ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ В УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ФАКТОРОВ В УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ
1.1. Анализ состояния теории и практики исследуемой проблемы
1.2. Состояние правового обеспечения организационно-педагогической деятельности руководителя школы в теории и практике
1.3. Теоретико-методологические подходы к исследованию организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой
Выводы по первой главе 82
ГЛАВА II. АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ФАКТОРОВ В УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ
2.1. Характеристика организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой
2.2. Сущность, структура, условия и принципы взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой
2.3. Профессиональная компетентность руководителя школы как условие обеспечения взаимодействия организационно¬педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой
Выводы по второй главе 181
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ФАКТОРОВ В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ
3.1. Совершенствование содержания обучения руководителей реализации модели взаимодействия организационно¬
педагогических и правовых факторов в управлении школой
3.2. Технология реализации модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ФАКТОРОВ В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Приложение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ФАКТОРОВ В УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ
1.1. Анализ состояния теории и практики исследуемой проблемы
1.2. Состояние правового обеспечения организационно-педагогической деятельности руководителя школы в теории и практике
1.3. Теоретико-методологические подходы к исследованию организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой
Выводы по первой главе 82
ГЛАВА II. АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ФАКТОРОВ В УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ
2.1. Характеристика организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой
2.2. Сущность, структура, условия и принципы взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой
2.3. Профессиональная компетентность руководителя школы как условие обеспечения взаимодействия организационно¬педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой
Выводы по второй главе 181
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ФАКТОРОВ В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ
3.1. Совершенствование содержания обучения руководителей реализации модели взаимодействия организационно¬
педагогических и правовых факторов в управлении школой
3.2. Технология реализации модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ФАКТОРОВ В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Приложение
Актуальность и постановка проблемы исследования. В последнее десятилетие в условиях радикальных преобразований в российском обществе образовательная система действовала в силу накопленного ранее потенциала, сформировавшихся тенденций. Однако изменения социально-экономической среды, происходящие в современных условиях, предъявляют новые требования к общеобразовательной школе, качеству управления ею, профессиональной компетентности руководителя.
В настоящее время значительно усилилось внимание к образовательному учреждению как социальной системе. Общество определяет в качестве основной цели современной школы создание и постоянное совершенствование условий для получения каждым учеником образования в соответствии со своими интересами и потребностями, предоставление всем учащимся возможностей для самоопределения. Неразрывная связь общества и жизнедеятельности в нем образовательного учреждения ставит современного руководителя перед необходимостью проведения постоянного анализа противоречивых общественных процессов, существенно изменяющихся условий функционирования и развития общеобразовательной школы, прогнозирования тенденций их проявления в будущем, гибкого и быстрого реагирования на них в интересах выживания, стабилизации и развития образовательного учреждения.
Успешность реформирования системы образования и модернизация конкретной школы напрямую связаны с деятельностью руководителя общеобразовательной школы. Перспективы её развития во многом зависят от его правовой компетентности. С одной стороны, усложнение функций образовательного учреждения требует от руководителя глубоких знаний трудового, гражданского, семейного, предпринимательского,
образовательного права. С другой стороны, повышение качества управления процессами функционирования и развития общеобразовательной школы в свете современных требований в значительной степени определяется сформированностью системного мышления, нравственной зрелостью и высоким уровнем правовой культуры руководителя.
Расширение функций современной школы, совершенствование содержания и условий ее деятельности повлекли за собой значительные изменения организационного аспекта жизни школьного коллектива, обусловили усложнение труда руководителя, определили потребность в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности, направленной на решение нетрадиционных организационных задач в управлении школой. Реализация данного комплекса задач возможна при учете организационно-педагогических факторов в управлении общеобразовательной школой.
Возрастание роли правовой культуры руководителя связано с необходимостью учета как особенностей социума общеобразовательной школы, так и общедемократических тенденций развития общества в целом. В законодательстве об образовании предусмотрено изменение методов управления: от широкого применения индивидуальных властных распоряжений «сверху-вниз» к нормативно-правовому регулированию деятельности общеобразовательной школы как юридического лица.
Эффективность работы руководителя общеобразовательной школы определяется профессиональной компетентностью в определении содержания образования, в осуществлении связи между образованием и развитием личности, качеством образования и его практической направленностью. Ориентация руководителя школы на личностно ориентированные цели образования также является показателем совершенствования профессиональной компетентности. На современном этапе теоретико-методологические аспекты социального управления всесторонне проанализированы российскими учеными, такими как Р.Ф. Абдеевым, В.Г. Афанасьевым, А.И. Бергом, Д.И. Гвишиани, А.А. Карташовым, В.И. Садовским, Э.Г. Юдиным и зарубежными исследователями Т. Кунцем, М. Месконом, А. Морита, А. Файолем, Ф. Хедоури и др.
В отечественной педагогической науке накоплен обширный научный фонд разработок междисциплинарного характера, который создает предпосылки для выявления теоретических основ становления и развития общеобразовательных учреждений. Философия образования рассматривается в трудах Д.И. Гвишиани, Б.С. Гершунского, В.В. Краевского, А.И. Пригожина, Б.В. Сазонова, педагогическая диагностика - в работах Б.С. Гершунского, В.И. Зверевой, Т.К. Чекмаревой, экономика образования - В.С. Беляковской и др., теория целостного педагогического процесса - Ю.В. Васильева, И.Ф. Исаева, A. И. Мищенко, В.А. Сластенина, Ю.П. Сокольникова, Т.И. Шамовой. Управлению развитием школы посвящены исследования В.Н. Гурова,
B. И. Зверевой, В.Ю. Кричевского, В.С. Лазарева, А.М. Моисеева,М.М. Поташника, П.И. Третьякова, П.В. Худоминского, Т.И. Шамовой; методология инновационных процессов и адаптивные модели управления рассмотрены Т.М. Давыденко, Н.А. Рогачевой, Е.А. Ямбургом;
педагогическая инноватика освещена в трудах Ю. В. Громыко, Н.И. Лапина, Л.С. Подымовой, А.И. Пригожина, В.А. Сластенина,В. А. Шаповалова и др.; становление и развитие сети современных образовательных учреждений раскрыты В.Н. Ирхиным, Т.В. Орловой, H. И. Роговцевой, А.И. Тряпицыной.
В современных условиях общеобразовательные школы, сталкиваясь с крайне неблагоприятными социальными обстоятельствами, вынуждены одновременно решать три группы разнонаправленных задач.
I. Обеспечение элементарного выживания и адаптации учителей и учащихся к быстро меняющейся обстановке.
2. Обеспечение нормального бесстрессового функционирования образовательного процесса, достижение результатов образования, соответствующих государственным требованиям, и необходимого для этого уровня мотивации обучения детей.
3. Осуществление инновационной деятельности для решения с помощью нововведений задач развития образования.
Важнейшим условием стабилизации и развития общеобразовательной школы является обеспечение ее правового статуса, опора директора в принятии управленческих решений, связанных с модернизацией образования, на образовательное право, которое в настоящее время значительно изменилось.
