ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА — БАЗОВОГО ЗВЕНА УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА 10
1.1 Предпринимательская деятельность как фактор экономического развития университета 10
1.2 Предпосылки и опыт создания предпринимательских университетов 24
1.3 Формирование учебно-научно-инновационного комплекса и его роль в становлении предпринимательского университета 47
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ
ВПО В РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ .. 63
2.1 Состояние университетской среды в России и место предпринимательского университета в системе образования 63
2.2 Принципы преобразования вуза в предпринимательский университет ..83
2.3 Основное содержание экономического механизма формирования регионального предпринимательского университета 99
3 ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВУЗА В РЕГИОНАЛЬНЫЙ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса) 110
3.1 Позиционирование университета в регионе 110
3.2 Разработка организационно-функциональной модели университета ... 124
3.3 Организация научно-исследовательской деятельности и
интеграция в инновационное пространство региона 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 153
ПРИЛОЖЕНИЯ 165
Приложение А Трансформационный план формирования регионального предпринимательского университета 166
Приложение Б Перечень специальностей по вузам Приморского края 171
Приложение В Положение о региональном образовательном центре 185
Приложение Г Положение о Фонде поддержки инноваций и научных исследований 198
Приложение Д Инновационный потенциал университета 201
Приложение Ж Развитие динамичной научной среды университета 215
1 ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА — БАЗОВОГО ЗВЕНА УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА 10
1.1 Предпринимательская деятельность как фактор экономического развития университета 10
1.2 Предпосылки и опыт создания предпринимательских университетов 24
1.3 Формирование учебно-научно-инновационного комплекса и его роль в становлении предпринимательского университета 47
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ
ВПО В РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ .. 63
2.1 Состояние университетской среды в России и место предпринимательского университета в системе образования 63
2.2 Принципы преобразования вуза в предпринимательский университет ..83
2.3 Основное содержание экономического механизма формирования регионального предпринимательского университета 99
3 ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВУЗА В РЕГИОНАЛЬНЫЙ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса) 110
3.1 Позиционирование университета в регионе 110
3.2 Разработка организационно-функциональной модели университета ... 124
3.3 Организация научно-исследовательской деятельности и
интеграция в инновационное пространство региона 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 153
ПРИЛОЖЕНИЯ 165
Приложение А Трансформационный план формирования регионального предпринимательского университета 166
Приложение Б Перечень специальностей по вузам Приморского края 171
Приложение В Положение о региональном образовательном центре 185
Приложение Г Положение о Фонде поддержки инноваций и научных исследований 198
Приложение Д Инновационный потенциал университета 201
Приложение Ж Развитие динамичной научной среды университета 215
Одной из основных задач государственной политики в сфере модернизации системы высшего профессионального образования (ВПО) в России является создание организационно-функциональных и экономических моделей вуза как предприятия, работающего в рыночных условиях. Предпринимательская деятельность как наиболее активная и творческая форма бизнеса является инновационным процессом. Вузы получили возможность стать центрами инновационной активности и предпринимательства в экономике регионов и России в целом, способными генерировать идеи, доводить их до коммерциализации на внутреннем и внешнем рынках.
Современная парадигма экономики, основанной на знании, предполагает формирование качественно нового, постоянно меняющегося рынка интеллектуального труда. Университеты должны адекватно реагировать на вызовы внешней среды, удовлетворять одновременно социальным запросам общества и требованиям рынка. Их ответом на рост потребности в высшем образовании и повышение требований рынка труда к качеству подготовки специалистов в условиях сокращения финансирования является становление и развитие их как субъектов рыночных отношений.
Связующим звеном между образованием — наукой — производством — инновациями с одной стороны и рынком, коммерциализацией всех видов деятельности, с другой, являются университетские комплексы (УК), создаваемые вузами. Процесс формирования УК в значительной степени зависит от типа базового высшего образовательного учреждения.
Предпринимательская активность вузов проявляется во всех видах деятельности, от оказания образовательных услуг до обеспечения собственного эффективного функционирования, предполагает создание адекватной организационной структуры и способа управления. Необходимым является выбор направлений дальнейшего развития вузов с учетом региональных особенностей, разработка экономического механизма преобразования университета в «предпринимательскую организацию», позиционирующую себя в регионе.
Степень разработанности, теоретическая и практическая база исследования
Среди отечественных авторов, занимающихся вопросами изучения особенностей различных моделей, их структур и систем управления, следует отметить Г.А. Балыхина, Ю.В. Громыко, А.О. Грудзинского, В.А. Журавлева,А.К. Клюева, Е.А. Князева, Г. Майера, Г.И. Мальцеву, Н.Н. Масюк, Ю.П. Похолкова и др. В настоящее время обсуждаются несколько концептуальных моделей университетов, отличающихся друг от друга видами образовательных услуг, отношением к рынку, объемами научных исследований и инфраструктурой. Исследования проводятся, как правило, в рамках научно¬исследовательских работ, участниками которых являются российские универ¬ситеты.
За рубежом наиболее разработана модель университета предпринимательства, концептуальные принципы формирования которого сформулированы Б. Кларком (1997). Вопросы университетского управления разрабатывали К. Камерон, Г. Минцберг, Б. Спорн и др.
Ведущие университеты мира внедряют в практику стратегическое управление. Российским вузам необходимо разрабатывать собственные стратегии развития и позиционировать себя в университетской среде, исходя из национальных приоритетов, региональных особенностей и специфики своей деятельности. Ресурсом стратегического развития вузов является предпринимательство.
Целью создания в России университетов предпринимательского типа является подготовка будущих предпринимателей, способных работать в реальном секторе экономики, уметь рисковать, проявлять новаторство и инициативу, нести ответственность за принятые решения.
