Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ РЕКИ В РУССКОМ И ТАТАРСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

Работа №35049

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
384
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Стихия воды в русской и татарской мифологии 7
ГЛАВА II. Образ реки в русской и татарской необрядовой лирике 19
II. 1. Русские песни 19
II.2. Татарские песни 35
ГЛАВА III. Образ реки в русских и татарских народных сказках 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

Мотив реки в современной фольклористике чаще всего изучается с позиции диалога разных культур и языков. В настоящее время нет ни одного исследования, посвященного сопоставлению мифологии образов, связанных с водной стихией (река, ручей, озеро), которые бы раскрывали их семантику и поэтику.
Цель работы - исследование образа реки, его национально-художественного и мифологического своеобразия, выяснение различий в русском и татарском фольклоре.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1. Обобщение историко-литературного, мифологического и теоретического материалов по рассматриваемой теме.
2. Выяснение особенностей сопоставительной поэтики образа реки в русской и татарской народной песне.
3. Проведение сопоставительного анализа и рассмотрения своеобразия образа реки, а также других образов водной стихии в русских и татарских народных сказках.
Фактическую основу работы образуют фольклорные необрядовые лирические песни и сказки русского и татарского народов. Данные жанры были найдены в сборниках В. Я. Проппа, А. И. Соболевского, Ю. Г. Круглова, Г. Рахима, Н. Нигметзянова.
В развитии нашей концепции большое значение имеют работы, посвященные мифологической семантике образа воды, а также стихии воды в межфольклорном контексте. К ним относятся исследования А. Н. Веселовского «Историческая поэтика», А. Н. Афанасьева «Исторические воззрения славян на природу», работы С. Г Лазутина, Г. И. Мальцева, и других ученых.
В татарской фольклористике образ реки исследовался недостаточно. Среди концепций, раскрывающих его специфику, особое место имеют работы Г. Рахима «Пособие по собиранию фольклора и народной словесности»,
К. Насыри «Сказки казанских татар и сопоставление их со сказками других народов».
Теоретической и методологической основой исследования послужили сравнительно-исторический, сопоставительный и историко-генетический методы.
Согласно словарю «Теория литературы», сравнительно-исторический метод (от лат. comparatives - сравнительный) - методика анализа, помогающая осознать сходство и различия явлений словесно-художественного творчества, относящихся к разных национальным литературам.
Сравнительно-исторический метод является способом исследования и объяснения различных явлений, при котором на основе установления сходства этих явлений по форме делается вывод об их генетическом родстве, т. е. об их общем происхождении. Особенность сравнительно -исторического метода, применяемого при исследовании явлений культуры, состоит в том, что его исходным пунктом служит восстановление и сравнение древнейших эле - ментов, общих для различных областей материальной культуры и знания [Аминева: 2018].
А. Веселовский выделяет три аспекта сравнительно-литературных исследований: историко-типологический, историко-генетический и аспект, основанный на признании контактных культурных взаимодействий (статья «Сравнительно-историческое изучение фольклора», 1958). Эти аспекты предполагают следующее:
1. Историко-типологический подход объясняет сходство генетически и контактно не связанных между собой явлений литературы сходными условиями общественного и культурного развития.
2. Историко-генетический подход рассматривает сходство между явлениями литературы как результат их родства по происхождению и последующих исторически обусловленных расхождений.
3. «Контактный» аспект устанавливает международные культурные взаимодействия, «влияния» или «заимствования», обусловленные исторической близостью данных народов и предпосылками их общественного развития [Теория литературы: словарь для студентов 2010 : 47].
Ряд ученых (представители Казанской школы литературоведения) выделяют в качестве самостоятельного раздела науки о литературе сопоставительное литературоведение.
Слово «сопоставление» (в теории встречается, как правило, в виде синонима к слову «сравнение».) Последнее входит в состав термина «сравнительно-исторический метод». Необходимость наделить слово «сопоставление» самостоятельным значением возникла в связи с новыми подходами к изучению межлитературных взаимодействий, которые существенно отличаются от принципов сравнительно-исторического метода, а также фиксируется идентичность каждой связи. Возможно описание, ориентированное на воспроизведение как целостности той или другой литературы, так и отдельных явлений в ней. Описание, проводимое обозначенным выше образом, оказывается связанным с понятием множественность литератур.
