Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИДЕЯ СОФИИ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ: ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №28953

Тип работы

Диссертация

Предмет

философия

Объем работы144
Год сдачи2005
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
530
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава II. Идея Софии в русской поэзии конца XIX - первой половины XX в.в. 54 §1. Специфика поэтико-художественного воплощения идеи Софии 54
§ 2. Мирообъемлющий и миротворящий образ Софии в поэзии 61
В.С. Соловьева и Л.П. Карсавина 61
§3. Аспекты софийности в поэзии Н.С. Гумилева, С.А. Есенина
и А.А. Блока 71
§4. Проявление софийных элементов в творчестве А.А. Ахматовой и
Д.Л. Андреева 100
Заключение 115
Библиография 123


Актуальность темы исследования.
Начало XX и начало XXI века во многом созвучны в русской истории. Сегодня, как и век назад, Россия стоит на перепутье, в поисках очередной национальной идеи, новых идеалов, ибо старые, коммунистические, попраны, а новые, по преимуществу, западные, плохо соотносятся с русской ментальностью. Поэтому ответ на традиционный русский вопрос: «Что делать?» закономерно искать в творчестве отечественных авторов, и в первую очередь, философов рубежа XIX- XX в.в., наследие которых далеко не в полной мере востребовано современниками. Кроме всего прочего, Россия начала XX века - страна, совершившая огромный скачок от старой, традиционной России к России новой, советской. А в истории, как и в природе, если и бывают скачки и перерывы, то они не отменяют прошлого, и чем резче и сильнее эти скачки, тем яснее вырисовывается позже возврат жизни к прошлому. Именно поэтому современная философско- культурологическая мысль во многом вернулась к проблемам начала XX века: проблема свободы и вседозволенности, культуры и цивилизации, проблема взаимодействия России и всего остального мира, проблема зла, насилия и гуманизма и т.д. Многие исследователи отмечают, что сегодня в нашей стране идет процесс национальной самоидентификации. В понимании этого термина нам наиболее близка точка зрения А.В. Иванова, который считает, что национальная самоидентификация это «существование у индивида эталонно-идеальных представлений о своей культурно¬национальной принадлежности, с которыми он соотносит свое реальное повседневное поведение» (Иванов, 1993, с. 56).
это не могло не повлиять на отношение человека к миру, да и к самому себе. Человек подменил собой Бога. Следствием этого становится духовная деградация человека и общества. Попытка переделать мир обернулась серьезными проблемами, а потому в сознании человека XXI века ощущается потребность в новом осмыслении утраченных ценностей. Они, заново осмысленные сквозь призму трагического опыта XX века, призваны лечь в основание нового духовного возрождения России. Сегодня, в условиях социального, экономического кризиса, глобального переосмысления истории страны, утраты государством ведущего геополитического положения в мире потребность в глубинной и обстоятельной рефлексии над фундаментальными основаниями и целями национально-культурного бытия приобретает для личности и для всего общества острейший, жизненноважный характер.
В центре внимания данной работы находится идея Софии. Следует заметить, что София - одно из основных понятий русской религиозной философии конца XIX — начала XX веков. Известно, что религия играла ведущую роль при формировании всего комплекса русской культуры, и конфессиональный признак в России был всегда выше, нежели признак национальный. Еще Н.Я. Данилевский подчеркивал, что «религия составляла самое существенное, господствующее (почти исключительно) содержание древней русской жизни, и в настоящее время в ней же заключается преобладающий интерес простых русских людей» (Данилевский, с. 480). И сегодня, формируя культурное пространство, важно осознать духовные истоки русской культуры, понять и принять традицию и научиться жить в соответствии с ней.
XX веков. Этому периоду, особенно «серебряному веку» русской поэзии посвящена обширная критическая и аналитическая литература. Детально проанализированы собственно литературоведческие особенности поэзии этого периода; в то же время, на наш взгляд, анализ ее мировоззренческих основ пока недостаточен. Но понять специфику и дух поэзии без понимания ее глубинных оснований, миропредставлений авторов, а также без анализа истоков и корней этих представлений, вряд ли возможно.
Поскольку же, как уже сказано, для русской философской мысли этого периода идея Софии была одной из центральных, то закономерно поставить задачу выявления софийных мотивов в русской поэзии конца XIX — первой половины XX веков.
Степень разработанности проблемы.