Объект исследования — процесс формирования и развития современного предпринимательства в сфере высшего профессионального образования.
Предметом исследования является механизм формирования регионального предпринимательского университета как учреждения ВПО в составе университетского комплекса.
Цель и задачи диссертационного исследования
Целью диссертационного исследования является разработка экономического механизма формирования регионального предпринимательского университета.
Для достижения цели определены и решены следующие задачи:
— уточнить сущность понятий «предпринимательская деятельность», «инновационное предпринимательство» в образовательной сфере;
— систематизировать имеющийся отечественный и зарубежный опыт создания предпринимательских университетов;
— определить взаимосвязи учебно-научно-инновационного комплекса и образовательного учреждения ВПО в процессе становления предпринимательского университета;
— проанализировать состояние университетской среды и определить место предпринимательского университета в образовательном сообществе;
— сформулировать основные принципы преобразования вуза в региональный предпринимательский университет.
Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем:
— обобщены предпосылки преобразования вуза в предпринимательскую организацию,
— выявлены подходы к созданию предпринимательских университетов в России и за рубежом;
— раскрыта сущность регионального предпринимательского университета как одной из основных моделей учреждений ВПО;
— разработан трансформационный план преобразования учреждений ВПО в региональные предпринимательские университеты.
Научная новизна результатов исследования заключается в теоретическом и методическом обосновании принципов преобразования вуза в региональный предпринимательский университет и конкретно состоит в следующем:
— уточнены понятия «предпринимательская деятельность» и «инновационное предпринимательство» в применении к образовательной сфере;
— структурированы основные подходы создания предпринимательских университетов в России и за рубежом;
— определены взаимосвязи и направления развития университетского комплекса и предпринимательского университета для создания университетского интегрированного комплекса;
— введено определение регионального предпринимательского университета;
— проведена сравнительная характеристика различных моделей университетов по различным критериям, сформулированы особенности регионального предпринимательского университета и его сходства и различия с другими моделями;
— предложен трансформационный план преобразования вуза в региональный предпринимательский университет на основе основных принципов;
— разработан экономический механизм формирования регионального предпринимательского университета.
Теоретическая значимость диссертационного исследования со¬стоит в развитии научных основ формирования регионального предпринимательского университета как базового звена университетского комплекса,
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования разработанных принципов для преобразования вуза в региональный предпринимательский университет. Результаты апробации показали способность университета к саморазвитию, устойчивость и эффективность его деятельности, позволили обеспечить приоритет образовательного и научного аспектов миссии вуза, их единство и целостность.
Апробация результатов диссертации. Основные результаты работы были представлены автором в выступлениях и докладах на Международном симпозиуме «Бакалавры техники и технологии: подготовка и трудоустройство» (Москва, 2004); V Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Инновации и информационные технологии в образовании» (Владивосток, 2004); III Всероссийской научно-практической конференции «Факторы устойчивого развития экономики России на современном этапе (федеральный и региональный аспект)» (Пенза,2005); VI Всероссийском симпозиуме «Стратегическое планирование и развитие предприятий» (Москва,
2005) ; VI Международной научно-практической конференции «Качество образования: менеджмент, достижения, проблемы», (Новосибирск, 2005).
Внедрение основных результатов работы осуществлено во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, о чем свидетельствуют справки о внедрении.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 научных работ, из них 4 статьи и 6 докладов. Общий объем — 2,6 п.л., из них лично автором —
2,2 п.л.
1. Мальцева Г. И., Овсянникова Г. Л., Овсянников В. В. Развитие вуза как центра инновационной активности // Качество образования: менеджмент, достижения, проблемы: Материалы VI Междунар. научно-практич. конференции. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 2005.— 0,32 п.л., в т.ч. вклад соискателя 0,26 п.л.
2. Мальцева Г.И., Овсянникова Г.Л. Стратегический подход к формированию университетского комплекса // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 1 / Тезисы докладов и сообщений Шестого всероссийского симпозиума. Москва, 12-13 апреля 2005г. Под ред. поф. Г.Б.Клейнера - М.: ЦЭМИ РАН, 2005. - 0,14 п.л., в т.ч. вклад соискателя 0,1 п.л.
3. Овсянникова Г.Л. Подготовка специалистов на базе учебно-научно-инновационного комплекса ВГУЭС для работы в инновационной сфере региона // Факторы устойчивого развития экономики России на современном этапе (федеральный и региональный аспект): Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. — Пенза, 2005. — 0,1 п.л.
4. Овсянникова Г. Л. Система дополнительных образовательных услуг в условиях университетского комплекса // Образование и общество. — 2005. — №1. — 0,31 п.л.
5. Овсянникова Г.Л Многоуровневая система подготовки: реальность и перспективы // Болонский процесс и российское образование: Материалы зонального совещания по проблемам вхождения России в Европейское образовательное простран. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2004. — 0,37 п.л.
6. Овсянникова Г. Л., Пермяков В. В., Овсянников В. В. Подход к междисциплинарному экзамену по специальности как к системе оценки компетенций будущих специалистов // Основные направления повышения эффективности экономики, управления и качества подготовки специалистов: Сборник статей II Международ. научно-практической конференция. - Пенза, 2004. —0,13 п.л., в т.ч. вклад соискателя 0,1 п.л.
7. Овсянников В.В., Салов А.Н., Овсянникова Г.Л. Исследование потенциала научно-инновационной инфраструктуры университетского комплекса ВГУЭС-Приморье при трансформации профильного вуза в инновационный (предпринимательский) университет// Инновации и информационные технологии в образовании: Материалы 5-й Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции. (8-12 сент.2004 г.). — Владивосток: Изд- во ВГУЭС, 2004. — 0,35 п.л., в т.ч. вклад соискателя 0,2 п.л.
