, как, например, волшебные сказки среди прочих сказок. Нужные песни затеряны, растворены в песенном массиве. В силу этого не существует хотя бы интуитивного, но определенного общеизвестного образа исследуемых песен, на который можно было бы сослаться безотносительно к каким-либо сборникам. Приложение призвано представить песни.
В диссертации и приложении используются категории, которые сейчас пока неопределенны или спорны либо в фольклористике вообще, либо применительно к песням. Это категории: ТГ, СТГ, песня, версия, редакция, сюжет, мотив. В них, хотя, конечно, учитывались существующие точки зрения, вкладывается содержание, подсказываемое потребностями работы. Так, например, оказалось неприемлемым (в фольклористической литературе это встречается) употребление слова «песня» как синонима к слову «вариант». Понятие, вкладываемое в слово «песня», эквивалентно понятию слова «произведение». Вариант же - частный случай воплощения песни, произведения. Представляется необходимым указать здесь кратко на свое понимание сюжета. Обычно говорят о неразвитости повествовательного сюжета в песнях (он поэтому трактуется как сюжетная ситуация), о наличии в них главным образом «сюжета эмоций», о том, что сюжет в песнях в значительной степени результат использования словесного материала (разные последователи подчеркивают разное, см. 74, с. 146 - 149; 145, с.109; 92, с. 44; 7, с. 9 - 11; 209; 165; 111; 185; 75а, с. 27 - 28). В песнях изучаемой ТГ повествовательный сюжет есть. Он достаточно развит и по своей протяженности соизмерим, например, со сказочным. Это сложное, своеобразное выражающееся образование. Сюжет песен иногда не улавливается просто потому, что мы не готовы к его восприятию. В этом смысле велико значение ТГ: она заставляет сюжет звучать ясно.
В заключении, используя наблюдения, изложенные в главах, завершу начатую во введении характеристику содержания ТТ, входящих в нее песен. Содержание песен ТГ можно представить как многослойное. Каждый слой отличается составом элементов, их значимостью и степенью конкретности. У каждого слоя свои отношения с историей. Поверхностный слой состоит из разнообразных и конкретных мотивов; наиболее важны, устойчивы (см. ниже) мотивы, называющие персонажей; мотивы слагаются в сюжеты. Этот слой открыт разным историческим эпохам, способен отражать даже мелкие их приметы.
В следующем, более глубоком слое содержания, вместо мотивов и сюжетов - ИМ и сюжетные схемы. Здесь господствуют действия. Они становятся основой сюжетных схем, подчиняют себе другие элементы содержания. Собственная организация последних в слое отсутствует (ИМ времени, места) или трансформирована действиями (система персонажей дополнена системой деятелей). Этот слой содержания связан с очень длительной, архаической исторической эпохой как важным изначальным этапом в развитии представлений людей о мире и о себе.
В каждом из двух слоев содержание может быть представлено как длящееся и как одномоментное. В последнем случае персонажи и действия сокращаются до главных.
Только они, основные персонажи, связанные действиями (шире - взаимоотношениями), есть в еще более глубоком, третьем, слое содержания. Здесь они имеют еще более обобщенный, внеисторический (подходящий разным историческим эпохам) логический смысл (молодая и старый, связанные враждебными отношениями).
Доступ к глубоким слоям содержания в песнях затруднен. Этому есть две важные причины. Фрагментарность изложения содержания (относительно небольшое число разнородных элементов первых двух слоев). Кроме того, специфика действий: их частое отсутствие там, где они должны бы быть; особенности отбора и сочетания действий разных способов и направлений, мешающие пониманию смысла ИМ-действий, включающих их эпизодов. Специфика действий не отменяет их господствующего положения во втором слое содержания. Однако вынуждает к «окольному» методу осмысления действий второго слоя (организуемых ими структур) - через раздельную проработку (составление словаря) других мотивов, ИМ: по ним уточняется смысл ИМ- действий; ими в значительной степени реализуются типы, определяемые по действиям, но не обязательно в каждом тексте, произведении действиями представляемые.
Сложности понимания второго слоя, естественно, препятствуют пониманию и следующего, третьего, слоя содержания.
Песенная труднодоступность элементов и связей глубоких слоев как бы компенсируется очевидностью, устойчивостью элементов поверхностного слоя содержания. Они вполне обозримы в пределах ТГ благодаря краткости песен, подчеркиваются повторениями. Они выдерживают трансформации элементов и связей глубоких слоев. «Окольный» характер пути к глубоким слоям содержания, ценность частностей заставляют с каждым прорабатываемым элементом возвращаться к поверхностному слою, к мотивам. Наконец, поверхностный слой не преодолевается при обобщении (систематизации) песен.
Для систематизации песен важны все слои содержания, причем лишь в своих наиболее значимых частях. Для второго и третьего слоев эта часть - связки (т. е. действия, взаимоотношения). Начиная с уровня подгрупп каждый более высокий уровень общности вскрывает все более глубокий смысл связок. Персонажи же не меняются. На каждом уровне общности присутствуют конкретные молодушка и свекор. При исследовании глубоких слоев важно установить, что герои - испытуемая и испытатель, строители моста, молодая и старый. Вместе с тем при систематизации отступить от конкретности образов нельзя: уйдет из поля зрения ТГ, станет недоступной ее многосторонняя (логическая, композиционная, сюжетная) цельность, без понимания которой невозможно и целостное понимание каждой входящей в нее песни.