К настоящему времени сложились определенные предпосылки для научного обоснования путей повышения качества управления школой. Так, созданы общие основы теории управления образованием, которые получили освещение в работах М.И. Кондакова, Ю.А. Конаржевского, В.Ю. Кричевского, В.С. Лазарева, А.А. Орлова, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, П.И. Фролова, П.В. Худоминского, Т.И. Шамовой и др., раскрывших основные научные категории, сущность, закономерности и принципы управления, прежде всего, образовательным учреждением.
Принципиальное значение имеют исследования, рассматривающие разнообразные подходы к управлению образовательным учреждением:
- функциональный подход (В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.);
- проблемно-функциональный подход (А.А. Орлов, Н.А. Рогачева, П.И. Третьяков и др.);
- системный подход (С.И. Архангельский, Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова);
- ситуационный подход (Б .С . Гершунский, П . И . Третьяков и др.);
- оптимизационный подход (Ю. К . Бабанский, М . М. Поташник и др.);
- исследовательский подход (Г . М . Тюлю, Т .И. Шамова и др.);
- мотивационный подход (П . И . Третьяков, Р . Х . Шакуров, Т . И . Шамова и др.);
- концептуальный технологический подход (З. И. Васильева,П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Е.А. Ямбург и др.);
- рефлексивный подход (Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова и др.).
Анализ этих подходов позволяет охарактеризовать динамику развития теории управления образовательным учреждением в современных условиях.
В последнее время проблематика развития образовательных учреждений имеет тенденцию к усложнению вопросов управления относительно разнообразных типов образовательных учреждений и связана с изменением специфики управления гимназиями, лицеями, колледжами, рассматриваемой А.Г. Каспржаком, Е.С. Полат, Н.А. Шарай и др.
Вопросы учета и взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой представляются недостаточно исследованными. При этом эффективность функционирования и развития общеобразовательного учреждения зависит от знания руководителем организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой и умения их применять.
Изменения в задачах общеобразовательной школы и содержании деятельности руководителя предъявляют высокие требования к повышению уровня его профессиональной квалификации. Изучение практического опыта повышения квалификации руководителей общеобразовательной школы, а также научные исследования по этим проблемам М.И. Кондакова, Г.Н. Подчалимовой, Е.П. Тонконогой, П.И. Третьякова, П.В. Худоминского, И.К. Шалаева, Т.И. Шамовой позволяют констатировать обострившиеся противоречия между:
- сложившейся системой жесткого администрирования и необходимостью перевода общеобразовательного учреждения в режим самостоятельности и самоуправления;
- предоставлением общеобразовательной школе права самостоятельности и недостаточной разработанностью организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой;
- необходимостью решения новых задач, стоящих перед общеобразовательной школой, и стандартными методами, формами организации управленческой и правовой подготовки руководителей образовательных учреждений в системе дополнительного профессионального образования.
С учетом обозначенных противоречий выбрана тема исследования, проблема которого заключается в определении научно-теоретических основ организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой. Решение этой проблемы составляет цель исследования.
В соответствии с целью объектом исследования является система внутришкольного управления, а его предметом - организационно-педагогические и правовые факторы в управлении общеобразовательной школой.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, были сформулированы следующие задачи.
1. Раскрыть сущность организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой.
2. Определить условия, структуру, принципы взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой.
3. Разработать адаптивную модель взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой.
4. Разработать технологию реализации модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой.
5. Выявить условия эффективности реализации модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой.
Гипотеза исследования основана на том, что управление общеобразовательной школой будет эффективным, если:
1) обеспечивается совокупность системно-деятельностного, человеко-ориентированного, андрагогического, синергетического,
культурологического подходов;
2) учитываются тенденции и принципы взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов: системности, гуманизма, андрагогизации, культурологизации, субъектности, целостной профессионализации;
3) реализуются условия взаимодействия организационно¬педагогических и правовых факторов;
4) разработана адаптивная модель, включающая в себя целевой, организационно-содержательный, технологический и кадровый компоненты;
5) используется технология реализации модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой;
6) в системе дополнительного профессионального образования
Общенаучная методология исследования представлена системным, культурологическим, синергетическим, личностно-деятельностным и правовым подходами.
Теоретическую основу исследования составляют:
- основы управления общеобразовательной школой, разработанные В.Н. Гуровым, Ю.А. Конаржевским, В.Ю. Кричевским, М.М. Поташником, П.И. Третьяковым, Т.И. Шамовой и др.;
- разработки отечественных и зарубежных ученых в области теории непрерывного образования взрослых, дополнительного профессионального образования, таких как Б.С. Гершунского, В.И. Горовой, М. Дгарко, Д. Кидда, Ю.Н. Кулюткина, Ю.А. Лобейко, В.Н. Онушкина, В.А. Сластенина, Е.Н. Сорочинской, В.Н. Турченко и др.;
- научные представления о целостности образовательного процесса и его социально-культурной, психологической, аксеологической обусловленности, представленные в трудах Ю.К. Бабанского, А.В. Беляева, М.Н. Берулавы, И.Ф. Исаева, В.П. Зинченко, И.С. Розова, В.А. Сластенина, В.Д. Шадрикова, В.А. Шаповалова и др.;
- идеи личностно ориентированного подхода, отраженные в работах Е.В. Бондаревской, М.В. Кларина, И.А. Колесниковой, И.В. Котовой, А.В. Мудрика, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, И.С. Якиманской и др., акмеологического - в трудах Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьмина, рефлексивного
- в исследованиях Т.М. Давыденко, В.А. Петровского, Л.С. Подымовой, технологического - в публикациях В.П. Беспалько, М.М. Левиной, Н.Ф. Талызиной подходов к развитию образования и управлению педагогическими системами;
- теория педагогического проектирования О.С. Анисимова, В.И. Загвязинского, С.И. Краснова, В.С. Лазарева, М.М. Поташника, И.М. Чегодаева и др.;
- ведущие положения дидактики дополнительного профессионального образования руководителей школ, разработанные А.И. Жилиной, Ю.А. Конаржевским, В.И. Кричевским, К.А. Нефедовой, П.К. Одинцовым, Л.М. Перминовой, Г.Н. Подчалимовой, Е.П. Тонконогой, П.И. Третьяковым, Т.И. Шамовой, К.М. Ушаковым и др.
Методы и база исследования. Решение поставленных задач обеспечивалось комплексом исследовательских методов: системного, исторического анализа, теоретического и практического моделирования, анализа научной литературы и нормативно-правовых актов, документов, монографических исследований, продуктов творческой деятельности преподавателей и слушателей курсов повышения квалификации.
Ведущая роль в исследовании принадлежит эксперименту, в ходе которого применялись общие диагностические методы (включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос), использовалась методика независимых характеристик. В ходе проверки и обобщения результатов исследования применялся системно-целостный анализ, при обработке данных использовались методы математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлись гимназии № 25 и 30, лицеи № 5, 10, 14, 15 и общеобразовательные школы № 1, 21, 28, 34, 64 г. Ставрополя, СОШ № 1 с. Красногвардейского и СОШ № 4 с.Кочубеевского Ставропольского края, факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров образования (ФПКиППУКО) Ставропольского государственного университета, институты повышения квалификации работников образования городов Ставрополя и Черкесска.
