СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Физическая подготовка спортсмена 10
1.1.1. Значение силовых способностей 14
1.1.2. Проявление скоростных способностей ; 15
1.1.3. Специфичность выносливости 16
1.1.4. Гибкость и ее разновидности при занятиях спортом 17
1.1.5. Роль координационных способностей 18
1.2. Методические основы развития физических качеств спортсменов 19
1.2.1. Развитие силы в связи со спецификой вида спорта 19
1.2.2. Особенности развития скоростных способностей 21
1.2.3. Развитие выносливости 23
1.2.4. Методы развития активной и пассивной гибкости 24
1.2.5. Развитие координационных способностей 26
1.3. Методы контроля и оценки уровня развития физических качеств 29
1.4. Связь физической подготовленности волейболистов с техникой движений 34
1.5. Программирование в управлении процессом физической подготовки 36
Резюме 39
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 41
2.1. Задачи исследования 41
2.2. Методы исследования 41
2.3. Организация исследования 51
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В СОРЕВНОВАНИЯХ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 53
3.1. Показатели двигательной активности юных волейболистов в соревновательных играх . 54
3.2. Характеристика физических качеств юных волейболистов 62
3.2.1. Методы и средства физической подготовки юных волейболистов, применяемые в занятиях учебно-тренировочных групп (на примере ДЮСШ г. Иркутска) 62
3.2.2. Скоростные способности 65
3.2.3. Силовые способности 69
3.2.4. Выносливость юных волейболистов 72
3.2.5. Показатели гибкости 74
3.2.6. Координационные способности 74
3.3. Взаимосвязь физических качеств и структура физической подготовленности
юных волейболистов 76
3.3.1. Показатели силы основных мышечных групп, определяющих уровень силовой
подготовленности и их взаимосвязь 77
3.3.2. Взаимосвязь некоторых показателей физического развития с силой разных
групп мышц и скоростными возможностями 80
3.3.3. Структура физической подготовленности юных волейболистов 88
Резюме 92
ГЛАВА IV. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОТКРЫТОГО ЕСТЕСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 94
4.1. Научно-методические основы программирования и разработки алгоритма процесса физической подготовки юных волейболистов 94
4.2. Организация и результаты педагогического эксперимента 99
ГЛАВА V. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 110
ВЫВОДЫ 123
БИБЛИОГРАФИЯ 127
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 148
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Физическая подготовка спортсмена 10
1.1.1. Значение силовых способностей 14
1.1.2. Проявление скоростных способностей ; 15
1.1.3. Специфичность выносливости 16
1.1.4. Гибкость и ее разновидности при занятиях спортом 17
1.1.5. Роль координационных способностей 18
1.2. Методические основы развития физических качеств спортсменов 19
1.2.1. Развитие силы в связи со спецификой вида спорта 19
1.2.2. Особенности развития скоростных способностей 21
1.2.3. Развитие выносливости 23
1.2.4. Методы развития активной и пассивной гибкости 24
1.2.5. Развитие координационных способностей 26
1.3. Методы контроля и оценки уровня развития физических качеств 29
1.4. Связь физической подготовленности волейболистов с техникой движений 34
1.5. Программирование в управлении процессом физической подготовки 36
Резюме 39
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 41
2.1. Задачи исследования 41
2.2. Методы исследования 41
2.3. Организация исследования 51
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В СОРЕВНОВАНИЯХ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 53
3.1. Показатели двигательной активности юных волейболистов в соревновательных играх . 54
3.2. Характеристика физических качеств юных волейболистов 62
3.2.1. Методы и средства физической подготовки юных волейболистов, применяемые в занятиях учебно-тренировочных групп (на примере ДЮСШ г. Иркутска) 62
3.2.2. Скоростные способности 65
3.2.3. Силовые способности 69
3.2.4. Выносливость юных волейболистов 72
3.2.5. Показатели гибкости 74
3.2.6. Координационные способности 74
3.3. Взаимосвязь физических качеств и структура физической подготовленности
юных волейболистов 76
3.3.1. Показатели силы основных мышечных групп, определяющих уровень силовой
подготовленности и их взаимосвязь 77
3.3.2. Взаимосвязь некоторых показателей физического развития с силой разных
групп мышц и скоростными возможностями 80
3.3.3. Структура физической подготовленности юных волейболистов 88
Резюме 92
ГЛАВА IV. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОТКРЫТОГО ЕСТЕСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 94
4.1. Научно-методические основы программирования и разработки алгоритма процесса физической подготовки юных волейболистов 94
4.2. Организация и результаты педагогического эксперимента 99
ГЛАВА V. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 110
ВЫВОДЫ 123
БИБЛИОГРАФИЯ 127
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 148
ПРИЛОЖЕНИЕ
Спортивная тренировка включает в себя основные разделы или относительно самостоятельные стороны подготовки: техническую, физическую, тактическую, психологическую, теоретическую и интегральную [80,150,147, 120, 122].
