Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Философско- педагогические идеи представителей русского космизма в становлении ноосферного образования

Работа №28924

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы199
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
505
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3-16
ГЛАВА I. ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ
Н.Ф. ФЕДОРОВА, К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО, В.И. ВЕРНАДСКОГО В КОНТЕКСТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РУССКОГО КОСМИЗМА О МИРЕ, ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ВОСПИТАНИИ
1.1. Теоретико-мировоззренческие основы русского космизма
в трудах Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского ...17-41
1.2. Связь научно-философских идей Н.Ф. Федорова,
К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского и их педагогической деятельности 41-61
1.3. Идеалы, цели, содержание воспитания и обучения
в воззрениях представителей русского космизма Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского 61-88
Выводы по первой главе 88-93
ГЛАВА II. ОСВОЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ РУССКОГО КОСМИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ ОСНОВАХ, НАПРАВЛЕНИЯХ И ФОРМАХ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Идеи русского космизма в разработке содержания
современного ноосферного образования, духовно-нравственного развития человека 94-115
2.2. Ноосферная направленность мировоззренческих основ
и ведущих целей современного экологического образования...115-130
2.3. Реализация идей ноосферного образования в современных учебно-воспитательных учреждениях разного типа..131-150
Выводы по второй главе 150-155
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156-158
ЛИТЕРАТУРА 159-194
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Техногенное развитие цивилизации, возросшая мощь экономики, негативные тенденции ее глобализации стали главными факторами изменения биосферных констант Земли. Обострилась борьба за ресурсы, произошло небывалое расслоение мира по доходам. Обозначился кризис духовности человека вследствие его отчуждения от природы. Человечество оказалось перед угрозой системного, общецивилизационного кризиса, достигло «пределов роста». Уже в середине ХХ1 века могут возникнуть условия, при которых дальнейшее развитие цивилизации станет невозможным. Ее выживание и сохранение биосферы возможно только при условии гармонизации взаимоотношений человека, социума и природы как единого целого на основе глобальности мышления и ответственности человека за жизнь на планете.
Проблемы будущего социоприродного цивилизационного развития впервые получили общемировое политическое признание на Конференции Организации Объединенных Наций (ООН) по окружающей среде и развитию (г.Рио-де-Жанейро, 1992). В принятых ею документах («Декларация об устойчивом развитии», «Повестка дня на ХХ1 век») содержится вывод о необходимости перехода человечества на путь пропорционального, динамичного и устойчивого развития. Переход к нему должен обеспечить сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения окружающей среды, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений. Дальнейшее развитие эта концепция получила в работе Генеральной Ассамблеи ООН (г.Нью-Йорк, 1997) и Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (г.Йоханнесбург, 2002).
Образование играет ключевую роль в обеспечении динамического развития, способствует изменению системы ценностей, приоритетов, идеалов каждого человека ради коренного преобразования цивилизации. Роль образования в создании основы устойчивого социально-экономического и духовного развития подчеркивается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 го- да»(3, с. 26). Идея о развитии мира как единого целого, представление о человеке как части природы, о его интеллектуально-духовной мощи становятся мировоззренческой основой образовательного процесса.
Разработка теоретико-мировоззренческих основ современного образования, ориентированного на устойчивое социально¬экономическое и духовное развитие цивилизации, связана, в частности, с освоением и творческим развитием трудов представителей русского космизма. Русский космизм, как особое течение философской мысли, сформировался в конце Х1Х - начале ХХ вв. Важное значение в контексте проблем устойчивого развития имеет наследие представителей ноосферного направления русского космизма Н.Ф. Федорова (1829-1903), К.Э. Циолковского (1857-1935), В.И. Вернадского (1863¬1945).
В основе философских идей этих мыслителей лежит представление о мире как едином целом и ноосферном, активно-творческом характере эволюции природы, общества, человеческой цивилизации. Н.Ф. Федоров и К.Э. Циолковский в своих трудах предвосхитили идею ноосферы, развивая мысль об активном, деятельном начале человека, способном преобразовать мир на гуманистических основах.
Эта главная идея получила развитие в работах В.И. Вернадского, стала основной в его учении о ноосфере как высшей стадии развития биосферы, связанной с возникновением и развитием в ней человечества, его интеллектуально-нравственной, духовной силы. Творчество Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского представляет интерес для историко-педагогического исследования еще и потому, что непосредственно связано со сферой образования.
Состояние проблемы исследования. Изучению русского космизма, исследованию идей представителей этого направления посвящены работы философов Н.К. Гаврюшина, Ф.И. Гиренка, А.В. Гулы¬ги, О.Д. Куракиной, В.П. Леднева, А.Д. Московченко, С.Г. Семеновой, А.Ф. Фасенковой, а также В.И. Додонова, Н.Ф. Ефимовой, Е.Е. Пурто.
Некоторые аспекты педагогики русского космизма раскрыты в кандидатских диссертациях по педагогике: О. М. Михалевой (167), Т.В. Самсоновой (233). Вопросам образования, ориентированного на целостное единство мира и человека, его духовного развития, посвящены педагогические исследования М.Г. Иванова, Л.Г. Кожевниковой, С.В. Кульневича, Б.Т. Лихачева, Л.Н. Пауковой, Г.П. Сикорской, Е.В. Яковлевой.
Различные аспекты учения Н.Ф. Федорова изучаются философа¬ми Н.Г. Бых, Д.М. Гречко, Г.П. Еписковым, Н.М. Ефимовой, С.В. Казьминой, Л.А. Коганом, С.Г. Семеновой, М.Б. Хомяковым, М.В. Усалко. Взаимосвязь его философских и педагогических воззрений по вопросам воспитания, обучения и библиотечной деятельности анализируется педагогами А.В. Гачевой, В.М. Клариным, Н.Ф. Петровой.
Структура и принципы «космической философии» К.Э. Циолков¬ского, ключевые понятия его этических взглядов исследуются философами В.В. Казютинским, В.М. Мапельманом, К.Х. Хайруллиным, Ю.А. Школенко, а также Н.М. Ефимовой, А.А. Шароновой. Основные этапы деятельности К.Э. Циолковского в образовании, его взгляды на методы, приемы обучения освещаются в работах педагогов Д.М. Гришина, В.П. Голоушкина, А.В. Иванова. Его педагогические взгляды в контексте антропокосмических воззрений, антропологических принципов анализируются в докторской диссертации по педагогике С.Н. Касаткиной (121).
Среди большого числа работ, посвященных творческому наследию В.И. Вернадского, особое значение имеют публикации, раскрывающие основы его учения о биосфере и переходе ее в ноосферу, выявляющие концептуальное и методологическое значение этого учения. В последние десятилетия разработки, посвященные ноосфере, связаны с такими проблемами, как теоретико-методологический статус ноосферы (Ф.И. Гиренок, В.П. Казначеев, С.Р. Микулинский, Н.Н. Моисеев, Е.Г. Туркин, А.Д. Урсул, А.Л. Яншин, Ф.Т. Яншина), утопическое и реальное в учении о ноосфере (С. Кара-Мурза, В.А. Кутырев, А.П. Назаретян). Педагогическая деятельность В.И. Вернадского, связь его научно-философских исследований с вопросами воспитания и обучения нашли отражение в кандидатских диссертациях по педагогике Т.И. Жилиной (93), С.Ф. Лукиной (152).
Научно-теоретические основы ноосферного образования разрабатываются в философских исследованиях А.М. Буровского, И.В. Дмитриевской, В.Н. Иванова, Г.С. Смирнова. Методологическое значение ноосферных идей в контексте проблем современного образования, устойчивого развития раскрывается С.В. Казначеевым, М.А. Кузнецовым, А.Д. Московченко, Н.Н. Моисеевым, А.И. Субетто, А.Д. Урсулом.
Проблемы становления ноосферного сознания, взаимосвязи ноогенеза и формирования экологической культуры личности анализируются в трудах отечественных ученых-педагогов Н.Ф. Винокуровой, И.Д. Зверева, Г.С. Камериловой, И.С. Лаптевой, Н.М. Мамедова, С.Н. Николаевой, В.В. Николиной, И.Н. Пономаревой, Г.П. Сикорской, И.Т. Суравегиной, Г.А. Ягодина, а также зарубежных ученых- биологов Б. Баки, Р. Генри, Д. Дорнера, Д. Кеун, Л. Райнхольда, Г. Фромма.