8. Овсянников В.В., Салов А.Н., Овсянникова Г.Л. Организационно-функциональная модель ВГУЭС при трансформации вуза в инновационный (предпринимательский) университет социально-экономического профиля// Инновации и информационные технологии в образовании: Материалы 5-й Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции (8-12 сент.2004 г.) — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2004. — 0,3 п.л., в т.ч. вклад соискателя 0,2 п.л.
9. Овсянникова Г.Л. Подготовка бакалавров в области техники и технологии как часть системы непрерывного образования // Бакалавры техники и технологии: подготовка и трудоустройство: Труды международного симпозиума — Томск: Изд. ТПУ, 2004. — 0,36 п.л.
10. Овсянникова Г.Л., Великжанина Н.М. Малая компьютерная академия // Приморская школа. — 2000. — №2. — 0,22 п.л., в т.ч. вклад соискателя 0,26 п.л.
Структура и объём работы. Диссертационное исследование изложено на 164 страницах текста, состоит из введения, трёх разделов, заключения, библиографического списка из 132 наименований, 6 приложений. Работа иллюстрирована 14 таблицами, 15 рисунками.
Современная парадигма экономики, основанной на знании, предполагает формирование качественно нового, постоянно меняющегося рынка интеллектуального труда. Университеты должны адекватно реагировать на вызовы внешней среды, удовлетворять одновременно социальным запросам общества и требованиям рынка. Их ответом на рост потребности в высшем образовании и повышение требований рынка труда к качеству подготовки специалистов в условиях сокращения финансирования является становление и развитие их как субъектов рыночных отношений.
Связующим звеном между образованием — наукой — производством — инновациями с одной стороны и рынком, коммерциализацией всех видов деятельности, с другой, являются университетские комплексы (УК), создаваемые вузами. Процесс формирования УК в значительной степени зависит от типа базового высшего образовательного учреждения.
Предпринимательская активность вузов проявляется во всех видах деятельности, от оказания образовательных услуг до обеспечения собственного эффективного функционирования, предполагает создание адекватной организационной структуры и способа управления. Необходимым является выбор направлений дальнейшего развития вузов с учетом региональных особенностей, разработка экономического механизма преобразования университета в «предпринимательскую организацию», позиционирующую себя в регионе.
Степень разработанности, теоретическая и практическая база исследования
Среди отечественных авторов, занимающихся вопросами изучения особенностей различных моделей, их структур и систем управления, следует отметить Г.А. Балыхина, Ю.В. Громыко, А.О. Грудзинского, В.А. Журавлева,А.К. Клюева, Е.А. Князева, Г. Майера, Г.И. Мальцеву, Н.Н. Масюк, Ю.П. Похолкова и др. В настоящее время обсуждаются несколько концептуальных моделей университетов, отличающихся друг от друга видами образовательных услуг, отношением к рынку, объемами научных исследований и инфраструктурой. Исследования проводятся, как правило, в рамках научно¬исследовательских работ, участниками которых являются российские универ¬ситеты.
За рубежом наиболее разработана модель университета предпринимательства, концептуальные принципы формирования которого сформулированы Б. Кларком (1997). Вопросы университетского управления разрабатывали К. Камерон, Г. Минцберг, Б. Спорн и др.
Ведущие университеты мира внедряют в практику стратегическое управление. Российским вузам необходимо разрабатывать собственные стратегии развития и позиционировать себя в университетской среде, исходя из национальных приоритетов, региональных особенностей и специфики своей деятельности. Ресурсом стратегического развития вузов является предпринимательство.
Целью создания в России университетов предпринимательского типа является подготовка будущих предпринимателей, способных работать в реальном секторе экономики, уметь рисковать, проявлять новаторство и инициативу, нести ответственность за принятые решения.
Объект исследования — процесс формирования и развития современного предпринимательства в сфере высшего профессионального образования.
Предметом исследования является механизм формирования регионального предпринимательского университета как учреждения ВПО в составе университетского комплекса.
Цель и задачи диссертационного исследования
Целью диссертационного исследования является разработка экономического механизма формирования регионального предпринимательского университета.
Для достижения цели определены и решены следующие задачи:
— уточнить сущность понятий «предпринимательская деятельность», «инновационное предпринимательство» в образовательной сфере;
— систематизировать имеющийся отечественный и зарубежный опыт создания предпринимательских университетов;
— определить взаимосвязи учебно-научно-инновационного комплекса и образовательного учреждения ВПО в процессе становления предпринимательского университета;
— проанализировать состояние университетской среды и определить место предпринимательского университета в образовательном сообществе;
— сформулировать основные принципы преобразования вуза в региональный предпринимательский университет.
Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем:
— обобщены предпосылки преобразования вуза в предпринимательскую организацию,
— выявлены подходы к созданию предпринимательских университетов в России и за рубежом;
— раскрыта сущность регионального предпринимательского университета как одной из основных моделей учреждений ВПО;
— разработан трансформационный план преобразования учреждений ВПО в региональные предпринимательские университеты.
Научная новизна результатов исследования заключается в теоретическом и методическом обосновании принципов преобразования вуза в региональный предпринимательский университет и конкретно состоит в следующем:
— уточнены понятия «предпринимательская деятельность» и «инновационное предпринимательство» в применении к образовательной сфере;
— структурированы основные подходы создания предпринимательских университетов в России и за рубежом;
— определены взаимосвязи и направления развития университетского комплекса и предпринимательского университета для создания университетского интегрированного комплекса;
— введено определение регионального предпринимательского университета;
— проведена сравнительная характеристика различных моделей университетов по различным критериям, сформулированы особенности регионального предпринимательского университета и его сходства и различия с другими моделями;
— предложен трансформационный план преобразования вуза в региональный предпринимательский университет на основе основных принципов;
— разработан экономический механизм формирования регионального предпринимательского университета.
