Традиции семейного воспитания в отечественной педагогике.
|
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Реализация традиций семейного воспитания в России……………………6
1.1 Проблемы семейного воспитания…………………………………………6
1.2 Типичные ошибки семейного воспитания……………………………….16
2 Становление и развитие традиций семейного воспитания в России……20
2.1 Эволюция семейного воспитания в отечественной педагогике……….20
2.2 Педагогический потенциал традиций семейного воспитания…………31
Заключение………………………………………………………………………39
Глоссарий……………………………………………………………………….42
Список использованных источников……………………………………..…..44
Приложение…………………………………………………………………….48
доклад
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Реализация традиций семейного воспитания в России……………………6
1.1 Проблемы семейного воспитания…………………………………………6
1.2 Типичные ошибки семейного воспитания……………………………….16
2 Становление и развитие традиций семейного воспитания в России……20
2.1 Эволюция семейного воспитания в отечественной педагогике……….20
2.2 Педагогический потенциал традиций семейного воспитания…………31
Заключение………………………………………………………………………39
Глоссарий……………………………………………………………………….42
Список использованных источников……………………………………..…..44
Приложение…………………………………………………………………….48
доклад
Введение
Актуальность исследования. В последние годы в обществе растет интерес к семье и семейному воспитанию. Этому способствуют как политические решения, так и усиление роли частной жизни во многих общественных процессах. 2008 год, объявленный в России Годом семьи, всколыхнул общество на разных уровнях, обнажив спектр научных, социально-юридических и государственных проблем, связанных с семьей и детьми.
Для науки изучение семьи всегда имело амбивалентный характер, так как семья является относительно закрытой, а сегодня еще и автономной, системой. Вмешательство государства в дела семьи происходило только в том случае, если семья становилась деструктивной.
Это означает, что многие проблемы, которые могли быть решены еще на этапе их зарождения, к моменту вынужденного интереса государства имели уже разрушительный характер как для семьи, так и для ее отдельных членов.
В годы перестройки государство утратило рычаги управления семьей, особенно в части формирования ее духовно-нравственных и психолого-педагогических основ, и сегодня возникает острая необходимость возвращения не только социально-общественного, но и научного интереса к семье как к объекту исследования.
Остановимся на факторах, определяющих актуальность научных разработок в области педагогики и психологии семьи в современных условиях.
Социально-антропологический. Изменение социально-экономической ситуа-ции, зарождение и развитие идей персонализма, индивидуализма, демократии, гуманизма породило новые формы совместной жизни людей. Сегодня понятие семьи невозможно определить однозначно ни с точки зрения ее количественного или гендерного состава, ни в контексте родственных связей, ни с учетом места проживания ее членов. Вероятнее всего, сегодня семьей можно называть группу людей, которые считают себя семьей. У части современных детей тоже нет ясного представления о семье.
Еще одной тенденцией, наметившейся в обществе, является изменение функ-ций семьи, ее экономической значимости для человека.
Основная специфика современной семьи заключается в том, что она утратила свои традиционные черты, а это значит, что предыдущее знание о ней не может быть приложимо к современным условиям. Если государство заинтересовано в сохранении традиционной семьи, оно нуждается в научно-обоснованной стратегии ее выращивания и сопровождения на всех этапах ее функционирования и развития.
Социально-политический. Миграционные процессы, вызванные политическими событиями последних десятилетий, обострили национальную проблему, которая сегодня оказывает существенное влияние как на характер внутрисемейных связей, так и на геополитическую обстановку в мире. Сегодня как никогда для России актуальны проблемы национальной безопасности и развитие цивилизованных форм решения межконфессиональных и межэтнических конфликтов. В перспективе, как считают специалисты, будет происходить усложнение этнической структуры иммигрантов, а, следовательно, всего населения России, за счет роста диаспор народов, проживающих преимущественно за пределами Российской Федерации.
Социально-экономический. Родители в любой стране мира являются самой большой категорией потребителей и производителей, так как практически все они работают и все покупают. В настоящее время семья представляет собой своеобразную экономическую систему, с которой государство может установить разные виды экономических связей – материальную поддержку в виде адресной социальной помощи, кредитование малого бизнеса, организованного зачастую как семейное предприятие, пенсионное обеспечение пожилых граждан, получение налогов с доходов семьи и т.д.
