ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС: ОРГАНИЗАЦИЯ И МАРКЕТИНГ
|
Введение 6
Глава 1. Теоретические основы организации инновационной деятельности .. 14
1. 1. Сущность, формы разделения и кооперации труда в инновационной сфере 14
1.2. Исторические этапы развития кооперации и разделения
труда в инновационной сфере 24
1.3. Отношения собственности в области научно-технической деятельности 34
1.4. Отношения обмена в инновационной сфере 54
Глава 2. Организация инновационной деятельности в России: современное состояние и перспективы 64
2.1. Развитие теории и практики управления инновационным
процессом 64
2.2. Анализ динамики инновационного потенциала Российской
Федерации(РФ) в 1992-1994 годах 76
2.3. Прогнозный сценарий развития инновационного потенциала
РФ на период до 2000 года S3
2.4. Проблема конверсии в инновационной сфере РФ 91
Глава 3. Научно-технические парки - современная модель
3.1. Зарождение первых технопарков: опыт Селиконовой долины. 104
3. 2. Особенности технопарков Японии 121
3.3. Опыт функционирования научно-технических парков в странах Европы 133
3.4. Перспективы формирования научно-технических парков в
Российской федерации 13?
Глава 4. Маркетинговые исследования рынка наукоемкой и научно-технической продукции 150
4.1. Особенности маркетинга в наукоемких отраслях 150
4.2. Структура маркетингового исследования и источники вторичной маркетинговой информации, используемой при анализе рынка наукоемкой продукции 155
4.3. Полевые исследования - важнейший источники информации в
наукоемкой продукции 164
4.4. Организация и анализ собранной информации 176
4.5. Результаты маркетингового исследования рынка научного
приборостроения в Российской Федерации 184
Глава 5. Оценка конкурентоспособности наукоемкой продукции. 197
5.1. Роль нововведений в конкурентной борьбе 197
5.2. Понятие и метод оценки конкурентоспосбности нововведений .201
продукцию 217
6.1. Параметрические методы ценообразования на наукоемкую
продукцию 217
6.2. Расчет базовой цены нововведения на основе оценок конкурентоспособности и ее оптимизации по-максимуму текущей
прибыли 225
6.3. Принципы определения цены уникального нововведения.
, 233
5.4. Стоимость лицензии и модели цен на инжиниринговые услуги 239
Глава 7. Маркетинг технологий при продаже лицензий 256
7.1. Особенности маркетинга технологических нововведений. 256
7.2. Структура маркетингового исследования при продаже лицензии на технологию 253
г’.3. Типовая структура лицензионного контракта ...23С.
7.4. Маркетинг новых технологий на примере продукции НЕ "Арсенал" им.М.Е.Фрунзе и ФТИ им.А.Ф.Исффе 239
Глава 8. Коммуникационная политика при реализации наукоемкой
продукции 299
3.1. Соотношение элементов системы продвижения наукоемкой
продукции .299
8.2. Использование волнового подхода при планировании компаний продвижения (рекламы) наукоемкой продукции 314
Заключение... 333
Список использованной литературы 338
Приложения 357
Глава 1. Теоретические основы организации инновационной деятельности .. 14
1. 1. Сущность, формы разделения и кооперации труда в инновационной сфере 14
1.2. Исторические этапы развития кооперации и разделения
труда в инновационной сфере 24
1.3. Отношения собственности в области научно-технической деятельности 34
1.4. Отношения обмена в инновационной сфере 54
Глава 2. Организация инновационной деятельности в России: современное состояние и перспективы 64
2.1. Развитие теории и практики управления инновационным
процессом 64
2.2. Анализ динамики инновационного потенциала Российской
Федерации(РФ) в 1992-1994 годах 76
2.3. Прогнозный сценарий развития инновационного потенциала
РФ на период до 2000 года S3
2.4. Проблема конверсии в инновационной сфере РФ 91
Глава 3. Научно-технические парки - современная модель
3.1. Зарождение первых технопарков: опыт Селиконовой долины. 104
3. 2. Особенности технопарков Японии 121
3.3. Опыт функционирования научно-технических парков в странах Европы 133
3.4. Перспективы формирования научно-технических парков в
Российской федерации 13?