Философская разработка идеи Софии проводилась в трудах представителей русской религиозной философии: В.С. Соловьева, С.Н. и Е.Н. Трубецких, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского и др.
Среди современных авторов, исследующих становление и развитие софиологии, можно назвать Н.К. Бонецкую, А.В. Иванова, А.П. Козырева, А.Ф. Управителева, С.С. Хоружего и др. В данных работах анализируются глубинные истоки категории Софии вообще и в русской культуре в частности, выявляются ее основные характеристики и оцениваются ее различные аспекты (онтологический, гносеологический, эстетический, эсхатологический и т.д.)
Культурологическо-литературоведческий анализ творчества поэтов представлен в работах А.П. Авраменко, М.М. Бахтина, П.В. Басинского, М.Л. Гаспарова, Л.Я. Гинзбурга, П.П. Громова, И. Делич, В.М. Жирмунского, З.Г. Минца, С.Р. Федякина осмысливают весь ход истории
Наиболее близки к теме нашего исследования труды авторов, в которых поэтика не только древней русской литературы, но и авторов XIX - XX веков рассматриваются в контексте именно православной культуры. К данной группе можно отнести работы В.А. Воропаева, С.А. Гончарова, И.А. Есаулова, В.Н. Захарова, М.В. Лосской-Семон, А.М. Любомудрова, В.С. Непомнящего, Л.А. Пермяковой и др.
Кроме того, можно выделить и работы авторов, занимающихся изучением творчества отдельных поэтов: В.Я. Виленкина, И. Гурвич, Л.К. Долгополова, А.С. Карпова, А.С. Куняева, С.С. Лесневского, Д.Е. Максимова, А.М. Марченко, В.Н. Орлова, К.Г. Петросова, Ю. Л. Прокушева, О.П. Смола и др.
В то же время надо отметить, что исследования, касающиеся проявления идеи Софии в русской поэзии, практически не проводились (за исключением, пожалуй, анализа поэтического творчества В.С. Соловьева, где можно отметить работы А.В. Лосева и З.Г. Минца), что обусловило цель и задачи нашего исследования.
Объектом исследования является русская поэзия конца XIX — первой половины XX века.
Предметом исследования является идея Софии в русской поэзии указанного периода.
Целью диссертационного исследования является философско- культурологический анализ мировоззренческого и художественного отражения идеи Софии в русской поэзии конца XIX - первой половины XX века.
2. Выявление аспектов идеи Софии, проявляющихся в русской поэзии конца XIX - первой половины XX века.
3. Анализ специфики поэтико-художественного воплощения идеи Софии.
4. Выделение различных уровней освоения софийной проблематики в творчестве русских поэтов.
Методологические основы исследования:
Методологическими основами исследования являются труды русских религиозных философов-софиологов. Методологически и теоретически значимыми для исследования были также идеи русской метафизики всеединства. В диссертационном исследовании наряду с общефилософскими методами анализа, синтеза, обобщения, восхождения от абстрактного к конкретному применялись сравнительно-исторический и интерпретативный методы, элементы культурологического, искусствоведческого и семиотического анализа.
Новизна исследования:
1. Выявлены онтолого-космологический, этико-эстетический и антропологический аспекты Софии, единые для всех софиологических концепций и рельефно проявляющиеся в русской поэзии конца XIX — первой половины XX веков.
2. Обосновано, что идея Софии выступила одной из мировоззренческих основ творчества ряда ведущих представителей русской поэзии конца XIX — первой половины XX веков.
3. Выделено три уровня глубины проникновения в идею Софии и полноты ее выражения в творческом наследии русских поэтов конца XIX — первой половины XX веков.
4. Выявлена специфика поэтико-художественного воплощения идеи
Софии.’
Положения, выносимые на защиту:
1. Русская софиология явилась естественным итогом философского самосознания русского народа, где идея особой роли женского начала пронизывает и мифологию, и религиозный опыт, и художественное творчество.
2. На рубеже XIX - XX веков идея Софии оказала прямое или косвенное влияние на формирование мировоззрения ряда ведущих русских поэтов. В творчестве В.С. Соловьева, Л.П. Карсавина, Н.С. Гумилева, С.А. Есенина, А.А. Блока, Д.Л. Андреева, А.А. Ахматовой идея Софии проявляется в трех основных аспектах: онтолого-космологическом, этико¬эстетическом и антропологическом.