Социально-демографический. К числу самых негативных тенденций, угро-жающих национальной безопасности России в ближайшие годы, можно отнести демографический кризис. Население страны убывает быстрыми темпами, но самые большие проблемы нас ждут впереди.
Итак, все вышеперечисленные факторы доказывают острую необходимость в научно-методологической и научно-исследовательской деятельности в области семьи и семейного воспитания, с целью получения убедительных практических рекомендаций и моделей деятельности.
Пока наука не обратит серьезного внимания на проблемы семейного воспитания и не предложит обществу внятной стратегии выращивания подрастающего поколения с включением в этот процесс всех заинтересованных субъектов, государство будет продолжать тратить бюджетные средства на ликвидацию последствий, связанных с недостатком внимания к семье.
Педагогическая наука должна проявить инициативу и начать исследование вопросов, связанных с семьёй и семейным воспитанием, оценивая их как приори-тетные научные проблемы.
Цель данной работы: изучение традиций семейного воспитания в отечественной педагогике.
Задачи исследования:
• Определить проблемы семейного воспитания;
• Изучить типичные ошибки семейного воспитания;
• Рассмотреть эволюцию семейного воспитания в отечественной педаго-гике;
• Выявить педагогический потенциал традиций семейного воспитания.
Объект исследования: теория и практика семейного воспитания в России.
Предмет исследования: взгляды педагогов по вопросам воспитания детей в семье.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка источников и приложений..
Актуальность исследования. В последние годы в обществе растет интерес к семье и семейному воспитанию. Этому способствуют как политические решения, так и усиление роли частной жизни во многих общественных процессах. 2008 год, объявленный в России Годом семьи, всколыхнул общество на разных уровнях, обнажив спектр научных, социально-юридических и государственных проблем, связанных с семьей и детьми.
Для науки изучение семьи всегда имело амбивалентный характер, так как семья является относительно закрытой, а сегодня еще и автономной, системой. Вмешательство государства в дела семьи происходило только в том случае, если семья становилась деструктивной.
Это означает, что многие проблемы, которые могли быть решены еще на этапе их зарождения, к моменту вынужденного интереса государства имели уже разрушительный характер как для семьи, так и для ее отдельных членов.
В годы перестройки государство утратило рычаги управления семьей, особенно в части формирования ее духовно-нравственных и психолого-педагогических основ, и сегодня возникает острая необходимость возвращения не только социально-общественного, но и научного интереса к семье как к объекту исследования.
Остановимся на факторах, определяющих актуальность научных разработок в области педагогики и психологии семьи в современных условиях.
Социально-антропологический. Изменение социально-экономической ситуа-ции, зарождение и развитие идей персонализма, индивидуализма, демократии, гуманизма породило новые формы совместной жизни людей. Сегодня понятие семьи невозможно определить однозначно ни с точки зрения ее количественного или гендерного состава, ни в контексте родственных связей, ни с учетом места проживания ее членов. Вероятнее всего, сегодня семьей можно называть группу людей, которые считают себя семьей. У части современных детей тоже нет ясного представления о семье.
Еще одной тенденцией, наметившейся в обществе, является изменение функ-ций семьи, ее экономической значимости для человека.
Основная специфика современной семьи заключается в том, что она утратила свои традиционные черты, а это значит, что предыдущее знание о ней не может быть приложимо к современным условиям. Если государство заинтересовано в сохранении традиционной семьи, оно нуждается в научно-обоснованной стратегии ее выращивания и сопровождения на всех этапах ее функционирования и развития.
Социально-политический. Миграционные процессы, вызванные политическими событиями последних десятилетий, обострили национальную проблему, которая сегодня оказывает существенное влияние как на характер внутрисемейных связей, так и на геополитическую обстановку в мире. Сегодня как никогда для России актуальны проблемы национальной безопасности и развитие цивилизованных форм решения межконфессиональных и межэтнических конфликтов. В перспективе, как считают специалисты, будет происходить усложнение этнической структуры иммигрантов, а, следовательно, всего населения России, за счет роста диаспор народов, проживающих преимущественно за пределами Российской Федерации.