Глава 4. Маркетинговые исследования рынка наукоемкой и научно-технической продукции 150
4.1. Особенности маркетинга в наукоемких отраслях 150
4.2. Структура маркетингового исследования и источники вторичной маркетинговой информации, используемой при анализе рынка наукоемкой продукции 155
4.3. Полевые исследования - важнейший источники информации в
наукоемкой продукции 164
4.4. Организация и анализ собранной информации 176
4.5. Результаты маркетингового исследования рынка научного
приборостроения в Российской Федерации 184
Глава 5. Оценка конкурентоспособности наукоемкой продукции. 197
5.1. Роль нововведений в конкурентной борьбе 197
5.2. Понятие и метод оценки конкурентоспосбности нововведений .201
продукцию 217
6.1. Параметрические методы ценообразования на наукоемкую
продукцию 217
6.2. Расчет базовой цены нововведения на основе оценок конкурентоспособности и ее оптимизации по-максимуму текущей
прибыли 225
6.3. Принципы определения цены уникального нововведения.
, 233
5.4. Стоимость лицензии и модели цен на инжиниринговые услуги 239
Глава 7. Маркетинг технологий при продаже лицензий 256
7.1. Особенности маркетинга технологических нововведений. 256
7.2. Структура маркетингового исследования при продаже лицензии на технологию 253
г’.3. Типовая структура лицензионного контракта ...23С.
7.4. Маркетинг новых технологий на примере продукции НЕ "Арсенал" им.М.Е.Фрунзе и ФТИ им.А.Ф.Исффе 239
Глава 8. Коммуникационная политика при реализации наукоемкой
продукции 299
3.1. Соотношение элементов системы продвижения наукоемкой
продукции .299
8.2. Использование волнового подхода при планировании компаний продвижения (рекламы) наукоемкой продукции 314
Заключение... 333
Список использованной литературы 338
Приложения 357
Актуальность исследования. Данная работа появилась как отклик на наиболее злободневные вопросы, связанные с организацией и управлением инновационной деятельностью. Сегодня, когда старый экономический механизм практически перестал существовать, а новый находиться в стадии становления, перед практиками - организаторами науки, предпринимателями, занимающимися инновационным бизнесом, встает множество трудных вопросов. Их никто никогда не учил организовывать научные исследования в рыночной среде, создавать венчурные фирмы. Сейчас в стране публикуется достаточно много зарубежной литературы по основам рыночной экономики. Одна¬ко число изданий, посвященных экономике инновационной деятельности сравнительно невелико.Содержащиеся в этих работах схемы экономического управления далеко не всегда могут быть применены на российской почве без существенных доработок и переосмысления. Наконец, ни одна западная фирма не будет публиковать положения экономических методик, которые реально использует.
Наиболее актуальны вопросы организации и маркетинга инноваций для фирм военно - промышленного комплекса (ВПК) Российской Федерации, проводящих конверсию своих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ(НИОКР) и производства. Обладая мощным научно - техническим потенциалом, значительным научным заде¬лом, эти фирмы в условиях рынка не умеют грамотно распорядиться тем богатством, которым располагают, из-за отсутствия квалифицированных маркетинговых служб. В результате фирмы ВПК за бесценок распродают за рубеж ценнейшие научно-технические разработки или даже находятся на грани банкротства. Решению этих проблем и посвящена данная работа.
При выполнении работы автор опирался на результаты исследований отечественных и зарубежных ученых по проблемам экономики инновационной деятельности.
При разработке теоретических вопросов автор опирался на труды таких ученых как: Бернал Д., Добров Г.М., Ельмеев В.Я., Завлин П.Н., Кондратьев Н.Д., Ленин (Ульянов) В.И., Маркс К., Шумпетер И., Щербаков А.И., Энгельс ф., Юделевич М.А.