Поверхностный слой ограничивает и количество входящих в единицу систематизации (ТГ) песен, текстов - объем материала. Очевидно, что на каждом более высоком уровне общности объединяется все большее число произведений. Очевидно так же, что их в ТГ входило бы больше, если на верхнем уровне общности были не молодушка и свекор, а молодая и старый (вошли бы песни о девушке и батюшке, молодой жене и старом муже и пр.).
Песенная очевидность поверхностного слоя и труднодоступностъ глубоких слоев (залог многозначности, «мягкости» песенного содержания) - это существенная особенность организации содержания песенной речи. Она примечательна не только морфологически, не только потому, что определяет специфику научного изучения и систематизации песен со стороны речи. Она, как представляется, имеет значительный исторический смысл.
В основе песен, как и других фольклорных произведений, лежат архаические представления о мире и человеке. То и другое на той ступени развития рефлектирующего сознания познавалось через внешние проявления. Представления о внутреннем мире и тем более о специфике эмоциональной сферы человека не было. В фольклорной картине деятельности, как показывалось, эмоции затерялись среди зрения, слуха, предметно¬телесной деятельности, и много более, чем эмоции, заметна воля. Между тем древнейшая (свойственная уже животным), беспонятийная, эмоциональная форма отражения действительности (см. 204) все же выражалась в продуктах духовной культуры и в песнях - сильнее, чем в других фольклорных произведениях. Она выражалась в очень значительной степени беспонятийно: музыкальной стороной песен, многими отдельными элементами речи (см. о реализации и обращении песенного мажора в ТГ) и в целом такой организацией речи, в частности ее содержания, которая в известной степени сходна с музыкальной. Содержание музыки, как и содержание песенной речи, многозначно, допускает разные толкования. В то же время звучание музыки: высота, длительность звуков, темп, - более определенны.
Особенности организации содержания песенной речи обусловлены ее никогда не отмененной, ставшей сутью народных песен исторической основой (столкновение между древнейшей эмоциональной формой отражения действительности и ранним рефлектирующим сознанием, познающим через внешние признаки). В то же время эти особенности организации содержания песенной речи, как представляется, имели значение для долгой продуктивной жизни песен. Многозначность песен и открытость поверхностного слоя разным историческим эпохам умножали возможности актуального звучания песен.
1. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. - Маркс K., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т. 3,
с. 7-544.
2. Маркс К. Введение: /Из экономических рукописей 1857-1858 гг./. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 12, с. 709-738.
3. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.,
т. 8, о. 115-2I7.
4. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм.- Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 18.- 525 о.
5. Ленин В.И. Философские тетради.- Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 29. - 782 с.
6. Акимова Т.М. Народные удалые песни в устном бытовании и в художественной литературе конца XVIII - первой половины XIX века: Автореф. дис... д-ра филол. наук. - Л., 1964.- 35 с.
7. Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1966. - 172 с.
7а. Акимова Т.М. Очерки истории русской народной песни. - Саратов: Изд-во Сарат. ун¬та, 1977. - 186 с.
8. Ангелова Р. Один из балладных мотивов в весенних песнях южных славян. - Македонски фолклор, 1973, т. VI, бр.12, с. 25-29.
9. Анисимов А.Ф. Космологические представления народов Севера. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. - 106 с.
10. Аничков Е.В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян: В 2-х ч. - СПб., 1903¬1905. -/ Сб./ Отд. рус. яз. и словесности АН; Т. LXXIV; № 2; Т. LXXVIII; № 5/.
11. Анучин Д.Н. Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда. - Тр. Моск. Археолог. об-ва. Древности, 1890, т. XIV, с. 81-226.
11а. Астафьева-Скалбергс Л.А. Символика в русской народной лирической песне: Автореф. дис... канд. филол.наук. -М.,1971. - 20 с.
12. Афанасьев А.Н. Языческие представления об острове Буяне. - Временник об-ва истории и древностей российских, 1851, т. IX, с. 1-24.
13. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: в 3-х т. - М.: Гослитиздат, 1957.
14. Байбурин А.К., Левинтон Г.А. К описанию организации пространства в восточнославянской свадьбе. - В кн.: Русский народный свадебный обряд: Исследования и материалы. Л., 1978, с. 89-105.
15. Балашов Д.М. О родовой и видовой систематизации фольклора. - В кн.: Русский фольклор, Л., 1977, т. XVII, с. 24-34.
16. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Худ. лит-ра, 1965. - 527 с.
17. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. - М.: Худ. лит¬ра, I975. 502 с.
18. Безруков Я.Г. Завивание венков на Троицкой неделе в селе Богородском, Красноуфимского уезда. - Зап. Ур. об-ва любителей естествознания, 1895, т. XV, в.1, с. 57¬67.
19. Беляев М.В. Происхождение народных легенд о миротворении. - Изв. Азерб. гос. ун¬та. Сер. общ., 1925, т. 4-5,с. 66-74.
20. Бернштам Т.А. Традиционный праздничный календарь в Поморье во второй половине XIX - начале XX в. - В кн.: Этнографические исследования Северо-запада СССР. Л., 1977, с. 88-115.
21. Бирюков В.П. Урал в его живом слове: Дореволюционный фольклор.- Свердловск: Свердл. кн. изд-во, 1953. - 292 с.