Нами разработаны и научно обоснованы теоретические и концептуальные основы исследования, определены его логика и методы, организованы и проведены констатирующий и формирующий этапы эксперимента.
На разных этапах эксперимента исследованием были охвачены 11 городских и 2 сельских общеобразовательных учреждения. Общее количество респондентов составило 1928 человек (в том числе 900 директоров общеобразовательных школ, 528 их заместителей по учебно-воспитательной, научно-исследовательской, воспитательной работе, 300 работников органов управления образованием, 200 педагогов и студентов).
Исследование выполнялось в четыре этапа:
I этап (1988 - 1992 гг.) - поисковый: определялась степень изученности проблемы в педагогической науке, выявлялись тенденции ее решения; осуществлялся поиск методологических подходов, разрабатывалась программа констатирующего эксперимента,осуществлялось его проведение; анализировались традиционные подходы к организации обучения руководителей школ в системе повышения квалификации; изучались образовательные потребности как обучающихся, так и развивающейся школьной системы; выявлялся уровень профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных школ, качество и результаты их профессиональной деятельности.
II этап (1992 - 1996 гг.) - теоретико-экспериментальный: осуществлялись постановка и уточнение задач исследования, формулировалась рабочая гипотеза; разрабатывалась и подвергалась экспериментальной проверке модель взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой; определялись содержание и технология обучения руководителей школ по реализации модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении.
III этап (1996 - 2000 гг.) - завершающий: продолжалась отработка технологии обучения руководителей школ; подвергались корректировке цели и задачи эксперимента, уточнялась и конкретизировалась концепция исследования; анализировались, систематизировались и обобщались результаты теоретико-экспериментальной работы; создавалась теоретическая и научно-методическая база для внедрения технологии обучения руководителей школ; осуществлялось внедрение результатов исследования в практику обучения руководителей школ на ФПКиППУКО Ставропольского, Белгородского государственных университетов, Липецкого государственного педагогического университета.
IV этап (2000 - 2003 гг.) - итоговый: обобщение теоретических и экспериментальных результатов исследования, подготовка учебного пособия и монографии по теме исследования, оформление результатов в виде докторской диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- определены сущность и взаимосвязь организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой;
- впервые разработаны концептуальные основы взаимодействия
организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой, включающие в себя совокупность следующих методологических подходов: системно-деятельностного, человеко-ориентированного, андрагогического, синергетического, культурологического;
- теоретически обоснованы ведущие тенденции и принципы взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой;
- выявлены условия взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов;
- впервые представлена и научно обоснована адаптивная модель взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой, выявлены ее структурные компоненты и их взаимосвязь в целостном управленческом цикле;
- разработана и реализована технология внедрения модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой;
- обоснованы критерии эффективности реализации адаптивной модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расширен категориальный аппарат теории внутришкольного управления: впервые введены в научный оборот такие понятия, как правовой подход, правовой фактор, взаимодействие организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой; определена совокупность научно-методологических подходов исследования за счет обоснования правового подхода.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования применяются в федеральной системе дополнительного профессионального образования при разработке лекционных курсов, практических занятий и спецкурсов, а также в процессе консультирования по организационно-педагогическим и правовым вопросам на страницах журналов «Народное образование», «Управление дошкольным образовательным учреждением», «Образование в документах», «Профессиональное образование», «Сельская школа».
Разработанная и экспериментально проверенная адаптивная модель взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой применяется в практике руководителями школ.
Учебные пособия, монографии, изданные по материалам исследования, используются непосредственно в практической деятельности руководителей общеобразовательных школ, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются совокупностью исходных методологических и теоретических позиций, связанных с системно-деятельностным, человеко-ориентированным, андрагогическим, синергетическим, культурологическим подходами; использованием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его задачам и логике; доказательностью, логикой и непротиворечивостью выводов; широкой апробацией полученных данных в практике, их сравнимостью с массовой практикой; репрезентативностью выборки исследования и достоверной значимостью различий контрольных и экспериментальных школ.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Правовой подход связан с использованием специфических юридических способов воздействия на процесс управления; правовой фактор представляет собой совокупность объективных (наличие нормативно-правовых актов) и субъективных (правовая компетентность субъектов и объектов управления) условий, предполагающих знание нормативно-правовых актов и умение реализовывать их в управленческой деятельности; адаптивная модель взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой.
2. Структура организационно-педагогических факторов может быть правовых факторов складывается из нормативного, регламентирующего стимулирования, нормирования труда и характеризуется законностью, мобильностью.
3. Эффективность реализации организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой зависит от обеспечения их взаимодействия, характеризующегося взаимообусловленностью, изменением состояния, взаимопереходами друг в друга, внешними и внутренними отношениями и связями.
4. Взаимодействие организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой обеспечивается при соблюдении следующих принципов: независимости и паритетности органов государственного и общественного управления школой; законности; комплексного использования экономических, кадровых и общественных субъектов управления общеобразовательной школой; направленности деятельности субъектов управления школой на реализацию потребностей и интересов участников образовательного процесса; открытости и гласности; свободы и самодеятельности, взаимодействия всех структур управления.
5. Технология поэтапной реализации модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов, предполагающая формирование человеко-ориентированного видения управленческой деятельности, определение основных тенденций, принципов, условий взаимодействия.
6. Качество реализации модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой обусловлено следующими условиями:
- наличие системы нормативно-правового обеспечения управления общеобразовательной школой;
- профессиональная компетентность руководителя общеобразовательной школы, включающая в себя управленческую и подразумевает собой меру и способ творческой самореализации личности руководителя школы в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении общеобразовательной школой. Под правовой компетентностью руководителя образовательного учреждения понимают знание права в целом и образовательного права в частности, отношение к действующему праву, требования, предъявляемые к праву, отношение к исполнению правовых предписаний;
- обучение руководителей общеобразовательных школ реализации адаптивной модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов.
7. Эффективность подготовки руководителей школ к реализации адаптивной модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой предполагает учет критериев зрелости, результативности, подготовленности, удовлетворенности управленческой деятельностью руководителей.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 88 работ.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в монографиях, учебных пособиях, научных статьях и материалах конференций. Они обсуждались и получили одобрение на международных (Чебоксары, 1993; Ставрополь, 2001; Минск, 2002; Новосибирск, 2003), Всероссийских (Нальчик, 2000; Тверь, 2001; Челябинск, 2001; Мичуринск, 2003) и региональных (Барнаул, 1999, 2002; Белгород, 1996; Екатеринбург, 2001; Казань, 2001; Москва, 2000-2003; Ростов-на-Дону, 1992; Смоленск, 2000; Черкесск, 2000) научно¬практических конференциях, симпозиумах, семинарах, чтениях; ежегодных научно-методических конференциях в Ставропольском государственном университете (Ставрополь, 1992-2004).