3. Специфика поэтико-художественного воплощения идеи Софии состоит в том, что ее аспекты воспринимаются и осмысливаются поэтом в глубоко личностной форме. Идея Софии делается частью внутреннего мира автора, непосредственно влияет на его отношение к жизни и на мировосприятие в целом.
4. В наследии поэтов, творчески воплощающих тему Софии, можно выделить три уровня ее освоения:
-в единстве философского и поэтического творчества при наличии трех аспектов, выделенных выше (В.С. Соловьев, Л.П. Карсавин);
-только в поэтическом творчестве при наличии трех аспектов (Н.С. Гумилев, А.А. Блок, С.А. Есенин);
-через поэтическое воплощение некоторых аспектов идеи Софии (А.А. Ахматова, Д.Л. Андреев);
Апробация полученных результатов:
Результаты диссертационного исследования содержатся в статьях, опубликованных в научных сборниках и журналах, а также отражены в
докладах и сообщениях, прочитанных на научно-практической конференции «Духовные истоки русской культуры» (Рубцовск, 2002г., 2003г.), «Наука — городу Рубцовску» (Рубцовск 2003).
Результаты исследования также были использованы при разработке авторских курсов «Теория культуры» и «История и культура России».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Осознание необходимости возврата к традиционным духовным ценностям, к истокам русской культуры сегодня является одной из наиболее важных проблем, стоящих перед Россией. Новое обретение старых традиций дает возможность строить культурную политику, опираясь на ценности, издревле присущие русскому народу. Одним из основных понятий русской культуры была идея Софии.
Основной целью диссертационного исследования было выявление различных аспектов идеи Софии в русской поэзии конца XIX — первой половины XX века.
Нами были проанализированы философские труды русских софиологов конца XIX - начала XX веков, таких как В.С. Соловьев, П.А. Флоренский,
С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, Е.Н. и С.Н. Трубецкие. На основе их работ были выявлены основные аспекты идеи Софии и через их призму рассмотрена поэзия конца XIX — первой половины XX веков (творчество А. Блока, Н. Гумилева, А. Ахматовой, В. Соловьева, Л. Карсавина, С. Есенина, Д. Андреева).
В результате исследования мы пришли к выводу, что идея Софии является органичной для всей русской культуры. Истоки этого - в самом женском характере России (Россия - мать сыра-земля), в древнем почитании славянами матери-земли, воплощающей женское начало, в широком распространении культа богородицы, в особой роли женщины и вообще женского в русской истории. Если рассматривать русскую философию, то источниками софиологии выступали платоновский «Тимей» и Книга Притчей Соломоновых. Особое распространения идея Софии получает в творчестве русских софиологов в конце XIX — начале XX веков. Идея Софии, как один из архетипических образов русской культуры наиболее ярко проявляется в сложные, переходные, пограничные эпохи. А поскольку образ архетипичен,
В онтолого-космологическом аспекте София есть причина и принцип тварного бытия, предвечный замысел Бога о мире, мир первообразов, идеальный мир, земной мир в данном случае есть становящаяся во времени София, отражение мира идеального, София есть посредник между Богом и миром, некая соединительная субстанция.
В антропологическом аспекте человек есть тварная София, он обладает двойственной природой: материально-телесной и духовной, душа и сердце - софийные центры в человеке. Идея Софии в антропологическом аспекте есть так же символ Вечной Женственности.
В этико-эстетическом аспекте идея Софии есть выражение всеобщей Гармонии, Любви и Красоты.
Поскольку русская философия часто получала выражение в литературных формах, а русская литература всегда была философичной, то вполне естественно, что идея Софии, как одна из ведущих идей русской религиозной философии рубежа XIX - XX веков, оказала прямое или косвенное влияние на формирование мировоззрения и на творчество поэтов Серебряного века, а также на дальнейшее развитие поэтической мысли в России, в частности на работы А. Блока, С. Есенина, Н. Гумилева, А. Ахматовой, Д. Андреева и др.