22. Богаевский П.М. Заметки о юридическом быте крестьян Сарапульского уезда Вятской губернии. - В кн.: Сборник сведений для изучения быта крестьянского населения России: (обычное право, обряды, верования и пр.). М., 1889, в.1, с. 1-13. - /Тр./Этнограф. отд. об-ва любителей естеств., антропол. и этнографии; Кн. IX).
23. Богатырев П.Г. Формула невозможного в славянском фольклоре. - В кн.: Славянский филологический сборник: Посвящается V Международному съезду славистов. Уфа, 1962, с. 347-363. - /Уч.зап./Башк. гос. ун-т; В.9. Сер. филол.; № 3/7//.
24. Богомольная Р.А. Народная песня в русских селах Молдавии: Автореф. дис... канд. филол. наук. - М., 1970. - 24 с.
25. Брайловский С. Праздник "Рипей". - Живая старина, 1891, в. III, о. 5, с. 223-224.
26. Брянцева Л.И. О жанровой классификации русских лирических песен. -В кн.: Фольклор народов РСФСР: Межвузовский науч. сб. /Башк. гос. ун-т. Уфа, 1978, в.5, с. 71¬81.
27. Былины Печоры и Зимнего берега: /Новые записи/ /Изд. подгот. Астахова A.M., Бородина-Морозова Э.Г., Колпакова Н.П. и др. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. - 606 с., ил., нот.
28. Василевич В.А. Восточнославянская юмористическая песня. - Минск: Наука и техника, 1979. - 141 с.
29. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. - М.: Наука, 1978. - 239 с.
30. Веселовский А.Н. Рец. на кн. "Материалы и исследования, собранные д. чл. П.П. Чубинским".- СПб., 1880. - 64 с.
31. Весин Л.И. Современный великорусс в его свадебных обычаях и семейной жизни. - Русская мысль, 1891, кн. IX, с. 59-88.
32. Вилинбахов В.Н. Балтийско-славянский Руян в отражении русского фольклора. - В кн.: Русский фольклор. М., Л., 1968, т. Х^с. 177-184.
33. Виноградов Н.Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы а пр. - Живая старина, 1907, в II, с.2, с. 25-86.
34. Виноградова Л.Н. Заклинателъные формулы в календарной поэзии славян и их обрядовые истоки. - В кн.: Славянский и балканский фольклор: Генезис. Архаика. Традиции. М., 1978, с. 7-26.
35. Вронская В.А. Народная любовная песня дореволюционного Урала: Автореф. дис... канд. филол. наук. - М., I960. - 16 с.
36. Гиппиус Е.В., Эвальд З.В, Песни Пинежья. Кн. II. - М.: Гос. муз. изд., 1937, с. 377-513. -/Тр./ Инст. антропологии, этнографии и археологии; Т. 7. Фолькл. серия; № 2/.
37. Гошовский В. Л. Принципы и методы систематизации и каталогизации народных песен в странах Европы: Историко-критический очерк: Материал для обсуждения. - М.: Б.и., 1966. - 74 с.
38. Гуллакян С.А. Указатель мотивов как инструмент изучения сказок. - Науч. докл. высш. школы. Филологические науки, 1980, № 3, с. 61-65.
39. Гура А.В. Символика зайца в славянском обрядовом и песенном фольклоре. - В кн.: Славянский и балканский фольклор: Генезис. Архаика. Традиции. М., 1378, с. 159-189.
40. Гура А.В. Ласка /Muestela nivalis/ в славянских народных представлениях/. - В кн.: Славянский и балканский фольклор: Обряд. Текст. М., 1981, с. I2I-I38.
41. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1972. 318 с.
42. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. - Л.: Наука, 1967. - 319 с.
43. Даль В. Пословицы русского народа. - М.: Гослитиздат, 1957.- 991 с.
44. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. - M.: Рус. яз., 1978¬1980.
45. Дмитриева С. И. О роли субстрата в сложении этнических групп русского Севера: /По материалам фольклора и народного изобразительного искусства/. - В кн.: История, культура, этнография и фольклор славянских народов: VIII Международный съезд славистов. М., 1978, с. 264- 282.
46. Добрыня Никитич и Алеша Попович /Изд. подгот. Смирнов Ю.И., Смолицкий В.Г. - М.: Наука, 1974. - 447 с., ил.
47. Еремина В.И. Иносказания народной лирики: /от метафоры к символу/: Автореф. дис... канд. филол. наух. - Л., 1967. - 19 с.
48. Еремина В.И. Классификация народной лирической песни в советской фольклористике. - В кн.: Русский фольклор. Л., 1977, т. XVII, с. 107-П9.
49. Еремина В.И. Поэтический строй русской народной лирики. - Л.: Наука, 1978. - 184 с.
50. Еремина В.И. Миф и народная песня: /к вопросу об исторических основах песенных превращений/. - В кн.: Миф-Фольклор-Литература. Л., 1978, с. 3-15.
51. Жекулина В.И. Песня "Из-за гор-то, гор высоких, из-за лесу, лесу темного" в новгородском свадебном обряде. - В кн.: Лирическое стихотворение. Анализы и разборы. Л., 1974, с. 128-146.
52. Жекулина В.И. Поэзия свадебного обряда Новгородского края: Автореф. дис... канд. филол.наук. - Л., 1975. - 21 с.
