Введение
Глава 1. Теоретические основы подготовки специалиста в системе
высшего профессионального образования 12
1.1 Процесс диверсификации образования как объект
педагогических исследований 12
1.2 Конкурентоспособность как интегральное качество личности специалиста 30
1.3 Современные подходы к организации социально - экономической подготовки студентов вуза 45
Выводы по первой главе 59
Глава 2. Содержание и организация процесса подготовки конкурентоспособного специалиста 62
2.1 Анализ опыта реализации государственных образовательных
стандартов в процессе социально - экономического образования 62
2.2 Педагогический мониторинг как условие оптимизации
процесса подготовки конкурентоспособного специалиста 73
2.3 Педагогические условия, факторы совершенствования процесса
подготовки конкурентоспособного специалиста 91
2.4 Анализ результатов опытно - экспериментальной работы 112
Выводы по второй главе 124
Заключение 126
Список литературы
Приложения
Актуальность исследования: экономические права и свободы как условие и следствие рыночных отношений предъявляют более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятий, коммерческих структур. Соответственно новые требования предъявляются к качеству подготовки специалиста в области экономической, производственно - хозяйственной деятельности, к его способности обеспечить конкурентоспособность предприятия, фирмы.
В ситуации экономической нестабильности, невостребованности ряда профессий немалая часть молодых людей избирает профессию предпринимателя, бизнесмена. Карьера предпринимателя в значительной степени способствует реализации потребности человека в свободе и независимости, формирует уверенность в своих силах, позволяет реализовать свой творческий потенциал. Однако это возможно лишь в том случае, когда выпускник способен выдержать конкуренцию на рынке труда, достичь успеха в профессиональной карьере, то есть обладать конкурентоспособностью.
В условиях диверсификации образования - расширения академических свобод, самостоятельности, вариативности и альтернативности - меняется стратегия подготовки специалистов: готовить специалистов в соответствии с потребностями экономической деятельности региона, потребностями работодателей, запросами субъектов рыночных отношений.
В проекте концепции модернизации российского образования (на период до 2010 года) указываются необходимые условия достижения нового качества профессионального образования: прогнозирование потребностей рынка труда, повышение эффективности рынка профессионального образования, устранения диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров. Перед системой экономического образования ставятся задачи воспитания позитивного отношения к современному процессу преобразований как важному элементу экономической культуры, преодоления противоречия между теорией и реальной жизнью. В этой связи ещё более актуальной становится задача усиления практической направленности процесса подготовки конкурентоспособного специалиста.
Однако в документах в области образования, в государственных стандартах, в том числе и по экономическим специальностям, понятие «конкурентоспособный специалист» не нашло своего отражения. Это объясняется недостаточностью теоретической разработки проблемы. Её отдельные аспекты в системе высшего профессионального образования нашли отражение в работах П.В.Акинина, А.В.Бояринцевой, Д.Е.Давыдянца, Т.Пильщиковой, Н.Ф.Писарева, Н.В.Тарасенко, Р.А.Тедеевой, А.Тихомирова Р.Фатхутдинова и др.
Социологические аспекты проблемы воспитания молодёжи рассматриваются в исследованиях А.В.Беляева, Е.В.Бондаревской, В.Г.Бочарово, Б.З.Вулофова, Р.Г. Гуровой, В.Н.Гурова, И.С.Кона, А.В.Мудрика, В.Д.Семёнова и др.
Модель профессионального облика специалиста представлена в работах Э.Ф.Зеера, В.А.Сластенина, В.В.Серикова и др.
Проблема обеспечения и управления качеством образования исследуется в работах М.М.Балашова, В.П.Беспалько, В.И. Загвязинского, М.М. Поташника и др.
Однако изучение опыта организации социально - экономического образования, состояния рынка труда, востребованности специалистов, их конкурентоспособности позволило выявить ряд противоречий, несоответствий, что объясняет необходимость их интерпретации и поиска способов преодоления:
- между усиливающимися потребностями достижения современного качества образования и реальным его соответствием актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
- между избранной высшей школой номенклатурой специальностей и потребностями работодателей, региональной производственно-хозяйственной сферы;
- между ускорением темпов развития общества и способностью образования в подготовке специалистов к деятельности в быстро меняющихся условиях;
- между динамично развивающейся экономикой, ростом конкуренции и уровнем готовности выпускников к конкурентной борьбе;
- между требованиями госстандартов к уровню готовности специалистов экономической деятельности и условиями включения студентов в производственно - хозяйственную, коммерческую работу;
- между педагогическими возможностями социально - экономических дисциплин и степенью использования их потенциала в подготовке конкурентоспособного специалиста в вузе.
На основе выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы способы, условия оптимизации процесса подготовки конкурентоспособного специалиста средствами экономического образования?
Актуальность и недостаточная изученность проблемы обусловили выбор темы исследования.
Цель исследования: научное обоснование путей, условий и факторов повышения эффективности процесса подготовки конкурентоспособного специалиста.
Объект исследования - процесс социально-экономического образования и воспитания студентов экономических специальностей.
Предмет исследования - содержание и организация процесса подготовки конкурентоспособного специалиста.
Гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что процесс подготовки конкурентоспособного специалиста будет эффективен, если :
- проектирование содержания и организация процесса подготовки осуществляется с учётом условий, факторов диверсификации образования;
- цели и задачи образовательного процесса реализуются в соответствии с научно обоснованной моделью конкурентоспособного специалиста ;
- разработана и принята педагогическим сообществом концепция подготовки специалиста, ориентированного на достижение успеха в конкурентной борьбе;
- разработана и апробирована технология формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности в рыночных отношениях;
- обоснованы условия, факторы усиления практической направленности социально - экономических дисциплин, их методического обеспечения.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
- проанализировать результаты процесса диверсификации образования и определить тенденции развития профессиональной школы в условиях рыночных отношений;
- раскрыть педагогическую сущность понятия «конкурентоспособность» и разработать модель конкурентоспособного специалиста;
- выявить недостатки в проектировании содержания, организации социально - экономической подготовки специалистов и определить пути, способы их преодоления;
- разработать и проверить опытно - экспериментальным путём авторский проект технологии подготовки конкурентоспособного специалиста.
Методологической основой исследования явились положения психолого-педагогической теории деятельности (Б.Г.Ананьев, В.И.Загвязинский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.Д.Шадриков, А.И.Щербаков и др.), а также положения аксиологического, системного, личностного - деятельностного подходов.
Теоретической базой исследования явились теории, концепции А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, Л.Н.Ланда и др.), оптимизации процесса обучения в высшей школе (Ю.К.Бабанский, О.Н.Голубева, В.И.Горовая,В.И.Каган, А.Д.Суханов и др.),контекстного обучения (А.А.Вербицкий);
информатизации образования (К.К.Колин, Ю.С.Брановский, Е.И. Машбиц и др.); психолого - педагогические концепции структуры личности специалиста (Э.Ф. Зеер, В.А. Сластёнин, Г.А. Карпова, К.К. Платонов и др.).
Методы исследования: теоретический анализ документов и научной литературы, обобщение опыта, наблюдение, опросные методы, (анкетирование, беседа, интервью), ранжирование, шкалирование, тестирование, моделирование, констатирующий и формирующий эксперимент, методы статистической обработки данных.
Экспериментальная база исследования - Ставропольский кооперативный институт Белгородского университета потребительской кооперации. Исследованием охвачено 180 студентов, 53 преподавателя, 37 представителей трудовых коллективов по месту производственной практики, 28 работников вспомогательного персонала.
Организация и основные этапы исследования. На первом этапе (1998 - 2000 гг.) изучалось современное состояние проблемы, анализировалась педагогическая, социологическая и специальная литература (стандарты, программы, учебно - методическая литература), изучался педагогический опыт, разрабатывался научный аппарат, уточнялась сущность ключевых понятий, осуществлялся выбор диагностических методик.
На втором этапе (2000 - 2001 гг.) проектировалась модель конкурентоспособного специалиста, разрабатывалась и апробировалась технология подготовки конкурентоспособного специалиста в системе социально-экономического образования, проектировалась методика организации опытно - экспериментальной работы, осуществлялся констатирующий эксперимент.
На третьем этапе (2001-2002 гг.) осуществлялись формирующий и контрольный эксперименты, проводились анализ, систематизация и обобщение результатов, их графическая интерпретация, оформлялось диссертационное исследование, осуществлялось внедрение его результатов в практику.
Научная новизна исследования заключается в следующем: раскрыто и обосновано влияние процесса диверсификации образования на изменение стратегии его развития, образования в рыночных отношениях; определены пути, способы подготовки специалистов в соответствии с потребностями региона, работодателей, с учётом интересов потребителя образовательных услуг; разработаны модель конкурентоспособного специалиста, критерий оценки степени его готовности к конкурентоспособной деятельности; определены и научно обоснованы условия, факторы повышения эффективности подготовки специалистов в области экономики и менеджмента.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении, углублении, конкретизации педагогической сущности понятия «конкурентоспособный специалист», в разработке способов проблематизации содержания социально - экономического образования на основе принципов междисциплинарного подхода, организации обучения в контексте будущей профессиональной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания практических задач, заданий, ситуаций; алгоритмов их решения и анализа, способствующих усилению практической направленности обучения; в использовании результатов исследования в учебных пособиях, методических разработках.
Разработанные автором дидактические материалы интегрированы в действующие методические комплексы, обеспечивающие изучение специальных дисциплин. Материалы исследования могут быть использованы при разработке целевых программ развития вузов в условиях регионального рынка образовательных услуг.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций, целостным подходом к решению проблемы, теоретико-методологической обоснованностью исходных концептуальных идей, применением различных методов исследования, соответствующих целям и задачам данной работы, корректной организацией опытно - экспериментальной работы, её длительным характером и устойчивой повторяемостью и статистической значимостью полученных результатов.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования. Основные теоретические и практические положения работы нашли отражение в публикациях автора. Результаты исследования обсуждались на научно - практических конференциях и семинарах федерального и регионального уровней. Материалы диссертационного исследования, учебные пособия, учебные программы используются в образовательном процессе Белгородского университета потребительской кооперации, Ставропольского кооперативного института, а также на экономических факультетах ряда вузов г. Ставрополя.
Положения, выносимые на защиту.
1. Концепция подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации образования, включающая следующие научные положения: организация процесса подготовки в контексте будущей профессиональной деятельности; подготовка специалиста в соответствии с потребностями личности, общества и экономики; использование возможностей вторичной занятости студентов для повышения уровня их конкурентоспособности; организация педагогического мониторинга как условия оптимизации, повышения качества подготовки специалистов; достижение целостности учебно - воспитательного процесса на основе принципов междисциплинарного подхода, проблематизации содержания экономического образования как средства преодоления недостатков экстенсивного подхода к проектированию содержания образования.