- онтолого-космологический аспект просматривается в поэзии также ясно, как и в философии. Картина мира для поэтов — это существование двух миров — мира горнего, небесного и мира дольнего — земного. Человек - Микрокосм, частица Макрокосма, а потому дисгармония в мире есть и дисгармония внутри человека и наоборот. Софийный космизм неотделим от патриотизма, потому тема родной земли, России неизменно присутствует в творчестве поэтов. Отношение их к Родине напоминает исконно славянское почитание Матери-земли. Софийный образ мысли просматривается в поэзии еще и потому, что одним из центральных становится образ странника. Земная жизнь - временна, а потому, земля лишь «хмурая привратница у входа в Божии поля». Наиболее полно космологический аспект просматривается в поэзии В.С. Соловьева, Л.П. Карсавина, Н.С. Гумилева, Д.Л. Андреева,
A. А. Блока.
- Софийная антропология в поэзии, как и в философии, предполагает двойственную природу человека: телесную и духовную. Душа, по мнению поэтов, «нездешних нив жилица», она — частичка мира горнего, софийная основа человека. Только душа делает человека Микрокосмом, соразмерным Макрокосму, только благодаря ей, человек способен познать, вернее прочувствовать, софийные законы Добра, Красоты и Истины. И только сердце, как орган, в котором сосредоточены софийные энергии, способен указать верный путь к гармонии. Антропологический аспект идеи Софии предполагает и восприятие Софии как Вечной Женственности. Данный аспект идеи Софии наиболее полно и образно отражен в творчестве
B. С. Соловьева, Н. С. Гумилева.
- Этико-эстетический аспект идеи Софии в поэзии выражен, пожалуй, более ярко, нежели в философии. Здесь София предстает перед нами в образе естественной Гармонии и Красоты природы С.А. Есенина, в образе яркого света и сияния Н.С. Гумилева, в образе настоящей, вечной Любви в творчестве А.А. Ахматовой.
Вместе с тем проявление идеи Софии в поэзии имеет свою специфику. Во-первых, поэтическое понимание идеи Софии, ее восприятие идет, в основном, от народа и из народа, оно более национально, более приближено к народным корням, имеет ярко выраженный национальный колорит.
Во-вторых, поэтическое преломление идеи Софии дополняет философскую ее интерпретацию и позволяет создать цельный, синтетический образ.
В третьих, поскольку поэтический образ Софии имеет народные истоки, то он более прост, нежели философский.
В-четвертых, идея Софии в поэзии изображена более ярко, эмоционально и образно именно с силу специфики жанра.
В-пятых, поэтическая интерпретация идеи Софии дополняется личностными переживаниями автора и постепенно обнаруживается поэтами в процессе их личной и творческой эволюции, а потому проявляются новые грани софийности.
Кроме того, в результате исследования, мы пришли к выводу о том, что можно выделить три уровня глубины проникновения в идею Софии и полноты ее выражения в творческом наследии поэтов.
антропологическом и этико-эстетическом. Образ Софии, созданный мыслителями, комплексный, синкретический, философское понятие дополняется художественным образом. И В.С. Соловьев, и Л.П. Карсавин представляют Софию как участницу космологического процесса, как посредницу между Абсолютом и тварным миром. В их поэзию проникает философская идея о существовании двух планов бытия Софии: небесного и тварного, земного, а Л.П. Карсавин так же выделяет и в тварной Софии два лика — светлый и темный. Идея Софии в преломлении человеческой природы раскрывается авторами через образ Вечной Женственности, Прекрасной Дамы (как в творчестве В.С. Соловьева), или через призму грехопадения человека, отражения его двойственной природы — небесной и земной (как у Л.П. Карсавина). Этико-эстетический аспект идеи Софии в поэзии представлен цветовой символикой, символикой света, огня, он прослеживается так же через соотнесение Софии с Любовью и Красотой.
При рассмотрении творчества Н. Гумилева, А. Блока и С. Есенина, нам удалось установить, что в их поэзии присутствует идея Софии. В отличие от представителей первой группы (В. С. Соловьева и Л.П. Карсавина), идея Софии реализуется в их творчестве только в качестве художественного образа, а не в комплексе с философской трактовкой. Хотя и очевидно влияние В. Соловьева на творчество А. Блока, тем не менее, мы можем говорить о том, что в его поэзии зачастую происходит подмена: от поклонения Софии (в соловьевской трактовке) до воспевания ее полной противоположности — Велги (в трактовке Д. Андреева). Если же рассматривать творчество Н. Гумилева и С. Есенина, то можно утверждать, что образ Софии в их поэзии скорее идет из глубин народного сознания, из менталитета русского народа, а потому он более схематичен. Хотя поэты открыто не говорят о Софии (за W исключением, пожалуй, только А. Блока) данная идея присутствует в их
творчестве в комплексе трех своих основных аспектов. Перед нами предстает двойственная природа мира и человека (которая, отнюдь, не отражает их разрыва, они сосуществуют вместе как две грани одного целого). Небо — идеальный первообраз («там все сверканье, все движенье»), земное стремиться к идеальному, земля стремится к небу, «тоскует по браку с небом». Софийное восприятие мира предполагает и «софийный патриотизм», а потому тема Родины, России - одна из центральных в творчестве поэтов. Но наиболее ярко и образно, на наш взгляд, в поэзии Н. Гумилева, А. Блока, С. Есенина выражен этико-эстетический аспект идеи Софии. Здесь мы можем говорить о триединстве Красота - Любовь - Свет, которое, по сути, присутствует.у всех поэтов, дополняется этот аспект образом Прекрасной Дамы, Вечной Женственности.