Изучение и обобщение философской и научно-педагогической литературы показывают, что, во-первых, сущность философско- педагогических идей Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского изучена недостаточно, во-вторых, необходимость создания образовательной системы, ориентированной на устойчивое развитие, выживание современной цивилизации и сохранение биосферы делает актуальной проблему ноосферного образования, сущность и содержание которого в контексте идей русского космизма специально не исследовались.
Анализ состояния изученности проблемы исследования позволяет выявить противоречие между потребностью современного образования в реализации идей русского космизма и недостаточностью их историко-педагогической и научно-теоретической разработки. С учетом этого противоречия сформулирована проблема исследования: каковы содержание философско-педагогических идеи Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, их значение для разработки идеалов, целей, направлений современного ноосферного образования?
Эта проблема предопределила выбор темы данного диссертационного исследования: «Философско-педагогические идеи пред-
Цель исследования: на основе наследия Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского выявить философско-педагогические идеи русского космизма, их роль в процессе становления ноосферного образования.
Объект исследования: наследие представителей русского космизма Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского в кон¬тексте ноосферного образования.
Предмет исследования: взгляды на воспитание и обучение Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского как представителей русского космизма в их влиянии на теорию и практику современного ноосферного образования.
Хронологические рамки исследования: конец XIX - начало XXI вв.- время жизни и деятельности ведущих представителей русского космизма, разработки их наследия, становления и развития современного ноосферного образования.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать комплекс теоретико-мировоззренческих идей русского космизма в контексте работ Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского.
2. Выявить идеалы, цели, особенности воспитания и обучения, содержащиеся в трудах Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского в контексте их научно-философских идей и опыта педагогической деятельности.
3. Определить основы и пути разработки идей представителей русского космизма в современном ноосферном образовании.
Концепция исследования, определяющая его основные направления, структуру и методы, включает: междисциплинарный, интеграционный характер работы, ее философско-педагогическую и социально-педагогическую направленность; системный анализ тенденций цивилизационного пропорционально, динамично и устойчиво развивающегося мира (Г. Брундтланд, Д. Медоуз, А.Печчеи); признание универсальных начал в проблематике различных социально¬этических и педагогических систем, определяемой совокупностью триад: «прошлое - настоящее - будущее»; «индивидуальное - коллективно- общинное - всеобщее»; «интеллектуальное - эмоциональное - практически-волевое».
Методологическая основа исследования. Исходя из специфики данного исследования, основополагающими для него стали социально-экологический, ноосферный, экогуманистический подходы, концепция устойчивого развития цивилизации. Они реализуются на основе системного, личностно-деятельного и антропологического подходов, принципов природо- и культуросообразности. В качестве общенаучных методологических принципов использованы принципы историзма, единства теории и практики; принцип дополнительности; синергетический подход.
Методы исследования. Использованы общенаучные методы: анализ и синтез педагогической, философской, естественнонаучной литературы, ее обобщение и систематизация; исторические методы: сравнительно-сопоставительный и историко-генетический; методы
Понятийно-категориальные основы исследования. Под космизмом понимается совокупность представлений о картине мира, о бытии человека и макрокосма природы, о характере взаимосвязей в природе (О.А. Карчевчев) (76, с. 6).
Ноосфера, в контексте работ В.И. Вернадского, рассматривается как этап эволюции биосферы, в котором разумная деятельность чело¬века становится ее решающим фактором развития. Ноосфера определяется согласованным с природой и космосом развитием цивилизации, нравственной ответственностью человека за судьбу будущих поколений.
В качестве рабочего определения ноосферное образование рассматривается как целенаправленный процесс воспитания и обучения, целью которого является формирование мышления, основанного на убежденности в единстве человека и природы, его поведения и деятельности, созидательно творческого и гуманистического характера, направленных на гармонизацию отношений с окружающим миром.
Источниковая база исследования: труды Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского; историко-педагогические (Т.И. Жилина, С.Н. Касаткина) и философские (Г.С. Аксенов, Ф.И. Гиренок, С.Г. Семенова) исследования творчества представителей русского космизма; исследования закономерностей выживания биосферы и человеческой цивилизации (Н.Н. Моисеев, А. Печчеи, А.И.Суббето, А.Д.Урсул); современные разработки в области ноосферного образования (А.М. Буровский, И.В. Дмитриевская, С.Г. Смирнов); работы ученых, занимающихся проблемами экологического образования
-систематизированы научно-философские идеи, развиваемые в трудах Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского в кон¬тексте представлений русского космизма о мире и человеке;
-охарактеризованы идеалы, цели, особенности воспитания и обучения, содержащиеся в трудах Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, в аспекте связи с их антропокосмическим мировоззрением;
-раскрыты основополагающие целевые, содержательные аспекты ноосферного образования в контексте теоретико-мировоззренческих идей ведущих представителей русского космизма;
-показано, что философско-педагогические идеи Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского определяют специфику ноосферного образования, его мировоззренческие, духовно-нравственные основы;
-ноосферное образование представлено в свете современного развития экологического образования, выявлены другие направления и формы его реализации в педагогической теории и практике.
Теоретическая значимость исследования заключается в том,что оно:
-вносит теоретико-мировоззренческий вклад в разработку идеалов и целей современного образования, приобретающего социально¬личностную направленность, опережающий характер и ориентирующегося на развитие планетарного мышления личности;
-обновляет содержание образования ноосферными идеями, понятиями, терминами, отражающими созидательную, гуманистиче-
-дополняет историко-педагогическое и научно-теоретическое обоснование фундаментализации образования, которая направлена на взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного знания.
Практическая значимость исследования: его основные результаты могут быть использованы для дополнения содержания историко-педагогического образования; для создания авторских программ по ноосферному образованию; способствуют развитию опытно¬экспериментальной деятельности образовательных учреждений и углублению соответствующей тематики в элективных курсах и спецсеминарах в системе высшего и среднего педагогического образования.
Апробация результатов исследования проводилась в ходе докладов, выступлений автора на Международной научно¬практической конференции «Генезис педагогических идей во втором тысячелетии нашей эры» (г.Киров, 2000); региональной научно¬практической конференции «Воспитание будущего учителя в системе высшего педагогического образования: идеи, ценности, ориентации» (г.Н.Новгород, 2001); «Шестой нижегородской сессии молодых ученых (математические и гуманитарные науки)» (г.Дзержинск, 2001); «Седьмой Нижегородской сессии молодых ученых (гуманитарные науки)» (г.Дзержинск, 2002); Межрегиональной научно-практической конференции «Духовность. Нравственность. Образование. История и современность»(г.Рязань, 2002); на круглом столе «Эколого-экономическое образование как составляющая устойчивого развития»
Внедрение результатов исследования. Они нашли отражение в разработке программы спецсеминара «Проблемы ноосферного образования», планов практических занятий по курсу «Педагогическая антропология», проведенных на отделении «Социальная педагогика» исторического факультета Нижегородского государственного педагогического университета; использованы при публикации материала о В.И. Вернадском в «Хрестоматии по истории социальной педагогики и воспитания» (Н.Новгород, 2003), которая получила применение в преподавании ряда педагогических дисциплин в НГПУ.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются опорой на методологические принципы историзма, сочетания исторического и логического способов познания, единства изучения структуры и процесса развития объекта исследования; применением сравнительно-сопоставительного метода; комплексом источников, включающим разнообразные и взаимодополняющие мате¬риалы, философские, социально-экологические, историко-педагогические работы 50-90 гг. прошлого века и современные; их анализом и критическим рассмотрением.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В трудах представителей русского космизма Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского разрабатываются идеи целостности мира и ноосферного характера развития биосферы и общества; в общих чертах сформулирована программа качественных
изменений в будущем цивилизации, основанная на совмещении путей био- и социогенеза, в сознательном нравственном управлении природой и обществом с целью развития ноосферы (сферы разума). Антропокосмизм связывает потребности человека с самоценностью космоса, позволяет мыслить и действовать в аспекте не только отдельной личности, семьи, рода, государства, но и в планетарно-космическом масштабе.
2. Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский разрабаты¬вали проблемы воспитания и обучения в контексте антропокосмического представления о мире и человеке. Сфера образования рассматривается ими в общем русле космопланетарных процессов. В их трудах земной статус человека расширяется до космического, прослеживается идея адаптации образования к новой форме будущего цивилизационного развития. Антропокосмизм предполагает целостный подход к личности, ориентирует на развитие интеллектуальной, эмоционально-ценностной и практическо-волевой сфер человека в их единстве, направлен на формирование активно-творческого деятельного начала в основах личности, ее духовного мира, индивидуального своеобразия.
3. Современное образование нуждается в философско-педагогической разработке идей русского космизма в силу своей направленности на пропорциональное, динамичное и устойчивое развитие, сохранение биосферы, гуманистической и социально-личностной ориентации, социально-опережающего характера, стремления к фундаментализации научного знания. Антропокосмизм становится теоретико-мировоззренческой основой ноосферного образования. Оно включает: знания и представления о целостности мира и ноосферных путях развития цивилизации; умения интеллектуального, практического, прогностического, оценочного характера, обеспечивающие гармоничные отношения человека с социоприродным пространством; опыт эмоционально-ценностного отношения с природой экогуманистического характера; опыт творческой деятельности созидательного характера в русле идей природо- и культуросообразности. Ноосферное образование направлено на целостное восприятие мира, ориентацию в системах «человек - космос», «человек - цивилизация».
4. Начиная с 90-х гг. ХХ века ноосферное образование развивается по двум основным направлениям: в русле экологического образования, приобретающего в настоящее время экогуманистический характер, ориентирующегося на устойчивое развитие; в качестве самостоятельного течения в педагогической теории и практике, в котором основной акцент делается на духовно-нравственное воспитание личности, с преимущественным использованием гуманитарного и культурологического знания. Некоторые идеи ноосферного образования находят конкретное воплощение в содержании современного школьного преподавания биологии, географии, химии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Историко- теоретическое исследование на тему: «Философско- педагогические идеи представителей русского космизма в становлении ноосферного образования» проведено в связи с актуальностью проблемы дальнейшего развития цивилизации. Острая конфронтация человека и природы, угроза системного кризиса выдвигают на повестку дня вопросы выживания цивилизации и биосферы, организации целостной системы образования, ориентированной на ноосферное развитие. Результаты исследования, полученные на основе комплекса методов, среди которых преимущественное значение имел сравнительный метод, на материале многообразных источников с преобладанием историко- философской и социально- экологической литературы позволили сформулировать следующие общие выводы:
1. Н.Ф. Федоров, К.Э . Циолковский, В . И. Вернадский разра¬ботали ведущие теоретико- мировоззренческие основы русского космизма. Основа нового миропонимания, заложенная в их трудах, базируется на антропокосмических идеях единства мира, глобальной взаимозависимости человека и космоса, убежденности в духовно¬творческой, преобразующей роли человечества. Будущее челове¬чества связывается ими с новой формой цивилизационного развития, которое В.И . Вернадский назвал ноосферой. Она способна стать важным фактором сознательной и нравственно- оправданной управляемой социоприродной эволюции на базе созидательного, творческого труда, общественного интеллекта и образовательного общества. Главное средство ее развития - превращение науки в «мощную геологическую силу», в глобальных масштабах изме-
художественного, религиозного и опытно-практического восприятия мира.
2. Антропокосмические идеи Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковс¬кого, В.И. Вернадского нашли отражение в разработке ими фундаментальных проблем воспитания и обучения, особенно в контексте космопланетарных процессов, значимости образования в
эволюции природы и общества. На фоне разрушительных для духовного мира человека ориентаций, преимущественно на настоящее и прошлое, представители космизма утверждают приоритет категории будущего в воспитании и обучении.
Представление о будущем цивилизации связано в русском космизме с убежденностью в космическом предназначении человечества, верой в безграничное развитие человека, сущности личности и ее способностей. Важнейшей задачей образования является формирование интеллектуальной и эмоциональной сфер человека одновременно с развитием его практически-волевых качеств. Внимание к отдельной личности неотделимо от космического представления о целостности мира и о единстве человека и окружающей среды; способствует выработке антропокосмической стратегии поведения человека в социоприродной среде, в преобразовании биосферы и развитии в ноосферы; закладывает ориентиры безопасной природо- и культуросообразной деятельности человека, обеспечивая воспитание ответственности за выживание цивилизации. Ноосферное образование носит системный характер, направлено на воспитание цельной личности, развитие ее индивидуально-духовных качеств, творческого начала, чувства родства космического масштаба. Закладывая основы ноосферного сознания и безопасного природо- и культуросообразного поведения человека, это образование стремится к формированию «ноосферной личности», субъекта будущей социоприродной системы, основанной на идее сохранения биосферы и гармоничного развития природы и общества.
4. Ноосферное образование развивается преимущественно в русле сложившейся системы образования. Его идеи находят конкретное воплощение в содержании школьного преподавания биологии, географии, химии, некоторых других предметов. О проявлении ноосферных тенденций в образовании свидетельствует, развитие современного экологического образования на основе идей коэволюции и устойчивого развития, холизма, экогуманизма, сохранения биосферы и человеческой цивилизации. В настоящее время происходит становление ноосферного образования как самостоятельного течения в педагогической теории и практике, об этом свидетельствует создание образовательных учреждений ноосферной направленности (ноосферные школы, ноосферные студии). Построение цивилизации ноосферного типа, перспектива динамичного и устойчивого развития ведут к глобализации образования, перевода всей образовательной системы в парадигму ноосферного развития.


1. Закон Российской Федерации «Об образовании» //Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерства образования России. - 1992. - № 11.- С. 2-59.
2. Закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» //Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерства образования России. - 1996. - № 7. - С . 3-57.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 393 //Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерства образования России. - 2002. - №6. - С. 11-40.
4. Абрамова Т.В. Космизм в русской религиозной философии: Автореф. дис. ... канд. философ. наук. - М1994. - 23 с.
5. Аксенов Г.П. Вернадский. - М.: Соратник, 1994. - 544 с.
6. Аксенов Г.П. «Личность есть драгоценнейшая, величайшая ценность»: В.И. Вернадский: ноосфера, творчество, нравственность: Из цикла «История этических учений». - М.: Знание, 1990. - 64 с.
7. Аксенов Г.П. Мир по Вернадскому //Природа. - 1992. - С. 91-96.
8. Баландин Р.К. Вернадский В.И. //Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. /Ред. кол.: В.В. Давыдов (гл. ред.) и др.- М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. - Т. 1. - С. 140-141.
9. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. - М.: Знание, 1988. - 208 с.
10. Бердяев Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. - М.: Правда, 1989. - 607 с.
11. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.:Прогресс, 1986. - 420 с.
12. Библер В.С. От науковедения к логике культур: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 412 с.
13. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по пед. антропологии и философии образования. - М.: Изд-во Российского открытого университета, 1994. - 112 с.
14. Боголюбова Н.Г., Тюрин Е.Л. Космизм как научная концепция развития человечества //Общее дело: Сб. докл. /Под ред. С.Г. Семеновой. - М.: МФТИ, 1990. - С. 67.
15. Брыханов В.Г. О философской основе научно-технического творчества К.Э. Циолковского: Автореф. дис. ... канд. философ. наук. - Л., 1954. - 18 с.
16. Буданов В.Г. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эволюционно-синергетический подход //Высшее образование в России. - 1994. - № 4. - С. 16-21.
17. Букейханов Н.Р., Клапенко Т.П. Формирование «ноосферного» мышления у студентов педагогических институтов //Русский космизм и Ноосфера: Тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф.: В 2 ч. /Под ред. О.Д. Куракиной. - М., 1989. - Ч. II. - С. 68-69.
18. Буковская Г.В. Воспитание экологической культуры в системе туристско-краеведческой деятельности //Педагогика. - 2002. - № 6. - С. 48-51.
19. Буровский А., Василевская М. Человек нового тысячелетия //Наука и религия. - 1997. - № 9. - С. 12-15.
20. Буровский А. В «ноосфере», которую построил Вернадский //Человек. - 1992. - № 4. - С. 178-180.