Основные материалы диссертационного исследования внедрены в учебные курсы «Правовые основы управления образованием», «Организационно-педагогические и правовые основы деятельности образовательного учреждения» факультетов повышения квалификации Ставропольского и Белгородского государственных университетов, Ставропольского краевого и Карачаево-Черкесского республиканского институтов повышения квалификации работников образования.
Структура и объем диссертации. Работа изложена на 385 страницах, содержит 21 таблицу, 6 рисунков, 13 схем. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 480 источников, в том числе 29 иностранных авторов, и 12 приложений.
В настоящее время значительно усилилось внимание к образовательному учреждению как социальной системе. Общество определяет в качестве основной цели современной школы создание и постоянное совершенствование условий для получения каждым учеником образования в соответствии со своими интересами и потребностями, предоставление всем учащимся возможностей для самоопределения. Неразрывная связь общества и жизнедеятельности в нем образовательного учреждения ставит современного руководителя перед необходимостью проведения постоянного анализа противоречивых общественных процессов, существенно изменяющихся условий функционирования и развития общеобразовательной школы, прогнозирования тенденций их проявления в будущем, гибкого и быстрого реагирования на них в интересах выживания, стабилизации и развития образовательного учреждения.
Успешность реформирования системы образования и модернизация конкретной школы напрямую связаны с деятельностью руководителя общеобразовательной школы. Перспективы её развития во многом зависят от его правовой компетентности. С одной стороны, усложнение функций образовательного учреждения требует от руководителя глубоких знаний трудового, гражданского, семейного, предпринимательского,
образовательного права. С другой стороны, повышение качества управления процессами функционирования и развития общеобразовательной школы в свете современных требований в значительной степени определяется сформированностью системного мышления, нравственной зрелостью и высоким уровнем правовой культуры руководителя.
Расширение функций современной школы, совершенствование содержания и условий ее деятельности повлекли за собой значительные изменения организационного аспекта жизни школьного коллектива, обусловили усложнение труда руководителя, определили потребность в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности, направленной на решение нетрадиционных организационных задач в управлении школой. Реализация данного комплекса задач возможна при учете организационно-педагогических факторов в управлении общеобразовательной школой.
Возрастание роли правовой культуры руководителя связано с необходимостью учета как особенностей социума общеобразовательной школы, так и общедемократических тенденций развития общества в целом. В законодательстве об образовании предусмотрено изменение методов управления: от широкого применения индивидуальных властных распоряжений «сверху-вниз» к нормативно-правовому регулированию деятельности общеобразовательной школы как юридического лица.
Эффективность работы руководителя общеобразовательной школы определяется профессиональной компетентностью в определении содержания образования, в осуществлении связи между образованием и развитием личности, качеством образования и его практической направленностью. Ориентация руководителя школы на личностно ориентированные цели образования также является показателем совершенствования профессиональной компетентности. На современном этапе теоретико-методологические аспекты социального управления всесторонне проанализированы российскими учеными, такими как Р.Ф. Абдеевым, В.Г. Афанасьевым, А.И. Бергом, Д.И. Гвишиани, А.А. Карташовым, В.И. Садовским, Э.Г. Юдиным и зарубежными исследователями Т. Кунцем, М. Месконом, А. Морита, А. Файолем, Ф. Хедоури и др.
В отечественной педагогической науке накоплен обширный научный фонд разработок междисциплинарного характера, который создает предпосылки для выявления теоретических основ становления и развития общеобразовательных учреждений. Философия образования рассматривается в трудах Д.И. Гвишиани, Б.С. Гершунского, В.В. Краевского, А.И. Пригожина, Б.В. Сазонова, педагогическая диагностика - в работах Б.С. Гершунского, В.И. Зверевой, Т.К. Чекмаревой, экономика образования - В.С. Беляковской и др., теория целостного педагогического процесса - Ю.В. Васильева, И.Ф. Исаева, A. И. Мищенко, В.А. Сластенина, Ю.П. Сокольникова, Т.И. Шамовой. Управлению развитием школы посвящены исследования В.Н. Гурова,
B. И. Зверевой, В.Ю. Кричевского, В.С. Лазарева, А.М. Моисеева,М.М. Поташника, П.И. Третьякова, П.В. Худоминского, Т.И. Шамовой; методология инновационных процессов и адаптивные модели управления рассмотрены Т.М. Давыденко, Н.А. Рогачевой, Е.А. Ямбургом;
педагогическая инноватика освещена в трудах Ю. В. Громыко, Н.И. Лапина, Л.С. Подымовой, А.И. Пригожина, В.А. Сластенина,В. А. Шаповалова и др.; становление и развитие сети современных образовательных учреждений раскрыты В.Н. Ирхиным, Т.В. Орловой, H. И. Роговцевой, А.И. Тряпицыной.
В современных условиях общеобразовательные школы, сталкиваясь с крайне неблагоприятными социальными обстоятельствами, вынуждены одновременно решать три группы разнонаправленных задач.
I. Обеспечение элементарного выживания и адаптации учителей и учащихся к быстро меняющейся обстановке.
2. Обеспечение нормального бесстрессового функционирования образовательного процесса, достижение результатов образования, соответствующих государственным требованиям, и необходимого для этого уровня мотивации обучения детей.
3. Осуществление инновационной деятельности для решения с помощью нововведений задач развития образования.
Важнейшим условием стабилизации и развития общеобразовательной школы является обеспечение ее правового статуса, опора директора в принятии управленческих решений, связанных с модернизацией образования, на образовательное право, которое в настоящее время значительно изменилось.
К настоящему времени сложились определенные предпосылки для научного обоснования путей повышения качества управления школой. Так, созданы общие основы теории управления образованием, которые получили освещение в работах М.И. Кондакова, Ю.А. Конаржевского, В.Ю. Кричевского, В.С. Лазарева, А.А. Орлова, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, П.И. Фролова, П.В. Худоминского, Т.И. Шамовой и др., раскрывших основные научные категории, сущность, закономерности и принципы управления, прежде всего, образовательным учреждением.
Принципиальное значение имеют исследования, рассматривающие разнообразные подходы к управлению образовательным учреждением:
- функциональный подход (В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.);
- проблемно-функциональный подход (А.А. Орлов, Н.А. Рогачева, П.И. Третьяков и др.);
- системный подход (С.И. Архангельский, Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова);
- ситуационный подход (Б .С . Гершунский, П . И . Третьяков и др.);
- оптимизационный подход (Ю. К . Бабанский, М . М. Поташник и др.);
- исследовательский подход (Г . М . Тюлю, Т .И. Шамова и др.);
- мотивационный подход (П . И . Третьяков, Р . Х . Шакуров, Т . И . Шамова и др.);
- концептуальный технологический подход (З. И. Васильева,П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Е.А. Ямбург и др.);
- рефлексивный подход (Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова и др.).
Анализ этих подходов позволяет охарактеризовать динамику развития теории управления образовательным учреждением в современных условиях.