Такая структура упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет систематизировать средства и методы их совершенствования, систему контроля и управления процессом спортивного совершенствования.
При этом следует учитывать, что каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, определяется ими и, в свою очередь, определяет их уровень [89, 113, 166, 167, 174].
Проявление отдельных двигательных качеств в волейболе заметно разнообразное, поэтому развитие и эффективное совершенствование каждого из них требует должного научного обоснования. В процессе игры в волейбол, как и в других спортивных играх, постоянно возникает проблема быстрого реагирования на неожиданные действия соперников, проявления высоких скоростных качеств при выполнении отдельных технических приемов игры, быстроты ориентировки, необходимости перемещений, атакующих и защитных действий в условиях строгого дефицита времени, сложного взаимодействия с партнерами по команде. Кроме того, последние изменения правил соревнований в волейболе предполагают значительную интенсификацию игры [42, 40]. Это, в конечном итоге, усложняет процесс специальной физической подготовки и вызывает необходимость разработки такой методики подготовки, которая позволила бы спортсмену иметь достаточно высокие показатели развития профильных физических качеств и обеспечивать их реализацию во взаимосвязи с техникой игры и между собой [150, 167].
Исследованию сторон специальной физической подготовленности волейболистов посвящено достаточно много работ [5, 17, 18, 41, 37 и др.]. Однако научные исследования в этой области были направлены, в основном, на изучение отдельных сторон подготовленности или двигательных способностей в разной мере влияющих на спортивные достижения в волейболе. Так, ряд авторов [10, 37, 47, 45] исследовали показатели быстроты, в работах [31, 33, 37,49, 62] приведены данные о силовых способностях волейболистов, исследовались также показатели прыгучести, различных видов выносливости, координационных способностей [50, 60, 62, 65, 88]. Определенное внимание уделялось вопросам отбора, методики тренировки и другим аспектам [5, 3, 23, 27,44, 70].
Однако систематизировать и использовать имеющиеся сведения в силу их фрагментарности практически невозможно. Кроме этого, большинство выполненных исследований относятся к 70-80 годам прошлого столетия [17, 38, 49, 72, 94 и мн. др.] и проводились с привлечением контингента взрослых спортсменов высокой квалификации.
Как показывает анализ методических материалов и практического опыта, физическая подготовка юных волейболистов, в основном, опирается на решение оздоровительных и общеобразовательных задач, зачастую без учета специфики соревновательной деятельности и рационального использования средств и методов тренировки в развитии физических качеств.
В связи с изложенным, исследование структуры физической подготовленности юных волейболистов и формирование на этой основе путей оптимизации процесса развития физических качеств, является весьма актуальным. Это обусловило цель и задачи исследования.
Объект исследования - соревновательная деятельность и тренировочный процесс юных волейболистов.
Предмет исследования - структура физической подготовленности и методика развития физических качеств, определяющих уровень физической подготовленности юных волейболистов.
Гипотеза: предполагалось, что программирование тренировочного процесса на основе взаимосвязи физических качеств, характеризующих структуру физической подготовленности, позволит оптимизировать физическую подготовку и существенно повысить эффективность соревновательной деятельности юных волейболистов.
Научная новизна полученных результатов заключается в том, что:
- определены особенности двигательной активности юных волейболистов в соревновательных игр;
- выявлена корреляционная зависимость между разными физическими качествами юных волейболистов;
- определены обобщенные и единичные показатели, характеризующие структуру физической подготовленности юных волейболистов;
- впервые разработан и применен алгоритм программирования тренировочного процесса для совершенствования физической подготовленности юных волейболистов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Физическая подготовленность юных волейболистов определяется показателями силы мышц плечевого пояса, туловища, скоростной выносливостью мышц нижних конечностей и быстротой одиночного движения;
2. Структуру физической подготовленности юных волейболистов в большей мере определяют силовые и скоростные способности, координационные возможности и показатели подвижности в суставах;
3. Соревновательная деятельность юных волейболистов характеризуется значительным объемом разнообразных игровых действий, количество которых увеличивается по сравнению с прошлыми годами и обусловлено изменениями правил соревновании;
4. Алгоритм программирования, включающий комплексы специально-подготовительных упражнений, применяемых в определенной последовательности, позволяет повысить эффективность тренировочного процесса и темпы прироста физических качеств.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в разработке рекомендаций, которые позволяют целенаправленно применять педагогические средства и методы для повышения уровня физической подготовленности юных волейболистов. Данные исследований внедрены в практику учебно-тренировочного процесса ДЮСШ города Иркутска, о чем свидетельствуют акты внедрения результатов исследований в практику.
