Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Работа №28898

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

административное право

Объем работы241
Год сдачи2002
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
755
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Методология изучения правовых отношений в информационной сфере
§ 1. Исследования правовых отношений в информационной сфере в рамках отечественной правовой науки 13
§ 2. Нормативно-правовые акты в информационной сфере 25
§ 3. Теоретико-методологическая основа исследования правовых
отношений в информационной сфере 33
§ 4. Специфика, структура и виды правовых отношений
в информационной сфере 65
ГЛАВА 2. Объект правовых отношений в информационной сфере
§ 1. Общая характеристика объекта правовых отношений в информационной сфере 87
§ 2. Соотношение информации с иными объектами правоотношений 100
§ 3. Информация ограниченного доступа как объект правовых отношений
в информационной сфере 131
§ 4. Множественность правоотношений при реализации правовой
охраны информации ограниченного доступа 142
ГЛАВА 3. Субъективное право на информацию
§ 1. Общая характеристика субъективного права на информацию и его видов.
Место права на информацию в юридическом содержании правоотношений
в информационной сфере 165
§ 2. Проблема абсолютного субъективного права на информацию 183
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 212
ПРИЛОЖЕНИЕ
Литература

Актуальность исследований основных закономерностей правового регулирования отношений в информационной сфере обусловливается возникновением качественно новых социальных явлений, связанных с информацией и, соответственно, возросшим вниманием законодателя к упорядочению этой области общественных отношений.
Сегодня все больше увеличивается значение информации в самых различных социальных процессах. Активное использование средств обработки и передачи информации, развитие новых технологий вызывает существенные изменения в экономической, политической и иных сферах общественной жизни. Многими исследователями ставится вопрос о формировании нового - информационного - типа общества, идущего на смену индустриальному обществу. В связи с этим в последние годы резко возрос интерес к юридическим аспектам общественных отношений, возникающих и существующих в области информации. При этом важно отметить не ослабление, а, напротив, усиление роли права в новых условиях. Следует согласиться с И.Л.Бачило, которая, подчеркивая диалектику современной взаимозависимости права и информации, пишет, что «...право не теряет своего основного назначения. Оно призвано регулировать отношения, связанные с информацией... в процессах информационного обеспечения всех иных отношений самых различных субъектов. Право регулирует, диктует и одновременно испытывает все перипетии, свойственные информационной среде настоящего времени. Оно и само меняется,обнаруживая новые объекты регулирования, трансформируя методы своего воздействия на общественные отношения».
Указанные процессы поставили перед законодателем проблему эффективного юридического упорядочения общественных отношений в информационной сфере. В русле данной тенденции за последнее десятилетие было принято значительное число новых нормативно-правовых актов, направленных на регулирование отношений в сфере информации (в частности, Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», Федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», «О рекламе», и др.).
Появляются также программные документы, которые хотя и не носят нормативно-правового характера, но при этом служат определенным ориентиром для государственной политики в информационной сфере. Среди подобных документов необходимо назвать Доктрину информационной безопасности и Федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» .
Активно ведется законопроектная работа, подготавливается и обсуждается ряд проектов федеральных законов: «О коммерческой тайне», «О праве на информацию», «Об информации персонального характера» и ряд иных.
Все эти факторы в совокупности обусловили возникновение научного интереса к проблемам правового регулирования отношений, возникающих в связи и по поводу информации. Актуальность проблемы правоотношений в информационной сфере заключается в необходимости оценки эффективности существующего юридического инструментария, который используется в целях регулирования информационной сферы.
Научная значимость исследования правоотношений в информационной сфере связана также с проблемой исследования природы информационного права, его места в российской правовой системе. Поскольку правоотношения в информационной сфере являются результатом урегулирования общественных отношений посредством определенной совокупности правовых норм, то исследование правоотношений в информационной сфере одновременно означает выявление предмета информационного права.
Степень разработанности проблемы
Правовому регулированию информационной сферы присуща объективная новизна, система правового регулирования данной области общественных отношений сегодня находится на этапе своего становления. Соответственно, правовая наука также еще только формирует свое концептуальное видение специфики правового регулирования этой сферы.
В литературе существуют работы, посвященные отдельным аспектам правового регулирования отношений в информационной сфере (прежде всего по вопросам информационной безопасности и правового режима информации ограниченного доступа) , выходят новейшие учебные пособия по информационному праву. Несмотря на это, проблема правовых отношений в информационной сфере специальному рассмотрению в теоретико-методологическом аспекте еще не подвергалась.
Рассмотрение проблемы правоотношений в информационной сфере не может не опираться на достижения общей теории права и отраслевых юридических наук. Это обусловило использование в ходе диссертационного исследования работ по общей теории права Н.Г.Александрова, С.С.Алексеева, С.Ф.Кечекьяна, С.А.Комарова, А.В.Малько, Н.И.Матузова, В.С.Нерсесянца, Ю.С.Решетова, В.М.Сырых, Ю.К.Толстого, Ф.Н.Фаткуллина, Р.О.Халфиной, А.Ф.Черданцева и др.
Ряд общих и специальных аспектов проблематики правового регулирования отношений в информационной сфере нашел отражение в работах таких специалистов, как И.Л.Бачило, М.И.Брагинский, А.Б.Венгеров, О.А.Гаврилов, В.А.Дозорцев, В.Н.Лопатин, В.Н.Монахов, Л.А.Сергиенко, Л.К.Терещенко, И.Д.Тиновицкая, А.А.Фатьянов и иных авторов.
Настоящее исследование также опирается на труды по административному и гражданскому праву А.И.Абдуллина, Д.Н.Бахраха, В.А.Белова, Ю.М.Козлова, Л.О.Красавчиковой, Д.В.Ломакина, М.Н.Малеиной, И.Л.Петрухина, И.А.Покровского, B. И.Сенчищева, А.П.Сергеева, Ю.А.Тихомирова, М.Ю.Челышева, Б.Б.Черепахина, C. А.Чернышевой, А.Е.Шерстобитова и других исследователей.
Предмет исследования
Предметом настоящего исследования являются правовые отношения в информационной сфере, их природа и существенные признаки, а также элементы и структура.
Рассмотрению подвергаются нормы российского права, служащие юридической предпосылкой для возникновения и существования правоотношений в информационной сфере.
Цели и задачи исследования
Целью настоящего исследования является теоретическая характеристика природы правовых отношений в информационной сфере, анализ их существенных признаков и элементов, а также их классификация.
Указанная цель исследования предопределила необходимость решения следующих задач:
- изучение природы и характера правовых отношений в информационной сфере, выявление их существенных признаков и элементов;
- исследование соотношения информационного действия права и правового регулирования общественных отношений в информационной сфере;
- раскрытие специфики объекта правовых отношений в информационной сфере;
- рассмотрение системы правовых режимов информации, включая вопрос соотношения правовых режимов информации ограниченного доступа (тайн);
- теоретическая характеристика субъективного права на информацию.
Источники и методологическая основа исследования
В основу исследования проблемы правоотношений в информационной сфере и их элементов в настоящей работе положены российское федеральное законодательство, отдельные источники международного права, ненормативные программные документы, а также работы ведущих отечественных ученых по общей теории и отраслям российского права.