Теоретическая значимость диссертационного исследования со¬стоит в развитии научных основ формирования регионального предпринимательского университета как базового звена университетского комплекса,
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования разработанных принципов для преобразования вуза в региональный предпринимательский университет. Результаты апробации показали способность университета к саморазвитию, устойчивость и эффективность его деятельности, позволили обеспечить приоритет образовательного и научного аспектов миссии вуза, их единство и целостность.
Апробация результатов диссертации. Основные результаты работы были представлены автором в выступлениях и докладах на Международном симпозиуме «Бакалавры техники и технологии: подготовка и трудоустройство» (Москва, 2004); V Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Инновации и информационные технологии в образовании» (Владивосток, 2004); III Всероссийской научно-практической конференции «Факторы устойчивого развития экономики России на современном этапе (федеральный и региональный аспект)» (Пенза,2005); VI Всероссийском симпозиуме «Стратегическое планирование и развитие предприятий» (Москва,
2005) ; VI Международной научно-практической конференции «Качество образования: менеджмент, достижения, проблемы», (Новосибирск, 2005).
Внедрение основных результатов работы осуществлено во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, о чем свидетельствуют справки о внедрении.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 научных работ, из них 4 статьи и 6 докладов. Общий объем — 2,6 п.л., из них лично автором —
2,2 п.л.
1. Мальцева Г. И., Овсянникова Г. Л., Овсянников В. В. Развитие вуза как центра инновационной активности // Качество образования: менеджмент, достижения, проблемы: Материалы VI Междунар. научно-практич. конференции. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 2005.— 0,32 п.л., в т.ч. вклад соискателя 0,26 п.л.
2. Мальцева Г.И., Овсянникова Г.Л. Стратегический подход к формированию университетского комплекса // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 1 / Тезисы докладов и сообщений Шестого всероссийского симпозиума. Москва, 12-13 апреля 2005г. Под ред. поф. Г.Б.Клейнера - М.: ЦЭМИ РАН, 2005. - 0,14 п.л., в т.ч. вклад соискателя 0,1 п.л.
3. Овсянникова Г.Л. Подготовка специалистов на базе учебно-научно-инновационного комплекса ВГУЭС для работы в инновационной сфере региона // Факторы устойчивого развития экономики России на современном этапе (федеральный и региональный аспект): Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. — Пенза, 2005. — 0,1 п.л.
4. Овсянникова Г. Л. Система дополнительных образовательных услуг в условиях университетского комплекса // Образование и общество. — 2005. — №1. — 0,31 п.л.
5. Овсянникова Г.Л Многоуровневая система подготовки: реальность и перспективы // Болонский процесс и российское образование: Материалы зонального совещания по проблемам вхождения России в Европейское образовательное простран. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2004. — 0,37 п.л.
6. Овсянникова Г. Л., Пермяков В. В., Овсянников В. В. Подход к междисциплинарному экзамену по специальности как к системе оценки компетенций будущих специалистов // Основные направления повышения эффективности экономики, управления и качества подготовки специалистов: Сборник статей II Международ. научно-практической конференция. - Пенза, 2004. —0,13 п.л., в т.ч. вклад соискателя 0,1 п.л.
7. Овсянников В.В., Салов А.Н., Овсянникова Г.Л. Исследование потенциала научно-инновационной инфраструктуры университетского комплекса ВГУЭС-Приморье при трансформации профильного вуза в инновационный (предпринимательский) университет// Инновации и информационные технологии в образовании: Материалы 5-й Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции. (8-12 сент.2004 г.). — Владивосток: Изд- во ВГУЭС, 2004. — 0,35 п.л., в т.ч. вклад соискателя 0,2 п.л.
8. Овсянников В.В., Салов А.Н., Овсянникова Г.Л. Организационно-функциональная модель ВГУЭС при трансформации вуза в инновационный (предпринимательский) университет социально-экономического профиля// Инновации и информационные технологии в образовании: Материалы 5-й Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции (8-12 сент.2004 г.) — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2004. — 0,3 п.л., в т.ч. вклад соискателя 0,2 п.л.
9. Овсянникова Г.Л. Подготовка бакалавров в области техники и технологии как часть системы непрерывного образования // Бакалавры техники и технологии: подготовка и трудоустройство: Труды международного симпозиума — Томск: Изд. ТПУ, 2004. — 0,36 п.л.
10. Овсянникова Г.Л., Великжанина Н.М. Малая компьютерная академия // Приморская школа. — 2000. — №2. — 0,22 п.л., в т.ч. вклад соискателя 0,26 п.л.
Структура и объём работы. Диссертационное исследование изложено на 164 страницах текста, состоит из введения, трёх разделов, заключения, библиографического списка из 132 наименований, 6 приложений. Работа иллюстрирована 14 таблицами, 15 рисунками.
Формирование университетов нового типа требует соответствующего методологического подхода и экономического механизма, способствующих саморазвитию, устойчивости и эффективности его деятельности в регионе.
Главная черта переходного периода — создание принципиально новых условий институциональных рыночных отношений и на этой основе новых моделей поведения предприятий. Совокупность изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, делает организации открытыми, гибкими и подвижными на изменения внешней и внутренней среды, ставившими перед университетами новые задачи. В диссертационном исследовании были обобщены внешние и внутренние предпосылки преобразования вуза в предпринимательскую организацию.
Термин «предпринимательская организация», применительно к вузу, указывает на тип связей внутри организации и на способ управления. Экономической сущностью этой организации является постоянный поиск и реализация новых комбинаций факторов производства, доход как цель и критерий успеха. Организационная структура и управление организации ориентированы на успешную реализацию поставленных задач, постоянное инициирование изменений. Основное требование к вузу как предпринимательской организации — работать так, чтобы выпуск товаров и услуг обеспечивал получение прибыли. Основное условие работы — не только произвести продукцию, но и реализовать ее.