Такая структура упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет систематизировать средства и методы их совершенствования, систему контроля и управления процессом спортивного совершенствования.
При этом следует учитывать, что каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, определяется ими и, в свою очередь, определяет их уровень [89, 113, 166, 167, 174].
Проявление отдельных двигательных качеств в волейболе заметно разнообразное, поэтому развитие и эффективное совершенствование каждого из них требует должного научного обоснования. В процессе игры в волейбол, как и в других спортивных играх, постоянно возникает проблема быстрого реагирования на неожиданные действия соперников, проявления высоких скоростных качеств при выполнении отдельных технических приемов игры, быстроты ориентировки, необходимости перемещений, атакующих и защитных действий в условиях строгого дефицита времени, сложного взаимодействия с партнерами по команде. Кроме того, последние изменения правил соревнований в волейболе предполагают значительную интенсификацию игры [42, 40]. Это, в конечном итоге, усложняет процесс специальной физической подготовки и вызывает необходимость разработки такой методики подготовки, которая позволила бы спортсмену иметь достаточно высокие показатели развития профильных физических качеств и обеспечивать их реализацию во взаимосвязи с техникой игры и между собой [150, 167].
Исследованию сторон специальной физической подготовленности волейболистов посвящено достаточно много работ [5, 17, 18, 41, 37 и др.]. Однако научные исследования в этой области были направлены, в основном, на изучение отдельных сторон подготовленности или двигательных способностей в разной мере влияющих на спортивные достижения в волейболе. Так, ряд авторов [10, 37, 47, 45] исследовали показатели быстроты, в работах [31, 33, 37,49, 62] приведены данные о силовых способностях волейболистов, исследовались также показатели прыгучести, различных видов выносливости, координационных способностей [50, 60, 62, 65, 88]. Определенное внимание уделялось вопросам отбора, методики тренировки и другим аспектам [5, 3, 23, 27,44, 70].
Однако систематизировать и использовать имеющиеся сведения в силу их фрагментарности практически невозможно. Кроме этого, большинство выполненных исследований относятся к 70-80 годам прошлого столетия [17, 38, 49, 72, 94 и мн. др.] и проводились с привлечением контингента взрослых спортсменов высокой квалификации.
Как показывает анализ методических материалов и практического опыта, физическая подготовка юных волейболистов, в основном, опирается на решение оздоровительных и общеобразовательных задач, зачастую без учета специфики соревновательной деятельности и рационального использования средств и методов тренировки в развитии физических качеств.
В связи с изложенным, исследование структуры физической подготовленности юных волейболистов и формирование на этой основе путей оптимизации процесса развития физических качеств, является весьма актуальным. Это обусловило цель и задачи исследования.
Объект исследования - соревновательная деятельность и тренировочный процесс юных волейболистов.
Предмет исследования - структура физической подготовленности и методика развития физических качеств, определяющих уровень физической подготовленности юных волейболистов.
Гипотеза: предполагалось, что программирование тренировочного процесса на основе взаимосвязи физических качеств, характеризующих структуру физической подготовленности, позволит оптимизировать физическую подготовку и существенно повысить эффективность соревновательной деятельности юных волейболистов.