Анализируя поэтическое наследие А. Ахматовой и Д. Андреева, мы установили, что идея Софии присутствует в их творчестве, но проявляются лишь некоторые элементы данной идеи. В частности, в творчестве А. Ахматовой мы обнаружили этико-эстетический аспект, выраженный через призму Любви. Любовь - главный принцип в творчестве А. Ахматовой. Нам удалось установить, что понятие Любви эволюционирует: «великая земная любовь» - в начале творческого пути постепенно уступает место идеалу Материнства,- любви высокой, Божественной. Происходит это в годы революции и войны. Поэт сам нравственно возвышается, при этом происходит и творческая эволюция, а в этом и заключается одна из специфических характеристик воплощения идеи Софии в поэзии - различные ее аспекты постоянно обнаруживаются поэтом в процессе личной и творческой эволюции. В творчестве Д. Андреева идея Софии осмысливается в образе Навны - Соборной Души русской метакультуры, которая выступает как некий синкретический архетипический образ русской культуры, ее душа, в некотором смысле, метафорическое воплощение женственности, женской природы России. Отсюда - очень национальный образ Навны, она воплощается в образах русских женщин, она окружена русской природой, она
В целом, можно заметить, что идея Софии как один из архетипических образов в русской культуре проявляется более ярко в сложные и рубежные периоды истории. Именно поэтому, на наш взгляд, она являлась одной из центральных идей в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков, поэтому она находила отражение и в поэзии рубежа веков, и в годы революции и войны.
В последнее время значительно возрос интерес к духовным истокам русской культуры. Многие исследователи пытаются выявить глубинные основания культуры, переоценить их в контексте современной российской истории и культуры. Проведенный анализ творчества русских поэтов конца XIX - первой половины XX веков продемонстрировал перспективность подобного рода исследований, и возможность выявления динамки софийного начала в других сферах культуры, в частности, в музыке, архитектуре, живописи и т.д. Этому уже посвящен ряд работ современных ученых- Ополовниковой Е.А., Кантимирова Б.И., Бандура А.И. и др.
Кроме того, как мы уже говорили, сегодня растет интерес к русской культуре, что, несомненно, отразится и на преподавании истории культуры России, а потому, прояснение софийного начала в русской культуре позволит более правильно интерпретировать памятники культуры и искусства России.
В современных социокультурных условиях достаточно остро стоит проблема нравственного воспитания личности, и идея Софии с ее идеалами Добра, Любви, Красоты и Истины может быть осмыслена в качестве доминирующей в системе формирования моральных качеств человека.
Все это подтверждает необходимость нового осмысления
* традиционных культурных ценностей, софийных истоков культуры в целом
и поэзии в частности, что и определило тему данной научной работы.
Конечно, в рамках одного исследования не представлялось возможным охватить весь спектр аспектов поднятой проблемы и возможных подходов к ее осмыслению. В то же время хочется надеяться, что данное исследование внесет определенный вклад в понимание насущности переосмысления культурного достояния через призму традиционных ценностей русского народа, а также заинтересует других специалистов, работающих в данном направлении.



1. Абрамова Т.В. Космизм в русской религиозной философии: В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1994. - 18с.
2. Авраменко А.П. Блок и русские поэты 19 века. М.: Изд-во МГУ, 1990.
- 248 с.
3. Акулинин В.Н. Философия всеединства: От В.С. Соловьева к П. А. Флоренскому. - Новосибирск: Наука, 1990. - 158с.
4. Алексеев П.В. Философы России 19-20в.в.: биографии, идеи, труды. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект, 1999. - 944 с.