В качестве методологической основы настоящего исследования были использованы: основные принципы и категории диалектики; метод анализа и синтеза; логический метод, включая метод дедукции и индукции; метод моделирования; метод системно-структурного анализа; метод формально-юридического и грамматического толкования; метод сравнительного правоведения.
Научная новизна исследования
До настоящего момента правовые отношения в информационной сфере пока не стали предметом специального рассмотрения. В современной науке уделялось внимание лишь отдельным аспектам правового регулирования этих отношений (общие вопросы правовой охраны тайн, исследование коммерческой тайны, налоговой тайны, конституционные основы регулирования отношений в информационной сфере).
Однако даже при наличии специальных работ по отдельным аспектам правового регулирования отношений в информационной сфере, в отечественной науке до сих пор отсутствует теоретическое представление о природе правоотношений в информационной сфере, их существенных признаках, особенностях их элементов.
Кроме того, остаются по-прежнему насущными проблема взаимного соотношения объектов правовой охраны, имеющих информационное содержание, проблема научно обоснованной систематизации правовых режимов информации, а также ряд других вопросов. При научном рассмотрении правовых режимов информации сегодня недостаточно ограничиваться юридическими конструкциями, закрепленными в тексте нормативно-правовых актов. Серьезный недостаток соответствующего законодательства - бессистемность и фрагментарность - не позволяет ограничиваться только лишь изложением нормативного подхода, а, напротив, предрасполагает именно к теоретическому системному осмыслению данной проблематики.
С учетом этого предпринята попытка, с одной стороны, теоретико¬методологического осмысления сущности этих правоотношений, и, с другой - предложено методологическое обоснование межотраслевого подхода к проблемам правоотношений в информационной сфере.
Положения диссертации позволяют сформировать основы теории правовых отношений в информационной сфере. Полученные результаты исследования, в частности, дают возможность уяснить место информационного права в российской правовой системе, упрочить теоретическую основу для совершенствования законодательства в области информации и устранения его недостатков, осуществить научно обоснованную систематизацию правовых режимов информации.
Проведенное исследование поставленной проблемы позволило вынести на защиту следующие основные выводы и положения, отражающие научную новизну диссертационного исследования:
1. В работе выявлена и теоретически охарактеризована природа правоотношений в информационной сфере. Анализ их природы показал, что главным существенным критерием, позволяющим выделять такую группу правоотношений, является их объект.
Правовые отношения в информационной сфере представляют собой правоотношения в полном смысле, поскольку возникают как результат правового регулирования соответствующих общественных отношений, не являясь результатом лишь информационного действия права, а также включают в себя все элементы, присущие правоотношению (субъекты, объект, содержание).
В качестве основы для характеристики объекта правовых отношений в информационной сфере избрана плюралистическая теория объекта правоотношений. Исходя из этого, объектом правовых отношений в информационной сфере предлагается считать определенную информацию либо непосредственно связанный с информацией результат поведения участника правоотношения (предоставление, получение, неразглашение информации и др.). Причем во втором случае объект правоотношения в информационной сфере слит с фактическим содержанием правоотношения, неотделим от него.
Исходя из этого, правоотношения в информационной сфере предложено определять как урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие по поводу информации либо юридически значимых результатов действий (бездействий) с информацией (передача, получение, неразглашение и др.).
2. Учитывая комплексный характер данной категории правоотношений, в работе обосновывается использование для их обозначения термина «правовые отношения в информационной сфере», как более точного и корректного. Термин «информационные правоотношения», который использовался в работах 1970-1980-х гг. и продолжает использоваться некоторыми авторами, сегодня уже не отражает сущности рассматриваемых явлений.
3. Выделение правоотношений в информационной сфере по признаку объекта обусловливает их существование в качестве отраслевых правоотношений, а также многообразие видов.
Следует критически оценить узкий, пришедший из информатики, подход к определению общественных отношений в информационной сфере, в рамках которого они определяются только как сбор, получение, хранение предоставление, а также другие действия с информацией. Представляется, что круг регулируемых правом общественных отношений в информационной сфере шире и включает в себя не только динамичные, но и статичные отношения. К статичным правоотношениям в информационной сфере относятся, главным образом, абсолютные правоотношения (например, правоотношения по поводу информации, составляющей личную тайну гражданина).
В зависимости от норм права, которыми урегулированы отношения в информационной сфере, можно выделить частные и публичные правоотношения в информационной сфере.
Важным научным и практическим значением обладает также классификация правоотношений в информационной сфере на статичные и динамичные, а также на абсолютные и относительные правоотношения.
4. Раскрывать объект правовых отношений в информационной сфере следует, прежде всего, через его правовую характеристику (правовой режим). Для целей конструирования правовых режимов информации принципиально важно учитывать ее юридически значимые признаки, такие как нематериальность, возможность одновременного нахождения у неограниченного круга лиц, отсутствие неразрывной связи с ее материальным носителем, непотребляемость при ее использовании и другие.
Информация в качестве объекта правовых отношений в информационной сфере многообразна и не является единым, монолитным явлением. Показаны принципиальные различия ряда правовых режимов информации, среди них выделены публично- и частноправовые режимы, режимы информации имущественного и неимущественного характера и др. При этом правовые режимы информации характеризуются многообразием даже в рамках одной отрасли права.
5. Информация как явление в естественно научном понимании нетождественна объекту правовых отношений в информационной сфере. Следует отличать правовые режимы собственно информации (в частности, тайны, массовая информация и др.) от правовых режимов других объектов, хотя и имеющих информационное содержание.
Информация, оставаясь одним и тем же явлением, способна юридически выражать (обозначать) различные социальные ценности, в том числе и объекты, которые с правовой точки зрения информацией не являются (например, безналичные деньги, бездокументарные ценные бумаги и др.). С правовой точки зрения это становится возможным благодаря возможности информации воспринимать различные правовые режимы: как собственно информации, так и режимы других объектов.
При этом объектами правовых отношений в информационной сфере являются только те виды информации, которые представляют собой информацию в юридическом смысле: тайны, массовая информация, включая рекламу, а также ряд других.
6. Конструкция правоотношений в информационной сфере имеет существенное прикладное значение для целей систематизации правовых режимов информации. Классификацию системы правовых режимов информации ограниченного доступа предлагается строить с учетом основных параметров правоотношений, которые возникают по поводу соответствующей информации. Прежде всего, следует учитывать различие частных и публичных, а также абсолютных и относительных правоотношений в информационной сфере. На основании этого предлагается выделять правовые режимы тайн публично-правового характера (государственная тайна, служебная тайна) и правовые режимы тайн частноправового характера (личная, семейная, коммерческая, профессиональная тайна). При этом следует различать юридические конструкции тайн- объектов и тайн-обязанностей.
Тайны-объекты опосредуют охраняемую законом принадлежность информации определенному субъекту, его исключительное юридическое господство над информацией в своих собственных интересах (например, государственная тайна, личная тайна, коммерческая тайна). Соответственно, лицо, которому принадлежит эта информацию, вправе поддерживать ограничение доступа к ней. Тайны-объекты обусловливают возникновение абсолютных правоотношений в информационной сфере.