21. Буровский А.М. Возникновение и проблематика антропоэкологии: (Социально-философские аспекты): Дис. ... докт. философ. наук. - Красноярск, 1996. - 307 с.
22. Буровский А.М. Концепция ноосферной школы //Ноосферная школа: концепция и программы /Под ред. А.М. Буровского. - Красноярск: Изд-во НМЦ НЭО, 1995. - С. 6-21.
23. Буровский А.М. Концепция ноосферы В.И. Вернадского и создание новой школы //Педагогика. - 1993. - № 6. - С. 13-17.
24. Буровский А.М. Ноосферное образование: рождение идеи и проблема внедрения //Ноосферная парадигма образования: от лицея к университету: Мат. лицейско-университет. науч.-метод. конф. /Под ред. Г.С. Смирнова.- Иваново: Изд-во ИВГУ, 1997. - С. 27-30.
25. Буровский А.М. Ноосферология //XXI век: будущее России в философском измерении: Мат. второго Рос. философ. конгресса: В 4 т./Под ред. Н.В. Бряник. - Екатеринбург: УГУ, 1999. - Т. 4, ч. 2. - С. 64-65.
26. Буровский А.М. Почему экологическое образование должно быть ноосферным?//Экологическое образование /Под ред. Н.П. Сальмон-Салиевой. - М.: Изд-во РАО, 1996. - С. 15-16.
27. Буровский А.М. Российская культурная традиция и пост¬роение ноосферной школы //Современная культура и изменения в содержании образования: Метод. мат. науч.-практ. конф. - Новосибирск: НГУ, 1995. - С. 45-48.
28. Буровский А.М. Люди ли мы? (О соотношении «естественного» и «искусственного» в современном человеке) //Общественные науки и современность. - 1996. - № 4. - С. 122-133.
30. Ваняхро В.Г. Обоснование возможности управления процессами самоорганизации биосферы //Стратегия опережающего развития для России XXI века: Сб. науч. тр.: В 4 т. /Под ред. А.Д. Урсула. - М.: МНЭПУ, 1999. - Т. 4, ч. 2. - С. 43-53.
31. Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Фактор четыре. Затрат половина - отдача двойная. Новый доклад Римскому клубу. - М.: Просвещение, 2000. - 400 с.
32. Вентцель /Сост. М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили: Моск. гор. пед. ун-т, 1999. - 214 с.
33. Вербитский А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования //Педагогика. - 1997. - № 6. - С. 31¬36.
34. Веркашинская В.С. Педагогическая деятельность Циолковского и его «космическая философия» //Педагогика. - 2000. - № 3. - С. 49-53.
35. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера /Отв. ред. Б.С. Соколов, А.А. Ярошевский. - М.: Наука, 1989. - 261 с.
36. Вернадский В.И. Дневники 1917-1921. Октябрь 1917-январь 1920 / Сост. М.Ю. Сорокина и др. - Киев: Наукова думка, 1994. - 240 с.
37. Вернадский В.И. Дневники: Март 1921 - август 1925 /Отв.ред. В.П. Волков. - М.: Наука, 1999. - 214 с.
38. Вернадский В.И. Дневники 1938 года //Дружба народов. - 1991. - № 2. - С. 219-248.
39. Вернадский В.И. Дневники 1938 года //Дружба народов. - 1991. - № 3. - С. 241-260.
40. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки /Сост. М.С. Бастракова и др. - М.: Наука, 1981. - 359 с.
41. Вернадский В.И., Личков Б.Л. Переписка В.И. Вернадского с Б.Л. Личковым, 1940-1944 /Сост. В.С. Неополитанская. - М.: Наука, 1980. - 224 с.
42. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление/Отв. ред. А.Л. Яншин. - М.: Наука, 1991. - 270 с.
43. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни /Сост. М.С. Бастракова. - М.: Сов. Россия, 1989. - 700 с.
44. Вернадский В.И. О науке: В 2 т. /Сост. Г.П. Аксенов, М.С. Бастракова, И.И. Мочалов. - Дубна: Феникс, 1997. - Т.1.- 576 с.
45. Вернадский В.И. «Основою жизни - искание истины» //Новый мир. - 1988. - № 3. - С. 202-233.
46. Вернадский В.И.: pro ect contra: Антология литературы о В.И. Вернадском за сто лет (1898-1998) /Под ред. А.Л. Яншина. - СПб: РХГИ, 2000. - 871 с.
47. Вернадский В.И. Публицистические статьи /Отв. ред. В.П. Волков. - М.: Наука, 1995. - 312 с.
48. Вернадский В.И. Размышления натуралиста: В 2 кн. /Сост. М.С. Бастракова, В.С. Неополитанская, Н.Ф. Филиппова. - М.: Наука, 1975. - Кн. 1. - 174 с.
49. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки /Под ред. С.Р. Микулинского. - М.: Наука, 1988. - 334 с.
50. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения /Под ред. А.П. Виноградова. - М.: Наука, 1965. - 376 с.
51. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание дошкольников с позиций новой парадигмы //Дошкольное воспитание. - 2001. - №7. - С. 61-71.
52. Винокурова Н.Ф. Геоэкологическое образование: для устойчивого развития: Теоретико-концептуальный аспект //Методология и теоретические основы эколого-педагогического образования: Сб. науч. тр. /Под ред. Н.Д. Андреевой, Г.С. Камериловой. - Н. Новгород, СПб: Нижегород. гуманит. центр, 2002. - С. 93-114.
53. Винокурова Н.Ф., Копосова Н.Н., Смирнова В.М. Геоэколо¬гия: Учеб. пособие. - Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. служ¬бы, 2002. - 197 с.
54. Винокурова Н.Ф. Мировоззренческий потенциал геоэкологического образования //Подготовка специалиста в области образо¬вания: Проблемы подготовки будущего учителя: Коллектив. монография. Вып. 10 /Под ред. В.А. Глуздова. - Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2001. - С. 173-181.
55. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: Учеб. пособие для 10-11-х кл. профил. шк. -М.: Просвещение, 1998. - 270 с.
56. Владимир Вернадский: Жизнеописание /Сост. Г.П. Аксенов. - М.: Современник, 1993. - 685 с.
57. Владимир Иванович Вернадский /Сост. И.Г. Бибих. - М.: Наука, 1992. - 240 с.
58. Гаврюшин Н.К. Из истории русского космизма. Калужский журнал «Урания». 1804. //Труды V и VI Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского /Отв. ред. А.А. Космодемьянский. - М.: ИИЕТ РАН, 1972. - С. 104-106.
59. Гачева А.Г. Федоров Н.Ф. // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. /Ред. кол.: В.В. Давыдов (гл. ред.) и др..- М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. - Т. 2. - С. 501.
60. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХ1 века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 608 с.
61. Гильмиярова С.Г. Непрерывное экологическое образование будущих учителей в России и США: Автореф. дис. . докт. пед. наук. - Уфа, 1995. - 39 с.
62. Гиренок Ф.И. Русские космисты. - М.: Знание, 1990. - 64 с.
63. Гиренок Ф.И. Экология как феномен самосознания цивилизации: Дис. . докт. философ. наук. - М., 1987. - 330 с.
64. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. - М.: Нау¬ка, 1997. - 184 с.
65. Голоушин В.Н. Педагогическая деятельность К.Э. Циолковского //Народное образование. - 1965. - № 7. - С. 86-89.
66. Голубева Т.В. Становление ноосферной школы: система воспитательной работы //Ноосферная парадигма образования: от лицея к университету: Мат. лицейско-университет. науч.-метод. конф. /Под ред. Г.С. Смирнова. - Иваново: Изд-во ИВГУ, 1997. - С. 237-241.
67. Голубцова Е.В. Филологические науки в программе словесности ноосферной школы //Современная культура и изменения в содержании образования: Метод. мат. науч.-практ. конф. - Новосибирск: НГУ, 1995. - С. 51-52.
68. Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации. Проект. - М.: Изд-е Гос. Думы, 1998. -120 с.
69. Глазычев С.Н. Экология и образование на пути к культуре мира //Биология в школе. - 1999. - № 3. - С. 5-10.
