Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ (на примере современной России и стран СНГ)

Работа №28855

Тип работы

Диссертация

Предмет

социология

Объем работы172
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
668
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО
ПОВЕДЕНИЯ …………………………………………...………. 13
1.1. Исторические предпосылки изучения политической
проблематики в социальной психологии ……………....... 13
1.1.1. Основные направления изучения политической
проблематики в западной социальной психологии …....... 15
1.1.2. Основные направления изучения политической
проблематики в отечественной социальной психологии 16
1.2. Электоральное поведение как социально-психологический феномен ………………………………………......... 22
1.3. Анализ основных детерминант электорального
поведения ………………………………………………....... 43
1.3.1. Когнитивные элементы электорального поведения ........ 46
1.3.2. Мотивационно-потребностные компоненты
электорального поведения …………………………….….. 47
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ....... 74
2.1. Объект, предмет и репрезентативность выборочной совокупности социально-психологического исследования
электорального поведения ………………………………... 74
2.2. Основные подходы к исследованию электорального
поведения ……………………………………………….……...... 78
2.2.1. Ситуационный подход ……………………………...…… 80
2.2.2. Социологический подход ……………………………....... 81
2.2.3. Манипулятивный подход ……………………………....... 833
2.2.4. Индивидуально-психологический подход
………………
86
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ДЕТЕРМИНАНТ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ……... 93
3.1. Исследование основных социально-психологических
детерминант электорального поведения ………………… 93
3.2. Использование манипулятивных механизмов управления
поведением избирателей ………………………………….. 125
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………. 139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………...………………… 141
БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………....... 143
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Изучение электорального поведения
российских граждан стало актуальным, начиная с первых выборов народных депутатов СССР, прошедших весной 1989 года. Выборы впервые за
многие предшествующие десятилетия советского периода были альтернативными, предполагали возможность выбора депутатов из нескольких кандидатур. Изменение характера выборов по сравнению с советской безальтернативной моделью стимулировало спрос на прогнозирование результатов выборов. Для решения этой задачи в период первой избирательной кампании периода перестройки стали проводиться опросы общественного мнения, направленные на выявление предпочтений избирателей.
Результаты таких опросов и прогнозы итогов выборов стали с этого периода публиковаться в средствах массовой информации, и это вызывало
большой общественный интерес. Электоральное поведение российских граждан представляет собой сложный социально-психологический феномен,
который необходимо изучать не только с помощью опросов общественного
мнения, но и с помощью специальных психологических методов и приемов,
которые действительно могут дать достаточно информации для обоснованного прогноза результатов выборов. В отличие от опросов общественного
мнения именно они измеряют не только вербальное, но и реальное электоральное поведение граждан.
Современное государство нуждается в систематическом получении и
осмыслении разносторонней информации об особенностях восприятия
своими гражданами политической, экономической и социально-психологической сторон общественно-политической жизни своего народонаселения, его отношения ко всему этому, и, в первую очередь, о его постоянно изменяющихся потребностях, ценностях и намерениях. Эта информация приобретает особое значение в современном российском обществе, уже
длительное время находящемся в кризисном состоянии. Однако любой кризис можно и должно рассматривать как проявление, прежде всего, каких-либо противоречий: несоответствие новых целей старой структуре их достижения, новых требований к лидерам государственных и общественных
организаций и их старых, сложившихся в прежние годы, систем ценностей и
методов управления.
Россия является страной с чрезвычайно разнообразным спектром этнических, географических и социально-культурных условий. В последнее десятилетие в стране в целом и в ее федеральных структурах (прежде всего, в
многочисленных субъектах федерации) разрабатывались и реализовывались
разноуровневые проекты стратегического и тактического характера, которые предусматривали регулярное обновление управленческих органов путем (методом) региональных и федеральных выборов с вовлечением в этот
процесс возможно большего числа взрослого населения, имеющего, согласно законодательству, право избирать и быть избранными. Многие социально-политические и общественно-психологические установки, когда-то детерминировавшие поведение электората, сменились.