В последнее время проблематика развития образовательных учреждений имеет тенденцию к усложнению вопросов управления относительно разнообразных типов образовательных учреждений и связана с изменением специфики управления гимназиями, лицеями, колледжами, рассматриваемой А.Г. Каспржаком, Е.С. Полат, Н.А. Шарай и др.
Вопросы учета и взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой представляются недостаточно исследованными. При этом эффективность функционирования и развития общеобразовательного учреждения зависит от знания руководителем организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой и умения их применять.
Изменения в задачах общеобразовательной школы и содержании деятельности руководителя предъявляют высокие требования к повышению уровня его профессиональной квалификации. Изучение практического опыта повышения квалификации руководителей общеобразовательной школы, а также научные исследования по этим проблемам М.И. Кондакова, Г.Н. Подчалимовой, Е.П. Тонконогой, П.И. Третьякова, П.В. Худоминского, И.К. Шалаева, Т.И. Шамовой позволяют констатировать обострившиеся противоречия между:
- сложившейся системой жесткого администрирования и необходимостью перевода общеобразовательного учреждения в режим самостоятельности и самоуправления;
- предоставлением общеобразовательной школе права самостоятельности и недостаточной разработанностью организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой;
- необходимостью решения новых задач, стоящих перед общеобразовательной школой, и стандартными методами, формами организации управленческой и правовой подготовки руководителей образовательных учреждений в системе дополнительного профессионального образования.
С учетом обозначенных противоречий выбрана тема исследования, проблема которого заключается в определении научно-теоретических основ организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой. Решение этой проблемы составляет цель исследования.
В соответствии с целью объектом исследования является система внутришкольного управления, а его предметом - организационно-педагогические и правовые факторы в управлении общеобразовательной школой.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, были сформулированы следующие задачи.
1. Раскрыть сущность организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой.
2. Определить условия, структуру, принципы взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой.
3. Разработать адаптивную модель взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой.
4. Разработать технологию реализации модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой.
5. Выявить условия эффективности реализации модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой.
Гипотеза исследования основана на том, что управление общеобразовательной школой будет эффективным, если:
1) обеспечивается совокупность системно-деятельностного, человеко-ориентированного, андрагогического, синергетического,
культурологического подходов;
2) учитываются тенденции и принципы взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов: системности, гуманизма, андрагогизации, культурологизации, субъектности, целостной профессионализации;
3) реализуются условия взаимодействия организационно¬педагогических и правовых факторов;
4) разработана адаптивная модель, включающая в себя целевой, организационно-содержательный, технологический и кадровый компоненты;
5) используется технология реализации модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой;
6) в системе дополнительного профессионального образования
Общенаучная методология исследования представлена системным, культурологическим, синергетическим, личностно-деятельностным и правовым подходами.
Теоретическую основу исследования составляют:
- основы управления общеобразовательной школой, разработанные В.Н. Гуровым, Ю.А. Конаржевским, В.Ю. Кричевским, М.М. Поташником, П.И. Третьяковым, Т.И. Шамовой и др.;
- разработки отечественных и зарубежных ученых в области теории непрерывного образования взрослых, дополнительного профессионального образования, таких как Б.С. Гершунского, В.И. Горовой, М. Дгарко, Д. Кидда, Ю.Н. Кулюткина, Ю.А. Лобейко, В.Н. Онушкина, В.А. Сластенина, Е.Н. Сорочинской, В.Н. Турченко и др.;
- научные представления о целостности образовательного процесса и его социально-культурной, психологической, аксеологической обусловленности, представленные в трудах Ю.К. Бабанского, А.В. Беляева, М.Н. Берулавы, И.Ф. Исаева, В.П. Зинченко, И.С. Розова, В.А. Сластенина, В.Д. Шадрикова, В.А. Шаповалова и др.;
- идеи личностно ориентированного подхода, отраженные в работах Е.В. Бондаревской, М.В. Кларина, И.А. Колесниковой, И.В. Котовой, А.В. Мудрика, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, И.С. Якиманской и др., акмеологического - в трудах Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьмина, рефлексивного
- в исследованиях Т.М. Давыденко, В.А. Петровского, Л.С. Подымовой, технологического - в публикациях В.П. Беспалько, М.М. Левиной, Н.Ф. Талызиной подходов к развитию образования и управлению педагогическими системами;
- теория педагогического проектирования О.С. Анисимова, В.И. Загвязинского, С.И. Краснова, В.С. Лазарева, М.М. Поташника, И.М. Чегодаева и др.;
- ведущие положения дидактики дополнительного профессионального образования руководителей школ, разработанные А.И. Жилиной, Ю.А. Конаржевским, В.И. Кричевским, К.А. Нефедовой, П.К. Одинцовым, Л.М. Перминовой, Г.Н. Подчалимовой, Е.П. Тонконогой, П.И. Третьяковым, Т.И. Шамовой, К.М. Ушаковым и др.
Методы и база исследования. Решение поставленных задач обеспечивалось комплексом исследовательских методов: системного, исторического анализа, теоретического и практического моделирования, анализа научной литературы и нормативно-правовых актов, документов, монографических исследований, продуктов творческой деятельности преподавателей и слушателей курсов повышения квалификации.
Ведущая роль в исследовании принадлежит эксперименту, в ходе которого применялись общие диагностические методы (включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос), использовалась методика независимых характеристик. В ходе проверки и обобщения результатов исследования применялся системно-целостный анализ, при обработке данных использовались методы математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлись гимназии № 25 и 30, лицеи № 5, 10, 14, 15 и общеобразовательные школы № 1, 21, 28, 34, 64 г. Ставрополя, СОШ № 1 с. Красногвардейского и СОШ № 4 с.Кочубеевского Ставропольского края, факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров образования (ФПКиППУКО) Ставропольского государственного университета, институты повышения квалификации работников образования городов Ставрополя и Черкесска.
Нами разработаны и научно обоснованы теоретические и концептуальные основы исследования, определены его логика и методы, организованы и проведены констатирующий и формирующий этапы эксперимента.
На разных этапах эксперимента исследованием были охвачены 11 городских и 2 сельских общеобразовательных учреждения. Общее количество респондентов составило 1928 человек (в том числе 900 директоров общеобразовательных школ, 528 их заместителей по учебно-воспитательной, научно-исследовательской, воспитательной работе, 300 работников органов управления образованием, 200 педагогов и студентов).
Исследование выполнялось в четыре этапа:
I этап (1988 - 1992 гг.) - поисковый: определялась степень изученности проблемы в педагогической науке, выявлялись тенденции ее решения; осуществлялся поиск методологических подходов, разрабатывалась программа констатирующего эксперимента,осуществлялось его проведение; анализировались традиционные подходы к организации обучения руководителей школ в системе повышения квалификации; изучались образовательные потребности как обучающихся, так и развивающейся школьной системы; выявлялся уровень профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных школ, качество и результаты их профессиональной деятельности.