70. Глуздов В.А., Винокурова Н.Ф., Николина В.В. Теоретико-методологические идеи коэволюционной концепции экологического образования учащихся Н.Новгорода //Региональное экологическое
71. Глуздов В.А. Наука и учебный предмет: методологический анализ взаимосвязи. - Н. Новгород: Нижегород гуманит. центр, 2000. - 168 с.
72. Гречко Д.М., Еписков Г.П. Н.Ф. Федоров: Философия обще¬го дела как дело философии //Вестник Московского университетата. Сер. 7. - 1981. - № 6. - С. 20-31.
73. Грезы о Земле и Небе: Антология русского космизма / Сост. О.А. Карчевчев. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1995. - 350 с.
74. Гришин Д.М., Панарина Г.П., Прокопенко В.И. Конспективный курс педагогики. - Калуга: КГПИ, 1997. - 80 с.
75. Гулыга А.В. Русский космизм: наследие и наследники // Общее дело: Сб. докл. /Под ред. С.Г. Семеновой. - М.: МФТИ, 1990. - С. 35-44.
76. Гуманитаризация образования и гуманизация знаний: поиск взаимодействия: Межвуз. сб. науч. тр. /Под ред. В.Л. Скитневского. - Н. Новгород: НГПИ, 1998. - 147 с.
77. Гумилев Л.Н. Биосфера и импульсы сознания //Природа. - 1978. - С. 103-105.
78. Давыденко Т.М. Возможности и ограничения использования синергетического подхода в педагогических исследованиях //Педаго¬гическая наука и ее методология в контексте современности: Сб. науч. ст. /Под ред. В.В. Краевского, В.М. Полонского. - М.: Ин-т теории образования и педагогики РАО, 2001. - С. 168-174.
79. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. - М.: Прогресс, 2000. - 416 с.
80. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Планетарное мышление и его основные характеристики - философские проблемы естествоз-знания //Вестник Московского университета. Сер. 7. - 2001. - № 3. - С. 28-29.
81. Дергач Л.А. Принцип единства в системе формирования личности //XXI век: будущее России в философском измерении: Мат. второго Рос. философ. конгресса: В 4 т./Под ред. Н.В. Бряник. - Екатеринбург: УГУ, 1999. - Т.4, ч. 2. - С. 61-62.
82. Деребо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 348 с.
83. Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца Х1Х - начала ХХ в. - М.: ИТП и МИО РАО, 1994. - 140 с.
84. Донченко А.П. Фактор времени в нравственном становлении личности. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. - 120 с.
85. Дмитриев М.И., Иванов А.М. Разработка курса «Инвестиции в эколого-экономические проекты для поддержки проектов устойчивого развития //Десятая Международная конференция «Проблемы многоуровнего образования». Круглый стол «Эколого-экономическое образование как составляющая устойчивого развития»: Тез. докл. /Под ред. В.Н. Бобылева и др. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2003. - С. 184-185.
86. Дмитриевская И.В. Системные закономерности формирования ноосферной парадигмы образования //Ноосферная идея и будущее России: Тез. межгос. науч.-практ. конф. /Под ред. Г.С. Смирнова. - Иваново: ИвГУ,1998. - С.136-140.
87. Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая модель социального познания как путь к преодолению парадигмального кризиса в социологии // Социс. - 2000. - № 2. - С. 20-28.
88. Дудина М.Н., Иванов С.А. Антропокосмизм - базовое понятие универсальной образовательной среды //XXI век: будущее России в философском измерении: Мат. второго Рос. философ. конгресса: В 4 т./Под ред. Н.В. Бряник. - Екатеринбург: УГУ, 1999. - Т. 4, ч. 2. - С. 29-30.
89. Ерохин А. «Как учитель я кое-что сделал». Из хроники семьи учителей Циолковских //Учительская газета. - 1966. - 6 авг. - №92.
90. Егорова Н.В. К проблеме создания модели ноосферной личности //XXI век: будущее России в философском измерении: Мат. второго Рос. философ. конгресса: В 4 т./Под ред. Н.В. Бряник. - Екате¬ринбург: УГУ, 1999. - Т. 2, ч.1. - С. 68-69.
91. Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. - М.: Школьная пресса, 2002. - 110 с.
92. Ефимова Н.М. Русский космизм о природе жизни и смерти (Н. Федоров, А. Платонов, К. Циолковский): Дис. ... канд. философ. наук. - Киров,1996. - 222 с.
93. Жилина Т.И. Проблемы российского образования конца XIX - начала XX в. в наследии и деятельности В.И. Вернадского: Дис. ... канд. пед. наук. - Армавир, 1999. - 202 с.
94. Журавлев К. К.Э. Циолковский - учитель: К 100 летию со дня рождения ученого //Учительская газета. - 1957. - 17 сент.(№ 111).
95. Загрекова Л.В. Интегративный подход как фактор формирования экологической направленности трудовой подготовки школьников //Экологической образование студентов педагогического вуза в условиях заочной формы обучения: Тез. докл. республ. семинара-совещания /Ред. кол. Г.П. Аксакалова и др. - Н.Новгород: НГПИ им. М. Горького, 1993. - С. 108-109.
96. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. - СПб: Изд-во СПб ун-та, 2001. - 338 с.
97. Замалеев А.Ф. Формы развития и новые задачи русской философии //Отечественная философия: русская, российская, всемирная: Мат. 5 рос. симпоз. /Под ред. Л.Е Шапошникова. - Н. Новгород: Нижегород. гуманит. центр, 1998. - С. 13-18.
98. Зверев И.Д. Охрана природы и образование //Образование в современном мире: состояние и тенденции развития /Под ред. М.И. Кондакова. - М.: Педагогика, 1986. - С. 228-244.
99. Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования //Развитие непрерывного экологического образования /Под ред. В.В. Лебединского. - М.: МНЭПУ, 1995. - С. 16-26.
100. Зверева Н.М., Касьян А.А. Методологическое знание в содержании образования //Педагогика. - 1993. - № 1. - С. 9-12.
101. Зеленов Л.А. Система философии: Монография. - Н.Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 1991. - 128 с.
102. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. - М.: Тривола, 1994. - 333 с.
103. Зинченко З. Проблемы экологии в современной системе образования // Стратегия опережающего развития для России: Сб. науч. тр.: В 4 т. /Под ред. А.Д. Урсула - М.: МНЭПУ, 1999. - Т. 3, ч. 2.
- С. 151-153.
104. Иванов А.В., Фотнева И.В., Шишин М.Ю. Время великого размежевания: от техногенно-потребительской к духовно-экологической цивилизации //Вестник Московского университета. Сер. 7. - 1999.- № 6. - С. 3-7.
105. Иванов А. Циолковский - педагог // Народное образование.
- 1973. - № 7. - С. 87-89.
106. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. - М., Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 1996. - 194 с.
107. Игнатова В.А. О некоторых методологических проблемах педагогики сквозь призму синергетики //Педагогическая наука в кон¬тексте современности: Сб науч. тр. /Под ред. В.В. Краевского, В.М. Полонского. - М.: Ин-т теории образования и педагогики РАО, 2001. - С. 181-186.
108. Ильенков Э.В. Об идеалах и идолах. - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1968. - 320 с.
109. Ионова Т.А. Философско-антропологические идеи русского космизма XX века (Историко-философский анализ): Дис. ... канд. философ. наук. - М., 1999. - 162 с.
110. История философии /Под ред. В.М. Мапельмана, Е.М. Пенькова. - М.: Изд-во «ПРИОР», 1997. - 464 с.
111. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 304 с.
112. Казначеев В.П. Учение о биосфере.-М.: Знание,1985. - 80 с.
113. Казначеев В.П. Экология человека: проблемы и перспек¬тивы //Экология человека: Основные проблемы. /Под ред. В. П. Казначеева. - М.: Наука, 1988. - С. 10-21.
114. Казначеев С.В., Канаев Н.М., Наливайко Н.В. К вопросу построения концептуальной модели образования в XXI веке // Стратегия опережающего развития для России XXI века: Сб. науч. тр.: В 4 т. /Под ред. А.Д. Урсула. - М.: МНЭПУ, 1999. - Т. 3, ч. 2. - С. 22¬26.
115. Казьмина С.В. Философия Н.Ф. Федорова в контексте культуры русского Возрождения //Вестник Московского университета. Сер. 7. - 1997. - № 3. - С. 3-16.