Названные противоречия объективного и субъективного характера,
острая необходимость научно обоснованного их разрешения в современных
российских условиях определяют актуальность настоящего исследования.
Постановка четких исследовательских задач тесно связана с формулировкой противоречий, прямо или косвенно относящихся к пространственным аспектам существования и развития регионального электората, основных его социально-психологических характеристик. Одновременно, происходящие в стране радикальные экономические и политические реформы
оказывают объективное влияние на изменение требований к современным
политическим реалиям и их деятелям. Усложнение процессов, происходящих в социально-политической жизни нашего общества, активизировали
многие проблемы, связанные с деятельностью профессиональных политиков и психотехнологов. В этой ситуации существенно возрастает роль личности политических лидеров в их влиянии на социально-политические и социально-психологические процессы, происходящие в стране. От профессиональных и личностных качеств политиков зависят темпы развития демократических преобразований и то, как они будут восприниматься в обществе.
Эффективность взаимодействия политического лидера и электората во
многом обусловлена тем, насколько он в своей профессиональной деятельности учитывает требования, предъявляемые обществом, ценностные ориентации, потребности, насущные проблемы населения, и, с другой стороны,
личностными качествами политика, благодаря которым он имеет возможность реализовать эти требования.
Кроме того, изучение данных аспектов необходимо и в прогностическом плане для моделирования поведения политиков, для разработки стратегии и тактики избирательных кампаний, для работы психологовконсультантов и политтехнологов с кандидатами на демократических выборах, для построения работы с конкурентами-личностями и конкурентамипартиями и т.д.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена, с одной
стороны, потребностями развития современной политической системы, где
формируется новый профессиональный корпус политиков, с другой - отсутствием серьезного системного подхода к изучению требований, предъявляемых обществом политическим деятелям.
Цель исследования: выявить и изучить наиболее значимые социальнопсихологические проблемы поведения конкретного регионального электората.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Обобщить теоретические и эмпирические исследования, проводимые
в современной России и странах СНГ психологами, социологами и политтехнологами.
2. Дать теоретико-методологическое обоснование методов и приемов
исследования поведения регионального электората.
3. Обобщить опыт собственных исследований поведения регионального электората в России и странах СНГ.
4. Подобрать и апробировать на практике адекватные целям и задачам
исследования методы и приемы изучения социально-психологических особенностей регионального электората и практические методы воздействия на
его поведение в нужных исследователям и заказчикам направлениях.
5. Выделить и охарактеризовать основные социально-психологические
детерминанты поведения регионального электората.
6. Выявить общие тенденции и особенности поведения электората в
конкретных регионах.
7. Изучить динамику социально-психологических детерминант электорального поведения.
В своей работе мы исходим из следующей исследовательской гипотезы: поведение регионального электората во многом зависит от социальнопсихологических факторов, среди которых наиболее значимыми являются
мотивы, потребности, идеологические предпочтения, ценностные ориентации, социальные стереотипы.
Объект исследования. Репрезентативная выборочная совокупность
избирателей.
Предмет исследования. Количественные и качественные характеристики основных социально-психологических детерминант электорального
поведения в конкретном регионе.
Методологической основой исследования является современная парадигма научного знания, утверждающая системность и интегративность
социально-политических, социально-экономических и социальнопсихологических процессов развития общества, а также взаимосвязь теории и практики формирования современных человеческих сообществ различного объема как устойчивых полифункциональных ячеек любого социума, в том числе и российского.
