СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОВМЕСТНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ С УЧЕТОМ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ
|
Введение 4
Глава 1. Исследование межкультурных факторов предпринимательства в России и в странах мусульманской 10
культуры
1.1. Этические аспекты бизнеса, влияние религиозных факторов на экономические системы 10
1.2. Исследование особенностей этики бизнеса и управления в
мусульманской и российской экономических системах 22
1.3. Принципы ведения этичного бизнеса исламскими субъектами рынка 31
1.4. Анализ возможностей экономической интеграции и адаптации
исламских этических норм бизнеса и управления в российском предпринимательстве 47
Глава 2. Формы организации и методы управления предпринимательской деятельностью в России и в странах 60 мусульманской культуры
2.1. Типизация форм и исследование основных тенденций организации
исламского и российского бизнеса 60
2.2. Задачи организации и ведения совместного бизнеса на базе
этических норм 83
2.3. Разработка алгоритма организации совместных компаний с учетом
межкультурных факторов 98
Глава 3. Формирование механизмов эффективного управления совместным бизнесом на базе этических норм 112
3.1. Условия и принципы этичного управления многонациональными компаниями 112
3.2. Разработка методов этичного поведения менеджера
многонациональной компании 126
3.3. Источники и оценка эффективности этичного бизнеса на макро- и миркроуровнях 137
Заключение 149
Приложение I. Кодекс этичного ведения бизнеса 155
Приложение II. Деловая этика американского финансового дома «LARIBA» 157
Приложение III. Кодекс международной деловой этики для христиан, мусульман и иудеев 158
Приложение IV. Устав некоммерческого партнерства «Союз деловых мусульман» 162
Список литературы 166
Глава 1. Исследование межкультурных факторов предпринимательства в России и в странах мусульманской 10
культуры
1.1. Этические аспекты бизнеса, влияние религиозных факторов на экономические системы 10
1.2. Исследование особенностей этики бизнеса и управления в
мусульманской и российской экономических системах 22
1.3. Принципы ведения этичного бизнеса исламскими субъектами рынка 31
1.4. Анализ возможностей экономической интеграции и адаптации
исламских этических норм бизнеса и управления в российском предпринимательстве 47
Глава 2. Формы организации и методы управления предпринимательской деятельностью в России и в странах 60 мусульманской культуры
2.1. Типизация форм и исследование основных тенденций организации
исламского и российского бизнеса 60
2.2. Задачи организации и ведения совместного бизнеса на базе
этических норм 83
2.3. Разработка алгоритма организации совместных компаний с учетом
межкультурных факторов 98
Глава 3. Формирование механизмов эффективного управления совместным бизнесом на базе этических норм 112
3.1. Условия и принципы этичного управления многонациональными компаниями 112
3.2. Разработка методов этичного поведения менеджера
многонациональной компании 126
3.3. Источники и оценка эффективности этичного бизнеса на макро- и миркроуровнях 137
Заключение 149
Приложение I. Кодекс этичного ведения бизнеса 155
Приложение II. Деловая этика американского финансового дома «LARIBA» 157
Приложение III. Кодекс международной деловой этики для христиан, мусульман и иудеев 158
Приложение IV. Устав некоммерческого партнерства «Союз деловых мусульман» 162
Список литературы 166
Развитие многонациональной среды российского бизнеса определяет необходимость учета факторов культурного разнообразия при построении системы отношений между субъектами рынка, при формировании системы управления и ведении хозяйства компаниями. Решение данной задачи связано с всесторонним изучением влияния различных культур и религий на экономику и управление предприятиями, с выявлением механизмов перехода к этичному бизнесу. Отсутствие учета в партнерских деловых отношениях межкультурных факторов, таких как, особенности национального поведения, религиозной морали, этических норм, организационной культуры, негативно отражается на развитии совместного предпринимательства. Это выражается в возникновении конфликтных ситуаций и, в конечном счете, в повышении трансакционных издержек как российских предпринимателей, так и внешних партнеров, что соответственно ведет к снижению конкурентоспособности совместного бизнеса. Чем выше предсказуемость партнерских отношений, чем надежнее ожидания от кооперации, тем шире возможности взаимовыгодного сотрудничества.
Население России многоконфессионально, и значительную часть его составляют двадцать миллионов российских мусульман. В таких условиях создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективное участие этих граждан в экономической жизни страны, приобретает особой интерес и значимость. «Россия видит свою роль в том, чтобы стать мостом между христианским Западом и мусульманским Востоком. Российское руководство считает ислам великой мировой религией, которая является важным фактором глобального политического и экономического развития. Кремль также намерен продвигать идею о близости российских и исламских подходов ко многим международным проблемам» . Об этом свидетельствует и недавнее заявление Президента РФ о намерении России сотрудничать с одной из самых авторитетных мусульманских организаций мира - Организацией «Исламская конференция» (ОИК). Российские предприниматели и инвесторы в значительной степени заинтересованы в расширении торгово-экономического взаимодействия в рамках многосторонних инвестиционных проектов между Россией и странами - членами ОИК, ресурсы которой составляют 70% мировых запасов нефти и 50% газа. Аналогичное отношение к сотрудничеству имеет место и в исламском мире. Очевидно, что для взаимовыгодной кооперации со странами ОИК в первую очередь необходимо глубокое изучение норм и требований, предъявляемых в странах-партнерах к ведению совместного бизнеса.