53. Журавлев А.Ф. Охранительные обряды, связанные с падежом скота, и их географическое распространение. - В кн.: Славянский и балканский фольклор: Генезис. Архаика, Традиции. M., I978, с. 71-94.
54. Завойко К.В. В костромских лесах по Ветлуге-реке. - Тр. Костромского науч. об-ва по изуч. мест. края. Этнографический сборник, 1917, в.. VIII, с. 3-40.
55. Звонков А. Очерк верований крестьян Елатомского уезда, Тамбовской губернии. - Этнографическое обозрение, 1889, кн. II, с. 63-79.
56. Зеленин Д.К. Обрядовое празднество совершеннолетия девицы у русских. - Живая старина, I911, в. II, с. 233-246.
57. Золотарев A.M. Родовой строй и первобытная мифология. - М.: Наука, 1964. - 328 с.
58. Зорин Н.Б. Русская свадьба в Среднем Поволжье. - Казань: Изд-во Казанского ун-та,I981. - 199 с.
59. Зырянов И. В. Поэтика русской частушки: /Вариативность, язык, стих/: Автореф. дис...канд. филол. наук. - Л., 1967.- 5 с.
60. Зырянов И.В. Сюжетно-тематический указатель свадебной лирики Прикамья: Учеб. Пособие. - Пермь: Б.и., 1975. - 183 с.
61. Зырянов И.В. Игровые хороводные песни в свадебном обряде. - В кн.: Фольклор и литература Урала. / Перм. гос. пед. ин-т, Пермь, 1976, в. З, с. 3-25.
62. Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы: /Древний период/. - М.: Наука, 1965. - 246 с., черт., карт.
63. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей: Лексич. и фразеол. вопросы реконструкции текстов. - М.: Наука, 1974. - 342 с.
64. Иванов В.В. Структура гомеровских текстов, описывающих психические состояния. - В кн.: Структура текста. М., 1980, с. 81-117.
65. Иванов С.В. Древние представления некоторых народов Сибири о слове, мысли и образе. - Страны и народы Востока, 1975, в. XVII, кн. 3, с. 119-I26.
66. Исторические песни XIII-XVI веков /Изд. подгот. Путилов Б.Н., Добровольский Б.М. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, I960. - 696 с., нот.
67. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Весенние праздники /Ин-т этнографии АН СССР. - М.: Наука, 1977. - 357 с.
68. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Летне-осенние праздники /Ин-т этнографии АН СССР. - М.: Наука, 1978. - 295 с.
69. Кобзева P.M. Народные ямщицкие песни: /Классификация сюжетов. Поэтика/: Автореф. дис... канд. филол. наук. - М., 1973. - 18 с.
70. Кобзева P.M. Из истории бытования народных ямщицких песен: /песня "Степь Моздокская"/. - В кн.: Традиции и новаторство в русской литературе. М., 1973, с. 20-30.
71. Колева Т.Д. Происхождение весенних девичьих обычаев у некоторых южнославянских народов. - Македонски фолклор, 1973, т. VI, бр. 12. с. 63-66.
72. Колева Т.А. Весенние девичьи обычаи у некоторых южнославянских народов. - Советская этнография, 1974, № 5, с. 74-85.
73. Колесницкая И.М., Телегина Л.М. Коса и красота в свадебном фольклоре восточных славян. - В кн.: Фольклор и этнография: Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. Л., 1977, с. 112-122.
74. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. - М.; Л.; Изд-во АН СССР, 1962. - 284 с.
75. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня: Автореф. дис... д-ра филол. наук. Л., 1963. - 32 с.
75а. Колпакова Н.П. О жанровой и сюжетно-тематической классификации русской народной бытовой песни. - Советская этнография, 1983, № 6, с. 23-33.
76. Кон И.С. Открытие "Я". - М.: Политиздат, 1978. - 366 с.
77. Копылова Н. К вопросу о закономерностях изменения русских народных песен. - В кн.: Ленинградский гос. пед. ин-т им. А.И.Герцена: II Межвуз. студенч. научн. филол. конфер.: Краткое сод. докладов. Л., 1969, с. I39-I4I.
78. Коринфский А.А. Народная Русь. - М., 1901. - 720 с.
79. Коринфский А.А. Трудовой год русского крестьянина. В. 1. - М., 1904. - 37 с.
80. Коробка Н. "Камень на море” и камень алатырь. - Живая старина, 1908, в. IV, 0. 1, с. 409-426.
81. Костин В.И. Русская народная бытовая /необрядовая/ песня в Мордовии: Автореф. дис... канд. филол.наук. - Саратов, 1970. - 22 с.
82. Кострова М.И. История одной лирической песни. - В кн.: Художественный фольклор. М., 1929, в. IV-V, с. 152-159.
82а. Кохановская. Остатки боярских песен. - Русская беседа, I860, кн. 20, с. 71-142.
83. Кравцов Н. Баллада "Муж-солдат в гостях у жены". - В кн.: Фольклор как искусство слова: Сб. статей. М., 1966, в.1, с. 112-I39.
84. Кравцов Н.И. Система жанров русского фольклора: Доклад на Заседании Научного совета по фольклору /ноябрь 1969 г./ АН СССР. - М.: Б.и., 1969. - 43 с.
85. Критска-Иванова Е.Ф Свадебный обряд и свадебный фольклор донских казаков: Автореф. дис... канд. филол. наук. - Л., 1978.- 19 с.