II этап (1992 - 1996 гг.) - теоретико-экспериментальный: осуществлялись постановка и уточнение задач исследования, формулировалась рабочая гипотеза; разрабатывалась и подвергалась экспериментальной проверке модель взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой; определялись содержание и технология обучения руководителей школ по реализации модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении.
III этап (1996 - 2000 гг.) - завершающий: продолжалась отработка технологии обучения руководителей школ; подвергались корректировке цели и задачи эксперимента, уточнялась и конкретизировалась концепция исследования; анализировались, систематизировались и обобщались результаты теоретико-экспериментальной работы; создавалась теоретическая и научно-методическая база для внедрения технологии обучения руководителей школ; осуществлялось внедрение результатов исследования в практику обучения руководителей школ на ФПКиППУКО Ставропольского, Белгородского государственных университетов, Липецкого государственного педагогического университета.
IV этап (2000 - 2003 гг.) - итоговый: обобщение теоретических и экспериментальных результатов исследования, подготовка учебного пособия и монографии по теме исследования, оформление результатов в виде докторской диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- определены сущность и взаимосвязь организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой;
- впервые разработаны концептуальные основы взаимодействия
организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой, включающие в себя совокупность следующих методологических подходов: системно-деятельностного, человеко-ориентированного, андрагогического, синергетического, культурологического;
- теоретически обоснованы ведущие тенденции и принципы взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой;
- выявлены условия взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов;
- впервые представлена и научно обоснована адаптивная модель взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой, выявлены ее структурные компоненты и их взаимосвязь в целостном управленческом цикле;
- разработана и реализована технология внедрения модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой;
- обоснованы критерии эффективности реализации адаптивной модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расширен категориальный аппарат теории внутришкольного управления: впервые введены в научный оборот такие понятия, как правовой подход, правовой фактор, взаимодействие организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой; определена совокупность научно-методологических подходов исследования за счет обоснования правового подхода.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования применяются в федеральной системе дополнительного профессионального образования при разработке лекционных курсов, практических занятий и спецкурсов, а также в процессе консультирования по организационно-педагогическим и правовым вопросам на страницах журналов «Народное образование», «Управление дошкольным образовательным учреждением», «Образование в документах», «Профессиональное образование», «Сельская школа».
Разработанная и экспериментально проверенная адаптивная модель взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой применяется в практике руководителями школ.
Учебные пособия, монографии, изданные по материалам исследования, используются непосредственно в практической деятельности руководителей общеобразовательных школ, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются совокупностью исходных методологических и теоретических позиций, связанных с системно-деятельностным, человеко-ориентированным, андрагогическим, синергетическим, культурологическим подходами; использованием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его задачам и логике; доказательностью, логикой и непротиворечивостью выводов; широкой апробацией полученных данных в практике, их сравнимостью с массовой практикой; репрезентативностью выборки исследования и достоверной значимостью различий контрольных и экспериментальных школ.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Правовой подход связан с использованием специфических юридических способов воздействия на процесс управления; правовой фактор представляет собой совокупность объективных (наличие нормативно-правовых актов) и субъективных (правовая компетентность субъектов и объектов управления) условий, предполагающих знание нормативно-правовых актов и умение реализовывать их в управленческой деятельности; адаптивная модель взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой.
2. Структура организационно-педагогических факторов может быть правовых факторов складывается из нормативного, регламентирующего стимулирования, нормирования труда и характеризуется законностью, мобильностью.
3. Эффективность реализации организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой зависит от обеспечения их взаимодействия, характеризующегося взаимообусловленностью, изменением состояния, взаимопереходами друг в друга, внешними и внутренними отношениями и связями.
4. Взаимодействие организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой обеспечивается при соблюдении следующих принципов: независимости и паритетности органов государственного и общественного управления школой; законности; комплексного использования экономических, кадровых и общественных субъектов управления общеобразовательной школой; направленности деятельности субъектов управления школой на реализацию потребностей и интересов участников образовательного процесса; открытости и гласности; свободы и самодеятельности, взаимодействия всех структур управления.
5. Технология поэтапной реализации модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов, предполагающая формирование человеко-ориентированного видения управленческой деятельности, определение основных тенденций, принципов, условий взаимодействия.
6. Качество реализации модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой обусловлено следующими условиями:
- наличие системы нормативно-правового обеспечения управления общеобразовательной школой;
- профессиональная компетентность руководителя общеобразовательной школы, включающая в себя управленческую и подразумевает собой меру и способ творческой самореализации личности руководителя школы в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении общеобразовательной школой. Под правовой компетентностью руководителя образовательного учреждения понимают знание права в целом и образовательного права в частности, отношение к действующему праву, требования, предъявляемые к праву, отношение к исполнению правовых предписаний;
- обучение руководителей общеобразовательных школ реализации адаптивной модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов.
7. Эффективность подготовки руководителей школ к реализации адаптивной модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой предполагает учет критериев зрелости, результативности, подготовленности, удовлетворенности управленческой деятельностью руководителей.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 88 работ.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в монографиях, учебных пособиях, научных статьях и материалах конференций. Они обсуждались и получили одобрение на международных (Чебоксары, 1993; Ставрополь, 2001; Минск, 2002; Новосибирск, 2003), Всероссийских (Нальчик, 2000; Тверь, 2001; Челябинск, 2001; Мичуринск, 2003) и региональных (Барнаул, 1999, 2002; Белгород, 1996; Екатеринбург, 2001; Казань, 2001; Москва, 2000-2003; Ростов-на-Дону, 1992; Смоленск, 2000; Черкесск, 2000) научно¬практических конференциях, симпозиумах, семинарах, чтениях; ежегодных научно-методических конференциях в Ставропольском государственном университете (Ставрополь, 1992-2004).
Основные материалы диссертационного исследования внедрены в учебные курсы «Правовые основы управления образованием», «Организационно-педагогические и правовые основы деятельности образовательного учреждения» факультетов повышения квалификации Ставропольского и Белгородского государственных университетов, Ставропольского краевого и Карачаево-Черкесского республиканского институтов повышения квалификации работников образования.
Структура и объем диссертации. Работа изложена на 385 страницах, содержит 21 таблицу, 6 рисунков, 13 схем. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 480 источников, в том числе 29 иностранных авторов, и 12 приложений.
Во всем мире происходит переход от общества индустриального к обществу информационному, технократический подход уступает место веку человека, и поэтому обозначился поиск путей перехода во всех сферах деятельности от технологий XX столетия к антропогенной цивилизации будущего. Изменение миссии человека в обновляющейся системе его политических и духовных взглядов диктует новые требования к личности будущего члена общества, к его образовательной и профессиональной подготовке. Вот почему общеобразовательная школа не может развиваться, не обновляя свою деятельность в новых социокультурных условиях. Универсальность обновления образования в XXI веке требует перехода на новые педагогические и управленческие технологии обучения, воспитания, а также управления общеобразовательной школой в целом.