Особенностью вуза как предпринимательской организации является:
— интенсификация использования ресурсов и поиск дополнительных источников:
— развитие инфраструктуры и сети филиалов и представительств;
— экономическая заинтересованность в сочетании с удовлетворением общественных интересов.
Предпринимательская деятельность в системе образования — это инновационная деятельность образовательного учреждения, направленная на формирование и развитие образовательного потенциала общества на основе действия экономических законов рыночной экономики.
Инновационное предпринимательство в сфере образования — это механизм влияния университета на развитие образования, науки, экономики и социальной сферы от идеи до внедрения.
Стратегия поведения организации в рыночной экономике должна нести в себе возможность получения преимуществ от изменений, что характерно для инновационного предпринимательства делового предприятия.
В результате анализа университетов, входящих в Европейский консорциум инновационных университетов, являющихся предпринимательскими, были выявлены основные подходы к формированию предпринимательских университетов за рубежом. Процесс глобализации экономики развитых стран Европы обострил конкуренцию между университетами, которые являлись хозяйствующими субъектами рынка. Другой причиной стало относительное сокращение финансирования со стороны государства, что потребовало от университетов заняться поиском дополнительных источников финансирования.
Основой инициативной деятельности, направленной сначала на выживание, а в дальнейшем на развитие, явилось предпринимательство. На наш взгляд в европейском обществе университеты предпринимательского типа — это учреждения, которые активно занимаются поиском путей сохранения относительной независимости со стороны государственных структур. Анализ становления университетов по предмету предпринимательской активности позволил сформулировать три основных подхода:
— научно-исследовательский, характеристикой которого является прикладное использование научных результатов, в том числе и фундаментальных;
— технологический, определением, которого является формирование и апробирование новых технологий включая и промышленные технологии;
— ресурсно-инновационный, удовлетворяющий потребность общества через разработку, накопление и обобщение ресурсов университета (кадры, информационные технологии, интеллектуальный потенциал и так далее).
Профиль университета, ставшего на путь преобразования, значения не играл, правильно сформированная идентичность позволяла университету перейти на региональный или федеральный уровень.
Формирование предпринимательских университетов в России имеет свои особенности. Концепция модернизации российского образования до 2010 года стала катализатором процесса институциональных преобразований в Российских вузах, но в отличие от зарубежных университетов, самостоятельность российских вузов существенно ограничена.
В диссертационной работе были предложены унифицированные подходы к созданию предпринимательских университетов, при этом системообразующими признаками являлись:
— инновационная составляющая;
— формирование соответствующей инфраструктуры;
— диверсификация всех сфер деятельности.
В основе анализа выявления основных подходов к созданию предпринимательских университетов в России по предмету предпринимательской активности лежат подходы, сформулированные нами для зарубежных предпринимательских университетов.
Одной из отличительных особенностей стал дополнительный ресурсно-информационный подход, другой особенностью — одновременная реализация нескольких подходов. Путь развития ведущих университетов в последние года — это путь диверсификации продукции и создания соответствующих «производственных» подсистем, основой которых являются университетские комплексы. Изменение традиционной структуры университета и становление его как хозяйствующего субъекта рынка, тесно связано с эволюцией университетских комплексов (УК).
Из проведенного анализа университетских комплексов в различных вузах России мы предлагаем ввести понятие «Университетского интегрированного комплекса» для вузов, развивающих сразу две модели УК (университетский образовательный округ и учебно-научно-инновационный комплекс). В этом случае в УК формируется четыре блока: наука, образование, инновации, производство. В результате анализа схемы развития направлений деятельности складывается пять рынков, на которых, используя свои возможности, может выходить университет: (1) рынок специалистов (образование и инновации); (2) рынок инноваций (инновации и производство); (3) рынок инноваций в образовании (образование и наука); (4) рынок инноваций в науке и технологиях (наука и производство); (5) рынок инновационных специалистов — в секторе совместной деятельности УОО и УНИК.
Университетский интегрированный комплекс с базовым университетом предпринимательского типа предложено рассматривать как современную предпринимательскую корпорацию, в которой каждый вид деятельности это конкретный бизнес. Разработанная стратегия для университетского комплекса с трансформацией его в УИК должна заканчиваться достаточно конкретными, точными и технологичными с управленческой точки зрения решениями, т.е. стратегические задачи должны быть простыми и понятными.
Исследования показали, что дальнейшая интеграция УК и базового университета должна привести к созданию нового вуза - регионального предпринимательского университета. В России вузы, создающие университетские комплексы, могут стать центрами инновационной активности региональных экономик. В этих комплексах формируется инновационная среда и инфраструктура для коммерциализации нововведений в образовательной и научно-технической деятельности. Особая роль университетского комплекса заключается в том, что он должен побудить преподавателей, студентов, ученых к инновационному предпринимательству.
В диссертации были исследованы концептуальные модели университетов, появившиеся в последнее время, и сделан вывод в том, что их различие состоит не в отрицании какой-либо из системообразующих функций университета, а в преимущественном развитии одного из направлений деятельности, которое становится базовым для данного университета.
Не пересматривая, установленные Законом об образовании типы и виды образовательных учреждений, предлагается выделить три модели университета, как основу для дальнейшего развития и позиционирования себя в университетском сообществе: исследовательский, региональный и предпринимательский.
Предназначение выбранной модели регионального предпринимательского университета — сохранять и развивать интеллектуальный потенциал и способствовать устойчивому экономическому и социально -культурному развитию региона.