116. Калинин В.Б., Ермаков Д.С., Лапшина С.Ю. Устойчивое развитие: Учеб. пособие. - М.: Школьная пресса, 2002. - 150 с.
117. Калчинский Э.И. Развитие эволюционного подхода к явлениям живой природы //Научное и социальное значение деятельности В.И.Вернадского /Под ред. А.Л. Яншина. - Л.: Наука, 1989. - С. 63-86.
118. Камерилова Г. С. Проблемы эколого-педагогического образования //Экологическое образование и воспитание в Нижегородской области: Мат. науч.-практ. конф. /Под ред. Д.Б. Гелишвили - Н. Новгород: НГПУ, 2001. - С. 46-47.
119. Камерилова Г.С. Теоретические основы вариативности педагогического образования //Подготовка специалиста в области образования: Проблемы подготовки будущего учителя: Коллектив. монография. Вып. 10 /Под ред. В.А. Глуздова. - Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2001. - С. 164-173.
120. Карасева С.Н. Интеллект, чувства и воля - стержень духовного становления личности школьника //Духовность. Нравственность. Образование: История и современность: Сб. науч. тр. межрег. науч.-практ. конф. - Рязань: РГПУ, 2002. - С. 67-69.
121. Касаткина С.Н. Антропокосмическая концепция воспитания К.Э. Циолковского: Дис. ... докт. пед. наук. - М., 1999. - 318 с.
122. Касаткина С.Н. Воззрения В.И. Вернадского на проблему формирования духовности личности //Духовность личности: проблемы образования и современность (история и современность) /Под ред. З.И. Равкина. - М.: ИТОП РАО, 2001. - С. 88-92.
123. Касаткина С.Н. Гуманистические основы антропокосмической концепции воспитания К.Э. Циолковского //Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации (конец XIX - 90-е гг.ХХ вв.) / Под ред. М.В. Богуславского и З.И. Равкина. - М.: ИТОП РАО, 1998. -С. 121¬
124.
124. Касаткина С.Н. Соотношение национального и общечеловеческого в системе образовательных ценностей космической педаго¬гики К.Э. Циолковского //Национальные ценности образования: история и современность /Под ред. З.И. Равкина. - М.: ИТОП РАО, 1996. - С. 46-49.
125. Касьян А.А. Классическая экология, мегаэкология, мировоззрение //Методология и теоретические основы эколого¬педагогического образования: Сб. науч. тр. /Под ред. Н.Д. Андреевой, Г.С. Камериловой. - Н. Новгород, СПб: Нижегород. гуманит. центр, 2002. - С. 21-36.
126. Коган Л.А. Философия Н.Ф. Федорова //Вопросы философии. - 1990. - № 11. - С.74-85.
127. Колесников Л.Ф. Эффективность образования. - М.:Педагогика, 1991. - 272 с.
128. Кондратьев К.Я., Крапивин В.Ф., Савиных В.П. Перспективы развития цивилизации: Многомерный анализ. - М.: Логос, 2003.- 576 с.
129. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя) //Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерства образования России. - 1991.- № 8. - С. 3-8.
130. Концепция и программа деятельности общеобразовательной школы по экологическому образованию. - М.: НИИ ОСО АПН СССР, 1991. -21 с.
131. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Российская газета. - 1996. - 9 апр. - №67.
132. Концепция экологического образования учащихся Н.Новгорода в контексте идеи устойчивого развития /Под ред. В.А. Глуздова, Н.Ф. Винокуровой, В.В. Николиной. - Н.Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2002. - 79 с.
133. Корякина Н.И., Желвакова М.А., Кириллов П.Н. Образо¬вание для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий (методическое пособие для учителя) /Общ. ред. С.В. Алексеева. - СПб: Школьная пресса, 2000. - 150 с.
134. Кларин В.М., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX - XX вв. - М.:б.и. 1996. - 150 с.
135. Клаузура Ноосферы: Сб. тез. и статей. - М.: Сфера, 1990. - 38 с.
136. Корнетов Г.В., Богуславский М.В. Космическая педагогика Константина Вентцеля //Свободное воспитание: Педагогический альманах. Вып. 2. - М.: б.и., 1993. - С. 14-19.
137. Космодемьянский А.А. Константин Эдуардович Циолковский. - М.: Наука, 1975. - 295 с.
138. Кочетков В.Н. Золотая подкова. - М.: Мегаполис, 1994. - 224 с.
139. Краевский В.В. Воспитывающее обучение //Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. /Ред. кол.: В.В. Давыдов (гл.
140. Кузнецов В.Ю. Единство мира как проблема современной науки //Вестник Московского университета. Сер. 7. - 1992. - № 6. - С. 10-19.
141. Кузнецов М.А. Вернадский. О Ноосфере. - М.:Моск. рабочий, 1989. - 45с.
142. Кузнецов М.А. Философские основания ноосферного мировоззрения: Автореф. дис. ... докт. философ. наук. - М., 2001. - 32 с.
143. Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. - М.: МФТИ, 1993. - 184 с.
144. Кутырев В.А. Утопическое и реальное в учении о ноосфере //Природа. - 1990. - № 11. - С. 3-10.
145. Лаптева И.С. Методы воспитания экологической культуры подростков //Биология в школе. - 1997. - № 3. - С. 18-23.
146. Лапшина С.Ю. Элективный курс «Устойчивое развитие» в школах Нижегородской области //Региональное экологическое образование: состояние, проблемы, перспективы: Мат. науч.-практ. конф. /Под ред. Н.Ф. Винокуровой. - Н.Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2002. - С. 79-80.
147. Личковах В.А. Педагогический и эвристический смысл принципа «Палубы» в космизме Н.Ф. Федорова //Русский космизм и Ноосфера: Тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф.: В 2 ч. /Под ред. О.Д. Куракиной. - М., 1989. - Ч. 1. - С. 27-28.
148. Леднев В.П. История русского космизма: Курс лекций. - М.: Университ. книга, 1998. - 206 с.
150. Лихачев Б.Т. Воля к жизни в становлении личности //Педагогика. - 1996. - № 4. - С. 9.
151. Лихачев Б.Т. Философия воспитания: Спец. курс: Учеб. пособие. - М.: Прометей, 1995. - 282 с.
152. Лукина С.Ф. Антропологическая педагогика В.И. Вернадского: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Петрозаводск, 1998. - 22 с.
153. Львов В.Е. Страницы жизни Циолковского. - Л.: Лениздат, 1963. - 263 с.
154. Лысенко В.С. Ноосферному веку - ноосферное образование //Классный руководитель. - 2001. - № 1. -С. 100-101.
155. Макеева М.А. Научно-теоретические основания и способы экологизации сознания (философско-методологические аспекты): Автореф. дис. ... канд. философ. наук. - М., 2000. - 22 с.
156. Макланова И.Ю. Земские ходатайства как источник по истории школы и общественно-педагогического движения в России второй половины XIX - начала XX в. //Народное образование и педагогическая мысль России кануна и начала империализма (малоисследованные проблемы и источники) /Под ред. Э.Д. Днепрова. - М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1980. - 296 с.
157. Мамардашвили М. Философия и личность //Вопросы философии. - 1994. - № 5. - С. 5-21.
158. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. - М.: МНЭПУ, 1996. - 253 с.
159. Мапельман В. М. «Я хочу привести вас в восторг ... от ожидающей всех судьбы» (космическая этика К.Э. Циолковского). - М.: Знание, 1991. - 64 с.
160. Марков Ю.Г. Социальная экология: взаимодействие общества и природы. - Новосибирск: Лада, «Наука», 2001. - 544 с.
161. Маслова Н.В. Ноосферное образование: Биоадекватные учебники. - М., 1998. -250 с.
162. Маслова Н.В. Ноосферное образование: Монография. - М.: Институт холодинамики, 1999. - 308 с.
163. Маслова Н.В. Ноосферное образование: Технология. Методология. Методология. Методика. - М.: Институт холодинамики, 1998. - 158 с.
164. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс И. За пределами роста. - М.: Прогресс, Пангея, 1994. - 304 с.
165. Микулинский С.Р. О сущности и истоках учения В.И. Вернадского о ноосфере //Научное и социальное значение деятель¬ности В.И. Вернадского /Под ред. А.Л. Яншина. - Л.: Наука, 1989. - С. 101-106.