Кроме того, исследование опиралось на системно-структурный, деятельностный и рефлексивно-деятельностный подходы, разработанных зарубежными и отечественными психологами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении хотелось бы остановиться на перспективах развития политического консалтинга с точки зрения социальной психологии. Прежде
всего, использование “грязных” технологий, которые из года в год совершенствуются, становятся изощренными и применяются не только специалистами в области политической рекламы, но и самими кандидатами, несомненно, приведут к очень негативным последствиям. Мы согласны с Президентом консалтинговой группы “ИМИДЖ-Контакт” А. Ситниковым, который считает, что “грязные” технологии применяются не технологами, а против технологов. Поэтому политическим консультантам необходимо совершенствоваться не столько в области социальных наук, сколько в формировании собственных гуманистических и демократических ценностей, морали,
уважению и порядочному отношению к конкурирующим командам. Обливание друг друга грязью и в дальнейшем, по-видимому, вызовет рост негативизма по отношению не только к политике, но и к роли в ней социального
психолога. Понизится интерес к политической жизни страны, обострится
недоверие к политикам, возрастут финансовые, временные и другие затраты,
например, для обеспечения явки избирателей, станут обычными срывы выборов, а, возможно, их проведение окажется абсолютно бессмысленным.
Возможно, социальная психология - наука, аккумулирующая гуманистические ценности и методы воздействия на массовое сознание, позволит избежать столь пессимистичного развития событий.
Необходимо отметить, что помимо описанных нами в третьей главе
прагматических подходов к формированию политических целей, направленного на достижение конкретной цели (как правило, победы на выборах), может быть и долгосрочный вариант. Некоторые специалисты в области социальной психологии, политологии считают, что необходимо создание программ по политическому просвещению, формированию политического соз-142
нания в виде целостной идеологии. Это позволяет воспитать политическую
компетентность граждан, обеспечить высокий уровень их участия в политической жизни. Однако попытки разработать универсальную идеологию не
были достигнуты, например, создание идеологии на основе идеи права. Но
построение правового государства сводится не только к принятию законов,
указов и т.д., но и к “интериоризации” права, то есть к формированию через
дисциплинарные пространства (семью, школу, производство) потребности в
исполнении этих законов. Кроме того, идея создания единой идеологии может использоваться и в целях манипуляции массовым политическим сознанием, что наблюдалось в недавнем прошлом.
Новиков В.В. не один раз повторял, что сегодня в России профессиональным социальным психологам нельзя просто гордиться своей принадлежностью к научной сфере или имитировать научную деятельность. Поэтому мы, как психологи-практики, принимающие на себя первый удар реальности, должны в максимальной степени экстраполировать приоритеты
человечности в область практическую и привносить профессиональные знания в жизнь. Это в полной мере относится к социаль


Абульханова-Славская К.А. Отечественная социальная психология. //
Психологическая наука в Росссии ХХ столетия. М., ИП РАН, 1997.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. М.: Педагогика,
1981.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 1997.
4. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979.
5. Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятия установка в общей и социальной психологии// Теоретический и методологические
проблемы социальной психологии. М., 1979.
6. Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. М., «Наука», 1990.
7. Бердяев Н. Судьба России. М., Советский писатель, 1990.
8. Богомолова Н.Н., Мельникова О.Т., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как
качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях// Введение в практическую социальную психологию. Учебное
пособие для высших учебных заведений./ Под. ред. Ю.М. Жукова, Л.А.
Петровской, О.В. Соловьевой. М.: Смысл,1996.
9. Богомолова Н.Н., Стефаненко Г.М. Контент-анализ. М.: МГУ, 1992.
10. Бурлачук В.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. 528с.
11. Вихалемм П.А. Роль социальных установок в восприятии газетной информации (опыт экспериментального исследования). Автореф…. дисс.
канд. психол. наук. Л., 1964.
12. Гозман Л.Я. Психология в политике: от объяснения к воздействию//
Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие144
для высших учебных заведений./ Под. ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. М.: Смысл, 1996. С.129-150.
13. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Р-н-Д.: Феникс,1996. 446с.
14. Гришин Е.В. Социально-психологические детерминанты предвыборных
кампаний в России. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль: ЯрГУ, 2004. 22 с.
15. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат,1987. 368с.
16. Грюнфельд О.А., Маренков А.В. Анализ выборов: основные тенденции.
// Социальная психология в периоды кризиса общества. Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. Набережные Челны, 2000, С.
63-67.
17. Гуревич А.Я. Историческая наука и историческая антропология. // Вопросы философии, 1988, №1, стр. 56.
18. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии.