86. Круглов Ю.Г. Русские свадебные причитания: /поэтика жанра/: Автореф. дис... канд. филол.наук. М., 1972. - 24 с.
87. Кузнецов А. Свадебные приговоры дружки по рукописи первой половины XIX столетия. - Сборник отд. русск. яз. и словесности АН, 1902, т. LXXII, № 5, с. 1-30.
88. Кулагина А.В. Русская народная баллада как жанр: Автореф. дис... канд. филол. наук. - М., 1973. - 25 с.
89. Лазарев И.Л. Современная жизнь русских народных песен дооктябрьского периода: /На материале Воронежской области/. - Киев, 1977.- 21 с.
90. Лазутин С.Г. Очерки по истории русской народной песни: /Филологическое исследование/. - Воронеж: Изд-во Ворон. ун-та, 1964. - 151с.
91. Лазутин С.Г. Русские народные песни во второй половине XIX начале XX века: Автореф. дис... д-ра филол. наук. - М., 1965. - 38 с.
92. Лазутин С.Г. Русские народные песни: Пособие для вузов. - М.: Просвещение, 1965. - 291 с.
93. Лазутин С.Г. Лирическая бытовая песня "Подуй, подуй, погодушка”. - В кн.: Фольклор как искусство слова: Сб. статей. M., I966, в. I, с. 74-94.
94. Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание. - М.: Просвещение, 1977. - 224 с.
95. Левашов B.C. Лирические песни забайкальских казаков и их потомков: Автореф. дис... канд. филол. наук. - М., 1982. - 19 с.
96. Левинтон Г.А. К проблеме изучения повествовательного фольклора. - В кн.: Типологические исследования по фольклору: Сб. статей памяти Владимира Яковлевича Проппа /1895-1970/. М., 1975, с. 303-319.
97. Левинтон Г.А. К статье Д.К. Зеленина "Обрядовое празднество совершеннолетия девицы у русских". - В кн.: Проблемы славянской этнографии: /К 100-летию со дня рождения члена-корреспондента АН СССР Д.К.Зеленина/. Л., 1979, с. 172-178.
98. Лирика русской свадьбы /Изд. подгот. Колпакова Н.П. - Л.: Наука, 1973. - 323 с., ил.
99. Лопатин Н.М., Прокунин В.П. Русские народные лирические песни. Ч.1. - М.: Гос. муз. изд., 1956, с. 37-259.
100. Макашина Т.О. Фольклор и обряды русского населения Латгалии /Конец XIX-начало XX вв./: Автореф. дис... канд. филол. наук. - М.. 1978. - 21 с.
101. Мальцев Г.И. Проблема систематизации народной лирики в зарубежной фольклористике: /обзор методов/. - В кн.: Русский фольклор. Л., 1977, т. XVII, с.120-130.
103. Маркович Н. Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян. Киев, I860. - 174 с.
103. Мартыненко Л.Б. Вопросы контаминации русских народных необрядовых лирических песен: Автореф. дис... канд.филол. наук. - Минск, 1980. - 24 с.
104. Мартыненко О.П. Из истории одного песенного сюжета /рекрутских песен/. - Учен. зап. Рязан. гос. пед. ин-та и Пенз. гос.пед. ин-та, 1972, т. 123. Сер. филол. Вопросы лит. XVIII в., с. 101-110.
105. Мартынова А.Н. Русская народная колыбельная песня и крестьянский быт: Автореф. дис... канд. филол. наук. - Л.,1977. 17 с.
106. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М.: Наука, 1978. - 205с.
107. Мачинский Д.А." Дунай" русского фольклора на фоне восточнославянской истории и мифологии. - В кн.: Русский Север: Проблемы этнографии и фольклора. Л., 1981, с.110¬171.
108. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. - Саратов: Изд- во Сарат. ун-та, I980. - 296 с.
109. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: Наука, 1976. - 407 с.
110. Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири /XVIII-первой половины XIX в./. - Новосибирск: Наука, 1979. - 350 с.
111. Мирский В.В. Русская народная семейная песня: /Классификация и развитие ее сюжетов, система и поэтика образов, композиция/: Автореф. дис... канд. филол. наук. - М., 1966. -19 с.
112. Мирский В.В. Повествовательный элемент и сюжетные ситуации в песнях славянских народов. - В кн.: Вопросы сюжетосложения. 5. - Рига, 1978, с. 137-150.
113. Митрофанова В.В. Песня о девице семилетке и ее славянские параллели. - Русский фольклор. М.; Л., 1968, т. XI, с.118425.
114. Михайлова Г. Функция обрядовой одежды в весенних обычаях у южных славян .¬Македонски фолклор, 1973, т. VI, бр. 12. с. 67-73.
115. Мороз Е.Л. Следы шаманских представлений в эпической традиции Древней Руси. -
В кн.: Фольклор и этнография: Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. Л., 1977, с. 64-72.
116. Назарова-Шомина В. Тюремная песня "Ты воспой, воспой, жавороночек". - В кн.: Фольклор как искусство слова: Сб. статей. М., 1966, в.1, с. 95-111.
117. Народные баллады /Изд. подгот. Балашов Д.М. - М.; Л.; Сов. писатель, 1963. - 447 с.