Расширение международных связей российского бизнеса со странами Ближнего и Среднего Востока требует подготовки современных менеджеров, способных эффективно работать, осуществлять деловые контакты в условиях межкультурной бизнес-среды. В нашей стране со значительным мусульманским сегментом изучение принципов и особенностей ведения бизнеса, характерного для исламских стран, и использование его позитивного опыта представляет особую важность. Наряду с этим российский опыт также может сыграть заметную роль в совершенствовании совместного предпринимательства со странами Ближнего Востока. Появление на территории России исламских финансовых институтов и увеличение числа совместных предприятий говорит о возрастающем интересе к ведению совместного бизнеса, к экономическим принципам и нормам, которые в значительной степени ориентированы на положения религиозной морали и концентрируют внимание на этических аспектах менеджмента.
Вместе с тем, актуальность темы исследования определяется назревшей потребностью общества в добросовестном поведении всех участников рыночных отношений в России. Сходство христианских и исламских экономических постулатов дает возможность искать новые подходы в формировании механизмов этичного управления совместными предприятиями с учетом национальной специфики. Этичное управление позволит выстроить новые отношения, наладить сотрудничество и достичь высокой эффективности бизнеса и взаимопонимания как на макро-, так и на микроуровнях.
Степень разработанности проблемы
Идея о системообразующем воздействии на предпринимательство и менеджмент этики и религии неоднократно затрагивалась в трудах разных исследователей, как зарубежных, так и отечественных. Так, проблеме влияния христианства на экономику в западной экономической школе посвящены работы Т.Парсонса, М.Вебера, Д.Маклеланда, а из отечественных ученых - С. Булгакова,
O. Платонова, Н. Бубнова, Д.Раскова и др. Исследованием исламской этики бизнеса занимались в основном зарубежные экономисты (Р.Бикун, С. Накви, М.Сиддики,P. Уилсон, Ч.Торрей). Данная проблема достаточно нова для России, тем не менее можно отметить и российских ученых, специализирующихся в данной области: А.Ю.Журавлев, А.И.Ионова, В.В.Павлов, Р.Р.Беккин и др. Эти работы дают богатый теоретический материал лишь в области деятельности исламских финансовых институтов. Необходимость расширения и углубления проблематики исследования в области проведения анализа национальных особенностей организационной культуры, управления бизнесом в мусульманских компаниях, разработки схем организации и управления совместным бизнесом, оценки эффективности этичного бизнеса, обусловила выбор темы и целей диссертационного исследования.
Цели и задачи исследования
Основной целью диссертационного исследования является анализ и развитие концептуальных положений совершенствования системы управления совместным предпринимательством с учетом национальных и культурных особенностей.
В соответствии с этим, диссертационное исследование направлено на решение следующих задач:
- изучение организации предпринимательства в России, обоснование необходимости учета межкультурных факторов в предпринимательстве, как внутри страны, так и за ее пределами.
- анализ характеристик религиозных факторов и их учет при формировании совместного предприятия; классификация этических норм предпринимательства, ориентированного на исламскую культуру и анализ адаптации их к российской среде.
- идентификация организационных форм и выявление основных тенденций организации предпринимательства с элементами мусульманской культуры в России.
- определение задач организации и ведения совместного бизнеса.
- выявление условий и принципов этичного управления многонациональными компаниями.
- формирование подходов к оценке эффективности этически обоснованных решений.
Предмет и объект исследования
В качестве объекта исследования рассматривается сфера совместного предпринимательства в условиях, различающихся в зависимости от типа культур и религий.
Предметом исследования являются теоретические и концептуальные основы организации предпринимательства, основанные на использовании межкультурных факторов ведения бизнеса с учетом особенностей исламской деловой культуры. Теоретические и методологические основы исследования
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы ряда зарубежных и отечественных экономистов, имеющие научную и практическую значимость в области сравнительного менеджмента, изучения этических проблем управления. Автор применяет методы анализа и сравнения при выявлении типов ценностных ориентаций и норм национальных бизнес-культур, проблем восприятия культур. Системный подход был использован при разработке и формировании эффективных схем организации совместных российско-арабских компаний, экспертный метод - при бальной оценке в процессе принятия этичных решений. Метод восхождения от абстрактного к конкретному применен при переходе от описания источников мусульманского права к нормам, непосредственно относящимся к организации и управлению предприятием. Научная новизна работы
В процессе исследования получены следующие результаты, обладающие научной новизной:
- разработаны основные характеристики системы управления предпринимательством, в основу которой положены принципы организации бизнеса, учитывающие факторы мусульманской и христианской культур в комплексе с анализом других типов национальных культур.
- проведена сравнительная характеристика особенностей различных моделей экономического поведения (российской, исламской, англо-саксонской и японской моделей), которые сложились под влиянием специфических культурных, религиозных ценностей и традиций, в силу географических или исторических предпосылок.
- выявлен комплекс факторов, влияющих на характер установления и развития межнациональных деловых связей и ведения совместного бизнеса с учетом религиозных факторов. Предложены пути преодоления культурных барьеров.
- проведена идентификация типов организации исламского и российского бизнеса на основе критерия участия партнеров в затратах и результатах деятельности компаний. Выполнено сопоставление традиционных (европейских) и исламских инструментов финансирования бизнеса с выявлением эффективных схем, учитывающих интересы участников рыночных отношений.
- предложены формы сотрудничества коммерческих компаний с религиозными организациями, обеспечивающие условия для этичного и эффективного управления бизнесом. Разработаны принципы бизнес-этики в значительной степени связанные с религиозными установками и требующие закрепления в деловом этическом кодексе предприятия.
- разработаны особенности алгоритма организации совместных предприятий России и мусульманских стран. Сформирован комплекс мероприятий по институционализации культурного многообразия, основанного на совмещении базовых этических ценностей, национальных моделей управления.
- предложены подходы к интегральной социально-экономической оценке эффективности бизнеса на макро- и микроуровнях.