Научная новизна полученных результатов заключается в том, что:
- определены особенности двигательной активности юных волейболистов в соревновательных игр;
- выявлена корреляционная зависимость между разными физическими качествами юных волейболистов;
- определены обобщенные и единичные показатели, характеризующие структуру физической подготовленности юных волейболистов;
- впервые разработан и применен алгоритм программирования тренировочного процесса для совершенствования физической подготовленности юных волейболистов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Физическая подготовленность юных волейболистов определяется показателями силы мышц плечевого пояса, туловища, скоростной выносливостью мышц нижних конечностей и быстротой одиночного движения;
2. Структуру физической подготовленности юных волейболистов в большей мере определяют силовые и скоростные способности, координационные возможности и показатели подвижности в суставах;
3. Соревновательная деятельность юных волейболистов характеризуется значительным объемом разнообразных игровых действий, количество которых увеличивается по сравнению с прошлыми годами и обусловлено изменениями правил соревновании;
4. Алгоритм программирования, включающий комплексы специально-подготовительных упражнений, применяемых в определенной последовательности, позволяет повысить эффективность тренировочного процесса и темпы прироста физических качеств.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в разработке рекомендаций, которые позволяют целенаправленно применять педагогические средства и методы для повышения уровня физической подготовленности юных волейболистов. Данные исследований внедрены в практику учебно-тренировочного процесса ДЮСШ города Иркутска, о чем свидетельствуют акты внедрения результатов исследований в практику.
1. Ретроспективный анализ литературных источников позволил установить, что исследования, выполненные в 70-90 г.г. прошлого столетия, были направлены, в основном, на изучение отдельных аспектов как процесса физической подготовки, так и уровня развития физических качеств занимающихся, носят фрагментарный характер и не учитывают эволюцию правил соревнований по волейболу. Практическое применение результатов рассмотренных исследований ограничивается недостаточностью научно обоснованных сведений о взаимосвязи между различными физическими качествами, отсутствием знаний о структуре физической подготовленности. Процесс физической подготовки юных волейболистов опирается, главным образом, на Программу по волейболу для детско-юношеских спортивных школ.
2. Динамика двигательной активности игроков юношеских команд в соревнованиях, на уровне первого спортивного разряда и кандидатов в мастера спорта, зависит от числа партий в играх. В играх из пяти партий активность, количество прыжков, а так же передвижений и падений значительно возрастает. Так, время активных фаз игроков в пяти партиях, по сравнению с одной партией, возрастает более чем в 3 раза. Количество прыжков, выполняемых юными волейболистами в пяти партиях, увеличивается на 369,2%, а прирост числа перемещений и падений составляет почти 500% (от 14,0 в одной партии до 69,0 в игре из пяти партий).
3. Корреляционные взаимосвязи между показателями уровня развития отдельных физических качеств юных волейболистов разнообразны по характеру и уровню значимости. Наиболее показательны обратная зависимость относительной силой разгибателей нижних конечностей и подошвенных сгибателей стопы, с достижениями в беге на короткие дистанции (Р<0,05); положительная взаимосвязь суммарной относительной силы 11 групп мышц и относительной силы разгибателей нижних конечностей и туловища, а так же отрицательная зависимость силы этих мышечных групп с массой тела (Р<0,01 и P<0,05). Масса тела нс влияет на скоростные способности в беге на короткие дистанции (Р>0,05), в то время как длина тела умеренно взаимосвязана с результатами в беге на эти дистанции (от г = 0,294 до г = 0,389 при Р<0,05). Такие показатели элементарных форм быстроты, как частота движения и время одиночного движения рукой, а так же показатели силовой выносливости в двигательных заданиях, не регламентированных временем их выполнения, представляют специфические двигательные способности юных волейболистов, которые нс связаны с их скоростно-силовыми возможностями. Величины коэффициентов корреляции между ними варьируют от г = 0,023 до г = 0,217 и не достигают статистически значимого уровня.
4. Особенности силовой подготовленности юных волейболистов проявляются в превалировании относительной силы разгибателей мышечных групп нижних конечностей над антагонистами. К группам мышц, в большей мере определяющих уровень развития относительной силы юных волейболистов, относятся разгибатели предплечья и плеча, голени, бедра, туловища и подошвенные сгибатели стопы, коэффициент детерминации которых с суммарной силой объясняет более чем 70% общности взаимовлияния. Между силой функционально однонаправленных групп мышц тела, расположенных справа и слева в большинстве случаев статистически достоверного различия не обнаружено. Исключение составляют разгибатели правой голени (Р<0,01), сгибатели правого (Р<0,05) и разгибатели левого бедра (Р<0,01), относительная сила которых превышает силу одноименных мышечных групп, расположенных на противоположном звене тела.
5. Структура физической подготовленности юных волейболистов определяется пятью факторами, интерпретированными как:
- прыжковая подготовленность;
- общая силовая подготовленность;
- комплексная форма проявления быстроты;
- силовая выносливость мышц плечевого пояса, скоростная выносливость мышц нижних конечностей;
- двигательная координация.