Тайны-обязанности, напротив, призваны ограничивать социальное движение информации в интересах других лиц по отношению к субъекту, фактически обладающему данной информацией. Поскольку такой субъект обладает информацией, юридически принадлежащей другим лицам, то под страхом юридической ответственности он обязан хранить тайну. Примером здесь служит группа профессиональных тайн (банковская тайна, адвокатская тайна и др.). Тайны-обязанности обусловливают возникновение относительных правоотношений в информационной сфере.
Подобный подход позволяет конструировать внутренне согласованную систему правовых режимов информации ограниченного доступа.
7. Необходимо учитывать фактор множественности правоотношений при реализации правовой охраны информации ограниченного доступа. Следует отличать содержательную характеристику вида охраняемой информации (например: персональные данные, сведения о факте усыновления (тайна усыновления), «инсайдерская информация» на рынке ценных бумаг и др.) от правовых режимов информации (скажем, режимы личной, служебной, профессиональной тайн и др.).
Содержание информации само по себе еще не является правовым режимом, поэтому во многих случаях охрана одной и той же, по содержанию, информации может одновременно осуществляться в различных правовых режимах. В частности, персональные данные гражданина, не меняя своего информационного содержания, могут быть охраняемы одновременно в трех правовых режимах: в качестве личной тайны, банковской тайны (разновидность профессиональной), налоговой тайны (разновидность служебной).
8. Субъективное право на информацию входит в ядро юридического содержания правовых отношений в информационной сфере. В то же время субъективное право на информацию может также присутствовать в других правоотношениях, однако в них оно выполняет обеспечительную функцию, не занимая центрального места в юридическом содержании правоотношения.
Субъективное право на информацию не является монолитным, универсальным явлением. Многообразие информационных потребностей человека, общества и государства обусловливает широкий спектр субъективных прав на информацию: они различаются своим характером (частно- либо публично-правовым), типом (абсолютное или относительное), содержанием правомочий и другими существенными признаками.
Практическая значимость исследования
Практическая значимость заключается в том, что ряд положений настоящего исследования может быть использован при совершенствовании законодательства в информационной сфере.
Материалы диссертации могут использоваться в учебном процессе, при преподавании курса информационного права.
Результаты исследования также могут найти свое применение в практической юридической работе, в том числе в правоприменительной деятельности органов государства.
Апробация результатов диссертационного исследования
Настоящая диссертация прошла обсуждение в секторе информационного права Института государства и права Российской академии наук.
Основные результаты диссертационного исследования отражены в опубликованных статьях. Кроме того, результаты диссертационного исследования апробированы в ходе участия в следующих конференциях:
- ежегодные научные конференции «Лазаревские чтения», Институт государства и права РАН (Москва, март 1999 г., февраль 2000 г., февраль 2001 г.);
- межвузовская научно-практическая конференция «Современные проблемы права собственности в Российской Федерации», Голицынский институт Федеральной пограничной службы Российской Федерации (Голицыно, март 2000 г.).
Структура работы
Структура диссертационной работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение; три главы, подразделяемые на параграфы; заключение; приложение, включающее в себя схемы, иллюстрирующие ряд положений диссертации, а также библиографический список использованных нормативно-правовых источников, судебной практики и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социальное значение информации и отношений, которые возникают в связи с информацией, потребность в совершенствовании законодательства - эти и другие факторы в совокупности сегодня предопределяют необходимость формирования теоретического представления о правовых отношениях в информационной сфере.
Исследование поставленной проблемы позволяет сказать следующее.
1. На сегодняшний день в российской действительности объективно существует группа правовых отношений в информационной сфере. Характеризуя правовые отношения в информационной сфере принципиально важно отметить, что они являются правоотношениями в полном смысле, поскольку включают в себя все элементы, присущие правоотношению (субъекты, объект, содержание), и возникают как результат правового регулирования соответствующих общественных отношений, не являясь результатом лишь информационного действия права.
При этом важно подчеркнуть, что главным существенным критерием для выделения такого рода является их объект. Это свою очередь накладывает отпечаток на содержание таких правоотношений.
Объектом правовых отношений в информационной сфере может быть определенного вида информация либо связанный с информацией результат поведения участника правоотношения (предоставление, получение, неразглашение информации и др.).
Правовой статус участников такого рода правоотношений не характеризуется какими-либо принципиальными особенностями.
Таким образом, правоотношения в информационной сфере можно определить как урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие по поводу информации или юридически значимых результатов действий (бездействий) с информацией (передача, получение, неразглашение и др.).
2. В то же время, нельзя не учитывать и то обстоятельство, что выделение правоотношений в информационной сфере по признаку их объекта обуславливает многообразие их видов. Имеется в виду, прежде всего, их отраслевое многообразие, они могут являться как публичными, так и частными правоотношениями. Например, существуют административные и гражданские правоотношения в информационной сфере.
Многообразие правоотношений в информационной сфере не исчерпывается их отраслевой классификацией. Помимо этого правоотношения в информационной сфере могут, например, классифицироваться на статичные и динамичные, абсолютные и относительные правоотношения.
Следует критически оценить узкий, пришедший из информатики, подход к определению общественных отношений в информационной сфере, в рамках которого они определяются только как сбор, получение, хранение предоставление, а также другие действия с информацией. Представляется, что круг регулируемых правом общественных отношений в информационной сфере шире и включает в себя не только динамичные, но и статичные отношения. К статичным правоотношениям в информационной сфере относятся, главным образом, абсолютные правоотношения (например, правоотношения по поводу информации, составляющей личную тайну гражданина).
3. Признак, на основании которого выделяются правоотношения в информационной сфере, предопределяет значимость проблематики объекта таких правоотношений. Рассматривать объект правового отношения в информационной сфере необходимо, прежде всего, через правовую характеристику (правовой режим) такого объекта.
При этом следует сказать, что в целях конструирования правовых режимов информации принципиально важно учитывать ее юридически значимые признаки, такие как нематериальность, возможность одновременного нахождения у неограниченного круга лиц, отсутствие неразрывной связи с ее материальным носителем, непотребляемость при ее использовании и другие.
Информация как объект правовых отношений в информационной сфере многообразна. Существуют принципиально различные правовые режимы информации, среди которых можно назвать публично- и частноправовые режимы, режимы информации имущественного и неимущественного характера и др.
При этом правовые режимы информации характеризуются многообразием даже в рамках одной отрасли права: например, весьма неоднородна подсистема административно-правовых режимов информации.
4. В результате рассмотрения теоретической конструкции правоотношений в информационной сфере возникает возможность сделать ряд выводов в отношении их элементов. Так, представляется, что информация как явление в ее естественно научном понимании нетождественна объекту правовых отношений в информационной сфере. По этой причине необходимо отличать правовые режимы собственно информации от правовых режимов других объектов, хотя и имеющих информационное содержание. Информация как явление может обозначать (выражать) объекты, которые с правовой точки зрения не являются информацией (безналичные деньги, бездокументарные ценные бумаги, оферта и акцепт, объекты
интеллектуальной собственности и др.).
