Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки и планирования стратегии развития организации 6
1.1. Основные понятия стратегического планирования как основной функции стратегического развития 6
1.2. Схема стратегического развития фирмы и его планирования 8
1.3. Формирование стратегии предприятия 10
Глава 2. Миссия и цели современной коммерческой организации. Понятие, этапы создания 12
2.1. Понятие миссии и ее значение 12
2.2. Этапы создания миссии организации 15
2.3. Стратегические цели развития организации 18
Глава 3. Разработка миссии и целей страховой организации 23
3.1. Разработка миссии страховой организации 23
3.2. Построение и реализация стратегической миссии и целей страховой компании 27
Заключение 36
Список используемой литературы 37
Приложения 39
Стратегическое управление является чрезвычайно важным для фирм, которые сталкиваются с трудностями в осуществлении принципиально новых стратегий своего развития. В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими во внешнем окружении. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиций потребителей, рост конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным быстрое распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой отдельной фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и ещё многих факторов. И в то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить об обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления.
Цели организации. Цель - сочетание необходимого, возможного и желаемого в состоянии управляемой системы в будущем. Носителями цели могут быть индивиды, группы и организации. Организация представляет собой систему, которая состоит из подсистем или блоков или функциональных отделов ( маркетинг, финансы , персонал). Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии как общей цели организации. Так маркетинг направляет свою деятельность на создание спроса и поэтому его целями явл-ся: определение потребности производства продукции, услуг предприятия, разработка новой продукции, освоение рынков, контроль за изменениями вкусов и спроса потребителей. Цели производства устанавливаются в виде системы показателей, которые отражают объем, ассортимент продукции, качество, производительность, затраты труда. Цели подсистемы «персонал» - направлять работу с трудовым коллективом, формулировать свои цели по найму кадров, обучению и т.д. Финансовая подсистема нацеливает свою деятельность на организацию финансирования, кредитования, налоговых обязательств.
Миссия организации. Одной из гл. задач менеджмента явл-ся установление целей, ради которых формируется, функционирует и развивается организация как система. Целеполагание - исходный момент в деятельности менеджера. Целевая функция начинается с установления общей цели предприятия, выражающей причину его существования. В литературе она обозначается такими понятиями как политика, философия, миссия. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова гл.цель организации? На 1 месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей. Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов работы, поэтому в миссии не принято указывать к качестве гл.цели- получение прибыли. Чтобы выбрать соответствующую миссию руководство должно ответить на два вопроса: кто наши клиенты и какие потребности наших клиентов будем удовлетворять?
Задачи организации. Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами (машинами, сырьем, инструментами), информацией. Два других важных момента в работе - это частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения. Изменения в характере и содержании задач тесно связаны с эволюцией специализации. Специализация задач повышает прибыль, потому что увеличение производительности снижает затраты на производство (работу делят м/у специалистами, вместо того чтобы поручить ее выполнение одному человеку).
Все вышесказанное и определило актуальность исследования.
Целью настоящей работы является изучение миссии и целей организации.
Задачи работы:
раскрыть теоретические аспекты разработки и планирования стратегического развития организации;
изучить понятие и этапы создание целей и миссии современной коммерческой организации;
на примере страховой компании разработать миссию и цели организации.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Разработка миссии является начальной точкой любого совершенствования системы управления, так как определение миссии необходимо для того, чтобы выявить, в чем заключается основная задача предприятия и любую деятельность предприятия подчинить ее решению.
Миссия предназначена для решения следующих основных задач:
Представить в явном виде то, для чего существует компания, и установить базу для определения и обеспечения непротиворечивости ее целей.
Определить, чем компания отличается от всех других компаний, действующих на том же рынке.
Создать критерий для оценки необходимости выполнения всех действий, осуществляемых в компании.
Согласовать интересы всех лиц, связанных с организацией (собственников, руководство, персонал, клиентов и др.).
Способствовать созданию корпоративного духа, в том числе расширить для сотрудников смысл и содержание их деятельности.
Формирование миссии позволяет определить, для чего существует конкретная организация, причем данное определение не изменяется обычно на протяжении всего цикла жизнедеятельности организации. Выработка новой миссии обычно приводит к созданию нового предприятия.
«...Ответ на вопрос «Кто мы, что мы делаем и куда направляемся?» определит курс, который должна взять фирма, и поможет выработать сильную индивидуальность. То, что компания собирается делать, и чем она хочет стать, в общем смысле является предназначением (миссией) фирмы».
1. Ансофф И. Стратегическое управление/ Пер. с англ./ М: Экономика, 2011.
2. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. - К.: Эльга, Ника-Центр, 2006.
3. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010.
4. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Институт международного права и экономики им А.С. Грибоедова, 1999.
5. Вигман С.Л. Стратегическое управление в вопросах и ответах. М: ООО «Издательство Проспект», 2010.
6. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
7. Гершун А.М., Нефедьева Ю.С. Разработка сбалансированной системы показателей. Практическое руководство с примерами. М.: «Олимп-Бизнес», 2010.
8. Гершун В., Горский М. технология сбалансированного управления. М.: «Олимп-Бизнес», 2007.
9. Друкер Питер Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М.: Издательско-торговый дом «ГРАНД», «ФАИР-ПРЕСС», 2010.
10. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Минск, Новое знание, 2003
11. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с англ. М.: «Олимп-Бизнес», 2003.
12. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. М.: «Олимп-Бизнес», 2009.
13. Коротков Э.М. Концеция менеджмента. – М., 2006.
14. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2009.
15. Кэмпбел Д., Стоунхаус Дж.., Хьюстон Б., Стратегический менеджмент. М.: ООО «Издательство Проспект», 2003.
16. Мексон М., Альберт М, Ходоури Р. Основы менеджмента. Пер. с англ. М, Дело, 2009.
17. Менеджмент. Конспект лекций в схемах. М. Приор, 2008.
18. Менеджмент. Учебное пособие. Бизнесс-пресс, 2002.
19. Менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.В.Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
20. Менеджмент: экзаменационные ответы. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002
21. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1999.
22. Мумладзе Р.Г. Менеджмент. Учебное пособие. М. Издательство Палеотип, 2008.
23. Огарков А.А. Управление организацией: Учебник. – М.: Эксмо, 2008.
24. Пилипенко Н.Н. Основы менеджмента. Структурно-логические схемы. М., ИКЦ Маркетинг, 2008.
25. Степанова Г.Н. Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии. - М.: Изд-во МГУП, 2001.
26. Стратегическое управления российскими компаниями: Сборник учебных кейсов/ под ред. Гладких И.В., Катькало В.С., Куща С.П. 2-е изд. – СПб.: Издательский дом С.-Петерб.гос.ун-та, 2007.
27. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации: Учебник. – М.: КНОРУС, 2009.
28. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М: «Банки и биржи», «ЮНИТИ», 2006.
29. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева. – М.: ИНФРА-М, 2010.
30. Хьюберт К. Рамперсад Универсальная система показателей деятельности / Пер. в англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.