5. Андреев Д. Роза мира. М.: Товарищества «Клышников - Комаров и К», 1993.-303с.
6. Арапов А.В. Русская софиология в контексте религиозных традиций Востока и Запада. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1997. - 26с.
7. Ахматова A.: pro et contra: Антология. Т.1. /Сост., вступ. ст. С. Коваленко. СПб.: РХГИ, 2001. - 964с.
8. Ахматова А.А. Собрание сочинений. В 2 т. М.: Изд-во «Правда», 1990
9. Баевский В.С. История русской поэзии. - Смоленск: Русич, 1994. - 304с.
Ю.Баженов А. «Серебряный век» как отражение революции: О «серебряном веке» в русской литературе // Москва. — 2001. -№1. — с. 186-210
12. Басинский П.В., Федякин С.Р. Русская литература к. 19 - н. 20в. и первой эмиграции. СПб.: 2001. - 324 с.
13. Бахтин М.М. Человек в мире творчества /Сост., предисл., примеч. О.Е. Осовского, М.: РОУ, 1995. - 140с.
14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: 1976. — 254 с.
15. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. - 528с.
16. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2т. М.: Искусство, 1994
17. Березовая Л.Г. История русской культуры: В 2 ч./ Л.Г. Березовая, Н.П. Берлякова. - М.: Владос, 2002
18. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. В русском переводе с параллельными местами. М.: Издание Всесоюзного совета евангельских христиан - баптистов, 1968. - 296 с.
19. Библия. Книги Священного Писания. Ветхого и Нового Завета (канонический). М.: Изд-во «Новая жизнь - Советский Союз», 1991. — 666 с.
20. Блок А. Стихотворения и поэмы. М.: Молодая гвардия, 1988. - 174с.
21. Блок А.А. В огне и холоде тревог. Избранное. М., 1980. - 431с.
22. Блок А.А. Избранное. ( Школа классики). - М.: Олимп; Изд-во ACT, 1997.-528с.
23. Блок А.А. Собрание сочинений. В 8 т./ Под общ. ред. В.Н. Орлова, А.А. Суркова, К.И. Чуковского. М., Л., 1960-1963
24. Бодров В.Н. Сергей Булгаков: софиологическое видение мира.// Вест. Моск. Ун-та. Сер.7, Философия. - 1989. - №5. - с. 55-64
25. Бонецкая Н.К. Имяславец - схоласт. //Вопросы философии. 2001. № 1.
*' с. 123-142
26. Бонецкая Н.К. К истокам софиологии // Вопросы философии. - 2000. - №4.-с.70-80
27. Бонецкая Н.К. П. Флоренский и русское гетеанство: Из истории отечественной философской мысли.// Вопросы философии. — 2003. - №3.-с. 97-116
28. Бонецкая Н.К. Русская софиология и антропософия. //Вопросы философии. — 1995. — №7. - с. 79-97
29. Бонецкая Н.К. Русский Фауст и русский Вагнер: Об отношениях П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова // Вопросы философии. - 1999. - №4. - с. 120-138
30. Бонецкая Н.К. София: метафизика и мифология.// Вопросы философии. - 2000 . - №.7 - с. 112-116
31. Бонецкая Н.К. Тайна триединства. //Вопросы философии. - 2003. - №11. -с. 112-117
32. Бонецкая Н.К. Форум флоренсковедов. //Вопросы философии.- 2001.- №7.-с. 177-184
33. Булгаков С. Н. Сочинения: В 2 т. Т.1 Философия хозяйства. Трагедия философии. М.: Наука, 1993. - 606с.
34. Булгаков С.Н. Агнец Божий. О Богочеловечестве. ч.1.- М.:
Общедоступный православный университет, 2000. - с. 464
35. Булгаков С.Н. Два града: Исследования о природе общественных идеалов. - СПб.: Изд-во Рус. христиан, гуманит. ин-та, 1997. - 592с.
36. Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения Православной Церкви. М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2001. - с. 480
37. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. - 672 с.
38. Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии: Т.1: От марксизма к идеализму. - М.: Наука, 1999. - 336с.
39. В мире А. Блока: Сборник статей. / Сост.: А. Михайлов, С. Лесневский. М.: Сов. писатель, 1981. - 535 с.