2. Модель профессионального облика конкурентоспособного специалиста в области экономики и менеджмента, которая включает следующие подструктурные компоненты: профессиональная компетентность (знания, умения, навыки, опыт деятельности, приобретённый в вузе, а также вне системы формального образования); профессиональная направленность (интересы, мотивы, ценностные ориентации, социальная и профессиональная позиция); социально значимые и профессионально важные качества; психодинамические свойства личности, (возбудимость, уравновешанность, эмоциональная стабильность, экстравертивность, успешность формирования навыков).
3. Организационно - педагогические условия, факторы повышения эффективности процесса подготовки конкурентоспособного специалиста в экономической, хозяйственно-финансовой, коммерческой сферах деятельности: комплекс мер по усилению мотивации студентов к овладению социально - экономическими знаниями, умениями, готовности к достижению успеха в профессиональной карьере; разработка дидактических средств обеспечения профессиональной направленности обучения, формирования готовности к конкурентоспособной деятельности; разработка методического обеспечения процесса подготовки специалиста в области экономики и менеджмента; педагогический мониторинг качества подготовки специалиста, его востребованности на рынке труда.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (173 наименования) и приложений, содержит 160 страниц, 12 таблиц, 8 рисунков.
Диверсификация профессионального образования обусловлена возникновением академических свобод, усилением относительной автономии вузов, педагогического плюрализма, находящего свое выражение в возможностях выбора образовательных стратегий, педагогических технологий. То есть развитие отечественного образования определяется потребностями подготовки специалиста, способного действовать в условиях рыночных отношений, обладающего конкурентоспособностью на рынке труда.
Возникновение рынка образовательных услуг порождает конкуренцию внутри самой системы профессионального образования, которая не может быть вне закона конкуренции, сущность которого заключается в неизбежном вытеснении с рынка некачественных услуг, в том числе и образовательных.
Объективно развивающиеся процессы усиления конкуренции актуализируют проблему качества подготовки специалиста, основными критериями которого становятся востребованность специалиста, количество времени, необходимого для его адаптации на рабочем месте, достижение профессиональной зрелости, способности в полном объеме, эффективно выполнять свои профессиональные функции.
Для обеспечения высокого качества профессиональной подготовки важно достаточно ясно, полно представлять, какие требования предъявляются к современному специалисту, какими качествами, свойствами, знаниями и умениями он должен обладать, чтобы достичь жизненного и профессионального успеха.
С этой целью в исследовании проанализированы современные подходы к разработке моделей специалиста, его профессионального и социального облика. На основе обобщения разработана авторская модель конкурентоспособного специалиста, включающая комплекс социальных, профессиональных и психофизиологических свойств и качеств.
Определение целей и задач подготовки конкурентоспособного специалиста вызвало необходимость углубления, конкретизации в педагогическом аспекте сущности, содержания понятия «конкурентоспособность».
В отличие от экономической трактовки конкурентоспособности, с педагогической точки зрения, конкурентоспособность - это творческое соревнование, когда специалисты стремятся, с одной стороны, превзойти друг друга, с другой стороны - поддержать друг друга, вступить в кооперацию, ибо существовать они могут только в условиях демократии, правопорядка, наличия гражданского общества.
Тесно связанная с моральными и правовыми нормами, конкурентоспособность предполагает наличие таких качеств, как взаимное уважение, честность, соблюдение правил деятельности, толерантность, умение конструктивно разрешать противоречия и конфликты.
Деловые качества, предприимчивость, ориентация на достижение успеха в профессиональной деятельности формируются еще в вузе. Значительными возможностями для подготовки конкурентоспособного специалиста обладают знания, входящие в блоки общепрофессиональных, социально-экономических дисциплин.
Однако анализ традиционного опыта изучения данных дисциплин, организации целенаправленной воспитательной работы позволил выявить ряд недостатков в проектировании и управлении процессом подготовки конкурентоспособного специалиста: эклектичность, фрагментарность содержания подготовки, слабость междисциплинарных связей, связей между теоретическими и практическими знаниями, недостаточность методической поддержки образовательного процесса.
Особое значение приобретают задачи подготовки конкурентоспособного специалиста в области экономики и менеджмента, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с обеспечением успеха в конкуренции, в производственно-хозяйственной, коммерческой деятельности.
Проведение констатирующего эксперимента позволило конкретизировать и систематизировать эти недостатки.
В ходе констатирующего эксперимента выявлены: недостаточная степень овладения студентами социально-экономическими знаниям, умениями, недостаточная глубина понимания ключевых понятий;
недостаточность сформированности профессиональной направленности (интересов, ценностных ориентаций, мотивов, готовности к учебно-профессиональной деятельности). Установлена положительная зависимость формирования практических умений, профессиональной позиции, самооценки от характера вторичной занятости студентов - от работы студентов в соответствии с избранной специальностью.
Для оценки качества подготовки специалиста применялись когнитивный, мотивационно - ценностный и деятельностный критерии. Интегральным критерием оценки профессионального облика специалиста является степень готовности выпускника к профессиональной деятельности как условие его конкурентоспособности. Одними из показателей конкурентоспособности выпускника служит его востребованность на рынке труда, количество времени, необходимое для полноценного включения в деятельность, выполнения функциональных обязанностей .
