Введение
Актуальность исследования. В последние годы в обществе растет интерес к семье и семейному воспитанию. Этому способствуют как политические решения, так и усиление роли частной жизни во многих общественных процессах. 2008 год, объявленный в России Годом семьи, всколыхнул общество на разных уровнях, обнажив спектр научных, социально-юридических и государственных проблем, связанных с семьей и детьми.
Для науки изучение семьи всегда имело амбивалентный характер, так как семья является относительно закрытой, а сегодня еще и автономной, системой. Вмешательство государства в дела семьи происходило только в том случае, если семья становилась деструктивной.
Это означает, что многие проблемы, которые могли быть решены еще на этапе их зарождения, к моменту вынужденного интереса государства имели уже разрушительный характер как для семьи, так и для ее отдельных членов.
В годы перестройки государство утратило рычаги управления семьей, особенно в части формирования ее духовно-нравственных и психолого-педагогических основ, и сегодня возникает острая необходимость возвращения не только социально-общественного, но и научного интереса к семье как к объекту исследования.
Остановимся на факторах, определяющих актуальность научных разработок в области педагогики и психологии семьи в современных условиях.
Социально-антропологический. Изменение социально-экономической ситуа-ции, зарождение и развитие идей персонализма, индивидуализма, демократии, гуманизма породило новые формы совместной жизни людей. Сегодня понятие семьи невозможно определить однозначно ни с точки зрения ее количественного или гендерного состава, ни в контексте родственных связей, ни с учетом места проживания ее членов. Вероятнее всего, сегодня семьей можно называть группу людей, которые считают себя семьей. У части современных детей тоже нет ясного представления о семье.
Еще одной тенденцией, наметившейся в обществе, является изменение функ-ций семьи, ее экономической значимости для человека.
Основная специфика современной семьи заключается в том, что она утратила свои традиционные черты, а это значит, что предыдущее знание о ней не может быть приложимо к современным условиям. Если государство заинтересовано в сохранении традиционной семьи, оно нуждается в научно-обоснованной стратегии ее выращивания и сопровождения на всех этапах ее функционирования и развития.
Социально-политический. Миграционные процессы, вызванные политическими событиями последних десятилетий, обострили национальную проблему, которая сегодня оказывает существенное влияние как на характер внутрисемейных связей, так и на геополитическую обстановку в мире. Сегодня как никогда для России актуальны проблемы национальной безопасности и развитие цивилизованных форм решения межконфессиональных и межэтнических конфликтов. В перспективе, как считают специалисты, будет происходить усложнение этнической структуры иммигрантов, а, следовательно, всего населения России, за счет роста диаспор народов, проживающих преимущественно за пределами Российской Федерации.
Социально-экономический. Родители в любой стране мира являются самой большой категорией потребителей и производителей, так как практически все они работают и все покупают. В настоящее время семья представляет собой своеобразную экономическую систему, с которой государство может установить разные виды экономических связей – материальную поддержку в виде адресной социальной помощи, кредитование малого бизнеса, организованного зачастую как семейное предприятие, пенсионное обеспечение пожилых граждан, получение налогов с доходов семьи и т.д.
Социально-демографический. К числу самых негативных тенденций, угро-жающих национальной безопасности России в ближайшие годы, можно отнести демографический кризис. Население страны убывает быстрыми темпами, но самые большие проблемы нас ждут впереди.
Итак, все вышеперечисленные факторы доказывают острую необходимость в научно-методологической и научно-исследовательской деятельности в области семьи и семейного воспитания, с целью получения убедительных практических рекомендаций и моделей деятельности.
Пока наука не обратит серьезного внимания на проблемы семейного воспитания и не предложит обществу внятной стратегии выращивания подрастающего поколения с включением в этот процесс всех заинтересованных субъектов, государство будет продолжать тратить бюджетные средства на ликвидацию последствий, связанных с недостатком внимания к семье.
Педагогическая наука должна проявить инициативу и начать исследование вопросов, связанных с семьёй и семейным воспитанием, оценивая их как приори-тетные научные проблемы.
Цель данной работы: изучение традиций семейного воспитания в отечественной педагогике.
Задачи исследования:
• Определить проблемы семейного воспитания;
• Изучить типичные ошибки семейного воспитания;
• Рассмотреть эволюцию семейного воспитания в отечественной педаго-гике;
• Выявить педагогический потенциал традиций семейного воспитания.
Объект исследования: теория и практика семейного воспитания в России.
Предмет исследования: взгляды педагогов по вопросам воспитания детей в семье.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка источников и приложений..
