Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации высшего образования

Работа №28897

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы160
Год сдачи2003
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
541
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы подготовки специалиста в системе
высшего профессионального образования 12
1.1 Процесс диверсификации образования как объект
педагогических исследований 12
1.2 Конкурентоспособность как интегральное качество личности специалиста 30
1.3 Современные подходы к организации социально - экономической подготовки студентов вуза 45
Выводы по первой главе 59
Глава 2. Содержание и организация процесса подготовки конкурентоспособного специалиста 62
2.1 Анализ опыта реализации государственных образовательных
стандартов в процессе социально - экономического образования 62
2.2 Педагогический мониторинг как условие оптимизации
процесса подготовки конкурентоспособного специалиста 73
2.3 Педагогические условия, факторы совершенствования процесса
подготовки конкурентоспособного специалиста 91
2.4 Анализ результатов опытно - экспериментальной работы 112
Выводы по второй главе 124
Заключение 126
Список литературы
Приложения


Актуальность исследования: экономические права и свободы как условие и следствие рыночных отношений предъявляют более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятий, коммерческих структур. Соответственно новые требования предъявляются к качеству подготовки специалиста в области экономической, производственно - хозяйственной деятельности, к его способности обеспечить конкурентоспособность предприятия, фирмы.
В ситуации экономической нестабильности, невостребованности ряда профессий немалая часть молодых людей избирает профессию предпринимателя, бизнесмена. Карьера предпринимателя в значительной степени способствует реализации потребности человека в свободе и независимости, формирует уверенность в своих силах, позволяет реализовать свой творческий потенциал. Однако это возможно лишь в том случае, когда выпускник способен выдержать конкуренцию на рынке труда, достичь успеха в профессиональной карьере, то есть обладать конкурентоспособностью.
В условиях диверсификации образования - расширения академических свобод, самостоятельности, вариативности и альтернативности - меняется стратегия подготовки специалистов: готовить специалистов в соответствии с потребностями экономической деятельности региона, потребностями работодателей, запросами субъектов рыночных отношений.
В проекте концепции модернизации российского образования (на период до 2010 года) указываются необходимые условия достижения нового качества профессионального образования: прогнозирование потребностей рынка труда, повышение эффективности рынка профессионального образования, устранения диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров. Перед системой экономического образования ставятся задачи воспитания позитивного отношения к современному процессу преобразований как важному элементу экономической культуры, преодоления противоречия между теорией и реальной жизнью. В этой связи ещё более актуальной становится задача усиления практической направленности процесса подготовки конкурентоспособного специалиста.
Однако в документах в области образования, в государственных стандартах, в том числе и по экономическим специальностям, понятие «конкурентоспособный специалист» не нашло своего отражения. Это объясняется недостаточностью теоретической разработки проблемы. Её отдельные аспекты в системе высшего профессионального образования нашли отражение в работах П.В.Акинина, А.В.Бояринцевой, Д.Е.Давыдянца, Т.Пильщиковой, Н.Ф.Писарева, Н.В.Тарасенко, Р.А.Тедеевой, А.Тихомирова Р.Фатхутдинова и др.
Социологические аспекты проблемы воспитания молодёжи рассматриваются в исследованиях А.В.Беляева, Е.В.Бондаревской, В.Г.Бочарово, Б.З.Вулофова, Р.Г. Гуровой, В.Н.Гурова, И.С.Кона, А.В.Мудрика, В.Д.Семёнова и др.
Модель профессионального облика специалиста представлена в работах Э.Ф.Зеера, В.А.Сластенина, В.В.Серикова и др.
Проблема обеспечения и управления качеством образования исследуется в работах М.М.Балашова, В.П.Беспалько, В.И. Загвязинского, М.М. Поташника и др.
Однако изучение опыта организации социально - экономического образования, состояния рынка труда, востребованности специалистов, их конкурентоспособности позволило выявить ряд противоречий, несоответствий, что объясняет необходимость их интерпретации и поиска способов преодоления:
- между усиливающимися потребностями достижения современного качества образования и реальным его соответствием актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
- между избранной высшей школой номенклатурой специальностей и потребностями работодателей, региональной производственно-хозяйственной сферы;
- между ускорением темпов развития общества и способностью образования в подготовке специалистов к деятельности в быстро меняющихся условиях;
- между динамично развивающейся экономикой, ростом конкуренции и уровнем готовности выпускников к конкурентной борьбе;
- между требованиями госстандартов к уровню готовности специалистов экономической деятельности и условиями включения студентов в производственно - хозяйственную, коммерческую работу;
- между педагогическими возможностями социально - экономических дисциплин и степенью использования их потенциала в подготовке конкурентоспособного специалиста в вузе.
На основе выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы способы, условия оптимизации процесса подготовки конкурентоспособного специалиста средствами экономического образования?
Актуальность и недостаточная изученность проблемы обусловили выбор темы исследования.
Цель исследования: научное обоснование путей, условий и факторов повышения эффективности процесса подготовки конкурентоспособного специалиста.
Объект исследования - процесс социально-экономического образования и воспитания студентов экономических специальностей.
Предмет исследования - содержание и организация процесса подготовки конкурентоспособного специалиста.
Гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что процесс подготовки конкурентоспособного специалиста будет эффективен, если :
- проектирование содержания и организация процесса подготовки осуществляется с учётом условий, факторов диверсификации образования;
- цели и задачи образовательного процесса реализуются в соответствии с научно обоснованной моделью конкурентоспособного специалиста ;
- разработана и принята педагогическим сообществом концепция подготовки специалиста, ориентированного на достижение успеха в конкурентной борьбе;
- разработана и апробирована технология формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности в рыночных отношениях;
- обоснованы условия, факторы усиления практической направленности социально - экономических дисциплин, их методического обеспечения.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
- проанализировать результаты процесса диверсификации образования и определить тенденции развития профессиональной школы в условиях рыночных отношений;
- раскрыть педагогическую сущность понятия «конкурентоспособность» и разработать модель конкурентоспособного специалиста;
- выявить недостатки в проектировании содержания, организации социально - экономической подготовки специалистов и определить пути, способы их преодоления;
- разработать и проверить опытно - экспериментальным путём авторский проект технологии подготовки конкурентоспособного специалиста.
Методологической основой исследования явились положения психолого-педагогической теории деятельности (Б.Г.Ананьев, В.И.Загвязинский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.Д.Шадриков, А.И.Щербаков и др.), а также положения аксиологического, системного, личностного - деятельностного подходов.
Теоретической базой исследования явились теории, концепции А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, Л.Н.Ланда и др.), оптимизации процесса обучения в высшей школе (Ю.К.Бабанский, О.Н.Голубева, В.И.Горовая,В.И.Каган, А.Д.Суханов и др.),контекстного обучения (А.А.Вербицкий);
информатизации образования (К.К.Колин, Ю.С.Брановский, Е.И. Машбиц и др.); психолого - педагогические концепции структуры личности специалиста (Э.Ф. Зеер, В.А. Сластёнин, Г.А. Карпова, К.К. Платонов и др.).
Методы исследования: теоретический анализ документов и научной литературы, обобщение опыта, наблюдение, опросные методы, (анкетирование, беседа, интервью), ранжирование, шкалирование, тестирование, моделирование, констатирующий и формирующий эксперимент, методы статистической обработки данных.
Экспериментальная база исследования - Ставропольский кооперативный институт Белгородского университета потребительской кооперации. Исследованием охвачено 180 студентов, 53 преподавателя, 37 представителей трудовых коллективов по месту производственной практики, 28 работников вспомогательного персонала.
Организация и основные этапы исследования. На первом этапе (1998 - 2000 гг.) изучалось современное состояние проблемы, анализировалась педагогическая, социологическая и специальная литература (стандарты, программы, учебно - методическая литература), изучался педагогический опыт, разрабатывался научный аппарат, уточнялась сущность ключевых понятий, осуществлялся выбор диагностических методик.
На втором этапе (2000 - 2001 гг.) проектировалась модель конкурентоспособного специалиста, разрабатывалась и апробировалась технология подготовки конкурентоспособного специалиста в системе социально-экономического образования, проектировалась методика организации опытно - экспериментальной работы, осуществлялся констатирующий эксперимент.
На третьем этапе (2001-2002 гг.) осуществлялись формирующий и контрольный эксперименты, проводились анализ, систематизация и обобщение результатов, их графическая интерпретация, оформлялось диссертационное исследование, осуществлялось внедрение его результатов в практику.
Научная новизна исследования заключается в следующем: раскрыто и обосновано влияние процесса диверсификации образования на изменение стратегии его развития, образования в рыночных отношениях; определены пути, способы подготовки специалистов в соответствии с потребностями региона, работодателей, с учётом интересов потребителя образовательных услуг; разработаны модель конкурентоспособного специалиста, критерий оценки степени его готовности к конкурентоспособной деятельности; определены и научно обоснованы условия, факторы повышения эффективности подготовки специалистов в области экономики и менеджмента.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении, углублении, конкретизации педагогической сущности понятия «конкурентоспособный специалист», в разработке способов проблематизации содержания социально - экономического образования на основе принципов междисциплинарного подхода, организации обучения в контексте будущей профессиональной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания практических задач, заданий, ситуаций; алгоритмов их решения и анализа, способствующих усилению практической направленности обучения; в использовании результатов исследования в учебных пособиях, методических разработках.
Разработанные автором дидактические материалы интегрированы в действующие методические комплексы, обеспечивающие изучение специальных дисциплин. Материалы исследования могут быть использованы при разработке целевых программ развития вузов в условиях регионального рынка образовательных услуг.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций, целостным подходом к решению проблемы, теоретико-методологической обоснованностью исходных концептуальных идей, применением различных методов исследования, соответствующих целям и задачам данной работы, корректной организацией опытно - экспериментальной работы, её длительным характером и устойчивой повторяемостью и статистической значимостью полученных результатов.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования. Основные теоретические и практические положения работы нашли отражение в публикациях автора. Результаты исследования обсуждались на научно - практических конференциях и семинарах федерального и регионального уровней. Материалы диссертационного исследования, учебные пособия, учебные программы используются в образовательном процессе Белгородского университета потребительской кооперации, Ставропольского кооперативного института, а также на экономических факультетах ряда вузов г. Ставрополя.
Положения, выносимые на защиту.