40. B мире Есенина. Сборник статей. Составители: Михайлов А., Лесневский С. М.: Сов. писатель, 1996.- 656 с.
41. Ванчугов В. Очерк истории философии «самобытно-русской».М.: РИЦ «Пилигрим», 1994. — 405 с.
42. Виленкин В.Я. В сто первом зеркале. 2-е изд., доп. - М.: Сов. Писатель, 1991.-720с.
43. Волк П.Л. Духовная основа национального менталитета как фактор культурной политики. //Духовные истоки русской культуры: Материалы научно-практической конференции 19-20 мая 2003г. 4.1. Рубцовск: РИО, 2003. — с. 50-59
44. Воронкова Л.П. Мировоззрение П.А. Флоренского. //Вест. Моск. Ун-та. Сер.7. Философия. - 1989. - №1. - с. 42-51
45. Воспоминания о Серебряном веке. /Сост. В. Крейд. М.: Республика, 1993.- 328 с.
46. Воспоминания об А. Ахматовой. М.: Советский писатель, 1991. - 720 с.
47. Гайденко П.П. В. Соловьев и философия Серебряного века. / П.П. Гайденко; МГУ. Ин-т мир. культуры. - М.: Прогресс - Традиция, 2001. -469 с.
48. Галкина - Федорук Е.М. О стиле поэзии С. Есенина. М.: МГУ, 1965. - 88с.
49. Гачев Г. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - с. 432
50. Гиренок Ф.И. Русские космисты. М.: Знание, 1990. — 64с.
51. Громов П.П. А. Блок, его предшественники и современники. Л.: Советский писатель, 1986. — 246 с.
52. Гулин А.В. «В сердце светит Русь...» Духовный путь Сергея Есенина. // Литература в школе. — 2001. - №4. — с.7-13
53. Гумилев Н. Избранное /Сост., вступ. ст., коммент, лит. — биогр. Хроника И.А. Панкеева. М.: Просвещение, 1990. — 383с.
54. Гумилев Н. Стихи. Письма о русской поэзии. Вступ. ст. Вяч. Иванова; Сост., науч, подгот. текста, послесл. Н. Богомолова. М.: «Художественная литература», 1990. - с. 447
55. Гумилев Н.С. Стихотворения и поэмы/ Вступ. ст. А.И. Павловского. Биогр. очерк В.В. Карпова. Сост., подг. текста и примеч. М.Д. Эльзона. — Л.; Сов. писатель, 1988. - 632с.
56. Гурвич И. Любовная лирика Ахматовой (Целостность и эволюция) //Вопросы литературы. - 1997. - №5. — с. 22-38
57. Гурвич И. Художественные открытия в лирике Ахматовой. // Вопросы литературы. - 1995. - №3. - с. 13-21
58. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 574 с.
59. Делич И. История русской литературы. XX век. Серебряный век. / Под ред. Ж. Нива и др. - М.: 1995. - 453 с.
60. Демин В.Н. Русский космизм: от истоков - к взлету.// Вест. Моск. Ун¬та. Серия 7. Философия. 1996. - №6. - с. 3-18
61. Демин В.Н. Философские принципы русского космизма. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1996.-34с.
62. Демин В.Н., Селезнев В.П. К звездам быстрее света. Русский космизм вчера, сегодня, завтра. М.: 1993. - 455 с.
63. Димов В.М. Век поэтов и философов. //Социально-гуманитарные знания. — 2001. - №4. — с. 66-71
64. Долгополов Л.К. Александр Блок: личность и творчество. Л.: Наука, 1980.-224с.
65. Долгополов Л.К. Поэма А. Блока «Двенадцать». Л.: Худож. литература, 1976.- 102с.
66. Дунаев М. Соблазны «Серебряного века» (о культурном ренессансе начала 20в.) И Слово. — 1994. - №1-6. - с. 7-13
67. Духовные истоки русской культуры: Материалы научно-практической конференции 19-20 мая 2003г. 4.1. /Рубцовский индустриальный институт. Рубцовск: РИО, 2003. - с. 251
68. Духовные истоки русской культуры: Материалы научно-практической конференции 23-24 мая 2002г. Рубцовск: РИО, 2003. - с. 184
69. Евлампиев И.И. История русской философии. М.: Высшая школа, 2002. - 584с. ’
70. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Изд. Петрозаводского ун-та. 1995. — 279с.
71. Есенин С. Собрание сочинений в 6 т. М., 1978
72. Есенин С.А. Сочинения. / Сост., вступ. статья и коммент А. Козловского. М.: Худож. лит., 1988. - 703с.