М., Смысл, 1997.
19. Дейян А. Реклама. М.: Прогресс-универс, 1993. 175с.
20. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Новая школа, 1996. 352с.
21. Добряков С.А. Психобиография политического лидера. Автореф….
дисс. канд. психол. наук. СПб., 1996. 20с.
22. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, Изд-во МГУ, 1997.344с.
23. Егорова Е.В. Прикладные исследования американской политической
психологии роли буржуазного политического лидера во внешней политике// Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983.145
24. Ерина С.И., Полетаев Ю.А. Некоторые особенности женского политического поведения// Психология и практика. Ежегодник РПО. т.4, вып.5.
Ярославль: ЯрГУ, МАПН, РПО, 1998.С. 198-200.
25. Журналистика в политической структуре общества: некоторые проблемы политической организации средств массовой коммуникации и пропаганды. /Под. ред. Я. Н. Засурского. Рабочая книга менеджера PR.
СПб.: Союз, 1997. 288с.
26. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М.: Изд-во МГУ, 1995.
271с.
27. Каменская О.И. Текст и коммуникация. М.: Высшая школа, 1990. 154с.
28. Кассирер Э. Техника современных политических мифов// Вестн. Моск.
ун-та. Сер.7. Философия,1990, 2. С. 58-69.
29. Киселев И.Ю. Политическая элита: ее сущность и психология. Ярославль: ЯрГУ, 1995. 152с.
30. Киселев И.Ю., Смирнова А.Г. Россия в поисках идентичности. // Проблемы психологии и эргономики. Тверь-Ярославль, №3/1, 1999.
31. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев:
Пан ЛТД, 1994. 284с.
32. Клюева Н.В. Ценностно-рефлексивный подход к психологическому
обеспечению деятельности педагога. // Ярославский психологический
вестник. Вып. 1. Москва-Ярославль , 1999, С. 91-105
33. Клюхин С.В. Социально-психологические аспекты восприятия телепередачи региональной аудиторией. Автореферат дисс. канд. психол. наук. Иваново, 1998. 24с.
34. Ковалев Г.А. О системе психологического воздействия//Психология
воздействия. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. С.4-43.
35. Козлов В.В. Истоки осознания. 3-е изд. Волгоград, 1999. 288с.
36. Коробейников В.С. Редакция и аудитория. М., 1983.146
37. Котов С.С. Методологические основы социально-политического взаимодействия: Дис. в виде научного доклада ... д-ра полит. наук. Тверь:
АССР, 2002. 84 с.
38. Краткий психологический словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского,
М.Г. Ярошевского. М: Политиздат, 1985. 431с.
39. Крижанская Ю.С. Влияние социальных установок на восприятие в массовых коммуникациях. Автореферат дисс. канд. психол. наук. Л.,
40. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. 390с.
41. Лауристин М. Опыт и проблемы изучения эффективности районных газет// Массовая коммуникация и развитие социалистического образа
жизни. Тарту, 1976.
42. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М.: Академия, 1998. 136с.
43. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1996.
44. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.
45. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат,
1975.
46. Ляпина Т.В. Политическая реклама. Киев, ВИРА-Р, 2000.
47. Майерс Д. Социальная психология. Пер. с англ. СПб.: Питер, 1997.
48. Макиавелли Н. Государь. М., «Планета», 1990.
49. Максимов А. Чистые и грязные технологии выборов (Российский опыт).
М, 1999.
50. Малютин М.В. Электоральные предпочтения россиян: “парадокс стабильности”// Общественные науки и современность.1998. №1. С.44-50.
51. Мангейм Дж. Б., Рич Р.К. Политология: методы исследования. М.: Издво "Весь мир", 1997. 544с.
52. Мануйлов Г.М. Психологическое управление в рыночных условиях. М.:
МАПН, 1997. 438с.147
53. Маренков А.В. Социально-психологические феномены в политике. //
Проблемы психологии и эргономики, №3/1, Тверь-Ярославль, 1999. С.
85-87.