6. Результаты корреляционного и факторного анализа позволили определить обобщенные и единичные показатели физических качеств и двигательных способностей юных волейболистов. К обобщенным показателям относятся:
а) силовые способности и силовая выносливость;
б) скоростные способности;
в) скоростно-силовые способности;
г) гибкость;
д) силовая и скоростная выносливость;
е) координированность.
Группу единичных показателей составили результаты в упражнениях и двигательных заданиях, которые обеспечиваются уровнем физической подготовленности.
7. Реализация программирования физической подготовки юных волейболистов в экспериментальной группе характеризуются приростом следующих показателей:
- повышением результатов в прыжковых упражнениях (Р< 0,01);
- приростом относительной силы разгибателей голени и бедра, подошвенных сгибателей стопы на 114,9% - 135%;
- увеличением показателей силовой выносливости в упражнениях с преодолением массы собственного тела (121,3% - 123,2%);
- повышением скоростно-силовых способностей в приседаниях и выпрыгиваниях за 20 с (125,8% - 129,6%);
- улучшением координационных способностей (Р< 0,05).
Исключение составляют результаты в беге на 3 м, различия в которых статистически не достоверны.
В контрольной группе из 12 показателей физической подготовленности только в шести (50%) наблюдался достоверный прирост. У волейболистов этой группы увеличение относительной силы разгибателей голени и бедра, количества подтягиваний, улучшения результатов в беге статистически не достоверно (Р>0,05), а прирост результатов в тройном прыжке с места имеет лишь статистическую тенденцию к достоверности различий (Р<0,1).
8. Игроками экспериментальной группы в соревновательных играх с волейболистами контрольной группы выполнено, в среднем, больше подач и блокирования нападающих ударов (Р<0,05), а разница в количестве передач, нападающих ударов и приемов мяча статистически несущественная (Р>0,05). Однако эффективность нападающих ударов, приема мяча и блокирования достоверно выше у волейболистов экспериментальной группы (Р<0,05).
9. Программирование физической подготовки юных волейболистов предполагает наличие теоретических и практических оснований, разработку определенного алгоритма и выбора оптимального содержания педагогического воздействия. Алгоритм программирования содержит ряд последовательных операций: определение цели и задач периода подготовки; оценка физического развития; учет особенностей соревновательной деятельности; диагностика физической подготовленности; выявление факторов, влияющих на спортивный результат; контроль, оценка и коррекция тренировочных нагрузок. Ориентация тренировочного процесса должна быть акцентирована на реализацию принципов единства и взаимосвязи соревновательной деятельно¬сти и структуры подготовленности, направленности к высшим достижениям и углубленной специализации.
2. Динамика двигательной активности игроков юношеских команд в соревнованиях, на уровне первого спортивного разряда и кандидатов в мастера спорта, зависит от числа партий в играх. В играх из пяти партий активность, количество прыжков, а так же передвижений и падений значительно возрастает. Так, время активных фаз игроков в пяти партиях, по сравнению с одной партией, возрастает более чем в 3 раза. Количество прыжков, выполняемых юными волейболистами в пяти партиях, увеличивается на 369,2%, а прирост числа перемещений и падений составляет почти 500% (от 14,0 в одной партии до 69,0 в игре из пяти партий).
3. Корреляционные взаимосвязи между показателями уровня развития отдельных физических качеств юных волейболистов разнообразны по характеру и уровню значимости. Наиболее показательны обратная зависимость относительной силой разгибателей нижних конечностей и подошвенных сгибателей стопы, с достижениями в беге на короткие дистанции (Р<0,05); положительная взаимосвязь суммарной относительной силы 11 групп мышц и относительной силы разгибателей нижних конечностей и туловища, а так же отрицательная зависимость силы этих мышечных групп с массой тела (Р<0,01 и P<0,05). Масса тела нс влияет на скоростные способности в беге на короткие дистанции (Р>0,05), в то время как длина тела умеренно взаимосвязана с результатами в беге на эти дистанции (от г = 0,294 до г = 0,389 при Р<0,05). Такие показатели элементарных форм быстроты, как частота движения и время одиночного движения рукой, а так же показатели силовой выносливости в двигательных заданиях, не регламентированных временем их выполнения, представляют специфические двигательные способности юных волейболистов, которые нс связаны с их скоростно-силовыми возможностями. Величины коэффициентов корреляции между ними варьируют от г = 0,023 до г = 0,217 и не достигают статистически значимого уровня.