Заключение
Для адекватного понимания процессов, определяющих сегодняшние приоритеты семьи в области воспитания, необходимо иметь четкое представление о генезисе отечественных традиций семейного воспитания. В историческом опыте России наличествует ряд событий, в результате которых естественный процесс межпоколенной трансляции социально-культурного опыта частично или полностью прерывался. При этом поколение родителей-современников исторических перемен, вынужденное адаптироваться к изменившимся условиям жизни, стихийно осваивало новые модели семейного воспитания. О зарождении традиций семейного воспитания мы говорим в том случае, когда новый опыт детства транслировался родителями хотя бы в одном поколении, об их наличии – когда воспроизведение определенных социально - культурных установок осуществлялось как минимум двумя поколениями родителей.
На протяжении ХХ столетия естественный процесс межпоколенной трансля-ции социально-культурного опыта прерывался дважды: радикально – в 1917 г., частично – в начале 90-х гг.
Дореволюционные традиции семейного воспитания в современном историко-культурологическом и педагогическом знании структурируются в виде двух моделей – дворянской и народной, в соответствии с двумя магистральными направлениями развития отечественной культуры.
Современные традиции семейного воспитания восходят к 30-м гг. ХХ в., когда были окончательно утрачены социально-бытовые основы дореволюционных моделей семейного воспитания. В эти годы в массовом порядке утверждался образ жизни семьи, характерный для социалистического общества (профессиональная и общественная самореализация женщины/жены/матери, гетерогенные браки со смешанными культурологическими установками, усредненное материальное и имущественно-бытовое положение семей, доминирование общественного воспитания над семейным). Одновременно оформилась и начала устойчиво функционировать система основного и дополнительного (в том числе музыкального) образования, в своих общих чертах сохранявшаяся вплоть до 90-х гг. ХХ в.
На стыке функционирования двух важнейших социальных институтов – образования и семьи – сложился и был закультивирован «классический» образ социалистического детства с приоритетом общественных форм воспитания над собственно семейными.
К сожалению, в настоящее время ученые констатируют, что не все современные молодые родители умеют воспитывать своих собственных детей. От этого страдают и дети, и их родители, и учителя. Причин тому много. А.П. Ситник называет такие:
Во-первых, однодетность или малодетность семьи в городских условиях уже во многих поколениях, особенно на протяжении последних пятидесяти лет. Это значит, воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами. Что было характерно в условиях многодетной семьи.
Во-вторых, в молодых семьях имеются возможности отделиться от своих родителей, от старшего поколения. Казалось бы, в этом есть определенное благо. Но жизнь порознь лишает молодые семьи возможности воспользоваться знаниями и мудростью старших в вопросах воспитания детей. Кроме того, дети лишаются ласки, сказок, внимания бабушек и дедушек. В то же время страдает старшее поколение без наивной непосредственности внуков, без общения с ними.
В-третьих. Основательно утрачены традиции народной педагогики, по законам которой считалось, что воспитывать ребенка надо, пока он еще маленький, и «лежит поперек, а не вдоль лавки». Народная педагогика учила высокой нравственности через пословицы и поговорки, через незамысловатые, но очень значимые выражения: «Гуляй, девица, да смотри, чтобы ветром не надуло» или «Гуляй, да в подоле не принеси».
В-четвертых, вследствие происходящей урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения. Раньше в деревне все знали, чей это сын и чья это о дочь, которые нарушают правила поведения, совершают асоциальные поступки, поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно. Совсем иная ситуация в крупном городе, где живут горожане «в первом поколении», выходцы из деревни, но порвавшие родные корни с деревенскими традициями и не усвоившие еще городского образа жизни.
В-пятых, в ряду причин, осложняющих семейное воспитание, все возрастающие социальные и экономические трудности: низкая заработная плата и несвоевременная ее выдача. Полная или частичная безработица и необеспеченность во многих семьях прожиточного минимума. Все это снижает уровень эмоционального внутрисемейного настроя, что не создает благоприятных условий для общения в семье, в итоге - для семейного воспитания.
В-шестых, гипертрофированная политизация общества, когда прямая трансляция заседания съездов, выступлений депутатов палат и Госдумы приковывает к телеэкранам молодых родителей, а от детей в эту пору они отмахиваются, как от назойливых мух: «Отойди, не мешай!» И дети остаются предоставленными сами себе. Затем эти увлечения сменились не мене повальным увлечением сериалами «Просто Мария», «Дикая Роза», «Дикий ангел», «Во имя любви» и т. д. Вновь вся семья прикована к телеэкрану, а на воспитание детей не остается времени.
Перечень причин, которые не позволяют или мешают молодым родителям заниматься воспитанием детей, можно продолжить. Однако и этих вполне достаточно, чтобы констатировать неблагополучие в постановке семейного воспитания во многих современных семьях. Вот почему школьные учителя должны быть заинтересованы в оказании помощи родителям по содержанию и организации воспитания детей в семье, в педагогическом просвещении родителей, вооружении их знаниями и умениями воспитательного воздействия на детей, установлении между школой, родителями и учителями союзнических взаимоотношений.