118. Неклюдов С.Ю. Особенности изобразительной системы в долитературном повествовательном искусстве. - В кн.: Ранние формы искусства. М., 1972, с. 19I-219.
118а. Неклюдов С.Ю. О функционально-семантической природе знака в повествовательном фольклоре. - В кн.: Семиотика и художественное творчество. М., 1977, с. 193-228.
119. Новик Е.С. Система персонажей русской волшебной сказки. В кн.: Типологические исследования по фольклору: Сб.статей памяти Владимира Яковлевича Проппа /1895¬1970/. М., 1975, с. 214-246.
119а. Новик E.C. Структура шаманский действ: /к статье Д.К. Зеленина "Идеология сибирского шаманства"/. - В кн.: Проблемы славянской этнографии: /К 100-летию со дня рождения члена-корреспондента АН СССР Д.К. Зеленина/. Л., 1979, С.204-212.
120. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. - Л.: Наука, 1974. - 355 с.
121. Новикова A.M. Проблемы классификации традиционных необрядовых песен. - В кн.: Проблемы изучения русского народного поэтического творчества: Межвуз. сб. науч. тр. /Моск. обл. пед. ин-т. М., 1981, с. 17-34.
122. О народных забавах в Москве, в других городах и местах в Духов день /1741 г./. - Живая старина, 1890, в.1, о.2, с. 34.
123. Орнатская Т.Н. Причитания в русской фольклорной традиции: Автореф. дис... канд. филол. наук. - Л., 1969. - 21 с.
124. Павлов В.И. Положение русской женщины по семейным песням. - В кн.: Павлов В.И. Произведения русского народного творчества. Одесса, б.г., в. 2, ч.4, с. 20-27.
125. Пермский сборник: В 2-х кн. - М., 1859-1860.
126. Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. Т.Ш. - 2-е изд. - М., 1910. - 432 с.
127. Пирожкова Т.Ф. Художественные особенности жанров свадебной лирики: Автореф. дис... канд. филол. наук. - М., 1972, - 16 с.
128. Повесть временных лет. Ч.1. - М.; Л., Изд-во АН СССР, I950. 404 с., ил.
129. Пономарев С. Семейная община на Урале. - Северный вестник, 1887, № I, о.2, с. 1-38.
130. Попов В. Народные песни, собранные в Чердынском уезде Пермской губернии. - М., 1880. - 256 с.
131. Потанина Р.П. Свадебная поэзия семейских Забайкалья /конец XIX-семидесятые годы XX в./: Автореф. дис... канд. фнлол. наук.- Минск, 1977. -17 с.
132. Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. - Харьков, I860.- 157 с.
133. Потебня А.А. Малорусская народная песня, по списку XVI века. - Воронеж, 1877. - 55 с.
134. Потебня А.А. Рецензия на кн. Я.Ф. Головацкого "Народные песни Галицкой и Угорской Руси". - Спб., 1881. - 89 с.'
135. Потебня А.А. Объяснения малорусских и сродных народных песен: В 2-х ч. - Варшава, 1883-1887.
136. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. - М.: Искусство, 1976. - 614 с.
137. Потявина Н.В. Русские народные солдатские песни XVIII-XIX в.: Автореф. дис... канд. филол. наук. - М., 1976. - 17 с.
138. Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. - М.; ГИС, 1958. - 1284 с., ил.
139. Пропп В.Я. О составлении алфавитных указателей к собраниям сказок. - В кн.: Сказочная комиссия в 1927 г.: 0бзор работ. Л., 1928, с. 64-78.
140. Пропп В.Я. Исторические корни волшебных сказок. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1946.- 340 с.
141. Пропп В.Я. Русский героический эпос. - 2-е изд., испр. - М.: Гослитиздат, 1958. - 603 с.
142. Пропп В.Я. О русской народной лирической песне. - В кн.: Народные лирические песни. Л., 1961, с. 5-68.
143. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: /Опыт ист.-этногр. исследования/. Л.: Изд- во Ленингр. ун-та, 1963. - 143 с.
144. Пропп В.Я. Морфология сказки. - 2-е изд. - М.: Наука, 1969. - 168 с.
145. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. - М.: Наука, I976. 325 с.
146. Путилов Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент. - В кн.: Типологические исследования по фольклору: Сб. статей памяти Владимира Яковлевича Проппа /I895- I970/.M., 1975, с. 141-155.
147. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. - Л.: Наука, 1976. - 244 с.
148. Путилов Б.Н. Миф - обряд - песня Новой Гвинеи. - М.: Наука, 1980. - 383 с.
149. Путилов Б.Н. Издание сводов как важнейшая современная форма научного освоения фольклорного наследия. - В кн.: Всесоюзная научн. конфер. "Фольклорное наследие народов СССР и его роль в художественной культуре развитого социализма" /Кишинев, 26-27 мая 1981г./: Тезисы докладов. M., I98I, с. 143-I45.
150. Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города: Горожане, их общественный и домашний быт. - M.: Наука, 1978. - 328 с.
151. Розанов И.Н. Борьба с "домостроем" в народной лирике. - В кн.: Проблемы реализма в русской литературе XVIII века. М.; Л., 1940, с. 183-225.
152. Розов А.Н. Песни русских зимних календарных праздников: /Проблемы классификации колядок/: Автореф. дис... канд. филол. наук. - Л., 1978.- 15 с.