Предмет сопоставительного литературоведения - межлитературные диалоги. Они возможен там, где существуют различия (несходства) в литературах, которые в него вступают. Слова «национальное своеобразие», «специфика» не могут быть синонимами к «различию» как обозначающие нечто, привязанное к своему рационализированному инварианту: национальное своеобразие художественного идеала, специфика исторического романа в той или другой литературе и т.п. Различие укоренено в национальной идентичности отдельно взятой литературы и демонстрирует ее уникальность [Аминева 2018 : 15].
В представленном исследовании основным выступает сопоставительный метод, направленный на понимание различий между произведениями русского и татарского фольклора.
Работа состоит из трех глав.
Первая глава (стихия воды в русской и татарской мифологии) посвящена изучению мифопоэтического образа воды, выяснению некоторых аспектов изучения в науке.
Одним из ключевых исследователей в русской фольклористике, несомненно, является А. Н. Афанасьев. Его многотомник «Поэтические воззрения славян на природу» посодействовал раскрытию ключевых граней образа воды в сознании русского народа. Афанасьев полагает, что издревле этот образ связан с космогоническими мифами. Река как символ неотвратимого движения времени.
Для понимания образов, связанных с водой в татарском фольклоре, мы обращаемся к труду Г. Рахима «Пособие по собиранию фольклора и на - родной словесности». В нем на примере различных существ и поверий, связанных с водой, раскрывается суть мифологических воззрений тюрков.
Во второй главе («Образ реки в русской и татарской народной не - обрядовой лирике») рассматривается своеобразие русских и татарских народных лирических необрядовых песен. Несмотря на схожесть описываемых образов (река, ручей, колодец, озеро), нередко они демонстрировали различную семантику.
Третья глава («Образ реки в русских и татарских народных сказках») посвящена изучению особенностей образа реки в русских и татарских сказках в свете сопоставительной поэтики.
Концепция предложенного исследования нашла отражение в докладах на Итоговой научной конференции (2017, 2018г).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассмотрение в сопоставительном аспекте образа реки, а также других образов (колодец, озеро, ручей), связанных со стихией воды, в русской и татарской фольклористике, позволило прийти к следующим выводам:
Несмотря на схожесть образов, они передают различную семантику, что обусловлено различием мифологии народов и национальных идентичностей.
Для русского фольклора образ реки связан в первую очередь с границей между миром мертвых и реальным миром. Это нашло отражение в необрядовых лирических песнях, сюжет которых строится таким образом, что объект «А» всегда находится «по ту сторону» реки и в некоторых случаях ждет объект «В», который должен вернуться.
Мотив возвращения в песнях также является распространенным в русской фольклористике. Отсюда следует, что образ реки связан мотивами разлуки и печали. В них раскрывается формула «девушка у реки», которая характерна для большинства русских народных произведений. Согласно ей, в центре лирического сюжета находится молодая девушка, которая в одиночестве сидит у реки и льет слезы в ожидании встречи с возлюбленным («Схожу я на реченьку»). Также часто в песнях возникает мотив отражения. А отражениям издревле приписывали потусторонние свойства как двойникам человека.
Образ реки как границы усиливает появление в текстах таких рек, как Дунай, Смородина, Волга. Проведя исследование, мы выяснили, что практически никогда упоминания этих рек не является случайным. Каждой из них приписывались чудодейственные свойства, есть легенды, связанные с этими реками («Волга-матушка родимая течет», "Ревут воды, шумят лозы").
Значение границы - не единственный семантический пласт, свойственный образу реки в русском фольклоре. Также всегда имело место воплощение этого образа как «живительной влаги», источника жизни и вечной молодости. Данный аспект семантики нашел отражение преимущественно в сказках. Образ живой и мертвой воды является центральным в русских на - родных сказках.