Практическая значимость работы
Положения, выводы и рекомендации могут быть использованы широким кругом компаний, обладающих культурным многообразием, при решении этических проблем в целях повышения эффективности управления. Использование алгоритма создания национальных компаний с элементами мусульманской деловой культуры открывает новые возможности для совместного предпринимательства, как на территории России в среде мусульманского населения, так и в мусульманских странах.
Новые подходы, основанные на использовании опыта и приемов различных бизнес-культур, могут оказать значительный вклад в развитие теории и практики менеджмента, международных экономических отношений, помочь в изучении кризисных, конфликтных явлений и облегчить поиск путей их преодоления.
Основные теоретические положения и выводы диссертации применяются автором в преподавании дисциплины «Основы исламской экономики» в Московском исламском университете и используются при подготовке учебно¬методических материалов по данному курсу.
Структура диссертационного исследования
Цель и задачи исследования определили логику изложения материала, в соответствии со следующей структурой: введение, основная часть, состоящая из трех глав, и заключение. В первой главе проводится исследование межкультурных факторов предпринимательства в России и в странах мусульманской культуры: этических аспектов бизнеса, религиозных факторов и их влияния на социально-экономические системы, принципы ведения бизнеса исламскими субъектами рынка, определяются возможности экономической интеграции и адаптации мусульманских этических норм бизнеса и управления в российском предпринимательстве.
Во второй главе проводится типизация форм и исследование основных тенденций организации исламского и российского бизнеса, выделяются задачи организации и ведения совместного бизнеса на базе этических норм, разрабатывается алгоритм организации компаний с учетом межкультурных факторов.
Третья глава посвящена формированию механизмов эффективного управления совместным бизнесом на базе этических норм. В главе определяются условия и принципы этичного управления многонациональными компаниями, разрабатывается схема этичного поведения менеджера такой компании, выявляются источники и оценка эффективности этичного бизнеса на макро- и миркроуровнях.
Население России многоконфессионально, и значительную часть его составляют двадцать миллионов российских мусульман. В таких условиях создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективное участие этих граждан в экономической жизни страны, приобретает особой интерес и значимость. «Россия видит свою роль в том, чтобы стать мостом между христианским Западом и мусульманским Востоком. Российское руководство считает ислам великой мировой религией, которая является важным фактором глобального политического и экономического развития. Кремль также намерен продвигать идею о близости российских и исламских подходов ко многим международным проблемам» . Об этом свидетельствует и недавнее заявление Президента РФ о намерении России сотрудничать с одной из самых авторитетных мусульманских организаций мира - Организацией «Исламская конференция» (ОИК). Российские предприниматели и инвесторы в значительной степени заинтересованы в расширении торгово-экономического взаимодействия в рамках многосторонних инвестиционных проектов между Россией и странами - членами ОИК, ресурсы которой составляют 70% мировых запасов нефти и 50% газа. Аналогичное отношение к сотрудничеству имеет место и в исламском мире. Очевидно, что для взаимовыгодной кооперации со странами ОИК в первую очередь необходимо глубокое изучение норм и требований, предъявляемых в странах-партнерах к ведению совместного бизнеса.
Расширение международных связей российского бизнеса со странами Ближнего и Среднего Востока требует подготовки современных менеджеров, способных эффективно работать, осуществлять деловые контакты в условиях межкультурной бизнес-среды. В нашей стране со значительным мусульманским сегментом изучение принципов и особенностей ведения бизнеса, характерного для исламских стран, и использование его позитивного опыта представляет особую важность. Наряду с этим российский опыт также может сыграть заметную роль в совершенствовании совместного предпринимательства со странами Ближнего Востока. Появление на территории России исламских финансовых институтов и увеличение числа совместных предприятий говорит о возрастающем интересе к ведению совместного бизнеса, к экономическим принципам и нормам, которые в значительной степени ориентированы на положения религиозной морали и концентрируют внимание на этических аспектах менеджмента.
Вместе с тем, актуальность темы исследования определяется назревшей потребностью общества в добросовестном поведении всех участников рыночных отношений в России. Сходство христианских и исламских экономических постулатов дает возможность искать новые подходы в формировании механизмов этичного управления совместными предприятиями с учетом национальной специфики. Этичное управление позволит выстроить новые отношения, наладить сотрудничество и достичь высокой эффективности бизнеса и взаимопонимания как на макро-, так и на микроуровнях.
Степень разработанности проблемы
Идея о системообразующем воздействии на предпринимательство и менеджмент этики и религии неоднократно затрагивалась в трудах разных исследователей, как зарубежных, так и отечественных. Так, проблеме влияния христианства на экономику в западной экономической школе посвящены работы Т.Парсонса, М.Вебера, Д.Маклеланда, а из отечественных ученых - С. Булгакова,
O. Платонова, Н. Бубнова, Д.Раскова и др. Исследованием исламской этики бизнеса занимались в основном зарубежные экономисты (Р.Бикун, С. Накви, М.Сиддики,P. Уилсон, Ч.Торрей). Данная проблема достаточно нова для России, тем не менее можно отметить и российских ученых, специализирующихся в данной области: А.Ю.Журавлев, А.И.Ионова, В.В.Павлов, Р.Р.Беккин и др. Эти работы дают богатый теоретический материал лишь в области деятельности исламских финансовых институтов. Необходимость расширения и углубления проблематики исследования в области проведения анализа национальных особенностей организационной культуры, управления бизнесом в мусульманских компаниях, разработки схем организации и управления совместным бизнесом, оценки эффективности этичного бизнеса, обусловила выбор темы и целей диссертационного исследования.