73. Жидков В.С. Соколов К.Б. Десять веков российской ментальности: картина мира и власть. / Под ред. Е.С. Громов, Н.А. Хренов. М.: Алетейя, 2001. - с. 636
74. Жидков В.С. Соколов К.Б. Искусство и картина мира. СПб.: Алетейя, 2003.-с. 463
75. Жирмунская Т. Библия и русская поэзия (беседы) // Юность. - 1994. - №1.-с. 66-67
76. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977.-458 с.
77. Жукоцкая З.Р. Философия откровения Шеллинга и русский символизм: пути эстетического постижения религиозного. / Русская философия: многообразие в единстве. Материалы IV Рос. Симпозиума историков русской философии. М.: ЭкоПресс, 2001. - 468 с.
78. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: Изд-ва С. Петербургского ун-та, 1999.- 307с.
79. Замалеев А.Ф. Новые исследования по русской философии. М.: 2000. — 365 с.
80. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 1997. -392 с.
81. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2т. Ростов - на - Дону: «Феникс», 1999
82. Зобнин Ю.В. «Заблудившийся трамвай» Н.С. Гумилева (К проблеме дешифровки идейно-философского содержания текста). // Русская литература. — 1993. - №4. — 28-35 с.
83. Иваницкая Е. Спор о Серебряном веке // Октябрь. - 1994. - №10. — с. 181-187
84. Иванов А.В. Уровни национального самосознания.// Вести. Моск. Ун¬та. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1993. №6. с. 56-63
85. Иванов А.В. Идея Софии в русской философии. // Алтай-Космос- Микрокосм. Тезисы 3-й международной конференции. Алтай, 1995. — 215с.
86. Иванов А.В. Мир сознания. Барнаул: изд. АГИИК, 2000. - 240 с.
87. Иванов А.В. Философско-богословская идея Софии: современный контекст истолкования. // Вести. Моск. Ун-та. Серия 7. Философия.
1996. -№2.-с.3-18
88. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Изд. АГУ, Барнаул, 2001. - 239 с.
89. История культуры России. Учеб. Пособие для вузов/ М.Р. Зезина, Кошман П.В., Шульгин В.С.. — М.: Высшая школа, 1990. - 432с.
90. История религии. В 2т. / В.В. Винокуров, А.П. Забияко, З.Г. Лапина и др.; Под общ. ред. И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 2002
91. История русской культуры IX - XX в.в. Учеб. Пособие для вузов/ В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева и др. Под ред. Л.В. Кошман. — 3-е изд, доп. и перераб. - М.: Дрофа, 2002. — 477с.
92. История русской философии. Учеб, для вузов. Ред. кол. М.А. Маслин и др. М.: Республика, 2001. — 639с.
93. История философии. В 4 т. М.: АН СССР, 1957
94. История философии. Запад - Россия. - Восток. В 4кн. /Под ред. Н.В. Мотрошиловой и А.М. Руткевича. М., 1995-1999
95. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 416 с.
96. Калягин Н. Чтения о русской поэзии: Русская поэзия как часть русской православной культуры. // Звезда. 2000. - №1. - с. 190-202
97. Кантимиров Б.И. Космическая тема в живописи как форма общественного сознания. / Космическое мировоззрение — новое мышление XXI века: Материалы международной научно-общественной конференции. М.: Международный центр Рерихов, 2004. Т.З. с. 376-388
98. Карпов А.С. Поэмы С. Есенина. Учебное пособие для вузов. М.: Высш, шк., 1989.-108с.
99. Карсавин Л.П. София земная и горняя. (Неизданное гностическое произведение). // Вопросы философии. — 1999. - №9. -с. 175-186
100. Карсавин Л.П. Сочинения. М.: Раритет, 1993. — 469с.
101. Клинг О. Серебряный век - через 100 лет: «Диффузное состояние» в русской литературе начала 20в. // Вопросы литературы. —
2000. -№6.-с. 83-111
102. Кожев А. Религиозная метафизика В. Соловьева. //Вопросы философии. 2000. № 3. с. 104-135
103. Корольков А.А. Русская духовная философия. М.: 1998. — 112 с.
104. Красников Г. «Все, что сбылось и не сбылось...» О поэзии в России в 20 в. //Москва. — 2001. - №5. - с. 185-197
0)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