Мотивы печали и разлуки, а также границы являются общими для сказок русских и татарских народов. Общность могла быть обусловлена сходными условиями жизни людей. Так или иначе, большинство элементов по - этики русского фольклора перешло в татарский фольклор («Котан Иваныч»). Это касается и различных образов, связанных с водой, а в частности, с рекой. В татарской лирике образ реки, как показали исследования, очень частотен.
Он не таит в себе сакральных смыслов, он более реалистичен, отмечается многозначностью. Река символизирует женскую красоту и полноту жизни. Реже, чем в русских песнях, он связан с мотивом разлуки и печали. Часто за этими образами скрывается не только мотив разлуки, но и тоски по родному краю («Вдоль реки», «Мандолина моя»).
В татарском песенном фольклоре образ реки в большей степени лишен сакрально-мистического начала, что обусловлено влиянием религии на мировосприятие тюркских народов. Татарам, принявшим ислам, запрещалось наделять воду «божественными свойствами. Это противоречило религиозным нормам ислама.
В татарской песне образ реки был более самостоятельным. В основе этого лежит принцип «ассоциации идей». Суть его заключается в том, что большинство песен состоят из предложений, в смысловом плане не связанных друг с другом. Они соединяются посредством сравнения, когда одна мысль порождает другую. Так, первые две строчки песни могут быть не связаны смысловой целостностью с другими. И образ реки в татарском фольклоре становился частью приема «ассоциации идей» («Тюбетейка», «Мы сами из Казани»).
В татарской песне, в которой есть образ реки, часто присутствует «мои,» - непереводимый концепт, означающий печаль, скорбь. В русской народной лирике образ реки не подчинен данному состоянию лирического героя.
Перспектива исследования: рассмотрение образа реки в других жанрах русского и татарского фольклора (былины, дастаны). А также изучение данного образа и комплекса мотивов, связанных с ним в фольклоре тюркоязычных и финно-угорских народов Поволжья.



1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки в трех томах / Афанасьев А.Н. - М., 1957. - 625 с.
2. Великорусские народные песни. Изданы А. И. Соболевским: в 7 т. - СПб., 1895-1902. Т. 1.
3. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. - Ростов н /Д: Феникс, 2001. - 476 с.
4. Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни. - Москва, 1989. - 320 с.
5. Народные лирические песни / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. В. Я. Проппа. - Л.: Сов. писатель, 1961. - 610 с.
6. Русская народная песня. Сборник для учащихся средней школы / Сост. Ю.М. Соколов. Под ред. Б.М. Волина. М., 1938. - 168 с.
7. Татарские народные сказки. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1986. -464 с.
8. Татарские народные песни / М.Н. Нигмедзянов. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1984. - 240 с.
Научно-критическая литература
9. Афанасьев. А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Справочно-библиографические материалы. М., 2000. - 625 с.
10. Библиография работ А. Н. Афанасьева // А. Н. Афанасьев. Проис - хождение мифа. М., 1996. С. 513-538.
11. Еремина, В.И. Новое издание "Народных русских сказок" А.Н.Афанасьева // Сов. этнография. - М., 1987. - N 5. - С. 156-162
12. Закирова И. Г. Космогонические мифы и легенды татарского народа. // Вестник Чувашского университета. - Чебоксары: Чуваш. гос. ун-т им. И.Н. Ульянова. - 2010. - № 4. - С.249-255.
13. Насыри К., П.А. Поляков. Сказки казанских татар и сопоставление их со сказками других народов. 1900. - 168 с.
14. Рахим Г. Избранные труды / Сост. М.И. Ибрагимов, А.М. Гайнутдинов - Казань: Ихлас, 2018. - 560 с.
15. Лазутин С.Г Русские народные песни.- М., 1965. - 279 с.
16. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. 2-е изд. М., 1989 (1-е изд. - М., 1981). - 247 с.
17. Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики,. M., 1989. - 165 с.