Следует подчеркнуть, что объектом правовых отношений в информационной сфере являются только те виды информации, которые представляют собой информацию в юридическом смысле: различного рода тайны, массовая информация (включая рекламу), а также ряд других.
5. Конструкция правоотношений в информационной сфере имеет существенное прикладное значение для целей систематизации правовых режимов информации. Классификацию системы правовых режимов информации ограниченного доступа предлагается строить с учетом основных параметров правоотношений, которые возникают по поводу соответствующей информации.
Прежде всего, следует учитывать различие частных и публичных, а также абсолютных и относительных правоотношений в информационной сфере. Исходя из этого, предлагается выделять правовые режимы тайн публично-правового характера (государственная тайна, служебная тайна) и правовые режимы тайн частноправового характера (личная, семейная, коммерческая, профессиональная тайна).
Этот теоретический подход имеет непосредственное практическое значение для реализации правовых норм и совершенствования законодательства. По этой причине необходимо изъять из правовых норм, устанавливающих правовую охрану коммерческой тайны (в частности, из статьи 139 Гражданского кодекса РФ, статьи 28 Федерального закона № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» , статьи 15 Федерального закона № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» ), указание на служебную тайну, поскольку она представляет собой публично¬правовой режим информации, совершенно отличный от режима коммерческой тайны.
Одновременно с выделением тайн публично-правового и частноправового характера, следует различать тайны-объекты (в частности, государственная тайна, личная тайна, коммерческая тайна) и тайны-обязанности (например, группа профессиональных тайн). Это положение также имеет практическое значение: предлагается заменить в названии и тексте статьи 15 Федерального закона № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» термин «коммерческая тайна» на термин «профессиональная тайна»: «фонд не вправе передавать третьим лицам сведения, составляющие коммерческую тайну. К указанным сведениям относится информация о состоянии пенсионных счетов и производимых фондом выплатах негосударственных пенсий». Ограничение доступа к коммерческой тайне является правом, а не обязанностью ее правообладателя. По смыслу данной нормы речь должна идти об обязанности негосударственного пенсионного фонда хранить профессиональную тайну, которая аналогична банковской тайне или тайне страхования.
6. В научных и практических целях весьма важно учитывать фактор множественности при реализации правовой охраны информации ограниченного доступа. Такой подход позволит четко отличать содержательную характеристику вида охраняемой информации (например: персональные данные, сведения о факте усыновления (тайна усыновления), «инсайдерская информация» на рынке ценных бумаг и др.) от правовых режимов информации (скажем, режимы личной, служебной, профессиональной тайн и др.), что, в свою очередь, повысит эффективность правовой охраны информации.
Содержание информации как таковое еще не является правовым режимом, поэтому во многих случаях охрана одной и той же, по содержанию, информации может одновременно осуществляться в различных правовых режимах. Например,
персональные данные гражданина, не меняя своего информационного содержания, могут одновременно охраняться в трех разных правовых режимах информации, в качестве: 1) личной тайны; 2) банковской тайны (как разновидности
профессиональной); 3) налоговой тайны (как разновидности служебной).
7. На сегодняшний день сформировалось два подхода к трактовке субъективного права на информацию. В рамках узкого подхода субъективное право на информацию трактуется только в качестве права на получение (на доступ) к информации, то есть как относительное право.
Широкий подход же предполагает отнесение к праву на информацию всех видов субъективных прав, направленных на информацию или на осуществление действий с ней. К субъективному праву на информацию в широком смысле относятся две группы субъективных прав: 1) группа абсолютных прав на информацию, в качестве примера можно назвать право на информацию, составляющую личную тайну; 2) группа относительных прав на информацию, к которым относится право на получение информации, право на распространение информации и другие относительные права.
Субъективное право на информацию может обладать как имущественным, так и неимущественным характером. Так, публичное абсолютное право государства на информацию, составляющую государственную тайну, носит неимущественный характер.
Необходимо подчеркнуть, что субъективное право на информацию входит в ядро юридического содержания правовых отношений в информационной сфере. Здесь следует учитывать, что субъективное право на информацию может присутствовать и в других правоотношениях, однако в них оно выполняет обеспечительную функцию, не занимая центрального места в юридическом содержании правоотношения.
Субъективное право на информацию не является монолитным, универсальным явлением. Многообразие информационных потребностей человека, общества и государства обуславливает широкий спектр субъективных прав на информацию: они различаются своим характером (частно- либо публично-правовым), типом (абсолютное или относительное), содержанием правомочий и другими существенными признаками.
Абсолютное право на информацию является одной из важнейших разновидностей права на информацию. Его особенность заключается в том, что абсолютное право может входить в юридическое содержание только правовых отношений в информационной сфере; тогда как относительное право может включаться, в качестве вспомогательного, в юридическое содержание других правоотношений. Характерным примером абсолютного права на информацию являются права на информацию, составляющую тайну-объект (государственная тайна, личная и семейная тайна, коммерческая тайна).
Анализ концепции вещных прав на «документированную информацию», которая положена в основу ряда федеральных законов, показывает, что следует критически оценивать ее целесообразность и эффективность.
Следует учитывать, что проблематика абсолютного субъективного права на информацию имеет значение не только для частноправовых, но и для публично-правовых отношений. В частности, следует выделять абсолютное субъективное право публично-правовой природы, которым обладает государство в отношении информации, составляющей государственную тайну.
Практическая значимость настоящего диссертационного исследования заключается в том, что выводы и положения настоящего исследования могут быть использованы при совершенствовании законодательства в информационной сфере, недостатки которого был и выявлены в ходе анализа; материалы диссертации могут найти свое применение в практической юридической работе и быть использованы в учебном процессе, при преподавании курса информационного права.
Полученные результаты исследования позволят приблизится к решению ряда научных проблем: уяснить место информационного права в российской правовой системе, упрочить теоретическую основу для совершенствования законодательства в области информации, осуществить научно обоснованную систематизацию правовых режимов информации.
Вместе с тем, несмотря на проведенное исследование, необходимо подчеркнуть, что оно не исчерпало всех аспектов в характеристике правовых отношений в информационной сфере. Они требуют дальнейшей расширенной научной разработки. На наш взгляд, перспективным являются изучение:
- отдельных видов правоотношений в информационной сфере, как публично-правового, так и частноправового характера;
- правового статуса участников таких правоотношений;
- особенностей возникновения, изменения и прекращения правовых отношений в информационной сфере, включая исследование соответствующих юридических фактов;
- фактического содержания правоотношений. Этот вопрос имеет значение и по той причине, что в динамичных правоотношения их объект неотделим от поведения субъекта, то есть слит с фактическим содержанием правоотношения.
- правомочий, составляющих субъективное право на информацию;
- особенностей реализации субъективного права на информацию в конкретных областях, в том числе в правоотношениях между гражданами с органами публичной власти;
- пределов осуществления субъективного права на информацию, в том числе вопросов пресечения злоупотребления правом на информацию;
- взаимодействия частного и публичного права при регулировании отношений в информационной сфере.



Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
1. Международно-правовые соглашения,
ненормативные международные документы
1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о взаимном обеспечении сохранности секретных материалов от 2 декабря 1999г. // Бюллетень международных договоров. - М., 2000. - №2.
2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики о защите информации ограниченного доступа. Заключено в г. Братиславе 29 апреля 1997г. // Бюллетень международных договоров. - 1997. - № 9. - С.47-50.
3. Рекомендательный законодательный акт Союза Независимых Государств «О принципах
регулирования информационных отношений в государствах-участниках
Межпарламентской Ассамблеи», принят 23 мая 1993г. // Вестник Межпарламентской ассамблеи. - СПб., 1994. - № 1. - С.24-29.
2. Акты федерального законодательства
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, части первая, вторая и вторая (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст.3301; 1996. - № 5. - Ст.410; 1996. - № 9. - Ст.773; 1996. - № 34. - Ст.4025; 1996. - № 34. - Ст.4026; 1997. - № 43. - Ст.4903; 1999. - № 28. - Ст.3471; 2001. - № 17. - Ст.1644; 2001. - № 21. - Ст.2063; 2001. - № 49. - Ст.4552.
2. Закон Российской Федерации от 6 августа 1993 г. № 5605-1 «О селекционных достижениях» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 36. - Ст.1436.
3. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (с последующими изменениями и дополнениями) // Российская газета. - 1993. - 21 сентября; Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 41. - Ст.4673.
4. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992г. № 2395-1 «О недрах» (в редакции Федерального закона № 27-ФЗ, принятого 8 февраля 1995 г., с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 16. - Ст.834; Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 10. - Ст.823; 2000. - № 2. - Ст.141; 2001. - № 21. - Ст.2061.
5. Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» ( с последующими дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 2. - Ст.62; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 26. - Ст.2738.
6. Закон Российской Федерации от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - №16. - Ст.499; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - №32. - Ст.1882; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. -1992. - №34. - Ст.1966; Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 22. - Ст.1977; Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №19. - Ст.2066; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 2. - Ст.124.
7. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 7. - Ст. 300; Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 3. - Ст.169; 1995. - № 30. - Ст.2870; 1996. - № 1. - Ст.4; 2000. - № 26. - Ст.2737; 2000. - № 32. - Ст. 3333; Российская газета. - 2001. - 9 августа.
8. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», в редакции от 5 декабря 1995 г., (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 15. - Ст.766; 1993. - № 29. - Ст.1111; Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3. - Ст.140; 1999. - № 51. - Ст.6287.
9. Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 32. - Ст.1242; Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 30. - Ст.2866.
10. Лесной кодекс Российской Федерации № 22-ФЗ, принят 22 января 1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 5. - Ст.610.
11. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-I (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 33. - Ст.1318; Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 10. - Ст.1143; 1999. - № 51. - Ст.6289; 2000. - № 49. - Ст.4740.
12. Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 42. - Ст.2319.
13. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. № 5221-1 (применяется с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. № 8-П, Определением Конституционного Суда РФ от 13 января 2000 г. № 21-О, Постановления Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2001 г. № 7-П, Определения Конституционного Суда РФ от 06 июля 2001 г. № 144, определения Конституционного Суда РФ от 10 января 2002 г. № 3-О) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 31. - Ст.1224; Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 26. - Ст. 2397; 1996. - № 1. - Ст. 4;
1997. - № 30. - Ст.3586; 1997. - № 47. - Ст.5341; 1999. - № 7. - Ст. 879; 2002. - № 1 (часть 1). - Ст.2; 2002. - № 22. - Ст.2026; 2002. - № 27. - Ст.2620.
14. Трудовой кодекс Российской Федерации, № 197-ФЗ, принят 21 декабря 2001 г. // Российская газета. - 2001. - 31 декабря.
15. Уголовный кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ, принят 24 мая 1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст.2954.
16. Федерального закона № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», принят 4 июня 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - №
26. - Ст.3174.
17. Федеральный закон № 108-ФЗ «О рекламе», принят 14 июня 1995 г. (с последующими изменениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 30. - Ст.2864; 2001. - № 26. - Ст.2580.
18. Федеральный закон № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» , принят 4 июня 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 26. - Ст.3174.
19. Федеральный закон № 121-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», принят 14 июля 2001 года // Российская газета. - 2001. - 09 августа.
20. Федеральный закон № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», принят 16 июля 1998г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3813.
21. Федеральный закон № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», принят 22 октября 1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 47. - Ст.5340.
22. Федеральный закон № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», принят 6 декабря 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 1. - Ст.18; 1999. - № 2. - Ст.246; 2001. - № 26. - Ст.2579.
23. Федеральный закон № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», принят 25 января 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 8. - Ст.609.
24. Федеральный закон № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», принят 20 марта 1996г.,
(с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 1996. - № 17. - Ст.1918; 1998. - № 48. - Ст.5857; 1999. - № 28. - Ст.3472.
25. Федеральный закон № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», принят 22 февраля 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 15. - Ст.1269; 2000. - № 1 (часть I). - Ст.9; 2000. - № 46. - Ст.4537.
26. Федеральный закон № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», принят 8 апреля 1998 г. (с последующими дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №19. - Ст.2071; 2001. - № 7. - Ст.623.
27. Федеральный закон № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», принят 24 мая 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 26. - Ст.2581.
28. Федеральный закон № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», принят 5 июня 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 28. - Ст.3347.
29. Федеральный закон № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста
и инвалидов», принят 17 мая 1995 г . // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 1995. - № 32. - Ст.3198.
30. Федеральный закон № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», принят 22 июня 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 30. - Ст.3774.
31. Федеральный закона № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», принят 15 ноября 1995 г., (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 50. - Ст.4870; 1997. - № 10. - Ст.1120; 1999. - № 8. - Ст. 973.
3. Ненормативные программные документы
1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 // Собрание законодательства Российской Федерации. - М., 1997. - № 52. - Ст.5909; М., 2000. - № 2. - Ст.170;
2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 года № Пр-1895 // Российская газета. - М., 2000. - 28 сентября.
3. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)», утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 // Документ не опубликован; Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
4. Акты судебной практики
1. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 26 от 15 января 1998г. «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о залоге» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. -
1998. - № 3.
2. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6961/97 от 24 марта 1998г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 1998. - № 6.
3. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 3900/98 от 24 ноября 1998г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 1999. - № 2.
II. Научная литература
1. Агапов А.Б. Основы федерального информационного права России. - М.: Экономика,
1995. - 220 с.
2. Аграрное право: Учебник для вузов / Под ред. Г.Е.Быстрова и М.И.Козыря. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юристъ, 1998. - 534 с.
3. Александров Н. Г. Законность и правоотношения в советском обществе. - М.: Госюриздат, 1955. - 175 с.
4. Алексеев С.С. Об отраслях права // Советское государство и право. - 1972. - № 3. - С.11-17.
5. Алексеев С.С. Общая теория права. - В 2-х т. - Т.П. - М.: Юрид. лит, 1982. - 360 с.
6. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. - М.: Статут, 1999. - 712 с.
7. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях: Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 2001. - 591с.
8. Бачило И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации // Государство и право. - 2001. - № 2. - С.5-14.
9. Бачило И.Л. Информационное право: Основы практической информатики: Учебное пособие. - М., 2001. - 352 с.
10. Бачило И.Л. Информация - объект права // Научно-техническая информация. Сер.1, Орг. и методика информ. работы. - 1999. - №8. - С.26-33.
11. Бачило И.Л. Информация как объект отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ // Научно-техническая информация. Сер.1, Организация и методика информ. работы. - 1999. - № 5. - С.6-12.
12. Бачило И. Л. Информация как предмет правоотношений // Научно-техническая информация. Сер.1, Организация и методика информ. работы. - 1997. - № 9. - С.17-25.
13. Бачило И.Л. Компьютерное право. Методология и практика // Безопасность информационных технологий. - 1997. - Вып.2. - С.67-74.
14. Бачило И.Л. Право на информацию в Российской Федерации (О легитимной основе права на информацию) // Человек и город: Сб. статей. - В 2-х т. - Т.1. - М.: МГВП КОКС, 2000. - С.495-521.
15. Бачило И.Л., Копылов В.А. Есть ли основания для создания отрасли «информационное право» // Информационное общество. - 1999. - № 6. - С.49-50.
16. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. Б.Н.Топорнина. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. - 789 с.
17. Белкин А.Р. Теория доказывания: Научно-методическое пособие. - М.: Норма, 2000. - 429 с.
18. Белов В.А. Банковское право России: Юридические очерки. - М.: Учебно¬
консультационный центр «ЮрИнфоР», 2000. - 395 с.
19. Белов В.А. Бездокументарные ценные бумаги (научно-практический очерк). - М: АО «Центр ЮрИнфорР», 2001. - 106 с.
20. Белов В.А. Вексельное законодательство России: Научно-практический комментарий. - 2-е изд., испр, перераб. и доп. - М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР»,
1999. - 549 с.
21. Белых В., Скуратовский М. Гражданский кодекс и банковское законодательство // Хозяйство и право. - 1997. - № 4. - С.60-72.
22. Борисов В. Правовой статус ноу-хау // Интеллектуальная собственность. - 2000. - № 4. - С.18 - 23.
23. Брагинский М.И. Правовое регулирование информационных отношений в условиях АСУ // Советское государство и право. - 1976. - № 1. - С.38-46.
24. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. - М.: Госюриздат, 1950. - 367 с.
25. Брауде И.Л. К вопросу об объекте правоотношения по советскому гражданскому праву // Советское государство и право. - 1951. - № 3. - С.56-58.
26. Валеев Д.Х., Васькевич В.П., Челышев М.Ю. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный). - М.: Юрайт-М, 2002.
27. Венгеров А.Б. Информационные отношения в управлении народным хозяйством как объект правового регулирования // Ученые записки ВНИИСЗ. - 1973. - Вып.29. - С.40-60.
28. Венгеров А.Б. Категория «информация» в понятийном аппарате юридической науки // Советское государство и право. - 1977. - № 10. - С.70-71.
29. Венгеров А.Б. Право и информационное обеспечение АСУ // Советское государство и право. - 1972. - №8. - С.28-36.
30. Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. - М.: Юрид. лит., 1978. - 208 c.
31. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Новый Юрист, 1998. - 624 с.
32. Визер Б. Право человека на информацию в Австрии // Государство и право. - 1992. - №
4. - С.110-115.
33. Викулин А.Ю. Системообразующие понятия банковского законодательства Российской Федерации и их роль в деятельности кредитных организаций (финансово-правовой аспект): Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 1998. - 27 с.
34. Власова О. Законодательство Великобритании: охрана коммерческой тайны и другой конфиденциальной информации // Хозяйство и право. - 1998. - № 8. - С.111-116.
35. Гаврилов О. А. Информатизация правовой системы России. Теоретические и практические проблемы: Учебное пособие. - М.: Юридическая книга: ЧеРо, 1998. - 144с.
36. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник. - М.: НОРМА, 2000. - 432с.
37. Гаврилов Э. П. Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах». Судебная практика. - М.: Экзамен, 2002. - 352 с.
38. Гвирцман М. В. Правовое регулирование банковской тайны // Деньги и кредит. - 1992. - № 6. - С.56-59.
39. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Научно-практический комментарий / Отв. ред. Т.Е.Абова, А.Ю.Кабалкин, В.П. Мозолин. - М.: БЕК, 1996. - 714с.
40. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / Отв. ред. О.Н.Садиков. - М.: Юристъ, 2001. - 776 с.
41. Гражданское право: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А.Суханов: В 2-х т. - 2-е изд., перераб. и доп. - Том I. - М.: БЕК, 1998. - 816 с.
42. Гражданское право: Учебник / Под ред. Ю.К.Толстого, А.П.Сергеева: В 3-х частях. - Часть I. - М.: ТЕИС, 1996. - 552 с.
43. Давлетгильдеев Р. Ш. Международно-правовое сотрудничество государств-участников Содружества Независимых Государств в области труда и социального обеспечения: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Казань, 1998. - 28 с.
44. Денисов С. А. Некоторые общие вопросы о порядке заключения договоров // Актуальные вопросы гражданского права / Под ред. М.И.Брагинского; Исследовательский центр частного права. Российская школа частного права. - М.: Статут, 1999. - С.229-275.
45. Дозорцев В. А. Вопросы информации в Гражданском кодексе Российской Федерации // Научно-техническая информация. Сер.1, Организация и методика информ. работы. - 1998. - №3. - С.1-2.
46. Дозорцев В.А. Информация как объект исключительного права // Дело и право. - 1996. - №4. - С.27-38.
47. Дозорцев В.А. Комментарий к схеме «Система исключительных прав» // Дело и право. -
1996. - № 4. - С.39-43; № 5. - С.23-28.
48. Дозорцев В.А. Опубликование материалов, не охраняемых авторских правом // Юридический мир. - 2000. - № 12. - С.15-20; 2001. - № 1. - С.12-19; 2001. - № 2. - С.17-23.
49. Дозорцев В.А. Понятие исключительного права // Проблемы современного гражданского права: Сборник статей. - М.: Городец, 2000. - С.287-320.
50. Дозорцев В.А. Система правового регулирования товарных информационных отношений // Научно-техническая информация. Сер.1, Организация и методика информ. работы. - 1997. - № 9. - С.2-11.
51. Ефимов П.В. Концепция обеспечения безопасности информационных технологий // Банковское дело. - 1995. - № 7. - С. 16-25.
52. Ефимова Л.Г. Банковские сделки. Комментарий законодательства и арбитражной практики. - М.: Контракт: Инфра-М, 2000. - 320 с.
53. Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности
(предпринимательское право): Курс лекций. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 1998. - 672 с.
54. Иоффе О.С. Правоотношение по советскому гражданскому праву // Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права». - М.: Статут,
2000. - 508-648.