Востребованность оценивается по результатам вторичной занятости, трудоустройству, отзывам с места работы, производственной практики.
Анализ и обобщение недостатков, личный опыт работы позволили сформировать концептуальные положения о способах преодоления недостатков:
- повышение качества подготовки специалистов достигается не широтой и увеличением объема знаний, а их глубиной, целостностью, что предполагает проблемное структурирование содержания на основе принципа междисциплинарного подхода;
- усиление практической направленности изучаемых дисциплин, что предполагает организацию учебного процесса в контексте будущей профессиональной деятельности;
- усиление обеспечения методического сопровождения учебного процесса: внедрение активных и интерактивных методик, создание учебно-методических комплексов;
- организация целенаправленной внеучебной деятельности студентов, создание условий для обеспечения вторичной занятости студентов, включения их в социальную деятельность.
На основе указанных концептуальных положений в исследовании разработана технология подготовки конкурентоспособного специалиста по специальности 060800.
Данная технология включает следующий комплекс организационных, дидактических и методических мер: актуализация личного опыта студентов на достижение успеха в учебной и профессиональной деятельности; проблемное изучение содержания социальных и общепрофессиональных дисциплин в контексте будущей профессиональной деятельности; разработка системы задач, заданий на основе практического опыта местных предприятий, алгоритмов их решения; разработка методических рекомендаций по анализу производственно-хозяйственных, коммерческих ситуаций; использование авторских учебных пособий, методических разработок, обеспечивающих связь теории с практикой; разработка заданий, содержания производственной практики; методических рекомендаций для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы; введение тематики курсовых, дипломных работ, направленных на комплексное изучение проблем конкуренции, овладения способами достижения успеха в конкурентной борьбе.
Данный комплекс предполагаемых мер получил апробацию в Ставропольском кооперативном институте, Белгородском университете потребительской кооперации.
Формирующий эксперимент имел цель обосновать и доказать эффективность авторской технологии подготовки конкурентоспособного специалиста-экономиста в процессе аудиторных занятий, самостоятельной работы и производственной практики. В ходе формирующего эксперимента определялась динамика положительных изменений в профессиональной компетентности студентов, в формировании профессиональной направленности, коммуникативных способностей.
Результаты формирующего эксперимента подвергались качественному и количественному анализу, графической интерпретации.
На основе полученных результатов были сделаны выводы о подтверждении выдвинутой гипотезы и достижении положительных результатов в решении поставленных задач.
1. Гражданский кодекс РФ. 4.2. - М.: «КИТАН - ПРЕСС», 1990. - 336 с.
2. Закон РФ «О выставочно-ярмарочной деятельности» // Деловой мир. - 1992. - № 32.- с. 4.
3. Закон РФ «О стандартизации» // Российская газета от 25 июля 1993 года.
4. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. - 1997.- № 6.
5. Абдуллина О. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски // Высш. Образование в России, 1996.- №1.- с. 73-78.
6. Абрамова Г.П. Маркетинг: вопросы и ответы. - М.: Агропромиздат, 1991. - 159 с.
7. Агаркова Л.В., Оганесов В.А. Ценообразование. - Ставрополь: СКИ, 2002 - 56 с.
8. Агаркова Л.В. Планирование на предприятии: Метод. рекомендации и задания контрольной работы. - Ставрополь: СКИ, 2001.- 24 с.
9. Амурцев О.В. Посредники на товарном рынке. - М.: Экономика, 1992.
10. Амбарцумов А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономика: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 208 с.
11. Арановская И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование в России, 2002. - № 4. - с. 115 -119.
12. Баланов В., Румянцев В., Селифанова Е. Студенческое научное творчество и рыночная экономика // Высшее образование в России, 1995. - №1. - с. 58-61.
13. Бевентер Э., Хамне И. Основные знания по рыночной экономике в восьми лекциях. Пер. с нем. - М.: Республика, 1993.
1 4 .Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления. - Екатеринбург: СиПИ, 1992. - 93 с.
15. Белых В.А. Взаимосвязь индивидуальной успешности и личностных особенностей // Региональные проблемы образования: конф. (апрель 1998). - Ставрополь: изд - во СГУ, 1996. - с. 11-12.
16. Белов В. Система оценки качества образования // Высш. образ. в России, 2002. - №1 - с. 44-49.
17. Белокопытова О.А. Формирование финансовых результатов торгового предприятия: Учеб. пособие . - Ч. 1. «Доходы» / О.А. Белокопытова, Р.А. Тедеева.- Белгород: Кооперативное образование, 2002. - 91 с.
18. Беляев А.В., Брановский Ю.С., Беляева А.В. Самостоятельная работа студентов в условиях классического университета: организация, управление, перспективы компьютеризации: Учеб. Пос. - Ставрополь: издательство СГУ, 2002. - 116 с.
19. Беляев А.В. Социально - педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодёжи. - Ставрополь: изд - во СГУ. 1997 - 204 с.
20. Берзинь И.Э. Экономика фирмы. - М.: Институт международного права и экономики. 1997.- 253 с.
2 1 .Бизнес - план: метод. мат. / под ред. Р.Г. Маниловского. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 128 с.