1. Концепция подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации образования, включающая следующие научные положения: организация процесса подготовки в контексте будущей профессиональной деятельности; подготовка специалиста в соответствии с потребностями личности, общества и экономики; использование возможностей вторичной занятости студентов для повышения уровня их конкурентоспособности; организация педагогического мониторинга как условия оптимизации, повышения качества подготовки специалистов; достижение целостности учебно - воспитательного процесса на основе принципов междисциплинарного подхода, проблематизации содержания экономического образования как средства преодоления недостатков экстенсивного подхода к проектированию содержания образования.
2. Модель профессионального облика конкурентоспособного специалиста в области экономики и менеджмента, которая включает следующие подструктурные компоненты: профессиональная компетентность (знания, умения, навыки, опыт деятельности, приобретённый в вузе, а также вне системы формального образования); профессиональная направленность (интересы, мотивы, ценностные ориентации, социальная и профессиональная позиция); социально значимые и профессионально важные качества; психодинамические свойства личности, (возбудимость, уравновешанность, эмоциональная стабильность, экстравертивность, успешность формирования навыков).
3. Организационно - педагогические условия, факторы повышения эффективности процесса подготовки конкурентоспособного специалиста в экономической, хозяйственно-финансовой, коммерческой сферах деятельности: комплекс мер по усилению мотивации студентов к овладению социально - экономическими знаниями, умениями, готовности к достижению успеха в профессиональной карьере; разработка дидактических средств обеспечения профессиональной направленности обучения, формирования готовности к конкурентоспособной деятельности; разработка методического обеспечения процесса подготовки специалиста в области экономики и менеджмента; педагогический мониторинг качества подготовки специалиста, его востребованности на рынке труда.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (173 наименования) и приложений, содержит 160 страниц, 12 таблиц, 8 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Диверсификация профессионального образования обусловлена возникновением академических свобод, усилением относительной автономии вузов, педагогического плюрализма, находящего свое выражение в возможностях выбора образовательных стратегий, педагогических технологий. То есть развитие отечественного образования определяется потребностями подготовки специалиста, способного действовать в условиях рыночных отношений, обладающего конкурентоспособностью на рынке труда.
Возникновение рынка образовательных услуг порождает конкуренцию внутри самой системы профессионального образования, которая не может быть вне закона конкуренции, сущность которого заключается в неизбежном вытеснении с рынка некачественных услуг, в том числе и образовательных.
Объективно развивающиеся процессы усиления конкуренции актуализируют проблему качества подготовки специалиста, основными критериями которого становятся востребованность специалиста, количество времени, необходимого для его адаптации на рабочем месте, достижение профессиональной зрелости, способности в полном объеме, эффективно выполнять свои профессиональные функции.
Для обеспечения высокого качества профессиональной подготовки важно достаточно ясно, полно представлять, какие требования предъявляются к современному специалисту, какими качествами, свойствами, знаниями и умениями он должен обладать, чтобы достичь жизненного и профессионального успеха.
С этой целью в исследовании проанализированы современные подходы к разработке моделей специалиста, его профессионального и социального облика. На основе обобщения разработана авторская модель конкурентоспособного специалиста, включающая комплекс социальных, профессиональных и психофизиологических свойств и качеств.
Определение целей и задач подготовки конкурентоспособного специалиста вызвало необходимость углубления, конкретизации в педагогическом аспекте сущности, содержания понятия «конкурентоспособность».
В отличие от экономической трактовки конкурентоспособности, с педагогической точки зрения, конкурентоспособность - это творческое соревнование, когда специалисты стремятся, с одной стороны, превзойти друг друга, с другой стороны - поддержать друг друга, вступить в кооперацию, ибо существовать они могут только в условиях демократии, правопорядка, наличия гражданского общества.
Тесно связанная с моральными и правовыми нормами, конкурентоспособность предполагает наличие таких качеств, как взаимное уважение, честность, соблюдение правил деятельности, толерантность, умение конструктивно разрешать противоречия и конфликты.
Деловые качества, предприимчивость, ориентация на достижение успеха в профессиональной деятельности формируются еще в вузе. Значительными возможностями для подготовки конкурентоспособного специалиста обладают знания, входящие в блоки общепрофессиональных, социально-экономических дисциплин.
Однако анализ традиционного опыта изучения данных дисциплин, организации целенаправленной воспитательной работы позволил выявить ряд недостатков в проектировании и управлении процессом подготовки конкурентоспособного специалиста: эклектичность, фрагментарность содержания подготовки, слабость междисциплинарных связей, связей между теоретическими и практическими знаниями, недостаточность методической поддержки образовательного процесса.
Особое значение приобретают задачи подготовки конкурентоспособного специалиста в области экономики и менеджмента, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с обеспечением успеха в конкуренции, в производственно-хозяйственной, коммерческой деятельности.
Проведение констатирующего эксперимента позволило конкретизировать и систематизировать эти недостатки.
В ходе констатирующего эксперимента выявлены: недостаточная степень овладения студентами социально-экономическими знаниям, умениями, недостаточная глубина понимания ключевых понятий;
недостаточность сформированности профессиональной направленности (интересов, ценностных ориентаций, мотивов, готовности к учебно-профессиональной деятельности). Установлена положительная зависимость формирования практических умений, профессиональной позиции, самооценки от характера вторичной занятости студентов - от работы студентов в соответствии с избранной специальностью.
Для оценки качества подготовки специалиста применялись когнитивный, мотивационно - ценностный и деятельностный критерии. Интегральным критерием оценки профессионального облика специалиста является степень готовности выпускника к профессиональной деятельности как условие его конкурентоспособности. Одними из показателей конкурентоспособности выпускника служит его востребованность на рынке труда, количество времени, необходимое для полноценного включения в деятельность, выполнения функциональных обязанностей .