Социально-экономический. Родители в любой стране мира являются самой большой категорией потребителей и производителей, так как практически все они работают и все покупают. В настоящее время семья представляет собой своеобразную экономическую систему, с которой государство может установить разные виды экономических связей – материальную поддержку в виде адресной социальной помощи, кредитование малого бизнеса, организованного зачастую как семейное предприятие, пенсионное обеспечение пожилых граждан, получение налогов с доходов семьи и т.д.
Социально-демографический. К числу самых негативных тенденций, угро-жающих национальной безопасности России в ближайшие годы, можно отнести демографический кризис. Население страны убывает быстрыми темпами, но самые большие проблемы нас ждут впереди.
Итак, все вышеперечисленные факторы доказывают острую необходимость в научно-методологической и научно-исследовательской деятельности в области семьи и семейного воспитания, с целью получения убедительных практических рекомендаций и моделей деятельности.
Пока наука не обратит серьезного внимания на проблемы семейного воспитания и не предложит обществу внятной стратегии выращивания подрастающего поколения с включением в этот процесс всех заинтересованных субъектов, государство будет продолжать тратить бюджетные средства на ликвидацию последствий, связанных с недостатком внимания к семье.
Педагогическая наука должна проявить инициативу и начать исследование вопросов, связанных с семьёй и семейным воспитанием, оценивая их как приори-тетные научные проблемы.
Цель данной работы: изучение традиций семейного воспитания в отечественной педагогике.
Задачи исследования:
• Определить проблемы семейного воспитания;
• Изучить типичные ошибки семейного воспитания;
• Рассмотреть эволюцию семейного воспитания в отечественной педаго-гике;
• Выявить педагогический потенциал традиций семейного воспитания.
Объект исследования: теория и практика семейного воспитания в России.
Предмет исследования: взгляды педагогов по вопросам воспитания детей в семье.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка источников и приложений..
Заключение
Для адекватного понимания процессов, определяющих сегодняшние приоритеты семьи в области воспитания, необходимо иметь четкое представление о генезисе отечественных традиций семейного воспитания. В историческом опыте России наличествует ряд событий, в результате которых естественный процесс межпоколенной трансляции социально-культурного опыта частично или полностью прерывался. При этом поколение родителей-современников исторических перемен, вынужденное адаптироваться к изменившимся условиям жизни, стихийно осваивало новые модели семейного воспитания. О зарождении традиций семейного воспитания мы говорим в том случае, когда новый опыт детства транслировался родителями хотя бы в одном поколении, об их наличии – когда воспроизведение определенных социально - культурных установок осуществлялось как минимум двумя поколениями родителей.
На протяжении ХХ столетия естественный процесс межпоколенной трансля-ции социально-культурного опыта прерывался дважды: радикально – в 1917 г., частично – в начале 90-х гг.
Дореволюционные традиции семейного воспитания в современном историко-культурологическом и педагогическом знании структурируются в виде двух моделей – дворянской и народной, в соответствии с двумя магистральными направлениями развития отечественной культуры.
Современные традиции семейного воспитания восходят к 30-м гг. ХХ в., когда были окончательно утрачены социально-бытовые основы дореволюционных моделей семейного воспитания. В эти годы в массовом порядке утверждался образ жизни семьи, характерный для социалистического общества (профессиональная и общественная самореализация женщины/жены/матери, гетерогенные браки со смешанными культурологическими установками, усредненное материальное и имущественно-бытовое положение семей, доминирование общественного воспитания над семейным). Одновременно оформилась и начала устойчиво функционировать система основного и дополнительного (в том числе музыкального) образования, в своих общих чертах сохранявшаяся вплоть до 90-х гг. ХХ в.
На стыке функционирования двух важнейших социальных институтов – образования и семьи – сложился и был закультивирован «классический» образ социалистического детства с приоритетом общественных форм воспитания над собственно семейными.