22.Бланк И.А. Торговый менеджмент.- К.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 1997.- 408 с.
23 .Бойцов Б., Шляпов Ю., Азаров Ю., Капырин В. С чего начинается качество? // Высш. образование в России. 2000. - №1.
24.Брайн Хаскет, Леонард Споллен. Подготовка бизнес - плана: СПб.,1992. -168 с.
25. Брановский Ю.С., Молчанов А.С. Педагогические информационные инновации; учеб. пос. - Ставрополь: изд-во СГУ, 2001.- 82 с.
26. Булгаков А.Т. Система стандартизированного контроля качества образования и условия её применения в деятельности профессионального образовательного учреждения: Афтореферат дис ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2001. - 22 с.
27. Бутенко И. Что привлекает студентов в учебном процессе // Вестник высш. школы, 2000. - №1. - с. 21-25.
28. Вайсман А. Стратегия маркетинга. 10 шагов к успеху. пер. с нем. М.: Экономика, 1992.
29. Веселков Ф., Ковалёв С.. Информационная подготовка экономистов // Высш. образование в России. - 2001. - №2. - с. 62-66.
30. Владимиров В. Государственный вуз в рыночной экономии // Высш. образование в России 1992. №4.
31. Владимиров В. Организационная структура Российских вузов // Высш. образование в России, 2001. - №5 - с. 5-11.
32. Волкогонова О. Панина Е. Идеалы современной вузовской молодёжи // Высш. образование в России. - 2002. - №6 - с. 105-117.
33. Воронина Т., Молчанова О., Абрамешин А. Управление инновациями в сфере образования // Выс. образование в России. - 2001. - №6. с 3-12.
34. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учеб. пер. с дат. - М.: Высш. школа, 1994.
35. Вражнова М. Проблемы адаптации молодых специалистов в условиях «вуз - производство» // Высш. образование в России. - 2002. - №5 - с. 116-122.
36. Вузовское образование в оценках студентов. // Социс. - 1999. - №4.
37. Выбор методов обучения / Под. Ред. Ю.К.Бабанского, М., 1981.
38. Гатиева А.М. Организационно - педагогический менеджмент на муниципальном уровне. - Дис. ... канд. пед. наук. - Армавир, 1999. - 159 с.
39. Гелышкова М.Б., Ковалёва Г.С. Основные подходы к оценке качества подготовки обучаемых в России и за рубежом. М.; 1999.
40. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия: метод. пос. - М.: ИНФРА-М, 1997.-с.334- 348.
41. Горемыкин В.А. Общая характеристика планирования в рыночной экономике. // Достижения науки и техники А.П.К. - 1996. - №4-5.
42 .Грибалёв Н.П., Игнатьева И.П. Бизнес- план: практическое руководство по составлению. - СПб.; издательство «Белл», 1994 - 132 с.
43.Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие.- М.: ИЭП, 1996.- 128 с.
44 .Гундарь О.Н. Лидерство в образовании // Качество образования как социальная проблема: мат. рег. науч. конференции (21 марта 2002). - Ставрополь: изд-во СГУ, 2002. - с. 33-36.
45. Гутник Г.В. Информационное обеспечение системы управления качеством образования в регионе // Информатика и образование. - 1994. - №4. - с. 7-12.
46. Деловое планирование / под ред. В.М.Попова. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 160 с.
47. Демиховский В.Н. Экономика предприятия: Кавказский край,2000.-52 с.
48. Денисов А.Ю., Жданов С.А. Экономическое управление предприятием и корпорацией .- М.: «Дело и Сервис», 2002. - 416 с.
49. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. Ред. Б.Лисовика и В. Лукашевича. СПб., 1997. - 408 с.
50. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. Ред. Б.Лисовика и В. Лукашевича. СПб., 1997. - 448 с.
51. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: изд-во БГУ, 1976.- 118 с.
52. Жуков В.И. Российское образование: перспективы и проблемы развития. - М.: 1998.
53.Задания и методические указания для проведения практических занятий в форме деловой игры « Самообслуживание в розничной торговле / Р.П. Мешечкина, О.П. Матвеева. - Белгород: БКИ, 1993.
54.Занина Л.В. Качество непрерывной профессиональной подготовки как социальный феномен // Качество образования как социальная проблема: мат. рег. науч.-практ. конференции (21 марта 2002г.) Ставрополь: изд-во СГУ, 2002.- с. 44-46.
55.Запорожец С.М. Педагогические основы организации системы методической работы в высшем военно-учебном заведении. - Дис. . канд. пед. наук.- Ставрополь, 2000.- 154 с.
56.Захарова Е.Н. Человек и общество.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1993. - 155 с.
57.Зеер Э.Ф. Инженер - педагог как субъект профессиональной деятельности // Социально - психологические особенности инженера - педагога. - Свердловск: СИПИ, 1988.- с. 6-19.
58.Зеер Э.Ф., Карпова Г.А. Педагогическая диагностика личности учащегося СПТУ. Свердловск: СИПИ, 1989. - 88 с.
59.Зенина Д. Цель или средства? // Высш. образование в России. - 2002.- №2 с. 87-92.
60. Иванов В., Шагеева Ф. Дополнительное профессиональное образование // Высш. образование в Росии, 2002.- №2.- с. 103- 105.
61. Ильин Г. Проективное образование и становление личности // Высш. образование в России .- 2001.- №4.- с. 85-92.