По общей теории маркетинга использовались работы:
Баркана Д.И., Бергмана Б., Демидова В.Е., Завьялова П.С., Котлера Ф..Портера М., Пунина Е.И., Третьяк О.А., Эванса Д.
При анализе управления инновационным процессом использовались работы: Вляхмана Л.С., Когута А.Е.,Краюхина Г.А., Медведева А.Г., Пузыни К.Ф., Рюгемера В., Тацуно Ш.
В части маркетинга инноваций автор использовал работы Вал- дайцева С.В., Медведкова С.Ю., Мухопада В.И. Сергеева Ю.А., Твисса Б.и др.
Дель исследования включала в себя три основные момента.Во-первых, исследовать систему глобальных экономических отношений в инновационной сфере(таких как отношения разделения и кооперации труда, собственности, обмена). Во-вторых, проанализировать организацию исследований и разработок и научно-технический потенциал России в период перехода к новой экономической модели развития страны и составить прогноз их развития. В-третьих, по¬пытаться сформировать теоретико - методологические и организационные основы маркетинга наукоемкой промышленной и научно - технической продукции. Конкретными задачами исследования являются:
- разработка концептуальной модели кооперации в инновационной сфере и исследование ее исторической динамики;
- выявление характера отношений собственности в инновационной сфере и влияния инновационной сферы на отношения собственности;
- систематизация форм обмена в инновационной сфере и исследование их исторической динамики;
- исследование современных форм организации инновационного процесса в России и выработка рекомендаций по их совершенствованию;
- разработка прогноза развития научно-технического потенциала РФ до 2000 года;
- анализ процесса конверсии результатов оборонных НИОКР в РФ и исследование "гребешковой" кривой жизненного цикла результатов военных НИОКР;
- исследование зарубежного опыта развития научно-технических парков и анализ перспектив научно-технических парков в России;
- определение особенностей инновационного маркетинга;
- разработка методических указаний по прогнозированию объемов сбыта качественно нового товара (товара субститута);
- разработка методики оценки конкурентоспособности наукоемкой продукции на стадии технического задания;
- анализ методов ценообразования на наукоемкую продукцию;
- разработка методики оптимизации цены на наукоемкую продукцию по максимуму текущей прибыли фирмы-продуцента;
- анализ практики маркетинга технологий при продаже лицензий в современной России и выработка рекомендаций по ее совершенствованию с точки зрения мирового опыта;
- проведение маркетинговых исследований наукоемкой продукции и технологий по заданию ряда фирм Санкт - Петербурга,
- анализ соотношения роли различных инструментов продвижения наукоемкой продукции на рынке на различных стадиях процесса принятия решения о ее покупке;
- разработка "волнового" подхода к планированию кампании по продвижению наукоемкой продукции потребительского назначения на рынке.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются организационные формы инновационного процесса, а также методическая, информационная и организационная составляющие процедуры маркетинга промышленной наукоемкой и научно - технической продукции.
Наиболее актуальны вопросы организации и маркетинга инноваций для фирм военно - промышленного комплекса (ВПК) Российской Федерации, проводящих конверсию своих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ(НИОКР) и производства. Обладая мощным научно - техническим потенциалом, значительным научным заде¬лом, эти фирмы в условиях рынка не умеют грамотно распорядиться тем богатством, которым располагают, из-за отсутствия квалифицированных маркетинговых служб. В результате фирмы ВПК за бесценок распродают за рубеж ценнейшие научно-технические разработки или даже находятся на грани банкротства. Решению этих проблем и посвящена данная работа.
При выполнении работы автор опирался на результаты исследований отечественных и зарубежных ученых по проблемам экономики инновационной деятельности.
При разработке теоретических вопросов автор опирался на труды таких ученых как: Бернал Д., Добров Г.М., Ельмеев В.Я., Завлин П.Н., Кондратьев Н.Д., Ленин (Ульянов) В.И., Маркс К., Шумпетер И., Щербаков А.И., Энгельс ф., Юделевич М.А.