Востребованность оценивается по результатам вторичной занятости, трудоустройству, отзывам с места работы, производственной практики.
Анализ и обобщение недостатков, личный опыт работы позволили сформировать концептуальные положения о способах преодоления недостатков:
- повышение качества подготовки специалистов достигается не широтой и увеличением объема знаний, а их глубиной, целостностью, что предполагает проблемное структурирование содержания на основе принципа междисциплинарного подхода;
- усиление практической направленности изучаемых дисциплин, что предполагает организацию учебного процесса в контексте будущей профессиональной деятельности;
- усиление обеспечения методического сопровождения учебного процесса: внедрение активных и интерактивных методик, создание учебно-методических комплексов;
- организация целенаправленной внеучебной деятельности студентов, создание условий для обеспечения вторичной занятости студентов, включения их в социальную деятельность.
На основе указанных концептуальных положений в исследовании разработана технология подготовки конкурентоспособного специалиста по специальности 060800.
Данная технология включает следующий комплекс организационных, дидактических и методических мер: актуализация личного опыта студентов на достижение успеха в учебной и профессиональной деятельности; проблемное изучение содержания социальных и общепрофессиональных дисциплин в контексте будущей профессиональной деятельности; разработка системы задач, заданий на основе практического опыта местных предприятий, алгоритмов их решения; разработка методических рекомендаций по анализу производственно-хозяйственных, коммерческих ситуаций; использование авторских учебных пособий, методических разработок, обеспечивающих связь теории с практикой; разработка заданий, содержания производственной практики; методических рекомендаций для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы; введение тематики курсовых, дипломных работ, направленных на комплексное изучение проблем конкуренции, овладения способами достижения успеха в конкурентной борьбе.
Данный комплекс предполагаемых мер получил апробацию в Ставропольском кооперативном институте, Белгородском университете потребительской кооперации.
Формирующий эксперимент имел цель обосновать и доказать эффективность авторской технологии подготовки конкурентоспособного специалиста-экономиста в процессе аудиторных занятий, самостоятельной работы и производственной практики. В ходе формирующего эксперимента определялась динамика положительных изменений в профессиональной компетентности студентов, в формировании профессиональной направленности, коммуникативных способностей.
Результаты формирующего эксперимента подвергались качественному и количественному анализу, графической интерпретации.
На основе полученных результатов были сделаны выводы о подтверждении выдвинутой гипотезы и достижении положительных результатов в решении поставленных задач.



1. Гражданский кодекс РФ. 4.2. - М.: «КИТАН - ПРЕСС», 1990. - 336 с.
2. Закон РФ «О выставочно-ярмарочной деятельности» // Деловой мир. - 1992. - № 32.- с. 4.
3. Закон РФ «О стандартизации» // Российская газета от 25 июля 1993 года.
4. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. - 1997.- № 6.
5. Абдуллина О. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски // Высш. Образование в России, 1996.- №1.- с. 73-78.
6. Абрамова Г.П. Маркетинг: вопросы и ответы. - М.: Агропромиздат, 1991. - 159 с.
7. Агаркова Л.В., Оганесов В.А. Ценообразование. - Ставрополь: СКИ, 2002 - 56 с.
8. Агаркова Л.В. Планирование на предприятии: Метод. рекомендации и задания контрольной работы. - Ставрополь: СКИ, 2001.- 24 с.
9. Амурцев О.В. Посредники на товарном рынке. - М.: Экономика, 1992.
10. Амбарцумов А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономика: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 208 с.
11. Арановская И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование в России, 2002. - № 4. - с. 115 -119.
12. Баланов В., Румянцев В., Селифанова Е. Студенческое научное творчество и рыночная экономика // Высшее образование в России, 1995. - №1. - с. 58-61.
13. Бевентер Э., Хамне И. Основные знания по рыночной экономике в восьми лекциях. Пер. с нем. - М.: Республика, 1993.
1 4 .Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления. - Екатеринбург: СиПИ, 1992. - 93 с.
15. Белых В.А. Взаимосвязь индивидуальной успешности и личностных особенностей // Региональные проблемы образования: конф. (апрель 1998). - Ставрополь: изд - во СГУ, 1996. - с. 11-12.
16. Белов В. Система оценки качества образования // Высш. образ. в России, 2002. - №1 - с. 44-49.
17. Белокопытова О.А. Формирование финансовых результатов торгового предприятия: Учеб. пособие . - Ч. 1. «Доходы» / О.А. Белокопытова, Р.А. Тедеева.- Белгород: Кооперативное образование, 2002. - 91 с.
18. Беляев А.В., Брановский Ю.С., Беляева А.В. Самостоятельная работа студентов в условиях классического университета: организация, управление, перспективы компьютеризации: Учеб. Пос. - Ставрополь: издательство СГУ, 2002. - 116 с.
19. Беляев А.В. Социально - педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодёжи. - Ставрополь: изд - во СГУ. 1997 - 204 с.
20. Берзинь И.Э. Экономика фирмы. - М.: Институт международного права и экономики. 1997.- 253 с.
2 1 .Бизнес - план: метод. мат. / под ред. Р.Г. Маниловского. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 128 с.