55. Иоффе О.С. Спорные вопросы учения о правоотношении // Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права». - М.: Статут, 2000. - С.649¬694.
56. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права): Учебник для вузов. - М.: Норма, 2000. - 480 с.
57. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. - М.: Норма, 2001. - 288 с.
58. Карчевский С. Банковская тайна: проблемы правового регулирования // Хозяйство и право. - 2000. - № 4. - С.46-56.
59. Керимов Д.А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 1998. - 127 с.
60. Кечекьян С.Ф. К вопросу о различии частного и публичного права. - Харьков: Юридическое издательство НКЮ УССР, 1927. - 26 с.
61. Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1958. - 186 с.
62. Кибальник А., Соломоненко И. Понятие и виды тайны в уголовном праве // Российская юстиция. - 2001. - № 2. - С.53-55.
63. Кирдяшова Е.В. Информация как объект интеллектуальной собственности // Законодательство и практика средств массовой информации. - 1997. - № 11 (39). - С.1-5.
64. Коломиец А. В. Коммерческая тайна в гражданском праве Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 1999. - 26 с.
65. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Изд. 3-е, испр. и доп. / Отв. ред. О.Н.Садиков. - М.: КОНТРАКТ: ИНФРА-М, 1998. - 799 с.
66. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Отв. ред. О.Н.Садиков. - М.: КОНТРАКТ: ИНФРА-М, 1998. - 778 с.
67. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Ю.П.Орловский. - М.: КОНТРАКТ: ИНФРА-М, 2002. - 959 с.
68. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д.Карповича. - М.: Спарк, 1995. - 587 с.
69. Копылов В.А. Информационное право: Учебник. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2002. - 512 с.
70. Костенко М.Ю. Правовые проблемы налоговой тайны: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 2002. - 26 с.
71. Красавчикова Л.О. Личная жизнь граждан под охраной закона. - М.: Юрид. лит., 1983. - 160 с.
72. Кубышкин А.В. Международно-правовые вопросы обеспечения информационной безопасности государства. Постановка проблемы // Право и государство на рубеже тысячелетий: Сборник статей / Под ред. К.Н.Гусова. - М.: Проспект, 2001. - С.41-44.
73. Лапач В.А. Что такое объекты гражданских прав, или «Феномен Кубка Кремля» // Законодательство. - 2002. - № 5. - С.28.
74. Ломакин Д. Право акционера на информацию // Хозяйство и право. - 1997. - № 11. - С.162-170.
75. Ломакин Д.В. Акционерные правоотношения. - М.: Спарк, 1997. - 156 с.
76. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство / Санкт-Петербургский университет МВД России. - СПб.: Фонд «Университет», 2000. - 428 с.
77. Лукашук И. И. Теория информации и международно-правовое регулирование // Вестник
Киевского государственного университета. Серия: Международное право и
международные отношения. - Киев, 1978. - Вып.7. - С.3-15.
78. Маковская А.А. Залог денег и ценных бумаг. - М.: Статут, 2000. - 287 с.
79. Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан (понятие, осуществление, защита): Автореф. дис. докт. юрид. наук. - М.,1997. - 40 с.
80. Малышева Е.Ю. Элементы гражданско-правовых отношений в области интеллектуальной собственности: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 1997. - 23 с.
81. Малько А.В. Право гражданина на информацию: необходимость, природа, гарантии реализации // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - СПб., 1995. - №3. - С.12-20.
82. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть: Учебник. - М.: Зерцало,
2001. - 560 с.
83. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова. - М.: Международные отношения, 2000. - 720 с.
84. Метелева Ю.А. Право акционера на информацию об акционерном обществе //
Юридический мир. - М., 1998. - № 4. - С.29-33.
85. Михайлов А.Г. Конституционно-правовое регулирование информационной сферы: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - СПб., 2001. - 17 с.
86. Михайлов В. Право на информацию // Закон. - М., 1999. - № 10. - С.36-43.
87. Михайлов В. Право на тайну // Закон. - 1998. - № 2. - С.5-8.
88. Монахов В.Н. Государственно-правовые вопросы информационного обслуживания граждан в СССР: (Конституционный аспект): Дис... канд. юрид. наук. - М.,1983. - 226 с.
89. Новоселова Л. А. О правовой природе денежных средств на банковских счетах // Хозяйство и право. - 1996. - № 7. - С.82-90; № 8 - С.90-100.
90. Общая теория государства и права / Под ред. проф. М.Н.Марченко: В 2-х т. - Том 2. Теория права. - М.: Зерцало, 1998.- 640 с.
91. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Юрист, 1994. - 360 с.
92. Общая теория права: Учебник / Ю.А.Дмитриев, И.Ф.Казьмин, В.В.Лазарев и др.; Под общ. ред. А. С. Пиголкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. - 384 с.
93. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. - 13-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1981. - 816 с.
94. Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. - М.: Юристъ, 1997. - 424 с.
95. Орлов А.В., Челышев М.Ю. Некоторые вопросы охраны коммерческой тайны в публичном и частном праве (аспект межотраслевого взаимодействия) // Современные проблемы права интеллектуальной собственности: Теория и практика. Отечественный и зарубежный опыт: Сб. науч. трудов / Отв. ред. С.А.Чернышева. - Казань: Издательство Казанского государственного университета, 1998. - С.76-82.
96. Отнюкова Г. Коммерческая тайна // Закон. - 1998. - № 2. - С.55-59.
97. Панченко П.Н. [Рецензия] // Государство и право. - 1998. - №8. - С.124. Рец. на кн.:
Смолькова И.В. Тайна и уголовно-процессуальный закон. - М.: Луч, 1997. - 100с.; Смолькова И.В. Частная жизнь граждан: основания и пределы уголовно¬процессуального вмешательства. - М.: Луч, 1997. - 85 с.
98. Парций Я.Е. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей»: Постатейный. - М.: Юрайт-М, 2001. - 327 с.
99. Петрова Т. Коммерческая тайна и интеллектуальная собственность // Интеллектуальная собственность.. - 2000. - № 8. - С.62- 66.
100. Петрухин И.Л. Личные тайны (человек и власть). - М.: Институт государства и права Российской академии наук, 1998. - 232с.
101. Потяркин Д. Безналичные деньги - имущество? // Хозяйство и право. - 1997. - № 3. - С.136-140.
102. Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. С.С.Алексеева. - М.: Юрид. лит., 1979. - 392 с.
103. Решетникова И.В. Курс доказательственного права в российском гражданском судопроизводстве. - М.: НОРМА, 2000. - 288 с.
104. Романовский Г.Б. Право на неприкосновенность частной жизни. - М.: МЗ Пресс, 2001. - 312 с.
105. Савич В.И. Информационные обязанности в сфере правового регулирования труда рабочих и служащих: (теоретические вопросы) // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 1974. - № 6. - С.108-113.
106. Савич В.И. Особенности правового регулирования информационных правоотношений в сфере труда рабочих и служащих // Доклады научной конференции юридических факультетов, посвященной 50-летию образования СССР. - Томск: Издательство Томского университета, 1974. - С.81-84.