Цели и задачи исследования
Основной целью диссертационного исследования является анализ и развитие концептуальных положений совершенствования системы управления совместным предпринимательством с учетом национальных и культурных особенностей.
В соответствии с этим, диссертационное исследование направлено на решение следующих задач:
- изучение организации предпринимательства в России, обоснование необходимости учета межкультурных факторов в предпринимательстве, как внутри страны, так и за ее пределами.
- анализ характеристик религиозных факторов и их учет при формировании совместного предприятия; классификация этических норм предпринимательства, ориентированного на исламскую культуру и анализ адаптации их к российской среде.
- идентификация организационных форм и выявление основных тенденций организации предпринимательства с элементами мусульманской культуры в России.
- определение задач организации и ведения совместного бизнеса.
- выявление условий и принципов этичного управления многонациональными компаниями.
- формирование подходов к оценке эффективности этически обоснованных решений.
Предмет и объект исследования
В качестве объекта исследования рассматривается сфера совместного предпринимательства в условиях, различающихся в зависимости от типа культур и религий.
Предметом исследования являются теоретические и концептуальные основы организации предпринимательства, основанные на использовании межкультурных факторов ведения бизнеса с учетом особенностей исламской деловой культуры. Теоретические и методологические основы исследования
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы ряда зарубежных и отечественных экономистов, имеющие научную и практическую значимость в области сравнительного менеджмента, изучения этических проблем управления. Автор применяет методы анализа и сравнения при выявлении типов ценностных ориентаций и норм национальных бизнес-культур, проблем восприятия культур. Системный подход был использован при разработке и формировании эффективных схем организации совместных российско-арабских компаний, экспертный метод - при бальной оценке в процессе принятия этичных решений. Метод восхождения от абстрактного к конкретному применен при переходе от описания источников мусульманского права к нормам, непосредственно относящимся к организации и управлению предприятием. Научная новизна работы
В процессе исследования получены следующие результаты, обладающие научной новизной:
- разработаны основные характеристики системы управления предпринимательством, в основу которой положены принципы организации бизнеса, учитывающие факторы мусульманской и христианской культур в комплексе с анализом других типов национальных культур.
- проведена сравнительная характеристика особенностей различных моделей экономического поведения (российской, исламской, англо-саксонской и японской моделей), которые сложились под влиянием специфических культурных, религиозных ценностей и традиций, в силу географических или исторических предпосылок.
- выявлен комплекс факторов, влияющих на характер установления и развития межнациональных деловых связей и ведения совместного бизнеса с учетом религиозных факторов. Предложены пути преодоления культурных барьеров.
- проведена идентификация типов организации исламского и российского бизнеса на основе критерия участия партнеров в затратах и результатах деятельности компаний. Выполнено сопоставление традиционных (европейских) и исламских инструментов финансирования бизнеса с выявлением эффективных схем, учитывающих интересы участников рыночных отношений.
- предложены формы сотрудничества коммерческих компаний с религиозными организациями, обеспечивающие условия для этичного и эффективного управления бизнесом. Разработаны принципы бизнес-этики в значительной степени связанные с религиозными установками и требующие закрепления в деловом этическом кодексе предприятия.
- разработаны особенности алгоритма организации совместных предприятий России и мусульманских стран. Сформирован комплекс мероприятий по институционализации культурного многообразия, основанного на совмещении базовых этических ценностей, национальных моделей управления.
- предложены подходы к интегральной социально-экономической оценке эффективности бизнеса на макро- и микроуровнях.
Практическая значимость работы
Положения, выводы и рекомендации могут быть использованы широким кругом компаний, обладающих культурным многообразием, при решении этических проблем в целях повышения эффективности управления. Использование алгоритма создания национальных компаний с элементами мусульманской деловой культуры открывает новые возможности для совместного предпринимательства, как на территории России в среде мусульманского населения, так и в мусульманских странах.
Новые подходы, основанные на использовании опыта и приемов различных бизнес-культур, могут оказать значительный вклад в развитие теории и практики менеджмента, международных экономических отношений, помочь в изучении кризисных, конфликтных явлений и облегчить поиск путей их преодоления.
Основные теоретические положения и выводы диссертации применяются автором в преподавании дисциплины «Основы исламской экономики» в Московском исламском университете и используются при подготовке учебно¬методических материалов по данному курсу.
Структура диссертационного исследования
Цель и задачи исследования определили логику изложения материала, в соответствии со следующей структурой: введение, основная часть, состоящая из трех глав, и заключение. В первой главе проводится исследование межкультурных факторов предпринимательства в России и в странах мусульманской культуры: этических аспектов бизнеса, религиозных факторов и их влияния на социально-экономические системы, принципы ведения бизнеса исламскими субъектами рынка, определяются возможности экономической интеграции и адаптации мусульманских этических норм бизнеса и управления в российском предпринимательстве.
Во второй главе проводится типизация форм и исследование основных тенденций организации исламского и российского бизнеса, выделяются задачи организации и ведения совместного бизнеса на базе этических норм, разрабатывается алгоритм организации компаний с учетом межкультурных факторов.
Третья глава посвящена формированию механизмов эффективного управления совместным бизнесом на базе этических норм. В главе определяются условия и принципы этичного управления многонациональными компаниями, разрабатывается схема этичного поведения менеджера такой компании, выявляются источники и оценка эффективности этичного бизнеса на макро- и миркроуровнях.