18. Хабибуллина А.З. Жанр песни как фактор множественности культур / А.З. Хабибуллина // Материалы Международной научно - практической конференция «Возрождение национальных литератур во 2-ой половине XX века и Чингиз Айтматов» (ИЯЛИ АН РТ, Казань, 12 декабря 2018). - Казань, 2018. - С. 242-246
19. Хабибуллина А.З. Мотив в сопоставительном изучении русской и татарской народной песни / А.З. Хабибуллина // Материалы Международной научно-практической конференции «Русский язык и литература в тюркоязычном мире: современные концепции и технологии» (Казань, КФУ, 29 ноября -1 декабря 2018). - Казань, 2018. - С. 132-137.
Теоретическая литература
20. Аникин В.П. Русский фольклор / Аникин. В.П. - М., 1985 (Переиздание под названием: От прибаутки до былины. Русский фольклор. М., 1991)
21. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - М.: Высш. шк., 1989. - 395 с.
22. Гусев В.Г. Эстетика фольклора / Гусев В.Г. - М.: Наука, 1996. - 228 с.
23. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л.: Наука, Ленингр. отд-ие, 1979. - 495 с.
24. Миннуллин. К.М. Песня как искусство слова: автореф. дисс. ...д. филол. н. - Казань, 2001 г. - 72 с.
25. Топорков А.Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века. - М.: изд. Индрик, 1997 г. - 456 с.
26. Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной по - эзии. Харьков, 1914. - 189 с.
27. Теоретические основы сравнительного и сопоставительного литературоведения / Аминева В.Р. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. - 115 с.
Справочная литература
28. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учеб. для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2004. - 735 с.
29. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. - М.: Сов. энцикл., 1990. - 672 с.
30. Соколов Ю.М. Русский фольклор: учеб. пос. 3 е изд. / Отв. редактор В.П. Аникин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. - 544 с.
31. Сопоставительная поэтика национальных литератур: учеб. пос. / Аминева В.Р., М.И. Ибрагимов, Э.Ф. Нагуманова и др. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - 236 с.
32. Теория литературы: словарь для студентов / Науч. ред. Я.Г.Сафиуллин; сост. Я. Г. Сафиуллин, В. Р. Аминева, А. З. Хабибуллина и др. Казань, 2010. 369 с.
Электронные ресурсы
33. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу (http://e-libra.ru/read/96859-poyeticheskie-vozzreniya-slavyan-na-prirodu-tom- 1.html.) (Дата обращения 11 октября 2016).
34. Веселовский А. Н. Психологический параллелизм и его формы в
отражениях поэтического стиля.
(http://az.lib.rU/w/weselowskij_a_n/text_0060.shtml) (Дата обращение 19 октября 2016).
35. Вода в народном фольклоре -
(http://vbibl.ru/geografiya/129058/index.html) (дата обращения 15 мар. 2017).
36. Заметки о реках -
(http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%B0) (дата обращения: 15 мар. 2017).
37. Загрутдинов А. Этнографический интерес. «Зачем современные татары фотографируются у родников и почему до сих пор боятся убыра» (https://inde.io/article/12740-etnograficheskiy-interes-zachem-sovremennye-tatary- fotografiruyutsya-u-rodnikov-i-pochemu-do-sih-por-boyatsya-ubyra) (Дата обращения 15 мая 2019).
38. Потебня А. А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. О связи некоторых представлений в языке. О купальских огнях и срод - ных с ними представлениях. О доле и сродных с нею существах. — 1914. (http://elib.gnpbu.ru/text/potebnya o-nekotoryh-simvolah-narodnoy-
poezii 1914/go, 12;fs.1/?bookhl=%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0) (Дата обращения 19 октября 2016).
39. Обрядовые песни. - (http://russkay-literatura.ru/) (Дата обращения 12 ноября 2016).
40. Символизм реки -
(http://www.newacropol.ru/alexandria/symbols/river/) (дата обращения: 5 май 2017).
41. Татарская мифология - (http:// /inde.io) (Дата обращения 15 мая 2019).
42. История древних славян. - (http://web-kapiche.ru/) (Дата обращения 15 декабря 2016).
43. Мифы народов мира - (http://www.mifinarodov.com/r/reka.html) (дата обращения. 20 апр. 2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