Признаками предпринимательского университета является: подготовка высоко - качественных специалистов, адаптированных к рынку по заказу бизнес структур и региона; ориентация на коммерциализацию исследований по заказу реального сектора экономики; диверсификация внебюджетных источников финансирования, стремление к самофинансированию; формирование самообучающейся организации с гибкой структурой; наличие предпринимательской корпоративной культуры; формирование университетского интегрированного комплекса; полезность обществу через взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами.
Под региональным предпринимательским университетом предлагается понимать университет, функционирующий как интегрированное корпоративное образование, деятельность, которой основана на коммерциализации нововведений (каждый вид деятельности это конкретный бизнес), способное успешно функционировать в условиях риска и динамично изменяющейся среды с учетом специфики региона.
В результате исследования был разработан трансформационный план преобразования учреждений ВПО в региональные предпринимательские университеты. Трансформационный план для учреждений ВПО основывается на базовых принципах, определяющих направление преобразования вуза в предпринимательский университет. Отличительной особенностью трансформационного плана является модульное взаимодействие основных составных частей:
— переход на стратегическое управление, позволяющий гибко реагировать и проводить своевременные изменения в организации, отвечающие вызову внешней среды и добиваться конкурентных преимуществ;
— внедрение гибкой организационной структуры, методов управления и самоуправления;
— диверсификация продуктового портфеля (развитие инновационного образования, интеграция научной, учебной и инновационной деятельности университета с целью создания новых «продуктов университета» и совершенствования уже имеющихся);
— диверсификация финансовой базы: активный поиск и привлечение новых, совершенствование существующих каналов финансирования;
— формирование предпринимательской корпоративной культуры и интрапренерства, как основу внутренней конкурентной среды.
Эффективность результатов формирования регионального предпринимательского управления предполагает определение экономического механизма, позволяющего осуществлять движение образовательного учреждения к запланированной цели. Сущность, предложенного экономического механизма, заключается в том, что это гибкий и все охватывающий механизм, позволяющий развиваться в процессе функционирования.
Итогом трансформационного плана является система мероприятий, его реализующих. Одним из основных элементов системы мероприятий должна стать программа инноваций всех продуктов университетской деятельности, как результат формирования и мобилизации ресурсов университета для выполнения стратегии. Наиболее важным инструментом, при помощи которого программа инноваций помогает развитию территориального окружения, является ее вклад в становление университетского комплекса.
В алгоритме экономического механизма отдельным блоком стоит поиск инвестиций, что является не менее важным в период ограничения всех ресурсов, особенно финансовых. Разработка целевых индикаторов позволяют измерить целевые установки и выполнить мониторинг достижения конкретных целей. Стратегия развития учреждений ВПО связана с адаптацией образовательного комплекса к новым экономическим условиям и привлечением в эту сферу инвестиционных ресурсов.
На последнем этапе выполнения алгоритма экономического механизма необходимо оценить соответствие модели выбранной и проверить связь университета с регионом — имеется реальный вклад в развитие экономики региона?
Взаимодействие предпринимательского университета с регионом определяются масштабом и потенциалом вуза. Основными направлениями, которые может реализовать университет, являются:
— многоуровневое профессиональное образование, переподготовка и повышение квалификации специалистов для инновационной сферы;
— технологическое развитие сферы услуг региона через развитие инновационной инфраструктуры, трансфера и коммерциализации технологий;
— формирование и развитие регионального рынка интеллектуальных ус¬луг;
— разработка и реализация информационных, инновационно - технологических, научно - образовательных и социокультурных региональных программ и проектов.
Вузам, стремящимся формировать университет предпринимательского типа, мы предлагаем создать следующие внутренние предпосылки:
— организовать разработку и внедрение инновационных программ по различным видам деятельности университета, которые имеют коммерческий успех или снижают его затраты;
— создать творческие коллективы, выполняющие научные исследования или реализующие производственные задачи, умеющие рисковать, когда результат внедрения новых идей не является очевидным;
— постоянно работать над повышением конкурентоспособности за счет формирования системы качества во всех сферах деятельности университета;
— расширять финансовую базу и развивать периферию путем создания университетских комплексов различных видов.
Таким образом, в ходе исследования получены следующие научные результаты:
1. Обобщены предпосылки преобразования вуза в предпринимательскую организацию.
2. Выявлены подходы к созданию предпринимательских университетов в России и за рубежом.
3. Раскрыта сущность регионального предпринимательского университета как одной из основных моделей учреждений ВПО.
4. Разработан трансформационный план преобразования учреждений ВПО в региональные предпринимательские университеты.
Основные положения диссертации были успешно внедрены во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, Ивановской государственной текстильной академии. Трансформация вуза в университет предпринимательского типа предполагает дальнейшее наращивание инновационной инфраструктуры, как для внутренних потребностей участников университетского комплекса, так и оперативного удовлетворения изменяющихся потребностей регионального рынка.
Результаты исследования могут быть использованы университетами Дальневосточного федерального округа и России в целом при формировании региональных предпринимательских университетов, способных работать в реальном секторе экономики, уметь рисковать, проявлять новаторство и инициативу, нести ответственность за принятые решения.
Главная черта переходного периода — создание принципиально новых условий институциональных рыночных отношений и на этой основе новых моделей поведения предприятий. Совокупность изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, делает организации открытыми, гибкими и подвижными на изменения внешней и внутренней среды, ставившими перед университетами новые задачи. В диссертационном исследовании были обобщены внешние и внутренние предпосылки преобразования вуза в предпринимательскую организацию.