Проведенное в рамках диссертационной работы исследование, касающееся влияния религиозных основ и национальных традиций на формирование деловой культуры, форм организации, методов управления и выявления оптимального эффективного управления совместными компаниями на базе этичных норм, позволяет сделать следующие выводы:
1. Принципы, которыми руководствуются предприниматели различных культур в повседневной практике и в бизнесе, нельзя не учитывать, так как они накладывают серьезный отпечаток на действующие в предпринимательстве этические подходы. Существует такая закономерность: чем фундаментальнее образовательный и культурный уровень людей, чем ближе к цивилизованной экономике общество, тем меньше в нем недобросовестности, нечестности в деловых отношениях между людьми.
2. Несомненно, что на состояние этики в российском обществе и бизнесе свой отпечаток накладывает многообразие исторических, национальных, религиозных традиций. На данном этапе в России все большее значение приобретают фактор религиозной мотивации. Предприниматели различных вероисповеданий жертвуют на строительство храмов огромные средства. Духовные принципы религиозной морали способны сыграть огромную роль в нравственном формировании российского бизнеса. Близость монотеистических религий, таких как иудаизм, христианство и ислам, проявляется в тех принципах человеческого общежития, которые опираются на объединении людей, на уважительном, терпимом отношении, на взаимовыгодном, справедливом сотрудничестве, примером чему могут служить высказывания двух великих пророков - Моисея и Мухаммада, смысл которых заключается в том, чтобы человек желал другим того же, чего он желает себе и соответственно действовал согласно своим добрым намерениям. Исследования показывают, что независимо от страны и культуры, на Западе и на Востоке верующие предприниматели добиваются более существенных успехов, все чаще они становятся образцами для подражания, формируют новую культуру бизнеса.
3. Моральные и религиозные нормы православия и ислама во многом имеют общую основу. Данный фактор приобретает большое значение в понимании роли исламских этико-нравственных установок для мусульманского населения РФ и возможности их дальнейшей адаптации в хозяйственной сфере деятельности в рамках российской экономики.
4. Изучение этических ценностей исламской экономической доктрины, играющих определяющую роль в формировании хозяйственных отношений на Востоке, позволяют говорить о том, что базовыми ценностями признаются свобода, справедливость, законность предпринимательской деятельности, в противовес которым выдвигаются нарушение прав человека, несправедливость и то, что несет вред вовлеченным в бизнес людям или интересам общества. К вариантам неэтичного поведения относятся сужение ресурсов под процент, обман, спекулятивные сделки, азартные игры, мошенничество. Коран не осуждает богатство, напротив - поощряет материальное благополучие, но призывает на пути к нему не забывать о высших целях человеческой жизни и добиваться его в рамках божественных предписаний.
5. Экономика, по сути, не может характеризоваться как исламская, христианская, буддистская и так далее. Поэтому, при исследовании системы организации исламского бизнеса, имеется в виду стандартная хозяйственная система, отличающаяся только тем, что соответствующее вероучение вменяет ей моральный кодекс как необходимый фактор системного баланса. В прикладном плане это означает, в том числе, использование принципов финансового менеджмента, предписанных шариатом. Эта важная специфическая черта данной модели, естественно, не упраздняет известные базовые законы, которые действуют в экономике с исламской бизнес-культурой точно так же, как и в традиционной.
6. Россия - многонациональное, поликонфессиональное, федеративное государство, в состав, которого входят многочисленные народы, исторически исповедующие религию ислам и национально идентифицирующие себя носителями его культуры. Изучение факторов, влияющих на характер установления и развития межнациональных деловых контактов, дает возможность заключить, что исламские нормы ведения этичного бизнеса будут востребованы на всей территории России, а реализация этих принципов на практике не означает изоляцию одних рыночных агентов от других в предпринимательской сфере, а, наоборот, - их взаимную интеграцию и сотрудничество.
7. Типизация форм и исследование основных тенденций организации исламского предпринимательства в России показало, что большинство организационно-правовых форм, существующих в РФ на сегодняшний день, во многом идентичны формам исламского бизнеса. Это означает, что в российской экономической среде сложилась правовая база, которая будет способствовать развитию потенциально возможного исламского предпринимательства. Основной формой исламского бизнеса является партнерство (мушарака), которое предполагает принцип ведения совместной деятельности и разделения прибыли, либо убытков пропорционально вложенному начальному капиталу каждой стороной сделки.
8. Требования шариата о недопущении кредитного процента совпали с общей мировой тенденцией резкого снижения процентной ставки, отхода от банковских вкладов и перехода к паевым фондам и прямым инвестициям в акции. Успешное развитие деятельности исламских банков говорит в пользу выбора альтернативных подходов в построении взаимоотношений между банком и его клиентами. Такой процесс стимулирует поиски новых идей развития нетрадиционной экономической системы, поиски этических разрешений возникающих проблем, в частности финансирование малого бизнеса, не обремененное процентной ставкой. Основное преимущество исламского банка состоит в том, что вкладчик непосредственно может участвовать в проектах банка и тем самым контролировать использование своих средств. При таких условиях вопрос о недоверии исключается сам по себе.
9. Принципы, на которых основано исламское банковское дело, не противоречат российским гражданским законам, следовательно, эти банки могут свободно функционировать в российской экономической системе. Учреждение в России финансовых организаций, работающих по принципам шариата, создаст благоприятные условия для развития торгово-экономических отношений с исламским миром и позволит проводить кредитование торговли, финансирование экспорта машиностроения и разработки высоких технологий в РФ и странах СНГ. Тесное сотрудничество с исламскими банками позволит расширить границы кредитования различных проектов, в том числе в сфере образования и культуры.