62. Иовлева О.В. Планирование на предприятии: Учеб.- практи. Пос.- Белгород: БУПК, 2001.- 62 с.
63 .Исаенко Е.В. Тедеева Р.А. Основы экономики: учеб. пос.- Белгород: БКА ПК, 1995.- 145 с.
64. Казацкий В. П. Прибыль. -М.: Финансы и Статистика, 2002. -128 с.
65. Калачева С.А. Организация работы предприятия. - М.: ПРИОР, 1998. - 413 с.
66. Коссов Б. Б., Сергеев О. Л., Татур Ю. Г. Концепция высшего образования // Концептуальные вопросы развития высшего образования -М., 1991.- с.8.
67. Карпенко М.П., Лапшов В.А., Кибакин М.В. Социальный портрет студента негосударственного вуза // Социс.- 1999.- №4.
68. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика качества учебной группы профтехучилища: учебное пособие - Свердловск: СИПИ, 1991.- 112 с.
69 .Каган В. Система интегральной подготовки // Высш. образование в России, 2002.- №4 - с. 84-88.
70. Кириллина Ю. Маркетинговая коммуникация в области высшего
образования: Учёная записка научно-теоретический журнал.- издательство МГСУ «Союз», 2000.- №1 (17).
71. Кириллина Ю. Продвижения образовательных услуг к потребителю // Высш. образование в России.- 2001.- №5.- с. 35-37.
72. Кириллина Ю. Сегментирование рынка образовательных услуг // Высш. образование в России.- 2001.- №3.- с.30 -33.
73 .Кобец В.М., Матузенко Е.В., Лысикова Г.И. Сборник тестов с использованием ЭВМ на тему: «Могу ли я быть предпринимателем?»- Белгород: Изд-во БУПК, 1999- 43 с.
74. Кортов С.В., Солонин С.И. Некоторые поблемы создания системы управления качеством образования в вузе // Качество образования как социальная проблема. Мат. науч.-практ. конф.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.- с. 199-201.
75. Краткий политический словарь: изд-во.- М.: Политиздат, 1989,- 623 с.
76. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга.- М.: ИНФРА-М, 1997.- 720 с.
77. Лисаусненс И.В. Бизнес-план-основа успеха.-М.: Машиностроение, 1992.-80 с.
78. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК.- М.: Промитей. 1992.¬518 с.
79. Логачёв В. Система качества для образовательных услуг.- 2001.- №1.- с. 20-24.
80. Лукашенко М.А. Рыночные отношения в системе образования России. - М., 2001.
81. Лукашенко М.А. Маркетинг и PR в учебном заведении // Высшее образование в учебном заведении. 2002.- №4. с. 32-40.
82. Максимова В.Н. Акмеологическая теория в контексте проблемы качества образования // Педагогика.- 2002.- №2.- с. 9-14.
83. Максимова В.Н. Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно - эксперементальной работы школы: учеб. пос.- СПб: ЛОИЦЦ, 1995 - 233 с.
84. Марков Г.Н. Справочник по конфликтологии, общению и менеджменту.- СПб.: «Альфа», 2000.- 174 с.
85. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в эксперементальную психологию личности.- М.: Просвещение, 1985.- 320 с.
86. Мельничук О., Яковлева А. Модель специалиста // Высш. образование в России, 2000 - №5.- с. 19-25.
87. Мепар К. Экономика организаций: пер. с франц. / под. Ред. А.Г.Худокормова.- М.: ИНФРА-М,- 1996.- 160 с.
88. Микроэкономика / Под ред. Е.Б.Яковлевой - М.: АКАЛИС, 1997.- 346 с. 89 .Микро-, макроэкономика / Практикум.- составители: Н.З.Волчек,Ю.А.Огибин, М.А.Скляр.- изд. «Литера Плюс».- СПб.- 1997.- 510 с.
90. Милгром П. , Роберт Дж. Экономика, организация и менеджмент: в 2-х т./ пер. с англ. И.И.Елесеевой.- СПБ.: Экономическая школа, т. 1. 2001. - 468 с.
91. Минеев В., Волкова М., Жидких Т. Основные принципы организации экономической подготовки инженеров - менеджеров // Высш. образование в России.- 1995.- №1 - с. 134-137.
92. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте.- М.: Педагогика, 1991.- 152 с.
93. Невлев В.К., Невлев В.В. Юридическая психология: Учеб. задания для
практических занятий.- Белгород: Кооперативное образование. 2001.¬98 с.
94. Никифорова Л.И., Оганесов В.А. Основы экономической теории:
Учебно-метод. пос.- в 2-х ч.- Ставрополь: Кавказский край.- и 1- 2000.¬29 с.; и 2.- 2001.- 40 с.
95. Никифорова Л., Чеберяк В., Оганесов В. Практикум по экономической теории.- Ставрополь: СКИ, 2000.- 28 с.
96. Новое качество высшего образования в современной России (концептуально-программный подход) // Труды исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. - М., 1995.
97.Образовательная политика на современном этапе: Из доклада Государственному Совету РФ // Высш. образование в России. - 2002.- №1 - с. 20-30.
98.Общий практикум по психологии:.- В 2-х ч. / Под ред. М.Б.Михайловской.- ч.2.- М.: Изд-во МГУ, 1985.
99.Осипович М. О новизне предмета «Экономикс» // Высш. образование в России, 1993.- №4.- с. 81-84.