166. Миркин Б.М., Хазиахметов Р. М. Устойчивое развитие - продовольственная безопасность - агроэкология //Экология. - 2000. - № 3. - С. 180-184.
167. Михалева О.М. Педагогические идеи в русском космизме: Дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2000. - 155 с.
168. Моисеев Н.Н. Быть или не быть . человечеству? - М.: МНЭПУ,1999. - 288 с.
169. Моисеев Н.Н. Мировое сообщество и судьба России. - М.: МНЭПУ, 1997. - 272 с.
170. Моисеев Н.Н. Система «Учитель» и современная экологическая обстановка //Моисеев Н.Н. Время определять национальные цели. - М.: МНЭПУ, 1997. - С. 4-16.
171. Моисеев Н.Н. Русский космизм и восстановление гуманистических традиций в науке и обществе //Общее дело: Сб. докл. /Под ред. С.Г. Семеновой. - М.: МФТИ, 1990. - С. 7-20.
172. Моисеев Н.Н. Русский космизм и учение В.И. Вернадского о ноосфере //Русский космизм и Ноосфера: Тез. докл. Всесоюз. науч.- практ. конф.: В 2 ч. /Под ред. О.Д. Куракиной. - М., 1989. - Ч. I. - С. 3-6.
173. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 351 с.
174. Мокрецова Н.Я. Русский космизм о роли науки в достижении единства человека и природы //Русский космизм и Ноосфера: Тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф.: В 2 ч. /Под ред. О.Д. Куракиной. - М., 1989. - Ч. 2. - С. 15-16.
175. Молькова Т.П., Лушв В.Н., Куламчан Н.Ю. Гуманизм космической педагогики //Гуманизм и духовность в образовании: Сб. науч. тр. Первой Нижегород. науч.-практ. конф. /Отв. ред. В.В. Рыжов, А.А. Андрущакевич. - Н. Новгород: Изд-во НГЛУ, 1999. - С. 51-52.
176. Московченко А.Д. Русский космизм: автотрофность и чело¬век будущего. - Томск: Знамя Мира, 1996. - 74 с.
177. Московченко А.Д. Современное образование: стратегические выходы из кризиса //XXI век: будущее России в философском измерении: Мат. второго Рос. философ. конгресса: В 4 т. /Под ред. Н.В. Бряник. - Екатеринбург: УГУ, 1999. -Т. 4, ч. 2. - С. 21-22.
178. Мочалов И.И. Вернадский. - М.: Наука, 1982. - 488 с.
179. Мочалов И.И., Хайруллин К.К. Концепция антропокосмизма Н.Г. Холодного //Вопросы философии. - 1982. - № 11. - С. 132-139.
180. Мышление ХХ1 века и образование: Сб. мат. Межд. науч.- практ. конф. /Под ред. Н.В. Масловой. - М.: МНЭПУ, 1999. - 153 с.
181. Назаренко В.М. Экология и цивилизация //Экологическое образование школьников: (Сб. программ по курсам экологии) /Сост. Л.Н. Шилова, И.М. Швец. - Н.Новгород: Нижегород. ин-т. повыш. квалиф. раб. обр., 1993. - С. 168 -175.
182. Научная стратегия устойчивого развития Российской Федерации /Под ред. М.Ч. Залиханова, В.М. Матросова, А.М. Шелехова. - М.: Изд-е Гос. Думы, 2002. - 392 с.
183. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию /Под ред. С.А. Евтеева, Р.А. Перелета.- М.: Прогресс, 1989. - 376 с.
184. Николаева С. Формирование начал экологической культуры //Дошкольное воспитание. - 1998. - № 1. - С. 52-56.
185. Николина В.В., Шалфицкая Г.П. Экология и культура: воспитание у учащихся ценностей экологической культуры в городской среде: Учеб. пособие. - Н.Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2002. - 72 с.
186. Николина В.В. Экологическая культура будущего учителя //Методология и теоретические основы эколого-педагогического образования: Сб. науч. тр. /Под ред. Н.Д. Андреевой, Г.С. Камериловой. - Н. Новгород, СПб: Нижегород. гуманит. центр, 2002. - С. 45-60.
187. Новобранцев А.С. Исторические принципы в построении учебных предметов ноосферной школы //Современная культура и изменения в содержании образования: Метод. мат. науч.-практ. конф.
- Новосибирск: НГУ, 1995. - С. 49-50.
188. Обязательный минимум содержания основного общего образования //Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерства образования России. - 1998. - № 10. - С. 52-59.
189. Орлов Е.В. Коэволюционный подход в формировании экологической культуры школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1997. - 24 с.
190. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс /Пер. с исп. и вст. ст. И.В. Ершовой, М.Б. Смирновой. - М.:ООО «Изд-во АСТ», 2002.-509 с.
191. Осипов А.И. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности. - М.: Наука и техника, 1989. - 118 с.
192. Олейников Ю.В. Природный фактор в Российской Федерации //Пути к безопасности. Вып. 1-2: Сб. науч. тр. /Под ред. Б.Л. Кваши. - М.: РАИ, 2000. - С. 21-31.
193. Осовский Е.Г., Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики: Учеб. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 204 с.
194. Пазилова В.П. Религиозно-философская утопия Н.Ф. Федорова //Философские науки. - 2001. - №7. - С. 13-22.
195. Панчук Е.И. Онтологические основания времени и пространства в философии русского космизма: Авторефер. дис. ... канд. философ. наук. - М., 2001. - 17 с.
196. Пеккер И. Я. Экоцентризм как мировоззрение XXI века (к вопросу о термине) //XXI век: будущее России в философском изме¬рении: Мат. второго Рос. философ. конгресса: В 4 т./Под ред. Н.В. Бряник. - Екатеринбург: УГУ, 1999. - Т. 2, ч. 2. - С. 83-84.
197. Переписка В.И. Вернадского и П.А. Флоренского //Новый мир. - 1989. - № 12. - С. 48-51.
198. Песоцкий Ю.С. Высокотехнологическая образовательная среда: принципы проектирования //Педагогика. - 2000. - № 6. - С. 26¬40.
199. Петрова Н.Ф. Николай Федоров: педагогические воззрения, историко-философские концепции: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - 20 с.
200. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1985. - 312 с.
201. Письма Н.Е. Вернадской (1886-1889) /В.И. Вернадский /Сост. Н.Ф. Филиппова. - М.: Наука, 1988. - 304 с.
202. Письма Н.Е. Вернадской (1889-1892) /В.И. Вернадский /Сост. Н.Ф. Филиппова. - М.: Наука, 1991. - 320 с.
203. Пономарева И.Н. Становление и развитие экологического образования в России //Биология в школе. - 2001. - № 3. - (Вкладка «Учителю экологии»). - С. 2-3.
204. Пономарева И.Н. Экологическое образование: Учебно-методич. пособие /Под ред. Н.В. Гороховской, О.Г. Роговой. - СПб: Образование, 2002. - 114 с.
205. Порус И.Ю. Аэрокосмическое образование как новое направление развития обучения: Дис. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 1998. - 22 с.
206. Пределы роста. Доклад по проекту Римского клуба. Сложное положение человечества. - М.: Прогресс, 1991. - 140 с.
207. Преображенский В.С. О ноосфере и ноосферогенезе //Научное и социальное значение деятельности В.И. Вернадского /Под ред. А.Л. Яншина. - Л.: Наука, 1989. - С. 131-134.
208. Пришвин М.М. Дневники. - М.: Правда, 1990. - 480 с.
209. Пресман А.С. Идеи В.И. Вернадского в современной биологии (Планетарно-космологические основы организации жизни). - М.: Знание, 1976. - 64 с.
210. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М.: Прогресс, 1986. - 431 с.
211. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях Нижегородской области: Мат. рег. науч.-практ. конф. - Н.Новгород: НГПУ, 2000. - 58 с.
212. Проблемы экологического образования школьников: Пособие для слушателе экологической школы /Сост. Н.Ф. Винокурова, В.В. Николина. - Н. Новгород: НГПИ им. М. Горького, 1991. - 40 с.
213. Программа действия. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении /Сост. М. Кинг. - Женева.: Центр «За наше общее будущее», 1993.¬70с.