Термин «предпринимательская организация», применительно к вузу, указывает на тип связей внутри организации и на способ управления. Экономической сущностью этой организации является постоянный поиск и реализация новых комбинаций факторов производства, доход как цель и критерий успеха. Организационная структура и управление организации ориентированы на успешную реализацию поставленных задач, постоянное инициирование изменений. Основное требование к вузу как предпринимательской организации — работать так, чтобы выпуск товаров и услуг обеспечивал получение прибыли. Основное условие работы — не только произвести продукцию, но и реализовать ее.
Особенностью вуза как предпринимательской организации является:
— интенсификация использования ресурсов и поиск дополнительных источников:
— развитие инфраструктуры и сети филиалов и представительств;
— экономическая заинтересованность в сочетании с удовлетворением общественных интересов.
Предпринимательская деятельность в системе образования — это инновационная деятельность образовательного учреждения, направленная на формирование и развитие образовательного потенциала общества на основе действия экономических законов рыночной экономики.
Инновационное предпринимательство в сфере образования — это механизм влияния университета на развитие образования, науки, экономики и социальной сферы от идеи до внедрения.
Стратегия поведения организации в рыночной экономике должна нести в себе возможность получения преимуществ от изменений, что характерно для инновационного предпринимательства делового предприятия.
В результате анализа университетов, входящих в Европейский консорциум инновационных университетов, являющихся предпринимательскими, были выявлены основные подходы к формированию предпринимательских университетов за рубежом. Процесс глобализации экономики развитых стран Европы обострил конкуренцию между университетами, которые являлись хозяйствующими субъектами рынка. Другой причиной стало относительное сокращение финансирования со стороны государства, что потребовало от университетов заняться поиском дополнительных источников финансирования.
Основой инициативной деятельности, направленной сначала на выживание, а в дальнейшем на развитие, явилось предпринимательство. На наш взгляд в европейском обществе университеты предпринимательского типа — это учреждения, которые активно занимаются поиском путей сохранения относительной независимости со стороны государственных структур. Анализ становления университетов по предмету предпринимательской активности позволил сформулировать три основных подхода:
— научно-исследовательский, характеристикой которого является прикладное использование научных результатов, в том числе и фундаментальных;
— технологический, определением, которого является формирование и апробирование новых технологий включая и промышленные технологии;
— ресурсно-инновационный, удовлетворяющий потребность общества через разработку, накопление и обобщение ресурсов университета (кадры, информационные технологии, интеллектуальный потенциал и так далее).
Профиль университета, ставшего на путь преобразования, значения не играл, правильно сформированная идентичность позволяла университету перейти на региональный или федеральный уровень.
Формирование предпринимательских университетов в России имеет свои особенности. Концепция модернизации российского образования до 2010 года стала катализатором процесса институциональных преобразований в Российских вузах, но в отличие от зарубежных университетов, самостоятельность российских вузов существенно ограничена.
В диссертационной работе были предложены унифицированные подходы к созданию предпринимательских университетов, при этом системообразующими признаками являлись:
— инновационная составляющая;
— формирование соответствующей инфраструктуры;
— диверсификация всех сфер деятельности.
В основе анализа выявления основных подходов к созданию предпринимательских университетов в России по предмету предпринимательской активности лежат подходы, сформулированные нами для зарубежных предпринимательских университетов.
Одной из отличительных особенностей стал дополнительный ресурсно-информационный подход, другой особенностью — одновременная реализация нескольких подходов. Путь развития ведущих университетов в последние года — это путь диверсификации продукции и создания соответствующих «производственных» подсистем, основой которых являются университетские комплексы. Изменение традиционной структуры университета и становление его как хозяйствующего субъекта рынка, тесно связано с эволюцией университетских комплексов (УК).
Из проведенного анализа университетских комплексов в различных вузах России мы предлагаем ввести понятие «Университетского интегрированного комплекса» для вузов, развивающих сразу две модели УК (университетский образовательный округ и учебно-научно-инновационный комплекс). В этом случае в УК формируется четыре блока: наука, образование, инновации, производство. В результате анализа схемы развития направлений деятельности складывается пять рынков, на которых, используя свои возможности, может выходить университет: (1) рынок специалистов (образование и инновации); (2) рынок инноваций (инновации и производство); (3) рынок инноваций в образовании (образование и наука); (4) рынок инноваций в науке и технологиях (наука и производство); (5) рынок инновационных специалистов — в секторе совместной деятельности УОО и УНИК.
Университетский интегрированный комплекс с базовым университетом предпринимательского типа предложено рассматривать как современную предпринимательскую корпорацию, в которой каждый вид деятельности это конкретный бизнес. Разработанная стратегия для университетского комплекса с трансформацией его в УИК должна заканчиваться достаточно конкретными, точными и технологичными с управленческой точки зрения решениями, т.е. стратегические задачи должны быть простыми и понятными.
Исследования показали, что дальнейшая интеграция УК и базового университета должна привести к созданию нового вуза - регионального предпринимательского университета. В России вузы, создающие университетские комплексы, могут стать центрами инновационной активности региональных экономик. В этих комплексах формируется инновационная среда и инфраструктура для коммерциализации нововведений в образовательной и научно-технической деятельности. Особая роль университетского комплекса заключается в том, что он должен побудить преподавателей, студентов, ученых к инновационному предпринимательству.
В диссертации были исследованы концептуальные модели университетов, появившиеся в последнее время, и сделан вывод в том, что их различие состоит не в отрицании какой-либо из системообразующих функций университета, а в преимущественном развитии одного из направлений деятельности, которое становится базовым для данного университета.
Не пересматривая, установленные Законом об образовании типы и виды образовательных учреждений, предлагается выделить три модели университета, как основу для дальнейшего развития и позиционирования себя в университетском сообществе: исследовательский, региональный и предпринимательский.
Предназначение выбранной модели регионального предпринимательского университета — сохранять и развивать интеллектуальный потенциал и способствовать устойчивому экономическому и социально -культурному развитию региона.