100. Основы рыночной экономики: Учеб. пособие для вузов.- М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1996.- 423 с.
101. Паронджанов В. Возможна ли новая революция в образовании? // Высш. образование в России - 1997.- №2- с.9 - 18.
102. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для вузов / ред. С.А. Смирнов,-2-е изд. испр. и допл. - М.: Академия 1999. - 534 с.
103. Педагогика: учеб. пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов .-М.: Школа-Пресс, 1997,-512 с.
104. Педагогическое речеведение : словарь - справочник / под ред. Т.А. Ладыженская . М.: ФЛИНТА, 1998.-312 с.
105. Петрунева Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования // Высш. образование в России.- 1998.- №3.- с.40-46.
106. Пивоваров М. Как преподавать и совершенствовать экономическую теорию? // Российский экономический журнал.- 2000.- №3. - с. 118- 125.
107. Пильщикова Т. Экономическое мышление студентов: мотивы, потребности, поведение //Образование и рынок.- 1997.- №1.- с.12-17.
108. Пирожкова Н.А. Задания для текущего и итогового контроля знаний студентов по курсу «Экономический анализ» (с элементами програмированного обучения).- М.: ФАПРФ, 1997.- 42 с.
109. Писарев Н.Ф., Давидянц Д.Е., Пучков М.А., Оганесов В.А. и др. Экономика предприятия: учеб. пос. ч.1.- Ставрополь: Кавказский край, 1998. - 344 с.
110. Плешков Б. Бизнес-план, или как повысить доходность вашего предприятия.- М.: СО «АННИЛ»; 1993.- 98 с.
111. Подласый И.П. Педагогика. Новыё курс: учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн.- М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.- 576 с.
112. Полетаева Н. Позиция педагога как критерий качества последипломного образования // Новые знания.- 2002.- №3.- с. 16-17.
113. Портер М. Международная конкуренция / под. Ред. В.Д.Щетинина.- М.: Международные отношения, 1993.- 896 с.
114. Правила рынка / под. Ред. В.Д.Щетинина.- М.: Международные отношения, 1994-352 с.
115. Праетикум по психологии профессиональной школы / под. Ред. Э.Ф.Зеера.- Свердловск: СИПИ, 1990.- 117 с.
116. Предпринимательство и бизнес: Учеб. пособие / Авторы составители Л.П.Дашков, А.И.Данилов, Е.Б.Тютюкина.- М.: Информационно - внедренческий центр «Маркетинг»,1996.- 304 с.
117. Программа развития воспитания в системе образования России в 1999 - 2002 годах .- Москва: МО РФ, 1999.- 25 с.
118. Прокушев.Е.В., Тарасова Т.Ф., Витохина.О.А. и др. Программа производственной практики. - Белгород: БУПК, 1998.- 34 с.
119. Пузиков В. Инвестиционный потенциал образования // Высш. образ. в России .- 2001.- №2.- с. 10-17.
120. Пястолов С.М. Экономический Анализ деятельности предприятий : учеб. пособие для вузов. - М: Академический проект, 2002. -573 с.
121. Раицкий К.А. Экономика предприятия.: учебник. - М.: ИВУ «Маркетикг»,1999. -693 с.
122. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: ИНФРА-М, 1997.- 496 с.
123. Ракитов А., Романова Л. Кадры вышей школы: молодёжная политика // Высш. образ. в России.- 2001.- №4.- с. 3-12.
124. Рогов м. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов // Высш. образование в России, 1998.- №4.- с. 90-96.
125. Романенко И.В. Экономика предприятия. -2-е изд. испр. и доп. - М.: Финансы и Статистика, 2002. -208 с.
126. Русинов Ф. О системном развитии высшего экономического образования// Высш. образование в России, 1995.- №4.- с. 8-20.
127. Русинов Ф., Магомедов М. Время экономистов // Высш. образование, 1999.- №2.- с. 111-116.
128. Русинов Ф., Магомедов М. Готовить предпринимателя
цивилизованного и социально ответственного // Высш. образование в России, 1995.- №1.- с. 125-134.
129. Савинов П.Я. Социально-экономическая подготовка курсантов военно-инженерного вуза.- Дис. . канд. пед. наук.- Ставрополь, 2001.- с. 26, 157.
130. Самостоятельная работа студентов в условиях многоуровнего образования / Сост. Ф.К.Савина.- Волгоград: Перемена, 1993.- 27 с.
131. Сафонцев С.А. Система контроля качества образовательного процесса.- Ростов н/Д.: изд-во РОИПК и ПРО, 2002.- 68 с.
132. Сахарчук Е.Н. Структура управления качеством подготовки специалистов сферы образования // Качество образования как социальная проблема: мат. рег. науч. коференции (21 марта 2002).- Ставрополь: изд-во СГУ. 2002.- с. 248-250.
133. Сергеев И.В. Экономика предприятия: учеб. пособие - 2-е. изд. перераб. и доп. - М.: Финансы и Статистика, 2002. -304 с.
134. Сергодеева Е. А. Цель образования как качественная
характеристика образовательного процесса // Качество образования как социальная проблема: мат. рег. науч.-практ. конференции (21 марта 2002 г.).- Ставрополь изд-во СГУ 2002. - с. 88-90.
135. Симухин Г. Стандартизация профессионального образования // Высш. образование в России. - 2001.- №4. - с. 13-28.