4. Особенности силовой подготовленности юных волейболистов проявляются в превалировании относительной силы разгибателей мышечных групп нижних конечностей над антагонистами. К группам мышц, в большей мере определяющих уровень развития относительной силы юных волейболистов, относятся разгибатели предплечья и плеча, голени, бедра, туловища и подошвенные сгибатели стопы, коэффициент детерминации которых с суммарной силой объясняет более чем 70% общности взаимовлияния. Между силой функционально однонаправленных групп мышц тела, расположенных справа и слева в большинстве случаев статистически достоверного различия не обнаружено. Исключение составляют разгибатели правой голени (Р<0,01), сгибатели правого (Р<0,05) и разгибатели левого бедра (Р<0,01), относительная сила которых превышает силу одноименных мышечных групп, расположенных на противоположном звене тела.
5. Структура физической подготовленности юных волейболистов определяется пятью факторами, интерпретированными как:
- прыжковая подготовленность;
- общая силовая подготовленность;
- комплексная форма проявления быстроты;
- силовая выносливость мышц плечевого пояса, скоростная выносливость мышц нижних конечностей;
- двигательная координация.
6. Результаты корреляционного и факторного анализа позволили определить обобщенные и единичные показатели физических качеств и двигательных способностей юных волейболистов. К обобщенным показателям относятся:
а) силовые способности и силовая выносливость;
б) скоростные способности;
в) скоростно-силовые способности;
г) гибкость;
д) силовая и скоростная выносливость;
е) координированность.
Группу единичных показателей составили результаты в упражнениях и двигательных заданиях, которые обеспечиваются уровнем физической подготовленности.
7. Реализация программирования физической подготовки юных волейболистов в экспериментальной группе характеризуются приростом следующих показателей:
- повышением результатов в прыжковых упражнениях (Р< 0,01);
- приростом относительной силы разгибателей голени и бедра, подошвенных сгибателей стопы на 114,9% - 135%;
- увеличением показателей силовой выносливости в упражнениях с преодолением массы собственного тела (121,3% - 123,2%);
- повышением скоростно-силовых способностей в приседаниях и выпрыгиваниях за 20 с (125,8% - 129,6%);
- улучшением координационных способностей (Р< 0,05).
Исключение составляют результаты в беге на 3 м, различия в которых статистически не достоверны.
В контрольной группе из 12 показателей физической подготовленности только в шести (50%) наблюдался достоверный прирост. У волейболистов этой группы увеличение относительной силы разгибателей голени и бедра, количества подтягиваний, улучшения результатов в беге статистически не достоверно (Р>0,05), а прирост результатов в тройном прыжке с места имеет лишь статистическую тенденцию к достоверности различий (Р<0,1).
8. Игроками экспериментальной группы в соревновательных играх с волейболистами контрольной группы выполнено, в среднем, больше подач и блокирования нападающих ударов (Р<0,05), а разница в количестве передач, нападающих ударов и приемов мяча статистически несущественная (Р>0,05). Однако эффективность нападающих ударов, приема мяча и блокирования достоверно выше у волейболистов экспериментальной группы (Р<0,05).
9. Программирование физической подготовки юных волейболистов предполагает наличие теоретических и практических оснований, разработку определенного алгоритма и выбора оптимального содержания педагогического воздействия. Алгоритм программирования содержит ряд последовательных операций: определение цели и задач периода подготовки; оценка физического развития; учет особенностей соревновательной деятельности; диагностика физической подготовленности; выявление факторов, влияющих на спортивный результат; контроль, оценка и коррекция тренировочных нагрузок. Ориентация тренировочного процесса должна быть акцентирована на реализацию принципов единства и взаимосвязи соревновательной деятельно¬сти и структуры подготовленности, направленности к высшим достижениям и углубленной специализации.
Подобные работы
- Структура физической подготовленности и развитие двигательный способностей юных
волейболистов
Диссертации (РГБ), физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Развитие координационных способностей обучающихся 11-12 лет на уроках физической культуры в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Развитие координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста на занятиях по волейболу
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2021 - Технико-тактическая подготовка центровых блокирующих игроков
в волейболе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - АТЛЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 14-16 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - Развитие координационных способностей
юношей 14-15 лет на уроках волейбола с использованием метода динамического соответствия
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие скоростно-силовых способностей у волейболистов 12-16 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие координационных способностей у юных волейболистов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017