10. Задачи организации и ведения совместного бизнеса должны разрабатываться с учетом кооперационных связей на основе морально-этических норм, которые реализуются на трех уровнях: организационно-управленческом; производственном; снабженческо-сбытовом. Организационно-управленческий уровень включает в себя основные задачи, связанные с: поиском и выбором партнера; учреждением совместных предприятий в России и в мусульманских странах; внутренней организацией и управлением СП. Задачи внутренней организации и управления совместным предприятием должны включать в себя выработку основных правил работы, учитывающих особенности национального бизнеса двух стран. Проблему производства некачественной продукции помогают решить свидетельства о качестве, сертификаты и другие документы, выдаваемые заслуживающими доверия учреждениями, в частности государственными. Задачи снабженческо-сбытового характера начинаются с ориентации на потребителя и решаются правильно разработанной стратегией продвижения продукта, грамотным ведением переговоров, совершенствованием системы международно¬экономического взаимодействия.
11. Разработанный в ходе работы алгоритм организации совместной компании с учетом этических норм помогает решить проблему создания нового совместного предприятия в рамках взаимодействия двух культур. Предприниматель, ориентированный на учет религиозных и национальных аспектов ведения бизнеса, должен избрать разрешенную и приемлемую сферу деятельности, учесть возможности вложения в дело собственного и привлеченного капиталов, рассчитать сроки окупаемости финансовых ресурсов, разработать проект с технико-экономическим обоснованием, выбрать правильную организационно¬правовую форму, предоставить инвестору подробный бизнес-план, содержащий достоверные и реальные финансовые показатели.
12. Для компании, обладающей культурным многообразием, учет этического аспекта в процессе принятия решений становится одним из важнейших факторов эффективного управления. Для использования преимуществ многонациональной культуры необходимо создание такого климата, который будет способствовать восприятию культурных различий. Основа этичного управления - социальная ответственность фирмы, которая подразумевает максимальное использование ее преимуществ и сведение к минимуму недостатков, затрагивающие как участников бизнеса, так и общество в целом. Кодексы и стратегии, поддерживающие нравственность, усиливают этичное поведение, особенно если работники обязаны соблюдать эти кодексы. Кодексы профессионального поведения также эффективны, если они хорошо известны членам профессиональных корпораций. Кодекс этичного ведения бизнеса приводится в приложении 1.
13. Модель этичного поведения менеджера показывает, что руководитель несет наибольшую степень ответственности. От правильного понимания менеджером целей фирмы, грамотного управления культурным многообразием, справедливой системы мотивации труда, внутреннего и внешнего контроля, этичного подхода к разрешению проблем зависит эффективность деятельности компании, в частности таких показателей как, высокая производительность, стабильная, отлаженная работа всех подразделений, высокая организационная культура, низкая текучесть кадров, динамичное развитие и т.д.
14. Оценка влияния этичности на эффективность принимаемых решений не поддается формальному, количественному измерению. Следовательно, в данном случае необходимо воспользоваться методом экспертных оценок. Интегральный показатель общей социально-этической эффективности вычисляется путем суммирования произведений относительного веса характеристики и оценки последствий каждого из вариантов решений в баллах. После определения величины относительного показателя социально-этической эффективности, его можно использовать при расчете совокупной социально-экономической эффективности предпринимательской деятельности как поправочный коэффициент.
15. Источники и оценка эффективности этичного бизнеса на макро- и микроуровнях показывают, что этичное поведение весьма существенно для долговременного успеха в бизнесе. Этика играет важную роль в конкурентноспособности национальной экономики, обеспечивая успешное развитие всей страны. Этичное поведение поддерживает рыночную систему, а неэтичное - препятствует нормальному функционированию рынка. У работников и управляющих есть сильная мотивация к созданию и укреплению взаимного доверия. Этичное поведение предпринимателя ведет к успеху его собственного дела, так как только на такой основе можно обеспечить стабильные и многообразные возможности для кооперации.
В заключении необходимо еще раз подчеркнуть, что в эпоху глобализациии стремительное развитие международных экономических отношений требует понимания и учета особенностей характера и отличительных черт поведения разных народов. Тенденция развития событий на Ближнем Востоке показывает, что Запад проявляет большой интерес к странам мусульманского мира как имеющим огромный ресурсный и финансовый потенциал для развития международной торговли, а страны Ближнего Востока, в свою очередь, заинтересованы в поддержании экономической стабильности и интеграции с другими странами, в том числе и Россией. Знание специфики местного бизнеса позволяет бизнесменам получать реальные преимущества. Вследствие этого, для достижения взаимопонимания и решения совместных проблем, изучение и понимание национальных и культурных различий необходимо как немусульманам, так и мусульманам непосредственно.
Этика бизнеса в России проходит стадии становления. Постепенно в многонациональной и поликонфессиональной России меняется само представление о характере и целях бизнеса, его общественном назначении. Торговля, финансы, производство - это не просто отрасли экономики, это особый мир со своей системой ценностей, типом поведения, профессиональным и общественным опытом. Бизнесмены все активнее обращаются к ценностям и традициям, заложенным в культуре и религии народов, в богатом историческом наследии. Сегодня все больше мусульман-предпринимателей волнуют вопросы, связанные с дозволенным и запретным поведением в бизнесе, правильными взаимоотношениями с партнерами. Этика труда и предпринимательства в мусульманском мире сродни традициям русского предпринимательства, в частности, с традициями старообрядчества, где базовыми ценностями являются повседневное трудолюбие и добросовестность, честность и выполнение долга. Это значит, что есть точки соприкосновения для создания крепких, стабильных, доверительных взаимоотношений в построении нравственного, этически корректного бизнеса.
1. Принципы, которыми руководствуются предприниматели различных культур в повседневной практике и в бизнесе, нельзя не учитывать, так как они накладывают серьезный отпечаток на действующие в предпринимательстве этические подходы. Существует такая закономерность: чем фундаментальнее образовательный и культурный уровень людей, чем ближе к цивилизованной экономике общество, тем меньше в нем недобросовестности, нечестности в деловых отношениях между людьми.