214. Программно-методические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности /Сост. Б.И. Мишин.- М.: Дрофа, 1999. -128с.
215. Программы общеобразовательных учреждений: Биология. /Сост. В.С. Кучменко. - М.: Просвещение, 1996. - 207 с.
216. Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. /Сост Н.И. Габрусева. - М.: Просвещение, 1996. - 150 с.
217. Программы общеобразовательных учреждений: Экология / Сост. В.Н. Кузнецов. - М.: Просвещение, 1998. - 33 с.
218. Пурто Е.Е. Идеи современного подхода в русском космизме: Дис. ... канд. философ. наук. - М., 1996. - 182 с.
219. Разов О.С. Проблема понимания глобальной среды в рамках ноосферной школы //Ноосферная парадигма образования: от лицея к
220. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. Российский открытый университет. - М.: Рос¬сия молодая, 1992. -223 с.
221. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь-справочник. - М.: Минск, 1992. - 200с.
222. Родзевич Н.Н. Проблемы формирования экологического мировоззрения //География в школе. - 2000. - № 3. - С. 38-44.
223. Римский клуб. Декларация. Миссия (предисловие к публикации Г.Ю. Сидориной) //Вопросы философии. - 1995. - № 3. - С. 66-72.
224. Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы. - М.: Прогресс, 1997. - 330 с.
225. Рузавин Г.И. Концепция современного естествознания. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 287 с.
226. Румянцева Т.В. Целостность ноосферного образования в школе-лицее: программное обеспечение //Ноосферная парадигма образования: от лицея к университету: Мат. лицейско-университет. науч.- метод. конф. /Под ред. Г.С. Смирнова.- Иваново: Изд-во ИВГУ, 1997. - С. 226-231.
227. Русская философия: Малый энциклопедический словарь /Ред. кол. А.И. Абрамов и др. - М.: Наука, 1995. - 624 с.
228. Русский космизм: Антология философской мысли /Сост. С.Г. Семенова, А. Г. Гачева. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 368 с.
229. Русский космизм и Ноосфера: Тез. докл. Всесоюз. науч.- практ. конф.: В 2 ч. /Под ред. О.Д. Куракиной. - М., 1989. - Ч. 1. - 223 с.
230. Рыжова Н. Экологическое воспитание дошкольников с позиций новой парадигмы //Дошкольное воспитание. - 2001. - № 7. - С. 61-71.
231. Рыньков В.В., Юдина Т.В. Азбука экологического воспитания дошкольников: Метод. пособие. - Н.Новгород: б.и, 1994.
232. Самойлович С.И. К.Э. Циолковский в педагогических поисках //Сов. педагогика. - 1965. - № 5. - С. 105-116.
233. Самохвалова В.И. Человек и мир: проблема антропоцентризма //Философские науки. - 1992. - № 3. - С. 161-166.
234. Самсонова Т.В. Основные направления развития социальной педагогики в России конца XIX - начала XX вв.: Дис. ... канд. пед. наук. - Саранск, 1997.- 179 с.
235. Селезнев В.М. Неклассический образ науки в российской культуре: социально-философский аспект: Автореф. дис. ... канд. философ. наук. - Екатеринбург, 2000. - 19 с.
236. Семенова С.Г. Паладин Вечности //Вопросы философии. - 1993. - № 1. - С. 126-132.
237. Семенова С.Г. Николай Федоров. Творчество жизни. - М.: Сов. писатель, 1990. - 384 с.
238. Семенова С.Г. Тайны Царствия Небесного. - М.: Школа- Пресс, 1994. - 415 с.
239. Семенова С.Г. Этика «общего дела» Н.Ф. Федорова. - М.: Знание, 1989. - 63 с.
240. Сеченов И.М., Павлов И.П., Введенский Н.Е. Физиология нервной системы /Под ред. К.М. Быкова. - М.: Медгиз, 1952. - 240 с.
241. Сикорская Г.П. Ноогуманистическая модель эколого¬педагогического образования и практика ее реализации: Дис. ... докт. пед. наук. - Екатеринбург, 1999. - 446 с.
242. Симонова Т.И. Формирование экологического сознания студентов педагогического университета небиологических специальностей: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Самара, 2000. - 21 с.
243. Советский энциклопедический словарь/Гл. ред. А.М. Прохров. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 1630 с.
244. Современное экологическое образование. Программы образовательной области «Экология» /Авт.-сост. Т.В. Бобровицкая и др. - Н. Новгород: НГПУ, 1994. - 175 с.
245. Социальные технологии. Толковый словарь /Под ред. В. Н. Иванова. - М., Белгород: БГУ, 1995. - 204 с.
246. Смирнов Г.С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность. Философские проблемы ноосферного универсума: Монография.- Иваново: ИвГУ, 1998. - 340 с.
247. Смирнов Г.С. Ноосферно-экологическое видение мира // Ноосферная идея и будущее России: Тез. межгос. науч.-практ. конф. /Под ред. Г.С. Смирнова. - Иваново: ИвГУ,1998. - С. 3-56.
248. Смирнов Г.С. Принципы ноосферного образования: философский и культурологические подходы //Ноосферная парадигма образования: от лицея к университету: Мат. лицейско-университет. науч.-мет. конф. /Под ред. Г.С. Смирнова.- Иваново: Изд-во ИВГУ, 1997. - С. 30-45.
249. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Рос. пед. агенство, 1997. - 173 с.
250. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 160 с.
251. Страницы автобиографии В.И. Вернадского /Под ред. К.П. Флоренского. - М.: Наука, 1981. - 210 с.
252. Стратегия выживания: космизм и экология / РАН Институт философии / Отв. ред. Л.В. Фасенкова. - М.: Эдиториал, УРСС, 1997. - 304 с.
253. Субетто А.И. Акмеология и креатология в системе педагогической антропологии //Педагогика и акмеология безопасности жизнедеятельности: Сб. науч. тр. №1. /Под ред. Б.Ф. Кваши. - СПб: МАНЭБ, 2000. - С. 46-78.
254. Субетто А.И. Конфликт между двумя парадигмами стратегии глобализации мира: взгляд на будущее XXI века //Педагогика и акмеология безопасности жизнедеятельности. Сб. науч. тр. № 2. /Под ред. Б.Ф. Кваши. - СПб: МАНЭБ, 2001. - С. 42-45.
255. Субетто А.И. Микрокосм и макрокосм //Русский космизм и Ноосфера: Тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф.: В 2 ч. /Под ред. О.Д. Куракиной. - М., 1989. - Ч. 1. - С. 133-138.
256. Субетто А. И. Ноогенез и образование: XXI век - реализация неклассического гуманизма и императива перехода человечества к цивилизации образовательного общества //Ноогенез и образование. Построение ноосферной школы /Под ред. А.М. Буровского. - Красноярск.: Изд-во НМЦ РАО, 1996. - С. 84-103.
257. Сумнительный К.Е. Космическое воспитание (в педагогической системе Марии Монтессори). - М.: Центр Монтессори, 2000. - 122 с.
258. Сумнительный К.Е. Теория и практика космического воспитания в педагогической системе М. Монтессори: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1999. - 22 с.
259. Суравегина И.Т. Школьная экология: Задачи и функции // Биология в школе. - 2002. - № 3. - С. 18-23.
260. Сухарева В.Г., Масленникова Н.В. Ноосферный лицей: первые итоги //Ноосферная идея и будущее России: Тез. межгос. науч.-практ. конф. /Под ред. Г.С. Смирнова. - Иваново: ИвГУ,1998. - С. 161-162.
261. Сухарева В.Г. Проблемы и перспективы становления ноосферной школы-лицея //Ноосферная парадигма образования: от лицея к университету: Мат. лицейско-университет. науч.-метод. конф. /Под ред. Г.С. Смирнова.- Иваново: Изд-во ИВГУ, 1997. - С. 223-226.
262. Татур В.Ю., Кравченко С.Ф. Естественнонаучные основы антропокосмизма //Ноосфера и человек. Труды семинара «Человек за ноосферу» (1984-1988 гг.) /Под ред. О.Д. Куракиной. - М.: б. и, 1991. - С. 35-40.
263. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987. - 240 с.
264

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