Роль современной общеобразовательной школы состоит в создании условий для становления образованной, культурной, нравственно, физически и психически здоровой личности, готовой к самоопределению, интегрированной в современное общество и нацеленной на его совершенствование. Становление такой личности будет возможно, если сама школа станет развивающейся педагогической системой.
Реформирование образования в России требует от руководителя общеобразовательного учреждения умения пересматривать содержание управленческой деятельности в соответствии со стратегическими целями и задачами конкретных этапов развития школы, вносить коррективы в набор реализуемых управленческих функций, моделировать и видоизменять необходимую организационную структуру управления, осваивать новые управленческие технологии.
Вместе с тем, результаты ряда специальных исследований, а также проведенный педагогический мониторинг показывают, что многие руководители общеобразовательных школ испытывают затруднения в реализации взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой.
Условия взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой выявлены и разработаны нами на основе анализа функций управления и заключаются в следующем:
- информационно-аналитическая функция требует высокого уровня компетентности руководителя в работе с информацией, которая лежит в основе принятия управленческого решения;
- педагогический коллектив разрабатывает и принимает ценности к цели; особенность управления заключается в профессиональной компетентности руководителя по мотивации к принятию ценностей и целей коллективом;
- планово-прогностическая функция управления реализуется в проектной технологии, совместный поиск руководителем и педагогическим коллективом новых форм мотивации на организацию и выполнение проектов функционирования и развития школы, выполнение запланированных мероприятий позволяет ответственно подойти к распределению обязанностей между администрацией, учителями, учениками школы;
- в контрольно-оценочной функции диагностика выступает как механизм управления, причем контроль ведется по следующим направлениям: запрограммированные результаты, факторы, обеспечивающие достижение запрограммированных результатов; внутриконтрольные условия, обеспечивающие получение запрограммированных результатов;
внутришкольные условия, обеспечивающие получение запрограммированных результатов; управление развитием общеобразовательной школы.
- управление строится на рефлексивной основе, поэтому коррекционно-регулятивной функции принадлежит особое место, реализация же происходит в процессе мониторинга по каждой функции.
Результативность управления общеобразовательной школой
-нацеленность на человека, система ценностей, целей становится первостепенной по отношению к технологичности;
-ослабление вертикальных связей и усложнение горизонтальных, стремление организовать полноценную, продуманную жизнедеятельность всех аспектов обновления школы;
- новое понимание качества образовательного процесса не как простого соответствия норме, а как зависящего от целого комплекса условий, в которых педагог живет, работает, отдыхает и должен быть удовлетворен результатами своей деятельности;
- новая роль и место руководителя в системе управления как организатора самодвижения педагогического коллектива на основе сотрудничества и коллективного управления, организатора мотиваций личных целей на цели школы.
Важную роль в повышении эффективности управления общеобразовательной школой на основе взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов играет компетентность руководителя.
Руководитель современной общеобразовательной школы должен обладать организаторскими способностями, разносторонними специальными знаниями: управленческими, правовыми, экологическими, финансовыми, психологическими, педагогическими, уметь технологично использовать их в своей практической управленческой деятельности, быть культурным человеком.
Управленческая деятельность руководителя - это профессиональная деятельность, которая основана на чётком понимании целей, ценностей, содержания образования, принципов, форм и методов управления. Приоритетной составляющей профессионализма в этом случае является человековедческая компетентность, то есть фундаментальные антропологические знания, адаптированные к управленческой деятельности.
На современном этапе развития общеобразовательной школы руководитель управляет (создает и использует технические, финансовые, кадровые, научные, научно-методические, правовые, экономические условия, которые необходимы для управленческой деятельности), а не руководит; руководитель, таким образом, принимает на себя профессиональные достижения педагогического и ученического коллектива, организует и координирует деятельность педагогов, учащихся, родителей. Главное профессиональное предназначение директора общеобразовательной школы - умение работать с людьми, а для этого необходимо понимание и соблюдение общих принципов управления: профессиональная компетентность (опыт, знания и умения , которые необходимы для профессионального исполнения должностных функций); гуманность (стремление раскрывать в людях лучшие личностно-деловые качества, любовь и уважение к ним; инновационность (стремление к поиску, умение поощрять работников, которые осваивают новое в содержании, управлении, технологиях); осознание самоценности собственной жизни, оптимизм; прагматизм (работа на результат, рациональное использование рабочего времени). Современный руководитель должен также помнить о социальной защите, в основе которой лежит их непрерывное образование всеми возможными способами и формами.
В то же время одной из ключевых проблем обновления деятельности и повышения эффективности работы общеобразовательной школы в современных условиях является повышение уровня общей и профессиональной культуры ее руководителя.
современного руководителя.
2. Концептуальную основу взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой составляет совокупность таких методологических подходов, как системно-деятельностный, профессионально-компетентный, человеко-ориентированный, андрагогический, синергетический, культурологический.
Такие подходы позволяют выделить ведущие тенденции взаимодействия указанных факторов:
- непрерывность управления;
- усиление роли общественности в управлении общеобразовательной школой;
- достижение сбалансированности содержания управленческой деятельности и форм ее реализации;
- тесная взаимосвязь организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой.
Взаимодействие организационно-педагогических и правовых факторов обеспечивается с учетом следующих принципов: независимости и паритетности органов государственного и общественного управления школой; законности; комплексного использования экономических, кадровых и общественных субъектов управления общеобразовательной школой; направленности деятельности субъектов управления школой на реализацию потребностей и интересов участников образовательного процесса; открытости и гласности; свободы и самодеятельности, взаимодействия всех структур управления.
3. Взаимодействие организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой обусловлено соблюдением следующих условий: наличие системы организационно-педагогического и нормативно-правового обеспечения деятельности школы, сформированность профессиональной компетентности руководителя, его подготовленность к управлению общеобразовательной школой.
4. Оптимальное обеспечение взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой достигается через реализацию адаптивной модели, включающей целевой, организационно-содержательный, технологический и кадровый компоненты.
5. Технология реализации модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой осуществляется в следующей логике: проблематизация управленческой деятельности; формирование человеко-ориентированного видения управленческой деятельности; определение основных тенденций, принципов, условий взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой; переход на новую ступень качества управления общеобразовательной школой.
6. В качестве инструмента оценки эффективности модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой служат следующие критерии: эффективности самого взаимодействия в соответствии с определяемыми для данного феномена характеристиками; результативности деятельности общеобразовательной школы; эффективности подготовки руководителей к управленческой деятельности.
Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование доказывает, что проблема определения условий взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой приобретает социально-педагогическую направленность. Дальнейшие исследования могут быть связаны с разработкой теоретических основ специализированных учебников для руководителей общеобразовательных школ, работников органов управления образованием, а также для системы дополнительного профессионального образования работников образовательной сферы.
Роль современной общеобразовательной школы состоит в создании условий для становления образованной, культурной, нравственно, физически и психически здоровой личности, готовой к самоопределению, интегрированной в современное общество и нацеленной на его совершенствование. Становление такой личности будет возможно, если сама школа станет развивающейся педагогической системой.