2. Несомненно, что на состояние этики в российском обществе и бизнесе свой отпечаток накладывает многообразие исторических, национальных, религиозных традиций. На данном этапе в России все большее значение приобретают фактор религиозной мотивации. Предприниматели различных вероисповеданий жертвуют на строительство храмов огромные средства. Духовные принципы религиозной морали способны сыграть огромную роль в нравственном формировании российского бизнеса. Близость монотеистических религий, таких как иудаизм, христианство и ислам, проявляется в тех принципах человеческого общежития, которые опираются на объединении людей, на уважительном, терпимом отношении, на взаимовыгодном, справедливом сотрудничестве, примером чему могут служить высказывания двух великих пророков - Моисея и Мухаммада, смысл которых заключается в том, чтобы человек желал другим того же, чего он желает себе и соответственно действовал согласно своим добрым намерениям. Исследования показывают, что независимо от страны и культуры, на Западе и на Востоке верующие предприниматели добиваются более существенных успехов, все чаще они становятся образцами для подражания, формируют новую культуру бизнеса.
3. Моральные и религиозные нормы православия и ислама во многом имеют общую основу. Данный фактор приобретает большое значение в понимании роли исламских этико-нравственных установок для мусульманского населения РФ и возможности их дальнейшей адаптации в хозяйственной сфере деятельности в рамках российской экономики.
4. Изучение этических ценностей исламской экономической доктрины, играющих определяющую роль в формировании хозяйственных отношений на Востоке, позволяют говорить о том, что базовыми ценностями признаются свобода, справедливость, законность предпринимательской деятельности, в противовес которым выдвигаются нарушение прав человека, несправедливость и то, что несет вред вовлеченным в бизнес людям или интересам общества. К вариантам неэтичного поведения относятся сужение ресурсов под процент, обман, спекулятивные сделки, азартные игры, мошенничество. Коран не осуждает богатство, напротив - поощряет материальное благополучие, но призывает на пути к нему не забывать о высших целях человеческой жизни и добиваться его в рамках божественных предписаний.
5. Экономика, по сути, не может характеризоваться как исламская, христианская, буддистская и так далее. Поэтому, при исследовании системы организации исламского бизнеса, имеется в виду стандартная хозяйственная система, отличающаяся только тем, что соответствующее вероучение вменяет ей моральный кодекс как необходимый фактор системного баланса. В прикладном плане это означает, в том числе, использование принципов финансового менеджмента, предписанных шариатом. Эта важная специфическая черта данной модели, естественно, не упраздняет известные базовые законы, которые действуют в экономике с исламской бизнес-культурой точно так же, как и в традиционной.
6. Россия - многонациональное, поликонфессиональное, федеративное государство, в состав, которого входят многочисленные народы, исторически исповедующие религию ислам и национально идентифицирующие себя носителями его культуры. Изучение факторов, влияющих на характер установления и развития межнациональных деловых контактов, дает возможность заключить, что исламские нормы ведения этичного бизнеса будут востребованы на всей территории России, а реализация этих принципов на практике не означает изоляцию одних рыночных агентов от других в предпринимательской сфере, а, наоборот, - их взаимную интеграцию и сотрудничество.
7. Типизация форм и исследование основных тенденций организации исламского предпринимательства в России показало, что большинство организационно-правовых форм, существующих в РФ на сегодняшний день, во многом идентичны формам исламского бизнеса. Это означает, что в российской экономической среде сложилась правовая база, которая будет способствовать развитию потенциально возможного исламского предпринимательства. Основной формой исламского бизнеса является партнерство (мушарака), которое предполагает принцип ведения совместной деятельности и разделения прибыли, либо убытков пропорционально вложенному начальному капиталу каждой стороной сделки.
8. Требования шариата о недопущении кредитного процента совпали с общей мировой тенденцией резкого снижения процентной ставки, отхода от банковских вкладов и перехода к паевым фондам и прямым инвестициям в акции. Успешное развитие деятельности исламских банков говорит в пользу выбора альтернативных подходов в построении взаимоотношений между банком и его клиентами. Такой процесс стимулирует поиски новых идей развития нетрадиционной экономической системы, поиски этических разрешений возникающих проблем, в частности финансирование малого бизнеса, не обремененное процентной ставкой. Основное преимущество исламского банка состоит в том, что вкладчик непосредственно может участвовать в проектах банка и тем самым контролировать использование своих средств. При таких условиях вопрос о недоверии исключается сам по себе.
9. Принципы, на которых основано исламское банковское дело, не противоречат российским гражданским законам, следовательно, эти банки могут свободно функционировать в российской экономической системе. Учреждение в России финансовых организаций, работающих по принципам шариата, создаст благоприятные условия для развития торгово-экономических отношений с исламским миром и позволит проводить кредитование торговли, финансирование экспорта машиностроения и разработки высоких технологий в РФ и странах СНГ. Тесное сотрудничество с исламскими банками позволит расширить границы кредитования различных проектов, в том числе в сфере образования и культуры.
10. Задачи организации и ведения совместного бизнеса должны разрабатываться с учетом кооперационных связей на основе морально-этических норм, которые реализуются на трех уровнях: организационно-управленческом; производственном; снабженческо-сбытовом. Организационно-управленческий уровень включает в себя основные задачи, связанные с: поиском и выбором партнера; учреждением совместных предприятий в России и в мусульманских странах; внутренней организацией и управлением СП. Задачи внутренней организации и управления совместным предприятием должны включать в себя выработку основных правил работы, учитывающих особенности национального бизнеса двух стран. Проблему производства некачественной продукции помогают решить свидетельства о качестве, сертификаты и другие документы, выдаваемые заслуживающими доверия учреждениями, в частности государственными. Задачи снабженческо-сбытового характера начинаются с ориентации на потребителя и решаются правильно разработанной стратегией продвижения продукта, грамотным ведением переговоров, совершенствованием системы международно¬экономического взаимодействия.