153. Родин Ф.Н. Опыты восстановления бурлацкой песни по нескольким вариантам. - Тр. Нижне-Волжского научн. об-ва краеведения. Саратов, 1928, в. 35, ч. 5, с. 9-19.
154. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси: Историко-бытовые очерки XI-XIII вв. - 2¬е изд. - М.; Л.: Наука, 1966. - 240 с.
155. Романов Е.Р. Белорусский сборник. Т. I, в. VI. - Могилев: Б.и., 1901. - 528 с.
156. Романова Л.Т. Творческая история русской народной песни "Лучинушка": /К вопросу о современном эстетич. восприятии традиц. лирич. песен/. - В кн.: Проблемы идейно- эстетич. анализа худож. лит-ры в вузовских курсах в свете решений XXIV съезда КПСС. М., 1972, с. 33-34.
157. Романова Л.Т. Из истории песни "Xодила младешенька по борочку". - Учен. зап. Башк. гос. ун-та, 1972, в.51. Сер. филол., с. 65-74.
158. Романова Л.Т. Творческая история русской народной песни "Степь Моздокская”. - В кн.: Вопр. рус. литературы. Львов, 1980. в.2, с. 135-142.
159. Руднева А.В. Курские танки и карагоды: Таночные и карагодные песни и инструм. танцевальные пьесы. - М.: Сов. композитор, 1975. - 309 с.
160. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1981. - 607 с.
161. Садовников Д.Н. Сказки и предания Самарского края. - Спб., 1884. - 388 с. - /Зап./ РГО по отд. этнографии; Т. XII/.
162. Сафьянова А.В. Положение русской женщины в алтайской деревне до революции и ее роль в общественной и культурной жизни в годы советской власти. - В кн.: Этнография русского населения Сибири и Средней Азии. М., I969, с. 77-I03.
163. Свиридова Л.М. Восточнославянские традиционные песни в Приамурье и Приморье: Автореф. дис... канд. филол. наук. - Новосибирск, 1973. - 23 с.
163а. Седакова О.А. Поминальные дни и статья Д.К.Зеленина "Древнерусский языческий культ "заложных" покойников". - В кн.: Проблемы славянской этнографии: /К 100-летию со дня рождения члена-корреспондента АН СССР Д. К. Зеленина/. Л., 1979, с. 123-130.
164. Семенова М.П. О жанровом составе русского песенного фольклора. - В кн.: Вопросы литературы и фольклора. Воронеж, 1973, с. I8I-I88.
165. Семенова М.П. Сюжет и художественное время в песенных жанрах русского фольклора. - В кн.: Вопросы поэтики литературы и фольклора. Воронеж, 1974, с. 32-43.
166. Сидельников В.М. Русская песня "Лучинушка”. - В кн.: Вопросы фольклора. Томск, 1965, с. 30-37.
167. Симаков В.И. Народные песни, их составители и их варианты. - М.: Б.и., 1929. - 126 с.
168. Смирнов В.А. Купальская обрядовая поэзия восточных славян: Автореф. дис... канд. филол. наук. - М., 1978. - 26 с.
169. Смирнов Вас. Народные гадания в Костромском крае. - Тр. Костромского научн. об- ва по изуч. местн. края, в. XLI.. Четвертый этнографический сб., 1927, с. 17-91.
170. Смирнов Ю.И. Славянские эпические традиции: Проблемы эволюции. - М.: Наука, 1974. - 263 с.
171. Соболевский А. К истории народных праздников в Великой Руси. - Живая старина, 1890, в. I, o. I, с. 130.
172. Соболевский А.И. К изучению русских народных песен. - Живая старина, 1906, в. II, o. I, с. 147-150.
173. Собрание народных песен П.В. Киреевского. T.I. /Изд. подгот. Соймонов А.Д. - Л.: Наука, 1977. - 328 с., ил.
174. Соколова В.К. Об историко-этнографическом значении народной поэтической образности: /образ свадьбы-смерти в славянском фольклоре/. - В кн.: Фольклор и этнография: Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. Л., 1977, с. 188¬195.
175. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов, XIX - начало XX в. - М.: Наука, 1979. - 286 с.
176. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. III. - М.: Изд-во социально- экономич. лит-ры, I960.- 815 с.
177. Сорокин В.Е. Изучение идейно-художественной эволюции народных песен. - В кн.: Идейно-художественное своеобразие произведений русской литературы XVIII-XIX веков. М., 1978, 110-116.
178. Срезневский И.И. Исследование о языческом богослужении древних славян. - СПб., 1848. - 100 с.
179. Судник Т.М., Цивьян Т.В. К реконструкции одного мифологического текста в балто- балканской перспективе. - В кн.: Структура текста. М., 1980, с. 240-285.
180. Тамаркина Э.А. Русские любовные и семейные песни Удмуртии: Автореф. дис... канд. филол. наук. - М., 1970. - 19 с.
181. Тамаркина Э.А. О субъективной организации народной баллады. - В кн.: Проблема автора в русской литературе 19-20 вв. Ижевск, 1978, с. 106-115.
182. Тихоницкая Н.Н. Русская народная игра "Просо сеяли". - Советская этнография, 1938, № 1, с. 145-166.
183. Токарев С.А. Религиозные верования восточно-славянских народов XIX-начала XX веков. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957. - 164 с.