22.Бланк И.А. Торговый менеджмент.- К.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 1997.- 408 с.
23 .Бойцов Б., Шляпов Ю., Азаров Ю., Капырин В. С чего начинается качество? // Высш. образование в России. 2000. - №1.
24.Брайн Хаскет, Леонард Споллен. Подготовка бизнес - плана: СПб.,1992. -168 с.
25. Брановский Ю.С., Молчанов А.С. Педагогические информационные инновации; учеб. пос. - Ставрополь: изд-во СГУ, 2001.- 82 с.
26. Булгаков А.Т. Система стандартизированного контроля качества образования и условия её применения в деятельности профессионального образовательного учреждения: Афтореферат дис ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2001. - 22 с.
27. Бутенко И. Что привлекает студентов в учебном процессе // Вестник высш. школы, 2000. - №1. - с. 21-25.
28. Вайсман А. Стратегия маркетинга. 10 шагов к успеху. пер. с нем. М.: Экономика, 1992.
29. Веселков Ф., Ковалёв С.. Информационная подготовка экономистов // Высш. образование в России. - 2001. - №2. - с. 62-66.
30. Владимиров В. Государственный вуз в рыночной экономии // Высш. образование в России 1992. №4.
31. Владимиров В. Организационная структура Российских вузов // Высш. образование в России, 2001. - №5 - с. 5-11.
32. Волкогонова О. Панина Е. Идеалы современной вузовской молодёжи // Высш. образование в России. - 2002. - №6 - с. 105-117.
33. Воронина Т., Молчанова О., Абрамешин А. Управление инновациями в сфере образования // Выс. образование в России. - 2001. - №6. с 3-12.
34. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учеб. пер. с дат. - М.: Высш. школа, 1994.
35. Вражнова М. Проблемы адаптации молодых специалистов в условиях «вуз - производство» // Высш. образование в России. - 2002. - №5 - с. 116-122.
36. Вузовское образование в оценках студентов. // Социс. - 1999. - №4.
37. Выбор методов обучения / Под. Ред. Ю.К.Бабанского, М., 1981.
38. Гатиева А.М. Организационно - педагогический менеджмент на муниципальном уровне. - Дис. ... канд. пед. наук. - Армавир, 1999. - 159 с.
39. Гелышкова М.Б., Ковалёва Г.С. Основные подходы к оценке качества подготовки обучаемых в России и за рубежом. М.; 1999.
40. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия: метод. пос. - М.: ИНФРА-М, 1997.-с.334- 348.
41. Горемыкин В.А. Общая характеристика планирования в рыночной экономике. // Достижения науки и техники А.П.К. - 1996. - №4-5.
42 .Грибалёв Н.П., Игнатьева И.П. Бизнес- план: практическое руководство по составлению. - СПб.; издательство «Белл», 1994 - 132 с.
43.Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие.- М.: ИЭП, 1996.- 128 с.
44 .Гундарь О.Н. Лидерство в образовании // Качество образования как социальная проблема: мат. рег. науч. конференции (21 марта 2002). - Ставрополь: изд-во СГУ, 2002. - с. 33-36.
45. Гутник Г.В. Информационное обеспечение системы управления качеством образования в регионе // Информатика и образование. - 1994. - №4. - с. 7-12.
46. Деловое планирование / под ред. В.М.Попова. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 160 с.
47. Демиховский В.Н. Экономика предприятия: Кавказский край,2000.-52 с.
48. Денисов А.Ю., Жданов С.А. Экономическое управление предприятием и корпорацией .- М.: «Дело и Сервис», 2002. - 416 с.
49. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. Ред. Б.Лисовика и В. Лукашевича. СПб., 1997. - 408 с.
50. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. Ред. Б.Лисовика и В. Лукашевича. СПб., 1997. - 448 с.
51. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: изд-во БГУ, 1976.- 118 с.
52. Жуков В.И. Российское образование: перспективы и проблемы развития. - М.: 1998.
53.Задания и методические указания для проведения практических занятий в форме деловой игры « Самообслуживание в розничной торговле / Р.П. Мешечкина, О.П. Матвеева. - Белгород: БКИ, 1993.
54.Занина Л.В. Качество непрерывной профессиональной подготовки как социальный феномен // Качество образования как социальная проблема: мат. рег. науч.-практ. конференции (21 марта 2002г.) Ставрополь: изд-во СГУ, 2002.- с. 44-46.
55.Запорожец С.М. Педагогические основы организации системы методической работы в высшем военно-учебном заведении. - Дис. . канд. пед. наук.- Ставрополь, 2000.- 154 с.
56.Захарова Е.Н. Человек и общество.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1993. - 155 с.
57.Зеер Э.Ф. Инженер - педагог как субъект профессиональной деятельности // Социально - психологические особенности инженера - педагога. - Свердловск: СИПИ, 1988.- с. 6-19.
58.Зеер Э.Ф., Карпова Г.А. Педагогическая диагностика личности учащегося СПТУ. Свердловск: СИПИ, 1989. - 88 с.
59.Зенина Д. Цель или средства? // Высш. образование в России. - 2002.- №2 с. 87-92.
60. Иванов В., Шагеева Ф. Дополнительное профессиональное образование // Высш. образование в Росии, 2002.- №2.- с. 103- 105.
61. Ильин Г. Проективное образование и становление личности // Высш. образование в России .- 2001.- №4.- с. 85-92.