По общей теории маркетинга использовались работы:
Баркана Д.И., Бергмана Б., Демидова В.Е., Завьялова П.С., Котлера Ф..Портера М., Пунина Е.И., Третьяк О.А., Эванса Д.
При анализе управления инновационным процессом использовались работы: Вляхмана Л.С., Когута А.Е.,Краюхина Г.А., Медведева А.Г., Пузыни К.Ф., Рюгемера В., Тацуно Ш.
В части маркетинга инноваций автор использовал работы Вал- дайцева С.В., Медведкова С.Ю., Мухопада В.И. Сергеева Ю.А., Твисса Б.и др.
Дель исследования включала в себя три основные момента.Во-первых, исследовать систему глобальных экономических отношений в инновационной сфере(таких как отношения разделения и кооперации труда, собственности, обмена). Во-вторых, проанализировать организацию исследований и разработок и научно-технический потенциал России в период перехода к новой экономической модели развития страны и составить прогноз их развития. В-третьих, по¬пытаться сформировать теоретико - методологические и организационные основы маркетинга наукоемкой промышленной и научно - технической продукции. Конкретными задачами исследования являются:
- разработка концептуальной модели кооперации в инновационной сфере и исследование ее исторической динамики;
- выявление характера отношений собственности в инновационной сфере и влияния инновационной сферы на отношения собственности;
- систематизация форм обмена в инновационной сфере и исследование их исторической динамики;
- исследование современных форм организации инновационного процесса в России и выработка рекомендаций по их совершенствованию;
- разработка прогноза развития научно-технического потенциала РФ до 2000 года;
- анализ процесса конверсии результатов оборонных НИОКР в РФ и исследование "гребешковой" кривой жизненного цикла результатов военных НИОКР;
- исследование зарубежного опыта развития научно-технических парков и анализ перспектив научно-технических парков в России;
- определение особенностей инновационного маркетинга;
- разработка методических указаний по прогнозированию объемов сбыта качественно нового товара (товара субститута);
- разработка методики оценки конкурентоспособности наукоемкой продукции на стадии технического задания;
- анализ методов ценообразования на наукоемкую продукцию;
- разработка методики оптимизации цены на наукоемкую продукцию по максимуму текущей прибыли фирмы-продуцента;
- анализ практики маркетинга технологий при продаже лицензий в современной России и выработка рекомендаций по ее совершенствованию с точки зрения мирового опыта;
- проведение маркетинговых исследований наукоемкой продукции и технологий по заданию ряда фирм Санкт - Петербурга,
- анализ соотношения роли различных инструментов продвижения наукоемкой продукции на рынке на различных стадиях процесса принятия решения о ее покупке;
- разработка "волнового" подхода к планированию кампании по продвижению наукоемкой продукции потребительского назначения на рынке.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются организационные формы инновационного процесса, а также методическая, информационная и организационная составляющие процедуры маркетинга промышленной наукоемкой и научно - технической продукции.
Проделанная в ходе проведения диссертационного исследования работа позволяет придти к следующим обобщающим выводам.
Во-первых, уровень развития инновационной сферы общества определяет характер так называемых традиционных экономических отношений (отношений собственности, обмена, распределения и т.п.). В свою очередь инновационная сфера испытывает диалектическое взаимовлияние со стороны сложившихся экономических отношений.
Во-вторых, скорость прогресса общества ( в т.ч. и экономического) зависит от того, насколько эффективно данное общество способно организовать инновационный процесс, разделение и кооперацию труда внутри науки, освоение нового знания в практике. В работе выдвигается положение о необходимости наличия "критической массы умов" для осуществления серьезных научно-технических прорывов. Особое внимание в работе уделяется междисциплинарной кооперации и кооперации в рамках инновационного цикла. Отмечается, что к серьезному торможению научно-технического прогресса в бывшем СССР привел монополизм, который мешал появлению малых специализированных межотраслевых научно-технических комплексов, более активному участию в международном разделении труда. Выход видится в создании экономической модели, основанной на управляемой конкуренции в инновационной сфере.