Реформирование образования в России требует от руководителя общеобразовательного учреждения умения пересматривать содержание управленческой деятельности в соответствии со стратегическими целями и задачами конкретных этапов развития школы, вносить коррективы в набор реализуемых управленческих функций, моделировать и видоизменять необходимую организационную структуру управления, осваивать новые управленческие технологии.
Вместе с тем, результаты ряда специальных исследований, а также проведенный педагогический мониторинг показывают, что многие руководители общеобразовательных школ испытывают затруднения в реализации взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой.
Условия взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой выявлены и разработаны нами на основе анализа функций управления и заключаются в следующем:
- информационно-аналитическая функция требует высокого уровня компетентности руководителя в работе с информацией, которая лежит в основе принятия управленческого решения;
- педагогический коллектив разрабатывает и принимает ценности к цели; особенность управления заключается в профессиональной компетентности руководителя по мотивации к принятию ценностей и целей коллективом;
- планово-прогностическая функция управления реализуется в проектной технологии, совместный поиск руководителем и педагогическим коллективом новых форм мотивации на организацию и выполнение проектов функционирования и развития школы, выполнение запланированных мероприятий позволяет ответственно подойти к распределению обязанностей между администрацией, учителями, учениками школы;
- в контрольно-оценочной функции диагностика выступает как механизм управления, причем контроль ведется по следующим направлениям: запрограммированные результаты, факторы, обеспечивающие достижение запрограммированных результатов; внутриконтрольные условия, обеспечивающие получение запрограммированных результатов;
внутришкольные условия, обеспечивающие получение запрограммированных результатов; управление развитием общеобразовательной школы.
- управление строится на рефлексивной основе, поэтому коррекционно-регулятивной функции принадлежит особое место, реализация же происходит в процессе мониторинга по каждой функции.
Результативность управления общеобразовательной школой
-нацеленность на человека, система ценностей, целей становится первостепенной по отношению к технологичности;
-ослабление вертикальных связей и усложнение горизонтальных, стремление организовать полноценную, продуманную жизнедеятельность всех аспектов обновления школы;
- новое понимание качества образовательного процесса не как простого соответствия норме, а как зависящего от целого комплекса условий, в которых педагог живет, работает, отдыхает и должен быть удовлетворен результатами своей деятельности;
- новая роль и место руководителя в системе управления как организатора самодвижения педагогического коллектива на основе сотрудничества и коллективного управления, организатора мотиваций личных целей на цели школы.
Важную роль в повышении эффективности управления общеобразовательной школой на основе взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов играет компетентность руководителя.
Руководитель современной общеобразовательной школы должен обладать организаторскими способностями, разносторонними специальными знаниями: управленческими, правовыми, экологическими, финансовыми, психологическими, педагогическими, уметь технологично использовать их в своей практической управленческой деятельности, быть культурным человеком.
Управленческая деятельность руководителя - это профессиональная деятельность, которая основана на чётком понимании целей, ценностей, содержания образования, принципов, форм и методов управления. Приоритетной составляющей профессионализма в этом случае является человековедческая компетентность, то есть фундаментальные антропологические знания, адаптированные к управленческой деятельности.
На современном этапе развития общеобразовательной школы руководитель управляет (создает и использует технические, финансовые, кадровые, научные, научно-методические, правовые, экономические условия, которые необходимы для управленческой деятельности), а не руководит; руководитель, таким образом, принимает на себя профессиональные достижения педагогического и ученического коллектива, организует и координирует деятельность педагогов, учащихся, родителей. Главное профессиональное предназначение директора общеобразовательной школы - умение работать с людьми, а для этого необходимо понимание и соблюдение общих принципов управления: профессиональная компетентность (опыт, знания и умения , которые необходимы для профессионального исполнения должностных функций); гуманность (стремление раскрывать в людях лучшие личностно-деловые качества, любовь и уважение к ним; инновационность (стремление к поиску, умение поощрять работников, которые осваивают новое в содержании, управлении, технологиях); осознание самоценности собственной жизни, оптимизм; прагматизм (работа на результат, рациональное использование рабочего времени). Современный руководитель должен также помнить о социальной защите, в основе которой лежит их непрерывное образование всеми возможными способами и формами.
В то же время одной из ключевых проблем обновления деятельности и повышения эффективности работы общеобразовательной школы в современных условиях является повышение уровня общей и профессиональной культуры ее руководителя.
современного руководителя.
2. Концептуальную основу взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой составляет совокупность таких методологических подходов, как системно-деятельностный, профессионально-компетентный, человеко-ориентированный, андрагогический, синергетический, культурологический.
Такие подходы позволяют выделить ведущие тенденции взаимодействия указанных факторов:
- непрерывность управления;
- усиление роли общественности в управлении общеобразовательной школой;
- достижение сбалансированности содержания управленческой деятельности и форм ее реализации;
- тесная взаимосвязь организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой.
Взаимодействие организационно-педагогических и правовых факторов обеспечивается с учетом следующих принципов: независимости и паритетности органов государственного и общественного управления школой; законности; комплексного использования экономических, кадровых и общественных субъектов управления общеобразовательной школой; направленности деятельности субъектов управления школой на реализацию потребностей и интересов участников образовательного процесса; открытости и гласности; свободы и самодеятельности, взаимодействия всех структур управления.
3. Взаимодействие организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой обусловлено соблюдением следующих условий: наличие системы организационно-педагогического и нормативно-правового обеспечения деятельности школы, сформированность профессиональной компетентности руководителя, его подготовленность к управлению общеобразовательной школой.
4. Оптимальное обеспечение взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой достигается через реализацию адаптивной модели, включающей целевой, организационно-содержательный, технологический и кадровый компоненты.
5. Технология реализации модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой осуществляется в следующей логике: проблематизация управленческой деятельности; формирование человеко-ориентированного видения управленческой деятельности; определение основных тенденций, принципов, условий взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой; переход на новую ступень качества управления общеобразовательной школой.
6. В качестве инструмента оценки эффективности модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой служат следующие критерии: эффективности самого взаимодействия в соответствии с определяемыми для данного феномена характеристиками; результативности деятельности общеобразовательной школы; эффективности подготовки руководителей к управленческой деятельности.
Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование доказывает, что проблема определения условий взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой приобретает социально-педагогическую направленность. Дальнейшие исследования могут быть связаны с разработкой теоретических основ специализированных учебников для руководителей общеобразовательных школ, работников органов управления образованием, а также для системы дополнительного профессионального образования работников образовательной сферы.
Подобные работы
- Организационно-педагогические и правовые факторы в управлении общеобразовательной школой
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2019 - Выявление организационно-педагогических условий процесса
индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - Организационно-содержательные условия взаимодействия методической и социально-педагогической служб общеобразовательной школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ОРГАНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В МБОУ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24» Г. БЕЛГОРОДА
ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ИВАНА ПЕТРОВИЧА КРАМЧАНИНОВА
Бакалаврская работа, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - Реализация программно-целевого подхода к управлению в условиях общеобразовательной школы (Управление в сфере образования)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2021 - УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020