62. Иовлева О.В. Планирование на предприятии: Учеб.- практи. Пос.- Белгород: БУПК, 2001.- 62 с.
63 .Исаенко Е.В. Тедеева Р.А. Основы экономики: учеб. пос.- Белгород: БКА ПК, 1995.- 145 с.
64. Казацкий В. П. Прибыль. -М.: Финансы и Статистика, 2002. -128 с.
65. Калачева С.А. Организация работы предприятия. - М.: ПРИОР, 1998. - 413 с.
66. Коссов Б. Б., Сергеев О. Л., Татур Ю. Г. Концепция высшего образования // Концептуальные вопросы развития высшего образования -М., 1991.- с.8.
67. Карпенко М.П., Лапшов В.А., Кибакин М.В. Социальный портрет студента негосударственного вуза // Социс.- 1999.- №4.
68. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика качества учебной группы профтехучилища: учебное пособие - Свердловск: СИПИ, 1991.- 112 с.
69 .Каган В. Система интегральной подготовки // Высш. образование в России, 2002.- №4 - с. 84-88.
70. Кириллина Ю. Маркетинговая коммуникация в области высшего
образования: Учёная записка научно-теоретический журнал.- издательство МГСУ «Союз», 2000.- №1 (17).
71. Кириллина Ю. Продвижения образовательных услуг к потребителю // Высш. образование в России.- 2001.- №5.- с. 35-37.
72. Кириллина Ю. Сегментирование рынка образовательных услуг // Высш. образование в России.- 2001.- №3.- с.30 -33.
73 .Кобец В.М., Матузенко Е.В., Лысикова Г.И. Сборник тестов с использованием ЭВМ на тему: «Могу ли я быть предпринимателем?»- Белгород: Изд-во БУПК, 1999- 43 с.
74. Кортов С.В., Солонин С.И. Некоторые поблемы создания системы управления качеством образования в вузе // Качество образования как социальная проблема. Мат. науч.-практ. конф.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.- с. 199-201.
75. Краткий политический словарь: изд-во.- М.: Политиздат, 1989,- 623 с.
76. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга.- М.: ИНФРА-М, 1997.- 720 с.
77. Лисаусненс И.В. Бизнес-план-основа успеха.-М.: Машиностроение, 1992.-80 с.
78. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК.- М.: Промитей. 1992.¬518 с.
79. Логачёв В. Система качества для образовательных услуг.- 2001.- №1.- с. 20-24.
80. Лукашенко М.А. Рыночные отношения в системе образования России. - М., 2001.
81. Лукашенко М.А. Маркетинг и PR в учебном заведении // Высшее образование в учебном заведении. 2002.- №4. с. 32-40.
82. Максимова В.Н. Акмеологическая теория в контексте проблемы качества образования // Педагогика.- 2002.- №2.- с. 9-14.
83. Максимова В.Н. Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно - эксперементальной работы школы: учеб. пос.- СПб: ЛОИЦЦ, 1995 - 233 с.
84. Марков Г.Н. Справочник по конфликтологии, общению и менеджменту.- СПб.: «Альфа», 2000.- 174 с.
85. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в эксперементальную психологию личности.- М.: Просвещение, 1985.- 320 с.
86. Мельничук О., Яковлева А. Модель специалиста // Высш. образование в России, 2000 - №5.- с. 19-25.
87. Мепар К. Экономика организаций: пер. с франц. / под. Ред. А.Г.Худокормова.- М.: ИНФРА-М,- 1996.- 160 с.
88. Микроэкономика / Под ред. Е.Б.Яковлевой - М.: АКАЛИС, 1997.- 346 с. 89 .Микро-, макроэкономика / Практикум.- составители: Н.З.Волчек,Ю.А.Огибин, М.А.Скляр.- изд. «Литера Плюс».- СПб.- 1997.- 510 с.
90. Милгром П. , Роберт Дж. Экономика, организация и менеджмент: в 2-х т./ пер. с англ. И.И.Елесеевой.- СПБ.: Экономическая школа, т. 1. 2001. - 468 с.
91. Минеев В., Волкова М., Жидких Т. Основные принципы организации экономической подготовки инженеров - менеджеров // Высш. образование в России.- 1995.- №1 - с. 134-137.
92. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте.- М.: Педагогика, 1991.- 152 с.
93. Невлев В.К., Невлев В.В. Юридическая психология: Учеб. задания для
практических занятий.- Белгород: Кооперативное образование. 2001.¬98 с.
94. Никифорова Л.И., Оганесов В.А. Основы экономической теории:
Учебно-метод. пос.- в 2-х ч.- Ставрополь: Кавказский край.- и 1- 2000.¬29 с.; и 2.- 2001.- 40 с.
95. Никифорова Л., Чеберяк В., Оганесов В. Практикум по экономической теории.- Ставрополь: СКИ, 2000.- 28 с.
96. Новое качество высшего образования в современной России (концептуально-программный подход) // Труды исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. - М., 1995.
97.Образовательная политика на современном этапе: Из доклада Государственному Совету РФ // Высш. образование в России. - 2002.- №1 - с. 20-30.
98.Общий практикум по психологии:.- В 2-х ч. / Под ред. М.Б.Михайловской.- ч.2.- М.: Изд-во МГУ, 1985.
99.Осипович М. О новизне предмета «Экономикс» // Высш. образование в России, 1993.- №4.- с. 81-84.