184. Токмакова Т.Е. Проблема вариативности народных традиционных семейных песен: /песня "Калину с малиной вода поняла"/. - В кн.: Традиции и новаторство в русской литературе: Сб.тр. /Моск. обл. пед. ин-т. М., 1973, с. 98-116.
185. Тополевская Т.В. Сюжетность в русской народной лирической песне: Учебное пособие для студентов-филологов. - Рига; Изд-во Латв. гос. ун-та, 1980. - 19 с., нот.
186. Топоров В.Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией мирового дерева. - Учен. зап. Тарт. гос. ун-та, в. 284. Тр. по знаковым системам, кн. V. Тарту, 1971, с. 9-62.
187. Топоров В.Н. Еще раз о балтийских и славянских названиях божьей коровки /Coccinella septempunctata/ в перспективе основного мифа. - В кн. Балто-славянские исследования. 1980. М., 1981, с. 274-300.
188. Труды этнографическо-статистической экспедиции в западно-русский край, снаряженной Русским географическим обществом; Юго-Западный отдел: Материалы и исследования, собранные П.П. Чубинским: В 7-ми т. - СПб., 1872-1878.
189. Тульцева Л.А. Вьюнишники. - В кн.: Русский народный свадебный обряд: Исследования и материалы. Л., 1978, с. 122-137.
190. Тумилевич О.Ф. Художественная структура русской народной баллады в ее отличии от смежных жанров: Автореф. дис... канд. филол. наук. - Саратов, 1973. - 23 с.
191. Фалеева В.А. Женский персонаж в русской народной вышивке. - В кн.: Фольклор и этнография русского Севера. Л., 1973, с. 119-I32.
192. Фасмер М.Р. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. - М.: Прогресс, 1964-
1973.
193. Федорова В.П. Скоморошьи песни в народной лирике: /По рукописным песенникам XVIII в./: Автореф. дис... канд. филол. наук. - М., 1974. - 17 с.
194. Фетисова Л.Е. Дальневосточная частушка и некоторые проблемы истории и поэтики жанра: Автореф. дис... канд. филол. наук. - Киев, 1982. - 27 с.
196. Xаритонова В.И. Восточнославянская причеть: /Проблемы поэтики, типологии и генезиса жанра/: Автореф. дис... канд. филол. наук. - М., 1983. - 21 с.
196. Xоврин Е.Л. Русская /необрядовая/ песня в современной мордовской деревне: Автореф. дис... канд. филол. наук. - М., 1982.
197. Цивьян Т.В. Дом в фольклорной модели мира: /На материале балканских загадок/. - Учен. зап. Тарт. гос. ун-та, 1978, в. 463. Труды по знаковым системам, кн. 10, с. 65-85.
198. Цивьян Т.В. К мифологическим обоснованиям одного случая табу: ласка /mustella vulgaris/ - В кн.: Проблемы славянской этнографии: /К 100-летию со дня рождения члена- корреспондента АН СССР Д.К. Зеленина/. М., 1979, с. 187-193.
199. Чесноков А. Свадебные обряды и песни "кержаков". - Живая старина, 1911, в.1, с. 57¬96.
200. Чистов К.В. О сюжетном составе русских народных преданий и легенд: /методологические вопросы/. - В кн.: История, культура, фольклор и этнография славянских народов: VI Международный съезд славистов /Прага, 1968/: Доклады советской делегации. М., 1968, с. 318-335.
201. Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX веков: /Очерки по истории народных верований/. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 236 с. - Тр. /Инст. этногр. АН СССР. Новая серия; Т. XL/.
202. Чумакова В.И. Народные семейные песни: /проблема вариативности их основного содержания/. - В кн.: Проблемы изучения русского народного поэтического творчества: Межвуз. сб. научн. тр. /Моск. обл. пед. ин-т. М., 1981, с. 35-47.
203. Шаповалова Г.Г. Майский цикл весенних обрядов. - В кн.: Фольклор и этнография: Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. Л., 1977, с. 104-111.
204. Шингаров HX. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. - М.: Наука, I97I. - 223 с.
205. Шнейдерман Р.С. Из истории "Лучинушки". - Учен. зап. Калининского гос. пед. ин¬та, т. 46. Очерки русской поэзии, 1966, с. 99-120.
206. Шомина В.Г. Поэзия тюрьмы, каторги и ссылки: /Народные песни и стихи второй половины XIX-начала XX в./; Автореф. дис... канд. филол. наук.- М., 1966. - 14 с.
207. Юдин Ю.И. Русская народная бытовая сказка: Автореф. дис... д-ра филол. наук. - Л., 1979. - 32 с.
208. Якунцева Т.Н. Судьбы народной любовной и семейно-бытовой песни конца XIX- начала XX вв.: /По уральским источникам/: Автореф. дис... канд. филол. наук. - М.. 1980. - 20 с.
209. Яхина Г.А. Сюжетность свадебной лирической песни и обрядовая действительность.
- В кн.: Современные проблемы фольклора. Вологда, 1971, с. I20-I3I.
210. Яцунок Е.И. Русские хороводные песни: /Эстетические проблемы жанра/: Автореф. дис... канд. филол. наук. - М., 1977, 21 с.
211. Wojcicki K.W. Piesni Ludu Bialochrobatow, Mazurow i Rusi znad Bugu. T I. Wydanie fototypiczne pierwodruku z 1836 r. - Wroclaw ii.: Ossolineum, 1976. - 342 s.