107. Салихов И. Тайна как объект правовой охраны // Современные проблемы права интеллектуальной собственности: Теория и практика. Отечественный и зарубежный опыт: Сб. науч. трудов / Отв. ред. С.А.Чернышева. - Казань: Издательство Казанского государственного университета, 1998. - С.61-75.
108. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика: Пер. с англ. - М.: БИНОМ, 1997. - 800 с.
109. Сапожников Н. Правовой режим банковской тайны // Законность. - 2001. - № 7. - С.11-15.
110. Сарбаш С. В. Договор банковского счета: проблемы доктрины и судебной практики. - М.: Статут, 1999. - 272 с.
111. Сахнова Т. В. Регламентация доказательств и доказывания в гражданском процессе // Государство и право. - 1993. - № 7. - С.52-60.
112. Северин В.А. Правовое регулирование информационных отношений // Вестник Московского государственного университета. Серия 11, Право. - 2000. - № 5. - С.21-36.
113. Сенчищев В.И. Объект гражданского правоотношения. Общее понятие // Актуальные вопросы гражданского права / Под ред. М.И.Брагинского; Исследовательский центр частного права. Российская школа частного права. - М.: Статут, 1999. - С.109-160.
114. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. - М.: Теис, 1996. - 704 с.
115. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. - Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Проспект, 1999. - 752 с.
116. Сергиенко Л.А., Тиновицкая И.Д. Субъективные права в информационной сфере // Проблемы информатизации. - М., 2000. - Выпуск 3. - С.23-28.
117. Словарь административного права / Отв. ред. И.Л.Бачило, Н.Г.Салищева, Н.Ю.Хаманева.
- М.: Фонд «Правовая культура», 1999. - 320 с.
118. Словарь иностранных слов. - 7-е изд., перераб. - М.: Русский язык, 1980. - 624 с.
119. Советский энциклопедический словарь / Науч.-редакц. совет: А.М.Прохоров (пред.). - М.: Советская энциклопедия, 1981. - 1600 с.
120. Сумин А. А. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственной тайне».
- М.: Норма, 2001. - 224 с.
121. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. - М.: Готика, 2002. - 400с.
122. Сырых В.М. Теория государства и права. - М.: Былина, 1998. - 512 с.
123. Тараканов С. Информационная природа безналичных денег // Хозяйство и право. - 1998.
- № 9. - С.68-72.
124. Тарасенко К.А. Некоторые проблемы охраны коммерческой тайны в праве США // Журнал международного частного права. - 1998. - № 3. - С.3-13.
125. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. - М.: Юристъ, 1997. - 672 с.
126. Терещенко Л. Право на доступ к информации в системе российского права // Российский и зарубежный опыт правового регулирования доступа граждан к правительственной информации: Сб. статей / Комиссия по свободе доступа к информации. - М., 1999. .
127. Терещенко Л.К. Информация и собственность // Защита прав создателей и пользователей программ для ЭВМ и баз данных: комментарий законодательства / Отв. ред. М.М.Карелина. - М., 1996. - С.3-11.
128. Терещенко Л.К. Разработка проекта закона РФ «Об охране прав граждан в условиях информатизации» // Научно-техническая информация. Серия 1, Организация и методика информ. работы. - М., 1993. - №7. - С.18-20.
129. Тиновицкая И.Д. Информационное право и информационные отношения // Проблемы информатизации. - 1999. - №3. - С.45-50.
130. Тиновицкая И.Д. Право на информацию и механизм его реализации // Законодательные проблемы информатизации общества: Труды ВНИИСЗ. - М., 1992. - Труды 52. - С.29 - 41.
131. Титов А. К вопросу о правовом статусе информации // Проблемы правовой информатизации. - Минск, 2001. - Вып. 4. - С.27 - 34.
132. Ткачев А.В. Правовой статус компьютерных документов: основные характеристики. - М.: Городец-издат, 2000. - 95 с.
133. Толстой Ю.К. Гражданское право и гражданское законодательство // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 1998. - № 2. - С.128-149.
134. Толстой Ю.К. К теории правоотношения. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1959. - 87 с.
135. Треушников М.К. Судебные доказательства: Монография. - М.: Юридическое бюро «Городец», 1997. - 320 с.
136. Фаткуллин Ф.Н. Основы учения о государстве и праве: Учебн. пособие. - Казань: Издательство Казанского фин.-экономич. ин-та, 1997. - 224 с.
137. Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Юрист, 2001. - 412с.
138. Фатьянов А.А. Тайна и право (основные системы ограничения на доступ к информации в российском праве): Монография. - М.: МИФИ, 1999. - 288 с.
139. Физический энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. Ред. кол. Д.М.Алексеев, А.М.Бонч-Бруевич, А.С.Боровик-Романов и др. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 928 с.
140. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении / Институт государства и права АН СССР. - М.: Юрид. лит., 1974. - 351 с.
141. Хвостов В. М. Система римского права: Учебник / Печатается по четвертому изданию 1908 г. - М.: Спарк, 1996. - 522 с. (По четвертому изданию 1908г.)
142. Хижняк В.С. Конституционное право человека и гражданина на информацию в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.02. - Саратов, 1998. - 222 с.
143. Челышев М.Ю. Взаимодействие гражданского и налогового права в регулировании отношений с участием предпринимателей: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Саратов, 1998. - 22 с.
144. Челышев М. Ю. Взаимодействие гражданского права с публично-правовыми отраслями: (на примере права интеллектуальной собственности) // Актуальные проблемы права интеллектуальной собственности: Сб. науч. трудов / Отв. ред. М.И.Никитина. - Казань: Абак, 1997. - С.5-10.
145. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М.: Юрайт-М, 2001.- 432 с.
146. Черданцев А.Ф. Юридические конструкции, их роль в науке и практике // Известия высших учебных заведений. Серия: Правоведение. - 1972. - № 3. - С.12-19.
147. Черепахин Б.Б. К вопросу о публичном и частном праве. - Иркутск, 1926. - 26 с.
148. Чернышева С.А. Авторское право России: основные положения: Учебное пособие. - М.: Институт государства и права РАН, 2001. - 143 с.
149. Шабуров А.С. Формальная определенность права: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Свердловск, 1973. - 25 с.
150. Шерстобитов А. Е. Гражданско-правовое регулирование обязательств по передаче информации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 1980. - 25 с.
151. Шерстобитов А.Е. Значение и роль передачи информации в организации договорных связей // Вестник Моск. ун-та. Сер.11. Право. - 1980. - № 3. - С.68-74.
152. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. - Казань: Типография Императорского университета, 1891. - 313 с.
153. Шиверский А.А. Защита информации: проблемы теории и практики. - М.: Юристъ, 1996. - 112 с.
154. Эпштейн М. К вопросу об исключительных правах на ноу-хау // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2001. - № 9. - С.29-35.
155. Юсупов В. А. Право и советское государственное управление. - Казань: Издательство Казанского государственного университета, 1976. - 263 с.
156. Яковлева В.Ф., Тарасенко К.А. Обсуждение проекта закона «О коммерческой тайне» // Правоведение. - 1997. - № 4. - С.177-179.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