54. Маренков А.В. Планирование предвыборной кампании. // Социальная
психология – XXI век. Т. 2, Ярославль, 1999. С. 55-60.
55. Маренков А.В. Феномен лидерства в предвыборной кампании. // Психотехнологии в социальной работе. Ярославль, 2000. С. 135-140.
56. Массовая информация в советском промышленном городе: опыт комплексного социологического исследования. Под общ. ред. Б.А. Грушина, Л.А. Оникова. М., 1980.
57. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб.:
СПбГУ, 1996. 160с.
58. Мельников М.А. СМИ в условиях социально-политического конфликта// Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика, 1993, №1. С. 90-97.
59. Мельникова О.Т. Качественные методы в решении практических социально-психологических задач// Введение в практическую социальную
психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений./ Под.
ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. М.:Смысл,1996.
С.265-281.
60. Мельникова О.Т. Критерии типологии молодежной аудитории телепрограмм// Массовая коммуникация и развитие социалистического образа
жизни. Тарту, 1976.
61. Милюков П. Очерки по истории русской культуры. Спб, 1901.
62. Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М.: Наука,1986. 224с.
63. Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М., Росспэн, 1999.
64. Московичи С. Век толп. М.: Центр психологии и психотерапии. 1998.148
65. Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы. М., Евразийский регион, 1998, Т. 2.
66. Мукашева А.К. Генезис социального познания: Монография. Владимир:
ВГПУ, 2000. 274 с.
67. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М., 1949.
68. Назаретян А.П. Политическая психология: предмет, концептуальные
основания, задачи// Общественные науки и современность. 1998, №1. С.
154-162.
69. Новиков В.В. О феноменологии психо-социальных представлений в социальной психологии ХХI века. // Материалы к пленарному докладу
международного симпозиума 9-12 сентября 1999г. Ярославль, 1999.
70. Новиков В.В. Социальная психология и экономика: Избр. произв. в 11 т.
Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2003-2005.
71. Новиков В.В. Социальная психология сегодня: отвечать действием //
Психологический журнал. 1993. № 4. С. 53 - 59.
72. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., МАПН, ИП
РАН, 1998.
73. Одайник В. Психология политики. М., 1996.
74. Парыгин Б.Д. Общественная психология как социальное явление // Философские науки. М., 1964, №6
75. Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М., Мысль, 1967.
76. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., Мысль,
1971.
77. Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики
общественного сознания: На материале политического менталитета. – 2-
е изд. – М., МГУ, 1997.
78. Платонов К.К. Что изучает общественная психология? М., Знание, 1970.
79. Политическая реклама. М., Центр политического консультирования
“Никколо М”, 1999.149
80. Политическое консультирование. М., 1999.
81. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. Рефлбук, Ваклер, 1999.
82. Прангишвили А.С. Потребности, мотивы, установки. // Проблемы формирвоания социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.
83. Психология и психоанализ власти. Бахрах-М, 1999.
84. Ранкур-Лаферриер. Психика Сталина. М., 1996.
85. Решетников М.М. Современная российская ментальность. М., С-Пб.,
1996.
86. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. //
Под ред. Ядова В.А., Наука, 1979.
87. Сорокин П.А. Голод и идеология общества // Экономист, 1922, №4-5.
88. Сорокин П.А. О свободах. Неотъемлемые права человека и гражданина.
Пг., 1917.
89. Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1. Сыктывкар: Книжное изд-во
Коми, 1991. 287 с.
90. Тард Г. Общественное мнение и толпа. М., 1902.
91. Тард Г. Психология толпы. С.-Пб., 1914.
92. Угланова Е.А. Социально-психологическая концепция качества жизни.
Словарь-справочник. Ярославль: ЯрГУ, 2003. 71 с.
93. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Психологические исследования. М., 1966.
94. Федотов Г. Россия и свобода // Русские философы. Антология. М., 1996.
95. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.
96. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. Минск, 1994.
97. Фрейд З., Буллит У. Томас Вудро Вильсон. 28-й Президент США. М.,
Прогресс, 1992.
98. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., Республика,
1994.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