100. Основы рыночной экономики: Учеб. пособие для вузов.- М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1996.- 423 с.
101. Паронджанов В. Возможна ли новая революция в образовании? // Высш. образование в России - 1997.- №2- с.9 - 18.
102. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для вузов / ред. С.А. Смирнов,-2-е изд. испр. и допл. - М.: Академия 1999. - 534 с.
103. Педагогика: учеб. пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов .-М.: Школа-Пресс, 1997,-512 с.
104. Педагогическое речеведение : словарь - справочник / под ред. Т.А. Ладыженская . М.: ФЛИНТА, 1998.-312 с.
105. Петрунева Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования // Высш. образование в России.- 1998.- №3.- с.40-46.
106. Пивоваров М. Как преподавать и совершенствовать экономическую теорию? // Российский экономический журнал.- 2000.- №3. - с. 118- 125.
107. Пильщикова Т. Экономическое мышление студентов: мотивы, потребности, поведение //Образование и рынок.- 1997.- №1.- с.12-17.
108. Пирожкова Н.А. Задания для текущего и итогового контроля знаний студентов по курсу «Экономический анализ» (с элементами програмированного обучения).- М.: ФАПРФ, 1997.- 42 с.
109. Писарев Н.Ф., Давидянц Д.Е., Пучков М.А., Оганесов В.А. и др. Экономика предприятия: учеб. пос. ч.1.- Ставрополь: Кавказский край, 1998. - 344 с.
110. Плешков Б. Бизнес-план, или как повысить доходность вашего предприятия.- М.: СО «АННИЛ»; 1993.- 98 с.
111. Подласый И.П. Педагогика. Новыё курс: учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн.- М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.- 576 с.
112. Полетаева Н. Позиция педагога как критерий качества последипломного образования // Новые знания.- 2002.- №3.- с. 16-17.
113. Портер М. Международная конкуренция / под. Ред. В.Д.Щетинина.- М.: Международные отношения, 1993.- 896 с.
114. Правила рынка / под. Ред. В.Д.Щетинина.- М.: Международные отношения, 1994-352 с.
115. Праетикум по психологии профессиональной школы / под. Ред. Э.Ф.Зеера.- Свердловск: СИПИ, 1990.- 117 с.
116. Предпринимательство и бизнес: Учеб. пособие / Авторы составители Л.П.Дашков, А.И.Данилов, Е.Б.Тютюкина.- М.: Информационно - внедренческий центр «Маркетинг»,1996.- 304 с.
117. Программа развития воспитания в системе образования России в 1999 - 2002 годах .- Москва: МО РФ, 1999.- 25 с.
118. Прокушев.Е.В., Тарасова Т.Ф., Витохина.О.А. и др. Программа производственной практики. - Белгород: БУПК, 1998.- 34 с.
119. Пузиков В. Инвестиционный потенциал образования // Высш. образ. в России .- 2001.- №2.- с. 10-17.
120. Пястолов С.М. Экономический Анализ деятельности предприятий : учеб. пособие для вузов. - М: Академический проект, 2002. -573 с.
121. Раицкий К.А. Экономика предприятия.: учебник. - М.: ИВУ «Маркетикг»,1999. -693 с.
122. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: ИНФРА-М, 1997.- 496 с.
123. Ракитов А., Романова Л. Кадры вышей школы: молодёжная политика // Высш. образ. в России.- 2001.- №4.- с. 3-12.
124. Рогов м. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов // Высш. образование в России, 1998.- №4.- с. 90-96.
125. Романенко И.В. Экономика предприятия. -2-е изд. испр. и доп. - М.: Финансы и Статистика, 2002. -208 с.
126. Русинов Ф. О системном развитии высшего экономического образования// Высш. образование в России, 1995.- №4.- с. 8-20.
127. Русинов Ф., Магомедов М. Время экономистов // Высш. образование, 1999.- №2.- с. 111-116.
128. Русинов Ф., Магомедов М. Готовить предпринимателя
цивилизованного и социально ответственного // Высш. образование в России, 1995.- №1.- с. 125-134.
129. Савинов П.Я. Социально-экономическая подготовка курсантов военно-инженерного вуза.- Дис. . канд. пед. наук.- Ставрополь, 2001.- с. 26, 157.
130. Самостоятельная работа студентов в условиях многоуровнего образования / Сост. Ф.К.Савина.- Волгоград: Перемена, 1993.- 27 с.
131. Сафонцев С.А. Система контроля качества образовательного процесса.- Ростов н/Д.: изд-во РОИПК и ПРО, 2002.- 68 с.
132. Сахарчук Е.Н. Структура управления качеством подготовки специалистов сферы образования // Качество образования как социальная проблема: мат. рег. науч. коференции (21 марта 2002).- Ставрополь: изд-во СГУ. 2002.- с. 248-250.
133. Сергеев И.В. Экономика предприятия: учеб. пособие - 2-е. изд. перераб. и доп. - М.: Финансы и Статистика, 2002. -304 с.
134. Сергодеева Е. А. Цель образования как качественная
характеристика образовательного процесса // Качество образования как социальная проблема: мат. рег. науч.-практ. конференции (21 марта 2002 г.).- Ставрополь изд-во СГУ 2002. - с. 88-90.
135. Симухин Г. Стандартизация профессионального образования // Высш. образование в России. - 2001.- №4. - с. 13-28.