К сожалению, в настоящее время ученые констатируют, что не все современные молодые родители умеют воспитывать своих собственных детей. От этого страдают и дети, и их родители, и учителя. Причин тому много. А.П. Ситник называет такие:
Во-первых, однодетность или малодетность семьи в городских условиях уже во многих поколениях, особенно на протяжении последних пятидесяти лет. Это значит, воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами. Что было характерно в условиях многодетной семьи.
Во-вторых, в молодых семьях имеются возможности отделиться от своих родителей, от старшего поколения. Казалось бы, в этом есть определенное благо. Но жизнь порознь лишает молодые семьи возможности воспользоваться знаниями и мудростью старших в вопросах воспитания детей. Кроме того, дети лишаются ласки, сказок, внимания бабушек и дедушек. В то же время страдает старшее поколение без наивной непосредственности внуков, без общения с ними.
В-третьих. Основательно утрачены традиции народной педагогики, по законам которой считалось, что воспитывать ребенка надо, пока он еще маленький, и «лежит поперек, а не вдоль лавки». Народная педагогика учила высокой нравственности через пословицы и поговорки, через незамысловатые, но очень значимые выражения: «Гуляй, девица, да смотри, чтобы ветром не надуло» или «Гуляй, да в подоле не принеси».
В-четвертых, вследствие происходящей урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения. Раньше в деревне все знали, чей это сын и чья это о дочь, которые нарушают правила поведения, совершают асоциальные поступки, поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно. Совсем иная ситуация в крупном городе, где живут горожане «в первом поколении», выходцы из деревни, но порвавшие родные корни с деревенскими традициями и не усвоившие еще городского образа жизни.
В-пятых, в ряду причин, осложняющих семейное воспитание, все возрастающие социальные и экономические трудности: низкая заработная плата и несвоевременная ее выдача. Полная или частичная безработица и необеспеченность во многих семьях прожиточного минимума. Все это снижает уровень эмоционального внутрисемейного настроя, что не создает благоприятных условий для общения в семье, в итоге - для семейного воспитания.
В-шестых, гипертрофированная политизация общества, когда прямая трансляция заседания съездов, выступлений депутатов палат и Госдумы приковывает к телеэкранам молодых родителей, а от детей в эту пору они отмахиваются, как от назойливых мух: «Отойди, не мешай!» И дети остаются предоставленными сами себе. Затем эти увлечения сменились не мене повальным увлечением сериалами «Просто Мария», «Дикая Роза», «Дикий ангел», «Во имя любви» и т. д. Вновь вся семья прикована к телеэкрану, а на воспитание детей не остается времени.
Перечень причин, которые не позволяют или мешают молодым родителям заниматься воспитанием детей, можно продолжить. Однако и этих вполне достаточно, чтобы констатировать неблагополучие в постановке семейного воспитания во многих современных семьях. Вот почему школьные учителя должны быть заинтересованы в оказании помощи родителям по содержанию и организации воспитания детей в семье, в педагогическом просвещении родителей, вооружении их знаниями и умениями воспитательного воздействия на детей, установлении между школой, родителями и учителями союзнических взаимоотношений.
Для адекватного понимания процессов, определяющих сегодняшние приоритеты семьи в области воспитания, необходимо иметь четкое представление о генезисе отечественных традиций семейного воспитания. В историческом опыте России наличествует ряд событий, в результате которых естественный процесс межпоколенной трансляции социально-культурного опыта частично или полностью прерывался. При этом поколение родителей-современников исторических перемен, вынужденное адаптироваться к изменившимся условиям жизни, стихийно осваивало новые модели семейного воспитания. О зарождении традиций семейного воспитания мы говорим в том случае, когда новый опыт детства транслировался родителями хотя бы в одном поколении, об их наличии – когда воспроизведение определенных социально - культурных установок осуществлялось как минимум двумя поколениями родителей.
На протяжении ХХ столетия естественный процесс межпоколенной трансля-ции социально-культурного опыта прерывался дважды: радикально – в 1917 г., частично – в начале 90-х гг.
Дореволюционные традиции семейного воспитания в современном историко-культурологическом и педагогическом знании структурируются в виде двух моделей – дворянской и народной, в соответствии с двумя магистральными направлениями развития отечественной культуры.