Признаками предпринимательского университета является: подготовка высоко - качественных специалистов, адаптированных к рынку по заказу бизнес структур и региона; ориентация на коммерциализацию исследований по заказу реального сектора экономики; диверсификация внебюджетных источников финансирования, стремление к самофинансированию; формирование самообучающейся организации с гибкой структурой; наличие предпринимательской корпоративной культуры; формирование университетского интегрированного комплекса; полезность обществу через взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами.
Под региональным предпринимательским университетом предлагается понимать университет, функционирующий как интегрированное корпоративное образование, деятельность, которой основана на коммерциализации нововведений (каждый вид деятельности это конкретный бизнес), способное успешно функционировать в условиях риска и динамично изменяющейся среды с учетом специфики региона.
В результате исследования был разработан трансформационный план преобразования учреждений ВПО в региональные предпринимательские университеты. Трансформационный план для учреждений ВПО основывается на базовых принципах, определяющих направление преобразования вуза в предпринимательский университет. Отличительной особенностью трансформационного плана является модульное взаимодействие основных составных частей:
— переход на стратегическое управление, позволяющий гибко реагировать и проводить своевременные изменения в организации, отвечающие вызову внешней среды и добиваться конкурентных преимуществ;
— внедрение гибкой организационной структуры, методов управления и самоуправления;
— диверсификация продуктового портфеля (развитие инновационного образования, интеграция научной, учебной и инновационной деятельности университета с целью создания новых «продуктов университета» и совершенствования уже имеющихся);
— диверсификация финансовой базы: активный поиск и привлечение новых, совершенствование существующих каналов финансирования;
— формирование предпринимательской корпоративной культуры и интрапренерства, как основу внутренней конкурентной среды.
Эффективность результатов формирования регионального предпринимательского управления предполагает определение экономического механизма, позволяющего осуществлять движение образовательного учреждения к запланированной цели. Сущность, предложенного экономического механизма, заключается в том, что это гибкий и все охватывающий механизм, позволяющий развиваться в процессе функционирования.
Итогом трансформационного плана является система мероприятий, его реализующих. Одним из основных элементов системы мероприятий должна стать программа инноваций всех продуктов университетской деятельности, как результат формирования и мобилизации ресурсов университета для выполнения стратегии. Наиболее важным инструментом, при помощи которого программа инноваций помогает развитию территориального окружения, является ее вклад в становление университетского комплекса.
В алгоритме экономического механизма отдельным блоком стоит поиск инвестиций, что является не менее важным в период ограничения всех ресурсов, особенно финансовых. Разработка целевых индикаторов позволяют измерить целевые установки и выполнить мониторинг достижения конкретных целей. Стратегия развития учреждений ВПО связана с адаптацией образовательного комплекса к новым экономическим условиям и привлечением в эту сферу инвестиционных ресурсов.
На последнем этапе выполнения алгоритма экономического механизма необходимо оценить соответствие модели выбранной и проверить связь университета с регионом — имеется реальный вклад в развитие экономики региона?
Взаимодействие предпринимательского университета с регионом определяются масштабом и потенциалом вуза. Основными направлениями, которые может реализовать университет, являются:
— многоуровневое профессиональное образование, переподготовка и повышение квалификации специалистов для инновационной сферы;
— технологическое развитие сферы услуг региона через развитие инновационной инфраструктуры, трансфера и коммерциализации технологий;
— формирование и развитие регионального рынка интеллектуальных ус¬луг;
— разработка и реализация информационных, инновационно - технологических, научно - образовательных и социокультурных региональных программ и проектов.
Вузам, стремящимся формировать университет предпринимательского типа, мы предлагаем создать следующие внутренние предпосылки:
— организовать разработку и внедрение инновационных программ по различным видам деятельности университета, которые имеют коммерческий успех или снижают его затраты;
— создать творческие коллективы, выполняющие научные исследования или реализующие производственные задачи, умеющие рисковать, когда результат внедрения новых идей не является очевидным;
— постоянно работать над повышением конкурентоспособности за счет формирования системы качества во всех сферах деятельности университета;
— расширять финансовую базу и развивать периферию путем создания университетских комплексов различных видов.
Таким образом, в ходе исследования получены следующие научные результаты:
1. Обобщены предпосылки преобразования вуза в предпринимательскую организацию.
2. Выявлены подходы к созданию предпринимательских университетов в России и за рубежом.
3. Раскрыта сущность регионального предпринимательского университета как одной из основных моделей учреждений ВПО.
4. Разработан трансформационный план преобразования учреждений ВПО в региональные предпринимательские университеты.
Основные положения диссертации были успешно внедрены во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, Ивановской государственной текстильной академии. Трансформация вуза в университет предпринимательского типа предполагает дальнейшее наращивание инновационной инфраструктуры, как для внутренних потребностей участников университетского комплекса, так и оперативного удовлетворения изменяющихся потребностей регионального рынка.
Результаты исследования могут быть использованы университетами Дальневосточного федерального округа и России в целом при формировании региональных предпринимательских университетов, способных работать в реальном секторе экономики, уметь рисковать, проявлять новаторство и инициативу, нести ответственность за принятые решения.
Подобные работы
- Экономический механизм формирования
регионального предпринимательского университета
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР МАШИНОСТРОЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ЭКОНОМИКИ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Экономико-организационный механизм формирования рынка жилищно-коммунальных услуг
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Организационно-экономический механизм повышения эффективности ресурсного потенциала
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование организационно-экономического механизма управления предприятием сферы услуг в крупном городе на материалах ООО «Командор-холдинг»
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Совершенствование процесса формирования организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне (Кубанский государственный технологический университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Формирование организационно-экономического механизма управление инновационной деятельностью предприятия
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