136. Скок Г. Б. К проблеме качества образования // качество
образования: концепции, проблемы оценки, управления.- ч.1. тезисы Всеросийской научно -методической конференции.- Новосибирск, 1998. - с. 20-28.
137. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пос.- Мю: Школа- Пресс, 1997.-512 с.
138. Солнцева Н. Уровни менеджмента в вузе // Высш. образование в России.- 2002.- №2. - с.92-95.
139. Соловьенко К. Менеджмент, маркетинг и математика в культуре идеального экономиста // Высш. образ. в России.-2001.- №2. - с. 46-50.
140. Сохраняева Т. «Массовый человек» как субъект образования // Высш. образование в России, 2002.- №4.- с. 99- 106.
141. Старостина Г. Рыночная экономика и смена приоритетов // Высш. образование в России, 1997.- №3.- с. 54-56.
142. Степанова О.С. Научно-педагогические основы применения
новых информационных технологий в профессиональной подготовке студентов экономических факультетов: Автореф. . дис. канд. пед. наук.- Ставрополь, 2000.- 16 с.
143. Тарасенко Н.В., Пучков М.А., Киселёва Т.В. Экономический анализ: метод. указания по написанию курсовой работы.- Ставрополь: СКИ. «Кавказский край», 2000.- с. 95-96 .
144. Тарасова Т.Ф., Белокопытова В.А., Бугаёва Т.Ю. и др. Программа производительной практики.- Белгород: БУПК, 1998.- 33 с.
145. Терюкова Т. Экономическое обучение педагога // Высш. образование в России , 1999.- №2.- с. 87-92.
146. Терюкова Т. Экономическая культура как цель и средство // Высш. образование в России, 1999.- №3.- с. 109-117..
147. Тихомиров А. Менеджмент и самоменеджмент // Высш. образование в России, 1997.- №3.- С. 153-157.
148. Тригер Д. Я. Методические указания по курсу: «Основы рыночной экономики». Для учащихся заочной ФМШ.- М.: 1994.- 241 с.
149. Ульянов И.П., Маликов Б.М. Экономический анализ в коммерческих структурах: метод. указания.- М.: МГУК, 1997.- 63 с.
150. Фатхутдинов Р. Обучение маркентингу и менеджменту // Высш. образование в России, 1999.- №4.- с. 49-53.
151. Фатхутдинов Р. Концепция подготовки специалистов по менеджменту // Высш. образование в России, 1999.- №4.- с. 31-33.
152. Фатхутдинов Р. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема // Высш. образование в России, 1999.- №2.- с. 18-22.
153. Фатхутдинов Р. система менеджмента: Учеб. практ. пос.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Бизнес-школа, 1997.- 400 с.
154. Фаустова Э. Межличностные отношения в студенческой среде // Высш. образование в России, 1999.- №1.- с. 96-97.
155. Филиппов В. Высшая школа России перед вызовами ХХ1 века // Высш. образование в России, 2001. - №1- с. 5-15.
156. Фортунатов В.В., Попечко В.Г. Граждановедение: учкб. Пос. для студентов.- М.: НВЦ. Гражданин; 2001.- 272 с.
157. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.- М.: Просвиещение, 1988.- 157 с.
158. Фромм Э. Анатомия человеческой деятельности. - М., 1994.
159. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.- 3-е изд., перераб. И доп.- М.: Юристъ, 1997.- 512 с.
160. Шевченко С. В. Педагогические условия формирования
гражданского - правового сознания студентов в процессе изучения в вузе социально - гуманитарных дисциплин.- Дис. . канд. пед. наук.- Ставрополь, 200.- 175 с.
161. Швандер В.А. , Прасолова В.П. Экономика предприятия. Тесты, задачи, ситуации: Учеб. пособе для вузов. 2-е изд..- М.: Банки и Биржи: ЮНИТИ, 1997. - 120 с.
162. Шилова А.В. Экономика отрасли: Учебное пособие - Белгород: Кооперативное образование, 2002. - 197 с.
163. Шишкин В. Пути повышения эффективности подготовк5и студентов - экономистов // Высш. образование в России, 1995.- №3.- с. 109-113.
164. Щепкина Е. Смоленцева А. Студент МГУ в социологическом ракурсе // Высш. образование в России.- 1999.- №1.- с. 91-95.
165. Экономика: учебник / под ред. А. И. Архипова.- 2-е. изд. испр. и доп.- М.: ПБОЮЛ. 2001.- 784 с.
166. Экономика для всех: популярный словарь. - М.: Экономика, 1997.¬392 с.
167. Экономика и организвциия деятельности торгового предприятия: учебник под ред. А.Н.Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2001.- 295 с.
168. Экономика предприятия: учебник / под ред. А.Е.Карлика.- М.: ИНФРА-М, 2001. - 432 с.
169. Экономика предприятия: учебник / под ред.Н.А.Сафронова.- М.: Юристъ, 1998. - 581 с.
170. Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред.
В.М.Семёнова. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.- 178 с.
171. Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов / под. ред.
В.П.Грузинова. - М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998.- 178 с.
172. Экономика предприятия: Учебник для вузов / В.Я. Горфинкель,
Е.М. Купряков, В.П. Прасолова и др.; Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 367 с.
173. Якобсон Л. Экономические методы управления в социально-культурной сфере.- М., 1991. - 176 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