Современные традиции семейного воспитания восходят к 30-м гг. ХХ в., когда были окончательно утрачены социально-бытовые основы дореволюционных моделей семейного воспитания. В эти годы в массовом порядке утверждался образ жизни семьи, характерный для социалистического общества (профессиональная и общественная самореализация женщины/жены/матери, гетерогенные браки со смешанными культурологическими установками, усредненное материальное и имущественно-бытовое положение семей, доминирование общественного воспитания над семейным). Одновременно оформилась и начала устойчиво функционировать система основного и дополнительного (в том числе музыкального) образования, в своих общих чертах сохранявшаяся вплоть до 90-х гг. ХХ в.
На стыке функционирования двух важнейших социальных институтов – образования и семьи – сложился и был закультивирован «классический» образ социалистического детства с приоритетом общественных форм воспитания над собственно семейными.
К сожалению, в настоящее время ученые констатируют, что не все современные молодые родители умеют воспитывать своих собственных детей. От этого страдают и дети, и их родители, и учителя. Причин тому много. А.П. Ситник называет такие:
Во-первых, однодетность или малодетность семьи в городских условиях уже во многих поколениях, особенно на протяжении последних пятидесяти лет. Это значит, воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами. Что было характерно в условиях многодетной семьи.
Во-вторых, в молодых семьях имеются возможности отделиться от своих родителей, от старшего поколения. Казалось бы, в этом есть определенное благо. Но жизнь порознь лишает молодые семьи возможности воспользоваться знаниями и мудростью старших в вопросах воспитания детей. Кроме того, дети лишаются ласки, сказок, внимания бабушек и дедушек. В то же время страдает старшее поколение без наивной непосредственности внуков, без общения с ними.
В-третьих. Основательно утрачены традиции народной педагогики, по законам которой считалось, что воспитывать ребенка надо, пока он еще маленький, и «лежит поперек, а не вдоль лавки». Народная педагогика учила высокой нравственности через пословицы и поговорки, через незамысловатые, но очень значимые выражения: «Гуляй, девица, да смотри, чтобы ветром не надуло» или «Гуляй, да в подоле не принеси».
В-четвертых, вследствие происходящей урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения. Раньше в деревне все знали, чей это сын и чья это о дочь, которые нарушают правила поведения, совершают асоциальные поступки, поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно. Совсем иная ситуация в крупном городе, где живут горожане «в первом поколении», выходцы из деревни, но порвавшие родные корни с деревенскими традициями и не усвоившие еще городского образа жизни.
В-пятых, в ряду причин, осложняющих семейное воспитание, все возрастающие социальные и экономические трудности: низкая заработная плата и несвоевременная ее выдача. Полная или частичная безработица и необеспеченность во многих семьях прожиточного минимума. Все это снижает уровень эмоционального внутрисемейного настроя, что не создает благоприятных условий для общения в семье, в итоге - для семейного воспитания.
В-шестых, гипертрофированная политизация общества, когда прямая трансляция заседания съездов, выступлений депутатов палат и Госдумы приковывает к телеэкранам молодых родителей, а от детей в эту пору они отмахиваются, как от назойливых мух: «Отойди, не мешай!» И дети остаются предоставленными сами себе. Затем эти увлечения сменились не мене повальным увлечением сериалами «Просто Мария», «Дикая Роза», «Дикий ангел», «Во имя любви» и т. д. Вновь вся семья прикована к телеэкрану, а на воспитание детей не остается времени.
Перечень причин, которые не позволяют или мешают молодым родителям заниматься воспитанием детей, можно продолжить. Однако и этих вполне достаточно, чтобы констатировать неблагополучие в постановке семейного воспитания во многих современных семьях. Вот почему школьные учителя должны быть заинтересованы в оказании помощи родителям по содержанию и организации воспитания детей в семье, в педагогическом просвещении родителей, вооружении их знаниями и умениями воспитательного воздействия на детей, установлении между школой, родителями и учителями союзнических взаимоотношений.
Подобные работы
- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И РОССИИ ВРЕМЕН СССР
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОГО ЧИТАТЕЛЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА СО СВЕРСТНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА
МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТИЛЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4305 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2013 - СВЯЗЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018