Список использованных источников
1 Ахмадиева Р.Ш. Педагогический потенциал на-родных традиций в системе оптимизации семейного воспитания // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - № 1. - С. 130-135
2 Амонашвили Ш. Искусство семейного воспита-ния. – М.: Амрита, 2010. – 296 с.
3 Воспитание в XXI веке; новые подходы, преем-ственность традиций, перспективы : сб. статей междунар. науч.-практ. конф., Оренбург, 26 – 27 мая 2004 г. / отв. ред. В. Г. Рындак. Ч. 3. Социально-педагогические технологии реализации воспитательной системы (семья, школа, вуз, социум). – Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2004. – 276 с.
4 Гилязова Э.В. Развитие педагогической мысли России о семейном воспитании: вторая половина XVIII века // Социально-экономические и технические системы: Исследование, проектирование, оптимизация. - 2007. - № 18. - С. 18
5 Дюльдина Ж. Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей // Воспитание школьников. - 2009. - № 1. - С. 70-73
6 Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. – 2-е изд. – М. : Академия, 2002
7 Ларченко Ю.А. Идеи и традиции семейного воспитания в России // Образование и саморазвитие. - 2006. - Т. 2. - № 2. - С. 130-136
8 Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: Либроком, 2010. – 218 с.
9 Маркова Т. А. Традиции как составляющая ха-рактеристика семейного уклада / Т. А. Маркова // Семья в современном социуме (конец ХХ – начало ХХI вв.) : монография в 2-х частях. Часть 1 / под общ. ред. Т. В. Лодкиной. – [2-е изд.]. – Вологда : ООО ПФ „Полиграфист”, 2007. –– С.47-61.
10 Основы семейного воспитания // Редактор Ва-лентина Сергеева. – М.: Академия, 2011. – 192 с.
11 Сикорская Г. А. Взаимодействие традиций и инноваций как основа построения национальной образовательной системы / Г. А. Сикорская // Современные факторы повышения качества профессионального образования : материалы ХХVIII препод. науч.-практ. конф. Т. 4. – Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2007. – 308 с.
12 Митькина А.В. Семейное воспитание: традиции и новации // Нижегородское образование. - 2009. - № 1. - С. 138-142
13 Шовгенова Л.М. Обряды и традиции в семейном воспитании // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2006. - № 3. - С. 146-148
14 Котова И.Б., Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2004
15 Клубкова Т. Кланяемся низко // Встреча. - 1995. - №7. - С. 44-48
16 Лурье С.В. Историческая этнология: учеб. пособие для вузов. - М.: Просвещение, 1997
17 Педагогический энциклопедический словарь/гл. ред. Б.М. Гоим-Бад. - М., 2003
18 Ахмадиева Р.Ш. Педагогические условия реализации воспитательного потенциала народных традиций в системе семейного воспитания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2006. - № 4. - С. 133-136
19 Фрадкин Ф. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь столетия/Ф. Фрадкин, М. Плохо-ва//Воспитание школьников. -1993. -№ 6
20 Харисов Ф.Ф. Национальная культура и образование/Ф.Ф.Харисов. - М.: Педагогика, 2000.-272 с.
21 Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория/Н.Н. Ярошенко. - М: МГУКИ, 2000. - 204с.
22 Габдулхаков В.Ф., Муртазина Л.Т. О развитии культуры личности в контексте национальных традиций семейного воспитания // Мир образо-вания - образование в мире. - 2010. - № 2. - С. 76-80
23 Ларченко Ю.А. Идеи и традиции семейного воспитания в России // Образование и саморазвитие. - 2006. - Т. 2. - № 2. - С. 130-136
24 Нигматов, З. Г. Гуманистические традиции на-родной педагогики и воспитательный процесс/З. Г. Нигматов. - Казань: ИССО, 1998. -130 с.
25 Никандров, Н. Д. Образование и ценности в со-временной России/Н. Д. Никанд-ров//Образование в процессе гуманизации со-временного мира: 4-е междунар. Лихачевские науч. чтения, 20-21 мая 2004 г. -М.; СПб. -С. 16-17
26 Столяренко Л.Д. Педагогика/Л.Д. Столяренко. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2000
27 Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века/А.И. Антонов, С.А. Сорокин. - М., 2000
28 Царахова-Салбиева З.У. Роль семьи, традиций и обычаев в формировании семейных ценностей подрастающего поколения // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 2. - С. 54-57
29 Абаев, А.М. Педагогический потенциал этно-культурных традиций/А.М. Абаев//Теория и практика обучения и воспитания: сб. науч. тр. Владикавказ, 2007
30 Макаренко, А.С. Методы воспитания/А.С. Ма-каренко//Собр. соч. М., 1958. Т. 5
31 Джуринский А.Н. История образования и педагогиче-ской мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2004.