- -334-
В-третьих, наиболее эффективной формой организации инновационного процесса на сегодняшний день является научно-технические парки, обеспечивающие интеграцию учебного процесса, междисциплинарную кооперацию в теоретических областях, быстрое освоение научных результатов в практике. Основной формой инновационного предприятия должны стать финансово-промышленные группы, основанные на акционерной собственности. Этим группам должны быть по силам достаточно крупные межотраслевые научно-технические проекты. ФПГ должны обеспечивать производство основного объема товаров массового спроса. Развитие малого инновационного бизнеса должно обеспечить необходимую гибкость, восприимчивость к радикальным нововведениям, которые впоследствии будут тиражироваться опять же ФПГ. Реализацию проектов национального масштаба должно организовать государство, частично их финансируя, нс главное - беря на себя роль координатора подобных проектов.
Решение глобальных проблем (экология, атомная и альтернативная энергетика, освоение космического пространства) должны обеспечивать проекты, основанные на межгосударственной кооперации.
Во-первых, уровень развития инновационной сферы общества определяет характер так называемых традиционных экономических отношений (отношений собственности, обмена, распределения и т.п.). В свою очередь инновационная сфера испытывает диалектическое взаимовлияние со стороны сложившихся экономических отношений.
Во-вторых, скорость прогресса общества ( в т.ч. и экономического) зависит от того, насколько эффективно данное общество способно организовать инновационный процесс, разделение и кооперацию труда внутри науки, освоение нового знания в практике. В работе выдвигается положение о необходимости наличия "критической массы умов" для осуществления серьезных научно-технических прорывов. Особое внимание в работе уделяется междисциплинарной кооперации и кооперации в рамках инновационного цикла. Отмечается, что к серьезному торможению научно-технического прогресса в бывшем СССР привел монополизм, который мешал появлению малых специализированных межотраслевых научно-технических комплексов, более активному участию в международном разделении труда. Выход видится в создании экономической модели, основанной на управляемой конкуренции в инновационной сфере.
- -334-
В-третьих, наиболее эффективной формой организации инновационного процесса на сегодняшний день является научно-технические парки, обеспечивающие интеграцию учебного процесса, междисциплинарную кооперацию в теоретических областях, быстрое освоение научных результатов в практике. Основной формой инновационного предприятия должны стать финансово-промышленные группы, основанные на акционерной собственности. Этим группам должны быть по силам достаточно крупные межотраслевые научно-технические проекты. ФПГ должны обеспечивать производство основного объема товаров массового спроса. Развитие малого инновационного бизнеса должно обеспечить необходимую гибкость, восприимчивость к радикальным нововведениям, которые впоследствии будут тиражироваться опять же ФПГ. Реализацию проектов национального масштаба должно организовать государство, частично их финансируя, нс главное - беря на себя роль координатора подобных проектов.
Решение глобальных проблем (экология, атомная и альтернативная энергетика, освоение космического пространства) должны обеспечивать проекты, основанные на межгосударственной кооперации.
Подобные работы
- ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС: ОРГАНИЗАЦИЯ И МАРКЕТИНГ (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Инновационный процесс (Организация и маркетинг)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 1995 - Основные этапы инновационного процесс
Контрольные работы, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИИ ООО «НЕЙРОМАТИКА»
Дипломные работы, ВКР, физика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
ПРЕДПРИЯТИЯ (08.00.05 )
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - Механизм совершенствования бизнес-процессов организации (на примере Консультативного и лечебно-диагностического центра СибГМУ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5200 р. Год сдачи: 2016 - Управление инновационными процессами предприятия сферы услуг на основе стратегической карты развития» на материалах ООО «Командор-холдинг»
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование механизма инновационного развития организации (на примере ООО «Ле Рой»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
ПРЕДПРИЯТИЯ
Диссертация , менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