136. Скок Г. Б. К проблеме качества образования // качество
образования: концепции, проблемы оценки, управления.- ч.1. тезисы Всеросийской научно -методической конференции.- Новосибирск, 1998. - с. 20-28.
137. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пос.- Мю: Школа- Пресс, 1997.-512 с.
138. Солнцева Н. Уровни менеджмента в вузе // Высш. образование в России.- 2002.- №2. - с.92-95.
139. Соловьенко К. Менеджмент, маркетинг и математика в культуре идеального экономиста // Высш. образ. в России.-2001.- №2. - с. 46-50.
140. Сохраняева Т. «Массовый человек» как субъект образования // Высш. образование в России, 2002.- №4.- с. 99- 106.
141. Старостина Г. Рыночная экономика и смена приоритетов // Высш. образование в России, 1997.- №3.- с. 54-56.
142. Степанова О.С. Научно-педагогические основы применения
новых информационных технологий в профессиональной подготовке студентов экономических факультетов: Автореф. . дис. канд. пед. наук.- Ставрополь, 2000.- 16 с.
143. Тарасенко Н.В., Пучков М.А., Киселёва Т.В. Экономический анализ: метод. указания по написанию курсовой работы.- Ставрополь: СКИ. «Кавказский край», 2000.- с. 95-96 .
144. Тарасова Т.Ф., Белокопытова В.А., Бугаёва Т.Ю. и др. Программа производительной практики.- Белгород: БУПК, 1998.- 33 с.
145. Терюкова Т. Экономическое обучение педагога // Высш. образование в России , 1999.- №2.- с. 87-92.
146. Терюкова Т. Экономическая культура как цель и средство // Высш. образование в России, 1999.- №3.- с. 109-117..
147. Тихомиров А. Менеджмент и самоменеджмент // Высш. образование в России, 1997.- №3.- С. 153-157.
148. Тригер Д. Я. Методические указания по курсу: «Основы рыночной экономики». Для учащихся заочной ФМШ.- М.: 1994.- 241 с.
149. Ульянов И.П., Маликов Б.М. Экономический анализ в коммерческих структурах: метод. указания.- М.: МГУК, 1997.- 63 с.
150. Фатхутдинов Р. Обучение маркентингу и менеджменту // Высш. образование в России, 1999.- №4.- с. 49-53.
151. Фатхутдинов Р. Концепция подготовки специалистов по менеджменту // Высш. образование в России, 1999.- №4.- с. 31-33.
152. Фатхутдинов Р. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема // Высш. образование в России, 1999.- №2.- с. 18-22.
153. Фатхутдинов Р. система менеджмента: Учеб. практ. пос.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Бизнес-школа, 1997.- 400 с.
154. Фаустова Э. Межличностные отношения в студенческой среде // Высш. образование в России, 1999.- №1.- с. 96-97.
155. Филиппов В. Высшая школа России перед вызовами ХХ1 века // Высш. образование в России, 2001. - №1- с. 5-15.
156. Фортунатов В.В., Попечко В.Г. Граждановедение: учкб. Пос. для студентов.- М.: НВЦ. Гражданин; 2001.- 272 с.
157. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.- М.: Просвиещение, 1988.- 157 с.
158. Фромм Э. Анатомия человеческой деятельности. - М., 1994.
159. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.- 3-е изд., перераб. И доп.- М.: Юристъ, 1997.- 512 с.
160. Шевченко С. В. Педагогические условия формирования
гражданского - правового сознания студентов в процессе изучения в вузе социально - гуманитарных дисциплин.- Дис. . канд. пед. наук.- Ставрополь, 200.- 175 с.
161. Швандер В.А. , Прасолова В.П. Экономика предприятия. Тесты, задачи, ситуации: Учеб. пособе для вузов. 2-е изд..- М.: Банки и Биржи: ЮНИТИ, 1997. - 120 с.
162. Шилова А.В. Экономика отрасли: Учебное пособие - Белгород: Кооперативное образование, 2002. - 197 с.
163. Шишкин В. Пути повышения эффективности подготовк5и студентов - экономистов // Высш. образование в России, 1995.- №3.- с. 109-113.
164. Щепкина Е. Смоленцева А. Студент МГУ в социологическом ракурсе // Высш. образование в России.- 1999.- №1.- с. 91-95.
165. Экономика: учебник / под ред. А. И. Архипова.- 2-е. изд. испр. и доп.- М.: ПБОЮЛ. 2001.- 784 с.
166. Экономика для всех: популярный словарь. - М.: Экономика, 1997.¬392 с.
167. Экономика и организвциия деятельности торгового предприятия: учебник под ред. А.Н.Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2001.- 295 с.
168. Экономика предприятия: учебник / под ред. А.Е.Карлика.- М.: ИНФРА-М, 2001. - 432 с.
169. Экономика предприятия: учебник / под ред.Н.А.Сафронова.- М.: Юристъ, 1998. - 581 с.
170. Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред.
В.М.Семёнова. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.- 178 с.
171. Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов / под. ред.
В.П.Грузинова. - М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998.- 178 с.
172. Экономика предприятия: Учебник для вузов / В.Я. Горфинкель,
Е.М. Купряков, В.П. Прасолова и др.; Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 367 с.
173. Якобсон Л. Экономические методы управления в социально-культурной сфере.- М., 1991. - 176 с.