11. Разработанный в ходе работы алгоритм организации совместной компании с учетом этических норм помогает решить проблему создания нового совместного предприятия в рамках взаимодействия двух культур. Предприниматель, ориентированный на учет религиозных и национальных аспектов ведения бизнеса, должен избрать разрешенную и приемлемую сферу деятельности, учесть возможности вложения в дело собственного и привлеченного капиталов, рассчитать сроки окупаемости финансовых ресурсов, разработать проект с технико-экономическим обоснованием, выбрать правильную организационно¬правовую форму, предоставить инвестору подробный бизнес-план, содержащий достоверные и реальные финансовые показатели.
12. Для компании, обладающей культурным многообразием, учет этического аспекта в процессе принятия решений становится одним из важнейших факторов эффективного управления. Для использования преимуществ многонациональной культуры необходимо создание такого климата, который будет способствовать восприятию культурных различий. Основа этичного управления - социальная ответственность фирмы, которая подразумевает максимальное использование ее преимуществ и сведение к минимуму недостатков, затрагивающие как участников бизнеса, так и общество в целом. Кодексы и стратегии, поддерживающие нравственность, усиливают этичное поведение, особенно если работники обязаны соблюдать эти кодексы. Кодексы профессионального поведения также эффективны, если они хорошо известны членам профессиональных корпораций. Кодекс этичного ведения бизнеса приводится в приложении 1.
13. Модель этичного поведения менеджера показывает, что руководитель несет наибольшую степень ответственности. От правильного понимания менеджером целей фирмы, грамотного управления культурным многообразием, справедливой системы мотивации труда, внутреннего и внешнего контроля, этичного подхода к разрешению проблем зависит эффективность деятельности компании, в частности таких показателей как, высокая производительность, стабильная, отлаженная работа всех подразделений, высокая организационная культура, низкая текучесть кадров, динамичное развитие и т.д.
14. Оценка влияния этичности на эффективность принимаемых решений не поддается формальному, количественному измерению. Следовательно, в данном случае необходимо воспользоваться методом экспертных оценок. Интегральный показатель общей социально-этической эффективности вычисляется путем суммирования произведений относительного веса характеристики и оценки последствий каждого из вариантов решений в баллах. После определения величины относительного показателя социально-этической эффективности, его можно использовать при расчете совокупной социально-экономической эффективности предпринимательской деятельности как поправочный коэффициент.
15. Источники и оценка эффективности этичного бизнеса на макро- и микроуровнях показывают, что этичное поведение весьма существенно для долговременного успеха в бизнесе. Этика играет важную роль в конкурентноспособности национальной экономики, обеспечивая успешное развитие всей страны. Этичное поведение поддерживает рыночную систему, а неэтичное - препятствует нормальному функционированию рынка. У работников и управляющих есть сильная мотивация к созданию и укреплению взаимного доверия. Этичное поведение предпринимателя ведет к успеху его собственного дела, так как только на такой основе можно обеспечить стабильные и многообразные возможности для кооперации.
В заключении необходимо еще раз подчеркнуть, что в эпоху глобализациии стремительное развитие международных экономических отношений требует понимания и учета особенностей характера и отличительных черт поведения разных народов. Тенденция развития событий на Ближнем Востоке показывает, что Запад проявляет большой интерес к странам мусульманского мира как имеющим огромный ресурсный и финансовый потенциал для развития международной торговли, а страны Ближнего Востока, в свою очередь, заинтересованы в поддержании экономической стабильности и интеграции с другими странами, в том числе и Россией. Знание специфики местного бизнеса позволяет бизнесменам получать реальные преимущества. Вследствие этого, для достижения взаимопонимания и решения совместных проблем, изучение и понимание национальных и культурных различий необходимо как немусульманам, так и мусульманам непосредственно.
Этика бизнеса в России проходит стадии становления. Постепенно в многонациональной и поликонфессиональной России меняется само представление о характере и целях бизнеса, его общественном назначении. Торговля, финансы, производство - это не просто отрасли экономики, это особый мир со своей системой ценностей, типом поведения, профессиональным и общественным опытом. Бизнесмены все активнее обращаются к ценностям и традициям, заложенным в культуре и религии народов, в богатом историческом наследии. Сегодня все больше мусульман-предпринимателей волнуют вопросы, связанные с дозволенным и запретным поведением в бизнесе, правильными взаимоотношениями с партнерами. Этика труда и предпринимательства в мусульманском мире сродни традициям русского предпринимательства, в частности, с традициями старообрядчества, где базовыми ценностями являются повседневное трудолюбие и добросовестность, честность и выполнение долга. Это значит, что есть точки соприкосновения для создания крепких, стабильных, доверительных взаимоотношений в построении нравственного, этически корректного бизнеса.
Подобные работы
- Совершенствование системы управления совместным предпринимательством с учетом межкультурных факторов
Диссертации (РГБ), предпринимательство. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Организационно-экономический механизм повышения эффективности ресурсного потенциала
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018 - СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Системообразующие основания разработки региональных программ социально-культурного развития в России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ МОНОГОРОДОВ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016 - ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА РОССИИ И КИТАЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2016 - ПРОБЛЕМА БЕЖЕНЦЕВ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Современная миграционная политика России и Китая
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019



